сосудистое — в 189 (47,9%) , трехсосудистое — в 109 (27,7%). Поражение ствола левой коронарной артерии выявлено у 26 (6,6%) пациентов.
Стентирование клинико-зависимой артерии проведено 241 (61,2%) пациенту, стентирование двух и более коронарных артерий — 153 (38,8%) больным. При этом полная реваскуляризация произведена в 47,9% (189 пациенту) случаев. Стентирование ствола левой коронарной артерии выполнено 24 (6,1%) пациентам, аорто/ маммаро-коронарного шунта — 14 (3,6%) больным. Трансрадиальный доступ применялся в 9,1% (36 пациентов) случаев, блокаторы ИЬ/Ша гликопротеиновых рецепторов — в 16,2% (64 пациента). ВАБК проводилась 29 больным с нестабильной гемодинамикой в течение 24-48 ч. Результаты. После проведения эндоваскуляр-ного лечения 193 пациента с нестабильной стенокардией 39 (20,3%) относились к 0-1 ФК стенокардии, у 135 (69,9%) пациентов диагностирован II ФК стенокардии и у 19 (9,8%) пациентов — III ФК. У пациентов с ОИМ после эндоваскулярной реваскуляризации отмечается положительная динамика на ЭКГ, уменьшение зон гипо- и акинеза, увеличение ФВ при ЭхоКС на 8,1±3,4% (р<0,05), улучшение перфузии миокарда по данным ОФЭКТ. Летальность составила 0,3% (1 пациент с кардиогенным шоком в результате обширного трансмурального ИМ).
Выводы. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства при ОКС являются эффективным и безопасным методом реваскуляризации миокарда. У пациентов с нестабильной стенокардией и мультифокальным поражением коронарных артерий при ОКС возможно успешное проведение полной реваскуляризации. У пациентов с развившимся ИМ при поражении ствола левой коронарной артерии рентгеноэндоваскулярные вмешательства являются методом выбора. Эндоваскулярное лечение ОКС возможно и безопасно без кардиохирургической поддержки.
НАШ ОПЫТ ЭНДОВАСКУЛЯРНОГО ЛЕЧЕНИЯ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ МОЗГА
Хрипун А.В., Малеванный М.В., Куликовских Я.В., Крамаренко А.В, Акбашева М.Т., Фоменко Е.П., Областной сосудистый центр ГУЗ РОКБ, Ростов-на-Дону, Россия.
Цель. Оценить эффективность и безопасность эндоваскулярных вмешательств при ИБМ в условиях Областного сосудистого центра.
Материал и методы. В 2009-2010 гг. в Областном сосудистом центре ГУЗ Ростовской ОКБ обследовано 246 пациентов с поражением брахиоцефальных артерий. Из них эндоваскулярное лечение проведено 119 (48,4%) больным. Перед операцией всем пациентам выполнялось комплексное исследование сосудов головного мозга
с оценкой состояния интракраниальных артерий и функционирования Вилизиевого круга с помощью УЗТС, ТКДГ, КТ, МРТ, ОФЭКТ и ангиографии, позволившее выявить гемодинамически значимое поражение интракраниальных сосудов у 15 (12,6%) пациентов, одиночные и множественные аневризмы церебральных сосудов — у 6 (5,0%) больных. Средний возраст больных 62,4 ± 7,6 лет, пациенты мужского пола составляли 73,1% (87 чел.). В анамнезе острые нарушения мозгового кровообращения по ишемическому типу имелись у 62 (52,1%) пациентов, транзиторные ишемические атаки — у 36 (30,2%), ИМ — у 14 (11,8%), мерцательная аритмия — у 10 (8,4%), артериальная гипертензия — у 91 (76,5%), сахарный диабет — у 21 (17,6%) пациента.
Стентирование ВСА выполнено 73 (61,3%) пациентам: шейного сегмента ВСА — 61 (51,3%) пациенту, из них 3 (2,5%) пациентам при остром ишемическом инсульте, 2 (1,7%) больным совместно с эмболизацией мешотчатой аневризмы ПСА и СМА, 5 (4,2%) пациентам выполнена реканализация и стентирование хронической окклюзии шейного сегмента ВСА; интракраниального отдела ВСА — 12 (10,1%) пациентам, из них двоим (1,7%) больным при ОНМК по ишемическому типу. Выполнена 1 (0,8%) баллонная ангиопластика супраклиноидного сегмента ВСА при остром ишемическом инсульте. Стентирование подключичной артерии проведено 24 (20,2%) пациентам, брахиоцефального ствола — 4 (3,4%), ОСА — 4 (3,4%) пациентам. Стентирование позвоночной артерии выполнено 11 (9,2%) больным: шейного сегмента — 6 (5,0%), интракраниального отдела — 3 (2,5%) пациентам, одномоментное стентирование экстра- и интракраниального отделов позвоночной артерии проведено 2 (1,7%) пациентам. Стентирование базилярной артерии выполнено 3 (2,5%) пациентам, из них одному больному стентирование базилярной артерии проводилось вследствие ОНМК по ишемическому типу. Из 7 (5,9%) пациентов с ОНМК по ишемическому типу перед стентированием внутриартериаль-ный тромболизис выполнен 6 (5,0%) пациентам, дополненный механической тромбэктомией у 2 (1,7%) больных.
Результаты. После проведения эндоваскуляр-ного лечения хорошие ангиографические и клинические результаты достигнуты у 115 (96,6%) пациентов. Стентирование шейного сегмента ВСА у всех пациентов проводилось с применением устройств для защиты от дистальной эмболии. В 3 случаях стентирования ВСА зарегистрирована транзиторная ишемическая атака, разрешившаяся без неврологических дефицитов. При ультразвуковом контроле стенты проходимы. Летальных случаев не было.
