Научная статья на тему 'Об использовании компьютерных технологий при разработке учебных пособий для начальной школы'

Об использовании компьютерных технологий при разработке учебных пособий для начальной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агарков Юрий Анатольевич

The article discusses the possibility of applying the ABC computer programme to selecting lexical material for 'The ABC-book' created by N.G. Agarkova and Y.A. Agarkov on the basis of the Russian educational conception 'Worth-while Primary School.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING COMPUTER TECHNOLOGIES IN DEVELOPING TEACHING AIDS FOR PRIMARY SCHOOL

The article discusses the possibility of applying the ABC computer programme to selecting lexical material for 'The ABC-book' created by N.G. Agarkova and Y.A. Agarkov on the basis of the Russian educational conception 'Worth-while Primary School.

Текст научной работы на тему «Об использовании компьютерных технологий при разработке учебных пособий для начальной школы»

обучении младших школьников грамоте и русскому языку.

Данный комплект учебников, по мнению авторов (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), позволяет сформировать у шестилетних первоклассников полноценное графическое дейст-

вие, на основе которого не только успешно вырабатываются навыки чтения и письма, но и осуществляется глубокая подготовка учащихся к систематическому изучению блока филологических дисциплин в последующих классах общеобразовательной школы.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ю.А. Агарков

Agarkov Y.A. Using computer technologies in developing teaching aids for primary school. The article discusses the possibility of applying the ABC computer programme to selecting lexical material for ‘The ABC-book’ created by N.G. Agarkova and Y.A. Agarkov on the basis of the Russian educational conception ‘Worth-while Primary School.'

В последнее время появляются публикации, посвященные внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В большинстве из них рассматриваются проблемы компьютерного обучения в общеобразовательной школе. Однако потенциал информационных технологий не ограничивается лишь рамками создания компьютерных обучающих комплексов, их можно эффективно использовать и при разработке классических учебников и учебных пособий.

При разработке новой Азбуки для начальной школы (авторы: Н.Г. Агаркова,

Ю.А. Агарков) была создана специальная компьютерная программа «АБВ» (рис. 1), с помощью которой и осуществлялся подбор специального словесного материала.

Данный материал должен был отвечать следующим требованиям:

1. Доступность пониманию первоклассника семантики слов, используемых в Азбуке.

2. Соответствие звуко-буквенного состава слов установленной последовательности изучения в Азбуке звуков и букв русского языка (см. в статье Н.Г. Агарковой «Тео-ретико-методические основы нового учебного комплекта по обучению грамоте», опубликованной в этом же номере). В связи с этим словесный материал каждого урока содержит лишь те буквы, которые были уже изучены в предшествующий период, и включает в себя букву нового звука, изучаемого на данном уроке.

3. Максимальное насыщение текстового материала словами с буквой звука (звуков), изучаемого на данном уроке.

4. Наличие в словесном материале образцов реконструирования, преобразования слов, то есть пар слов, отличающихся, во-первых, лишь одной буквой при равном их числе (мама — рама, крыша - крыса, бочка -почка); во-вторых, одной «лишней» буквой при неравном их числе (куница - кузница, игры - тигры, уха - муха), а также слов-перевёртышей, которые можно читать и слева направо, и справа налево (сорт - трос, топор - ропот, комок, заказ). Это, с одной стороны, отвечает возрастным особенностям уче-

Файл Редактировать Слова Перевертыши Замена Добавление Тексты

□ а* У Ш & ^ (В ИЙЯ ІД? -І :14 -і І [Статистика]!

| Редактор | Словарь | Перевертыши \ Замена ] Добавление j Tексты \ Статистика ]

Ф , ,

Ф . і і і . і і і і і і і ^

Краденое солнце А

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки-

Белобоки

Поскакали по полям, V

Стр.: 437 Поз.: 1

Рис. 1.

ника, а с другой, способствует развитию его интеллектуальных и речевых способностей.

При разработке программы «АБВ» пришлось отказаться от готовых компьютерных версий словаря, так как большинство содержащихся в них слов затруднительны для детского понимания. Предполагалось, что произведения детских поэтов и прозаиков наиболее полно отражают словарный запас детской речи. За основу были взяты электронные версии произведений таких писателей как К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, С. Чёрный, Г. Новицкая, В. Берестов, Б. Заходер, Г. Остер, М. Пришвин, К. Паустовский, Н. Носов, Н. Сладков, Э. Успенский и другие.

База данных «детского» словаря составлялась следующим образом: каждый текст программа разбивала на слова. Слово вносилось в словарь при условии, что оно в нём ещё не содержалось. Слову присваивался 33-значный код, каждая позиция которого соответствовала определённой букве согласно последовательности изучения букв в обратном порядке. В этой позиции записывалось количество содержащихся в слове букв (рис. 2).

