ШВЫ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2023. № 3 (50)
СОВРЕМЕННЫЕ
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 82-1/9 ГРНТИ 17.82.10
НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ
Очерк о творчестве поэта Н.П. Алешкова В. Г. Останина
Омское региональное отделение Петровской академии наук и искусств Россия, 644046, г. Омск, просп. К. Маркса, 35
Информационная война — жестокая реальность нашего времени — нацелена, прежде всего, на историческую память нашего народа, на её искажение и переписывание в угоду политическим интересам враждебных сил. Сегодня особенно актуально звучат предупреждающие слова Юрия Тынянова «Без стиха страна бессловесна, народная память нема». В этом высказывании озвучена мысль о назначении поэта, о его ответственности перед будущим.
Ключевые слова: поэт Николай Петрович Алешков, литература, творческая биография, гражданская позиция.
Алешков Николай Петрович родился в селе Орловка Челнинского района ТАССР в 1945 году. Работал монтёром связи, электриком, кровельщиком, диспетчером домостроительного комбината. После службы в армии работал корреспондентом газеты Московского округа ПВО «На боевом посту» (г. Москва). Был редактором набереж-ночелнинской газеты «Время», а также редактором межрегиональной литературной газеты «Звезда полей».
В 1982 году окончил Литературный институт им. Горького. В 1984 году принят в Союз писателей СССР. Автор множества книг, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Набережных Челнах. В настоящее время — главный редактор литературного журнала «Аргамак. Татарстан». Лауреат нескольких литературных премий, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
© Останина В.Г., 2023
Говорить о поэзии Николая Петровича Алешкова мне радостно от того, что мы — ровесники, родившиеся в победном 1945-м, «из родительской боли вырвались как из неволи», он — в Прикамье, а я — в Прииртышье. А ведь мы могли и не родиться, если бы блицкриг, обернувшийся тяжелейшими годами упорных боёв за право жить под солнцем многонациональному советскому народу, не окончился Победой наших отцов, если бы наши матери получили похоронки и не дождались наших отцов из военного ада. Но наши отцы, слава Богу, вернулись с Ленинградского фронта, и хоть оба стали инвалидами, приступили к мирному труду. У нас было много общих радостей и горестей, особенно в детском возрасте.
Читая его стихи, я возвращаюсь в то время, когда наши отцы, искалеченные войной, ещё были молоды и полны сил. У нас обоих была традиционная кружка с парным
СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
молоком из шершавых материнских рук, сельская школа, в которой все начальные классы занимались в одной комнате — так нас было мало тогда. Мы с замиранием сердца смотрели кинофильмы «Чапаев», «Радуга», «Она защищает Родину». Для нас дорогими были слова на отцовских медалях: «Наше дело правое. Мы победили!». Согретые родительской любовью и заботой мы радовались жизни и наивно верили, что войны больше никогда не будет. Детство — наш маленький рай, и вслед за Алешковым я повторяю: «Как же охота вернуться в Россию послевоенную...». Природа тогда была населена героями сказок Пушкина и Ершова и очеловечена баснями Крылова.
Я не знаю, как и когда зарождаются творческие способности в человеке, для меня это великая тайна. Могу лишь предположить, что Божий промысел остановил свой выбор на самом задиристом, вихрастом мальчишке в красивой деревне Орловке на берегу Камы, который, отстаивая своё первенство, совершал порой рискованные и смелые поступки, умел постоять за правое дело, дать отпор обидчику, защитить и поддержать слабого. И совсем не случайно ему были даны великий дар и право нести людям поэтическое слово, «глаголом жечь сердца людей» и рассказать миру о своём времени и о себе. Призвание и крест даются по силам каждому, и не каждый справляется с ношей. У Николая Алешкова получилось, он смог
пронести сквозь многие испытания свою «горькую ношу души» — память. Память проходит красной нитью через всё творчество поэта, она бывает окрашена то в нежные акварельные тона, то в жгучие, обжигающие. Вот он с нескрываемой прямотой признаётся умершему отцу:
.Но Победа сегодня в распыл Отдана лжеучёным патлатым. Виновато стоим у могил Мы, прощаясь с последним солдатом. Где же наш неподкупный свинец? Где отборные русские части? Вся Россия в блокаде, отец, Потому что иуды у власти.
