Научная статья на тему 'НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, ИЛИ ТРАДИЦИИ ДАДАИЗМА СЕГОДНЯ'

НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, ИЛИ ТРАДИЦИИ ДАДАИЗМА СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ирония / самоирония / провокационное искусство / перформанс / инсталляция / концептуализм / традиции дадаизма / пост-модернизм. / irony / self-irony / provocative art / performance / installation / conceptualism / Dada traditions / postmodernism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрченко Татьяна Генриховна

Рассматривается творчество одного из самых известных современных художников Италии – Маурицио Каттелана (р. 1960), снискавшего славу шутника, абсурдиста и провокатора своими парадоксальными и эпатирующими произведениями и эксцентричными акциями. Анализируются наиболее значимые работы художника – от ранних («Бидибидобидибу», 1996; «Девятый час», 1999; «Он», 2001, и др.) до недавних («Америка», 2016; «Комик», 2019). Сделанные наблюдения позволяют заключить, что в творчестве пост-модерниста Каттелана, пронизанном иронией, цитатами и аллюзиями, нашли отражение традиции авангардного искусства начала ХХ в., прежде всего дадаизма, с его эстетическим радикализмом, эпатажем и редимейдом, как, собственно, художественное направление просуществовавшего недолго, но положившего начало искусству концептуализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Troublemaker Maurizio Cattelan, or the traditions of Dadaism today

The article deals with the creative activity of one of the most famous modern Italian artist – Maurizio Cattelan (b. 1960), who is known as a joker, absurdist and provocateur due to his paradoxical and shoking art objects and eccentric performances. The article discusses the most signifi-cant Cattelan’s works from early (“Bidibidobidiboo”, 1996; “La Nona ora”, 1999; “Him”, 2001, etc.) to recent (“America”, 2016; “Commedian”, 2019). The observations made allow us to conclude that in the work of the postmodernist Cattelan, permeated with irony, allusions and quotations found their reflection the tradition of avantgarde art of the beginning of the 20th century and first of all the tradition of Dadaism with its aesthetic radicalism, shocking and ready-made, which as an art direction proper did not last long but laid the foundation for the art of conceptualism.

Текст научной работы на тему «НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, ИЛИ ТРАДИЦИИ ДАДАИЗМА СЕГОДНЯ»

УДК 7.036

DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05

Юрченко Т.Г.*

НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ МАУРИЦИО КАТТЕЛАН, ИЛИ ТРАДИЦИИ ДАДАИЗМА СЕГОДНЯ

Аннотация. Рассматривается творчество одного из самых известных современных художников Италии - Маурицио Каттелана (р. 1960), снискавшего славу шутника, абсурдиста и провокатора своими парадоксальными и эпатирующими произведениями и эксцентричными акциями. Анализируются наиболее значимые работы художника - от ранних («Бидибидобидибу», 1996; «Девятый час», 1999; «Он», 2001, и др.) до недавних («Америка», 2016; «Комик», 2019). Сделанные наблюдения позволяют заключить, что в творчестве постмодерниста Каттелана, пронизанном иронией, цитатами и аллюзиями, нашли отражение традиции авангардного искусства начала ХХ в., прежде всего дадаизма, с его эстетическим радикализмом, эпатажем и реди-мейдом, как, собственно, художественное направление просуществовавшего недолго, но положившего начало искусству концептуализма.

* Юрченко Татьяна Генриховна - старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия; [email protected]

Yurchenko Tatyana G. - Senior Researcher of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; [email protected]

Ключевые слова: ирония; самоирония; провокационное искусство; перформанс; инсталляция; концептуализм; традиции дадаизма; постмодернизм.

Поступила: 01.06.2023 Принята к печати: 17.06.2023

Для цитирования: Юрченко Т.Г. Нарушитель спокойствия Маури-цио Каттелан, или Традиции дадаизма сегодня // Вестник культурологии. - 2023. - № 3(106). - С. 79-97. - DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05

Yurchenko T. G.

