Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЯ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ФАКТОРЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА'

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЯ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ФАКТОРЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИ / ШКОЛА / ШКОЛЬНЫЙ КЛИМАТ / ПРОФИЛАКТИКА / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реан Артур Александрович, Егорова Анна Викторовна

Актуальность (контекст) тематики статьи.Актуальность проблемы проявления подростковой агрессии в отношении педагогов обусловлена тем, что, несмотря на ее широкое социальное звучание в обществе, современная база исследований показывает, что данной проблеме уделяется крайне мало внимания.Цель:рассмотреть проявление агрессивного поведения в отношении учителей, а именно: оценить распространенность данной проблемы, проанализировать предпосылки, которые предшествуют проявлению агрессии в отношении учителей, а также оценить последствия подобного поведения.Описание хода исследования. В работе представлен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме агрессии в отношении учителя. Кроме того, предприняты попытки найти причины агрессивного поведения учащихся по отношению к учителю, посредством анализа психологических теорий. В статье также предложены рекомендации для снижения и профилактики агрессии со стороны учеников в отношении учителя.Результаты исследования. Было показано, что показатели распространенности агрессии в отношении учителей во всем мире подчеркивают масштабы данной проблематики и вызывают обеспокоенность тем, что данная область имеет пагубные долгосрочные последствия для жизни учащихся, учителей и образовательных учреждений в целом. Установлено, что применение психологических теорий, моделей и концепций в объяснении причин проявлении агрессии в отношения учителя со стороны учеников, позволяют не только определить причины подобного поведения, но и помогают рассмотреть данную проблему на разных уровнях образовательного процесса. Также было рассмотрено влияние школьного климата на виктимизацию учителей и даны рекомендации по внедрению профилактических мероприятий.Выводы. На основании проведенного анализа были представлены направления для дальнейшего изучения данной проблематики. В частности, отмечается необходимость исследования распространенности форм агрессивного поведения в отношении учителя в Российских школах и разработки комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с агрессией в отношении педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реан Артур Александрович, Егорова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT AGGRESSIVENESS TOWARDS TEACHER: FREQUENCY, FACTORS, CONSEQUENCES, PREVENTION

Background.Te relevance of studying students’ aggressive behavior towards teachers lies in the fact that despite the ongoing discussion in society, modern research shows that this problem is not given enough attention.Te Objective.is to consider the students’ aggressive behavior towards teachers: to assess the prevalence of this problem, to analyze the background of students’ aggressive behavior towards teachers, and to assess the consequences of such behavior.Design.Te paper presents an analysis of foreign and Russian research on the problem of aggression towards teachers. In addition, attempts are made to fnd the causes of students’ aggressive behavior towards the teacher through the analysis of psychological theories. Te article also ofers recommendations for reducing and preventing aggression towards teacher on the part of students.Research results.Te indicators that demonstrate prevalence of aggression towards teachers raise the concern that this problem has negative long-term consequences for the lives of students, teachers and educational institutions. Te use of psychological theories, models and concepts in explaining the reasons of aggression in the teacher’s direction on the part of students, allows not only to determine the reasons for aggressive behavior, but also to consider this problem at diferent levels of the educational process. Te infuence of school climate on the victimization of teachers was considered and recommendations were made for the implementation of preventive measures.Conclusion.On the basis of the analysis conducted, the study presents possible directions for further study of this problem. In particular, it is necessary to study the prevalence of aggressive behavior towards teachers in Russian schools and to develop a set of preventive measures aimed at the elimination of aggression towards teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЯ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, ФАКТОРЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА»

Национальный психологический журнал № 2 (42) 2021 http://npsyj.ru

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Оригинальная статья УДК 316.624, 37.96, 159.9.07

doi: 10.11621/npj.2021.0209

Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика

А.А. Реан, Российская академия образования, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

ORCID: 0000-0002-1107-9530

А.В. Егорова*, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

ORCID: 0000-0003-3502-9551

*Для контактов. E-mail: egrvan18@gmail.com

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность проблемы проявления подростковой агрессии в отношении педагогов обусловлена тем, что, несмотря на ее широкое социальное звучание в обществе, современная база исследований показывает, что данной проблеме уделяется крайне мало внимания.

Цель: рассмотреть проявление агрессивного поведения в отношении учителей, а именно: оценить распространенность данной проблемы, проанализировать предпосылки, которые предшествуют проявлению агрессии в отношении учителей, а также оценить последствия подобного поведения.

Описание хода исследования. В работе представлен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме агрессии в отношении учителя. Кроме того, предприняты попытки найти причины агрессивного поведения учащихся по отношению к учителю, посредством анализа психологических теорий. В статье также предложены рекомендации для снижения и профилактики агрессии со стороны учеников в отношении учителя.

Результаты исследования. Было показано, что показатели распространенности агрессии в отношении учителей во всем мире подчеркивают масштабы данной проблематики и вызывают обеспокоенность тем, что данная область имеет пагубные долгосрочные последствия для жизни учащихся, учителей и образовательных учреждений в целом. Установлено, что применение психологических теорий, моделей и концепций в объяснении причин проявлении агрессии в отношения учителя со стороны учеников, позволяют не только определить причины подобного поведения, но и помогают рассмотреть данную проблему на разных уровнях образовательного процесса. Также было рассмотрено влияние школьного климата на виктимизацию учителей и даны рекомендации по внедрению профилактических мероприятий.

Выводы. На основании проведенного анализа были представлены направления для дальнейшего изучения данной проблематики. В частности, отмечается необходимость исследования распространенности форм агрессивного поведения в отношении учителя в Российских школах и разработки комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с агрессией в отношении педагогов.

Ключевые слова: агрессия, подростки, педагоги, школа, школьный климат, профилактика.

Для цитирования: Реан А.А., Егорова А.В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 98-108. ао1: 10.11621/пр).2021.0209

Поступила 31 мая 2021 / Принята к публикации: 12 июня 2021

ISSN 2079-6617 Печать | 2309-9828 Онлайн © Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2021

© Российское психологическое общество, 2021

DEVELOPMENTAL AND PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

National Psychological Journal 2021, 2 (42) http://npsyj.ru

Original Article doi: I0.ll621/npj.2021.0109

Adolescent Aggressiveness Towards Teacher: frequency, factors, consequences, prevention

Artur A. Rean, Russian Academy of Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia ORCIDID: 0000-0002-1107-9530

Anna V. Egorova*, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

ORCIDID: 0000-0003-3502-9551

*Для контактов. E-mail: egrvan18@gmail.com

Background. The relevance of studying students' aggressive behavior towards teachers lies in the fact that despite the ongoing discussion in society, modern research shows that this problem is not given enough attention.

The Objective. is to consider the students' aggressive behavior towards teachers: to assess the prevalence of this problem, to analyze the background of students' aggressive behavior towards teachers, and to assess the consequences of such behavior.

Design. The paper presents an analysis of foreign and Russian research on the problem of aggression towards teachers. In addition, attempts are made to find the causes of students' aggressive behavior towards the teacher through the analysis of psychological theories. The article also offers recommendations for reducing and preventing aggression towards teacher on the part of students.