Выводы. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства при ИБМ являются эффективным и
Тезисы Четвертого российского съезда (№ 24, 2011) Интервенционных кардиоангиологов Россия, Москва, 21-23 марта 2011 г.
безопасным методом лечения. При сочетанном поражении экстра- и интракраниальных отделов одномоментное вмешательство возможно и безопасно. Сочетанное применение внутри-артериального тромболизиса и механической тромбэкстракции позволяет увеличить показатель реваскуляризации. Высокая частота (12,6%) выявления значимых поражений интракраниальных сосудов головного мозга требует выработки стратегии и стандартизации эндоваскулярного лечения данной патологии.
АНГИОПЛАСТИКА И СТЕНТИРОВАНИЕ В
КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С
СИНДРОМОМ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ СТОПЫ
И С КРИТИЧЕСКОЙ ИШЕМИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Цыганков В.Н., Петрушин К.В., Лихарев А.Ю.
ФГУ Институт хирургии им. А.В. Вишневского Росмедтехнологий, Москва, Россия.
Цель. Изучить результаты применения чрескожной транслюминальной баллонной ангиопластики и стентирования артерий нижних конечностей у больных сахарным диабетом и критической ишемией в ближайшем и отдаленном периоде.
Материал и методы. 34 пациентам, страдающим сахарным диабетом, выполнены эндова-скулярные вмешательства на 35 конечностях по поводу критической ишемии. У 33 больных были язвенно-некротические поражения стопы, подавляющее большинство язвенно-некротических дефектов располагалось на пальцах и в дистальном отделе стопы, что давало возможность сохранения функционально активной стопы после «малой» ампутации в случае улучшения кровоснабжения конечности. У большинства пациентов (69,8%) отмечалась стенокардия напряжения, 7,5 % больных в анамнезе перенесли ОНМК, что говорит о том, что больные сахарным диабетом входят в группу риска не только по поражению артерий нижних конечностей, но и по другим сосудистым бассейнам (коронарные, сонные артерии). При поступлении всем пациентам, наряду с обследованием, проводился комплекс процедур, направленных на адекватное обезболивание, назначалась стандартная консервативная терапия (дезагреганты+сулодексид, мексидол в/в капель-но). Больных с декомпенсацией сахарного диабета, по возможности, переводили на подкожное введение инсулина для достижения стабильной коррекции показателей глюкозы крови. Пред- и послеоперационное ведение пациентов, которым выполнялась ангиопластика и стентирование, наряду со стандартной консервативной терапией, также включало прием плавикса по 75 мг 1 раз в день, как минимум, за 3 дня до операции и 6 месяцев после операции. Во время операции обяза-
тельно вводился гепарин в дозе 1 тыс. ЕД в час в/в. Его введение продолжалось еще в течение суток с переходом на фраксипарин в дозе 0,6 мл, который вводился в течение недели после операции. В 50 % случаев пациентам назначался зокор для коррекции гиперхолестеринемии и гиперли-пидемии. В 54,7% случаев выполнена баллонная ангиопластика, а в 45,3% случаев — стентирование пораженных артерий.
Результаты. Клинический успех после операции составил 65,7%. Показатели базального ТсРО2 на стопе после операции в среднем увеличились на 10,7 мм рт. ст., а ТсрО2 сидя увеличилось на 10,9 мм рт. ст. При благоприятном исходе лечения ЛПИ увеличивался в среднем на 0,27, однако разница в показателях до и после операции оказалась статистически достоверной только для задней большеберцовой артерии (р=0,05). Лишь в одном случае не удалось выполнить реканализацию и ангиопластику задней большеберцовой артерии из-за выраженного кальциноза в месте окклюзии артерии. Через 12 месяцев после баллонной дилатации и стентирования частота рецидива ишемии составила 37%. Наиболее часто рецидив ишемии наблюдали в срок от 3 до 9 месяцев. У 5 пациентов рецидивировала критическая ишемия. В этой группе пациентов рецидив наступил после операций, выполненных ниже паховой связки. У 4 из них рецидив ишемии в эти сроки связан с развитием рестенозов в месте ангиопластики. У одного больного кроме рестеноза в месте ангиопластики выявлен новый стеноз выше места баллонной ангиопластики. Через 6 месяцев сохранение конечности отмечено в 81% случаев, а через 12 месяцев — 70%. После проведенного эндоваскулярного лечения из 10 пациентов с язвенными дефектами на стопе у 7 человек отмечено полное заживление язв в сроки от 3 недель до 2,5 месяцев. У 4 пациентов прослежены отдаленные результаты лечения язвенных дефектов на стопе. Сроки наблюдения составили от 4 до 21 месяца, средний срок наблюдения — 12 месяцев. У трех пациентов не отмечено рецидива критической ишемии. У 1 пациента через 8 месяцев после ЧТБА задней большеберцовой артерии выполнена высокая ампутация из-за рецидива критической ишемии.
Выводы. Наши данные показывают, что баллонная ангиопластика и стентирование являются эффективными методами лечения поражений артерий нижних конечностей у больных сахарным диабетом и критической ишемией нижних конечностей. Реваскуляризация, достигаемая за счет применения рентгенэндоваскулярных методов лечения, обеспечивает заживление язвы стопы и снижает частоту высоких ампутаций. Учитывая тяжесть общего состояния больных диабетом, наличие сопутствующих заболеваний, риск развития осложнений хирургического лечения, баллонная ангиопластика может рассматриваться
Тезисы Четвертого российского съезда
Интервенционных кардиоангиологов Россия, Москва, 21-23 марта 2011 г.