Научная статья на тему 'ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ РУССКОГО ФЛОТА В ЧЕРНОМ МОРЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ'

ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ РУССКОГО ФЛОТА В ЧЕРНОМ МОРЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комков Д.В., Рукавишников Е.Н.

Давней традицией отечественного ВМФ является штурманская практика курсантов военно-морских учебных заведений на кораблях, совершающих длительные плавания. Дальний поход вокруг Европы, к примеру, предоставляет возможность будущим офицерам решать астрономические задачи, вести навигационную прокладку, познавать многие другие тонкости сложной корабельной профессии. Вместе с тем - это и очень важный этап воинского и патриотического воспитания избравших для себя делом всей жизни Родину защищать. Ведь, посещая зарубежные порты, военные моряки должны быть достойными представителями родной страны, не роняя её чести и собственного достоинства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ РУССКОГО ФЛОТА В ЧЕРНОМ МОРЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ»

6 Цит. по: Давыдков В.И. Анализ Курской битвы. Курск, 2005. С.379, 380. Первое интервью раненый артиллерист А. Пузиков дал корреспонденту газеты «Известия». См: Известия. 1943. 17 июля.

7 Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т. 1. М., 1987. С. 580.

8 Левченко В.В., Грива Т.А. Музеи и памятники Курской области. Справочник-путеводитель. Курск, 1995. С. 107, 108; Теплицкий М.Л. Автографы в камне. Воспоминания архитектора. Курск, 1999. С. 194, 195.

9 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф.226. Оп.21768. Д. 6. Л. 153.

10 Иоффе М.Ф. Подвиг саперов // Курская битва. Воспоминания. Статьи. 3-е изд. Воронеж, 1982. С. 275, 276.

11 Левченко В.В., Грива Т.А. Указ. соч. С. 106, 107.

12 Мы этой памяти верны / Сост. И.П. Цуканов. Курск, 2005. С. 127—129, 225, 239, 240.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

КОМКОВ Дмитрий Владимирович —

начальник Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, контрадмирал, кандидат педагогических наук (г.Калининград)

РУКАВИШНИКОВ Евгений Николаевич —

профессор кафедры тактики ВМФ и военной истории Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, капитан 1ранга, кандидат военных наук, доцент (г. Калининград)

ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ РУССКОГО ФЛОТА В ЧЁРНОМ МОРЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

Давней традицией отечественного ВМФ является штурманская практика курсантов военно-морских учебных заведений на кораблях, совершающих длительные плавания. Дальний поход вокруг Европы, к примеру, предоставляет возможность будущим

офицерам решать астрономические задачи, вести навигационную прокладку, познавать многие другие тонкости сложной корабельной профессии. Вместе с тем — это и очень важный этап воинского и патриотического воспитания избравших для себя делом всей жизни Родину защищать. Ведь, посещая зарубежные порты, военные моряки должны быть достойными представителями родной страны, не роняя её чести и собственного достоинства.

Дальний поход учебного корабля «Перекоп» с курсантами Балтийского военно-морского института (БВМИ) имени адмирала Ф.Ф.Ушакова на борту, состоявшийся в июне—июле 2007года, предусматривал сперва переход из Новороссийска в Балтийск, а затем к месту своей постоянной дислокации — в Кронштадт. Особенностью предстоящего плавания являлось неоднократное посещение иностранных портов и военно-морских баз — Варны (Болгария), Пирея (Греция), Ла-Специи (Италия), Бреста (Франция).

Учитывая, что маршрут корабля должен был проходить через районы, тесно связанные с отечественной и зарубежной военной историей, Калининградское региональное отделение Академии военно-исторических наук (АВИН) в лице академиков Б.М.Амусина, И.Н.Кинякина и Ю.Г.Сопина, члена-корреспондента Д.Е.Лосева приняло активное участие в подготовке и проведении этого важного мероприятия*.

На этапе подготовки к выходу в море было собрано и проанализировано много информации, касающейся истории, географии и международно-правовых норм района плавания корабля, на борту которого находились более 200курсантов БВМИ, небольшая группа представителей Военно-морского института радиоэлектроники (ВМИРЭ) имени А.С.Попова и 24воспитанника Нахимовского ВМУ из г.Санкт-Петербурга.

Вечером 21 июля «Перекоп» покинул город-герой Новороссийск. Проходя мимо молов порта, участники похода видели по правому борту знаменитый плацдарм Великой Отечественной войны — «Малую землю», где в 1943году отважно воевали десантники майора Ц.Л.Куникова, где отважные моряки-катерники Черноморского флота впервые в боевой практике использовали торпедное оружие для уничтожения огневых точек противника на молах и набережной Новороссийского порта. Об этом заранее была подготовлена содержательная информация.

Менее суток потребовалось кораблю для перехода в легендарный Севастополь. Там «Перекоп» ошвартовался у Минной стенки. Командование и офицеры штаба Черноморского флота не только тщательно проверили готовность корабля к межфлотскому переходу, но и организовали с познавательной и воспитательной целью экскурсии по историческим местам города. Курсанты получили возможность увидеть археологические раскопки античного Херсонеса, ознакомиться с экспозицией музея Черноморского флота, с интересом осмотрели панораму «Оборона Севастополя в 1855— 1856гг.», диораму «Штурм Сапун-горы в 1944году». Особые чувства вызвало посещение Владимирского собора — усыпальницы известных русских адмиралов М.П.Лазарева, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова и В.И.Истомина. Во время непродолжительной стоянки корабля в Севастополе, несмотря на напряжённый график мероприятий, курсанты посетили и привели в порядок могилу ветерана Великой Отечественной войны Героя Советского Союза вице-адмирала В.С.Пилипенко, длительное время возглавлявшего Калининградское ВВМУ — ныне БВМИ.

Вечером 24июля участники похода простились с Севастополем.

Непродолжительный переход в западной части Чёрного моря позволил познакомиться с районом, где в период Русско-турецкой войны 1787—1791гг. активно действовала эскадра выдающегося отечественного флотоводца адмирала Ф.Ф.Ушакова, имя которого с гордостью носит Балтийский ВМИ.

Утром 26 июля под палящим южным солнцем учебный корабль «Перекоп» ошвартовался у пристани Морского вокзала Варны — одного из древнейших городов Юго-Восточной Европы. Считается, что ещё в 585году до нашей эры греки основали на месте современной Варны поселение, известное как Одессос. В последующие века город неоднократно переходил из рук в руки. Берега Варненского залива видели византийцев, племена вестготов и болгар, скандинавских викингов и русских воинов. В 1444году недалеко от Варны произошло грандиозное сражение, в котором 20-тысячное войско европейских рыцарей польского короля Владислава было разгромлено янычарами турецкого султана МурадаП.

Многовековое иго Османской империи оставило глубокий след в истории Варны и Болгарии в целом. Именно по этой причине жители страны сохраняют чувства братской дружбы и уважения к России, которая принесла свободу и независимость болгарам и другим славянам Балканского полуострова. 27июля 2007года Варна торжественно отмечала 129-летие своего освобождения от турецкого ига. На церемонии возложения венков к памятнику российским воинам-освободителям присутствовали губернатор области и мэр города, дипломатический корпус, аккредитованный в Варне, командование ВМФ Болгарии, а также представители различных общественных организаций. Приняли участие в этом торжественном мероприятии и представители Балтийского ВМИ.

При общении с болгарскими моряками участники похода в период всего пребывания в Варне неоднократно получали подтверждение огромной роли российского флота в формировании ВМФ Болгарии, создателем и первым командующим которым являлся известный русский флотский офицер З.П.Рожественский, впоследствии вице-адмирал. В военно-морском музее Варны российские курсанты видели образцы вооружения и военной техники, снаряжение и различные печатные морские издания, которые поступали из России в дружественную Болгарию в конце XIX века, а также в период военного сотрудничества Советского Союза и Болгарской народной республики в рамках Варшавского договора. С интересом посетили они, ознакомившись с историей первого в Болгарии учебного заведения технической направленности, учебно-лабораторной базой его основных кафедр, местное высшее военно-морское училище имени Н.Й.Вапцарова, возглавляемое капитаном 1ранга Станко Станковым. В обстановке полного взаимопонимания прошла его встреча с руководителем похода российских курсантов. Они с интересом обсудили проблемы и пути совершенствования военно-морского образования, поделились друг с другом накопленным опытом обучения и воспитания будущих морских офицеров.

По просьбе командования похода в программе визита была запланирована экскурсия на мыс Калиакра, у берегов которого адмирал Ф.Ф.Ушаков 31августа 1791года одержал крупную победу над турецким флотом. Российские военные моряки с чувством удовлетворения убедились в том, что имя Ф.Ф.Ушакова свято не только для его соотечественников. По инициативе болгарской общественности на мысе Калиакра установлен грандиозный монумент, запечатлевший фигуру флотоводца в полный рост. Кроме этого, имеются доски с текстом на нескольких языках, которые поясняют туристам значимость победы российского флота для успешного завершения войны с Турцией в 1791году.

