УДК 7.036
DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05
Юрченко Т.Г.*
НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, ИЛИ ТРАДИЦИИ ДАДАИЗМА СЕГОДНЯ
Аннотация. Рассматривается творчество одного из самых известных современных художников Италии - Маурицио Каттелана (р. 1960), снискавшего славу шутника, абсурдиста и провокатора своими парадоксальными и эпатирующими произведениями и эксцентричными акциями. Анализируются наиболее значимые работы художника - от ранних («Бидибидобидибу», 1996; «Девятый час», 1999; «Он», 2001, и др.) до недавних («Америка», 2016; «Комик», 2019). Сделанные наблюдения позволяют заключить, что в творчестве постмодерниста Каттелана, пронизанном иронией, цитатами и аллюзиями, нашли отражение традиции авангардного искусства начала ХХ в., прежде всего дадаизма, с его эстетическим радикализмом, эпатажем и реди-мейдом, как, собственно, художественное направление просуществовавшего недолго, но положившего начало искусству концептуализма.
* Юрченко Татьяна Генриховна - старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия; [email protected]
Yurchenko Tatyana G. - Senior Researcher of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; [email protected]
Ключевые слова: ирония; самоирония; провокационное искусство; перформанс; инсталляция; концептуализм; традиции дадаизма; постмодернизм.
Поступила: 01.06.2023 Принята к печати: 17.06.2023
Для цитирования: Юрченко Т.Г. Нарушитель спокойствия Маури-цио Каттелан, или Традиции дадаизма сегодня // Вестник культурологии. - 2023. - № 3(106). - С. 79-97. - DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05
Yurchenko T. G.
Troublemaker Maurizio Cattelan, or the traditions of Dadaism today
Abstract. The article deals with the creative activity of one of the most famous modern Italian artist - Maurizio Cattelan (b. 1960), who is known as a joker, absurdist and provocateur due to his paradoxical and shoking art objects and eccentric performances. The article discusses the most significant Cattelan's works from early ("Bidibidobidiboo", 1996; "La Nona ora", 1999; "Him", 2001, etc.) to recent ("America", 2016; "Commedian", 2019). The observations made allow us to conclude that in the work of the postmodernist Cattelan, permeated with irony, allusions and quotations found their reflection the tradition of avant-garde art of the beginning of the 20th century and first of all the tradition of Dadaism with its aesthetic radicalism, shocking and ready-made, which as an art direction proper did not last long but laid the foundation for the art of conceptualism.
Keywords: irony; self-irony; provocative art; performance; installation; conceptualism; Dada traditions; postmodernism.
Received: 01.06.2023 Accepted: 17.06.2023
For quoting: Yurchenko T. G. Troublemaker Maurizio Cattelan, or the traditions of Dadaism today // Bulletin of Cultural Studies. - 2023. - № 3(106). -P. 79-97. DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05
Его работы выставлялись в крупнейших музеях мира - в Лувре и Центре Жоржа Помпиду в Париже, в галерее Тейт в Лондоне, в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и Музее Соломона Гугген-
хайма в Нью-Йорке, они находятся в коллекциях музеев современного искусства в Чикаго, в предместье Турина, в Болонье. Он - один из наиболее высокооплачиваемых из ныне живущих художников. При этом сам он не создал ни одной работы - ни пером, ни карандашом, ни кистью, да и вообще никакого художественного образования у него нет. Он и не претендует на звание художника, именуя себя «работником искусства» (art worker). Для создания своих произведений он, по его собственному признанию, использует телефон, и утверждение, что художник работает с материалом, - не про него: работу с материалом за него выполняют другие. Зато репутация дерзкого и неугомонного провокатора, шутника, абсурдиста и ироничного мистификатора, которую он снискал своими эксцентричными акциями и парадоксальными арт-объектами, прочно с ним связана.
