слабляющего, говоря его словами, волю исследователя, а оплодотворяющего его усилия. Отсюда, кстати сказать, и тот дух свободы, которым дышат возглавляемая им кафедра и его многочисленные ученики. Отсюда и взвешенная и мудрая гражданская позиция Бориса Георгиевича в наши сложные постсоветские годы. Он не ищет врагов ни справа, ни слева, не примыкает ни к одному из противоборствующих политических лагерей. Но в своих статьях и публичных выступлениях постоянно отстаивает мысль о политическом диалоге как единственном условии конструктивной работы общества по созданию сильного и цивилизованного государства. Невольно вспоминаются слова известного ученого В.М. Межуева о том, что наше общество долгое время если искало истину, то абсолютную, а потому и жило во лжи, если искало доброту, то до святости, и, стало быть, обречено было жить во зле. Борис Георгиевич своим примером учил и учит своих учеников искать иные пути самоопределения как в научном, так и в гражданском смыслах.
Нами уже не раз отмечалось, что «железный занавес» никогда не отделял поиски Бориса Георгиевича и его учеников от исследований западных ученых. Он всегда пристально наблюдал за теми сдвигами, которые происходили в западной науке. Могильницкий одним из первых занялся в 70-е гг. проблемой проникновения психоанализа в историческую науку, прежде всего США, одним из первых подметил такую важную тенденцию в развитии историографии, как «возрождение нарратива», одним из первых начал анализировать те процессы, которые ныне именуются антропологическим сдвигом в историографии.
И дело здесь не только в приоритетах, хотя то, что Борис Георгиевич был и остается одним из первопроходцев в лабиринте зарубежной исторической науки, несомненно, важно. Дело здесь в другом. В условиях кризиса идентичности, охватившего нашу науку в последние десятилетия, в условиях «концептуальной анархии» как следствия крушения безраздельного господства марксистской социологической теории его исто-рико-методологическая работа является знаковой. Знаковой в том смысле, что для Бориса Георгиевича в царящей атмосфере «смены всех» приоритетным является не поклонение каким-либо «кзмам» (будь то марксизм или постмодернизм), а следование профессионализму, который и является самой важной опорой ремесла историка.
Профессионал высокой пробы, удостоенный звания Заслуженного деятеля науки России, руководитель фанта, выданного на поддержку ведущих научных школ, Борис Георгиевич продолжает работать не менее интенсивно, чем 10 или 20 лет назад. О том, что сказанное далеко от комплиментарности, говорят сами факты. Под началом Бориса Георгиевича защищено 3 докторских и 42 кандидатских диссертации. Причем в последние годы круг интересов и самого учителя и его учеников чрезвычайно расширился. Появились исследования, посвященные таким неожиданным для отечественной историографии сюжетам, как, например, тема
смерти в современной французской историографии, или же проблема формирования западноевропейской средневековой цивилизации в свете концепции Л.Н. Гумилева. Под его редакцией вышла монография его учеников, посвященная одной из актуальных проблем науки «К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли», высоко оцененная авторитетными специалистами в альманахе «Одиссей» (1996 г.). Борис Георгиевич руководит научной работой по двум грантам: «Историческая наука и историческое сознание», «1917 год в Сибири: новые подходы к изучению революционных движений».
Он постоянно находится в поиске, осваивает новое. Одним из первых на факультете Борис Георгиевич опробовал дистанционное обучение и был удовлетворен, что получил заинтересованный отклик студентов иногородних вузов. Его постоянно можно видеть в советско-американском центре библиотеки ТГУ, знакомящегося с новинками поступающей литературы.
Особой гордостью Учителя является кафедральная молодежь, с которой он связывает будущее созданной школы. Как-то во время конференции, проводимой летом 1998 г. под рубрикой «Историческое сознание и историческая наука на рубеже веков», Борис Георгиевич сказал, что тон заседаниям секции по историографии и методологии истории задавали молодые докладчики и что уровень выступлений аспирантов вопреки обыкновению не был уровнем начинающих, пробующих перо учеников. Это был уровень уже сложившихся исследователей. И в этом, безусловно, заслуга самого Учителя, который не только привил своим подопечным многие профессиональные навыки, но который всегда давал возможность свободного поиска, стимулирующего творческий дух работы.
