Научная статья на тему 'Нарушение синхронности развития как показатель психического дизонтогенеза'

Нарушение синхронности развития как показатель психического дизонтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ / УЗЛОВЫЕ МОМЕНТЫ / БАЗОВЫЕ СТРУКТУРЫ ПСИХИЧЕСКОГО / ТИПОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ / DEVELOPMENT JETLAGS / KEY STAGES / PSYCHIC FUNDAMENTAL STRUCTURES / DYSONTO-GENESIS TYPOLOGY / PSYCHOLOGICAL ANAMNESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семаго Михаил Михайлович

В статье представлен подход к оценке особенностей отклоняющегося психического развития, при котором анализируются десинхронии развития в определенные моменты онтогенеза. Вводится представление о нормативной «синхронии развития» базовых структур психического как основе онтогенеза. Описываются варианты де-синхроний базовых психических структур как показатели различных типологических таксонов отклоняющегося развития. Рассматриваются узловые моменты психического развития как основа оценки психологического анамнеза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synchrony Development Violation as a Factor of Psychic Dysontogenesis

The article offers an approach to evaluation of deviate psychic development peculiarities where development jetlags at certain stages of ontogeny are analyzed. The idea of standard psychic fundamental structures of «development synchrony» is introduced as ontogeny basis. Variants of basic psychic structures jetlags are described as factors of different typological taxons of deviate development. Key moments of psychic development are considered as an estimation basis of psychological anamnesis

Текст научной работы на тему «Нарушение синхронности развития как показатель психического дизонтогенеза»

Специальная педагогика и специальная психология

М.М. Семаго

Нарушение синхронности развития как показатель психического дизонтогенеза

В статье представлен подход к оценке особенностей отклоняющегося психического развития, при котором анализируются десинхронии развития в определенные моменты онтогенеза. Вводится представление о нормативной «синхронии развития» базовых структур психического как основе онтогенеза. Описываются варианты десинхроний базовых психических структур как показатели различных типологических таксонов отклоняющегося развития. Рассматриваются узловые моменты психического развития как основа оценки психологического анамнеза.

Ключевые слова: десинхрония развития; узловые моменты; базовые структуры психического; типология дизонтогенеза; психологический анамнез.

Тривиальным является тот факт, что в условиях какого-либо нарушения психического развития, «уклонения» (термин Л.С. Выготского) самого развития психики от его нормативного «хода» мы сталкиваемся с ситуацией, когда те или иные структуры забегают вперед или, наоборот, значительно отстают в своем формировании (развитии) от того, что принято считать нормативным. Отсюда возникают вполне очевидные рассогласования между динамикой простраивания одних структур и соответствующими динамическими показателями других «параллельно», но в то же время предельно взаимосвязанно развивающихся компонентов психического. В этом случае с определенной степенью достоверности можно говорить уже о десинхронизации (десинхрозах) в развитии тех или иных психических образований. И речь идет не о так называемой «нормативной гетерохронии», а именно о «ненормативной» десинхронизации развития психических структур.

В качестве основы нормативного психического развития (как правило, в рамках идеального онтогенеза) мы рассматриваем последовательное и когерентно (синхронно) организованное формирование базовой структурной организации психического, ее компонентов: регуляторного обеспечения психи-

ческой активности, ментальных структур и аффективной организации в рамках предлагаемой нами модели анализа [6, 7, 8, 9].

Чтобы говорить не только о теоретической модели подобного анализа, но и ее практической реализации, необходимо определиться о каких моментах (фазах, этапах) развития ребенка идет речь. Отметим, что моменты перехода системы психического на качественно новый уровень, «виток» развития были определены еще С.Л. Рубинштейном (1946) и Д.И. Фельдштейном (1999) как узловые моменты развития. Именно в эти моменты жизни ребенка наиболее выпукло проявляются «сбои», девиации в развитии, регрессивные или, наоборот, слишком «акселеративные» проявления.

