рамму, включающую в себя элементы психологического тренинга и беседы врача.
Наиболее эффективными из проводимых антитабачных лечебных мероприятий оказались программы, в состав которых включена никотинзаместитель-ная терапия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Mortality from Smoking in Developed Countries 1950-2000 /Peto R., Lopez A. et al. - Oxford, 1994.
2. Life expectancy in men, who have never smoked and ethos who have smoked continuously: 15 year follow up of large cohort of middle aged British men /Phillips, A. N., Wannamethee, S.G., Walker, M. et al. //B.M.J. - 1996. - V. 313. - P. 907-908.
3. Хроническая обструктивная болезнь легких /Под ред. А.Г. Чуча-лина. - М., 1998. - С. 338.
4. Henningfield, J.E. Nicotine medications for smoking cessation /Hen-ningfield J.E. //N. Engl. J. Med. - 1995. - V. 333. - P. 1196-1202.
5. Henningfield, J.E. Nicotine delivery kinetics and abuse liability /Henningfield J.E., Keenan R.M. //J. Cons. Clin. Psych. - 1993. - V. 61. - P. 743-750.
6. Fiore, N.C. Trends in cigartt smoking in the United States: the epidemiology of tobacco use /Fiore N.C. //Med. Clin. North. Am. - 1992. -V. 76. - P. 289-303.
7. Smoking cessation among self-quitters /Hughes J.R., Gulliver S., Fen-wick J.W. et al. //Health. Psych. - 1992. - V. 11. - P. 331-334.
8. Foulds, J. Strategies for smoking cessation /Foulds J. //Br. Med. Bull. -1996. - V. 52. - P. 157-173.
9. Чучалин, А.Г. Практическое руководство по лечению табачной зависимости /Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. //Рус. мед. журн. - 2002. - Т. 9, № 21. - С. 904-912.
10. Ferno, O.A. Substitute for tobacco smoking /Ferno O.A. //Psychop-harm. - 1973. - V. 31. - P. 201-202.
Павлова В.Ю., Чеснокова Ю.Л., Суслова Т.Е.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ГУ НИИ кардиологии ГНУ СО РАМН,
г. Томск
НАРУШЕНИЕ МЕТАБОЛИЗМА ОКСИДА АЗОТА У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА КОНСЕРВАТИВНОЙ СТАДИИ ЛЕЧЕНИЯ
В последние годы особый интерес исследователей вызывают недавно открытые внутриклеточные мессенджеры, один из них оксид азота (N0), чья роль в регуляции ряда физиологических и патологических процессов в организме подвергается в настоящее время интенсивному изучению.
Оксид азота (N0) — газ, хорошо известный химикам и физикам, в последнее время привлек пристальное внимание биологов и медиков. Интенсивное изучение биологического влияния N0 началось с 80-х годов, когда Р. Фуршготт и Дж. Завадски показали, что расширение кровеносных сосудов под влиянием ацетилхолина происходит только при наличии эндотелия. Значение N0 в кровообращении многогранно. Прежде всего, N0 — мощный сосудорасширяющий агент. Эндотелий постоянно продуцирует небольшие количества N0 (так называемый базовый фон), а при различных воздействиях — механических (например, при усилении тока или пульсации крови), химических, бактериальных и вирусных (опосредуемых микробными липополисахари-дами и различными цитокинами, выделяющимися из лимфоцитов, нейтрофилов и тромбоцитах) — синтез N0 в эндотелиальных клетках значительно повышается и продуцируется индуцибельная форма синтазы N0, оказывающая мощное повреждающее действие [1, 2].
