УДК 929.52(470.5)
РОД КОЛЧИНЫХ В ПРИКАМЬЕ*
Л.П. Колчина
Статья посвящена генеалогическому исследованию рода Колчиных в Сарапульском уезде, г. Сарапуле и Среднем Прикамье, выполненному на основе архивных документов, открытых источников и материалов из семейного архива. На примере семейной истории видны локальные особенности и общие черты исторического процесса заселения и существования в Прикамье русских переселенцев-старообрядцев.
Ключевые слова: архив, Вятская губерния, историческое краеведение, метрические церковные книги, подворная и подушная переписи, русские, Сарапульский уезд, старообрядчество.
В словаре В. Даля приводится этимология прозвища Колча - «колченогий, хромой, одна нога короче, ступня выворочена, ноги колесом...» [3, с. 143]. Академик С.Б. Веселовский дает раннее упоминание этого прозвища в исторических документах: «Федор Максимович Вельяминов (Колча) убит в 1659 г. под Конотопом» [2, с. 382]. Но существуют и более ранние - в Писцовых книгах вооружения Московских ополченцев 1562 г.: «в разных дворах жили работники Колча и Колчин, вооруженные рогатинами» [23].
Род старообрядцев Колчиных берет начало на Русском Севере. В ХХ в. большинство из 186 репрессированных Колчиных проживали преимущественно в Архангельской, Новгородской, Вологодской областях. В ряде статей Л.Д. Макарова, М.А. Ощепкова, Д.А. Черниенко раскрыт длительный, многовековой исторический процесс заселения русскими Среднего Прикамья: с XII в. - первые появления новгородцев, массовое заселение с конца XV - начала XVI в. как освоение новых земель свободными крестьянами Севера или посланными властью на укрепление новых границ, строительство острогов, крепостей, городков [4, с. 80-85, 108-115, 134-139].
После раскола Русской православной церкви в середине XVII в. появились «самобеглые» от преследований официальной церкви и государства из центра и севера на пустующие, малонаселенные окраинные земли - Закамье, Урал, Сибирь, либо сосланные властями противники «новой веры».
Сарапульские иконописцы старообрядцы Кол-чины прослеживаются в документах с 1595 г. [11, с. 130-135]. Будучи приписными крестьянами Сара-пульской дворцовой слободы, они жили и работали в Невьянске, Нижнем Тагиле, на Иргинском, Осин-ском заводах под покровительством Демидовых, платя, однако, двойной налог: в Сарапул и на Урал. В «Писцовой книге», основанной в 1591 г., писано о договоре «по льготе на 5 лет Василей Харитонов сын Колчин, Лодейщиков, да брат ево Питранейко, да зять ево Сысойко, прозвище Некрас, Дмитриев сын Устюжанин». Зафиксированы подписные иконы Колчиных (1795-1798) в действующих храмах Челябинской области. Это целое древо из 4-х поколений отцов, сыновей, внуков и правнуков, создавших своеобразную иконописную школу. При очередном ужесточении гонений на старообрядцев их штрафовали и заставляли вернуться в Сарапул,
Колчина Лидия Павловна - Отличник народного просвещения, ветеран труда РФ, краевед, кандидат психологических наук (Сарапул), [email protected]
* В сборе материала для статьи помогали представители разных ветвей рода, в подготовке и компьютерной обработке архивных данных неоценимую помощь С.А. и В.А. Колчины.
часть бежала дальше в Сибирь. В «Дозорной книге с. Вознесенского Осипа Зюзина и подьячего Терентия Матвеева с 1621 по 1780 гг.» почти целую страницу занимают Колчины, начиная с середины XVII в. [18, с. 52]. Сарапульский уезд - один из густо заселенных старообрядцами, что отражено в книгах П.И. Мельникова (Андрея Печерского) [14].
