БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ГОЛОВИН. СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
BORIS N. GOLOVIN. TRIBUTE TO THE TEACHER
27 июля 2016 года Борису Николаевичу Головину исполнилось 100 лет. Профессор Головин в течение 23 лет возглавлял кафедру современного русского языка и общего языкознания Горьковского / Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. С момента его неожиданного преждевременного ухода прошло больше 30 лет, и со временем все более осознается масштаб его личности, личности настоящего человека, гражданина, большого ученого, талантливого учителя. Мы благодарны судьбе за то, что она подарила всем нам, кто у него учился, кто с ним работал, радость общения с этим выдающимся человеком.
Жизненный путь Бориса Николаевича был нелегким. Он родился в г. Зарайске Московской области в семье священника. Отец был репрессирован, трое детей остались с матерью. Борис Николаевич не смог посещать школу, экстерном сдал экзамены за семилетку, затем с отличием закончил педагогический техникум. Как отличник был зачислен без экзаменов в один из самых престижных в то время вузов страны — МГПИ им. Ленина. Блестяще учился, был именным стипендиатом. Последний курс института заканчивал в Фергане, куда был эвакуирован институт. Несмотря на освобождение от военной службы по состоянию здоровья, он вступил в народное ополчение, был направлен в пехотно-пулемет-ное училище, а затем — фронт, два ранения. Борис Николаевич был командиром пулеметного взвода и закончил войну в Праге. Он был награжден орденом «Красная звезда», медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Но знак «Ветеран
Великой Отечественной войны» — единственная из наград, которую он всегда носил, говоря: «Этим знаком были отмечены все те, кто был на передовой». Война — один из самых значимых, если не самый важный, период в жизни Бориса Николаевича, во многом отшлифовавший его характер: чувство справедливости, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, стремление ко всему новому, а главное, внимательное, заботливое отношение к окружающим, в том числе к коллегам и многочисленным ученикам, будь то студенты, аспиранты или докторанты. У Бориса Николаевича Головина до конца жизни было два святых дня — день начала войны и День Победы.
После окончания войны он в шинели пришел в аспирантуру родного института. Научным руководителем Бориса Николаевича стал академик В. В. Виноградов, видимо, оценивший волю и незаурядный ум аспиранта-фронтовика. Борис Николаевич блестяще защитил диссертацию и был направлен на работу в Вологодский педагогический институт, где заведовал кафедрой русского языка. В 1958 году В. В. Виноградов рекомендует Б. Н. Головина в Горьковский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, на кафедру русского языка. С 1961 года до последних дней жизни Б. Н. Головин заведовал кафедрой русского языка и общего языкознания в Горьковском университете.
Борис Николаевич Головин обладал удивительно широким научным кругозором, оставил богатое научное наследие. В сферу его интересов входили как общие вопросы теории языка, так и конкретные проблемы фонологии и лексикологии, словообразования и грамматики. Причем исследования языковой системы уточняли его теоретические представления, давали импульс новым идеям.
При всей многоаспектности научных интересов Б. Н. Головин создал единую лингвистическую концепцию, в центре которой — язык как знаковый механизм общения в его реальном функционировании в речи. Новаторство Б. Н. Головина проявилось в самом понимании функционирования языка. Развивая идеи Ф. де Соссюра, Л. В. Щербы, Б. Н. Головин по-новому подошел к проблеме дихотомии «язык/речь». Это позволило глубже взглянуть на непосредствен-
ный объект собственно лингвистического исследования — язык в его развитии, представить в качественно-количественном аспекте сам механизм этого развития, объяснить многие процессы, происходившие в истории русского языка. Функциональный подход к языку реализуется во всех работах Б. Н. Головина.
Описывая функционирование языка в речи, Б. Н. Головин охарактеризовал новые признаки, которые получают речевые единицы по сравнению с единицами языка, — выбор, повторение, размещение, комбинирование, трансформирование. Эти характеристики отражены в различных трудах Б. Н. Головина по стилистике и культуре речи.
Одним из первых в отечественной лингвистике Б. Н. Головин охарактеризовал словообразовательное значение как особый тип языкового значения в его соотнесении с лексическим и грамматическим значениями, определил понятие словообразовательного типа. Его докторская диссертация, которую он защитил в 1961 году, была посвящена приставочному глагольному словообразованию. Борис Николаевич разработал концепцию словообразовательных словарей и доказывал необходимость их создания.
Борисом Николаевичем Головиным была предложена типология лексических значений на основе объектных, субъектных и структурных связей слов, классификация грамматических категорий слов, словесных форм, словесных позиций и словесных конструкций, позволившая четко и объективно выделить и описать единицы морфологического и синтаксического уровней.
Вопросы грамматики, и прежде всего синтаксиса, всегда интересовали Б. Н. Головина. Он читал курс синтаксиса русского языка студентам, а учебное пособие «Основы теории синтаксиса современного русского языка» оказалось последней работой ученого. Он говорил: «Мне хочется описать синтаксис как систему синтаксических категорий, как это сделал В. В. Виноградов, представляя морфологию». Эта книга была издана уже после смерти Бориса Николаевича и, к сожалению, вышла только в издательстве Нижегородского университета. Между тем эта работа заслуживает того, чтобы стать достоянием широкой научной общественности, в ней представлена целостная и стройная концепция, основные положения которой развивают и обогащают теоретические воззрения классиков синтаксической науки. Особенно актуальна эта книга в настоящее время, для которого характерно неоправданное смешение логических, речевых и язы-
ковых аспектов, языковых и внеязыковых значений. Б. Н. Головин эти аспекты четко разграничивал.