Research results. The indicators that demonstrate prevalence of aggression towards teachers raise the concern that this problem has negative long-term consequences for the lives of students, teachers and educational institutions. The use of psychological theories, models and concepts in explaining the reasons of aggression in the teacher's direction on the part of students, allows not only to determine the reasons for aggressive behavior, but also to consider this problem at different levels of the educational process. The influence of school climate on the victimization of teachers was considered and recommendations were made for the implementation of preventive measures.

Conclusion. On the basis of the analysis conducted, the study presents possible directions for further study of this problem. In particular, it is necessary to study the prevalence of aggressive behavior towards teachers in Russian schools and to develop a set of preventive measures aimed at the elimination of aggression towards teachers.

Keywords: aggression, adolescents, teachers, school, school climate, prevention.

For citation: Rean, A.A., Egorova, A.V. (2021). Adolescent aggressiveness towards teacher: frequency, factors, consequences, prevention. National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 2 (42), 98-108. doi: 10.11621/ npj.2021.0209

Received May 31, 2021 / Accepted for publication June 12, 2021

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2021 © Russian Psychological Society, 2021

Введение

За последние десятилетия проблема агрессии в образовательных учреждениях приобрела особую актуальность. Причем проблема и ее обсуждение вышли за рамки школьного пространства и приобрели широкое социальное звучание в обществе в целом. Однако большинство исследований, направленных на изучении данного феномена, уделяют основное внимания ученикам и отношениям между ними (Fisher et al., 2018; Farrell et al., 2018; Tillye et al., 2018). Мало внимания уделяется проблеме агрессивного поведе-нияучеников в отношении педагогов.

В СМИ описано несколько случаев, в которых объектом агрессии несовершеннолетних становился педагог. Например, 13 февраля 2021 года в республике Саха (Якутия) десятиклассник ударил учителя русского языка и литературы по лицу. Как отмечается в прессе, педагог сделала замечание ученику. По окончанию урока учитель вышла в коридор, и ученик ударил ее (В Якутии школьник ..., URL: https://ria.ru/20210215/ shkola-1597562837.html). Не менее вопиющий случай был зафиксирован в Иркутске, когда подросток нанес 9 ножевых ранений учителю физики, которая не поставила ученику зачет по предмету. Подобный случай был в Красноярске с участием ученицы 8-го класса (Собкин, Фомиченко, 2012). На сегодняшний день такие проявления жестокости по отношению к учителю не являются единичными случаями.

Следует подчеркнуть, что, как правило, в СМИ освещаются беспрецедентные случаи проявления агрессии по отношению к учителю, в то время как

она может проявляться не в столь экстраординарных физических актах, но и в виде угроз, оскорблений, порчи имущества или игнорировании учителя. Как отмечают В.С. Собкин и А.С. Фомиченко, 46% учителей сталкивались с проявлением вербальной агрессии со стороны учеников, а еще 43% респондентов сообщили о том, что по отношению к ним использовалась косвенная агрессия (Собкин, Фомиченко, 2012). Лабораторией образовательной и молодежной журналистики ВШЭ было проведено исследование, в котором приняли участие 2800 преподавателей из 75 регионов. Его результаты показали, что 70% опрошенных сталкивались с разными формами буллинга. По мнению половины опрошенных преподавателей, агрессивное отношение подростков связано с желанием повысить авторитет в глазах одноклассников. Было выявлено также, что 50% учителей сталкивались с буллингом два-три раза, а 6% учителей подвергаются травле со стороны учеников регулярно (Реан, Новикова, Коновалов, Молчанова, 2019).

Однако следует отметить, что исследований, посвященных данной проблематике, все еще крайне мало. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы проявления агрессивного поведения в отношении учителей. Конкретные задачи данной работы: оценить распространенность данной проблемы, проанализировать предпосылки, которые предшествуют проявлению агрессии в отношении учителей, оценить последствия подобного поведения не только для учителей, но и для всего образовательного процесса. Прикладная задача — выйти на рекомендации по снижению и профилактике агрессии со стороны учеников в отношении учителя.

Артур Александрович Реан —

доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета

ORCID: 0000-0002-1107-9530 Artur A. Rean —

DSc, professor, member of Russian Academy of Education, director of the Centre of Socialization, Family and Prophylactics of asocial behaviour, Moscow State University of Pedagogy

ORCID: 0000-0002-1107-9530

Анна Викторовна Егорова —

аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета ORCID: 0000-0003-3502-9551

Anna V. Egorova —

analytic at the Centre of Socialization, Family and Prophylactics of asocial behaviour, Moscow State University of Pedagogy

ORCID: 0000-0003-3502-9551

Распространенность агрессии по отношению к учителю

Большинство исследований, которые затрагивали проблему агрессии со стороны учащихся в отношении педагогов, были проведены преимущественно зарубежными исследователями (Longobardi et al., 2018; Woudstra et al., 2018; Yang et al., 2019; Moon et al., 2019; Berlanda et al., 2019; Curran et al., 2019; Maeng et al., 2020; Huang et al., 2020 и др.). По результатам общенационального опроса, проведенного в США в 2013 году, в котором приняли участие около 3000 учителей, 80% из них сообщили, что как минимум один раз в течение года подвергались агрессии со стороны учащихся (Espelage et al., 2013). Национальный центр статистики образования США сообщил, что с 1997 по 2001 год в отношении американских учителей было совершено 1,3 миллиона актов агрессии, 473 000 из них имели насильственный характер (Violence against teachers: A silent national crisis, URL: https://www.apa. org/education/k12/teacher-victimization.pdf). Результаты исследования, проведенного на выборке Тайваньских учеников, показали, что из 14000 учеников 30% подтвердили использование как минимум одной из форм агрессии в отношении учителя. Исследователи отмечают, что намеренное противодействие учителям с целью причинения психологического ущерба было наиболее распространенной формой агрессии, направленной против них (Chen, Astor, 2009). Не все акты агрессии, проявленные учениками в отношении учителей, несут в себе физическое причинение вреда. Тем не менее, к серьезным последствиям могут привести и другие формы агрессивного поведения, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. К таким действиям можно отнести насмешки, оскорбления, отказ от выполнения требований учителя, угрозы, пассивно-агрессивное поведение и т.п.

Исследование в Канаде, проведенное на выборке из 571 учителя рассматривало 15 видов насилия в отношении учителей. В ходе этого исследования 60% учителей сообщили, что подвергались обзывательствам и оскорблениям, почти 50% учителей отмечали использование учениками оскорбительных и непристойных жестов в их адрес, 41% — заявили о замечаниях или жалобах в их адрес, которые могли бы нанести ущерб их репутации, 40% — сообщили, что становились объектом запугивания, 34% учителей сталкивались с повреждением личного имущества и почти 20% — сообщили, что им угрожали физической расправой (Burns, 2020). По результатам национального опроса США в 2015-16 годах около 10% американских учителей подвергались угрозам расправы, а около 6% подвергались физическим нападениям в течение предыдущего года (Musu-Gillette et al., 2018).