Понятие узлов, «узловых мер» по отношению к структурогенезу, в том числе и к психическому развитию, встречается и в работах других авторов. Представления об «узловых моментах», «узлах» развития в психологии встречаются в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна. В работах Д.И. Фельдштейна (1999) впервые этот термин был использован применительно к периодизации психического развития [12: а 112]. На самом деле первые упоминания об «узлах» развития сущего появляются еще в Древнем Китае, в дальнейшем воплощаясь у Гегеля в «узловую линию мер».

Несколько забегая вперед отметим, что нами был проведен хронологический анализ литературных данных, касающихся самых разнообразных аспектов развития — от ансамблевой организации экранных структур мозга (см. статью Т.А. Цехмистренко и Н.А. Черных [13]) до интегральной периодизации развития субъектности В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева (2000). Основным критерием анализа было наличие кардинальных качественных преобразований того или иного компонента развития в определенный самими исследователями момент времени. Полученные моменты или хронологические диапазоны развития были положены на единую временную ось, что дало возможность получить своеобразную «глобальную хронологическую карту развития»1. Это позволило построить фазовое пространство с распределением моментов (диапазонов), которые каждый из исследователей в контексте своего анализа рассматривает как основные. При этом была зафиксирована закономерность: в определенных моментах сравнительно небольших временных диапазонов построенного фазового пространства обнаруживаются явные «сгущения» точек. Именно в эти моменты происходят достаточно когерентные (синхронизированные) изменения самых разнообразных показателей развития ребенка как анатомо-физиологических, морфофункциональных, так и психических. Таким образом, говоря современным научным языком, была подтверждена фундированность предлагаемой нами концепции.

Наверно, нет особого смысла описывать многообразие научных школ и групп психологических теорий, относящихся к проблеме моделирования периодизации развития ребенка. К настоящему времени существует огромное количество по-

1 В данном случае использован, на наш взгляд, достаточно подходящий термин А.Т. Фоменко (1990), предложенный им для анализа исторической хронологии.

добных работ. Среди них следует отметить, полные и глубокие обзоры и анализы, представленные в монографии Д.И. Фельдштейна (1999), в учебном пособии К.Н. Поливановой «Психология возрастных кризисов» (2000).

Как справедливо отмечает К.Н. Поливанова, «для нас “возрастной кризис” (как момент смены периодов (стадий, фаз, эпох) развития. — М.С.) возникает в определенной научной парадигме» [5: с. 3]. Именно на основе той или иной научной парадигмы и возникает модель анализа как инструмент построения соответствующей периодизации.

В качестве основы оригинальной периодизации психического развития была взята неоднократно описанная в наших работах трехкомпонентная модель анализа психического развития, включающая анализ трех компонентов: регуляторных, ментальных (когнитивных) и аффективных структур [6, 7, 8].

Для нас важно, что качественные изменения структур и взаимосвязей всех трех базовых компонентов структурной организации психического и их феноменологические проявления имеют синхронный интегративный и взаимообусловленный характер, что является в рамках данной модели критерием нормативного развития.

Подобные изменения структурной сложности, в данном случае психического развития, можно с большой степенью убедительности интерпретировать как реперные точки, то есть те, которые в рамках концепций периодизации психического развития определяются как кризисные моменты. С точки зрения синергетической парадигмы оказывается принципиально важным, что для областей, близких к узловым моментам развития в ситуации нормативного развития, постулируется синхронизация динамики структурных усложнений и перестроек, одновременный (выделено мною. — М.С.) переход всех структур на качественно новый системнореагирующий уровень.

Отсюда получает смысловое наполнение термин «узловые моменты развития». С этой точки зрения оказывается возможным анализ этапности психического развития как смены фазовых состояний системы в «узловых» моментах развития, определяемых поведением параметров порядка и фиксируемых ими базовых структур вблизи конкретных моментов развития (точек бифуркации). Такие узловые моменты, с одной стороны, полностью совпадают с классическими «кризисами развития», с другой — обнаруживаются и другие не менее важные «узловые моменты», которые обладают аналогичными с точки зрения данной модели параметрами и, следовательно, должны точно так же оцениваться как переходы от одной качественной стадии развития к другой [6, 7].