Неудивительно, что руководимая Борисом Георгиевичем кафедра, несмотря на различие научных и политических взглядов его учеников и коллег, невзирая на разность характеров и круга общения, была и остается сплоченным и динамично развивающимся коллективом. Профессор В.П. Андреев дал ей такую характеристику: «интеллектуальный мотор факультета». Исходящие от Бориса Георгиевича духовные импульсы распространяются в самом широком радиусе действия. По словам доцента Л.А. Го-лишевой, любое общение с ним учит, развивает, наставляет. И потому, считает она, с полным основанием можно говорить о сложившейся на факультете школе профессора Б.Г. Могильницкого не только в общепринятом смысле, как школе ученого, но и школе в более широком, с одной стороны, и в более конкретном, с другой, понятии: как о стиле работы, манере поведения, приемов обучения учеников, передачи опыта коллегам и т.п., словом, как о комплексе черт, характеризующих творческую личность. Секрет творчества Бориса Георгиевича одновременно сложен и прост. Думая о нем, невольно вспоминаются слова A.C. Пушкина: «любовь и тайная свобода внушают сердцу гимн простой».
Стать* представлена Ученым Советом исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 25 апреля 1999 г.
Голишева Любовь Александровна,
доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультета
Жизнь и деятельность доцента Любови Александровны Голишевой более 40 лет связаны с историче-
ским факультетам Томского государственного университета: студентка, лаборант, аспирантка, ассистент,
старший преподаватель, доцент - вот ступени ее непрерывного профессионального и человеческого роста.
Родилась Любовь Александровна 21 июля 1929 г. в г. Болотное Новосибирской области в семье рабочих. В большой многодетной семье она была старшей. Отец -участник Великой Отечественной войны, инвалид, умер в 1962 г. вследствие ранений.
В 1947 г. Люба закончила, среднюю школу. Еще на школьной скамье задумывалась о профессии, вынашивала мечту о том, чтобы стать либо инженером авиастроителем, либо заняться радиофизикой. После окончания школы Л.А. Голишева по 1956 г. работала старшей пионервожатой в средней школе № 21 Томской железной дороги, секретарем комитета ВЛКСМ, пропагандистом Болотнинского райкома КПСС, первым секретарем Пихтовского райкома комсомола, зав. отделом культуры Болотнинского райисполкома.
Успешное продвижение по служебной лестнице и перспективность партийно-номенклатурной карьеры не смогли заглушить мечту о Томске и любовь к Томскому университету, фотография которого всегда была с Любой. В 1956 г. она, пройдя высокий конкурсный отбор, поступает на историческое отделение ИФФ ТГУ, который и окончила в 1961 г. В студенческие годы за успехи в учебе Люба назначалась на именную (Сталинскую, позднее - Ленинскую) стипендию. С первого курса стала заниматься научно-исследовательской работой, выступала на студенческих научных конференциях с докладами, которые отмечались в числе лучших. Почетной грамотой Томского облисполкома Люба была награждена за доклад, с которым выступала, будучи студенткой первого курса. Представленный на 3-м курсе доклад был рекомендован к публикации. Тематика дипломного сочинения стала темой кандидатской диссертации. На 5-м курсе Л.А. Голишева учебу совмещала с лаборантской работой на кафедре истории СССР, где продолжала трудиться и по окончании университета до поступления в декабре 1961 г. в аспирантуру ТГУ по кафедре истории СССР к профессору И.М. Разгону. Полный курс аспирантской подготовки пройти не довелось. С 1 сентября 1963 г. в связи с педагогическими поручениями Любовь Александровну отозвали из аспирантуры на должность ассистента кафе^ы истории СССР (с 1966 г. - кафедра истории СССР советского периода, в настоящее время - кафедра современной отечественной истории), где она продолжает трудиться по сей день.