McMahon и с коллегами изучали проявление физической агрессии по отношению к учителю и выявили, что наиболее распространенной ее формой является телесный контакт (65%), которая включает в себя пинки, удары кулаками, толчки, укусы и удары головой. Кроме того, исследователи отмечают, что физическая

агрессия с использованием предметов в качестве оружия (например, стульев, карандашей) также является довольно распространенной формой (17%). Позерство отмечали 12% учителей, оно включало в себя непристойные жесты и действия, намеренное вторжение в личное пространство и пр., 4% учителей сообщили о случаях использования оружия (McMahon et al., 2019).

Кроме исследований, направленных на изучение распространенности агрессии в отношении учителя и форм ее проявления, были предприняты попытки исследования учителей с учетом их социально-демографических характеристик, например, таких как пол и этническая принадлежность, но результаты исследований оказались довольно неоднозначными. Например, Wei и соавторы отмечают, что насилие чаще встречается по отношению к женщинам-педагогам (Wei et al., 2013), в то время как другие исследования показали, что насилие чаще встречается по отношению к мужчинам (McMahon et al., 2014). Различия в результатах могут быть частично объяснены тем, что в отношении педагогов проявляются разные формы агрессии. Например, женщины-учителя чаще сообщают о вербальной агрессии, по сравнению с учителями-мужчинами. В то время как учителя-мужчины чаще сообщают об угрозах и физической агрессии (Berg, Cornell, 2016). Кроме того, было обнаружено, что учителя-мужчины чаще подвергаются многократной виктимизации, по сравнению с учителями-женщинами (Martinez et al., 2016).

Отдельно изучалась агрессия в отношении учителей средних и старших классов. Например, Moon с коллегами отмечают, что учителя, которые преподают в средних классов, чаще сообщают о более высокой распространенности агрессии, чем их коллеги в старших классах (Moon, McCluskey, Morash, 2019), эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями (Chen,Astor, 2009; Moon, McCluskey, 2016). Авторы объясняют это тем, что подростки в средних школах переживают пубертатный период, что с большей вероятностью приводит к непослушанию и агрессии по отношению к другим, включая учителей (Moon, McCluskey, Morash, 2019). Несмотря на различия в результатах исследований, все они подтверждают то, что агрессия со стороны учащихся в отношении учителей является реальной проблемой, продолжительной во времени, имеющей те или иные последствия, и затрагивающей учителей по всему миру. Показатели распространенности агрессии в отношении учителей во всем мире подчеркивают масштабы данной проблемы и вызывают обеспокоенность тем, что эта недостаточно изученная область имеет пагубные долгосрочные последствия для жизни учащихся, учителей и образовательных учреждений в целом.

Последствия

Способы причинения вреда учителю со стороны учащихся многообразны, они так или иначе оказывают влияние на психологическое, эмоциональное или физическое состояние учителя. Исследователи

пришли к выводу, что «виктимизация учителей может иметь серьезные негативные последствия для качества образования» (Wilson et al., 2011, P. 2366-2367). С нашей точки зрения, речь идет не о прямом влиянии на качество образования, а, скорее, об опосредованном. Виктимизация учителей оказывает влияние на личность учителя, его эмоциональное состояние, снижение мотивации к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, отражается на качестве образования в целом.

На сегодняшний день существует большое количество исследований, которые подтверждают, что агрессивные действия в отношении учителя несут целый ряд негативных последствий (Anderman et al., 2018; McMahon et al., 2017b; Reddy et al., 2018; Huang et al., 2020; и др.). Обзор литературы Espelage и ее коллегами показал, что виктимизация педагогов приводит к «страху, физическим и эмоциональным симптомам, нарушению личных отношений и ухудшению производительности труда» (Espelate et al., 2013, P. 77). В исследовании Wilson с коллегами было обнаружено, что 86% пострадавших канадских учителей сообщили о негативном влиянии агрессии со стороны учеников на их педагогическую деятельность (удовлетворенность работой, профессиональное выгорание и др.), 84% — на эмоциональное благополучие и 61% — на физическое здоровье (Wilson et al., 2011).

Выявлено, что виктимизация приводит к снижению удовлетворенности работой учителей, усилению эмоционального выгорания и увеличению намерения оставить преподавательскую деятельность (Kapa, Gimbert, 2018). Поэтому необходимо более детальное изучение связей между различными типами агрессии в отношении учителей и ее последствиями.

Опрос, проведенный Billett с коллегами, показал, что агрессивные действия со стороны учащихся в отношении учителей привели к тяжелым последствиям для психического здоровья и благополучия учителя. Респонденты рассказали, что испытывали симптомы тревоги, депрессии и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и отметили, что нуждаются в психологической поддержке. Некоторые из учителей брали отпуск, чтобы справиться со стрессом и постоянными нападками со стороны учеников, другие отмечали, что данные ситуации оказывают воздействия на все сферы их жизнедеятельности, несколько респондентов сообщили, что чувствуют себя небезопасно на территории школы (Billett et al., 2019). Burns и его коллеги пришли к выводу о том, что переживания учителем виктимизации со стороны учеников способствует снижению его уверенности в себе и собственной эффективности и снижает степень удовлетворенности работой (Burns et al., 2020).

Как показывает опыт зарубежных исследований, агрессия в отношении учителя влечет за собой очень серьезные последствия, которые проявляется в ухудшении физического и эмоционального состояния, что может привести к серьезных психическим последствиям. Кроме того, последствия виктимизации учителя может сказываться не только на его состоянии, но и на учебном процессе, на взаимоотноше-

ниях в классе и с администрацией школы. Поскольку учитель играет важную роль в формировании личности ребенка, агрессия в отношении него может спровоцировать потерю его профессионального авторитета в классе и нарушению ролевой функции. По существу, при этом теряется или резко снижается возможность управления учебным процессом.

Таким образом, проблема агрессии в отношении учителей затрагивает не только личность учителя, но и весь образовательный процесс, поэтому так важно найти причины данного феномена. Многие зарубежные исследователи предпринимали попытки такого поиска в рамках различных психологических теорий.

Попытки объяснения причин агрессивного поведения по отношению к учителю со стороны учащихся

Попытки найти причины агрессивного поведения учащихся по отношению к учителю и способы борьбы с ней предпринимались несколькими зарубежными исследователями (SooHyun, Wilcox, 2017; Moon, McCluskey, 2018; Kapa et al., 2018 и др.). Как отмечает Espelage с коллегами, доминирующей теорией, которая может объяснить насилие в отношении учителей, является социально-экологическая модель Бронфен-бреннера (Espelage et al., 2013).

Согласно данной модели, развитие человека происходит в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой, — на него оказывают воздействие другие элементы этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем. Первая из них — это микросистема, включающая в себя самого субъекта, его ближайшее окружение и социальные структуры, к которым он принадлежит (семья, сверстники, школа и т.д.) (Hertler et al., 2018). Мезосистема образуется посредством взаимосвязей двух и более микросистем. На уровне мезосистемы на развитие ребенка могут влиять формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьейи группой сверстников. Например, регулярное взаимодействие родителей с учителем может положительно-отразиться на успехах ребенка в школе (Крайг, Бокум, 2019). Экзосистема включает в себя те аспекты социальной среды или общественные структуры, которые находятся вне сферы непосредственного опытачело-века, нокоторые воздействуют на него. Макросистема является внешним слоем окружающей среды человека. Она включает в себя идеологию, установки, законы, традиции, культурные ценности того общества, в котором живет человек. Несмотря на то, что вмешательства, которые стимулируют и поддерживают ход развития человека, могут осуществляться на каждом из уровней данной модели, более значительную роль они играют на уровне макросистемы, посколькуона воздействует на все остальные (Крайг, Бокум, 2019).