Troublemaker Maurizio Cattelan, or the traditions of Dadaism today

Abstract. The article deals with the creative activity of one of the most famous modern Italian artist - Maurizio Cattelan (b. 1960), who is known as a joker, absurdist and provocateur due to his paradoxical and shoking art objects and eccentric performances. The article discusses the most significant Cattelan's works from early ("Bidibidobidiboo", 1996; "La Nona ora", 1999; "Him", 2001, etc.) to recent ("America", 2016; "Commedian", 2019). The observations made allow us to conclude that in the work of the postmodernist Cattelan, permeated with irony, allusions and quotations found their reflection the tradition of avant-garde art of the beginning of the 20th century and first of all the tradition of Dadaism with its aesthetic radicalism, shocking and ready-made, which as an art direction proper did not last long but laid the foundation for the art of conceptualism.

Keywords: irony; self-irony; provocative art; performance; installation; conceptualism; Dada traditions; postmodernism.

Received: 01.06.2023 Accepted: 17.06.2023

For quoting: Yurchenko T. G. Troublemaker Maurizio Cattelan, or the traditions of Dadaism today // Bulletin of Cultural Studies. - 2023. - № 3(106). -P. 79-97. DOI: 10.31249/hoc/2023.03.05

Его работы выставлялись в крупнейших музеях мира - в Лувре и Центре Жоржа Помпиду в Париже, в галерее Тейт в Лондоне, в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и Музее Соломона Гугген-

хайма в Нью-Йорке, они находятся в коллекциях музеев современного искусства в Чикаго, в предместье Турина, в Болонье. Он - один из наиболее высокооплачиваемых из ныне живущих художников. При этом сам он не создал ни одной работы - ни пером, ни карандашом, ни кистью, да и вообще никакого художественного образования у него нет. Он и не претендует на звание художника, именуя себя «работником искусства» (art worker). Для создания своих произведений он, по его собственному признанию, использует телефон, и утверждение, что художник работает с материалом, - не про него: работу с материалом за него выполняют другие. Зато репутация дерзкого и неугомонного провокатора, шутника, абсурдиста и ироничного мистификатора, которую он снискал своими эксцентричными акциями и парадоксальными арт-объектами, прочно с ним связана.

В 2004 г. на факультете социологии университета Тренто ему ad honorem был присужден магистерский диплом за «способность к критическому видению реальности и заблуждений общества». Кажется, с таким мнением о своем творчестве он согласен, считая, что никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что видит каждый день вокруг.

У него есть «двойники», порой мало на него похожие, которые от его имени дают интервью и присутствуют на вернисажах. Сам же он интервью давать не любит, объясняя это своей застенчивостью и тем, что не имеет сказать ничего интересного, мнения же других, напротив, ему очень важны [см.: Bellini].

Маурицио Каттелан (Cattelan) родился в Падуе 21 сентября 1960 г. в бедной итальянской семье: мать - уборщица, отец - водитель грузовика. По окончании школы, в которой учился плохо, осваивал профессию электротехника и кем только не работал - садовником, поваром, охранником, санитаром в морге...

В 1981 г. Каттелан уехал в Болонью, где и начал свою художественную карьеру, причем совершенно случайно: живя в пустой квартире и не имея денег, чтобы ее обставить, он с друзьями стал изготавливать «функциональную мебель с творческим подтекстом», получив некоторую известность.

Решающим для дальнейшей карьеры Каттелана стало знакомство в конце 1980-х годов с галеристом Массимо де Карло (это его в 1999 г. он приклеит скотчем к стене в качестве арт-объекта в его же соб-

ственной галерее - инсталляция «Идеальный день», A perfect day) [илл. 1].

Илл. 1.

Первая персональная выставка Каттелана в Болонье в 1989 г. обернулась вызывающим перформансом: пришедших на вернисаж гостей встретило объявление: «Скоро буду» (Torno subito). Но Катте-лан не явился, и выставка не открылась, потому что показывать на ней было нечего. (Много лет спустя, в 2022 г., уже будучи очень известным Каттелан на вопрос журналиста, какую свою работу он считает наиболее смелой и выражающей его суть как художника, назвал именно эту акцию [см.: Tronconi].)

В 1991 г. на очередной выставке Каттелан должен представить свою работу, но опять ничего нет. Он идет в полицию и заявляет, что у него украли невидимую скульптуру, и... добивается составления акта о краже! Помещенный в рамку, этот документ занимает свое место в экспозиции.