Начав свою педагогическую деятельность в университете с лекционного курса и практических занятий по истории СССР феодального периода, Л.А. Голишева в дальнейшем ведет различные лекционные курсы и занятия, читает спецкурсы, руководит написанием курсовых и дипломных со-чинежй по актуальным и научно значимым проблемам отечественной истории послереволюционного периода. Ею впервые в ТГУ начал читаться курс по истории советской Сибири. Около 20 лет она руководила педагогической практикой студентов ИФ. Лекции, семинарские и практические заняты доц Л.А. Голишевой проводились и проводятся на высоком научном и методическом уровне. Обладая как истинный педагог творческим подходом к изучаемым проблемам, незаурядным организаторским талантом, Любовь Александровна в своей педагогической деятельности чрезвычайное значение придает индивидуальной и воспитательной работе со студентами, организации их самостоятельней работы, вовлечению в НИРС. «Вы прекрасный педагог. - подчеркивали эту сторону работы своего учителя в приветственном адресе выпускники кафедры 1973 г., - с огромным тактом умели всегда помочь нам в сложных ситуациях. Не случайно наша 382 гр., где Вы были куратором,
неоднократно занимала первые места в общеуниверситетских и общегородских конкурсах студенческих групп...».
Научные интересы Любови Александровныв сосредоточились на истории межнациональных отношений в Сибири в начале 20-х тт. Блестяще защищенная по этой проблеме в 1970 г. кандидатская диссертация, выступления на всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференциях в Томске, Новосибирске, Барнауле, Кемерове, Риге, Орджоникидзе (ныне - Владикавказ) с докладами и сообщениями, научные публикации получили положительную оценку в исторической литературе.
Л.А. Голишева участвовала в создании двухтомной монографии «Победа Великого Октября в Сибири» (Томск, 1987), отмеченной в 1988 г. премией ТГУ за лучшую научную работу по разделу гуманитарных и общественных наук. В последние годы Любовь Александровна трудится над творческой биографией своего учителя - выдающегося ученого и педагога, лауреата Государственной премии СССР профессора И.М. Разгона, опубликовав по этой теме биобиблиографический указатель «Профессор И.М. Разгон» (Томск, 1988, в соавторстве), 9 статей в сборниках научных трудов и на газетных страницах. Она постоянно принимает участие в обсуждении на кафедре рукописей научных трудов аспирантов, коллег, соискателей.
Более 40 лет (1948-1991 гг.) Л.А.Голишева была в КПСС. Характерная черта Голишевой - активная жизненная позиция. «Я отвечаю за все» - таково ее жизненное кредо с юных комсомольских лет. Секретарь курсового бюро и заместитель секретаря комитета ВЛКСМ ТГУ, член, заместитель и секретарь партийного бюро, председатель профбюро ИФФ - ИФ, парторг кафедры, куратор студенческой группы, заместитель заведующего кафедрой, руководитель агитколлектива и председатель избирательной комиссии в выборных кампаниях, председатель местного комитета университета - таков далеко не полный перечень выполняемых ею в годы учебы и работы в ТГУ общественных поручений. Талантливым организатором и умелым руководителем проявила она себя во главе факультетского целинного студенческого отряда, завоевавшего первое место среди факультетов ТГУ на уборке урожая 1958 г. в Восточно-Казахстанской области и получившего право доставить в Томск Красное Знамя, которым награждена была университетская комсомолия. Будучи избранной в состав ЦК профсоюза работников высшей и средней школы, научных учреждений РСФСР, представляла там томское студенчество. Однако независимо от объема и важности выполняемых Голишевой поручений главным для нее всегда оставалась и остается индивидуальная работа со студентами, воспитание в них трудолюбия, честности, скромности и человеческой доброты - качеств, которыми в полной мере обладает она сама. «Мы всегда, - напишут позже ее ученики, - ценили Ваш талант видеть и развивать лучшее в человеке, поддерживать в трудную минуту... Ваше участие, Любовь Александровна, в судьбе своих выпускников, Ваша поддержка способствовали успехам многих из нас и в послевузовский период». Подобные признания далеко не единичны. «Дорогая Любовь Александровна! - напишет в первый после окончания истфака год работы в школе ее дипломница, - если бы Вы знали, сколько раз хотелось мне прийти к Вам на Киевскую, как домой, поделиться, рассказать. И всегда уходить от Вас уверенной, но не успокоенной».
Остается только пожелать Л.А. Голишевой творческих успехов и доброго здоровья.
Янушкевич Александр Сергеевич,
профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета,
академик Академии гуманитарных наук, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники
Александр Сергеевич Янушкевич родился 3 августа 1944 г. в г. Куйбышеве Новосибирской области в семье служащих. Мама - Мария Николаевна - учитель начальных классов, отец - Сергей Александрович - охотовед.
