Summary. The article says about the establishment by Yekaterina II of the military order of Saint George and the circumstances of the awarding with it the Emperor Aleksandr I, Grand Duke Konstantin Pavlovich.
Keywords: the Order of Saint George; Yekaterina II; Aleksandr I; Konstantin Pavlovich.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ А.В. ПЕЧЕЙКИН — Военная шинель A.V. PECHEYKIN — Military top coat
Аннотация. В статье рассказывается о появлении шинели как формы одежды в Русской армии, её модификации от Павла I до настоящего времени.
Ключевые слова: кафтан; шинель; плащ-пальто; шинельная скатка.
Summary. The article describes the appearance of overcoat as a uniform in the Russian army, its modification from Pavel I to the present.
Keywords: caftan; overcoat; raincoat; overcoat roll.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
Овчинников Владимир Дмитриевич — начальник отдела Института военной истории МО РФ, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)
«НАШИ, БЛАГОДАРЯ БОГУ, ТАКОГО ПЕРЦА ТУРКАМ ЗАДАЛИ, ЧТО ЛЮБО»
220 лет славным победам контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова на Чёрном море
Русско-турецкая война 1787—1791гг., наряду с Северной, стала одной из самых успешных для России войн XVNIсroлетия. В ходе её во всём блеске проявился полководческий талант Г.А.Потёмкина, А.В.Суворова, Н.В.Репнина, И.В.Гудовича, М.И.Кутузова. Не уступил им в военном искусстве и контр-адмирал Ф.Ф.Ушаков. Сражения Черноморского флота под его командованием при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии стали наиболее известными в отечественной военно-
морской истории, а одно из них — сражение при Тендре в соответствие с Федеральным законом от 13марта 1995года отмечается сегодня как День воинской славы России.
220 лет минуло с той далёкой поры, но и поныне не угасает интерес современников к славным победам Российского флота.
Накануне решающих морских сражений в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791гг. общая обстановка складывалась в пользу Российской империи. Поражения турецких войск в кампании 1789года заставили Порту пойти на переговоры, посредником которых согласилась выступить Пруссия, желавшая принудить Россию к подписанию невыгодного ей мира. Однако условия, которые при этом выдвигала Пруссия, явно противоречили «достоинству и чести Российской империи». Екатерина!!, подозревая пруссаков в содействии Турции и готовности начать военные действия против России, в своих письмах к князю Г.А.Потёмкину сообщала: «Не осталося почти никакого сомнения, чтобы король прусский не имел в намерении, общее с поляками, весною напасть на наши владения»1, так что «разрыв с Берлинским двором надлежит почитать неизбежным»2.
Утверждения русской императрицы были не безосновательными. Пруссия провела мобилизацию и в начале 1790года направила 40-тысячный корпус к своим восточным границам. Другой такой же корпус двинулся к границам Галиции для возможного нападения на Австрию. В готовности была и основная армия численностью 100тыс. человек, предназначенная для поддержки передовых сил в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Опираясь на содействие Пруссии, Англии, Голландии и Польши, а также рассчитывая на то, что значительные российские силы были задействованы в войне со Швецией, Порта и не помышляла о мире.
К продолжению войны готовились и в России. Генерал-фельдмаршал князь Потёмкин ещё в конце 1789года приступил к составлению плана военных действий на предстоящую кампанию. Согласно этому плану значительные силы предполагалось сосредоточить у западных границ империи на случай непредвиденных действий со стороны Пруссии, а на Дунае — перейти к обороне (такое планирование дало впоследствии повод некоторым историкам обвинить Г.А.Потёмкина в нерешительности). Одновременно Черноморскому флоту предписывалось искать повсюду турецкий флот и разбить его в генеральном сражении. Кроме того, русскому флоту ставилась задача по нарушению коммуникаций противника с целью недопущения переброски войск на сухопутный театр военных действийЗ.
Для согласования плана и организации взаимодействия с сухопутными силами Г.А.Потёмкин вызвал к себе в Яссы контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова, который тогда же, 14марта* 1790года, был назначен командующим Черноморским флотом вместо отправленного на Каспий контр-адмирала М.И.Войновича. Князь Потёмкин писал по этому поводу Екатерине!!: «Благодаря Бога и флот, и флотилия наша сильней уже турецкого. Но адмирал Войнович бегать лих и уходить, а не драться. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник»4. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Петров А.Н. Вторая турецкая война в царствование Екатерины!!. 1787—1791гг.: В 2 т. СПб., 1880. Т. 2. С. 101.
2 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф.89. Оп. 8. Д. 2189. Л. 37, 37 об.
3 Там же. Л. 54об.
4 Екатерина!! и Г.А.Потёмкин. Личная переписка 1768—1791. М., 1997. С. 405. * Все даты приводятся по старому стилю.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Зайцев Юрий Михайлович — доцент кафедры тактики Тихоокеанского военно-морского института имени С.О.Макарова, капитан 1 ранга запаса, кандидат исторических наук (E-mail:
ФОРПОСТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2июля 2010года отметил свой 150-летний юбилей город Владивосток — главная база Тихоокеанского флота России. Однако, чтобы за ним закрепился статус не только символа национальной безопасности страны, но и реальной силы, потребовалось около 30лет после поражения в Русско-японской войне 1904—1905гг.
Необходимость защиты дальневосточных территорий России на Тихом океане во второй половине Х1Хвека предопределила смещение военных портов из Петропавловка-Камчатского и Николаевска-на-Амуре дальше на юг. Выбор наиболее приемлемого варианта базирования флота оказался непростым. К пункту, который должен был обеспечить повседневную, а если потребуется и боевую деятельность, предъявлялись высокие требования. Они определялись близостью к границам Китая и Кореи, возможностью круглогодичного базирования, достаточными акваторией и территорией для размещения на рейде судов и береговых объектов, защищённостью от господствующих ветров. Кроме того, бухта должна была быть закрыта со стороны моря, что не позволяло бы противнику вести обстрел кораблей и сооружений.
Наиболее удобной после тщательного изучения местности оказалась бухта Золотой Рог, где в 1860году был основан пост Владивосток. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв-Амурский полагал, что этот акт будет подтверждением реального военного присутствия России в Уссурийском крае, хотя многим морским начальникам он казался вынужденной и временной мерой.