НАРУШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
С.И. Молчанова
Уголовный закон предусматривает ответственность за причинение вреда жизни и здоровью человека. Оставление в опасности и неоказание помощи характеризуются двумя сторонами нарушений: уголовно-правовыми и социально-отраслевыми.
Ключевые слова: ответственность, правило, требования, обязанность, оказание помощи, безопасность личности.
В настоящее время насчитывается более 70 медицинских специализаций, в нашей стране число врачей приближается к полумиллиону, что делает актуальным изучение вопросов деонтологии. В 1969 г. состоялась 1-я Всесоюзная конференция по вопросам медицинской деонтологии1. На конференции обсуждался вопрос о создании дионтологи-ческого кодекса, основанного на нормах законодательства, о здравоохранении и принципах организации здравоохранения. Кроме того, обсуждался и вопрос о создании современного кодекса здоровья [2]. В последующем этой проблеме было посвящено более 500 работ-исследований [3].
В международном масштабе право человека на здоровье было признано в 1948 г.: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». Данные вопросы в дальнейшем получили развитие в законодательных актах нашего государства. Ст. 7 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что основной задачей социального государства является служение личности и обществу. Из буквального смысла приведенной нормы следует, что охрана жизни и здоровья людей входит в число основных направлений деятельности, т. е. функций РФ как социального государства, составляющих основы конституционного строя. Ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет
1 В большой медицинской энциклопедии врачебная деонтология определяется как: «принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» [1].
право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
По мнению А.Ф. Ноздрачева: «Здоровье -это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [4]. Под медицинской помощью в литературе предлагается понимать «социально и доктринно обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болезни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности» [5]. Можно определить медицинскую помощь так же, как деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий [6].
Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. [7]. В них содержатся правовые основы орга-
низации охраны здоровья, определяются права граждан и их гарантии, обязанности и ответственность медико-социальных учреждений, определен общий порядок оказания медико-социальной помощи, а также права граждан при оказании медико-социальной помощи.
В соответствии с российским законодательством первую неотложную помощь больному, жизни и здоровью которого угрожает опасность, медицинский работник должен оказать в любое время. Это его профессиональная и правовая обязанность. Еще в документах глубокой древности были найдены упоминания о наказании врача за оставление больного без помощи. Огромное влияние на врачебную этику оказали нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, которые позже были сформулированы в знаменитой клятве Гиппократа. Один из пунктов ее содержит следующие слова: «Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим».
Позже эти нормы вошли в различные законодательные документы и должностные инструкции. Например, в обязанности медицинских работников, которые предусмотрены «Положением об организации деятельности центра общей врачебной (семейной) практики», утвержденном Приказом Минздрава России от 20 ноября 2002 г. № 350 входит согласно п. 5.6 «оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам в рамках компетенции специалистов общей врачебной практики (семейной медицины)», п. 5.7 предусматривает «оказание экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях (травмы, отравления и др.), по показаниям - обеспечение транспортировки больных в другое лечебно-профилактическое учреждение для оказания специализированной медицинской помощи» [8]. С 1 января 2005 г. введен в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 179 от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». П. 2 данного приказа устанавливает: «Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других со-
стояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу» [9].
Права граждан на оказание медицинской помощи охраняются и Уголовным кодексом РФ. В ст. 124 УК РФ состав преступления сформулирован как «неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказать, в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного». Квалифицированный состав данного преступления предусматривает ответственность за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.
Уголовный закон не случайно выступает в качестве одного из средств, ограничивающих и предупреждающих негативные последствия человеческой деятельности, причиняющих вред жизни и здоровью граждан. Эта задача решается путем установления преступности и наказуемости общественно опасных деяний, в том числе выражающихся в нарушении специальных правил. Несомненно, что нарушение правил является самостоятельной формой общественно опасного противоправного деяния, имеющего сходство с действием и бездействием, но в то же время обладающая и отличительными свойствами. Главные из них - специальный характер отношений, в которых возможно совершение такого деяния, а также особое положение субъекта нарушений правил. В целом можно говорить о том, что эти преступления обладают специальной противоправностью, что отличает их от других преступлений - с общей уголовной противоправностью. Преступление с общей противоправностью нарушает только положения уголовноправовых норм, а преступления со специальной противоправностью одновременно нарушают два уровня нормативных требований: уголовно-правовых и специально-отраслевых.
Нарушение правил сводится к действию или бездействию, как самостоятельная форма
нарушение правил не выделяется. Внешне это выглядит так, но содержание нарушения правил более глубоко и специфично. Оно представляет собой сложный поведенческий акт, сущность которого состоит в невыполнении нормативного предписания независимо от того, что оно требует: совершить позитивное действие или воздержаться от отрицательного бездействия.
Нарушения правил можно разделить на общие и специальные. В рассматриваемом составе преступления оговорены специальные правила. В отличие от общих, которые не требуют специальных познаний, не относятся к специальной сфере и адресованы всем гражданам, специальные правила предназначены для определенной категории лиц, занятых в соответствующей сфере деятельности. Нарушение их представляет специальную форму не только потому, что они допускаются в специальной сфере отношений, но и потому, что совершается специальным способом с использованием особого положения субъекта и специальных средств. Специальный характер правил обусловил и повышенную опасность их нарушений, что отражается в более высоких санкциях за одни и те же последствия. В свою очередь, специальные правила можно разделить на два вида: технологические и правила безопасности. Причем зачастую оба вида соединены в одном источнике.
