Научная статья на тему 'Наши лингвистические традиции'

Наши лингвистические традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
311
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши лингвистические традиции»

Каждый год из стен вуза в школы области уходит отряд молодых специалистов. Мы следим за их профессиональной судь-

бой, если нужно - помогаем: рекламаций на подготовку наших питомцев к воспитательной работе в школе нет.

Г. ФИГУРОВСКАЯ, профессор

В настоящее время в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина на филологическом факультете работают две лингвистические кафедры - кафедра современного русского языка и методики его преподавания и кафедра теории и истории русского языка, которые появились на базе ранее существовавшей кафедры русского языка. Особое место в истории кафедры занимает 30-летний период ее деятельности под руководством проф. Ивана Александровича Фигуровского (1899-1982). Он возглавил кафедру русского языка в 1946 г. и заложил те основы ее деятельности, которые в настоящее время возрождаются и укрепляются.

И.А. Фигуровский был многосторонний ученый - профессиональный лингвист, занимавшийся весьма специальными вопросами языкознания и расшифровкой древнерусских надписей, и методист, разработавший и редактировавший учебники для национальных школ. В науку он вошел как создатель одного из направлений современной лингвистики - синтаксиса целого текста.

Приоритет И.А. Фигуровского в исследованиях синтаксиса текста далеко не всегда отмечается в современных трудах: такова судьба провинциального ученого - в центре неохотно признают первенство периферии. Кроме того, труды И.А. Фигу-ровского изданы небольшими тиражами, первые публикации относятся к 30-м гг. ХХ в., последние - к 70-80-м гг. ХХ в. Я хочу подчеркнуть, что его приоритет, тем не менее, признан как в ряде публикаций прошлых лет, так и в недавних авторитетных

Наши

лингвистические

традиции

изданиях. Елецкая городская газета «Красное знамя» за 2 июля 1947 г. процитировала (в заметке «Диссертация защищена успешно») строки из отзыва первого оппонента на защите кандидатской диссертации чле-на-корреспондента АН СССР проф. А.Н. Гвоздева: «Автор, вопреки тысячелетним традициям ограничивать предмет синтаксиса пределами предложения, намечает широкие и разнообразные связи в более обширных речевых целых. Заслугой т. Фигу-ровского является смелость и принципиальность постановки вопросов, тонкость анализа языковых фактов, обширность привлечённого материала». В статье проф. И.А. Василенко «История разработки сложного предложения в советский период» (1967) отмечено: «...характерны попытки выйти за пределы исследования собственно сложного предложения, включить в круг исследования более сложные синтаксические конструкции, которые до сих пор не были предметом науки ни в досоветский, ни в советский периоды. Мы имеем в виду здесь работу И.А. Фигуровского, который впервые занялся изучением смыслового целого, а также посвятил монографию изучению смысловых отношений между самостоятельными предложениями и грамматическими средствами их выражения». О его работах упомянуто в 9-м томе «Краткой литературной энциклопедии» (1978) в качестве «...особого раздела филологии, «теории целого Т.», или «лингвистики Т.», возникшего в кон. 40-х гг. 20 в. (И.А. Фигуровский, З. Харрис и др.)», в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (1990) и других изданиях.

Известный исследователь текста С.И. Гиндин (автор статьи в «Лингвистическом энциклопедическом словаре») вел переписку с И.А. Фигуровским по проблемам текста, признавая ценность его исследований. В период 1969-1973 гг. И.А. Фигуровский семь раз выступал с циклом лекций по методике изучения синтаксиса целого текста на факультете повышения квалификации преподавателей методики русского языка при Ленинградском пединституте им. А.И. Герцена.

Синтаксис целого текста в концепции И.А. Фигуровского состоит из следующих разделов: 1) синтаксические связи между законченными предложениями; 2) синтаксические связи между компонентами целого текста (складнями); 3) пунктуация целого текста и абзац; 4) начальные предложения («зачины») и предложения, завершающие структуру («концовки»), порядок слов в предложениях, устойчивые элементы синтаксической структуры произведений (повествование, различные виды описаний, рассуждение, лирическое отступление); 5) взаимосвязь синтаксической характеристики произведения с его видом или жанром, синтаксические доминанты (индивидуальные синтаксические характеристики произведений); 6) методические рекомендации по изучению синтаксиса текста при обучении школьников пунктуации, написанию изложений и сочинений разных видов, пересказам, умению лучше понимать прочитанный материал, лучше запоминать его; 7) методические рекомендации для писателей, переводчиков и редакторов по работе над детской книгой.