Важное подтверждение истоков рода обнаруживается в особенностях речи неграмотной Марии Савельевны Колчиной (1885-1971, бабушка автора статьи), хотя в ее семье в ХХ в. все знали грамоту не только светскую, но и старославянскую, что характерно для старообрядцев. Возможная причина - как старшая дочь она должна была рано нянчить младших детей, помогать по хозяйству. Кто-то научил ее писать букву М, по-видимому, вместо подписи. Попытки обучить ее чтению и письму не встретили с ее стороны желания. Ее «неиспорченная грамотой» речь представляла примеры из средневековых рукописей, изучавшихся автором в РГАДА (писцовые книги, списки воевод и рядовых из стрелецких полков, документы МАМЮ, Росписной список г. Москвы 1638 г., Труды ИРВИ, Энциклопедические словари Павленкова Ф.Ф. [17], Даля В. [3]). Звуки А и Е она произносила как О: Омельян, Офонасий, Олександр, Олексей, что сближало с украинскими именами Оксана, Олеша. В ее речи запомнились архаические выражения, которые не понимали современные филологи, этнографы, к которым я обращалась, но все они представлены в словаре В. Даля: НАВЕРХОСыТКУ -десерт, СЫСПОТиХУ - не спеша, ПаУЖИН -полдник, СуПАРЕНЬ (сумерки) - мужиковатая девушка, ЛыВА - лужа, яма с водой, уПОВОД -период времени труда без перерыва на перекус и короткий отдых, оцениваемый без часов, по солнцу, древняя дохристианская мера времени. Про испачканную одежду говорила: «У вас и золото ПОМиДЕЕТ, одевать вас надо в рогожу, да в брезент». Не разрешала разговаривать, шуметь, охать, когда «ТВОРиЛА тесто, творила КВАШёНКУ», так как оно могло не подняться. Пельмени семья «СТРяПАЛА», а не лепила, как говорят сейчас.
В целом воспитание было строгое - детям не разрешалось выходить в общий коридор, кухню огромной шведско-финской коммунальной квартиры в г. Выборге, где на 5 офицерских семей было 7 детей. В своей комнате запрещалось бегать, садиться, ложиться днем на свою постель или прикасаться к родительской кровати, ругали, если
дети задевали и нарушали положение подушек в строченых наволочках, кружевного подзора, льняного, вышитого покрывала. Для бабушки и детей была отгорожена часть комнаты. Не будучи воцерковленными, дети фактически были воспитаны в традициях Домостроя, старой веры, девочек, например, задолго до школы обучали почти всем видам рукоделия, обязательным для крестьянской жизни: прясть на прялке, вязать на спицах и крючком кружева, носки и варежки, шить всеми видами ручных швов, вышивать всеми видами крестов и глади, стежить одеяла. Эти одеяла до сих пор живы - аккуратность, экономия и бережливость -неотъемлемые черты старообрядцев, залог их благосостояния и выживания.
Как семья оказалась в г. Выборге? Родители прошли всю Великую Отечественную войну: П.Л. Колчин в 1-й танковой армии М.Е. Катукова брал Берлин, кроме орденов и медалей имел редкую грамоту прошедшему войну с первого и до последнего дня за подписью И.В. Сталина. Мама окончила Свердловский мединститут, в армии К.К. Рокоссовского освобождала Прагу. Служили в Германии, в 1948 г. были направлены в Ленинград (фото 4), где родились дети, затем - в Выборг, где жили до 1957 г. Для ухода за детьми в закрытый пограничный город выписали бабушку Марию Савельевну. Она втайне от сына - советского офицера и члена партии, окрестила нас с младшим братом Александром в единственной сохранившейся православной церкви (старообрядческой, конечно, там не было). Родни в Выборге также не было, поэтому крестной, видимо, стала сама бабушка, а крестным, скорее всего, священник.
М.С. Колчина часто вспоминала жизнь на Каме, например, как в 18 лет, в 1903 г. ходила с девушками по малину за д. Мыльники, рядом с с. Сига-ево под Сарапулом и «убила медведя»: собирает малину, слышит чавканье рядом, думала подруга, а это медведь стоит у куста и тоже ест ягоды. Мария испугалась, закричала, хлестнула медведя вицей и побежала в деревню. Мужики помчались в малинник, а медведь от страха заболел «медвежьей болезнью» и умер... Так от бабушки автору статьи была передана любовь и глубокий интерес к истории своей семьи, рода, малой родины. С начала 1990-х гг., как только разрешили обслуживание частных лиц в госархивах, началась работа автора в ЦГА УР, ЦГА МО, РГАДА, ГАИМ, ГАВМФ, в Сарапуле, Кирове, Красноярске.