Причины невыполнения нормативных требований, конечно, разные. Они не всегда зависят от качества норм и чаще кроются в личности нарушителя. Тем не менее, качество правил, их содержание важны для решения той или иной социальной задачи, которая может оказаться невыполненной даже при готовности субъекта к выполнению нормативных требований. Существуют негативные явления и процессы, против которых созданный инструментарий не дает полной гарантии предупреждения или нейтрализации вредных последствий. Речь может идти, например, о несовершенных методиках лечения той или иной болезни. Другое дело - отказ врача от помощи больному на том основании, что якобы эта помощь бесполезна. Ст. 124 УК РФ применяется и в тех случаях, когда «оказание помощи не могло предотвратить наступление тяжких последствий» [10]. Она ориентирует врачей на активность в
борьбе за жизнь и здоровье человека, с использованием в этих целях всех средств, в том числе с маловероятными шансами на выздоровление.
В число объективных возможностей входит наличие у лица обязанности выполнять то или иное нормативное предписание, соблюдение которого предупреждает вредное последствие. Речь идет не о возложении всей совокупности должностных функций (отсутствие таковой исключает субъекта преступления), а о конкретной обязанности как части функций. Если субъект не обладает возможностью предупредить вредные последствия ввиду того, что ему не вменена обязанность совершить требуемое действие, это исключает его ответственность за отсутствием причинной связи между нарушением и последствием. Возможность лица надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности представляет собой один из признаков причинной связи между допущенным нарушением и наступившим последствием. Деяние выступает в качестве причины в том случае, если лицо, его совершившее, имело возможность выполнить обязанность, но не воспользовалось ею. При отсутствии возможности теряется всякая связь между нарушением и последствием, так как причиной может быть только деяние, которое хотя бы потенциально содержит вероятность наступления общественно опасного последствия.
Возможность может быть объективной, т. е. зависящей от внешних обстоятельств, и субъективной - зависящей от самого человека. Отсутствие объективной возможности исполнения возложенной обязанности может характеризоваться физическим состоянием лица (например, тяжелая болезнь), наличием непреодолимых препятствий (врач не явился своевременно к больному в связи с наводнением), отсутствием необходимых средств (врач не оказал помощь раненому ввиду отсутствия медицинского препарата), недостатком времени, представленного для выполнения обязанности и т. п.
Неоказание помощи больному как один из видов оставления в опасности является наиболее общественно опасным. Это связано с тем, что человек, выбравший профессию по оказанию помощи больным устраняется от оказания помощи, не имея на это уважительной причины. Таким образом, считаем, что
санкции, предусмотренные по ч. 1 и ч. 2 ст. 124 УК РФ, необоснованно занижены.
Хотелось бы отметить также, что случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за неоказание помощи больному встречаются сравнительно редко. Так как несомненно нарушений закона в данной области намного больше, чем уголовных дел данной категории, «нарушением не только законности, но и нравственности является оставление безнаказанным лиц, совершивших преступления» [11].
В юридической литературе нет единого мнения относительно понятия субъекта преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ. В целях повышения личной ответственности медицинских работников за выполнение профессиональных обязанностей было бы целесообразно уточнить редакцию ст. 124 УК, конкретизировав характер помощи, которая необходима потерпевшему. Принимая во внимание, что в формулировке статьи не указывается на неоказание именно медицинской помощи больным, ее главная цель заключается в обеспечении больных именно лечебной или медицинской помощью. Указание на характер помощи позволит отделить его от состава, предусматривающего ответственность за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Кроме того, это в какой-то мере ограничит круг субъектов и прямо определит их принадлежность к статье.
Свыше одной трети всех составов преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, образуют деяния, выражающиеся в нарушении тех или иных специальных правил. Усиление роли права и правового регулирования в жизни общества, реализация принципа «разрешено все, что не запрещено законом» и другие факторы предполагают дальнейшее усиление и расширение сферы действия института ответственности за нарушение специальных обязанностей. Исполнение их является необходимым условием реализации субъективных прав и свобод граждан, нормального функционирования общественных отношений в целом.
Обязанности могут выполнять определенную им социальную роль, если они соответствуют общественным интересам, поставленным задачам и действующему законодательству, непротиворечивы, продуктивны, исполнение их способно достичь поставлен-
ной цели. При несоответствии этим требованиям обязанность следует считать ненадлежащей, исполнение ее может не дать желаемого результата и даже привести к вредным последствиям, ущемлению законных прав и интересов граждан [12].
1. БМЭ. М., 1958. Т. 8. С. 1047.
2. Громов А.П. Морально-этическое и правовое регулирование деятельности медицинских работников. М., 1980. С. 23-24.
3. Эльштейн Н.В. Врач, больной и время. Таллин, 1970. С. 7.
4. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / под ред. Л. А. Окунькова-Бек. М., 1996.
5. Галкин Р.А., Тявкин В.П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение РФ. 1993. № 3. С. 14.
6. Каменева З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7.
7. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 33. Ст. 318.
8. Приказ Минздрава России от 20.11.2002 г. № 350 «О совершенствовании амбулаторнополиклинической помощи населению Российской Федерации» (ред. Приказа Мин-здравсоцразвития РФ от 17.01.2005 г. № 84. Прил. №3).
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.11.2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».
10. Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. Киев, 1988. С. 134.
11. Проблемы судебной этики / под ред. М.С. Строговича. М., 1974. С. 269.
12. Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М., 1995. С. 6, 20, 40, 73, 80, 84, 88.
Поступила в редакцию 24.03.2008 г.
Molchanova S.I. Violation of the special rules as one of the conditions of bringing to criminal responsibility. Criminal law provides responsibility for doing harm to one’s life and health. Abandonment in danger and refusing aid are characterized by two parts of violation: penal and social - sectoral.
Key words: responsibility, rule, requirements, obligation, giving help, personality safety.