Как справедливо отмечает McMahon и его коллеги, с точки зрения социально-экологической модели, агрессия в отношении учителя должна рассма-

триваться как многоуровневая система и учитывать взаимодействие учителя со всеми субъектами, включенными в образовательный процесс (учениками, коллегами, руководством, администрацией и т.д.). Именно оценка этих сложных взаимодействий может помочь понять и решить проблему агрессии в отношении учителей (McMahon, 2017a).

В исследовании предикторов виктимизации учителей, Gottfredson и др. попытались использовать индивидуальные, школьные и общественные факторы (Gottfredson et al., 2005). Это исследование включало выборку учителей и учащихся из 254 средних и старших школ. Результаты исследования показали, что меньшая виктимизация учителей была связана с устойчивой дисциплиной (включая справедливость и ясные требования) и с благоприятным психосоциальным климатом в школе (т.е. моральный дух, административное лидерство и планирование). Результаты многомерного анализа показали, что школы с большей концентрацией бедных учеников, афроаме-риканских учащихся и афроамериканских учителей сообщали о менее благоприятном психосоциальном климате, который, в свою очередь, был связан с большей виктимизацией учителей (Espelage et al., 2013).

Таким образом, для более детального рассмотрения проблемы агрессии в отношении учителей необходимо учитывать не только социально-ролевое взаимодействие учитель — ученик, но и все аспекты системы образовательного процесса.

Кроме того, в качестве объяснения причин агрессии в отношении учителя может быть применима теория целевой конгруэнтности Финкельхора и Ас-дигяна. Она включает в себя три ключевых измерения: целевая уязвимость, целевое вознаграждение и целевой антагонизм. Целевая уязвимость указывает на неспособность потенциальных жертв сопротивляться агрессии, направленной в свой адрес (Choi et al., 2020). Целевая уязвимость характеризуется тем, что человек становится уязвимым, в силу своих индивидуальных особенностей (физические характеристики, эмоциональная депривация, психологические проблемы и т.п.). Если учитель по своим физическим характеристикам (пол, рост, вес и т.д.) значительно уступает ученику, это может быть препятствием для его способности защищаться от агрессора. Целевое вознаграждение определяется как владение или атрибут жертвы, которые агрессоры могут использовать как способ виктимизации (например, материальные объекты, социальный статус, власть и др.), которые впоследствии могут быть испорчены или украдены агрессором. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой ученик, с целью повысить свою репутацию в классе, может унижать или оскорблять учителя, тем самым подрывая его авторитет. Целевой антагонизм указывает на обладание жертвами теми навыками, атрибутами или характеристиками (в т.ч. и личностными), которые вызывают у агрессора негативные реакции. Например, принадлежность учителя к определенной расе может увеличить вероятность того, что он станет объектом агрессии со стороны ученика на почве ненависти к этническим меньшин-

ствам. Теория целевой конгруэнтности утверждает, что индивидуальные черты повышают вероятность некоторых типов виктимизации из-за вариаций этих трех ключевых измерений (Moon, McCluskey, 2018).

Недавнее исследование проверило применимость теории целевой конгруэнтности. В исследовании, проведенном на выборке из более чем 4100 учителей рассматривалось, в значительной ли степени целевая уязвимость и целевой антагонизм связаны с виктимизацией учителей. Результаты исследования показали, что учителя, которые демонстрировали нерешительность в конфронтации с учениками (эмоциональная и психологическая уязвимость), чаще становились жертвами виктимизации, в отличие от тех учителей, кто демонстрировал авторитет (эмоциональная и психологическая неуязвимость). Кроме того, исследование показало, что наказание учеников за плохое поведение вызывало антагонизм со стороны агрессоров, тем самым увеличивая вероятность учителя стать жертвой (O, Wilcox, 2018).

Есть и другие теории, которые использовались для выявления механизмов агрессии в отношении учителей. Например, модель социальной обработки информации Крика и Доджа. Она включает в себя несколько взаимосвязанных этапов обработки информации, таких как восприятие, декодирование, интерпретация информации, прояснение целей, прогнозирование и построение возможных обратных реакций, выбор возможных обратных реакций и их реализация (Guy et al., 2017). Каждый из этих этапов может приводить к искажению информации из-за личностных особенностей участников коммуникации, накопленного ими опыта социального взаимодействия, а также использованных форм общения. Таким образом, те аспекты, которые, с точки зрения учителя, являются позитивными директивами, учащимися могут интерпретироваться как враждебные, тем самым они могут выбирать и реализовывать деструктивные реакции в отношении учителя. И, напротив, возможны ситуации, когда учитель может интерпретировать нейтральные или позитивные действия ученика как негативные или враждебные. Разработка данной проблемы связана с исследованиями в области социально-перцептивных механизмов агрессии. Здесь важно отметить субъективность интерпретации поведения участников коммуникации. Как отмечает А.А. Реан, те действия, которые человек может расценивать как угрожающие, в действительности таковыми могут не являться (Реан, 2016).

В настоящее время имеется значительное количество недостаточно изученных вопросов проблемы проявления агрессии учащимися в отношении учителей, как в зарубежной, так и (особенно) в отечественной психологии. Для более глубокого понимания данной проблемы в нашей стране необходимы исследования, направленные на выявление фактов агрессивного воздействия на учителей, кроме того, важно понять, какие формы агрессивного поведения распространены в российских школах. Также остаются открытыми вопросы изучения личности педагога, по отношению к которому проявляется

агрессия и определения причин данного феномена. Глубокое изучение феномена агрессии в отношении учителей позволит выработать необходимые способы изменения сложившейся ситуации в школьной среде. Образовательные учреждения должны уделять должное внимание профилактике и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на выстраивание благоприятногошкольного климата. В связи с этим А.А. Реан и М.А. Новикова говорят о необходимости введения комплексных программ профилактики агрессии в школе, включающих в себя работу со всеми представителями школьного сообщества — от учеников до школьной администрации, подчеркивая, что хороший школьный климат является важнейшим фактором не только эмоционального благополучия, но и интеллектуального развития учащихся (Реан, Новикова, 2019).

Профилактика

На сегодняшний день существует множество исследований, направленных на изучение связи между школьным климатом и агрессивным поведением (Turner et al., 2018; Reaves et al., 2018; Acosta et al., 2019; Varela et al., 2019). Было выявлено, что негативный школьный климат предшествует более низким показателям благополучия (Aldrup et al., 2018; Aldridge et al., 2019; Lázaro-Visa et al., 2019), а позитивный — потенциально может смягчить виктимизацию учителей (Grey et al., 2017; Bear et al., 2017; Espelage, Hong, 2019; DeCordova et al., 2019; Teng et al., 2020).