Неутомимый выдумщик, в 1992 г. на добровольные пожертвования он учреждает «Фонд Обломов», пообещав 10 000 долларов художнику, который воздержится от демонстрации своих творений в течение года. Приз, по всей видимости (а про Каттелана трудно сказать что-либо с полной уверенностью), достался самому учредителю.

Приглашенный в 1993 г. принять участие в основной программе Венецианской биеннале современного искусства, он сдает отведенное

ему пространство в аренду французской фирме по продвижению парфюмерии, а свою акцию называет «Работать - плохое дело» (Lavorare е un brutto mestiere).

В 1996 г. в Амстердаме Каттелану дают на подготовку к выставке неделю, но он не привык работать так быстро - и в результате утаскивает произведения другого художника из соседней галереи и выставляет под названием «Еще один чертов реди-мейд» (Another fucking readymade) [илл. 2].

Илл. 2

Чужое пригодилось Каттелану и в 1996-2007 гг., когда вместе с друзьями он выпускал журнал «Вечная еда» (Permanent food), состоявший из иллюстраций, заимствованных из журналов по всему миру.

Брать чужое - привычное дело для Каттелана. В этом он признавался сам в 2004 г. в своей магистерской лекции в Тренто: «Я без других - ничто. Я, действительно, вакуум. Даже этот текст я писал вместе с другом, воруя фразы здесь и там» [Cattelan M.].

В 1993 г. Каттелан переехал в Нью-Йорк, а с 1995 г. его «визитной карточкой» становятся инсталляции из чучел животных, которые он создает руками таксидермиста Мишеля Вайе (Michel Vaillier).

Широкую известность получила антропоморфная композиция «Бидибидобидибу» (Bidibidobidiboo, 1996) - белка, застрелившаяся за кухонным столом (название отсылает к волшебным, преображающим Золушку словам из песенки феи в диснеевском мультфильме) [илл. 3].

Как объяснял сам Каттелан [см.: Nickas В.], это в значительной степени - автобиографическая вещь: желтый обеденный стол напоминает тот, за которым ежедневно собиралась его родня и за которым происходили тяжелые выяснения отношений - и никакие волшебные слова не в состоянии воскресить белку. В 2000 г. он сделает инсталляцию, в которой вместо белки в подобной позе изобразит самого себя («Без названия», Untitled) [илл. 4].

Не менее известны практически идентичные инсталляции Катте-лана «Баллада о Троцком» (The Ballad of Trotsky, 1996; экспонировалась в 2019 г. в Москве в рамках выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton» в ГМИИ им. А.С. Пушкина) [илл. 5] и «Двадцатый век» (Novecento, 1997) [илл. 6]: подвешенное под потолком беспомощно болтающееся чучело лошади (на самом деле муляж). Как считается -это символ краха революционной утопии, но имеют место и автобиографические коннотации: работа связана с тем периодом в жизни Кат-телана, когда, как сказано в уже упомянутом интервью, он чувствовал в себе большой запас энергии, но не имел возможности ее реализовать. Однако как всегда у Каттелана это только один из предполагаемых смыслов. В том же интервью он отмечает, что ХХ в. стал концом лошади как средства передвижения [см.: Nickas В.].

Илл. 3

Илл. 4

Илл. 6.

С 1999 г. Каттелан, пригласив к сотрудничеству скульптора Даниэля Друйе (Daniel Druet), стал использовать в инсталляциях восковые скульптуры знаменитых людей (в дальнейшем работал также с другими скульпторами и материалами). Одной из самых обсуждаемых стала инсталляция «Девятый час» (La Nona ora, 1999) [илл. 7]: держащий в руках процессионный крест папа Иоанн Павел II лежит на красной ковровой дорожке, сраженный метеоритом. Девятый час в христианской традиции (соответствует трем часам дня) ассоциируется со страданиями Христа: в этот час, распятый на кресте, он воскликнул: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?».

Илл. 7

Инсталляция вызвала резкую критику, в том числе на родине Иоанна Павла II - в Польше, где была впервые показана в 2000 г.; автору пришлось оправдываться, что ничего антикатолического тут нет, что это, по его словам, - «скорее напоминание о том, что власть, какой бы она ни была, имеет свой срок годности» [см.: Bellini]. Однако в другом своем интервью Каттелан высказался более определенно: «Я понял, что сбил фигуру отца... В семнадцать лет я пытался его задушить; именно тогда я ушел из дома». [Cattelan: "Cosi ... ].