Удалось установить, что, согласно подворной переписи 1896 г. [18], в д. Мыльники Сарапуль-ского уезда из 29 дворов 12 принадлежали старообрядцам Колчиным, 11 - единоверцам Шавкуно-вым, 8 - «Никонианам» Фофановым и 1 - С.П. Глу-хову, скорее всего, пришлому: лекарю, учителю, священнику. Правда, в такой небольшой деревне едва ли были эти учреждения. В этом списке значился только хозяин двора без членов семьи и даже без указания их количества. В единственной в ЦГА УР метрической книге старообрядческой Никольской церкви г. Сарапула за 1908-1918 гг. не зарегистрировано ни одного случая, когда вступали в брак или свидетелями брака или крещения ребенка были представители других конфессий, то есть односельчане Фофановы или Шавкуновы. К счастью, факты рождения отца (11.01.1918 г.) и матери (29.12.1918 г.) оказались в этой книге [15].
По подушной переписи 1897 г. [19], в 12 дворах жили 14 семей, из 94 человек 83 - Колчины: 12 мужчин, 14 жен, 23 женщины, 50 детей. 12 семей полные, то есть наличествуют отец и мать. Количество детей 1-7. Две семьи из 2-х человек: мать-вдова и сын. Жили в семьях также: 3 матери хозяина двора, 1 теща, 2 сестры, 1 бабушка, 2 снохи, 6 братьев, а также одна на все 12 дворов работница -няня в молодой семье с 4-х месячным ребенком, видимо, не принято было иметь прислугу.
Колчины в д. Мыльники - все русские, древле-православной веры. Один лишь Григорий Арсен-тьевич Колчин - единоверец. Все отцы семейств родом из д. Мыльники, жен брали только из других мест: Сарапульский, Осинский, Уфимский, Бирский уезды (борьба с близкородственными браками и дурной наследственностью, характерная для всех старообрядцев). Священники или старцы просматривали родословную жениха и невесты до 7-го колена в поисках генетических и социальных пороков. Браки были по сговору родителей. Не было ни одного брака между односельчанами, как называют теперь «по любви». И ныне в XX и XXI вв. невест-прихожанок Ижевской старообрядческой церкви берут замуж в дальние приходы России и даже в Канаду, США.
В 1897 г. в д. Мыльники все мужчины были земледельцы, имевшие крестьянский отруб, военнообязанные: ратники или ополченцы в запасе. В бланке записаны как «раскольники» или «сектанты». Старообрядцы, несмотря на гонения и притеснения политические, социальные, экономические,
в течение столетий всегда были верными защитниками Родины [6; 7; 8]. На 1897 г. грамотными были 8 мужчин и 2 женщины, научились грамоте дома - 4, в церковно-приходской школе - 4, в полку - 2. Подрабатывают: 4 мужчин: 1 - хлебником, 1 - поденщиком, 1 - на кожзаводе, 1 - рабочий на винокуренном заводе в Сарапуле.
Рассмотрим истории нескольких семей д. Мыльники.
1. Севастьян Федотович Колчин, 36 лет (1861 г.р.), ратник, неграмотный, и Евдокия Яковлевна, 36 лет (1861 г.р.), неграмотная. У них было 5 сыновей: Никита, 15 лет, Лука, 14 лет, Фома, 11 лет, Ефим, 8 лет (1889 г.р.), Антропий, 1 год (еще Еверилий и Васса в метрической книге за 1918 г.).
Ефим с 9 лет батрачил [5, с. 26], с 13 лет работал в Сарапуле, в 1905 г. с 16 лет участвовал в забастовках, распространял прокламации. Мобилизован в 1915 г. направлен на Ижевский военный завод для работы на военные нужды. В 1916 г. вступил в РСДРП(б), председатель солдатского комитета. В марте 1916 г. был заподозрен в порче оружейных стволов, арестован и отправлен в Сарапул, в Тюремный замок, как политзаключенный и освобожден от военной службы. Приговор -к расстрелу, бежал. В феврале 1917 г. освобожден, изготовлял сапоги для Сарапульского 166-го запасного пехотного полка. После Революции в 1918-1920 гг. в Сарапуле - командир добровольческого Отряда Красной Гвардии «Сарапульский коммунар», разогнавшего милицию Сморкалова [8, с. 75-76], отличившегося в борьбе с мятежниками и колчаковцами и влившегося в 28-ю «Железную» дивизию А.М. Азина. [5; 7; 8; 9; 13; 16]. Был в числе организаторов советской власти в Сарапуле. До марта 1923 г. Е.С. Колчин служил во внутренних войсках по стране (фото 2). После Гражданской войны возглавлял леспромхоз в Пермской области, жил, работал и похоронен в Молдавии.