В 2004 г. на факультете социологии университета Тренто ему ad honorem был присужден магистерский диплом за «способность к критическому видению реальности и заблуждений общества». Кажется, с таким мнением о своем творчестве он согласен, считая, что никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что видит каждый день вокруг.
У него есть «двойники», порой мало на него похожие, которые от его имени дают интервью и присутствуют на вернисажах. Сам же он интервью давать не любит, объясняя это своей застенчивостью и тем, что не имеет сказать ничего интересного, мнения же других, напротив, ему очень важны [см.: Bellini].
Маурицио Каттелан (Cattelan) родился в Падуе 21 сентября 1960 г. в бедной итальянской семье: мать - уборщица, отец - водитель грузовика. По окончании школы, в которой учился плохо, осваивал профессию электротехника и кем только не работал - садовником, поваром, охранником, санитаром в морге...
В 1981 г. Каттелан уехал в Болонью, где и начал свою художественную карьеру, причем совершенно случайно: живя в пустой квартире и не имея денег, чтобы ее обставить, он с друзьями стал изготавливать «функциональную мебель с творческим подтекстом», получив некоторую известность.
Решающим для дальнейшей карьеры Каттелана стало знакомство в конце 1980-х годов с галеристом Массимо де Карло (это его в 1999 г. он приклеит скотчем к стене в качестве арт-объекта в его же соб-
ственной галерее - инсталляция «Идеальный день», A perfect day) [илл. 1].
Илл. 1.
Первая персональная выставка Каттелана в Болонье в 1989 г. обернулась вызывающим перформансом: пришедших на вернисаж гостей встретило объявление: «Скоро буду» (Torno subito). Но Катте-лан не явился, и выставка не открылась, потому что показывать на ней было нечего. (Много лет спустя, в 2022 г., уже будучи очень известным Каттелан на вопрос журналиста, какую свою работу он считает наиболее смелой и выражающей его суть как художника, назвал именно эту акцию [см.: Tronconi].)
В 1991 г. на очередной выставке Каттелан должен представить свою работу, но опять ничего нет. Он идет в полицию и заявляет, что у него украли невидимую скульптуру, и... добивается составления акта о краже! Помещенный в рамку, этот документ занимает свое место в экспозиции.
Неутомимый выдумщик, в 1992 г. на добровольные пожертвования он учреждает «Фонд Обломов», пообещав 10 000 долларов художнику, который воздержится от демонстрации своих творений в течение года. Приз, по всей видимости (а про Каттелана трудно сказать что-либо с полной уверенностью), достался самому учредителю.
Приглашенный в 1993 г. принять участие в основной программе Венецианской биеннале современного искусства, он сдает отведенное
ему пространство в аренду французской фирме по продвижению парфюмерии, а свою акцию называет «Работать - плохое дело» (Lavorare е un brutto mestiere).
В 1996 г. в Амстердаме Каттелану дают на подготовку к выставке неделю, но он не привык работать так быстро - и в результате утаскивает произведения другого художника из соседней галереи и выставляет под названием «Еще один чертов реди-мейд» (Another fucking readymade) [илл. 2].
Илл. 2
Чужое пригодилось Каттелану и в 1996-2007 гг., когда вместе с друзьями он выпускал журнал «Вечная еда» (Permanent food), состоявший из иллюстраций, заимствованных из журналов по всему миру.
Брать чужое - привычное дело для Каттелана. В этом он признавался сам в 2004 г. в своей магистерской лекции в Тренто: «Я без других - ничто. Я, действительно, вакуум. Даже этот текст я писал вместе с другом, воруя фразы здесь и там» [Cattelan M.].
В 1993 г. Каттелан переехал в Нью-Йорк, а с 1995 г. его «визитной карточкой» становятся инсталляции из чучел животных, которые он создает руками таксидермиста Мишеля Вайе (Michel Vaillier).