Впрочем, объяснять свой замысел он не любит, предпочитая говорить о бесконечной многозначности художественного образа, как в лекции в Тренто, где подчеркивается, что, в отличие от слов, зрительные образы всегда претендуют на интерпретацию, в частности, отметил: «Словами можно сказать "да" или "нет", с образами все обстоит сложнее. Более того, если бы я имел смелость поучать, я бы сказал: "Всегда остерегайтесь образов однозначных". Образы, заключающие в себе один смысл, это - мусор для глаз и для мозгов... Образы, которые меня более всего интересуют - те, которые я не понимаю. Или скорее - те, которые, как кажется, несут в себе бесконечную многозначность смыслов. Образы, которые мне действительно нравятся. я представляю себе как идеальное общество: хор голосов, гвалт интерпретаций и диссонирующих звуков, неведомым путем приходящих в равновесие. И более того, это равновесие не основано на какой-либо иерархии: ни один голос не побеждает другой, ни одна интерпретация

не может взять на себя право главенствовать... Лучшие образы - как маленькие вавилонские башни, которым таинственным способом удается устоять: они шатаются, но не рушатся. Более того, черпают новую силу из непрерывных колебаний, сотрясающих их основание» [Cattelan M.].

Секрет воздействия подлинного искусства художник усматривает в доставляющем дискомфорт зазоре между видимой частью образа и его глубиной, полагая, что любая субъективная интерпретация, возникающая у зрителя в процессе восприятия предмета искусства, имеет право на существование. Совокупность таких интерпретаций, по мнению Каттелана, собственно, и создает произведение, обеспечивая ему долгую жизнь.

Принципиальная установка на многозначность образа стала причиной и другого скандала, вызванного в 2001 г. инсталляцией «Он» (him) [илл. 8]: коленопреклоненный в молитвенной позе Адольф Гитлер, сзади напоминающий ребенка, беспомощный и жалкий и - одновременно - воплощение абсолютного зла, которая впервые была продемонстрирована в Германии.

Л €ft

Илл. 8

Характерная черта творчества Каттелана - самоирония. В инсталляции 8регшш (1997; экспонировалась в 2019 г. в ГМИИ) [илл. 9] хаотично расположенные на стене 150 масок из латекса - не что иное, как стилизованные под разные этнические типы автопортреты художника, в жизни которого был период, когда ему приходилось подрабатывать донором банка спермы.

Илл. 9

Черты Каттелана имеет и восковой персонаж, высунувший голову из дырки в полу и рассматривающий вместе с посетителями картины старых голландских мастеров в одном из залов музея Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме (инсталляция «Без названия», Untitled, 2001) [илл. 10].

Илл. 10 88

Шокировать публику у Каттелана получается, пожалуй, как ни у кого другого. Майским утром 2004 г. в Милане на площади Двадцать четвертого мая прохожие могли лицезреть трех повешенных на дереве детей [илл. 11], вернее, их восковые муляжи, выполненные в натуральную величину и выглядевшие настолько естественно, что какой-то человек не выдержал, залез на дерево и срезал двоих.

Илл. 11

Что хотел сказать художник? Был ли это протест против эксплуатации детских образов в рекламе или что иное, решать, как всегда, зрителю. Важно другое: сознательная установка автора на совмещение художественного объекта и обыденного, не музейного пространства -совмещение, спровоцировавшее взрывную реакцию, или «короткое замыкание», по словам Каттелана.

Справедливости ради стоит заметить, что «вешал» Каттелан не только детей и лошадей. В 2000 г. в инсталляции «Революция - это мы» (Ьа Шуо1ийопе 81ашо по1) [илл. 12] он подвесил самого себя в знаменитом войлочном костюме Йозефа Бойса (автора инсталляции «Войлочный костюм», 1970), как бы идентифицировав себя с ним.