Его брат Лука Севастьянович (1883 г.р.) с женой Анфией Гавриловной имели детей: Екатерину (1911 г.р.), Феодосия (1913 г.р.), Симеона (1915 г.р.). Призванный в 1914 г. в армию, пропал без вести. Сын Феодосий Лукич - стрелок 12-й гвардейской дивизии погиб 26 июня 1942 г., похоронен в Калужской области у с. Озерки.
Брат Фома Севастьянович (1886 г.р.), жена Минодора Михайловна, дети: Никон (1909 г.р.), Антоний (1911 г.р.), Иустиния (1916 г.р.), Леонтий (1918 г.р.).
В списках раскулаченных и высланных этих семей нет, где они жили после 1930 г. неизвестно, возможно, оставались в д. Мыльники.
2. Авдотья Карповна Колчина, 35 лет (1862 г.р., Пермская губ., Осинский у.), земледелица, хозяйка, крестьянский отруб, русская, раскольница, неграмотная, вдова. Сын - Лаврентий Терентьевич, 12 лет (1885 г.р., д. Мыльники) (дед автора статьи). Еще двух сыновей: Николая (1876 г.р.) и Матвея (1883 г.р.) нет в переписи 1897 г., возможно, Николай в 21 год находился в армии, а где Матвей в 14 лет? В 1931 г. они есть в списках высланных.
3. Калистрат Агафонович Колчин, 41 год (1856 г.р.), ратник в запасе. Жена Агафья Прокопьевна, 26 лет (1871 г.р., Пермская губ., Осинский у.). Дочь - Мария, 5 лет (1892 г.р.), Федосья Деми-довна, 70 лет (1827 г.р., Сарапульский у.), вдова. Братья Калистрат и Савелий жили в отцовском доме одним двором.
4. Савелий Агафонович Колчин, 40 лет (1857 г.р.), грамотный, ратник 1-го р., жена Агафья Ивановна, 3 7 лет (1860 г.р., Сарапульский у.). Дети - Василий, 14 лет (1883 г.р.), Климентий, 13 лет (1884 г.р.), Евсей, 6 лет (1891 г.р.), Афанасий, 1 год (1897 г.р.), Мария, 10 лет (1885 г.р.) (бабушка автора статьи), Васса,
2 года (1895 г.р). В 1931 г. в списках высланных из г. Ижевска появится третий брат - Яков Агафонович, 35 лет (1896 г.р.) с женой Варварой Маркелов-ной, имел детей: Анастасию (1919 г.р.), Елизавету (1922 г.р.). В 1897 ему был 1 год. Где и с кем он жил?
Семьи родственников:
5. Григорий Арсентьевич Колчин, 52 года, неграмотный, единоверец; Татьяна Терентьевна, 52 года, неграмотная; сын с женой и внуком: Лев, 22 года, жена Анна Ивановна, 22 года, Григорий,
3 месяца. Иван, 18 лет, ратник 1-го р., Параса, 26 лет, грамотная, Надежда, 16 лет, Анфиса, 9 лет.
6. Полиэкт Савинович Колчин, 45 лет, жена Анна Тимофеевна, 43 года, дети - Егор, 18 лет, Ананий, 11 лет, Петр, 3 года, Мария, 20 лет, Екатерина, 8 лет, Марианна, 2 года, сестра Параскева Савиновна, 50 лет.
7. Андрей Тарасович Колчин, 55 лет, грамотный, жена Агриппина Осиповна, 50 лет, дети -Петр, 14 лет, Матрена, 19 лет.
8. Маркел Андреевич Колчин, 27 лет, ратник 1-го р., Параскева Михайловна, 27 лет, Варвара, 1 неделя, Самарин Лев Андреевич, 80 лет.
9. Иван Сидорович Колчин, 45 лет, грамотный, жена Матрена Сергеевна, 43 года, Тимофей,
10 лет, Андрей, 9 лет, Наум, 8 лет, Евдокия, 18 лет, Анна, 1 месяц.
