Научная статья на тему 'Наш «Щелкунчик»: вечно юный и уникальный'

Наш «Щелкунчик»: вечно юный и уникальный Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК» / СПЕКТАКЛИ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ / СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЕТЕРБУРГЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ И ТРАДИЦИЙ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕТЕРБУРГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абызова Лариса Ивановна

В статье дана рецензия на балет «Щелкунчик», исполненный воспитанниками Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на сцене Мариинского театра в январе 2012 г. Проанализировано значение спектакля для подготовки будущих артистов балета, определено место данного спектакля в культурной среде Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наш «Щелкунчик»: вечно юный и уникальный»

Л.И. Абызова

НАШ «ЩЕЛКУНЧИК»: ВЕЧНО ЮНЫЙ И УНИКАЛЬНЫЙ

В статье дана рецензия на балет «Щелкунчик», исполненный воспитанниками Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на сцене Мариинского театра в январе 2012 г. Проанализировано значение спектакля для подготовки будущих артистов балета, определено место данного спектакля в культурной среде Петербурга.

Ключевые слова: балет «Щелкунчик», спектакли Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, спектакли для детей в Петербурге, формирование культурной среды и традиций театрального Петербурга.

Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» - особый для воспитанников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Он сопровождает их с первого класса до выпускного, тем самым проходя через всю школьную жизнь.

Этот «Щелкунчик» вечно юн. Юн не только потому, что все роли в спектакле исполняют дети - от первоклассников в ролях мышей, куколок, солдатиков, до выпускников в сложных партиях главных героев. Спектакль не может постареть, поскольку каждый год состав его участников меняется. Таковы правила существования этого балета - воспитанники взрослеют, с каждым годом меняются их роли; и каждый год младшие воспитанники занимают места старших.

Важным и незабываемым событием для детей становится тот факт, что спектакли проходят на сцене Мариинского театра. Установившаяся традиция выступать в новогодние и рождественские дни на сцене прославленного театра - высокая честь, но и большая ответственность.

Подготовить большой трехактный спектакль продолжительностью 2 часа 45 минут - огромный труд всего коллектива под руководством художественного руководителя, народной артистки России профессора А.А. Асылмуратовой, и ректора, заслуженного работника культуры России профессора В.А. Дорофеевой. В этом году эту работу осуществили педагоги-репетиторы [I]

профессора Л.В. Ковалева, М.А. Васильева. Т.А. Удаленкова, доценты И.А. Ситникова, Е.А. Шерстнева, М.А. Грибанова, старший преподаватель Л.Г. Постижева, преподаватели Т.В. Соломянко, Е.Г. Забалканская, В.Б. Иванова, профессора Б.Я. Брегвадзе, Г.Н. Селюцкий, В.С. Десницкий, доценты М.Ш. Еникеев, В.А. Сиротин, преподаватели Н.В. Щеглов, И.В. Новосельцев, А.А. Ермоленков, А.В. Ильин. Свою лепту внесли и педагоги-репетиторы младших классов: старшие преподаватели Е.Г. Алканова, Л.Г. Постижева, Г.А. Еникеева, преподаватели Т.К. Улитина, Г.П. Башловкина, Н.А. Семенов.

На сцене Мариинского театра прошли пять представлений балета (2, 4, 6, 7 и 8 января 2012 г.) с четырьмя составами исполнителей главных партий. Дирижировали спектаклями Валерий Овсянников и Борис Грузин.

Открывали и закрывали серию спектаклей Яна Ященко (Маша-Принцесса) и Евгений Коновалов (Щелкунчик-Принц). Правомерность показать дважды именно эту пару не подлежит сомнению. Яна Ященко (класс М.А. Васильевой) и Евгений Коновалов (класс Г.Н. Селюцкого) технически сильны, идеально подходят друг другу по эстетическим параметрам: оба высокие, стройные, с удлиненными линиями тел. Они и пластически оказались гармоничны - с высокими, легкими прыжками, мягкой растяжкой. Но главное: у молодых исполнителей сложился дуэт. Не знаю, что тому причиной - актерское мастерство, усвоенное на уроках и репетициях, или хорошее техническое оснащение, позволившее не думать о сложностях хореографии, - важен результат. И этот результат порадовал: упоение танцем, которое не скрывали Ященко и Коновалов, перерастало в историю сказочной любви, создавало радостную атмосферу и было созвучно музыке Петра Ильича Чайковского.

Изящные и грациозные партнеры в другой паре: Арина Варенцова (класс И.А. Ситниковой) и Ярослав Байбордин (класс А.А. Ермоленкова) - показали своих героев детьми, потому и любовь их была детской, наивной, очень трогатель-

ной и светлой. Аккуратно справляясь с техническими трудностями, Байбордин показался актерски скованным, что странно, так как в недавней премьере «Мадригала» в постановке Начо Дуато на сцене Михайловского театра [2] он продемонстрировал умение свободно действовать в сценическом пространстве.

Свою интонацию нашли София Смирнова (класс М.А. Васильевой) и Эрнест Латыпов (класс Г.Н. Селюцкого) - нежная девушка покорялась благородному мужественному юноше, их первая любовь трогала зрительские сердца искренностью и чистотой. Ксения Шевцова (класс И.А. Ситниковой) и Ярослав Пушков (класс А.А. Ермоленкова) заявили о чувстве по-взрослому серьезном.