Филологический факультет ЕГУ им. И.А. Бунина считает необходимым подчеркнуть первенство И.А. Фигу-ровского в исследованиях по синтаксису текста: подготовлен к изданию сборник из-

бранных трудов проф. И.А. Фигуровского; 19-21 сентября 2004 г. университет будет проводить международную конференцию «Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка», посвященную 105-летию со дня рождения ученого.

И.А. Фигуровский много сделал в науке как методист, обогатив методику преподавания русского языка разработкой метода лабораторного опробования. Он писал о рациональной организации урока и учете уровня знаний детей, убеждал в неоправ-данности многотемья на уроке, когда важнейшее утопает в калейдоскопе вопросов, направленных на самые разные языковые явления, говорил о вредности частой смены методических приемов на одном уроке.

Методические работы И.А. Фигуровс-кого отличает внимательный учет всех факторов и условий обучения: внимание к ученику, учет и уважение его интересов - пишет ли он о работе с отстающими, или об исследовательских методах, - чрезвычайно насыщенные многосторонним лингвистическим анализом уроки. Вот что писал, например, И.А. Фигуровский о постановке экспериментов в школе: «Педагогическое образование в наше время поднялось на такую высоту, методическая инициатива учителей стала таким массовым явлением, что

теперь часто можно наблюдать, что учителя самостоятельно ставят опыты, проверяя то новые формулировки правил, то приемы, не практиковавшиеся ими ранее, то новые виды наглядных пособий. Впрочем, эту разновидность опытной проверки нельзя переоценивать: возможны увлечения, ошибочные оценки факторов, преждевременные выводы (иногда восторженно поддержанные администрацией!), столь же преждевременный отказ от продолжения опыта (бывает и запрет!), а результаты проверки лишь в редких случаях становятся известными в печати» (1968). И далее: «Массовый эксперимент как будто имеет некоторые преимущества с точки зрения убедительности: статистика, цифры, проценты, видимая достоверность достижений в среднем - все это сильно действует на психологию и самого исследователя, и читателей. Немногие задумываются над тем, что массовый эксперимент имеет и весьма существенные недостатки: невозможность вникнуть в процесс думания каждого отдельного ученика, большая вероятность заимствования верных ответов учащимися друг у друга ... крайне слабый контроль в самый ответственный момент ... чрезмерная сложность при разрешении трудных проблем и некоторые другие».

На филологическом факультете работают ученики И.А. Фигуровского: Н.В. Борисова, Н.Н. Комлик - доктора филологических наук по специальности «русская литература», Г.Д. Фигуровская, доктор филологических наук по специальности - «русский язык», В.И. Фигуровский, кандидат филологических наук по специальности - «общее языкознание». Несомненно, что определенные особенности стиля работы И.А. Фигуровского, та научная и нравственная атмосфера, которые были связаны с ним, сохраняются в их деятельности, они хранят светлую память об этом ученом.

Кафедра современного русского языка продолжает традиции, связанные с деятельностью и других ученых, возглавлявших кафедру. С 1981 по 2002 гг. кафедрой ру-

ководил профессор Виктор Георгиевич Головин, в центре интересов которого были проблемы словообразования. На ярких показательных примерах с элементами занимательности он объяснял студентам морфемную границу в словах при семантическом подходе. В 70-х годах В.Г. Головин совместно с Л.И. Ройзензоном опубликовал в журнале «Русский язык в школе» заметки по занимательному словообразованию «Для кого построили свинарник», «На кого надевают накомарник».

В феврале 1992 года в Санкт-Петербургском государственном университете В.Г. Головин успешно защитил докторскую диссертацию «Принципы выделения словообразовательных частей слова и их характеристика». Автор впервые описал историю разработки принципов членения слова в отечественном языкознании, дал чёткое определение всех словообразовательных понятий, описал системы морфемики и словообразования.

