МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY
149
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-149-155 УДК 341.24(045) JEL K33
(CC) ]
BY 4.0
Нарушение западными странами права ВТО на свободу международного транзита
М. В. Кауракова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что в ч. 2 ст. 5 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947), являющегося неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994), предусмотрена свобода транзита, она существенно ограничена в настоящее время в силу сложной геополитической обстановки в нарушение прав членов ВТО. Такая ситуация вызывает у общественности чувство социальной тревоги прежде всего потому, что вследствие международного разделения труда развитие как мировой, так и национальных экономик; во многом зависит от правопорядков, регулирующих транзитное перемещение товаров, услуг, капитала и технологий. По этой причине упрощение процедуры транзита или обеспечение его свободы являются одними из основных условий повышения жизненного уровня людей, увеличения занятости и существенного роста реальных доходов населения. Предмет исследования - нормы международного и национального права в сфере обеспечения свободы международного транзита. Цель работы - установление роли и значения ВТО в национальных правовых системах, в которых принимаются и действуют меры, прямо противоположные установлениям ВТО. В рамках исследования рассмотрены особенности толкования и применения норм права ВТО, не допускающих освобождение от ответственности в случае ограничения и запрета транзита через договаривающиеся государства посредством действия отдельных актов внутреннего либо международного права. Сделан вывод о том, что, несмотря на некогда достигнутую победу интернационализма над национализмом в сфере международной торговли, введение односторонних мер давления, ограничивающих свободу транзита, свидетельствует о преобладании национализма в указанной сфере, что препятствует эффективному развитию мировой экономики в условиях современных мегатрендов.
Ключевые слова: международное торговое право; интернационализм; национализм; наднациональность; свобода транзита
Для цитирования: Кауракова М. В. Нарушение западными странами права ВТО на свободу международного транзита. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):149-155. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-3-149-155
ORiGiNAL PAPER
Violation by Western Countries of the WTO Right to Freedom of international Transit
M. V. Kaurakova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The relevance of the study is due to the fact that despite the fact that Part 2 of Article 5 of the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947), which is an integral part of the General Agreement on Tariffs and Trade of 1994 (GATT 1994), provides for freedom of transit, it is significantly limited at present due to the difficult geopolitical situation in violation of the rights of WTO members. This situation causes a sense of social anxiety among the public, primarily because, as a result of the international division of labor, the development of both global and national economies largely depends on the rule of law governing the transit movement of goods, services, capital and technology. For this reason, simplifying the transit procedure or ensuring its freedom is one of the main conditions for improving people's living standards, increasing employment and significantly increasing real incomes of the population. The subject of the study is the norms of international and national law in the field of ensuring freedom of international transit. The purpose of the work is to establish the role and importance of the WTO in national legal systems in which measures are taken and applied that are directly opposite to the WTO regulations. The study examines the
© Кауракова М. В., 2024
www.etl.fa.ru
specifics of the interpretation and application of WTO Law, which do not allow exemption from Liability in case of restriction and prohibition of transit through contracting States through the operation of certain acts of domestic or international law. It is concluded that, despite the once achieved victory of internationalism over nationalism in the field of international trade, the introduction of unilateral pressure measures restricting freedom of transit indicates the predominance of the Latter in this area, which hinders the effective development of the world economy in the conditions of modern megatrends.
Keywords: international trade law; internationalism; nationalism; supranationality; freedom of transit
For citation: Kaurakova M. V. Violation by western countries of the WTO right to freedom of international transit. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(3):149-155. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-149-155
ВВЕДЕНИЕ
Членство во Всемирной торговой организации (далее — ВТО), в которую Россия вступила 22 августа 2012 г., предполагает обязательное соблюдение требований ВТО [1], действие которых направлено на обеспечение интегрированности, жизнеспособности и устойчивости международной торговли на основе Марракешского соглашения об учреждении ВТО, вступившего в силу с 1 января 1995 г., и многосторонних торговых соглашений, являющихся его неотъемлемой частью. Страны, подписавшие данное соглашение или присоединившиеся к нему, включая Российскую Федерацию1, считаются с момента вступления в силу данного соглашения 2 связанными предусмотренными им положениями (ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров3 (далее — Венская конвенция).
Иными словами, члены ВТО обязаны соблюдать при осуществлении международного транзита требования актов международного и национального права, подлежащие применентю в части соответствующих отношений, и не соблюдать те акты, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат использованию к рассматриваемым отношениям (ст. 27 Венской конвенции). Однако возникает вопрос: какое право должно применяться при их толковании? Возможно ли такое толкование актов ВТО и иных актов, которое позволяет государствам обходить данные нормы действием актов внутреннего права? Ответы на данные вопросы содержатся в настоящем исследовании.
1 Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года».
2 Документ вступил в силу для России 22 августа 2012 г. URL: http://www.pravo.gov.ru.
3 Венская конвенция о праве международных договоров
(заключена в Вене 23.05.1969).
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВТО. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ВТО
В соответствии со ст. 31 Венской конвенции положения Марракешского соглашения и международных торговых соглашений должны толковаться добросовестно согласно их обычному значению, придаваемому им исходя из объекта и целей рассматриваемых актов международного права. Никакое специальное значение указанным в них терминам не придается до тех пор, пока оно прямо не предусмотрено в тексте данных актов. При этом, в отличие от правовых систем иных интеграционных объединений, в случае правовой системы ВТО нельзя декларировать ее автономность, элементы которой раскрываются не только на основе действия такой системы и исходя из цели ее создания и функционирования, но и общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся источниками международного торгового права.
Эта система имеет всеобъемлющий характер, и по этой причине все используемые в ней термины не должны иметь иного значения, чем закрепленные в национальном или внутреннем праве понятия, отражающие положения международных актов, доказательством чему являются их отдельные положения о недопустимости принятия государствами внутренних законодательных актов экстерриториального характера (см. п. 1(е) ст. XXXVI ГАТТ 1947) [2], а также международных актов, не совместимых с правом ВТО (см. абзац 8 преамбулы Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы4, п.п. 9-10 преамбулы Регламента (ЕС)
4 Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в Минске 19 мая 2011 г.).
2015/1843 Европейского парламента и Совета от 6 октября 2015 г.)5.
В добавление к вышеприведенному при подписании Марракешского соглашения о создании ВТО в 1994 г. договаривающиеся стороны исходили из того, что расширение производства и свободная международная торговля товарами и услугами [3] призваны обеспечивать повышение жизненного уровня, увеличение занятости и существенный рост реальных доходов населения.
Достижение рассматриваемых целей невозможно без взаимных уступок договаривающихся государств, экономики которых тесно связаны друг с другом в виду того, что многосторонняя торговая система подразумевает наличие взаимных уступок на наднациональном уровне. При этом, по нашему мнению, наднациональность — это не характеристика и не свойство универсальной либо региональной интеграции, а опосредуемая соответствующими актами функция, реализация которой при отсутствии соответствующего интереса со стороны государства либо группы государств, может в любой момент прекратиться, что и произошло с Великобританией, вышедшей из состава ЕС 31 января 2020 г.
Интеграция России в открытую международную торговую систему, каковой по праву всегда считалась ВТО [4], стоила ей невероятных усилий. Нашему государству пришлось пойти на колоссальные уступки для реализации требований, которые предъявлялись к ее участию в данной системе, в частности в отношении политики государства в области торговли товарами, регулирования импорта и экспорта, применения мер внутренней политики, оказывающих позитивное влияние на внешнюю торговлю.
Для обеспечения свободы международного транзита ст. 31 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» введено беспрепятственное перемещение товаров любого происхождения по железнодорожным, водным, воздушным либо автодорожным путям.
5 Regulation (EU) 2015/1843 of the European Parliament and of the Council of 6 October 2015 laying down Union procedures in the field of the common commercial policy in order to ensure the exercise of the Union's rights under international trade rules, in particular those established under the auspices of the World Trade Organization). URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32015R 1843&qid=17 02823083756.
Свобода транзита — это основной принцип таможенного регулирования, установленный как актами международного права [см. п. 1 ст. 9, подпункт 1 п. 1 ст. 118, п. 10 ст. 142, подпункт 5 п. 1 ст. 143 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза6 (далее — ТК ЕАЭС), ст. 7 Договора о зоне свободной торговли7, Специальное приложение Е Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур8], так и нормами национального (внутреннего) права Российской Федерации.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТА
Под международным транзитом понимается такое перемещение товаров, которое:
• начато и заканчивается в иных государствах и, кроме того, осуществляется через государство, через которое оно реализуется:
• не подвергается никакой перегрузке, складированию, дроблению партий либо перемене вида транспорта в указанном государстве транзита.
Сама свобода транзита [5] выражается в отсутствии препятствий, запретов и ограничений на пути его реализации, вызванных флагом судна, местом происхождения, отправления, захода, выхода или назначения, любых обстоятельств, относящихся к собственности на товары, суда или транспортные средства. Такие транзитные перевозки товаров освобождаются от таможенных пошлин и любого рода транзитных или иных сборов, установленных в отношении транзита [6]. Исключение составляют только сборы за перевозку.
Первым актом, известным доктрине международного права, в котором была закреплена свобода транзита в качестве средства развития сотрудничества между государствами без ущерба их суверенным правам в отношении соответствующих дорог, был Статут о свободе транзита (далее — Статут), приложенный к Барселонской
6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019 г., с изм. от 18.03.2023 г.) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
7 Договор о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011).
8 Международная конвенция об упрощении и гармо-
низации таможенных процедур (совершено в Киото
18.05.1973 г.) (в ред. протокола от 26.06.1999).
WWW.ETL.FA.RU
конвенции 1921 г., основной целью которой было предоставление минимальных гарантий, необходимых для обеспечения свободы транзита по существовавшим тогда дорогам, пригодным для международного перемещения лиц, грузов и отправлений, во время которого последние находились под властью и суверенитетом высоких договаривающихся сторон9.
С некоторыми уточнениями и изменениями положения данного акта были повторены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее — ГАТТ) 1947 г. [7].
В соответствии со ст. 7 Статута «меры общего или особого характера, которые Договаривающееся государство обязано принимать в случае чрезвычайного положения, затрагивающего безопасность государства или жизненно важные его интересы, могут в исключительных случаях и в течение как можно более короткого периода времени предусматривать отступление от положений вышеупомянутых статей Статута при том их понимании, что принцип свободы транзита должен соблюдаться в максимально возможной степени»10. Итак, меры общего или особого характера могут применяться в случае некой исключительной политической и иной обстановки, требующей оперативного и срочного вмешательства со стороны государства, не предполагающего использования обычных для международной торговли мер, обеспечивающих свободу перемещения, но и не отрицающих срочного возврата к ним в случае улучшения такой обстановки.
ПРЕОБЛАДАНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА НАД ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Развитие международной торговли зависит не только и не столько от состояния системы международного торгового права, сколько от норм международного и внутреннего права, являющихся неотъемлемой частью национальных
9 Verbatim reports and texts relating to the Convention on Freedom of Transit. 1921. 3, 1124 p. URL: https:// archive.org/details/verbatimreportst00confrich/page/n15/ mode/2up?ref=ol&view=theater.
10 Convention and Statute on Freedom of Transit. URL: https:// web.archive.org/web/20100214065900/http:/www.jurisint.org/ doc/html/ins/en/2000/2000jiinsen159.html.
правовых систем после соответствующей инкорпорации или включения благодаря снятию различного рода барьеров и упразднению рисков в условиях имеющих место в настоящее время процессов цифровизации [8] и энергоперехода, т. е. значительного структурного изменения в энергетической системе. Однако цифровая трансформация экономики и энергопереход [9] не приведут к положительному эффекту, если новому технологическому или экономическому укладу либо созданным новым отраслям экономики присущи такие явления, как прерывание цепочек поставок и отсутствие предсказуемой, понятной, справедливой и эффективной правовой среды, обеспечивающей фундаментальные экономические права и интересы лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности 11, а также гарантирующей их защиту в компетентных инстанциях12.
Например, ЕС запретил дорожно-транспортным операторам из России и Белоруссии въезд на свою территорию, включая случаи транзитного перемещения грузов13. Указанные меры, установленные актами вторичного права ЕС (ст. 288 Договора о функционировании Европейского Союза 14) и подлежащие непосредственному применению к соответствующим отношениям, призваны ограничивать доступ российских потребителей к ключевым для российской экономики товарам и препятствовать предсказуемой
11 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
12 Отдельно стоит обратить внимание на размещенную на официальном сайте ЕС судебную практику, связанную с ограничением лиц из ЕС и России в реализации внешнеэкономических сделок в связи с рестрикциями ЕС. URL: https://eur-lex.europa.eu/search.html?scope=EURLEX&text =russia&lang =en&type=quick&qid=1702759445238& DTS_ SUBDOM=EU_CASE_LAW. Это несмотря на то, что обеспечение эффективной судебной защиты прав лиц, участвующих в международной торговле, является условием вступления/ присоединения к ВТО.
13 European Parliament resolution of 5 May 2022 on the impact of the Russian illegal war of aggression against Ukraine on the EU transport and tourism sectors (2022/2643(RSP). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX% 3A52022IP0207&qid=1702391195582.
14 Договор о функционировании Европейского союза (вместе со списком, предусмотренным в статье 38..., заморскими странами и территориями, к которым применяются
положения части четвертой Договора. (подписан в Риме 25.03.1957) (с изм. и доп. от 13.12.2007).
деятельности таких операторов15. Все это ведет к тому, что продукт, произведенный в условиях нового технологического либо экономического уклада, не может выйти на новые рынки по причине закрытия доступа к нему со стороны старых рынков, что является одной из форм проявления отказа от интернационализма как хорошо зарекомендовавшей себя формы сотрудничества между государствами, получившей свое развитие с конца XIX в. и сопровождавшейся повышением роли международных конференций и так называемых «наднациональных образований», в некоторой мере ограничивающих суверенитет государств в рассматриваемой сфере в пользу национализма.
При этом чем хуже экономическое равновесие государства, состоящее из трех неотъемлемых элементов «земли, населения и промышленности», т.е. состояния экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения, тем сильнее проявление национализма в сфере международных торговых отношений, так как все эти три элемента в случае изменения в сторону уменьшения либо ухудшения вносят дезорганизующее начало в сферу международной торговли [10].
В современных условиях в отношении промышленности как неотъемлемого элемента экономического равновесия любого государства принимаются в первую очередь меры по обеспечению ее эффективности. Одной из таких мер, принимаемых государством в национальных интересах, выступает обеспечение энергетической безопасности и суверенитета. Принимая во внимание ограниченный доступ большого количества государств к невозобновляемым источникам энергии и высокую стоимость развития возобновляемых источников энергии для нужд промышленности, в сфере международной торговли периодически возникают проблемы с введением отдельными государствами или их объединениями норм, вступающих в конфликт с их международно-правовыми обязательствами, взятыми в рамках ВТО и иных интеграционных объединений. При этом в основе принятия таких мер лежат, как правило, национальные интересы других государств, как в случае с антироссийски-
15 What are the sanctions on transport? URL: https://www. consüium.europa.eu/en/policies/sanctions/restnctive-measures-against-russia-over-ukraine/sanctions-against-russia-explained/#transport.
ми санкциями, принимаемыми ЕС, либо интересы более высокого порядка, вызванные необходимостью защиты экологии на основе Парижского соглашения по климату 2015 г.16 и иных принимаемых в его связи актов. Но, как это отмечал в свое время сенатор США от Колорадо Тимоти И. Ворф в Комитете по энергетике и природным ресурсам в связи с рассмотрением Национального акта в сфере энергетической политики и глобального потепления 1988 г., невозможно добиться успехов от действующей администрации, которая заявляет о том, что «неразумно пытаться найти решение проблемы до того, как обнаружишь, что она существует»17. Эта позиция и сейчас является преобладающей в США.
Развитие международной торговли зависит не только и не столько от состояния системы международного торгового права, сколько от норм международного и внутреннего права, являющихся неотъемлемой частью национальных правовых систем
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время мировая экономика переживает непростой период преобразований, и от государств зависит, насколько эти преобразования позволят им предсказуемо и эффективно развиваться. В силу международного разделения труда развитие мировой экономики во многом зависит от правопорядков, обеспечивающих регулирование транзитного перемещения товаров, услуг, капитала и технологий [11; 12].
16 Парижское соглашение (заключено в г. Париже 12.12.2015). Справочно-информационная система Консуль-тантПлюс.
17 Hearings before the Committee on Energy and Natural Resources, United States Senate, One Hundredth Congress, Second Session on S. 2667 to establish a National Energy Policy to reduce the global warming, and for other purposes, 2, 543 p. URL: https://archive.org/details/nationalenergypo00unit/ page/2/mode/2up?ref=ol&view=theater.
www.etl.fa.ru
Упрощение процедуры транзита или обеспечение его свободы являются одними из основных условий такого развития. Например, 14 ноября 2023 г. Financial Times сообщила18 о том, что Дания, будучи членом ЕС c 1973 г. и действуя на основе принимаемых им актов и в соответствии с планами по обеспечению ценового потолка на нефть, будет проверять и блокировать танкеры с нефтью российского происхождения (так называемый «российский теневой флот»), проходящие через ее территориальные воды, в том числе в интересах защиты экологии.
Все это может самым негативным образом отразиться не только на внешнеэкономических сделках, реализация которых сопровождается трансграничным перемещением такого товара, как нефть, но и на национальных интересах государств, затронутых действием Дании в отношении указанных выше сделок. В частности, чем дольше будет длиться транзитная перевозка груза, тем больше убытков будет терпеть продавец либо покупатель в зависимости от выбранного сторонами базиса поставки.
В свете имеющей место санкционной войны российские поставщики, как правило, вынуждены отказываться от использования терминов группы базисных условий поставок C (Основная перевозка оплачена — Main Carriage Paid) и D (Доставка — Arrival) Международных правил Ин-
18 Denmark could block Russian oil tankers from reaching markets. URL: https://www.ft.com/content/6409ed38-73f4-46b3-b0f1-649c5e5b79db.
котермс (International Commercial Terms) в связи с невозможностью их полноценной реализации в установленные соответствующим договором сроки. В случае, если такие поставки осуществляются по иным транспортным маршрутам, существенно увеличивающим срок поставки грузов, такие меры ни при каких обстоятельствах не могут позитивно отражаться на экологии. Более того, в будущем они будут рассматриваться через призму международно-противоправных деяний в соответствии с применимыми актами Организации Объединенных Наций [13; 14].
ВЫВОДЫ
Свобода транзита — это установленное нормами международного торгового права и отраженное во внутреннем законодательстве право беспрепятственного перемещения товаров, призванное обеспечивать не только интересы в сфере публичного, но и частного права. Особое значение, придаваемое свободе транзита в сфере международной торговли, свидетельствует о преобладании концепции интернационализма в международно-правовой жизни и ограничении концепции национализма. Однако в условиях развязанной коллективным Западом санкционной войны против России преобладающей является концепция национализма, свидетельствующая об ухудшении экономического равновесия государств, принимающих ограничительные меры давления в отношении российского государства и подчиненных ему лиц.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Ануфриева Л. П., Жданов В. А., Калиниченко П. А. и др. Право ВТО: теория и практика применения. Монография М.: Норма, Инфра-М; 2016:528.
Anufrieva L. P., Zhdanov V. A., Kalinichenko P. A. etc. Law: theory and practice. Monograph. Moscow: Norma, Infra-M; 2016:528.
2. Richard N. Gardner. GATT and the united nations conference on trade and development. International organization. 1964;18(4):685-704.
3. Pauwelyn J. The role of public international law in the WTO: How far can we go? The American Journal of International Law. 2001;95:535-578.
4. Eliason A. The trade facilitation agreement: a new hope for the world trade organization. World Trade Review. 2015;14:643-670.
5. Suhailah Akbari. Freedom of transit of landlocked countries in light of international multilateral agreements. European Yearbook of International Economic Law. 2021;17:1-247.
6. Huarte Melgar B. The Transit of goods in public international law. Brill. 2015.
7. Pogoretskyy V. Freedom of transit and the principles of effective right and economic cooperation: can systemic interpretation of GATT Article V promote energy security and the development of an international gas market? Journal of International Economic Law. 2013;16(2):313-352.
8. Ciocoiu C. M. Integrating digital economy and green economy: opportunities for sustainable development. Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. 2011;6(1):33-43.
9. Robert J. Johnston. Reed Blakemore, Randolph Bell. The role of oil and gas companies in the energy transition, Atlantic Council. 2020:5-14.
10. Walker D. Proceedings of the academy of political science in the city of New York. International Problems and Relations. 1926;2(1):445-453.
11. Hesham M Abdelgawad. Detention of 'non-union goods in transit' at the EU borders and the right to freedom of transit: a new battle between IP and international trade? Journal of Intellectual Property Law & Practice. 2018;13(6):469-476.
12. Gabriel M., Trone J. Commercial law of the European Union. Springer. 2010:39-73.
13. Гуласарян А. С. Международно-правовая имплементация норм об ответственности международных организаций. Монография. Бекяшева К. А., ред. М.: Статут; 2015:224.
Gulasaryan A. S. International legal implementation of norms on responsibility of international organizations. Monograph. Bekyasheva K. A., ed. Moscow: Statute; 2015:224.
14. Mendelson M. The definition of international organization in the international law commission's current project on the responsibility of international organizations. Ragazzi M., ed. International Responsibility Today: Essays in Memory of Oscar Schachter. Martinus Nijhoff Publishers. 2005;374-375.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Мария Викторовна Кауракова — кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет, Москва, Россия; эксперт Российского газового общества, Москва, Россия
Maria V. Kurakova - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University, Moscow, Russia; expert of the Russian Gas Society, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-3505-4992 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 18.03.2024; принята к публикации 19.05.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 18.03.2024; accepted for publication 19.05.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.
WWW.ETL.FA.RU