В эмпирических исследованиях Реана А.А. с коллегами было показано, что позитивный школьный климат отрицательно связан с уровнем агрессии учащихся в школе. Кроме того, школьные правила имеют существенную взаимосвязь с агрессивностью учащихся и со школьными отношениями (Реан и др., 2020). Благоприятный школьный климат состоит из различных компонентов, которые включают в себя отношения между членами всего школьного сообщества, а также ясность и предсказуемость школьной среды в целом. Поэтому введение четких школьных правил и норм и акцентирование внимания на взаимоотношениях между участниками всего образовательного процесса, а не только на участниках травли, являются неотъемлемыми компонентами большинства антибуллинго-вых программ в различных странах (Молчанова, Новикова, 2020).

Для того чтобы бороться с агрессией в отношении учителей, необходимы комплексные усилия, направленные на всю школьную систему. Такие усилия должны учитывать многочисленные уровни влияния и сложные взаимодействия между системами. Целостный подход к борьбе с агрессией в школе должен затрагивать всех участников образовательного процесса, а именно: учащихся, учителей, администраторов, родителей и т.д. Для начала необходимо провести мониторинг распространенности агрессии и формы ее проявления в рамках учебного заведения. Понимание общей ситуации позволит разработать необходимые

профилактические мероприятия для конкретного случая.

Также необходимо учитывать, что в ситуациях агрессии в отношении учителя, он может чувствовать себя небезопасно в стенах учебного заведения, испытывать тревогу или страх. Поэтому очень важна поддержка со стороны администрации школы тех учителей, в отношении которых были проявлены агрессивные действия. Как показывают исследования, отсутствие поддержки со стороны администрации связано с более высоким уровнем виктимизации (Martinez et al., 2016; McMahon et al., 2017b).

Главная цель любых профилактических программ — это создание благоприятной атмосферы, в которой все участники образовательного процесса смогут чувствовать себя комфортно и безопасно. Профилактические мероприятия могут включать в себя создание позитивных школьных норм и климата, обучение учителей навыкам совладания и эмоционального реагирования на агрессивные действия со стороны учащихся, организацию классных часов для учащихся и родителей с целью повышения осведомленности о проблеме агрессии и ее последствиях, а также развитие коммуникации и поддержки между всеми уровнями образовательной системы.

Заключение

Агрессия в отношении учителей в школе является довольно распространенной проблемой. Но о ней редко упоминают, за исключением случаев, когда к учителю применяются физическое насилие, которое довольно часто освещается в СМИ.

Распространенность агрессии в отношении учителей во всем мире вызывает обеспокоенность тем, что она имеет серьезные и долгосрочные последствия для жизнедеятельности учащихся, учителей и системы образования в целом. Для дальнейшего изучения проблемы необходимы исследования, которые бы позволили расширить и углубить представления об агрессии в отношении педагогов. Исследования должны быть направлены на выявление распространенности агрессии, определение ее форм, изучение всех субъектов образовательной системы. Кроме того, необходим анализ и разработка новых психологических теорий и моделей, объясняющих причины агрессивного поведения в отношении учителя, которые помогли бы не только углубить понимание данной области, но и разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на борьбу с агрессией в отношении педагогов. Педагогическая деятельность сама по себе является достаточно стрессогенной. Появление в современных условиях нового фактора — агрессии учащихся в отношении учителя усугубляет проблему стресс-напряженности и профессионального выгорания педагога. А потому усиление внимания к данной проблеме и поиску способов снижения распространенности агрессии в отношении учителей является крайне актуальной задачей, как в научном, так и в практическом смысле.

Литература:

В Якутии школьник ударил учительницу по лицу. РИА Новости. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20210215/

shkola-1597562837.html (дата обращения 26.04.2021).

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб. : Питер, 2019.

Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Под ред. А.А. Реана // Современная аналитика образования. 2020. № 1. С. 72. Реан А.А. Психология личности. СПб. : Питер. 2016.

Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165-177.

Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллин-га / Под ред. А.А. Реана. М., 2019.

Реан А.А., Шагалов И.Л., Коновалов И.А. Связь ретроспективных оценок школьного климата c готовностью молодых людей к агрессии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. C. 126-143. doi: 10.17759/pse.2020250611 Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Социология образования. Труды по социологии образования. 2012. Т. 16, № 28. С. 137-147.

Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P.S., Phillips A., Wilks A. (2019). Understanding the relationship between perceived school climate and bullying: A mediator analysis. Journal of school violence, 18 (2), 200-215. doi: 10.1080/15388220.2018.1453820 Aldridge J.M., McChesney K., Afari E. (2019). Associations between school climate and student life satisfaction: resilience and bullying as mediating factors. Learning Environments Research, 1-22. doi: 10.1007/ s10984-019-09296-9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aldrup K., Klusmann U., Lüdtke O., Góllner R., Trautwein U. (2018). Student misbehavior and teacher well-being: testing the mediating role of the teacher-student relationship. Learn. Instr. 58, 126-136. doi: 10.1016/j.learninstruc.2018.05.006 American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. Violence against teachers: A silent national crisis [Online brochure]. Available at: https://www.apa.org/education/k12/teacher-victimization.pdf (accessed: 26.04.2021) Anderman E.M., Eseplage D.L., Reddy L.A., McMahon S.D., Martinez A., Lane K.L., Paul N. (2018). Teachers' reactions to experiences of violence: An attributional analysis. Social psychology of education, 21 (3), 621-653. doi: 10.1007/s11218-018-9438-x Bear G.G., Yang C., Mantz L.S., Harris A.B. (2017). School-wide practices associated with school climate in elementary, middle, and high schools. Teaching and Teacher Education, 63, 372-383. doi: 10.1016/j.tate.2017.01.012

Berg J., Cornell D. (2016). Authoritative school climate, aggression toward teachers, and teacher distress in middle school. School Psychology Quarterly, 31, 122-127. doi: 10.1037/spq0000132

Berlanda S., Fraizzoli M., de Cordova F., Pedrazza M. (2019). Psychosocial risks and violence against teachers. Is it possible to promote well-being at work? International journal of environmental research and public health, 16 (22). doi: 10.3390/ijerph16224439 Billett P., Fogelgarn R., Burns E. (2019). Teacher targeted bullying and harassment by students and parents: Report from an Australian exploratory survey. La Trobe University.