Широкую известность получила антропоморфная композиция «Бидибидобидибу» (Bidibidobidiboo, 1996) - белка, застрелившаяся за кухонным столом (название отсылает к волшебным, преображающим Золушку словам из песенки феи в диснеевском мультфильме) [илл. 3].
Как объяснял сам Каттелан [см.: Nickas В.], это в значительной степени - автобиографическая вещь: желтый обеденный стол напоминает тот, за которым ежедневно собиралась его родня и за которым происходили тяжелые выяснения отношений - и никакие волшебные слова не в состоянии воскресить белку. В 2000 г. он сделает инсталляцию, в которой вместо белки в подобной позе изобразит самого себя («Без названия», Untitled) [илл. 4].
Не менее известны практически идентичные инсталляции Катте-лана «Баллада о Троцком» (The Ballad of Trotsky, 1996; экспонировалась в 2019 г. в Москве в рамках выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton» в ГМИИ им. А.С. Пушкина) [илл. 5] и «Двадцатый век» (Novecento, 1997) [илл. 6]: подвешенное под потолком беспомощно болтающееся чучело лошади (на самом деле муляж). Как считается -это символ краха революционной утопии, но имеют место и автобиографические коннотации: работа связана с тем периодом в жизни Кат-телана, когда, как сказано в уже упомянутом интервью, он чувствовал в себе большой запас энергии, но не имел возможности ее реализовать. Однако как всегда у Каттелана это только один из предполагаемых смыслов. В том же интервью он отмечает, что ХХ в. стал концом лошади как средства передвижения [см.: Nickas В.].
Илл. 3
Илл. 4
Илл. 6.
С 1999 г. Каттелан, пригласив к сотрудничеству скульптора Даниэля Друйе (Daniel Druet), стал использовать в инсталляциях восковые скульптуры знаменитых людей (в дальнейшем работал также с другими скульпторами и материалами). Одной из самых обсуждаемых стала инсталляция «Девятый час» (La Nona ora, 1999) [илл. 7]: держащий в руках процессионный крест папа Иоанн Павел II лежит на красной ковровой дорожке, сраженный метеоритом. Девятый час в христианской традиции (соответствует трем часам дня) ассоциируется со страданиями Христа: в этот час, распятый на кресте, он воскликнул: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?».
Илл. 7
Инсталляция вызвала резкую критику, в том числе на родине Иоанна Павла II - в Польше, где была впервые показана в 2000 г.; автору пришлось оправдываться, что ничего антикатолического тут нет, что это, по его словам, - «скорее напоминание о том, что власть, какой бы она ни была, имеет свой срок годности» [см.: Bellini]. Однако в другом своем интервью Каттелан высказался более определенно: «Я понял, что сбил фигуру отца... В семнадцать лет я пытался его задушить; именно тогда я ушел из дома». [Cattelan: "Cosi ... ].
Впрочем, объяснять свой замысел он не любит, предпочитая говорить о бесконечной многозначности художественного образа, как в лекции в Тренто, где подчеркивается, что, в отличие от слов, зрительные образы всегда претендуют на интерпретацию, в частности, отметил: «Словами можно сказать "да" или "нет", с образами все обстоит сложнее. Более того, если бы я имел смелость поучать, я бы сказал: "Всегда остерегайтесь образов однозначных". Образы, заключающие в себе один смысл, это - мусор для глаз и для мозгов... Образы, которые меня более всего интересуют - те, которые я не понимаю. Или скорее - те, которые, как кажется, несут в себе бесконечную многозначность смыслов. Образы, которые мне действительно нравятся. я представляю себе как идеальное общество: хор голосов, гвалт интерпретаций и диссонирующих звуков, неведомым путем приходящих в равновесие. И более того, это равновесие не основано на какой-либо иерархии: ни один голос не побеждает другой, ни одна интерпретация
не может взять на себя право главенствовать... Лучшие образы - как маленькие вавилонские башни, которым таинственным способом удается устоять: они шатаются, но не рушатся. Более того, черпают новую силу из непрерывных колебаний, сотрясающих их основание» [Cattelan M.].