В 1961 г. Саша закончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Томского государственного университета, который закончил в 1966 г., получив диплом с отличием и рекомендацию для поступления в аспирантуру. Но Александр Сергеевич поехал на север Томской области в село Бокчар, где 2 года работал в средней школе учителем русского языка и литературы. И только в 1968 г. A.C. Янушкевич стал аспирантом. В 1971 г. он защитил кандидатскую диссертацию.
В дальнейшем научная деятельность Александра Сергеевича Янушкевича связана с русской классической литературой. Он автор более 100 публикаций, в т.ч. 10 монографий. В 1985 г. Александр Сергеевич защитил докторскую диссертацию «Этапы эволюции В А Жуковского».
Диапазон научных интересов A.C. Янушкевича весьма широк - от творчества В.А. Жуковского, A.C. Пуш-
кина и Н.В. Гоголя до различных аспектов сибиреведения и литературного краеведения. И во всех сферах своей работы Александр Сергеевич достигает значимых и больших со многих точек зрения результатов. Свидетельство тому и Государственная премия РФ в области науки и техники в составе коллектива, возглавляемого Ф.З. Кануновой за работу «Библиотека В.А. Жуковского в Томске», и издание книги «В.А. Жуковский в воспоминаниях современников», и начало издания полного собрания сочинений и писем В.А. Жуковского в 20 томах, и книга «Русские писатели в Томске», работа над 2-м томом которой продолжается. И всегда талант, умение работать с полной самоотдачей самому и помогать так же работать своим ученикам, коллегам, соратникам привлекают к Александру Сергеевичу многочисленных сотрудников и помощников.
У Александра Сергеевича прекрасная дружная семья, которую объединяют не только родственные связи, но и общность интересов. Его жена профессор Ольга Борисовна Лебедева и дочь аспирантка Мария Александровна - одаренные люди и талантливые литературоведы.
Рыцарская преданность филологии
Александру Сергеевичу Янушкевичу, заведующему кафедрой русской и зарубежной литературы, профессору, доктору филологических наук, лауреату Государственной премии России, академику Академии гуманитарных наук, исполнилось 55 лет. Он, как и все нормальные и очень занятые люди, не любит юбилеев, даже самых молодых и перспективных. Но те, с которыми он работает, и кафедра, которой он успешно руководит вот уже почти десяток лет, поздравляя его, считают своим долгом сказать о нем свои сердечные слова.
Выпускник ТГУ, выросший на кафедре русской и зарубежной литературы, Александр Сергеевич - один из тех ее работников, кто более всего способствовал развитию лучших традиций ее школы. В настоящее время Александр Сергеевич относится к числу самых ярких из среднего поколения профессоров ТГУ, известных и глубоко уважаемых ученых-филологов, блистательных педагогов, любящих и умеющих преподавать русскую литературу.
Сейчас уже многие поколения студентов помнят его прекрасные лекции по важнейшим профилирующим курсам кафедры. С его Пушкиным, Гоголем, Жуковским как живыми явлениями культуры, как нашими современниками люди идут по жизни, черпают у них не только глубину, тонкость проникновения в художественное слово, но и бесспорный запас гуманизма, широту гуманитарной культуры, веры в жизнь. Спецсеминары и аспирантура Александра Сергеевича - прекрасная школа для студентов и аспирантов, из которой вышел не один десяток молодых ученых.
Александр Сергеевич обладает феноменальной трудоспособностью; филологии он отдает весь свой талант, энергию, силы вдохновения. Без него кафедре было бы значительно труднее выполнить свой грандиозный замысел - научное издание Собрания сочинений В.А Жуковского в 20 томах. Он сегодня выдающийся знаток и один из самых авторитетных в России исследователей творчества В.А. Жуковского. Александру Сергеевичу принадлежат фундамен-
тальная монография «Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского» (Томск, 1985), семинарий «В.А. Жуковский» (Москва, 1988), большой труд «В.А. Жуковский в воспоминаниях современников» (Москва, 1999; в соавторстве с О.Б. Лебедевой), он активно участвовал в трехтомнике «Библиотека В.А. Жуковского в Томске», за который кафедра получила Государственную премию России. Он - автор и ответственный редактор изданных и подготовленных к печати двух томов лирики (19992000 гг.), двух томов дневников, тома критики и эстетики Жуковского (в соавторстве с другими членами кафедры). Глубокие статьи Александра Сергеевича о месте творчества Жуковского в мире русских поэтов XIX-XX вв., о международном значении Жуковского - все это огромный вклад ученого в науку, показатель его незаурядного таланта, удивительной аналитической напряженности его мысли, его превосходного синтетического дара
Особой областью научных интересов A.C. Янушкевича является сибиреведение. Коренной сибиряк, он специально и глубоко исследует проблемы региональной сибирской литературы, эстетику, критику, журналистику Сибири. Он редактор интересной очерковой книги «Русские писатели в Томске», раскрывающей место Томска на литературной карте России. Книга отмечена премией Томской областной администрации (1995 г.).