Burns E., Fogelgarn R., Billett P. (2020). Teacher-targeted bullying and harassment in Australian schools: a challenge to teacher wellbeing. British Journal of Sociology of Education, 41 (4), 523-538. doi: 10.1080/01425692.2020.1755227

Chen J.K., Astor R.A. (2009). Students' reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 8 (1),

2-17. doi: 10.1080/15388220802067680

Choi J., Kruis N., Lee J. (2020). Applying target congruence theory to victimization risk of students from multicultural backgrounds: A comparison of South Korean, North Korean, and other multicultural family adolescents. Children and Youth Services Review, 118. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105392

Curran F.C., Viano S.L., Fisher B.W. (2019). Teacher victimization, turnover, and contextual factors promoting resilience. Journal of School Violence, 18 (1), 21-38. doi: 10.1080/15388220.2017.1368394

De Cordova F., Berlanda S., Pedrazza M., Fraizzoli M. (2019). Violence at school and the well-being of teachers. The importance of positive relationships. Frontiers in psychology, 10, 1807. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01807

Espelage D., Anderman E., Brown V., Jones A., Lane K., McMahon S.D., ... Reynolds C.R. (2013). Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a National research, practice and policy Agenda. American Psychologist, 68 (2), 75-87. doi: 10.1037/a0031307

Espelage D.L. & Hong J.S. (2019). School climate, bullying, and school violence. In M.J. Mayer & S.R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 45-69). American Psychological Association. doi: 10.1037/0000106-003 Farrell A.D., Goncy E.A., Sullivan T.N., Thompson E.L. (2018). Victimization, aggression, and other problem behaviors: Trajectories of change within and across middle school grades. Journal of research on adolescence, 28 (2), 438-455. doi: 10.1111/jora.12346 Fisher B.W., Viano S., Curran F.C., Pearman F.A., Gardella J.H. (2018). Students' feelings of safety, exposure to violence and victimization, and authoritative school climate. American Journal of Criminal Justice, 43 (1), 6-25. doi: 10.1007/s12103-017-9406-6 Gottfredson G.D., Gottfredson D.C., Payne A.A., Gottfredson N.C. (2005). School climate predictors of school disorder: Results from a national study of delinquency prevention in schools. Journal of research in crime and delinquency, 42 (4), 412-444. doi: 10.1177/0022427804271931

Gray C., Wilcox G., Nordstokke D. (2017). Teacher mental health, school climate, inclusive education and student learning: A review. Canadian Psychology. Psychologie canadienne, 58 (3), 203-210. doi: 10.1037/cap0000117

Guy A., Lee, K., Wolke D. (2017). Differences in the early stages of social information processing for adolescents involved in bullying. Aggressive behavior, 43 (6), 578-587. doi: 10.1002/ab.21716

Hertler S.C., Figueredo A.J., Peñaherrera-Aguirre M., Fernandes H.B., Woodley of Menie M.A. (2018). Urie Bronfenbrenner: Toward an Evolutionary Ecological Systems Theory. In Life History Evolution (pp. 323-339). Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-

3-319-90125-1_19

Huang F.L., Eddy C.L., Camp E. (2020). The role of the perceptions of school climate and teacher victimization by students. Journal of interpersonal violence, 35, 23-24, 5526-5551. doi: 10.1177/0886260517721898

Kapa R.R., Gimbert B. (2018). Job satisfaction, school rule enforcement, and teacher victimization. School Effectiveness and School Improvement, 29 (1), 150-168. doi: 10.1080/09243453.2017.1395747

Kapa R.R., Luke J., Moulthrop D., Gimbert B. (2018). Teacher victimization in authoritative school environments. Journal of school health, 88 (4), 272-280. doi: 10.1111/josh.12607

Lázaro-Visa S., Palomera R., Briones E., Fernández-Fuertes A.A., Fernández-Rouco N. (2019). Bullied adolescent's life satisfaction: personal competencies and school climate as protective factors. Frontiers in psychology, 10, 1691. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01691 Longobardi C., Badenes-Ribera L., Fabris M.A., Martinez A., McMahon S.D. (2018). Prevalence of student violence against teachers: a meta-analysis. Psychology of violence, 9(6), 596. doi: 10.1037/vio0000202

Maeng J.L., Malone M., Cornell D. (2020). Student threats of violence against teachers: Prevalence and outcomes using a threat assessment approach. Teaching and Teacher Education, 87, 102934

Martinez A., McMahon S.D., Espelage D., Anderman E.M., Reddy L.A., Sanchez, B. (2016). Teachers experiences with multiple victimization: Identifying demographic, cognitive, and contextual correlates. Journal of School Violence, 15 (4), 387-405. doi: 10.1080/15388220.2015.1056879

McMahon S.D., Reaves S., McConnell E., Peist E., Ruiz L., Task Force A.P.A., et al. (2017b). The ecology of teachers' experiences with violence and lack of administrative support. American Journal of Community Psychology, 60 (3-4), 502-515. doi: 10.1002/ ajcp.12202

McMahon S.D., Martinez A., Espelage D., Rose C., Reddy L.A., Lane K., ... Brown, V. (2014). Violence directed against teachers: Results from a national survey. Psychology in the Schools, 51 (7), 753-766. doi: 10.1002/pits.21777

McMahon S.D., Martinez A., Reddy L.A., Espelage D.L., Anderman E.M. (2017a). Predicting and reducing aggression and violence toward teachers: Extent of the problem and why it matters. The Wiley handbook of violence and aggression, 1-16. doi: 10.1002/9781119057574.whbva100

McMahon S.D., Peist E., Davis J.O. et al. (2019). Physical aggression toward teachers: Antecedents, behaviors, and consequences. Aggressive Behavior, 1-11. doi: 10.1002/ab.21870

Moon B., McCluskey J. (2016). School-based victimization of teachers in Korea: Focusing on individual and school characteristics. Journal of Interpersonal Violence, 31, 1340-1361. doi: 10.1177/0886260514564156

Moon B., McCluskey J. (2018). An exploratory study of violence and aggression against teachers in middle and high schools: Prevalence, predictors, and negative consequences. Journal of school violence, 19 (2), 122-137. doi: 10.1080/15388220.2018.1540010 Moon B., McCluskey J., Morash M. (2019). Aggression against middle and high school teachers: Duration of victimization and its negative impacts. Aggressive Behavior, 45, 517-526. doi: 10.1002/ab.21840

Moon B., Morash M., McCluskey J. (2019). Student violence directed against teachers: Victimized teachers' reports to school officials and satisfaction with school responses. Journal of interpersonal violence. doi: 10.1177/0886260519825883 Musu-Gillette L., Zhang A., Wang K., Zhang J., Kemp J., Diliberti M., Oudekerk B.A. (2018). Indicators of School Crime and Safety: 2017. Washington, DC: National Center for Education Statistics. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2018/2018036.pdf (accessed: 26.04.2021).

SooHyun O., Wilcox P. (2018). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13 (3), 349-372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174

Reaves S., McMahon S.D., Duffy S.N., Ruiz L. (2018). The test of time: A meta-analytic review of the relation between school climate and problem behavior. Aggression and Violent Behavior, 39, 100-108. doi: 10.1016/j.avb.2018.01.006

Reddy L.A., Espelage D.L., Anderman E.M., Kanrich J.B., McMahon S.D. (2018). Addressing violence against educators through measurement and research. Aggression and violent behavior, 42, 9-28. doi: 10.1016/j.avb.2018.06.006

SooHyun O., Wilcox P. (2017). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13, 349-372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174

Teng Z., Bear G.G., Yang C., Nie Q., Guo Ch. (2020). Moral disengagement and bullying perpetration: A longitudinal study of the moderating effect of school climate. School psychology, 35 (1), 99-109. doi: 10.1037/spq0000348

Tillyer M.S., Wilcox P., Fissel E.R. (2018). Violence in schools: Repeat victimization, low self-control, and the mitigating influence of school efficacy. Journal of Quantitative Criminology, 34 (2), 609-632. doi: 10.1007/s10940-017-9347-8

Turner I., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E., Bromhead, D. (2018). Understanding aggression and victimization: Negative binomial modelling with supportive school climate, mental health, and social identity mediation. Translational Issues in Psychological Science, 4 (4), 380-402. doi: 10.1037/tps0000174