Секрет воздействия подлинного искусства художник усматривает в доставляющем дискомфорт зазоре между видимой частью образа и его глубиной, полагая, что любая субъективная интерпретация, возникающая у зрителя в процессе восприятия предмета искусства, имеет право на существование. Совокупность таких интерпретаций, по мнению Каттелана, собственно, и создает произведение, обеспечивая ему долгую жизнь.
Принципиальная установка на многозначность образа стала причиной и другого скандала, вызванного в 2001 г. инсталляцией «Он» (him) [илл. 8]: коленопреклоненный в молитвенной позе Адольф Гитлер, сзади напоминающий ребенка, беспомощный и жалкий и - одновременно - воплощение абсолютного зла, которая впервые была продемонстрирована в Германии.
Л €ft
Илл. 8
Характерная черта творчества Каттелана - самоирония. В инсталляции 8регшш (1997; экспонировалась в 2019 г. в ГМИИ) [илл. 9] хаотично расположенные на стене 150 масок из латекса - не что иное, как стилизованные под разные этнические типы автопортреты художника, в жизни которого был период, когда ему приходилось подрабатывать донором банка спермы.
Илл. 9
Черты Каттелана имеет и восковой персонаж, высунувший голову из дырки в полу и рассматривающий вместе с посетителями картины старых голландских мастеров в одном из залов музея Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме (инсталляция «Без названия», Untitled, 2001) [илл. 10].
Илл. 10 88
Шокировать публику у Каттелана получается, пожалуй, как ни у кого другого. Майским утром 2004 г. в Милане на площади Двадцать четвертого мая прохожие могли лицезреть трех повешенных на дереве детей [илл. 11], вернее, их восковые муляжи, выполненные в натуральную величину и выглядевшие настолько естественно, что какой-то человек не выдержал, залез на дерево и срезал двоих.
Илл. 11
Что хотел сказать художник? Был ли это протест против эксплуатации детских образов в рекламе или что иное, решать, как всегда, зрителю. Важно другое: сознательная установка автора на совмещение художественного объекта и обыденного, не музейного пространства -совмещение, спровоцировавшее взрывную реакцию, или «короткое замыкание», по словам Каттелана.
Справедливости ради стоит заметить, что «вешал» Каттелан не только детей и лошадей. В 2000 г. в инсталляции «Революция - это мы» (Ьа Шуо1ийопе 81ашо по1) [илл. 12] он подвесил самого себя в знаменитом войлочном костюме Йозефа Бойса (автора инсталляции «Войлочный костюм», 1970), как бы идентифицировав себя с ним.
Творения немецкого постмодерниста составляют значимый контекст творчества Каттелана, который, как и Бойс, использует в произведениях собственный образ, работает с чучелами животных (здесь стоит вспомнить известный перформанс Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965) и в ответ на приписываемое Бойсу утверждение «Каждый человек - художник», не устает повторять: «Я не художник». Но если Бойс позиционировал себя как шамана, Каттелан избрал амплуа трикстера, проделки которого, однако, кажутся легковесными лишь на первый взгляд.
Одна из его работ - скульптура из белоснежного каррарского мрамора высотой более 4 метров - L.O.V.E. [илл. 13], по первым буквам итальянских слов Liberta (свобода), Odio (ненависть), Vendetta (месть), Eternita (вечность), появилась в 2010 г. перед зданием Фондовой биржи в Милане. В ее названии прочитывается отсылка к известной работе американского художника, представителя поп-арта Роберта Индиана (в 1964 г. представленной как рисунок на рождественской открытке, в 1970 г. появившейся в виде скульптуры и затем широко растиражированной) [илл. 14].