Основанием для выделения границ отдельных периодов развития ребенка становится принципиально качественное изменение и усложнение взаимосвязей как внутри каждой базовой структуры, так и между всеми тремя компонентами, составляющими базовую структурную организацию. Причем качественные изменения структурных взаимосвязей всех трех компонентов психического развития в ситуации условно нормативного развития — идеального онтогенеза будут иметь синхронный взаимообусловленный характер, что и является критерием

нормативности психического развития. Движущими силами подобных преобразований следует рассматривать различные асимметрии, выступающие в данном случае в роли управляющих параметров [6]. Забегая вперед, отметим, что значительные модификации указанных параметров (характер и выраженность подобных асимметрий) вызовут и изменения характера вертикальных и горизонтальных преобразований компонентов базовой структурной организации. Эти преобразования, при недостаточных ресурсных (компенсаторных) возможностях ребенка, повлекут за собой рассогласования и в динамике хода этих преобразований. Последнее повлечет за собой и возможный переход фазовой траектории психического развития на дизонтогенетический аттрактор (одно из фундаментальных понятий синергетической концепции).

Подобный анализ темпоральности развития позволяет выделить следующие узловые моменты в качестве границ определенных периодов жизни ребенка: момент рождения (0); 2,5 месяца; 4-4,5 месяца; 7-9 месяцев; 10-13 месяцев; 22-24 месяца; около 3-х лет. И далее: 5,5-6 лет, 9-10 лет, 12-13 лет, 15-16 лет, 17-18 лет, 21-22 года.

Выделение подобных возрастных «точек» мы встречаем и в работах Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейна, Е.А. Сергиенко, других авторов [1, 10, 11, 12]. Именно в эти моменты можно говорить о синхронизации сочетаем по трем линиям развития (регуляции, когниций, аффективной организации) качественных преобразований всей системы уровневой организации базовых структур, проявляемых в наблюдаемых, всем известных феноменах.

В качестве примера можно привести, на наш взгляд, один из важнейших узловых моментов в развитии ребенка первого года жизни — период 7-9 месяцев. Именно в этом возрасте в ситуации условно нормативного развития фактически одновременно происходит «включение» в деятельность качественно новых уровней всех трех базовых компонентов:

• По линии произвольной регуляции ребенок осваивает простые и некоторые сложные произвольные двигательные программы (различные виды ползанья, попытки «правильного вставания» и т.п.); включается произвольный компонент лепета (повторяющийся, диалогический лепет), что можно рассматривать как специфическое проявление регуляции речевого аппарата.

• По линии развития когниций (на данном этапе это овладение пространством и формирование пока еще не вербализуемых ребенком пространственных представлений): ребенок садится, а в дальнейшем встает и ползает, тем самым не просто расширяет видимое пространство и свою активность в нем, но и принципиально изменяет положение основной оси своего тела (позвоночника) из преимущественно горизонтального в вертикальное. Этот же период характеризуется и активным «познанием пространства» — в процессе ползанья формируется соотношение объема движений и расстояния и т.п. В этот же период отмечается и принципиальный скачок в овладении выделением формы — возникает единый механизм восприятия формы как зрительно-моторной интеграции [2].

• По линии аффективной организации именно в этот период у ребенка проявляется характерный феномен страха «чужого» и различия в типе отношений со «своими», то есть аффективные дифференциации окружающих взрослых. Таким образом, именно в этот период в развитие взаимодействий с миром впервые в достаточном объеме включаются механизмы третьего уровня системы аффективной организации (аффективной экспансии) [4].

Еще раз подчеркнем, что все описанные качественные и взаимосвязанные перестройки в ситуации нормативного развития происходят практически одновременно, фактически синхронно.

В этом мы видим реализацию на практике действия категории «гармоничности - синхронности», рассматриваемую нами как одну из базовых категорий в онтологической матрице методологического анализа психического развития. Причем в данном случае мы говорим не о нарушении нормативной гетерохронии развития психических функций, а о синхронности и интеграции в формировании регуляторно-волевой, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер.

На основе той же методологической модели становится возможным и анализ развития отклоняющегося, что позволяет, с одной стороны, на принципиально ином уровне подойти к решению задач, стоящих перед специальной психологией и детской клинической психологией, а с другой — еще раз подтвердить основополагающий тезис Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития.

Если определить в качестве основного критерия нормативного развития синхронизацию перестроек базовых структур, то есть синхронный переход трех анализируемых компонентов на качественно новый уровень функционирования, то рассогласование в темпах формирования этих структур, их десинхронизация обусловливает появление тех или иных симптомокомплексов дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Какая-либо из базовых структур может оказаться в узловой момент развития недостаточно сформированной или, наоборот, «забежать вперед» в своем формировании и т.п. Расхождение регуляторной, когнитивной и аффективной линий развития с нормативной моделью может наблюдаться и в последующие «узловые моменты», что также должно стать предметом анализа истории развития (анамнеза). Такое расхождение с «нормативно-синхронизированной» динамикой развития анализируемых компонентов психического будет наблюдаться и в последующие узловые моменты в ситуации недостаточных компенсаторных возможностей ребенка, что в целом определит переход всей системы психического развития на соответствующий дизонтогенетический аттрактор, характерный для данного вида (варианта, формы) отклоняющегося развития. В ситуации же достаточных ресурсных возможностей ребенка в последующем подобные десинхрозы могут быть скомпенсированы, и далее, в следующих «узлах развития», мы увидим столь же синхронизированные преобразования. Примером такого скомпенсированного развития может служить вариант равномерно задержанного развития (гармонический инфантилизм) [7].

Отметим, что подобные рассогласования будут свойственны не только компонентам психического развития, но также будут иметь место и в других системах: анатомо-физиологической, эндокринной, иммунной и т.д. Это позволяет рассматривать данный методологический подход эффективным и для других специалистов, помимо психолога.

При этом качественное своеобразие подобного рассогласования, десинхронии каждой из трех анализируемых базовых структур психического и следует рассматривать как дифференциально-диагностический критерий того или иного вида (варианта, формы) отклоняющегося развития, учитывать при построении диагностической гипотезы, а в дальнейшем и при постановке психологического диагноза. Подобная опора на анализ особенностей развития именно в узловые моменты в значительной степени минимизирует ресурсные и временные затраты специалиста без потери значимой информации. Именно на базе предлагаемого анализа узловых моментов — «точек» синхронизации трех линий развития — разработана эффективная технология сбора психологического анамнеза, которая нашла подтверждение в практике деятельности различных специалистов [9: с. 75].

Анализ динамики развития ребенка, опирающийся, в первую очередь, на определение «поведения» компонентов базовой структурной организации психического в узловые моменты, позволяет получить достаточный объем информации для построения целостной картины всего «пути» развития, минимизировать время на оценку его характера и динамики, уменьшить вероятность диагностических ошибок.

Таким образом, использование представлений об узловых моментах и соответственно возможных десинхрониях динамики развития отдельных компонентов психического дает возможность описания разнообразных «траекторий» психического развития в ситуации как условно-нормативного, так и отклоняющегося развития, позволяет повысить верифицированность психологического диагноза.

На основании полученной информации формируется целостная картина динамики развития ребенка, которая должна быть оценена специалистом при формировании диагностической гипотезы и при проведении каждого этапа обследования, в том числе и анализе его результатов, а также при постановке психологического диагноза и при составлении заключения и рекомендаций родителям и педагогам.