Творения немецкого постмодерниста составляют значимый контекст творчества Каттелана, который, как и Бойс, использует в произведениях собственный образ, работает с чучелами животных (здесь стоит вспомнить известный перформанс Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965) и в ответ на приписываемое Бойсу утверждение «Каждый человек - художник», не устает повторять: «Я не художник». Но если Бойс позиционировал себя как шамана, Каттелан избрал амплуа трикстера, проделки которого, однако, кажутся легковесными лишь на первый взгляд.

Одна из его работ - скульптура из белоснежного каррарского мрамора высотой более 4 метров - L.O.V.E. [илл. 13], по первым буквам итальянских слов Liberta (свобода), Odio (ненависть), Vendetta (месть), Eternita (вечность), появилась в 2010 г. перед зданием Фондовой биржи в Милане. В ее названии прочитывается отсылка к известной работе американского художника, представителя поп-арта Роберта Индиана (в 1964 г. представленной как рисунок на рождественской открытке, в 1970 г. появившейся в виде скульптуры и затем широко растиражированной) [илл. 14].

Л

д

Илл. 12

Илл. 14

Скульптура Каттелана представляет собой кисть руки, воздетую в фашистском приветствии, у которой отрезаны все пальцы, кроме среднего, что напоминает всем известный оскорбительный жест. К чему он относится - к фашизму, к миру финансов или вообще ко всему? Направленный отнюдь не к зданию биржи (которое, кстати, возводилось как раз в период торжества фашизма в Италии, в 1927-1932 гг.), он может быть интерпретирован как послание от финансистов всему миру, как своего рода метафора нового фашизма, но может иметь ме-

сто и более общая трактовка. Как заметил сам Каттелан по поводу своей скульптуры: «Это - открытка с надписью: "Горячий привет всем режимам"» [Машп/ю Сайе1ап: '^ашо ... ].

В 2011 г. художник объявил, что не хочет повторяться и потому завершает свою художественную карьеру. Ее итогом стала ретроспектива «Всё» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, объединившая около 130 работ, начиная с 1989 г. [илл. 15]

Илл. 15

Каттелан не был бы Каттеланом, если бы и здесь он не придумал нечто совершенно оригинальное: работы, закрепленные на тросах, свешивались внутри цилиндрического пространства, образуемого поднимающимся вокруг него спиральным пандусом, представляя в своей совокупности гигантскую инсталляцию - «массовую экзекуцию», по словам арт-директора и старшего куратора музея Нэнси Спектор, выводя тем самым присутствующую подспудно или явно практически в каждой работе Каттелана тему смерти на первый план.

Подготовка к этой выставке и ее открытие запечатлены в документальном фильме режиссера Мауры Аксельрод «Маурицио Каттелан. Ушел, скоро буду» (Машп/ю Сайе1ап: Ве1^Ы;Ьаск, 2016; фильм демонстрировался в Москве в 2017 г.), в котором, кстати, сам Катте-

лан появляется лишь в конце, а на протяжении всего фильма его «роль» исполняет подставной персонаж. «Игра с идентичностью в фильме, - вспоминает режиссер, - была просто закономерна, потому что идентичность Каттелана с самого начала была задачей, подлежавшей решению». И замечает: «Фильм он не смотрел, и я не ожидаю, что он это сделает» [см.: Cooper],

Творческая пауза была недолгой, да и паузой в строгом смысле ее не назовешь. В 2010 г. Каттелан начал выпускать (вместе с фотографом Пьерпаоло Феррари) ограниченным тиражом журнал «Туалетная бумага» (Toiletpaper) - коллажи фотографий из интернета в духе эстетики дадаизма и сюрреализма, сотрудничал с компаниями, выпускавшими предметы интерьера и сувенирную продукцию, принимал участие в рекламных кампаниях модных брендов (например, Kenzo, 2013) [илл. 16], публиковал интервью с умершими художниками (так, в 2012 г. появилось его «интервью» с итальянским живописцем Доменико Ньоли, скончавшимся в 1970 г.).

Илл. 16

Но уже в 2016 г. в Нью-Йорке в Музее Соломона Гуггенхайма Каттелан представил унитаз из золота 750-й пробы «Америка» (America) [илл. 17] - точную копию унитаза американской фирмы Kohler весом 100 кг (первоначально задуманное название - «Трон», II trono). Объект экспонировался в туалетной комнате музея, заменив

собой один из унитазов, и каждый желающий за небольшую плату мог им воспользоваться.

