Научная статья на тему 'Борис Николаевич Головин. Слово об учителе'

Борис Николаевич Головин. Слово об учителе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
412
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Николаевич Головин. Слово об учителе»

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ГОЛОВИН. СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

BORIS N. GOLOVIN. TRIBUTE TO THE TEACHER

27 июля 2016 года Борису Николаевичу Головину исполнилось 100 лет. Профессор Головин в течение 23 лет возглавлял кафедру современного русского языка и общего языкознания Горьковского / Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. С момента его неожиданного преждевременного ухода прошло больше 30 лет, и со временем все более осознается масштаб его личности, личности настоящего человека, гражданина, большого ученого, талантливого учителя. Мы благодарны судьбе за то, что она подарила всем нам, кто у него учился, кто с ним работал, радость общения с этим выдающимся человеком.

Жизненный путь Бориса Николаевича был нелегким. Он родился в г. Зарайске Московской области в семье священника. Отец был репрессирован, трое детей остались с матерью. Борис Николаевич не смог посещать школу, экстерном сдал экзамены за семилетку, затем с отличием закончил педагогический техникум. Как отличник был зачислен без экзаменов в один из самых престижных в то время вузов страны — МГПИ им. Ленина. Блестяще учился, был именным стипендиатом. Последний курс института заканчивал в Фергане, куда был эвакуирован институт. Несмотря на освобождение от военной службы по состоянию здоровья, он вступил в народное ополчение, был направлен в пехотно-пулемет-ное училище, а затем — фронт, два ранения. Борис Николаевич был командиром пулеметного взвода и закончил войну в Праге. Он был награжден орденом «Красная звезда», медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Но знак «Ветеран

Великой Отечественной войны» — единственная из наград, которую он всегда носил, говоря: «Этим знаком были отмечены все те, кто был на передовой». Война — один из самых значимых, если не самый важный, период в жизни Бориса Николаевича, во многом отшлифовавший его характер: чувство справедливости, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, стремление ко всему новому, а главное, внимательное, заботливое отношение к окружающим, в том числе к коллегам и многочисленным ученикам, будь то студенты, аспиранты или докторанты. У Бориса Николаевича Головина до конца жизни было два святых дня — день начала войны и День Победы.

После окончания войны он в шинели пришел в аспирантуру родного института. Научным руководителем Бориса Николаевича стал академик В. В. Виноградов, видимо, оценивший волю и незаурядный ум аспиранта-фронтовика. Борис Николаевич блестяще защитил диссертацию и был направлен на работу в Вологодский педагогический институт, где заведовал кафедрой русского языка. В 1958 году В. В. Виноградов рекомендует Б. Н. Головина в Горьковский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, на кафедру русского языка. С 1961 года до последних дней жизни Б. Н. Головин заведовал кафедрой русского языка и общего языкознания в Горьковском университете.

Борис Николаевич Головин обладал удивительно широким научным кругозором, оставил богатое научное наследие. В сферу его интересов входили как общие вопросы теории языка, так и конкретные проблемы фонологии и лексикологии, словообразования и грамматики. Причем исследования языковой системы уточняли его теоретические представления, давали импульс новым идеям.

При всей многоаспектности научных интересов Б. Н. Головин создал единую лингвистическую концепцию, в центре которой — язык как знаковый механизм общения в его реальном функционировании в речи. Новаторство Б. Н. Головина проявилось в самом понимании функционирования языка. Развивая идеи Ф. де Соссюра, Л. В. Щербы, Б. Н. Головин по-новому подошел к проблеме дихотомии «язык/речь». Это позволило глубже взглянуть на непосредствен-

ный объект собственно лингвистического исследования — язык в его развитии, представить в качественно-количественном аспекте сам механизм этого развития, объяснить многие процессы, происходившие в истории русского языка. Функциональный подход к языку реализуется во всех работах Б. Н. Головина.