Б. Н. Головин много и плодотворно занимался проблемами речевой культуры. В журнале «Русский язык в школе» в 1964-1965 гг. были опубликованы статьи «О качествах хорошей речи», в 1966 году вышла книга «Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи». В 1980 году в Москве было издано учебное пособие «Основы культуры речи», в котором, в частности, описаны результаты наблюдений над стилевой дифференциацией языковых единиц. Б. Н. Головиным разработана непротиворечивая теория коммуникативных качеств речи и их связи с неречевыми структурами, по его инициативе в структуру вузовского образования был введен курс «Культура речи», он был первым автором учебной программы этой дисциплины.
Б. Н. Головин прекрасно знал работы предшественников, вошедшие в «золотой фонд» лингвистической науки, всегда говорил, что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». В его работах многие идеи наших выдающихся ученых получили развитие. В то же время он всегда находился на переднем крае науки, искал новые подходы к изучению языка. Эту способность не останавливаться на достигнутом, идти вперед он воспитал и в своих учениках. Уже в 50-х годах Б. Н. Головин обращается к теории вероятности и математической статистике, самостоятельно их осваивает, консультируется с учеными-математиками, стремясь приспособить математический аппарат к исследованию языка. Им разработана уникальная вероятностно-статистическая методика анализа функциональных особенностей языковых единиц, применение которой решает многие вопросы теории и практики. Эта методика оказалась востребованной при изучении стилей языка и стилей речи, при проведении анализа языковых явлений в аспекте диахронии, в исследовании функционирования терминов.
Интерес к терминологии для ученого закономерен. Когда в 60-70-е годы была поставлена задача использования электронно-вычислительных машин в лингвистических исследованиях, при машинном переводе, создания автоматизированных систем поиска информации, по инициативе и под руководством Бориса Николаевича на историко-филологическом факультете ГГУ было создано отделение прикладной лингвистики, а на основе хоздоговора (и это было абсолютно новым для филологов) на кафедре началась
38
[мир русского слова № 4 / 2016]
работа по созданию лингвистического обеспечения информационно-поисковой системы для промышленности строительных материалов. Решение прикладных задач потребовало исследования терминологических систем. Борис Николаевич Головин внес большой вклад в развитие отечественного термино-ведения. Его программная статья «О некоторых проблемах изучения терминов», написанная в 1972 году, актуальна до сих пор, а приведенное в этой работе определение термина было признано лучшим в мире. Предложенная профессором Головиным трактовка природы и сущности терминологических единиц, новаторская теория терминов языка и терминов речи, отличающихся структурно-семантической организацией, научные взгляды на функциональные особенности терминологических номинаций в разных специальных областях были претворены на практике во многих диссертационных сочинениях учеников и сформировали под руководством Бориса Николаевича общепризнанную Горьковскую терминологическую школу.
Создавая свою лингвистическую концепцию, Б. Н. Головин уделял большое внимание характеристике объекта языкознания. У него были четкие представления о том, что находится в области интересов лингвистики, а что не должно входить в сферу внимания лингвистов. Так, он решительно выступал против включения такого явления, как текст, в объект исследования лингвистики. Текст представляет собой единство речи и конкретного содержания, но лингвист должен заниматься только изучением языковых и речевых значений, исследование же смысла текста потребует от него универсальных знаний во всех областях деятельности. Текст качественно отличается от всех единиц языка. В настоящее время лингвисты в основном придерживаются именно такой позиции (конечно, проблема текста как знаковой единицы обсуждается в рамках более широкой науки — семиотики).
Б. Н. Головин всегда интересовался новыми направлениями теории языка и возможностями их практического применения, но осторожно и взвешенно подходил к основным положениям новых лингвистических концепций, анализируя их логико-понятийную и терминологическую системы. Например, когда была разработана генеративная грамматика и связанное с ней понятие глубинных структур, Б. Н. Головин не поддался общему гипнозу модных научных веяний, а подверг теорию Н. Хомского весь-
ма конструктивной критике. Он доказывал, что отражённые в ней факты и явления давно изучаются в лингвистике и логике — это суждения, понятия, пропозиции, только подвергнутые в новой концепции терминологическому переименованию, что неясно само содержание новых терминов, они четко не дефинированы. Сейчас, спустя несколько десятилетий, очевидно, что генеративная грамматика и связанные с ней понятия так и не стали панацеей при решении лингвистических проблем и занимают в современной лингвистике весьма скромное место. Таким образом, ещё один урок профессора Головина: всякое научное описание должно быть последовательным, логичным и ясным, а введение новых терминов должно быть обосновано исключительно необходимостью однозначного обозначения вновь полученных результатов научного поиска.
Б. Н. Головин рано ушел из жизни, но его работы — десятки статей, фундаментальные учебники: «Общее языкознание» (в соавторстве с проф. Ф. М. Березиным), «Введение в языкознание» (пять изданий, в том числе в Германии и Канаде), «Основы культуры речи» (два издания), «Основы теории синтаксиса современного русского языка», «Лингвистические основы учения о терминах» (в соавторстве с проф. Р. Ю. Кобриным, учеником Б. Н. Головина) — остаются актуальными и востребованными.
Профессор Б. Н. Головин, занимавшийся как общетеоретическими проблемами языкознания, так и более конкретными вопросами русистики, связанными с изучением русского языка в динамике его развития, прикладными проблемами лингвистики, занял достойное место в плеяде языковедов второй половины ХХ века. Многие идеи Б. Н. Головина предвосхитили движение лингвистической науки.
Борис Николаевич Головин прожил яркую жизнь, которая долгие годы была посвящена активной творческой работе. В памяти всех, кто его знал, он остается примером бескорыстного служения науке, человеком увлекающимся и умеющим увлечь новыми идеями учеников, настоящим Учителем.
С. Н. Виноградов, Т. М. Горшкова, Н. Н. Лаврова, Л. И. Ручина, С. А. Рылов, Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского