Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БЕЗ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ И ФАКТОРОВ ИХ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ'

НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БЕЗ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ И ФАКТОРОВ ИХ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение личностного развития / характер / акцентуации / вредные привычки / психическая патология / фактор / Violation of personal development / character / accentuation / bad habits / mental pathology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшакова И.Н., Прокопенко Е.Д.

Личностное развитие – это процесс формирования индивидуальности, самосознания, ценностных ориентаций и социальных навыков. Нарушения в этом процессе могут привести к трудностям в общении, адаптации в социуме и даже к развитию психических заболеваний. Эта проблема требует внимания со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и к его личностному развитию нужен индивидуальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Польшакова И.Н., Прокопенко Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISORDERS OF PERSONAL DEVELOPMENT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITHOUT MENTAL PATHOLOGY AND THE FACTORS THAT CAUSE THEM

Disorders of personal development in children and adolescents without mental pathology are an important problem in modern society. Personal development is the process of forming individuality, self–awareness, value orientations and social skills. Violations in this process can lead to difficulties in communication, adaptation in society and even to the development of mental illness. This problem requires attention from parents, educators and society as a whole. It is important to remember that every child is unique and his personal development needs an individual approach.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БЕЗ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ И ФАКТОРОВ ИХ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ»

НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БЕЗ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ И ФАКТОРОВ ИХ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ

Польшакова И.Н., Прокопенко Е.Д.

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Аннотация. Личностное развитие - это процесс формирования индивидуальности, самосознания, ценностных ориентаций и социальных навыков. Нарушения в этом процессе могут привести к трудностям в общении, адаптации в социуме и даже к развитию психических заболеваний. Эта проблема требует внимания со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и к его личностному развитию нужен индивидуальный подход.

Ключевые слова: нарушение личностного развития, характер, акцентуации, вредные привычки, психическая патология, фактор

DISORDERS OF PERSONAL DEVELOPMENT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

WITHOUT MENTAL PATHOLOGY AND THE FACTORS THAT CAUSE THEM

Polshakova I.N., Prokopenko E.D.

North Caucasus Federal University, Stavropol

Abstract. Disorders of personal development in children and adolescents without mental pathology are an important problem in modern society. Personal development is the process of forming individuality, self-awareness, value orientations and social skills. Violations in this process can lead to difficulties in communication, adaptation in society and even to the development of mental illness. This problem requires attention from parents, educators and society as a whole. It is important to remember that every child is unique and his personal development needs an individual approach.

Keywords: Violation of personal development, character, accentuation, bad habits, mental pathology

Актуальность изучения нарушений личностного развития у детей и подростков остается важным аспектом как для психологов, педагогов, так и для родителей.

Личностное развитие - это процесс формирования индивидуальности, самосознания, ценностных ориентаций и социальных навыков. Становление человека как личности, социального существа, многопланово и определяется как внутренними, так и внешними условиями [Порхачева, Джус 2008: 1].

В подростковом возрасте происходят кардинальные биологические, психоэмоциональные и социальные изменения. Именно в этом возрасте начинают проявляться акцентуации характера [Мозолевская, Буравцова 2020:2].

Акцентуациями характера называют чрезмерно выраженные отдельные черты личности, которые не выходят за пределы нормы отклонения, но граничащие с патологией. В спокойной обстановке они мало заметны и проявляются только в дисстресовых ситуациях, которые требуют соответствующей ответной реакции акцентуированного свойства [Левченко 2000: 37].

А.Е. Личко связывал появление акцентуаций характера с искажением родительского стиля воспитания. Тип детско-родительских отношений в семье является одним из важных факторов, которые формируют характер и поведение ребенка [Левченко 2000: 37].

Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии...

Рассматривая статистические данные, можно отметить, что дети, воспитывающиеся в семье с авторитарным стилем воспитания, вырастали чрезвычайно замкнутыми, неуверенными, недоверчивыми и робкими. Таким детям сложно иметь своё мнение, зачастую они принимают роль жертвы, отвергая свою ответственность за происходящее, им присущи черты инфантильности. Они обладают высоким уровнем раздражительности.