10. Назар Федорович Колчин, 33 года, грамотный, ратник 1-го р., жена Мария Яковлевна, 30 лет, дети - Павел, 9 лет, Татьяна, 6 лет, Екатерина,
2 года, и еще Мария (1900 г.р.), Екатерина Григорьевна, теща, 61 год ( Бирский у., вдова).
11. Григорий Федорович Колчин, 28 лет, в запасе, жена Устинья Новиновна, 24 года, дети - Вера, 4 месяца, Бабина Евгения, 9 лет.
12. Иван Павлович Колчин, 35 лет, неграмотный, рабочий винокуренного завода, жена Елена Никифоровна, 44 года, дети - Иван, 20 лет, его жена Екатерина, 19 лет, Григорий, 14 лет, Татьяна, 16 лет, Любовь, 6 лет, Мария, 1 год.
13. Автоном Григорьевич Колчин, 23 года, хлебник, ратник, Мария Осиповна, 18 лет (Пермская губ., Осинский у.), грамотная, Анна Леонтьевна, мать, 43 года, вдова, Егор, 28 лет, грамотный, Касим, 18 лет, Иван, 17 лет, грамотный, Кирилл, 10 лет, Авдей, 6 лет, Татьяна, 8 лет, Корелина Мария Фроловна, 45 лет, гостья, бабушка, вдова при внуке.
14. Егор Тарасович Колчин, 21 год, мать Мария Тихоновна, 65 лет (Вятская губ.), вдова при сыне. Сыновьям Агафона Колчина, братьям Калистрату и Савелию, стало тесно в родительском доме, поставили новый большой двухэтажный дом. Старшие дети Савелия рано стали самостоятельными и подались в город.
Василий стал хозяином извоза в Ижевске (для перевозки грузов в Сарапульский порт и обратно). Климентий погиб в Первую мировую войну. Судьба Евсея не известна. Васса (1895-1983) в 1913 г. вышла замуж, но первый муж погиб в 1914 г. В 1919 г. заключила второй брак с закройщиком 1-го класса обувной фабрики Сарапула Емелья-ном Севастьяновичем Кузнецовым (1878-1932), вдовцом с 6 детьми от Елены Афанасьевны: Марк (1899-1943), Агния (1900-1946), Нестор (19031976), Елена (1909-1910), Зинаида (1913-1925?), Григорий (1914-1944), Елена (1918-1936). Васса сама родила Стефана (1921 г.р.), Евстафия (19251945), Пелагею (Полину) (1922-2005), Зинаиду (1929-2018). Третий муж - Соболев Феопемпт Давыдович (гражданский?). У Григория было
3 детей: 2 дочери и сын. У Агнии с Александром Николаевичем Топчиловым было 4 детей: Елена, Николай, Михаил, Сергей и Елена - дочь Е.С. Кузнецова от первого брака. У Нестора
с Татьяной Николаевной Макаровой (1904-1995): Миша (1929 г.р.), Алексей (1932-2015), Ирина (1935 г.р.). У Зинаиды с Поликашиным Николаем - сын Сергей (1966 г.р.). У Полины с Поповым Михаилом Сергеевичем - дочери Галина и Татьяна, их многочисленные потомки. На земле хозяйствовали Мария и Афанасий с семьей, в первом браке с Марией Назаровной (1900-1931), дети - Иоанн (1918 г.р.), Анна (1921 г.р.), Нина, Зоя, Павел.
Лаврентий, сын вдовы, как и Ефим Колчин с ранних лет работал по найму, скорее всего, к этому времени остался круглым сиротой. Младшему обычно доставалась малая доля наследства, родительский дом и уход за престарелыми родителями. Старшие братья Николай и Матвей уже имели семьи и крепкие хозяйства. Будучи из клана «белых Колчиных», он пошел в работники к зажиточным «черным Колчиным» в дом Савелия Агафоновича. Работник он, видимо, был неплохой, если женился на дочери хозяина Марии (как в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Кстати, нарушив традицию брать невест издалека: оба были Колчины, родом из одной деревни, из разных кланов («белого и черного»).