Отметим возможность еще одной практической реализации предлагаемой модели анализа. Характер поведения всех трех компонентов психического в узловые моменты их структурных перестроек: синхронность или, наоборот, десинхронизация их «перехода» на новые уровни функционирования открывает возможность интенсивно формировать или, наоборот, «тормозить» соответствующие структуры, что может быть непосредственно использовано в индивидуализации коррекционной программы для того или иного ребенка. Подобные воздействия в «нужный момент и в нужное место», представленные в виде коррекционных технологий, можно рассматривать как реализацию современной методологии «слабого энерго-информационного воздействия — энергетического укола в точке бифуркации» [3: с. 154]. Подобная методология

уже продуктивно используется в гомеопатической медицине, акупунктуре, кинезиотерапии, других подобных практиках.

С другой стороны, «сильные» воздействия в подобные моменты развития могут привести (и, скорее всего, приводят) к значительных негативным последствиям — а именно, той самой десинхронизации формирования базовых структур. Наличие определенного, пусть и «регулируемого» хаоса в формировании всех структур психического при значительном изменении внешнего воздействия (управляющего параметра), заставляет чрезвычайно осторожно относиться к любым внешним воздействиям в сензитивные периоды жизни ребенка. Отсюда возникает необходимость тщательного учета характера перестроек в подобные моменты развития, проведение соответствующих психологических мероприятий по предотвращению возможных негативных последствий.

Резюмируя, следует отметить, что подобная методология анализа психического развития, включающая как представления о нормативной синхронизации, так и о десинхрозах, определяющих развитие отклоняющееся, позволяет сделать следующие полезные для практики выводы:

1. В значительной степени оптимизировать сбор анамнестических данных и анализ истории развития.

2. Рассматривать представленные рассогласования (дисинхрозы) формирования базовых структур психического как один из основных критериев выделения видов, вариантов и форм отклоняющегося развития, способствуя более эффективной постановке психологического диагноза.

3. Учитывать характер и динамику прохождения таких моментов синхронизации при разработке коррекционно-развивающих программ, реализуя методологию слабого энерго-информационного воздействия в точке бифуркации. Отметим также, что подобная технология уже получила свое развитие в некоторых коррекционных программах различных специалистов образования.

4. Предотвращать негативные последствия «сильных» воздействий при учете характера и динамики перестроек регуляторного, когнитивного и аффективно-эмоционального компонентов психического развития.

Помимо этого следует отметить, что использование представленной методологии анализа «перехода» базовых структур психического на новый уровень функционирования (в ситуации как нормативной синхронности, так и десинхронизации динамики формирования указанных структур) помогает повысить эффективность междисциплинарного сопровождения, определять «мишени» воздействия и необходимых специалистов по принципу «нужный специалист в нужное время».

Литература

1. Гримм Г Основы конституциональной биологии и антропометрии / Г. Гримм. - М.: Медицина, 1967. - 291 с.

2. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

3. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем / С.П. Курдюмов // Синергетика и психология. «Методологические вопросы» / Под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. - М.: МГСУ «Союз», 1997. - С. 143-155.

4. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма / О.С. Никольская. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 364 с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова - М.: Академия, 2000. - 184 с.

6. Семаго М.М. Психология развития в постнеклассической научной картине мира / М.М. Семаго. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2010. - 332 с.

7. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: Генезис, 2011. - 400 с.

8. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - 3-е изд. - М.: АРКТИ, КомКнига, 2000. - 208 с.

9. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - 3-е изд. -СПб.: Речь, 2005. - 384 с.

10. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд / Е.А. Сергиен-ко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. - 464 с.

11. Сороко Э.М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем: Введение в общую теорию гармонии систем / Э.М. Сороко. - 2-е изд. - М.: КомКнига, 2006. - 264 с.

12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. -М.: МПСИ; Флинта, 1999. - 672 с.

13. Цехмистренко ТА. Постнатальные структурные преобразования модульной организации корковых формаций большого мозга / Т.А. Цехмистренко, Н.А. Черных // Вопросы морфологии XXI века. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2008.- С. 309-315.