Описывая функционирование языка в речи, Б. Н. Головин охарактеризовал новые признаки, которые получают речевые единицы по сравнению с единицами языка, — выбор, повторение, размещение, комбинирование, трансформирование. Эти характеристики отражены в различных трудах Б. Н. Головина по стилистике и культуре речи.

Одним из первых в отечественной лингвистике Б. Н. Головин охарактеризовал словообразовательное значение как особый тип языкового значения в его соотнесении с лексическим и грамматическим значениями, определил понятие словообразовательного типа. Его докторская диссертация, которую он защитил в 1961 году, была посвящена приставочному глагольному словообразованию. Борис Николаевич разработал концепцию словообразовательных словарей и доказывал необходимость их создания.

Борисом Николаевичем Головиным была предложена типология лексических значений на основе объектных, субъектных и структурных связей слов, классификация грамматических категорий слов, словесных форм, словесных позиций и словесных конструкций, позволившая четко и объективно выделить и описать единицы морфологического и синтаксического уровней.

Вопросы грамматики, и прежде всего синтаксиса, всегда интересовали Б. Н. Головина. Он читал курс синтаксиса русского языка студентам, а учебное пособие «Основы теории синтаксиса современного русского языка» оказалось последней работой ученого. Он говорил: «Мне хочется описать синтаксис как систему синтаксических категорий, как это сделал В. В. Виноградов, представляя морфологию». Эта книга была издана уже после смерти Бориса Николаевича и, к сожалению, вышла только в издательстве Нижегородского университета. Между тем эта работа заслуживает того, чтобы стать достоянием широкой научной общественности, в ней представлена целостная и стройная концепция, основные положения которой развивают и обогащают теоретические воззрения классиков синтаксической науки. Особенно актуальна эта книга в настоящее время, для которого характерно неоправданное смешение логических, речевых и язы-

ковых аспектов, языковых и внеязыковых значений. Б. Н. Головин эти аспекты четко разграничивал.

Б. Н. Головин много и плодотворно занимался проблемами речевой культуры. В журнале «Русский язык в школе» в 1964-1965 гг. были опубликованы статьи «О качествах хорошей речи», в 1966 году вышла книга «Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи». В 1980 году в Москве было издано учебное пособие «Основы культуры речи», в котором, в частности, описаны результаты наблюдений над стилевой дифференциацией языковых единиц. Б. Н. Головиным разработана непротиворечивая теория коммуникативных качеств речи и их связи с неречевыми структурами, по его инициативе в структуру вузовского образования был введен курс «Культура речи», он был первым автором учебной программы этой дисциплины.

Б. Н. Головин прекрасно знал работы предшественников, вошедшие в «золотой фонд» лингвистической науки, всегда говорил, что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». В его работах многие идеи наших выдающихся ученых получили развитие. В то же время он всегда находился на переднем крае науки, искал новые подходы к изучению языка. Эту способность не останавливаться на достигнутом, идти вперед он воспитал и в своих учениках. Уже в 50-х годах Б. Н. Головин обращается к теории вероятности и математической статистике, самостоятельно их осваивает, консультируется с учеными-математиками, стремясь приспособить математический аппарат к исследованию языка. Им разработана уникальная вероятностно-статистическая методика анализа функциональных особенностей языковых единиц, применение которой решает многие вопросы теории и практики. Эта методика оказалась востребованной при изучении стилей языка и стилей речи, при проведении анализа языковых явлений в аспекте диахронии, в исследовании функционирования терминов.