Вечером 30 июля учебный корабль «Перекоп» покинул Варну, чтобы ранним утром 1августа начать прохождение Черноморских проливов. Историческая память о происходивших здесь давних батальных событиях тесно связана с историей ВМФ России. Так, на азиатском берегу Босфора, у деревни Ункер-Искелеси, в 1833году стояли на якоре корабли Черноморского флота, доставившие сюда под командованием адмирала М.П.Лазарева российские войска, которые демонстрацией своего военного присутствия позволили сохранить власть турецкому султану МахмудуП, оказавшемуся под угрозой свержения с трона его египетским вассалом. С ним-то, МахмудомП, и был подписан мирный договор, который считается одним из наиболее выгодных для нашей страны за всю историю российско-турецких дипломатических отношений. На европейском берегу Босфора, в бухте Буюкдере, с XIX до начала ХХвека находилась якорная стоянка кораблей Балтийского и Черноморского флотов, обеспечивавших в роли стационеров**, безопасность российских дипломатов, аккредитованных при дворе султанов.

После полудня 1 августа «Перекоп» проследовал проливом Дарданеллы, а на исходе дня вошёл в воды Эгейского моря. В этом районе неоднократно в XVIII—ХЕХвеках победно развевался Андреевский флаг эскадр адмиралов Г.А.Спиридова, С.К.Грейга, Д.Н.Сенявина, Л.П.Гейдена, П.И.Рикорда. Чесменское сражение 1770года, Дарданелльский бой и Афонское сражение 1807-го вписаны золотыми буквами в героическую историю отечественного ВМФ. Участники похода в вечерних сумерках различали берега островов Св.Мавры, Тенедоса и Лемноса, где ровно два века назад мужественно сражались российские моряки. Именно этим событиям, а точнее 200-летию 2-й Архипелагской экспедиции, посвящалась региональная научно-историческая конференция, проводившаяся в Балтийском ВМИ накануне похода***. Материалы выступлений ведущих историков Калининградской области использовались также и во время учебного плавания.

2 августа корабль прибыл в Пирей — морские ворота греческой столицы. Граница между городами в настоящее время довольно условная и имеет лишь административное значение. Ну а во второй половине ХЕХвека Пирей являлся традиционным местом стоянки российских кораблей-стационеров и средиземноморских эскадр контр-адмиралов И.И.Бутакова, Н.И.Казнакова, Ф.К.Авелана, С.О.Макарова, П.П.Андреева, Н.И.Скрыдлова и других. Это было связано с активным использованием отечественного ВМФ в качестве инструмента внешней политики России при разрешении восточного вопроса. С конца того же века здесь существует кладбище, покровительницей которого длительное время являлась королева Греции Ольга Константиновна — внучка российского императора Николая! Многие моряки отечественного ВМФ, закончившие свой жизненный путь в период длительных заграничных походов по Восточному Средиземноморью, были захоронены на этом кладбище. Правда, со временем оно оказалось запущенным, причём до такой степени, что многие могильные плиты из мрамора вывозились отсюда для различного использования. Чтобы прекратить их расхищение, служители афинского Свято-Троицкого прихода начали монтировать надгробия в стены небольшой кладбищенской церкви Св.княгини Ольги. Благодаря этому нынешние посетители кладбища могут различить на стенах церкви полустёртые фамилии российских моряков от матроса до контр-адмирала, которые отдали свои жизни во имя отечественного флота и Родины. Завгуста на кладбище состоялся торжественный молебен с участием заместителя мэра города, офицеров и курсантов Балтийского ВМИ. В ходе церемонии к памятнику был возложен венок с надписью «Русским морякам от земляков».

Но вот за горизонтом остался полуостров Пелопоннес, у западного побережья которого в конце XVШвека героически действовала эскадра вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова, освобождавшая Ионические острова от французских оккупантов. Дальнейший же путь

«Перекопа» пролёг через районы Центрального Средиземноморья, где с 1940 по 1943год проходили ожесточённые морские бои и сражения. А утром 10августа он вошёл в Ла-Специю — одну из лучших баз итальянских ВМС. В гавани располагаются доки, верфи и морской арсенал. Кораблестроительные предприятия обеспечивают постройку и ремонт кораблей различных классов до крейсеров включительно.