Л
д
Илл. 12
Илл. 14
Скульптура Каттелана представляет собой кисть руки, воздетую в фашистском приветствии, у которой отрезаны все пальцы, кроме среднего, что напоминает всем известный оскорбительный жест. К чему он относится - к фашизму, к миру финансов или вообще ко всему? Направленный отнюдь не к зданию биржи (которое, кстати, возводилось как раз в период торжества фашизма в Италии, в 1927-1932 гг.), он может быть интерпретирован как послание от финансистов всему миру, как своего рода метафора нового фашизма, но может иметь ме-
сто и более общая трактовка. Как заметил сам Каттелан по поводу своей скульптуры: «Это - открытка с надписью: "Горячий привет всем режимам"» [Машп/ю Сайе1ап: '^ашо ... ].
В 2011 г. художник объявил, что не хочет повторяться и потому завершает свою художественную карьеру. Ее итогом стала ретроспектива «Всё» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, объединившая около 130 работ, начиная с 1989 г. [илл. 15]
Илл. 15
Каттелан не был бы Каттеланом, если бы и здесь он не придумал нечто совершенно оригинальное: работы, закрепленные на тросах, свешивались внутри цилиндрического пространства, образуемого поднимающимся вокруг него спиральным пандусом, представляя в своей совокупности гигантскую инсталляцию - «массовую экзекуцию», по словам арт-директора и старшего куратора музея Нэнси Спектор, выводя тем самым присутствующую подспудно или явно практически в каждой работе Каттелана тему смерти на первый план.
Подготовка к этой выставке и ее открытие запечатлены в документальном фильме режиссера Мауры Аксельрод «Маурицио Каттелан. Ушел, скоро буду» (Машп/ю Сайе1ап: Ве1^Ы;Ьаск, 2016; фильм демонстрировался в Москве в 2017 г.), в котором, кстати, сам Катте-
лан появляется лишь в конце, а на протяжении всего фильма его «роль» исполняет подставной персонаж. «Игра с идентичностью в фильме, - вспоминает режиссер, - была просто закономерна, потому что идентичность Каттелана с самого начала была задачей, подлежавшей решению». И замечает: «Фильм он не смотрел, и я не ожидаю, что он это сделает» [см.: Cooper],
Творческая пауза была недолгой, да и паузой в строгом смысле ее не назовешь. В 2010 г. Каттелан начал выпускать (вместе с фотографом Пьерпаоло Феррари) ограниченным тиражом журнал «Туалетная бумага» (Toiletpaper) - коллажи фотографий из интернета в духе эстетики дадаизма и сюрреализма, сотрудничал с компаниями, выпускавшими предметы интерьера и сувенирную продукцию, принимал участие в рекламных кампаниях модных брендов (например, Kenzo, 2013) [илл. 16], публиковал интервью с умершими художниками (так, в 2012 г. появилось его «интервью» с итальянским живописцем Доменико Ньоли, скончавшимся в 1970 г.).
Илл. 16
Но уже в 2016 г. в Нью-Йорке в Музее Соломона Гуггенхайма Каттелан представил унитаз из золота 750-й пробы «Америка» (America) [илл. 17] - точную копию унитаза американской фирмы Kohler весом 100 кг (первоначально задуманное название - «Трон», II trono). Объект экспонировался в туалетной комнате музея, заменив
собой один из унитазов, и каждый желающий за небольшую плату мог им воспользоваться.
Илл. 17.
По поводу этой работы Каттелан заметил: «Что бы вы ни ели -ланч за 200 долларов или хот-дог за два, результат будет один: размышления в сортире» [см. Artist ... ].
В сентябре 2019 г. унитаз как экспонат первой персональной выставки Каттелана в Великобритании «Победа - это не вариант» был выставлен в родовом дворце У. Черчилля Бленхейм в графстве Оксфордшир, подключен к канализации и разрешен к использованию. Спустя два дня унитаз украли. Он так и не был найден.