A.C. Янушкевич - талантливый популяризатор русской литературы. Его роль в проведении 200-летнего пушкинского юбилея в Томске, в организации уникальной городской выставки «Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах», его вдохновенное слово о великом поэте, яркие газетные публикации с интересом воспринимаются читателями и придают Томску поистине статус Сибирских Афин.
Пожелаем же ученому, которым по праву могут гордиться университет и город, здоровья и творческого вдохновения на многие долгие годы.
Профессор Ф.З. Канунова
Баронас Альберт Павлович (Альбертас Повило),
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры культурологического факультета
Отмечая 60-летие, человек вправе не подводить итоги, особенно, если есть силы, желания и возможность продолжать трудиться в таком университете, как Томский государственный... У доцента культурологического факультета Баронаса Альберта Павловича (по паспорту Аль-бертаса Повило) все это есть. И он если и подводит черту под своей деятельностью, то только промежуточную, потому что решил, что в 2000 г., когда ему исполнится 61 год и по литовским законам ему начнут выплачивать пенсию, он вернется на свою историческую родину.
Альберт Павлович обязан вернуться не столько потому, что Литва, восстанавливая историческую справедливость, как и всем депортированным, предоставила ему квартиру в Вильнюсе и будет выплачивать полноценную пенсию (квартиру и пенсию он имеет и в Томске), но главным образом потому, что ждет-не дождется его там 92-летняя мама Мариона Винцо, с которой он был разлучен 54 года назад...
Альберт Павлович Баронас родился 11 августа 1939 г. Через год Литва была присоединена к СССР, а еще через год началась Великая Отечественная война (вообще говоря, война - Вторая Мировая - уже шла, когда Альбертю-кас - уменьшительное от Альбертас - только родился). Потом были немецко-фашистская оккупация, приход Советской Армии и начало почти партизанской борьбы «лесных братьев» за «независимость и свободу» Литвы. Можно по-разному оценивать события в Литве, Латвии и Эстонии после 1945 г., но из истории ничего не выбросишь, тем более, что история самым жестоким образом отозвалась в судьбе многих людей. Так случилось и с семьей Бароносов. Отец - Повилас Повило - стал (тесным братом», из-за чего мама Альбертаса в 1946 г. без суда и следствия была выслана в Красноярский край. А в декабре 1948 г. Альбертас и его четыре брата вместе с бабушкой были вывезены в Зырянский район Томской области. Представим себе положение этой семьи. Бабушке 65 лет, младшему внуку 3 года, старшему 12 лет. Поселили их в маленьком селе, в котором не было для бабушки работы, чтобы зарабатывать на жизнь. Летом можно было собирать грибы, ягоду и все то, что может дать тайга. А зимой? И вот по совету добрых людей «чтобы не пропали дети» с разрешения властей семья переезжает в село Чер-даты, где бабушка устраивается на работу поваром в детский дом, а братья стали его воспитанниками. Им в определенном смысле повезло - это был хороший детский дом, пребывание в котором во многом предопределило судьбу Альбертаса и его братьев. Там не только делали все возможное для того, чтобы дети были сытыми (до сих пор Альберт Павлович помнит постоянно повторяемые во время обедов слова: «Ешьте, дети, суп с хлебом, может наедитесь»), но и поощряли и предоставляли желающим возможность учиться. Альберт Павлович тепло и с благодарностью вспоминает воспитателей детского дома, и прежде всего чету Холодовых - Анну Андреевну и ее му-
жа, кавалера трех орденов Славы, Василия Васильевича, директора Анисимова Петра Ильича. Они и все воспитатели и работники детского дома не «отрабатывали положенное» время, а по-родственному, душевно заботились об обездоленных своих питомцах.