При либеральном типе воспитания (гипоопека) дети чувствовали себя лишними, из-за чего ведут себя отстраненно. Когда родители не принимают участие в воспитании, и «дарят» полную свободу и отсутствие контроля, то это приводит к состоянию безучастности. У детей, чувствующих нелюбовь родителей, замедляется личностное развитие. Чувство ненужности провоцирует равнодушие к окружающим. Появляются проблемы с эмоциональным и социальным развитием.

Дети, которых воспитывали в условиях гиперопеки, отстают от своих сверстников в элементарных навыках. Им присущи такие качества, как капризность и эгоистичность. Это происходит из-за того, что родители освобождают ребенка от обязанностей и во всем стараются ему угодить, формируя тем самым несамостоятельность и неприспособленность к жизни.

Проблемы в семейных отношениях и поведении ребенка усугубляют некоторые типы воспитания, которые нарушают формирование характера: воспитание по типу Золушки; воспитание по типу кумира семьи; воспитание по типу кронпринца; воспитание в условиях ограниченного социального пространства [Акатов 2003: 107].

Испытывая сложности общения в семье, ребенок старается адаптироваться к окружающему миру, чтобы закрыть свои потребности в любви, признании, внимании и т.д. [Акатов 2003: 102].

А.В. Петровский предложил классификацию типов акцентуаций и включил в нее шесть типов.

1. Дети с интровертированным типом характера склонны к самостоятельной деятельности, избегают общения с людьми, у них отсутствует желание проявлять свои эмоции и чувства с незнакомыми людьми. Эта акцентуация присуща подросткам из семей с гипоопекой. Из-за недостатка внимания родителей, дети вырастают неуверенными в себе, им страшно и тревожно общаться со сверстниками, вследствие чего они «уходят» в себя и изолируются от взаимодействия с социумом.

2. Экстравертированный тип, наоборот, характеризуется склонностью к общению с людьми, эмоциональной взвинченности, активной деятельности, говорливости, непостоянству увлечений, иногда хвастливостью, поверхностностью и конформностью.

3. Детям с неуправляемым типом характера трудно контролировать свои эмоции и поведение. У них часто проявляются агрессивные черты, неуважение к правилам и авторитетам, склонность к риску. Такая акцентуация часто встречается у детей из семей с геперопекой. Повышенное внимание к ребенку провоцирует отвержение и злость по отношению к родителю, потому что детям хочется свободы, а взрослый ограничивает эти возможности.

4. Неврастеникам свойственна повышенная тревожность, чувствительность, уязвимость и склонность к переживанию. Такие дети часто беспокойные, нервные, переживают из-за мелочей, имеют сложности в общении с другими детьми. Проявление этой акцентуации наблюдается у людей из авторитарных семей. К детям предъявляются повышенные требования, из-за чего они находятся в постоянном напряжении и стрессе, боясь не оправдать ожидания родителей.

5. Сензитивному типу свойственна пугливость и замкнутость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Важно

Польшакова И.Н., Прокопенко Е.Д.

научить ребенка справляться со своими эмоциями и переживаниями, а также помочь ему развить эмпатию и сочувствие к другим людям.

6. Демонстрационному типу присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищение и сочувствие. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения - все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Проявляется у детей из гиперопекаемых семей [Акатов 2003: 104].

Можно сделать вывод о том, что тип отношений в семье влияет на будущее взаимодействие ребенка с социумом.

Таким образом, акцентуации характера обусловливают специфику социального приспособления, в том числе, и к тем или иным типам воспитания в семье. Если родители хотят наладить доверительные отношения с подростком или понять, почему ребенок ведет себя определенным образом, то им необходимо обратить внимание на стиль воспитания, которого они придерживаются и проанализировать, как он может отражаться в проявлениях характера ребенка [Боденко 2019: 40].

Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Бахадова Е.В. Личностные характеристики детей и подростков с педагогической запущенностью: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Бахадова Елена Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. М.: 2013. - 28 с.

3. Боденко Е.Е. Влияние воспитательной системы семьи на развитие аддиктивного поведения у детей и подростков с акцентуациями характера // Пограничные психические расстройства и их распространенность в педиатрии: материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2019. - С. 38-44.

4. Козловская Г.В. Психическая депривация и ее психогенная роль в нарушения психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: 2013.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -122 с.

6. Мозолевская Н.В., Буравцова Н.В. Психологические и психофизиологические аспекты акцентуаций характера подростков (на примере детей с девиантным и нормативным поведением) // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №3.

7. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.