С точки зрения нефрологии, N0 также представляет большой интерес. Существуют данные о постоянном синтезе N0 в эндотелии и гладкомышеч-
ных клетках почечных сосудов, мезангиальных клетках клубочка и эпителиальных канальцевых клетках. Благодаря этому, N0 существенно влияет на регуляцию почечного кровотока, экскреторной функции почек, тубуло-гломерулярного баланса, взаимодействуя с ренин-ангиотензиновой системой и другими биорегуляторами почечных функций. Получены данные о хромосомных изменениях в регуляции N0 у пациентов с развитием хронической почечной недостаточности (ХПН) [3]. В течение последних лет идет активное изучение локального синтеза N0 в почечной ткани. Получены данные о превалирующей роли N0 в гипоксическом повреждении почек, в частности при анемии и нарушении микроциркуляции, которые имеют прогрессирующие течение при поражении почек. Однако до настоящего времени данные о значении N0 в воспалительных процессах в почках, а так же его роль в развитии ХПН и синдрома артериальной гипертензии (АГ) немногочисленны и весьма противоречивы.
Цель работы — оценка изменений содержания N0 у пациентов с хроническим гломерулонефритом (ХГН) и ХПН с различным уровнем артериального давления (АД).
МАТЕРИЛА И МЕТОДЫ
Обследованы 50 пациентов с ХГН: 26 пациентов с гипертонической формой, 16 — со смешанной формой и 8 — с латентной. Диагноз гломерулонеф-рита установлен на основании клинико-анамнести-ческих данных. У 30 пациентов функция почек бы-
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
ла сохранена, у 20 — диагностирована ХПН. Определение стадии ХПН проводилось по классификации С.И. Рябова (2000). В данное исследование были включены пациенты с I (латентной), и II (азо-темической) стадией. Всем больным проводились общеклинические исследования, определение уровня мочевины, креатинина, p-липопротеидов, общего холестерина и а-холестерина, индекса атероген-ности, клубочковой фильтрации и суммарной каналь-цевой реабсорбции. Определение степени активности воспалительного процесса проводилось по уровню циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) и у-глобулину (нормальными показателями являются 0,025 у.е. и 17,6-25,5 %, соответственно).
Средний возраст пациентов составил 37,5 ± 10,3 лет. При латентной стадии ХПН средний уровень креатинина составил 160,5 ± 19,34 мкмоль/л, при азотемической — 353,6 ± 120,3.
Оценка содержания NO в крови проводилась по определению концентрации стойких метаболитов оксида азота (нитратов и нитритов) в плазме. Исследование проводилось на базе ГУ НИИ кардиологии ГНУ СО РАМН г. Томска. У здоровых лиц уровень стойких метаболитов NO в плазме составил 7,5-10 мкмоль/л. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью пакета статистических программ «STATISTIC» и «BIOSTAT». Для оценки достоверности различий между выборками был использованы непараметрические методы (медиана, квартильное отклонение, критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе содержания стойких метаболитов NO в плазме у пациентов с различными клиническими формами ХГН было получено, что при смешанной форме содержание NO в плазме крови было достоверно выше, чем у пациентов с гипертонической формой (12,02 ± 3,52; 10,95 ± 5,8 мкмоль/л; р = 0,039). Кроме того, выяснено, что у пациентов со смешанной формой содержание NO в плазме было выше, по сравнению с латентной формой (12,02 ± 3,52; 6,69 ± 2,03 мкмоль/л; р = 0,0012), и при гипертонической форме выше, чем при латентной (10,95 ± 5,8; 6,69 ± 2,03 мкмоль/л; р = 0,022). Представленные данные позволяют подтвердить факт участия дисфункции эндотелия в механизмах повреждения почечной ткани. Так, в настоящее время установлено, что острый гломерулонефрит сопровождается увеличением синтеза NO в клубочках. Высокий уровень NO при этих моделях обусловлен активацией индуцибельной NO-синтазы, выделяемой нейтрофилами, гранулоцитами и моноцитами [4].
При проведенном выше анализе максимальные значения NO были получены у пациентов со смешанной формой, минимальные при латентной форме, что имеет в своей основе клинико-мофологичес-кие особенности поражения почек при ХГН. Известно, что при смешанной форме ХГН имеет место наиболее тяжелое повреждение паренхимы; кроме того, при данной форме ХГН отмечается более выра-
женное течение воспалительного процесса с постоянным прогрессирующим течением и наличием системного характера воспаления [3].