После окончания средней школы в 1959 г., имея на руках временный паспорт на фамилию Баранес, Альбертас трудоустроился в Томске, а в 1960 г. поступил на ИФФ ТГУ, историческое отделение которого окончил в 1965 г. по специализации «археология». Но поскольку работы по такой специальности не было, Альберт Павлович поехал работать учителем истории в село Пудино. Через год он был принят по конкурсу ассистентом в ТПУ, где проработал 5 лет. Все это время Баронас не терял связи с историками исторического факультета ТГУ и в 1971 г. был принят в аспирантуру при кафедре научного коммунизма ТГУ, где и был оставлен старшим преподавателем после ее окончания в 1975 г. При создании в 1978 г. межвузовской кафедры этики и эстетики Альберт Павлович перевелся туда, а с 1994 г. работает на культурологическом факультете.
Кандидатскую диссертацию А.П. Баронас защитил в 1980 г. С тех пор свои исследовательские интересы он связал с культурологической проблематикой, стал одним из инициаторов создания в университете системы культурологического образования. Круг его научных интересов сначала определялся вопросами формирования эстетической культуры личности и региональной культурологии, а затем вопросами деятельностной модели культуры, соотношения культурных и цивили-зационных начал в жизнедеятельности современного общества. Альберт Павлович имеет более 20 публикаций. Баронас плодотворно работал (и работает) над методическим обеспечением основополагающих учебных курсов по теории культуры и истории мировой культуры. Поэтому ему было поручено возглавить работу методической комиссии на культурологическом факультете.
У Альберта Павловича два сына, коренных томичей и сибиряков. Старший закончил философский факультет ТГУ, младший - студент 2-го курса естественного факультета Томского педагогического университета, учится хорошо. Любимому внуку «сибирячку-боровичку» Марку 4 года.
Хотя накопленный опыт педагогической, методической и научной работы позволяет Альберту Павловичу еще в течение нескольких лет успешно трудиться, хотя расставаться со ставшим родными и ментально близкими Сибирью, Томском, университетом и факультетом тяжело, но ощущение, пусть с запозданием, невыполненного сыновнего долга-еще тяжелее... В Томске остаются жить два взрослых сына, родные и друзья и, конечно, университет, а значит, остается надежда вернуться в Томск. И не только в гости...
Дунаева Нина Лаврентьевна,
старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков факультета иностранных языков
Нина Лаврентьевна родилась 1-го октября 1929 г. в с. Петровка Парфеновского района Алтайского края в семье
сосланного в марте 1930 г. на север Томской области «кулака». Отец - Лаврентий Захарович - работал в гтромы-
еловой артели бухгалтером, мама - Татьяна Николаевна -в этой же артели разнорабочей. Нина с детства узнала, что такое нелегкий труд, труд не для того, чтобы «быть поближе к земле, вспомнить свои корни», а для того, чтобы прокормиться, не умереть с голоду, чтобы было что обуть и одеть, на что купить школьные учебники и тетради. После начала Великой Отечественной войны ей пришлось работать на сельхозработах, помогать маме шить телогрейки и ватные брюки, вязать носки и варежки для солдат, заготавливать дрова, драть лыко, работать во время летних школьных каникул на кирпичном заводе.
В 1948 г. Нина закончила Колпашевскую среднюю школу № 1 и поступила в Томский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков (как дочь репрессированного «врага народа)) она даже при хорошо сданных экзаменах не была принята в ТГУ на историко-филологический факультет), который закончила в 1952 г. по специальности «Учитель немецкого языка». Но «учителем немецкого языка» Нина (уже Лаврентьевна) стала еще в 1951 г., когда ее, студентку 3-го курса, приняли в Томскую среднюю мужскую школу № 3 на такую должность. И до 1961 г. НЛ. Дунаева проработала в общеобразовательных школах севера Томской области (они с мужем М.М. Дунаевым были туда
направлены партийными органами для работы в сельском хозяйстве) в разных должностях, вплоть до директора школы, но всегда ее главной должностью оставалась одна - Учитель.