Varela J.J., Sirlopú D., Melipillán R., Espelage D., Green J., Guzmán J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12 (6), 2095-2110. doi: 10.1007/ s12187-019-09631-9

Wei C., Gerberich S.G., Alexander B.H., Ryan A.D., Nachreiner N.M., Mongin S.J. (2013). Work-related violence against educators in Minnesota: Rates and risks based on hours exposed. Journal of Safety Research, 44, 73-85. doi: 10.1016/j.jsr.2012.12.005 Wilson C.M., Douglas K.S., Lyon D.R. (2011). Violence against teachers: Prevalence and consequences. Journal of Interpersonal Violence, 26 (12), 2353-2371. doi: 10.1177/0886260510383027

Woudstra M.H., van Rensburg E.J., Visser M., Jordaan J. (2018). Learner-to-teacher bullying as a potential factor influencing teachers' mental health. South African Journal of Education, 38 (1), 1-10. doi: 10.15700/saje.v38n1a1358

Yang C., Jenkins L., Fredrick S.S., Chen C., Xie J.S., Nickerson A.B. (2019). Teacher victimization by students in China: A multilevel analysis. Aggressive Behavior, 45 (2), 169-180. doi: 10.1002/ab.21806

References

Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P.S., Phillips A., Wilks A. (2019). Understanding the relationship between perceived school climate and bullying: A mediator analysis. Journal of school violence, 18 (2), 200-215. doi: 10.1080/15388220.2018.1453820 Aldridge J.M., Mc Chesney K., Afari E. (2019). Associations between school climate and student life satisfaction: resilience and bullying as mediating factors. Learning Environments Research, 1-22. doi: 10.1007/ s10984-019-09296-9

Aldrup K., Klusmann U., Lüdtke O., Göllner R., Trautwein U. (2018). Student misbehavior and teacher well-being: testing the mediating role of the teacher-student relationship. Learn. Instr. 58, 126-136. doi: 10.1016/j.learninstruc.2018.05.006 American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. Violence against teachers: A silent national crisis [Online brochure]. Available at: https://www.apa.org/education/k12/teacher-victimization.pdf (accessed: 26.04.2021) Anderman E.M., Eseplage D.L., Reddy L.A., McMahon S.D., Martinez A., Lane K.L., Paul N. (2018). Teachers' reactions to experiences of violence: An attributional analysis. Social psychology of education, 21 (3), 621-653. doi: 10.1007/s11218-018-9438-x Bear G.G., Yang C., Mantz L.S., Harris A.B. (2017). School-wide practices associated with school climate in elementary, middle, and high schools. Teaching and Teacher Education, 63, 372-383. doi: 10.1016/j.tate.2017.01.012

Berg J., Cornell D. (2016). Authoritative school climate, aggression toward teachers, and teacher distress in middle school. School Psychology Quarterly, 31, 122-127. doi: 10.1037/spq0000132

Berlanda S., Fraizzoli M., de Cordova F., Pedrazza M. (2019). Psychosocial risks and violence against teachers. Is it possible to promote well-being at work? International journal of environmental research and public health, 16 (22). doi: 10.3390/ijerph16224439 Billett P., Fogelgarn R., Burns E. (2019). Teacher targeted bullying and harassment by students and parents: Report from an Australian exploratory survey. La Trobe University.

Burns E., Fogelgarn R., Billett P. (2020). Teacher-targeted bullying and harassment in Australian schools: a challenge to teacher wellbeing. British Journal of Sociology of Education, 41 (4), 523-538. doi: 10.1080/01425692.2020.1755227

Chen J.K., Astor R.A. (2009). Students' reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 8 (1),

2-17. doi: 10.1080/15388220802067680

Choi J., Kruis N., Lee J. (2020). Applying target congruence theory to victimization risk of students from multicultural backgrounds: A comparison of South Korean, North Korean, and other multicultural family adolescents. Children and Youth Services Review, 118. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105392

Curran F.C., Viano, S.L., Fisher B.W. (2019). Teacher victimization, turnover, and contextual factors promoting resilience. Journal of School Violence, 18 (1), 21-38. doi: 10.1080/15388220.2017.1368394

De Cordova F., Berlanda S., Pedrazza M., Fraizzoli M. (2019). Violence at school and the well-being of teachers. The importance of positive relationships. Frontiers in psychology, 10, 1807. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01807

Espelage D., Anderman E., Brown V., Jones A., Lane K., McMahon S.D., ... Reynolds C.R. (2013). Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a National research, practice and policy Agenda. American Psychologist, 68 (2), 75-87. doi: 10.1037/a0031307

Espelage D.L., Hong J.S. (2019). School climate, bullying, and school violence. In M.J. Mayer S.R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy, 45-69. American Psychological Association. doi: 10.1037/0000106-003 Farrell A.D., Goncy E.A., Sullivan T.N., Thompson E.L. (2018). Victimization, aggression, and other problem behaviors: Trajectories of change within and across middle school grades. Journal of research on adolescence, 28 (2), 438-455. doi: 10.1111/jora.12346 Fisher B.W., Viano S., Curran F.C., Pearman F.A., Gardella J.H. (2018). Students' feelings of safety, exposure to violence and victimization, and authoritative school climate. American Journal of Criminal Justice, 43 (1), 6-25. doi: 10.1007/s12103-017-9406-6 Gottfredson G.D., Gottfredson D.C., Payne A.A., Gottfredson N.C. (2005). School climate predictors of school disorder: Results from a national study of delinquency prevention in schools. Journal of research in crime and delinquency, 42 (4), 412-444. doi: 10.1177/0022427804271931

Gray C., Wilcox G., Nordstokke D. (2017). Teacher mental health, school climate, inclusive education and student learning: A review. Canadian Psychology. Psychologie canadienne, 58 (3), 203-210. doi: 10.1037/cap0000117

Guy A., Lee K., Wolke D. (2017). Differences in the early stages of social information processing for adolescents involved in bullying. Aggressive behavior, 43 (6), 578-587. doi: 10.1002/ab.21716

Hertler S.C., Figueredo A.J., Peñaherrera-Aguirre M., Fernandes H.B., Woodley of Menie M.A. (2018). Urie Bronfenbrenner: Toward an Evolutionary Ecological Systems Theory. Life History Evolution (pp. 323-339). Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-

3-319-90125-1_19

Huang F.L., Eddy C.L., Camp E. (2020). The role of the perceptions of school climate and teacher victimization by students. Journal of interpersonal violence, 35, 23-24, 5526-5551. doi: 10.1177/0886260517721898

In Yakutia, a student hit a teacher in the face [RIA News]. Retrieved from: https://ria.ru/20210215/shkola-1597562837.html (accessed 26.04.2021). (In Russ.).

Kapa R.R., Gimbert B. (2018). Job satisfaction, school rule enforcement, and teacher victimization. School Effectiveness and School Improvement, 29 (1), 150-168. doi: 10.1080/09243453.2017.1395747

Kapa R.R., Luke J., Moulthrop D., Gimbert B. (2018). Teacher victimization in authoritative school environments. Journal of school health, 88 (4), 272-280. doi: 10.1111/josh.12607

Kraig G., Bokum D. (2019). Psychology of development. Saint Petersburg: "Piter". (In Russ.).