Чудом сохранилась маленькая любительская фотография зимы 1925-1926 гг., еще до трагедии раскулачивания - Колчины в д. Мыльники на фоне нового дома. Павел (отец автора статьи) (7-8 лет) сидит между родителями - Лаврентием Терентьевичем и Марией Савельевной (с рыжим лисьим воротником). Слева в ряду стоит дочь Варвара, около 18 лет (фото 1). Больше никого даже самые старшие родственники не смогли узнать. После раскулачивания и высылки этот дом забрали под сельсовет, дом деда Терентия был перевезен в Сарапул. Существование Варвары подтверждает запись в Метрической книге о рождении 11.01.1918 г. Павла Лаврентьевича Колчина, свидетелями чего записаны его дядя Матвей Терентьевич и старшая сестра Варвара Лаврентьевна [15]. До высылки она не дожила - умерла от «глотошной», т.е. дифтерии. В конце XX в., побывав в д. Мыльники, нашла самую старую жительницу, она была привезена в годовалом возрасте в 1931 г. переселившимися сюда родителями, которые приехали на освободившееся место, возможно, тоже ссыльные.
Таким образом, с середины XVI в. росло разветвленное древо Колчиных в Прикамье (рис. 1). Помимо крестьянской, была и городская ветвь, включающая потомков мещанского и купеческого
сословия, освоивших различные промыслы и торговлю хлебом, лесом, кожей и другими товарами. Так Иван Савельевич Колчин (?-1887), купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин г. Сарапула, учредил именную стипендию для лучших учащихся реального училища, в 1864 г. основал «Буксирно-пароходное товарищество для перевозки арестантов». Иван Васильевич Колчин (1870?-1914) владел кожзаводом и фабрикой обуви. После смерти И.С. Колчина начатое им в 1875 г. строительство Богадельни (получившей с высочайшего разрешения Александра III его имя) закончил его двоюродный брат, купец 1-й гильдии Устин Саввич Курбатов. Рядом, напротив женской гимназии им были выстроены Родильный и Сиротский дома как единый комплекс. Старообрядцы, купцы 1-й гильдии Лев Андреевич Курбатов и Иван Савельевич Колчин были женаты на родных сестрах Мощевитиных - Анне и Прасковье [6, с. 195; 12], имели общую молельную часовню, что очень запутало позднейших историков. В ряде изданий показана производственная деятельность купцов Колчиных, их щедрая благотворительность [12, с. 297-300], огромная сеть семейных, жилых, сдаваемых и производственных зданий, построенных и принадлежащих различным ветвям древа Колчиных [22, с. 175-176], приводится интересный архивный материал о Колчиных - выборных членах Думы, гласных, судьях, ратманах, старостах [20; 21, с. 52-54, 62, 127], в материалах следствия по делу о восстании Емельяна Пугачева приводятся сведения об участии в событиях Василия Колчина [1, с. 80].
Примером нового гуманитарного, духовного направления деятельности Колчиных служит не только династия иконописцев, но и вклад Иосаа-фа Михайловича Колчина в создание и развитие типографско-издательского дела, демократизацию средств массовой информации в Сарапуле, издание первой книги А.А. Старкова «Руководство к познанию законов» 1879 г., первой газеты «Са-рапульский листок» в мае 1897 г., первого номера прогрессивной газеты «Прикамский край» в мае 1906 г., правда, вскоре запрещенной властями за смелость.
В семейных архивах рода сохранилось много источников: письма, открытки, газетные и журнальные статьи, иллюстрации, фотографии уходивших на фронт Первой мировой войны, их проводов с памятными надписями, обращенными к родите-
лям, братьям, сестрам, любимым, часто с указанием рода войск, части и места ее дислокации. Так, ушел на фронт Григорий Васильевич Колчин (внук одного из первых Мощевитиных), подарив свои фото в военной форме маме, бабушке, сестре Лизе. По-видимому, фотография в Сарапуле была распространенной, популярной, недорогой. Надписи: «На память сестре Лизе. 19.7.1916 г. Руку приложил Г. Колчин», «На память дорогой маме от Гриши. 1917 г. (фото П.И. Рогожникова, Сарапул)», «На добрую память дорогой бабушке от внука Г. Колчина. 19.6.1917 г. (фото Г. Якобсона, Казань)» [7, с. 129-131].
