Научная статья на тему 'Нарушение коммуникативной функции речи в аспекте расстройства абстрактно-смыслового компонента мышления больных шизофренией'

Нарушение коммуникативной функции речи в аспекте расстройства абстрактно-смыслового компонента мышления больных шизофренией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1405
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / АБСТРАКТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ МЫШЛЕНИЯ / ШИЗОФРЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Запорожченко Д. С.

В данной работе рассматривается влияние расстройств мышления больных шизофренией на особенности их речевой коммуникации. Отдельное внимание уделяется анализу экстралингвистических факторов в формировании речевых нарушений. Проводится анализ патологии коммуникативной функции речи на основе исследования нарушения абстрактно-смыслового компонента мышления. Уделяется внимание влиянию данных расстройств на нарушение социальной адаптации больного шизофренией. Предлагаются рекомендации по составлению коррекционной программы, направленной на элиминацию нарушений мышления и речевой коммуникации при шизофрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение коммуникативной функции речи в аспекте расстройства абстрактно-смыслового компонента мышления больных шизофренией»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

реалистичнее представлять свое будущее, последствия каких-либо поступков для окружающих людей и для себя, и уметь нести за это ответственность [2, с. 17-25] .

За время, проводимое с детьми, стоит обратить внимание на ряд факторов: дети не способны быть сосредоточенными долгое время, они очень быстро утомляются, их трудно заинтересовать, у них недостаточно развиты навыки общения и выполнения совместных упражнений. Данные факторы определяют требования к организации досуга детей:

- занятия должны проводиться в малых группах;

- занятия должны быть не продолжительны и чередоваться с отдыхом;

- в течение дня должны проводиться разные занятия по содержанию.

Таким образом, для достижения организации полноценного досуга детей обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности. Досуговая деятельность должна быть совместной для детей и взрослых. Детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.

Список использованной литературы: 1. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия /Под ред. В. С.Мухиной. - М.: Просвещение, 1999.- 345 с.

© Виллемсон А. Д.,. Пронюшкина Т. Г, 2015

УДК 159.9

Д. С.Запорожченко

студент ГБОУ ВПО ВолгГМУ, факультета социальной работы и клинической психологии, отделения общей и клинической психологии Научный руководитель: Н. Г.Туровская к. психол. н., доцент кафедры общей и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

г. Волгоград, Российская Федерация

НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ В АСПЕКТЕ РАССТРОЙСТВА АБСТРАКТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Аннотация

В данной работе рассматривается влияние расстройств мышления больных шизофренией на особенности их речевой коммуникации. Отдельное внимание уделяется анализу экстралингвистических факторов в формировании речевых нарушений. Проводится анализ патологии коммуникативной функции речи на основе исследования нарушения абстрактно-смыслового компонента мышления. Уделяется внимание влиянию данных расстройств на нарушение социальной адаптации больного шизофренией. Предлагаются рекомендации по составлению коррекционной программы, направленной на элиминацию нарушений мышления и речевой коммуникации при шизофрении.

Ключевые слова

Расстройства речевой коммуникации, экстралингвистические факторы, абстрактно-смысловой компонент мышления, шизофрения, психические функции, нарушение социальной адаптации.

Большинство психических и неврологических заболеваний, сопровождающиеся интеллектуальным дефектом, неизбежно влекут за собой различные расстройства речи и коммуникации, например при умственной отсталости, дегенеративных заболеваниях и пр. При шизофрении, относящейся к кругу

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

эндогенных психических заболеваний, интеллектуальные нарушения проявляются только на глубокой стадии патологического процесса. В то же время трудности в социальной адаптации, в том числе и во взаимодействии, коммуникации с людьми, возникают уже на ранних этапах заболевания [4].