Literatura

1. Grimm G. Osnovy’ konstitucional’noj biologii i antropometrii / G. Grimm. - M.: Medicina, 1967. - 291 s.

2. Dubrovinskaya N.V Psixofiziologiya rebenka: Psixofiziologicheskie osnovy’ detskoj valeologii / N.V. Dubrovinskaya, D.A. Farber, M.M. Bezrukix. - M.: VLADOS, 2000. - 144 s.

3. Kurdyumov S.P. Zakony’ e’volyucii i samoorganizaciya slozhny’x sistem /

S.P. Kurdyumov // Sinergetika i psixologiya. «Metodologicheskie voprosy’» / Pod red.

I.N. Trofimovoj, V.G. Budanova. - M.: MGSU «Soyuz», 1997. - S. 143-155.

4. Nikol’skaya O.S. Affektivnaya sfera cheloveka: vzglyad skvoz’ prizmu detskogo autizma / O.S. Nikol’skaya. - M.: Centr lechebnoj pedagogiki, 2000. - 364 s.

5. Polivanova K.N. Psixologiya vozrastny’x krizisov / K.N. Polivanova - M.: Aka-demiya, 2000. - 184 s.

6. Semago M.M. Psixologiya razvitiya v postneklassicheskoj nauchnoj kartine mira / M.M. Semago. - M.: Izd-vo APKiPPRO, 2010. - 332 s.

7. Semago M.M. Tipologiya otklonyayushhegosya razvitiya. Model’ analiza i eye ispol’zovanie v prakticheskoj deyatel’nosti / M.M. Semago, N.Ya. Semago. - M.: Genezis, 2011. - 400 s.

8. Semago N.Ya. Problemny’e deti: osnovy’ diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty’ psixologa / N.Ya. Semago, M.M. Semago. - 3-e izd. - M.: ARKTI, KomKniga, 2000. - 208 s.

9. Semago N.Ya. Teoriya i praktika ocenki psixicheskogo razvitiya rebenka. Doshkol’ny’j i mladshij shkol’ny’j vozrast / N.Ya. Semago, M.M. Semago. - 3-e izd. -SPb.: Rech’, 2005. - 384 s.

10. Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: Novy’j vzglyad / E.A. Sergienko. -M.: Izd-vo Instituta psixologii RAN, 2006. - 464 s.

11. Soroko E’.M. Zoloty’e secheniya, processy’ samoorganizacii i e’volyucii sistem: Vvedenie v obshhuyu teoriyu garmonii sistem / E’.M. Soroko. - 2-e izd. - M.: KomKniga, 2006. - 264 s.

12. Fel’dshtejn D.I. Psixologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel’ny’e xarakteristi-ki processa razvitiya lichnosti: Izbranny’e trudy’ / D.I. Fel’dshtejn. - M.: MPSI; Flinta, 1999. - 672 s.

13. Cexmistrenko T.A. Postnatal’ny’e strukturny’e preobrazovaniya modul’noj organizacii korkovy’x formacij bol’shogo mozga / T.A. Cexmistrenko, N.A. Cherny’x // Voprosy’ morfologii XXI veka. - Vy’p. 1. - SPb.: Izd-vo SPbGMA im. I.I. Mechnikova, 2008. - S. 309-315.

M.M. Semago

Synchrony Development Violation as a Factor of Psychic Dysontogenesis

The article offers an approach to evaluation of deviate psychic development peculiarities where development jetlags at certain stages of ontogeny are analyzed. The idea of standard psychic fundamental structures of «development synchrony» is introduced as ontogeny basis. Variants of basic psychic structures jetlags are described as factors of different typological taxons of deviate development. Key moments of psychic development are considered as an estimation basis of psychological anamnesis.

Key words: development jetlags; key stages; psychic fundamental structures; dysontogenesis typology; psychological anamnesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.