Несмотря на приводимые ранее данные о роли N0 в процессе воспаления, мы не получили достоверных различий в содержании стойких метаболитов N0 у пациентов с ХГН в зависимости от наличия или отсутствия признаков активности воспалительного процесса.
В дальнейшем проанализировано содержание стойких метаболитов N0 в крови у пациентов с различной стадией ХПН. Выяснилось, что по мере прогрес-сирования ХПН повышается содержание стойких метаболитов N0 в крови. Так, у пациентов с I стадией ХПН содержание N0 составило 8,23 ± 3,63 мкмоль/л, в то время как у пациентов со II стадией N0 — 19,08 ± 9,73 (р = 0,0006). Можно думать, что повышение N0 при ХПН опосредовано несколькими механизмами: активность основного заболевания, которая достаточно часто остается в тени при оценке клинического статуса пациента с ХПН [1]. Кроме того, доказано, что продукция N0 обусловлена именно индуцибельной изоформой N0, которая, в противоположность конститутивной синтазе, циркулирует несколько часов. Основным стимулом для ее синтеза являются различные липополисахариды, интерферон, интерлейкины, которые в большом количестве присутствуют в плазме пациентов с уремией.
Кроме вышеперечисленных локализаций ее синтеза, у пациентов с ХПН большое значение имеют макрофаги, а так же эпителий проксимальных отделов канальцев, который так же вовлечен в патологический процесс [2]. В повышении содержания N0 у пациентов с уремией задействованы также гипоксия и анемия. Так, ранее были получены данные о повышении уровня N0 по мере прогрессиро-вания явлений анемии и сопутствующей гипоксии у данной категории пациентов [2]. Мы так же получили достоверно более высокие значения содержания N0 у пациентов с ХПН с наличием анемического синдрома, по сравнению с пациентами без анемии (19,31 ± 6,67; 13,74 ± 6,4 мкмоль/л; р = 0,0186).
При анализе корреляционной связи между содержанием N0 с одной стороны, и содержанием кре-атинина плазмы и скоростью клубочковой фильтрации (СКФ) с другой, были выявлены достоверные корреляционные связи между уровнем N0 и креатинина Ш = 0,516; р = 0,00001), а так же обратная связь между уровнем N0 и СКФ Ш = -0,490; р = 0,0043). Представленные данные согласуются с полученными в ряде работ результатами [1, 2], свидетельствующими о повышении уровня N0 по мере снижения скорости кровотока по сосудам и повышения содержания креатинина.
При оценке взаимосвязи между содержанием N0 с активностью основного заболевания у пациентов с ХПН выяснилось, что по мере увеличения активности ХГН (ЦИК) увеличивается содержание N0 Ш = 0,80; р = 0,0022). Объяснением данной закономерности могут быть известные ранее данные экспериментальных исследований, свидетельствующие
ОЛ^ищт
. и № 4 2005 151
вКузбассе 1
о том, что при развитии воспалительного процесса имеет место более выраженное участие тромбоци-тарного звена, которое играет большое значение в увеличении синтеза N0. А, в свою очередь, высокая концентрация уровня N0 обладает цитотокси-ческим действием, тем самым увеличивая повреждающее действие, в частности, на почечную ткань и способствуя прогрессированию ХПН [1, 2, 3]. Остается не ясным, почему у пациентов без явлений ХПН нами не получено такой закономерности.
Далее у пациентов с ХПН мы оценили уровень N0 в зависимости от значений АД. Получены достоверные различия в содержании N0 в зависимости от уровня АД пациентов. Так, у пациентов с систолическим АД (САД) менее 140 мм рт. ст. содержание N0 оказалось выше, чем у пациентов с САД выше 140 мм рт. ст. (19,51 ± 9,27; 12,4 ± 3,9 мкмоль/л; р = 0,0015), а так же было получено достоверное различие уровня N0 в зависимости от уровня диасто-лического АД (р = 0,015). Приведенный факт свидетельствует об участии дисфункции эндотелия и в формировании синдрома АГ у пациентов с ХПН.