Символ безумной траты денег вообще и в мире современного искусства в частности, социального неравенства и уравнивающей всех физиологической потребности, Америки как страны, декларирующей равные возможности для всех, и Америки, которую каждый желающий может унизить, хотя блеск ее меньше от этого не станет, - таковы некоторые из считываемых смыслов инсталляции Каттелана, вписывающейся в ряд произведений так называемого туалетного искусства, начало которому было положено «Фонтаном» (1917) М. Дюшана.
Очередной провокацией стала инсталляция «Комик» (Comedian, 2019) [илл. 18] - банан, приклеенный к стене серой клейкой лентой, -выставленная на художественной ярмарке в Базеле и проданная за 120 тыс. долларов. Отсылавшая к давней работе Каттелана «Идеальный день» (той, где он приклеил скотчем к стене галериста) и близкая по своему смыслу эпатажной работе его старшего соотечественника
Пьеро Мандзони «Дерьмо художника» (1961) инсталляция породила в профессиональной среде новый виток дискуссии о границах искусства.
Подобного рода дискуссии неизменно сопутствуют произведениям, восприятие которых требует иного, нежели традиционное искусство, подхода - произведениям концептуальным, предполагающим не непосредственную эмоциональную вовлеченность, но интеллектуальные усилия, рефлексию и саморефлексию.
Зародившись в начале ХХ в. в авангардном искусстве - творчестве Марселя Дюшана и дадаистов, концептуализм ярко заявил о себе в 1960-1970-е годы в произведениях, в частности, Пьеро Мандзони и Йозефа Бойса с их бунтарством и радикализмом. Именно эти традиции продолжил концептуалист и постмодернист Каттелан, в творчестве которого, пронизанном аллюзиями, цитатами и автоцитатами, иронией и самоиронией, проблема бренности бытия - одна из важнейших. По мнению наиболее чутких критиков, - это «самый меланхоличный и самый глубокий из современных художников» [Почхуа], «трагический поэт наших дней» [8реС;ог]. Обращаясь к весьма широкому спектру тем - от политики и истории до размышлений о собственной идентичности, Каттелан проблематизирует общепринятые нормы морали и подвергает сомнению авторитеты. Как-то он заметил: «Благодаря вдохновляющим образам искусства человечество постоянно ставит перед собой новые цели и раздвигает границы возможного» [Каттелан]. Раздвигает границы возможного и сам Каттелан, и это, пожалуй, главное, что о нем надо сказать.
7
р
Илл. 18
Список литературы
Каттелан М.: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни». - URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7414/ (дата обращения: 20.05.2023).
Почхуа Л. Эстетика неуспеха Маурицио Каттелана. - URL: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20180830-kattelan.html (дата обращения: 20.05.2023).
Artist pans claims he orchestrated theft of solid gold toilet. - URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2019/sep/15/artist-pans-claims-he-orchestrated-theft-of-solid-gold-toilet (дата обращения: 20.05.2023).
Bellini A. Un intervista con Maurizio Cattelan. - URL: https://sculpturemagazine.art/un-intervista-con-maurizio-cattelan/ (дата обращения: 20.05.2023).
Cattelan: "Cosi ho abbattuto mio padre". - URL: https://milano.corriere.it/milano/notizie/arte_e_cultura/10_settembre_13/cattelan-tre-opere-milano-1703749589188.shtml (дата обращения: 20.05.2023).
Cattelan M. Lectio magistralis. 30 marzo 2004.Universita di Trento, Facolta di Sociologia. - URL: http://www.piccolominisiena.it/formazione/formazione2010/arte/4a/ corzani/scritti.htm (дата обращения: 20.05.2023).
Cooper W.L. Maurizio Cattelan will never stop trolling the art world [An Interview with Maura Axelrod]. - URL: https://www.vice.com/en/article/kbv8mz/maurizio-cattelan-will-never-stop-trolling-the-art-world (дата обращения: 20.05.2023).
