Научная статья на тему 'Наш дорогой юбиляр (к 70-летию Н. Г. Агарковой)'

Наш дорогой юбиляр (к 70-летию Н. Г. Агарковой) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наш дорогой юбиляр (к 70-летию Н. Г. Агарковой)»

ПЕРСОНАЛИИ

НАШ ДОРОГОЙ ЮБИЛЯР (к 70-летию Н.Г. Агарковой)

Кафедра педагогики и методики начального образования Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Инновационные технологии обучения и воспитания младших школьников в условиях модернизации образования», посвященную юбилею доктора педагогических наук, профессора Нелли Георгиевны Агарковой, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, автора учебников и учебно-методических пособий для начальной школы по обучению детей грамоте, основателя факультета начальных классов и кафедры педагогики и методики начального образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Родилась Н.Г. Агаркова в г. Майкопе Краснодарского края (25 марта 1939 года). В 1958 г. окончила Адыгейское педагогическое

училище и по направлению Министерства просвещения работала учителем начальных классов в Чечено-Ингушетии, вначале в сельской школе, а затем в городе Грозном.

С 1963 по 1968 гг. она сочетает работу в школе с учебой на вечернем отделении Чечено-Ингушского педагогического института. По окончании этого института Н.Г. Агаркова получает приглашение на работу в качестве преподавателя педагогики на кафедре педагогики и методики начального образования.

С 1968 по 1975 г. она работает старшим преподавателем. В этот же период обучается в аспирантуре Ленинградского педагогического института им. И. А. Герцена, затем два года по направлению аспирантуры работает в Мичуринском педагогическом институте. В 1977 г. организует работу нового педагогического факультета в ТГПИ, совмещая функции декана и заведующего кафедрой.

С 1979 по 2004 г. Н.Г. Агаркова заведует кафедрой теории и методики начального образования. В настоящее время работает про-фессором-консультантом на этой же кафедре.

В кандидатской диссертации «Формирование графического навыка у первоклассников на основе использования умственных действий» (1978 г.) Н.Г. Агаркова на основе результатов проведенного эксперимента доказала, что включение в процесс обучения первоклассников письму наряду с тренировочными упражнениями разнообразных по форме и содержанию умственных и практических осмысленных действий (анализ, синтез, сравнение, группировка, конструирование и реконструирование буквенных знаков) создает оптимальные условия для формирования действия первоначального воспроизведения букв и выработки элементарного графического навыка.

На уровне дальнейшего исследования, в докторской диссертации «Теоритические основы методики обучения первоначальному письму» (1991 г.) подтвердилось предположение о том, что зрительно-двигательный образ буквы, формирующийся в процессе развивающего обучения младших школьников первоначальному письму, является связующим звеном между слухоартикуляционным и рукодвигательным компонентами действия письма, что положительно влияет на выработку его автоматизированности и, с другой стороны, развивает интеллектуальные способности детей, необходимые им в учебной деятельности.

В дальнейшем основные положения диссертации были успешно реализованы в практике начального образования страны. Так, разработанная профессором Н.Г. Агарковой программа «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк» рекомендована Министерством образования РФ в качестве стандарта для современной начальной школы (1996-2007 гг.).

Ею созданы учебно-методические пособия по обучению детей письму к ведущим букварям и азбукам, а именно: 1) азбуке В.Г. Горецкого и др., 1984 г., 2) букварю Д.Б. Эльконина, 1992-2008 гг., 3) букварю В.В. Репкина и др., 2000-2008 гг., 4) азбуке

О.В. Джежелей, 2000-2007 гг. и комплект учебно-методических пособий «Русская графика» для 1-2 классов (1997-2000 гг.) по формированию и выработке автоматизированного действия письма.

Перечисленные выше учебники и учебные пособия по письму ежегодного, начиная с 1992 г., на основе соответствующих приказов Министерства образования РФ входят в федеральный перечень учебников для общеобразовательных учебных учреждений России. Они широко используются в практике современной начальной школы.

Учебник-тетрадь «Письмо» (1 класс, часть вторая) на Всероссийском конкурсе 1996 г. «Искусство книги» награжден дипломом II степени.

С 2003 г. профессор Н.Г. Агаркова участвует в новом государственном проекте «Перспективная начальная школа». Первым и весьма значимым результатом этого участия явился новый комплект учебнометодических пособий «Азбука» по обуче-

нию чтению и письму (авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), включающий программу развивающего обучения грамоте (чтению и письму), учебник по чтению «Азбука», тетради по письму (№ 1, № 2, № 3) и методическое пособие для учителя. Комплект опубликован в 2004 г. в издательстве «Академкнига / Учебник» и прошел экспериментальную проверку в 60-ти регионах России, и ежегодно переиздавался с грифом «Допущено Министерством образования и науки РФ». В 2009 г. он вошел в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (см. приложение к «Российской газете» за 30 января 2009 г.).