Многолетнюю связь Ла-Специи с морем убедительно подтверждает экспозиция городского военно-морского музея. Десятки моделей кораблей раскрывают историю итальянского кораблестроения от эпохи парусного флота до ВМС Италии сегодняшних дней. Уникальны коллекции штурманских приборов, холодного и огнестрельного оружия, зенитные автоматы и орудия среднего калибра, приборы управления артиллерийским огнём линкоров и крейсеров итальянских ВМС, использовавшихся в ходе Второй мировой войны. История создания и развития торпедного оружия представлена торпедами Уайтхеда с заводов Фиуме конца ХЕХвека, а также торпедами подводных лодок, надводных кораблей и самолётов периода Первой и Второй мировых войн. Гордостью музея является экспозиция, посвящённая подводным диверсионным силам и средствам (ПДСС): человекоуправляемые торпеды, снаряжение подводных диверсантов, взрывающиеся катера и многое другое. Среди коллекции орденов и медалей Италии представлены награды, которые вручались российским морякам эскадры контр-адмирала В.И.Литвинова, отличившимся в 1908году при спасении жителей Мессины, разрушенной землетрясением.

14 августа пребывание УК «Перекоп» в ВМБ Ла-Специя завершилось. После выхода в море российский корабль участвовал в учении совместно с итальянским фрегатом, тральщиком и двумя вертолётами.

При прекрасной солнечной погоде «Перекоп» пересёк Лигурийское море, в котором осенью 1799года действовали экипажи российских кораблей, успешно выполнившие приказ вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова по содействию войскам А.В.Суворова во время Итальянского похода прославленного полководца.

Бискайский залив встретил учебный корабль свежим ветром, подтвердив тем самым свою репутацию неспокойного района. «Оморячивание» курсантов на океанских волнах продолжалось до 21августа, когда «Перекоп» вошёл в Брест — главную военно-морскую базу ВМС Франции на Атлантике. Ошвартовался он у пирса военного порта, расположенного у стен старой крепости, в которой ныне расположились морская префектура и военно-морской музей Франции. С первого дня визита начались экскурсии по городу, многие кварталы которого были отстроены после Второй мировой войны. Единственными свидетелями минувших веков в Бресте остались сторожевая башня и старая крепость. Курсанты, побывавшие в крепости, осмотрели музей, в котором собраны модели кораблей французских ВМС XVIII—ХХвв., подлинные носовые украшения парусников, коллекция оружия и т.д. Для участников похода состоялась экскурсия в форт Момбарт, созданный известным фортификатором маршалом Вобаном. Летом 1944года при штурме этого опорного пункта фашистских войск в Бретани отличились советские воины, которые после побега из плена приняли участие во французском Движении сопротивления.

Большой интерес вызвало посещение музея «Битва за Атлантику», расположенного в укреплениях немецко-фашистского «Атлантического вала». Уцелевшие железобетонные артиллерийские капониры, наблюдательные пункты, огневые позиции и другие сооружения на отвесных скалах полуострова Пен Ир считались эталоном береговой

обороны, за рубежами которой фашистское командование рассчитывало отсиживаться в оккупированной Европе.

Участники похода побывали в небольшом городке Кимпере, который считается исторической достопримечательностью юго-западной Бретани. Кимпер оказался в стороне от боев Второй мировой войны и поэтому смог сохранить готические соборы, старинные дома и узкие улочки, характерные для городов позднего средневековья.

24 августа УК «Перекоп» покинул Брест. Оставшиеся 6суток перехода до родной базы курсанты посвятили завершению выполнения учебной программы. Миновав Каттегат, корабль вошёл в пролив Зунд. Курсанты смогли увидеть городские кварталы Копенгагена и рейд датской столицы.

Своеобразным подведением итогов большой работы, направленной на изучение военно-исторических событий по маршруту перехода, явилась военно-историческая викторина, в которой приняли участие команды от всех штурманских смен и группа нахимовцев. Победителями оказались курсанты 3-го факультета БВМИ.

30 августа УК «Перекоп» вошёл в ВМБ Балтийск, оставив за кормой 6150миль. Участников похода торжественно встречало командование Балтийского флота. Командующий БФ вице-адмирал К.С.Сиденко в своем выступлении отметил, что поход имел огромное значение для подготовки будущих офицеров ВМФ РФ, их штурманской и морской практики, патриотического воспитания, ознакомления с Мировым океаном по маршруту перехода, а также с военной и военно-морской историей, культурными и историческими памятниками многих зарубежных стран.

* Командиром похода являлся тоже академик АВИН, начальник Балтийского ВМИ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова контр-адмирал Д.В.Комков, один из соавторов этой публикации.

** Корабли (суда) постоянно находящиеся на стоянке (станции) в иностранном порту.

*** Подробнее см.: Воен.-истор. журнал. 2008. № 2. С. 59.

ПО СТРАНИЦАМ РЕДКИХ ИЗДАНИЙ

Публикация: ОСТРОВСКИЙ Александр Васильевич —

ведущий научный редактор редакции «Военно-исторического журнала» (Москва)

А.Г. БРИКНЕР СМЕРТЬ ПАВЛА I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.