2009 г.
В книгах, подаренных мне Николаем Петровичем, «Дальние луга» и «Мои поэмы», я оставила много закладок там, где стихи особенно затрагивают душу исповедью о тревожном земном странствии, о взлётах и падениях, о тяжелейших потерях и обретениях. Мужественно и честно поэт говорит в них о реалиях жизни. Русская смелость и гражданское мужество у него «спрятано в крови», оно передалось от дедов, отдавших жизни за Отечество в Первую мировую войну, и от отца, ветерана Великой Отечественной, и, конечно же, от Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова, Шукшина, Белова — великих учителей и предшественников. Назову некоторые, особенно близкие мне стихотворения: «Только услышу — гармонь заиграла», «Лукоморье», «Помню, топится банька», «Мамина годовщина», «К читателю», «Романс», «Сага об эмигранте», «Моим одногодкам». И есть среди них одно, потрясающее до глубины души, его содержания хватило бы на целую поэму. Это «Разговор с мамой при свете керосиновой лампы». Здесь, как и в других стихах, нет ничего случайного, надуманного, приукрашенного. Строки наполнены глубоким смыслом и согреты сыновним чувством любви к родительскому дому, читая их, становишься внимательным соучастником беседы с матерью. С первых строчек слышится посвист родной пушкинской бури, словно «вихри снежные» вырвались из «Зимнего
/¿¿Ы2221-7711 Национальные приоритеты России. 2023. № 3 (50)
вечера» в Михайловском и перенеслись в двадцатое столетие и теперь свирепствуют над крышей родительского дома Алешковых в Орловке.
Я рядом с мамой за столом сижу. Гремит пурга по крыше косолапо. Я чувствую, как в памяти межу Стирает свет старинной нашей лампы. Электросеть пурга замкнула вдруг, Да и пошла гулять во тьме незрячей, Но лёг на стол неяркий ровный круг От лампы керосиновой, висячей...
Перед глазами встаёт живая картина с многоговорящими подробностями: свет старинной керосиновой лампы освещает лица, настраивает на разговор о пережитом и сокровенном. Мать с тревогой вглядывается в лицо сына, и они оба погружаются в воспоминания.
Стихотворение построено на диалоге родных людей. Техникой диалога поэт владеет безукоризненно в любом своём стихотворении или поэме. В «Разговоре с мамой» ему удаётся рассказать о многом из послевоенной жизни, а материнские воспоминания о жизни до и после войны говорят о её терпеливой мудрости даже в таких жизненных ситуациях, о которых мало кто осмеливался говорить в поэзии из-за ложной стыдливости. Просто надо не забывать о жестоких последствиях войны, выкосившей мужчин нашей страны. Когда уцелевшие и выжившие в госпиталях фронтовики возвращались домой, они попадали в «бабье царство». Женщины-вдовы и незамужние хотели почувствовать себя женщинами и любыми способами притягивали к себе внимание единственного на всю деревню мужчины. А что происходило в семье бывшего фронтовика? Даже если он не уходил из семьи, жизнь была отравлена конфликтами, калечилась психика детей.
У Николая Алешкова есть стихотворение «Моим одногодкам», особенно дорогое для меня. В нём слились воедино благодарное поклонение мужеству советского народа и покаяние от имени нашего поколения, рождённого «в счастливом победном году». Поэт называет наше поколение «про-
межуточным», не испытавшим ужасов и лишений, выпавших на долю наших отцов на фронтах, а матерям, старшим братьям и сёстрам — в тылу.
Мы не ползли под обстрелом По хуторам обгорелым, Не коченели от стуж. Мёрзлую землю не рыли, Каской в походах не пили Ржавую воду из луж. Нас не пытали в гестапо И не везли по этапу В рейх из российской глуши.
И далее поэт спрашивает:
Что ж так остра в наших генах Память о бедах военных — Горькая ноша души?
«Горькая ноша души» — память, она горька от того, что Победа была завоёвана неизмеримо высокой ценой, и от того, что в мирные годы мы многое потеряли, пустили по ветру былую славу и силу. И теперь в «горячих точках» наши «Дети ползут под обстрелом, / Дети встают под прицелом / Над обгорелым жнивьём. »
Горькая ноша памяти есть то главное, чем может поделиться промежуточное поколение, и как связующее звено должно донести и передать новому поколению память о подвиге наших отцов и матерей.
О чём бы ни писал Алешков, он всегда твёрдо убеждён, что это необходимо сказать, не оглядываясь по сторонам, не угодничая, не приноравливаясь к чужим вкусам и мнениям. Только так рождается исповедальная лирика большого поэта. Алешков, лирик и публицист, смело говорит о том, что ему не по нраву в стране, в обществе и так же без утайки исповедует свои человеческие слабости, ошибки. Недоброжелателю нечего выдумывать и присочинять, ведь всё рассказано с предельной искренностью: и о «трепыханиях предсердий», и о бесплодных блужданиях в столице, и о нелюбви к людям с двойной моралью.
Замечательный литературный критик и публицист Вадим Валерианович Кожинов
СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
в своё время писал об одном необходимом качестве, каким должен обладать настоящий поэт: «Это вера или точнее убеждённость: то, что я создаю — действительно поэзия, имеющая общезначимую и безусловную ценность». И сетовал при этом: «.в сегодняшней лирической поэзии на каждом шагу сталкиваешься если не с отсутствием, то хотя бы с "недостаточностью" этой веры, этой убеждённости». И ещё: «Главное — петь
всей грудью, чувствуя, что твоё пение необходимо, что если ты не скажешь, то и никто этого не скажет» (День поэзии. 1968. С. 227). Эти слова актуальны и сегодня.
А мне остаётся порадоваться тому, что у моего «промежуточного поколения» есть свой поэт и певец с неповторимым сильным голосом — Николай Алешков, своим творчеством и мировоззрением утверждающий: «Наше дело правое!»
Об авторе:
Валентина Григорьевна Останина — поэт, переводчик, член Союза писателей России, член Петровской академии наук и искусств, автор десяти книг для взрослых и детей, лауреат региональных премий и премий Международного поэтического конкурса ПАНИ «Россия, перед именем твоим.»; [email protected]
25.12.2023 г.
Николай Алешков
СТИХОТВОРЕНИЯ
НАКАЗ
В столицы рвётся сын, в тот муравейник, где жил и я бездомным босяком. А по спине моей дубовый веник под липовым гуляет потолком. Испив кваску в предбаннике, продолжим мы разговор о странствиях земных. Отец предостеречь, конечно, должен, но сын исполнен замыслов иных. Там лучше, где нас нет. В житейском море и я держал глазами горизонт. Казалось, что не зря с судьбою спорил и был готов не возвращаться в порт. Но молодость прошла. Следы скитаний остались позади. И блудный сын домой приехал, к маминой сметане, под шум берёз и клёнов, и осин. Идёт к закату жизнь. Но дом построен. И семена, посеянные мной, на родине взошли, и внуков трое, ласкают сердце в холод, в летний зной. Но сын твердит, что дом ему не нужен, что он найдёт призванье в городах. Поймёт ли, стать отцом, надёжным мужем — превыше всех призваний, вертопрах? Его не удержать. И завтра поезд. Под веник спину подставляй, студент! Ты выбрал путь. Судьба напишет повесть. Её сюжет — небес эксперимент.
Давай-ка, сын, пройдёмся после бани вдоль речки, вдоль оврага, вдоль оград. Вот церковь, где крестился твой папаня, вот кладбище, где наши предки спят. Под стук колёс лети навстречу ветру! Вот мой наказ, серьёзный и простой — нельзя менять ни родину, ни веру. Я это знал. И ты на этом стой!
ДВАЖДЫ ДВА
О свободе толкуют много. О свободе мечтает всяк. Отрекись от себя, от Бога, и — свободен... Иначе — как?
Будь ума у тебя палата, будь ты круглый совсем дурак... Одиночество — это плата за свободу. Иначе — как?
Был, как ветер, вчера свободен путешественник и моряк. Где он ныне? Вернулся вроде к миру, к людям. Иначе — как?
В одиночку тебе и вьюга в снежном поле — смертельный враг. Несвободны мы друг от друга и от Бога. Иначе — как?