Илл. 17.

По поводу этой работы Каттелан заметил: «Что бы вы ни ели -ланч за 200 долларов или хот-дог за два, результат будет один: размышления в сортире» [см. Artist ... ].

В сентябре 2019 г. унитаз как экспонат первой персональной выставки Каттелана в Великобритании «Победа - это не вариант» был выставлен в родовом дворце У. Черчилля Бленхейм в графстве Оксфордшир, подключен к канализации и разрешен к использованию. Спустя два дня унитаз украли. Он так и не был найден.

Символ безумной траты денег вообще и в мире современного искусства в частности, социального неравенства и уравнивающей всех физиологической потребности, Америки как страны, декларирующей равные возможности для всех, и Америки, которую каждый желающий может унизить, хотя блеск ее меньше от этого не станет, - таковы некоторые из считываемых смыслов инсталляции Каттелана, вписывающейся в ряд произведений так называемого туалетного искусства, начало которому было положено «Фонтаном» (1917) М. Дюшана.

Очередной провокацией стала инсталляция «Комик» (Comedian, 2019) [илл. 18] - банан, приклеенный к стене серой клейкой лентой, -выставленная на художественной ярмарке в Базеле и проданная за 120 тыс. долларов. Отсылавшая к давней работе Каттелана «Идеальный день» (той, где он приклеил скотчем к стене галериста) и близкая по своему смыслу эпатажной работе его старшего соотечественника

Пьеро Мандзони «Дерьмо художника» (1961) инсталляция породила в профессиональной среде новый виток дискуссии о границах искусства.

Подобного рода дискуссии неизменно сопутствуют произведениям, восприятие которых требует иного, нежели традиционное искусство, подхода - произведениям концептуальным, предполагающим не непосредственную эмоциональную вовлеченность, но интеллектуальные усилия, рефлексию и саморефлексию.

Зародившись в начале ХХ в. в авангардном искусстве - творчестве Марселя Дюшана и дадаистов, концептуализм ярко заявил о себе в 1960-1970-е годы в произведениях, в частности, Пьеро Мандзони и Йозефа Бойса с их бунтарством и радикализмом. Именно эти традиции продолжил концептуалист и постмодернист Каттелан, в творчестве которого, пронизанном аллюзиями, цитатами и автоцитатами, иронией и самоиронией, проблема бренности бытия - одна из важнейших. По мнению наиболее чутких критиков, - это «самый меланхоличный и самый глубокий из современных художников» [Почхуа], «трагический поэт наших дней» [8реС;ог]. Обращаясь к весьма широкому спектру тем - от политики и истории до размышлений о собственной идентичности, Каттелан проблематизирует общепринятые нормы морали и подвергает сомнению авторитеты. Как-то он заметил: «Благодаря вдохновляющим образам искусства человечество постоянно ставит перед собой новые цели и раздвигает границы возможного» [Каттелан]. Раздвигает границы возможного и сам Каттелан, и это, пожалуй, главное, что о нем надо сказать.

7

р

Илл. 18

Список литературы

Каттелан М.: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни». - URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7414/ (дата обращения: 20.05.2023).

Почхуа Л. Эстетика неуспеха Маурицио Каттелана. - URL: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20180830-kattelan.html (дата обращения: 20.05.2023).

Artist pans claims he orchestrated theft of solid gold toilet. - URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2019/sep/15/artist-pans-claims-he-orchestrated-theft-of-solid-gold-toilet (дата обращения: 20.05.2023).

Bellini A. Un intervista con Maurizio Cattelan. - URL: https://sculpturemagazine.art/un-intervista-con-maurizio-cattelan/ (дата обращения: 20.05.2023).

Cattelan: "Cosi ho abbattuto mio padre". - URL: https://milano.corriere.it/milano/notizie/arte_e_cultura/10_settembre_13/cattelan-tre-opere-milano-1703749589188.shtml (дата обращения: 20.05.2023).

Cattelan M. Lectio magistralis. 30 marzo 2004.Universita di Trento, Facolta di Sociologia. - URL: http://www.piccolominisiena.it/formazione/formazione2010/arte/4a/ corzani/scritti.htm (дата обращения: 20.05.2023).