В.Г. Головин щедро делился своими знаниями и опытом с коллегами, со студентами. Он был замечательным преподавателем и талантливым лектором: в его лекциях удивительным образом сочетались образность и сдержанная эмоциональность с научной строгостью и безупречной логикой. Как опытный преподаватель-практик, В.Г. Головин издал ряд учебных пособий: «Материалы для практических занятий по словообразованию» (Елец, 1993), «Пособие для самостоятельных занятий по морфологии русского языка» (Елец, 1999).

По инициативе В.Г. Головина и при поддержке профессоров А.Н. Тихонова, А.Д. Зверева, Г.Д. Фигуровской в Ельце возобновились Самаркандские словообразовательные чтения. В результате огромной организационной работы в ноябре 2001 г. удалось собрать ведущих учёных-дериватоло-гов и провести конференцию «Актуальные проблемы русского словообразования», посвящённую 70-летию А.Н. Тихонова. В мае 2003 года кафедра организовала всероссийскую конференцию «Актуальные про-

блемы современной русской лексикографии», посвящённую уже памяти профессора А.Н. Тихонова.

Другим направлением научной деятельности В.Г. Головина была русская диалектология. Ещё работая в Самаркандском университете в 70-х гг., он ежегодно выезжал со студентами в Россию изучать русские народные говоры. На кафедре под его руководством вышли два выпуска «Русского диалектного инверсария» в соавторстве с Л.И. Ройзензоном и О.И. Соколовой. Это было первое учебное пособие по русскому диалектному словообразованию. Изучать народные говоры В.Г. Головин продолжил в Ельце. Результатом работы было учебное пособие по лингвистическому краеведению «Говоры Липецкой области» (Воронеж, 1987).

Незадолго до своей кончины он совместно с Л.И. Головиной и Н.С. Гриценко подготовил 1-й выпуск «Опыта словаря говоров Липецкой области». Данное направление исследований продолжают доценты М.А. Морозова, Н.С. Гриценко, Г.А. Воеводина.

Большое влияние на лингвистическую ориентацию кафедры и многих членов кафедры оказала работа на ней проф. А.Н. Тихонова (1932-2003) - известного составителя словарей, большой заслугой которого является, в частности, разработка принципов подачи статьи в словообразовательном словаре. А.Н. Тихонов создал в нашем университете лабораторию учебной лексикографии, которая и после смерти ученого продолжает работать. В настоящее время ею руководит проф. Р.И. Хашимов.

К той же самаркандской школе Л.И. Ройзензона принадлежит и проф. А.Г. Ломов. Его исследования проводятся в области русской фразеологии. Совсем недавно вышел «Фразеологический словарь русского языка», в составлении которого он принимал большое участие (Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н. Тихонов (рук. авт. кол.), А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. - 336 с.).

За короткое время работы на кафедре современного русского языка оставил своих учеников профессор Андрей Дмитриевич Зверев. Под его руководством защитили диссертации по проблемам словообразования и лексикологии Г.Н. Абреимова, М.В. Климова.

Кафедры филологического факультета ЕГУ поддерживают тесные связи с учеными многих городов России, особенно близлежащих областей. Много лет с филологическим факультетом сотрудничает профессор В.В. Щеулин, известный синтаксист и автор учебных пособий по теории языка, а также возглавляемая им в Липецком государственном педагогическом университете кафедра. В.В. Щеулин подготовил для кафедры филологического факультета специалистов в области сложного предложения - доцентов В.А. Телкову, И.А. Шаркову.

Преподаватели факультета поддерживают тесные связи с Воронежским государственным университетом и Воронежским государственным педагогическим университетом, творчески развивая то ценное, что содержится в трудах таких известных лингвистов, как профессор З.Д. Попова (в русле ее исследований работает проф. В.И. Казарина), профессор А.М. Ломов и др. На кафедре теории и истории русского языка работают ученики известного диалектолога профессора В.И. Собинниковой - доценты Т.В. Краснова, И.М. Курносова.

Кафедра теории и истории русского языка (зав. кафедрой - профессор В.И. Макаров) уделяет много внимания возрождению и укреплению лингвистических традиций, связанных с деятельностью ученых, менее тесно связанных с Ельцом, но родившихся на этой земле. Так, в 2003 г. была проведена конференция «Афанасий Матвеевич Селищев и современная филология».

В многообразии тем и направлений исследования языка, в разнообразии исторической памяти - богатство и сила лингвистической мысли, залог ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.