Родной брат Марии Савельевны - Климентий Савельевич Колчин (1894-1917?) жил в поселке Ижевского завода, имел с женой Еленой дочерей: Агриппину (1914 г.р.), Анисью (1908-1984), Марию (1912-1997), Екатерину (1915 г.р.), Нину (1917 г.р.), четверо последних имели своих детей. Был мобилизован в кавалерию [7, с. 129-131]. Погиб в Первую мировую войну, вскоре от горя умерла и жена. Детей взял к себе брат Василий, владевший на паях с А.Н. Топчиловым Ижевским извозом, живший по ул. Свободы, 159. В 1918 г. после национализации извоза ушел с повстанцами в Сибирь, в Томск [10, с. 344]. Из анкеты НКВД
№1343: «Колчин В.С. с ним 8». Кто это? Он с женой Ариной Селиверстовной, четверо детей брата и свои: Карп (1909 г.р.), Иоанн (1913 г.р.), Таисия (1914 г.р.), Агриппина (1916 г.р.). В списке ушедших еще 3 незнакомых Колчиных: №1344, Григорий Николаевич, ул. К. Маркса, 241, №1345, Михаил Иванович, ул. Старая, 22, №1346, Федор, ул. Ленина, 152 [10, с. 345]. По возвращении из Томска брат Василий 24.11.1922 г. был записан под №47: «Колчин В.С., рабочий, б\п, остановился на постоялом дворе, пл. Свободы, 67». Сведений о возвращении троих других нет [10, с. 444]. Дети Климентия остались в Ижевске. К тому времени уже были арестованы трое священников старообрядческой церкви. Василий Савельевич «агитировал» и напутствовал ехавших в Самару (на горы Жигули) в старообрядческий центр, создал там конезавод и до национализации в 1930-х гг. был «красным директором» (фото 3). Там поныне живут его потомки, от которых был получен интересный материал (фото, воспоминания).
Поиск не закончен. Долг историков, краеведов -восстановить в семейной и народной памяти безвестные имена жертв, героев и простых людей. Начинать надо с себя, своей семьи, рода.
Фото 2. Ефим Севастьянович Колчин с семьей после Гражданской войны
Фото 3. Василий Савельевич Колчин, Самара, 1930 г.
Фото 4. Встреча братьев Колчиных после Победы. Стоят слева направо: Илья, жена Ивана Мария, Павел, Иван, Сидят: жена Ильи Шура, их сын Владимир, мать Мария Савельевна. Ленинград, 1948 г.
0
1
Варвара Марке
1896 □
Колчин
□
Николай
08.07.1913
Ф
Мария
Чзтвертных Лаврентьевна Колчина
J
Николаевна Четвертных
Александр Беляев
1871 1856
О □
Проке
Калистрат Колчин
Агафонович Колчин
1860? Р
Терентий Колчин
-г-
1885
20.03.1971 ©
Мария
17.01.1918 11.01.1987
17.07.1921 1972
© Р
Ольга Александр
Лаврентьевна Северюхин Лаврентьевич
Колчина I Колчин
Т
01.1! 01.1!
Колчина
I
—Г~
1878 08.05.1932
Й
Лаврентий Терентьевич Колчин
I
О
[
Авдотья Карповна
т
1883
в
о
Матвей Евдокия Николай Терентьевич Прокопьевна Терентьевич
29.12.1918
26.05.2000 ©
Людмила
1915
до 1931 ©
Варвара
Т
11.1£
07.1«
06.11.1924 20.07.1984
Иосифовна Лаврентьевна Бабикова Колчина
Илья
Лаврентьевич Колчин
27.09.1924
24.05.1983 ©
Александра Пантелеймонов на Ушакова
1927 1939
Й
Василий Лаврентьева Колчин
09.01.1944 10.04.1950 © @
Тамара Владимир
Александровна Александрович Северюхина Фролов
_I
31.05.1980
Ё]
Александр Владимирович Фролов
09.01 1948 0
Лидия
08.02.1950 17.11.1951
25.01.1951 06.11.1988 21.11.1953 05.02.1950
Й Ш О О
Виктор Александр Валентина Вера
Павлович Павлович Васильевна Ильинична
Колчин Колчин Сгудитских Колчина
1 I
з
И ва1
)енп олчк
Иван Лаврентьевич Колчин
09.08.1929 ф
Мария Александровна
_1
19.11 1945 02.1946 04.02.1953 28.08.1956
0 р © 0
Николай Владимир Надежда Владимир
Михайлович Ильич Ильинична Александрович
Колчин Колчина Головин
Р
Сергей