Таким образом, индивидуальные качества исполнителей главных партий повлияли на спектакли в целом, а потому все пять представлений были разными, по-своему захватывающими, и зрители имели возможность сами определить, какая трактовка им ближе.

Однако высокий уровень спектаклей зависел не только от протагонистов, но и исполнителей ролей второго плана. В партии маленькой Маши заслуживают похвалы Мария Петухова (класс Е.Г. Алкановой), Ксения Андриенко (класс Г.А. Еникеевой), Юлия Спиридонова (класс Г.А. Еникеевой). Эта партия, порученная ученицам первого и второго года обучения, очень важна, ведь глазами именно девочки Маши мы видим очаровательный сказочный сон-грезу о будущей любви.

Анастасия Заклинская (класс Л.В. Ковалевой) блестяще солировала в Восточном танце и отличилась в менуэте первого акта, показав тонкое понимание стиля и благородство манеры. Китайский танец особенно удался Екатерине Малыховой (класс И.А. Ситниковой), Ольге Наумовой (класс М.А. Васильевой) и Антону Чейда (класс Г.Н. Селюцкого); девушки показали хорошую мелкую технику, а юноша - высокие, динамичные, легкие прыжки.

Гордостью Академии неизменно являются большие ансамбли - Вальс снежинок и Розовый вальс. Высочайшее мастерство педагогов-репетиторов дает впечатляющие результаты: кордебалет здесь не только не уступает взрослому, театральному, но превосходит его по слаженности и вдохновению. Как это случается из года в год, на всех представлениях январских «Щелкунчиков» Вальс снежинок и Розовый вальс были особо отмечены зрительскими овациями и криками «браво».

Высокая зрительская оценка очень важна, поскольку спектакль, хотя и решает задачи обучения, «учебным спектаклем» вовсе не является.

«Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского в постановке Василия Ивановича Вайнонена увидел свет рампы в 1934 г. на сцене ГАТОБ им. С.М. Кирова [3] и вошел в золотой фонд советской хореографии. На премьере главные партии танцевали молодые Галина Уланова и Константин Сергеев, за дирижерским пультом стоял Евгений Мравинский. В 1954 г. спектакль оформил выдающийся театральный художник Симон Баграто-вич Вирсаладзе. Это оформление до сих пор вызывает неизменное восхищение зрителей. «Настоящий» снегопад, засыпающий очаровательные домики ночного городка, уютная гостиная милого семейного дома Штальбаумов, картины фантастической страны отвечают духу хореографии и музыки, становясь полноправными составляющими в ряду выразительных художественных средств.

Балет не сходил со сцены, а в 1957 г. театр передал его Ленинградскому хореографическому училищу, ныне Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. С тех пор одной из задач Академии стало сохранение этого шедевра отечественного балетного искусства. И, как показывает практика, с этой задачей Академия успешно справляется.

Есть у «Щелкунчика» Академии Русского балета еще одна миссия, о которой не следует забывать. Сегодня это, пожалуй, единственный на петербургской театральной афише спектакль,

имеющий свою традицию. Зрители могут быть уверены, что в новогодние и рождественские дни на сцене Мариинского театра они увидят именно этот спектакль. Ходить на него во многих домах принято всей семьей.

Не секрет, что репертуар балетов для детей в Петербурге очень скуден. И здесь «Щелкунчик» Академии Русского балета отчасти восполняет этот пробел. Светлая сказка о взрослении души, ожидании счастливой любви несет позитивное начало, так необходимое детям. Увиденный в детстве «Щелкунчик» остается зрелищем, незабываемым долгие годы. Не случайно многие дети, поступающие учиться в Академию, решили связать свою жизнь со сценой, посмотрев «Щелкунчик».

В итоге можно констатировать, что «Щелкунчик» Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой занимает особое место в балетном искусстве, что можно подтвердить следующими доводами:

1. В ходе комплексного процесса подготовки артистов балета участие воспитанников всех классов и курсов - от первого до выпускного - в спектакле, проходящем на сцене Мариинского театра, является уникальной практикой, не имеющей аналогов в других учебных заведениях. Помимо выработки профессиональных навыков, такая практика решает вопросы воспитания, подготавливая обучающихся к адаптации в социокультурной среде.

2. Тщательная, не допускающая искажений оригинала, ежегодная работа над спектаклем педагогов Академии вносит весомый вклад в решение проблемы сохранения наследия отечественного балетного театра.

3. Спектакль остается лидером детского репертуара Петербурга.

4. «Щелкунчик» Академии оказывает влияние на формирование культурной среды Петербурга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Список педагогов дан согласно программке спектаклей на указанные в тексте даты.

2. «Мадригал» на музыку Хоакина Родриго в хореографии Начо Дуато. Одноактный балет в исполнении учащихся АРБ им. А.Я. Вагановой. Михайловский театр. Премьера I декабря 2011 г.

3. Премьера ГАТОБ им. С.М. Кирова состоялась 18 февраля 1934 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.