Cooper W.L. Maurizio Cattelan will never stop trolling the art world [An Interview with Maura Axelrod]. - URL: https://www.vice.com/en/article/kbv8mz/maurizio-cattelan-will-never-stop-trolling-the-art-world (дата обращения: 20.05.2023).

Maurizio Cattelan: "Siamo delle macchine alimentate da emozioni, mi tengo cara la mia irrequietezza, e il meglior antidote che ho" (Intervista). - URL: https://www.domanipress.it/intervista-maurizio-cattelan-siamo-delle-macchine-alimentate-da-emozioni-mi-tengo-cara-la-mia-irrequietezza-e-il-miglior-antidoto-che-ho/ (дата обращения: 20.05.2023).

Nickas B. Maurizio Cattelan [An interview]. - URL: http://www.indexmagazine.com/interviews/maurizio_cattelan.shtml (дата обращения: 20.05.2023).

Spector N. Maurizio Cattelan: All. - URL:

https://www.guggenheim.org/exhibition/maurizio-cattelan-all (дата обращения: 20.05.2023).

Tronconi M. Maurizio Cattelan, una vita per l'arte: dagli esordi al successo. - URL: https://www.giltmagazine.it/interview/maurizio-cattelan-una-vita-per-larte-dagli-esordi-al-successo/ (дата обращения: 20.05.2023)

References

Kattelan, М.: "U menja slozhnye otnosheniya s iskusstvom, no poka chto eto samye dolgie otnosheniya v moej zhizni [I have a difficult relationship with art, but so far this are the longest relationship in my life]". URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7414/ (date of application: 20.05.2023). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pochkhua, L. Ehstetika neuspekha Maurizio Kattelana [The aesthetics of Maurizio Cattelan's failure]. URL: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20180830-kattelan.html (date of application: 20.05.2023). (In Russ.)

Artist pans claims he orchestrated theft of solid gold toilet. URL: https:www.theguardian.com/artanddesign/2019/sep/15/artist-pans-claims-he-orchestrated-theft-of-solid-gold-toilet (date of application: 20.05.2023).

Bellini, A. Un intervista con Maurizio Cattelan. URL: https://sculpturemagazine.art/un-intervista-con-maurizio-cattelan/ (date of application: 20.05.2023). (In Italien)

Cattelan: "Cosi ho abbattuto mio padre". URL:

https://milano.corriere.it/milano/notizie/arte_e_cultura/10_settembre_13/cattelan-tre-opere-milano-1703749589188.shtml (date of access: 20.05.2023). (In Italien)

Cattelan, M. Lectio magistralis. 30 marzo 2004. Universita di Trento, Facolta di Sociologia, - URL: http://www.piccolominisiena.it/formazione/formazione2010/ arte/4a/corzani/scritti.htm (date of application: 20.05.2023). (In Italian)

Cooper, W.L. Maurizio Cattelan will never stop trolling the art world [An Interview with Maura Axelrod]. URL: https://www.vice.com/en/article/kvb8mz/maurizio-cattelan-will-never-stop-trolling-the-art-world (date of application: 20.05.2023).

Maurizio, Cattelan: "Siamo delle macchine alimentate da emozioni, mi tengo cara la mia irrequietezza, e il meglior antidote che ho" (Intervista). URL: https://www.domanipress.it/intervista-maurizio-cattelan-siamo-delle-macchine-alimentate-da-emozioni-mi-tengo-cara-la-mia-irrequietezza-e-il-miglior-antidoto-che-ho/ (date of application: 20.05.2023). (In Italian)

Nickas, B. Maurizio Cattelan [An interview]. URL: http://www.indexmagazine.com/interviews/maurizio_cattelan.shtml (date of application: 20.05.2023).

Spector, N. Maurizio Cattelan: All. URL:

https://www.guggenheim.org/exhibition/maurizio-cattelan-all (date of application: 20.05.2023).

Tronconi, M. Maurizio Cattelan, una vita per l 'arte: dagli esordi al successo. URL: https://www.giltmagazine.it/interview/maurizio-cattelan-una-vita-per-larte-dagli-esordi-al-successo/ (date of application: 20.05.2023) (In Italian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.