ф
Людмила
05.08.1947 Борис
Ивановна Заборенко Ивановна Геннадьевич
19.12.1980 15.05.1982
Р
Виктор
Р
Сергей
дРли|
Александровна Александрович Александрович
Серебренш
25.07.1969 13.01.1977 ф ф
Наталья Елена
Николаевна Николаевна
Р
Николай
Г
Абрамов
26.02.1974 Сергей
Р
Александр
18.09.1984 30.08.1979 ©
©
Александра
Владимирова Владимирович Владимирович Сергеевна Сергеевна
Колчин
_I
Головина Бирюков
"Г
1991
Ф
Ольга Анатольевна
02.1997
Ф
Ксения Николаевна
22.03.1995
й
Александр
Бирюков
Заборенко Заборенко
I I
28.03.1980 19.06.1984
Р Р
Юрий Роман
Викторович Михайлович
Зайцев Сельцер
I
11.07.2013
07.05.1976
Ё]
Станислав Борисович Абрамов
14.07.1979
а
Борис
Борисович ФаретоЕ Абрамов
О
т
Александра, 1997 Кристина, 2003 Мадонна, 2005 Оливия, 2011 Виктория, 2014
Рис. 1. Генеалогическое древо рода Колчиных
Список использованных источников и литературы
1. Александров А.А. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Сб. документов и материалов. Ижевск, 1974.
2. Веселовский С.Б. Ономастикон. М.: Наука, 1974.
3. Даль В. Толковый словарь живаго великорусского языка. СПб., 1881. Т. 2.
4. Историко-культурное наследие славянских народов Волго-камского региона: научный альма-нах'2017. Ижевск, 2017. 264 с.
5. Колчин Е.С. (1889-1950) // Ими гордится удмуртская земля: биобиблиографический указатель литературы. Ижевск, 1976.
6. Кoлчина Л.П. Мощевитины - основатели кирпичного производства // Предпринимательские династии Камско-Вятского региона XVIII-XX вв. Ижевск, 2008. С. 144-202.
7. Колчина Л.П. Военные традиции предков XVIII— XXI вв. // Сборник материалов Международной славянской академии. № 5. М.-Ижевск, 2016. С. 123-140.
8. Колчина Л.П. История моста через рр. Каму и Буй в Гражданскую войну // Сборник материалов Международной славянской академии. № 6. М.Ижевск, 2016. С. 68-75.
9. Колчина Л.П. Борьба с контрреволюцией в 1918 г. // Сборник материалов Международной славянской академии. № 6. М.-Ижевск, 2016. С. 75-76.
10. Коробейников A.B. Участники Ижевского восстания августа-ноября 1918 г.: их судьбы и списки по архивным фондам Советской милиции. Ижевск, 2016. 506 с.
11. Красноуфимская икона. Екатеринбург: Колумб, 2008. 176 с.
12. Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Ижевск, 2001. 432 с.
13. Малых Е.Ф. За советскую власть // Красное Прикамье. 1969. 23 февраля.
14. Мельников Н.И. (Андрей Печерский) В лесах // Полное собрание сочинений П.И. Мельникова СПб.-М.: Т-во М.О. Вольф, 1897. Т. 3-6; На горах // Там же. Т. 7-10.
15. Метрическая книга старообрядческой Никольской церкви Сарапула // ЦГА УР. Ф. 351. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 95.
16. Мурашкина B. Горячие строки биографии // Красное Прикамье. 1989. 15 апреля.
17. Павленков Ф.Ф. Энциклопедический словарь. Спб., 1908.
18. Перепись Российской империи 1896 г. Деревня Мыльники Сарапульского уезда Вятской губернии // АОА. Ф. 76. Оп. 1. Д. 404.
19. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Деревня Мыльники Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 504. Л. 238.
20. Потапов А.А. Истоки сарапульского родословия: поколенная книга сарапульских родов, село Вознесенское - село Сарапул на основе документов 1621-1780 гг. Сарапул, 2013. 198 с.
21. Потапов А.А. Сарапульские городничие. Кто они? СПб., 2017. 350 с.
22. Решетников Н.Л. Топография старого Сарапула. Сарапул, 2008. 222 с.
23. Росписной список г. Москвы 1638 г. // Труды ИРВИ. Т. 1. М., 1911.