Lázaro-Visa S., Palomera R., Briones E., Fernández Fuertes A.A., Fernández-Rouco, N. (2019). Bullied adolescent's life satisfaction: personal competencies and school climate as protective factors. Frontiers in psychology, 10:1691. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01691 Longobardi C., Badenes-Ribera L., Fabris M.A., Martinez A., McMahon S.D. (2018). Prevalence of student violence against teachers: a meta-analysis. Psychol. Violence. doi: 10.1037/vio0000202

Maeng J.L., Malone, M., Cornell, D. (2020). Student threats of violence against teachers: Prevalence and outcomes using a threat assessment approach. Teaching and Teacher Education, 87, 102934.

Martinez A., McMahon S.D., Espelage D., Anderman E.M., Reddy L.A., Sanchez B. (2016). Teachers experiences with multiple victimization: identifying demographic, cognitive, and contextual correlates. Journal of School Violence, 15 (4), 387-405. doi: 10.1080/15388220.2015.1056879

McMahon S.D., Martinez A., Espelage D., Rose C., Reddy L.A., Lane K., ... Brown V (2014). Violence directed against teachers: Results from a national survey. Psychology in the Schools, 51 (7), 753-766. doi: 10.1002/pits.21777

McMahon S.D., Martinez, A. Reddy L.A. Espelage D.L., Anderman E.M. (2017a). Predicting and reducing aggression and violence toward teachers: Extent of the problem and why it matters. The Wiley handbook of violence and aggression, 1-16. doi: 10.1002/9781119057574.whbva100

McMahon S.D., Peist E., Davis J.O. et al. (2019). Physical aggression toward teachers: Antecedents, behaviors, and consequences. Aggressive Behavior, 1-11. doi: 10.1002/ab.21870

McMahon S.D., Reaves S., McConnell E., Peist E., Ruiz L., Task Force A.P.A., et al. (2017b). The ecology of teachers' experiences with violence and lack of administrative support. American Journal of Community Psychology, 60 (3-4), 502-515. doi: 10.1002/ ajcp.12202.

Molchanova D.V., Novikova M.A. (2020). Countering school bullying: analysis of international experience. Sovremennaja anali-tika obrazovanija (Contemporary Education Analytics), 1, 1-72. (in Russ.).

Moon B., McCluskey J. (2018). An exploratory study of violence and aggression against teachers in middle and high schools: Prevalence, predictors, and negative consequences. Journal of school violence, 19 (2), 122-137. doi: 10.1080/15388220.2018.1540010 Moon B., McCluskey J., Morash M. (2019). Aggression against middle and high school teachers: Duration of victimization and its negative impacts. Aggressive Behavior, 45, 517-526. doi: 10.1002/ab.21840

Moon B., Morash M., McCluskey J. (2019). Student violence directed against teachers: Victimized teachers' reports to school officials and satisfaction with school responses. Journal of interpersonal violence. doi: 10.1177/0886260519825883 Moon B., McCluskey J. (2016). School-based victimization of teachers in Korea: Focusing on individual and school characteristics. Journal of Interpersonal Violence, 31, 1340-1361. doi: 10.1177/0886260514564156

Musu-Gillette L., Zhang A., Wang K., Zhang J., Kemp J., Diliberti M., Oudekerk B.A. (2018). indicators of School Crime and Safety: 2017. Washington, DC: National Center for Education Statistics. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2018/2018036.pdf (accessed: 26.04.2021).

SooHyun O., Wilcox P. (2018). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13, 349-372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174 Rean A.A. (2016). Psychology of Personality. St. Petersburg. (in Russ.).

Rean A.A., Novikova M.A., Konovalov i.A., Molchanova D.V. (2019). Handbook for countering and preventing bullying. in A.A. Rean (pp. 1-66). Moscow. (in Russ.).

Rean A.A., Novikova M.A. (2019). Bullying among high school students: the prevalence and influence of socio-economic factors. Mir psikhologii (World of Psychology), 97 (1), 165-177. (in Russ.).

Rean А.А., Shagalov i.L., Konovalov 1.А. (2020). Relationship Between Retrospective Estimations of School Climate and Readiness for Aggression in Young People. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 25 (6), 126143. doi: 10.17759/pse.2020250611 (in Russ.).

Reaves S., McMahon S.D., Duffy S.N., Ruiz L. (2018). The test of time: A meta-analytic review of the relation between school climate and problem behavior. Aggression and Violent Behavior, 39, 100-108. doi: 10.1016/j.avb.2018.01.006

Reddy L.A., Espelage D.L., Anderman E.M., Kanrich J.B., McMahon S.D. (2018). Addressing violence against educators through measurement and research. Aggression and violent behavior, 42, 9-28. doi: 10.1016/j.avb.2018.06.006

Sobkin V.S., Fomichenko A.S. (2012). The reasons of student aggression towards the teachers as understood by the educators. in Sobkin V.S. (Eds.). Sociology of Education. Works on Sociology of Education, 16 (pp. 137-147). Moscow: institute of Sociology of Education RAO, (in Russ.).

SooHyun O., Wilcox P. (2017). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13, 349-372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174

Teng Z., Bear G.G., Yang C., Nie Q., Guo Ch. (2020). Moral disengagement and bullying perpetration: A longitudinal study of the moderating effect of school climate. School psychology, 35 (1), 99-109. doi: 10.1037/spq0000348

Tillyer M.S., Wilcox P., Fissel E.R. (2018). Violence in schools: Repeat victimization, low self-control, and the mitigating influence of school efficacy. Journal of Quantitative Criminology, 34 (2), 609-632. doi: 10.1007/s10940-017-9347-8

Turner 1., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E., Bromhead D. (2018). Understanding aggression and victimization: Negative binomial modelling with supportive school climate, mental health, and social identity mediation. Translational Issues in Psychological Science, 4 (4), 380-402. doi: 10.1037/tps0000174

Varela J.J., Sirlopú D., Melipillán R., Espelage D., Green J., Guzmán J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12 (6), 2095-2110. doi: 10.1007/ s12187-019-09631-9

Wei C., Gerberich S.G., Alexander B.H., Ryan A.D., Nachreiner N.M., Mongin S.J. (2013). Work-related violence against educators in Minnesota: Rates and risks based on hours exposed. Journal of Safety Research, 44, 73-85. doi: 10.1016/j.jsr.2012.12.005 Wilson C.M., Douglas K.S., Lyon D.R. (2011). Violence against teachers: Prevalence and consequences. Journal of Interpersonal Violence, 26 (12), 2353-2371. doi: 10.1177/0886260510383027

Woudstra M.H., van Rensburg E.J., Visser M., Jordaan J. (2018). Learner-to-teacher bullying as a potential factor influencing teachers' mental health. South African Journal of Education, 38 (1), 1-10. doi: 10.15700/saje.v38n1a1358

Yang C., Jenkins L., Fredrick S.S., Chen C., Xie J.S., Nickerson A.B. (2019). Teacher victimization by students in China: A multilevel analysis. Aggressive Behavior, 45 (2), 169-180. doi: 10.1002/ab.21806

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.