Полученные в настоящем исследовании результаты требуют дальнейшего анализа. Вместе с тем, приведенные данные о достоверности различия в содержании NO у пациентов в зависимости от формы и тяжести поражения почек свидетельствуют о многогранности свойств NO и о его участии в развитии и прогрессировании большого ряда патологических состояний при поражении почек.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Fayed, H.M. Nitric oxide generation by peripheral blood cells in chronic renal failure /H.M. Fayed, M.A Kamel, M.M. Sultan //Br. J. Bio-med. Science. - 2002. - V. 172. - P. 123-126.
2. Liang, M. Production and functional roles of nitric oxide in the proximal tubule /M. Liang, F. Knox //Am. J. Phys. Reg. Int. Comp. - 2000. -V. 278. - P. 1117-1124.
3. Оксид азота при хроническом гломерулонефрите у детей /А.Г. Ку-черено, Д. Маткеримов, Х.М. Марков и др. //Пед. - 2002. - № 2. -С. 17-20.
4. Топчин, И.И. Роль оксида азота в регуляции функции почек при прогрессирующих гломерулопатиях /И.И. Топчин //Укр. тер. журн. - 2002. - № 2. - С. 24-29.
Паличев К.В., Попова О.И., Паличева Е.И., Краснов В.А., Веретельникова И.Ю.
Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра детской стоматологии, Кафедра биохимии,
г. Кемерово
ВЛИЯНИЕ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ РЕЗИНОК НА СЕКРЕЦИЮ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СМЕШАННОЙ СЛЮНЫ У ДЕТЕЙ
В настоящее время, несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам влияния жевательных резинок как на состояние полости рта, так и на организм в целом, дискуссия об их пользе и вреде продолжается.
С одной стороны, клиницистами и исследователями показано положительное влияние жевательных резинок на процессы очищения полости рта, экологию зубной бляшки, минерализирующий потенциал и защитные факторы слюны. Жевательные резинки рекомендуются для нормализации кислотности желудочного сока у гастроэнтерологических больных. По мнению многих исследователей, жевательная резинка — удобная форма для введения различных добавок: противокариозных, противовоспалительных, биологически активных веществ, среди которых каротиноиды, витамины, аминокислоты, макро- и микроэлементы [1].
Вместе с тем, имеются сведения о недостаточном очищающем эффекте жевательных резинок, о неблагоприятном влиянии на слюнные железы, в том числе на их секреторную функцию. Режим «гиперсаливации», в конечном итоге, может смениться патологической сухостью слизистой оболочки, она легче подвергается травме, нарушается ее защитная и барьерная функция, нарушается ротовое пищеварение [2]. Согласно данным литературы, в результате использования жевательных резинок могут возникать
различные патологические состояния: аллергические реакции, опухоли слюнных желез, дисфункции ви-сочно-нижнечелюстного сустава, развитие застойной гиперемии в тканях пародонта, увеличение внешнего давления круговой мышцы на губы, нарушения прикуса у детей. Выявлено неблагоприятное влияние на секреторную деятельность желудочно-кишечного тракта. Жевательные резинки противопоказаны у больных фенилкетонурией и при заболеваниях сетчатки глаз, способствуют возникновению резистентности микрофлоры полости рта к ксилиту [3].
Таким образом, неоднозначность и противоречивость сведений о влиянии жевательных резинок на процессы, происходящие в полости рта, и на организм в целом, оставляют вопрос о целесообразности их использования у детей открытым, что и послужило основанием для выполнения данной работы.
Цель исследования — выявить общие закономерности и особенности изменений секреции смешанной слюны, ее кислотно-щелочного состояния и содержания в ней кальция у детей при использовании жевательных резинок.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследования проводились у 23 детей младшего школьного возраста. В первой группе детей (13 человек) использовалась жевательная резинка «Орбит Детский с кальцием», во второй группе — жеватель-
152 № 4 2005 ^УПвощина
1J в Кузбассе
С'^Сдщи,