После переезда в 1961 г. семьи Дунаевых в Томск Нина Лаврентьевна работает в Томском государственном университете, за исключением того печального периода ее жизни, когда ей пришлось ухаживать за тяжело больным мужем. Прекрасное знание немецкого и французского языков (этот язык она изучала на заочном отделении ТГПУ с 1964 по 1968 г.), спокойствие, доброжелательность, хорошее знание жизни, трудолюбие снискали Нине Лаврентьевне Дунаевой авторитет и уважение коллег по работе, студентов, магистрантов и аспирантов, которым довелось учиться у этого прекрасного человека и преподавателя.
У Нины Лаврентьевны дружная прекрасная семья. Две дочери пошли по стопам матери - работают преподавателями физики и русского языка и литературы, третья - инженер, работает в Томском филиале СО РАН. Особая гордость бабушки - ее внуки. Один из них - Андрей - закончил школу с серебряной медалью, учится на первом курсе ИФ ТГУ, сессию сдал на «отлично». Внучка Нина учится на 2-м курсе ГГФ ТГУ, две последние сессии сдала только на 5.
Бурова Татьяна Терентьевна,
доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета
Татьяна Терентьевна Бурова родилась 7 декабря 1934 г. в г. Курске в семье потомственного железнодорожника. В 1937 г. многодетная семья, в которой было семеро детей (Танюша была младшей), осталась без отца, умершего от сыпного тифа. Прошло еще четыре года и на семью, как и на всю страну, обрушилась новая беда - началась война с фашистской Германией. Беда обрушилась на семью Тани в самом прямом смысле этого слова - она осталась на оккупированной территории и только 6 февраля 1943 г. была освобождена Красной Армией. Через 3 года семья вслед за старшим братом перебралась в Томск, где Татьяна и закончила в 1952 г. известную своими добрыми традициями среднюю школу № 6.
Татьяна Терентьевна уверяет, что еше в детские годы решила стать учительницей. Осуществляя свою мечту, она в год окончания средней школы поступила в Томский педагогический институт на исторический факультет. Учиться ей пришлось у доцента С.С. Григорцевича, который в эти годы основал кафедру новой и новейшей истории ТГУ. В 1955 г. исторический факультет педагогического института был объединен с историко-филологическим факультетом ТГУ, и поэтому в 1956 г. Татьяна получила диплом Томского государственного университета.
По распределению попала в Алтайский край, где проработала недолго. Вернулась в Томск и была принята на работу в среднюю школу № 8, в которой проработала с 1958 по 1968 г. Свои трудовые успехи и педагогические достижения связывает с удивительным коллективом этой школы, где работали Заслуженные учителя РСФСР О.Ф. Лукутина, В.И. Ломова, И.С. То-милова. «Директор школы И.М. Лютаев предоставил мне полную свободу, помог поверить в себя, - расска-
зывает Татьяна Терентьевна, - а это всегда очень важно для молодого специалиста)). В 1965 г. Татьяна Терентьевна была делегатом Всесоюзного съезда учителей, ее обобщающие уроки истории были удостоены грамоты Академии педагогических наук СССР и переданы в архив этой Академии. Достижения Татьяны Терентьевны на учительском поприще отмечены Грамотой Совета Министров СССР, о них писал журнал «Семья и школа)).
Успехи Татьяны Терентьевны в практической педагогике требовали научного подтверждения и обоснования, и в 1968 г. она поступила в аспирантуру исторического факультета ТГУ. Под руководством С.С. Григорцевича Т.Т. Бурова выполнила и защитила кандидатскую диссертацию и была оставлена на факультете для чтения лекционного курса педагогической специальности «Методика преподавания истории в школе» и общего исторического курса по новой истории. Увлеченно, ответственно, со знанием дела Татьяна Терентьевна выполняла и другую работу - читала учебные курсы в Южно-Сахалинском педагогическом институте, публичные лекции в различных аудиториях общества «Знание».
Татьяна Терентьевна пользуется уважением на факультете за доброе, внимательное и располагающее отношение к любому человеку, умение решать возникающие проблемы бесконфликтно, за готовность поддержать и помочь в трудную минуту.
У Татьяны Терентьевны прекрасный сын, врач по профессии, который сейчас поддерживает здоровье всей семьи, посвятившей свою жизнь поддержанию душевного здоровья многих людей. Супруг Татьяны Терентьевны - юрист, работал прокурором следственного отдела.