Maurizio Cattelan: "Siamo delle macchine alimentate da emozioni, mi tengo cara la mia irrequietezza, e il meglior antidote che ho" (Intervista). - URL: https://www.domanipress.it/intervista-maurizio-cattelan-siamo-delle-macchine-alimentate-da-emozioni-mi-tengo-cara-la-mia-irrequietezza-e-il-miglior-antidoto-che-ho/ (дата обращения: 20.05.2023).
Nickas B. Maurizio Cattelan [An interview]. - URL: http://www.indexmagazine.com/interviews/maurizio_cattelan.shtml (дата обращения: 20.05.2023).
Spector N. Maurizio Cattelan: All. - URL:
https://www.guggenheim.org/exhibition/maurizio-cattelan-all (дата обращения: 20.05.2023).
Tronconi M. Maurizio Cattelan, una vita per l'arte: dagli esordi al successo. - URL: https://www.giltmagazine.it/interview/maurizio-cattelan-una-vita-per-larte-dagli-esordi-al-successo/ (дата обращения: 20.05.2023)
References
Kattelan, М.: "U menja slozhnye otnosheniya s iskusstvom, no poka chto eto samye dolgie otnosheniya v moej zhizni [I have a difficult relationship with art, but so far this are the longest relationship in my life]". URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7414/ (date of application: 20.05.2023). (In Russ.)
Pochkhua, L. Ehstetika neuspekha Maurizio Kattelana [The aesthetics of Maurizio Cattelan's failure]. URL: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20180830-kattelan.html (date of application: 20.05.2023). (In Russ.)
Artist pans claims he orchestrated theft of solid gold toilet. URL: https:www.theguardian.com/artanddesign/2019/sep/15/artist-pans-claims-he-orchestrated-theft-of-solid-gold-toilet (date of application: 20.05.2023).
Bellini, A. Un intervista con Maurizio Cattelan. URL: https://sculpturemagazine.art/un-intervista-con-maurizio-cattelan/ (date of application: 20.05.2023). (In Italien)
Cattelan: "Cosi ho abbattuto mio padre". URL:
https://milano.corriere.it/milano/notizie/arte_e_cultura/10_settembre_13/cattelan-tre-opere-milano-1703749589188.shtml (date of access: 20.05.2023). (In Italien)
Cattelan, M. Lectio magistralis. 30 marzo 2004. Universita di Trento, Facolta di Sociologia, - URL: http://www.piccolominisiena.it/formazione/formazione2010/ arte/4a/corzani/scritti.htm (date of application: 20.05.2023). (In Italian)
Cooper, W.L. Maurizio Cattelan will never stop trolling the art world [An Interview with Maura Axelrod]. URL: https://www.vice.com/en/article/kvb8mz/maurizio-cattelan-will-never-stop-trolling-the-art-world (date of application: 20.05.2023).
Maurizio, Cattelan: "Siamo delle macchine alimentate da emozioni, mi tengo cara la mia irrequietezza, e il meglior antidote che ho" (Intervista). URL: https://www.domanipress.it/intervista-maurizio-cattelan-siamo-delle-macchine-alimentate-da-emozioni-mi-tengo-cara-la-mia-irrequietezza-e-il-miglior-antidoto-che-ho/ (date of application: 20.05.2023). (In Italian)
Nickas, B. Maurizio Cattelan [An interview]. URL: http://www.indexmagazine.com/interviews/maurizio_cattelan.shtml (date of application: 20.05.2023).
Spector, N. Maurizio Cattelan: All. URL:
https://www.guggenheim.org/exhibition/maurizio-cattelan-all (date of application: 20.05.2023).
Tronconi, M. Maurizio Cattelan, una vita per l 'arte: dagli esordi al successo. URL: https://www.giltmagazine.it/interview/maurizio-cattelan-una-vita-per-larte-dagli-esordi-al-successo/ (date of application: 20.05.2023) (In Italian)