Комплект «Азбука» отмечен Российской академией наук наградой «Лауреат Главной Премии 2006 г. за лучшую работу в области науки, технологий и образования».

В настоящее время профессор Н.Г. Агаркова завершает работу над «Звуковой азбукой» и методическим пособием по подготовке дошкольников к обучению грамоте (чтению и письму). Этот комплект предназначен педагогам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и ученым, занимающимся проблемой развития и дошкольной подготовки ребенка.

Н.Г. Агаркова имеет научную школу по проблеме исследования в области методики развивающего обучения детей первоначальному чтению и письму как видам речевой деятельности, руководит работой аспирантов. Почти все из них успешно защитили кандидатские диссертации и получили научное звание доцента. Некоторые начинают думать о написании докторской диссертации.

За время существования научной школы ее аспирантами и соискателями разработаны важные аспекты методики развивающего обучения грамоте и формирования у младших школьников полноценных действий первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности входят в структуру их учебной деятельности как ведущие навыки.

Н. Г. Агаркова является членом Международной Ассоциации «Развивающее обучение». Ей предоставлено право на конференциях, проводимых ассоциацией, вести свою авторскую мастерскую с целью обсуждения результатов ее научно-исследовательской

деятельности на международном уровне. Она является научным руководителем лаборатории «Развивающее обучение дошкольников и младших школьников в системе 12-летнего образования» и «Регионального центра исследования проблем воспитания и развивающего обучения дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования». Решаются вопросы преемственности между детским садом и начальной школой, а именно разрабатываются сквозные программы по основным предметам (грамота, русский язык, математика) и учебно-методическое оснащение к ним для образовательных учреждений этого типа.

Результаты этой работы обсуждались на научных конференциях не только в России, но и за рубежом - в Сексардском институте Венгрии на «Летней академии».

Н.Г. Агаркова - член Учебно-методической комиссии УМО при МПГУ (г. Москва) по специальности «031200 - педагогика и методика начального образования»; ведет занятия на курсах повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей-методистов дошкольных учреждений г. Тамбова, Тамбовской области (Тамбовский ИПК РО) и Российской Федерации (Российский Центральный ИПК РО, г. Москва). В 19881993 гг. вела Школу передового опыта для преподавателей-методистов пединститутов страны, в связи с чем имеет благодарственное письмо от Министерства народного образования РСФСР.

Профессор Н.Г. Агаркова - высококвалифицированный вузовский преподаватель, знающий и любящий свое дело специалист. По рейтингу преподавателей университета в 1996 и 1997 гг. она занимала первые места. Кафедра, руководимая ею, также неоднократно занимала первые места среди педагогических кафедр университета.

Н. Г. Агаркова - скромный, отзывчивый человек, пользующийся заслуженным авторитетом среди студентов, аспирантов и преподавателей университета. Ее заслуги отмечены знаками: «Отличник народного просвещения РСФСР», «Победитель социалистического соревнования 1978 года», «Ветеран труда». За плодотворный труд в области методики развивающего обучения младших школьников она награждена Почетной грамотой МОПО РФ (1999 г.). В 2000 г. получила высо-

кую государственную награду, ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Основные публикации:

1. Агаркова Н.Г. Психолого-дидактические основы обучения детей шестилетнего возраста: программа спецкурса / Программы педагогических институтов: сб. № 6. М.: Просвещение, 1987.

2. Формирование положительного отношения к учению у младших школьников: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.Г. Агаркова. Тамбов: ТГПИ, 1989.

3. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников. Учеб. пособие к спецкурсу для студентов пед. институтов по спец. 2121 - педагогика и методика начального обучения. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987.

4. Агаркова Н.Г. Обучение письму // Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк (Программа для начальной школы) // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы. (1-3). М.: Просвещение, 1996, 1998.

6. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк (Программа для начальной школы) // Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы / (1-4). М.: Просвещение, 1996, 1998, 2001, 2002, 2004.

7. Агаркова Н.Г. Обучение грамоте. Программа. Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Сб. программ для начальной общеобразовательной школы. 2-е изд., дораб. М.: Вита-Пресс, 2004.

8. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: учебник 1 класс / под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига / Учебник, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008.

9. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: методическое пособие. 1 класс. М.: Академкнига / Учебник, 2004, 2005, 2006, 2007.

10. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: Тетрадь по письму № 1 (№ 2, № 3). 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. М.: Академкнига / Учебник, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008.

Коллеги, аспиранты, единомышленники и друзья.

Ректорат и редакция журнала присоединяются к поздравлениям и желают Нелли Георгиевне здоровья и творческих успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.