Интерес к терминологии для ученого закономерен. Когда в 60-70-е годы была поставлена задача использования электронно-вычислительных машин в лингвистических исследованиях, при машинном переводе, создания автоматизированных систем поиска информации, по инициативе и под руководством Бориса Николаевича на историко-филологическом факультете ГГУ было создано отделение прикладной лингвистики, а на основе хоздоговора (и это было абсолютно новым для филологов) на кафедре началась

38

[мир русского слова № 4 / 2016]

работа по созданию лингвистического обеспечения информационно-поисковой системы для промышленности строительных материалов. Решение прикладных задач потребовало исследования терминологических систем. Борис Николаевич Головин внес большой вклад в развитие отечественного термино-ведения. Его программная статья «О некоторых проблемах изучения терминов», написанная в 1972 году, актуальна до сих пор, а приведенное в этой работе определение термина было признано лучшим в мире. Предложенная профессором Головиным трактовка природы и сущности терминологических единиц, новаторская теория терминов языка и терминов речи, отличающихся структурно-семантической организацией, научные взгляды на функциональные особенности терминологических номинаций в разных специальных областях были претворены на практике во многих диссертационных сочинениях учеников и сформировали под руководством Бориса Николаевича общепризнанную Горьковскую терминологическую школу.

Создавая свою лингвистическую концепцию, Б. Н. Головин уделял большое внимание характеристике объекта языкознания. У него были четкие представления о том, что находится в области интересов лингвистики, а что не должно входить в сферу внимания лингвистов. Так, он решительно выступал против включения такого явления, как текст, в объект исследования лингвистики. Текст представляет собой единство речи и конкретного содержания, но лингвист должен заниматься только изучением языковых и речевых значений, исследование же смысла текста потребует от него универсальных знаний во всех областях деятельности. Текст качественно отличается от всех единиц языка. В настоящее время лингвисты в основном придерживаются именно такой позиции (конечно, проблема текста как знаковой единицы обсуждается в рамках более широкой науки — семиотики).

Б. Н. Головин всегда интересовался новыми направлениями теории языка и возможностями их практического применения, но осторожно и взвешенно подходил к основным положениям новых лингвистических концепций, анализируя их логико-понятийную и терминологическую системы. Например, когда была разработана генеративная грамматика и связанное с ней понятие глубинных структур, Б. Н. Головин не поддался общему гипнозу модных научных веяний, а подверг теорию Н. Хомского весь-

ма конструктивной критике. Он доказывал, что отражённые в ней факты и явления давно изучаются в лингвистике и логике — это суждения, понятия, пропозиции, только подвергнутые в новой концепции терминологическому переименованию, что неясно само содержание новых терминов, они четко не дефинированы. Сейчас, спустя несколько десятилетий, очевидно, что генеративная грамматика и связанные с ней понятия так и не стали панацеей при решении лингвистических проблем и занимают в современной лингвистике весьма скромное место. Таким образом, ещё один урок профессора Головина: всякое научное описание должно быть последовательным, логичным и ясным, а введение новых терминов должно быть обосновано исключительно необходимостью однозначного обозначения вновь полученных результатов научного поиска.

Б. Н. Головин рано ушел из жизни, но его работы — десятки статей, фундаментальные учебники: «Общее языкознание» (в соавторстве с проф. Ф. М. Березиным), «Введение в языкознание» (пять изданий, в том числе в Германии и Канаде), «Основы культуры речи» (два издания), «Основы теории синтаксиса современного русского языка», «Лингвистические основы учения о терминах» (в соавторстве с проф. Р. Ю. Кобриным, учеником Б. Н. Головина) — остаются актуальными и востребованными.

Профессор Б. Н. Головин, занимавшийся как общетеоретическими проблемами языкознания, так и более конкретными вопросами русистики, связанными с изучением русского языка в динамике его развития, прикладными проблемами лингвистики, занял достойное место в плеяде языковедов второй половины ХХ века. Многие идеи Б. Н. Головина предвосхитили движение лингвистической науки.

Борис Николаевич Головин прожил яркую жизнь, которая долгие годы была посвящена активной творческой работе. В памяти всех, кто его знал, он остается примером бескорыстного служения науке, человеком увлекающимся и умеющим увлечь новыми идеями учеников, настоящим Учителем.

С. Н. Виноградов, Т. М. Горшкова, Н. Н. Лаврова, Л. И. Ручина, С. А. Рылов, Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.