Затем из словаря были исключены лишние словоформы, и оставлены лишь существительные в именительном падеже, прилагательные мужского рода единственного числа и глаголы в неопределённой форме. В результате был составлен «детский» словарь объёмом в 7830 слов.

Сортировка слов по их коду обеспечивала выполнение перечисленных выше требований к словесному материалу. В программе

предусмотрены две основные функции отбора слов из словаря: во-первых, можно отобрать слова, содержащие заданную букву, но не включающие в себя ещё неизученные буквы, во-вторых, можно вывести все слова из словаря в последовательности их изучения.

В программу была включена функция, осуществляющая подбор пар слов из словаря в соответствии с определёнными задачами их реконструирования. А именно: а) заменой одной графемы на другую, б) дополнением одного слова из пары подходящей графемы, в) выявлением слов-перевёртышей, которые можно читать не только слева направо, но и справа налево (рис. 3).

J ■Г1** '"Tkv. We j'.

Файл Редактировать Слова Перевертыши Замена Добавление Тексты

□ Я іі & Ча И fiSS Редактор j Словарь \ Перевертыши Замена jj ЯаШШ -г j j jlT —•"! Статистика j Добавление j T ексты j Статистика I

REPLACE JKOD і А Буквы

► Я і в

шил • шип 0002000100001 і J, °r

шина • вина 0001000000101 г э с

шкала - школа 0002000000021 Г ыГ ь С ъ

шляпка • шлюпка 0002000200021 r "r д Г к

шоу • шов 0002000000101 : M r т • ж

шпулька - шпилька 000200020002: ” -

штат - штаб ОС02000010001 v с р г щ

1 < > й К ц

м 1 Ч і ► 1 и 1 - І

|Стр,:437 Поз.: 1

Рис. 3.

Каждой паре слов также присваивался код. Отбор пар на изучаемую букву осуществлялся аналогично отбору слов из словаря. Таким образом к каждому уроку были подобраны соответствующие упражнения.

Закономерности отбора материала в данной программе распространяются не только на отдельные слова, но и на более крупные структурные единицы языка - небольшие связные тексты. На её основе можно сортировать и отбирать небольшие тексты разных жанров (пословицы и поговорки, скороговорки, загадки и так далее) в заданной последовательности изучения букв. В этом случае каждому тексту присваивается уже 66-значный код, то есть частота буквы в тексте занимает уже две позиции.

Для работы с более крупными текстами предусмотрена функция графического представления статистики текста (рис. 4). Благодаря чему можно подбирать готовые тексты к каждому уроку.

Файл Редактировать Слова Перевертыши Замена Добавление Тексты

▼| | [14

D У # j & Ш

Редактор Словарь | Перевертыши J Замена | Добавление] Тексты] Статистика SL0V0 Ш j" А Буквы

цыпочках

чечевица

рощица

ящерица

уборщица

щипцы

помощница

продавщица

царица

Стр.: 437 Поз.: 1

101001010001000000000000000010011 102000000010000000200000000100001 110000000000000000000001000100011 110000000000000000100101000100001 110000001000000000000001000100111 110000010000000000000000000110000 110000010000000000000000011100021 110000010010000010000001000100012 200000000000000000000001000100002

Г а С я С в

О С ё Г ф

г 9 С ю Г б

‘С э С е Р п

С ы С ь С ъ

С' и С д С х

f~ м С т f ж

Г' н С 3 Г ш

С п с С ч

r Р Г г Г щ

С й к С ц

т~~

Рис. 2.

Файл Редактировать Слова Перевертыши Замена Добавление Тексты

□ я? У Ш ШШШй ШШ1 ▼ !14 Статистика 1

Редактор; Словарь! Перевертыши! Замена | Добавление! Тексты Статистика \

Количество букв в тексте

Гб8'1

Стр.: 437 Поз.: 1

Рис. 4.

Итак, основными функциями компьютерной программы «АБВ» являются следующие:

1) составление «детского» словаря;

2) сортировка слов в словаре согласно последовательности изучения букв;

3) отбор слов из словаря на изучаемую букву;

4) подбор упражнений по реконструированию слов;

5) подбор небольших текстов разных жанров (пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, загадки, стихи, скороговорки) согласно последовательности изучения букв;

6) графическое представление частоты встречаемости букв в определённом тексте.

В дальнейшем можно расширить сферу применения программы «АБВ», используя её функции отбора словесного материала на определённые правила правописания при разработке учебников по русскому языку для начальной школы.

Данная программа позволяет реализовать новый принцип в отечественной буква-ристике, а именно - максимального насыщения текста для чтения словами с буквой изучаемого звука, не нарушая заданной последовательности их изучения по Азбуке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.