Отечественные и зарубежные ученые, исследовавшие особенности речи при шизофрении, сделали большой вклад в изучение данной проблемы [10, 12, 13, 14, 18]. Анализ отечественных и зарубежных работ показал, что выделяют такие нарушения речи, сопровождающие шизофренический процесс, как: разорванность, бессвязность, вербигерации, шизофазия и т.д. Стоит обратить внимание на то, что в последние десятилетия ведется активный переход от рассмотрения данных нарушений в феноменологическом описании к количественному и качественному анализу их структуры, динамики и взаимосвязи с другими расстройствами. Во многих исследованиях подчеркивается взаимосвязь особенностей речевой сферы с расстройствами других психических функций при шизофрении, которым выделяется важное место в формировании нарушений речевой коммуникации [2, 3].

В данной работе предпринята попытка выявления механизмов нарушения коммуникативной функции речи в аспекте расстройства абстрактно-смыслового компонента мышления больных шизофренией.

В психолигвистическом анализе было показано, что нарушения сложной координированной речевой деятельности возникают вследствие диссоциации между составляющими ее компонентами - семантическим, грамматическим, физическими и другими, что определяет нарушение основных функций речи -смыслообразующей и коммуникативной; также была составлена классификация речевых нарушений [12].

В нейропсихологических исследованиях восприятия речи у больных шизофренией в условиях дихотического прослушивания слов и высказываний выявился такой феномен как «сглаживание» полушарной специализации при одновременном снижении функционирования по мере прогрессирования заболевания [17].Так, в исследовании нейрокогнитивного дефицита больных шизофренией с апато-абулическим синдромом была выявлена связь между нарушениями речевой коммуникации в форме значительных трудностей поддержания диалога и ухода от вопросов и поражением префронтальных корковых областей, подкорковых ганглиев, а также нарушением вертикальных связей между указанными областями. [2].

Примечательно также то, что на основании ассоциативных проб удалось выявить речевые особенности, характерные для больных шизофренией: снижение вербальной беглости, нарушение семантической структуры ассоциаций, внезапные переходы от одного понятия к другому, а также включения неподходящих слов [1].Таким образом, было показано, что смысловая обработка воспринимаемых стимулов страдает преимущественно на образном уровне семантического кодирования. Помимо этого был выявлен ряд специфических особенностей вербального компонента мышления у больных шизофренией, среди которых: выраженное снижение предметной отнесенности образов, невозможность построения смыслового образа, дезинтеграция образного и вербального кодов семантического кодирования [5].

В описанных выше исследованиях показано, что речевые нарушения при шизофрении связаны, прежде всего, с расстройствами мышления при данном заболевании, однако этот фактор не является единственным. В сравнительном анализе афатических нарушений у больных с локальными поражениями головного мозга и патологии речевых функций при шизофрении был подчеркнут первичный фактор нарушения сферы общения в формировании изучаемой симптоматики у последних[10]. Данный результат был получен при исследовании больных с выраженной негативной симптоматикой. Речь таких больных в результате становится не направленной, высвобожденной из социальной ситуации, патологически полисемантичной. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что особенности речи при шизофрении связаны также с нарушением социального взаимодействия и «оторванности» больного от действительности, что в свою очередь выражается в аутизме. Так, речь больного с аутичными тенденциями и преобладанием апатических нарушений эмоциональной сферы не может быть продуктивной, диалогической и потому, что затрудняется адекватное определение эмоциональной экспрессивности окружающих его людей. Эмоциональная экспрессивность определяется высотой тона, интонацией, эмоциональным содержанием высказывания, что недоступно для определения больным с выраженными негативными симптомами. Таким образом, описанные выше исследования подчеркивают важность влияния экстралингвистических факторов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

(аутизм, снижение коммуникативной направленности, нарушения мышления) в формировании речевых расстройств при шизофрении [11].

Примечательно, что в патопсихологическом исследовании данной проблемы процесс восприятия речевых сигналов, основывающийся на использовании акустических эталонов прошлого речевого опыта, у больных шизофренией изменен в связи с особенностями актуализации сведений из прошлого опыта. Это заключается в тенденции к уравниванию вероятностей актуализации речевых связей [8, 9]. Этот же феномен наблюдался в зарубежных исследованиях, в которых было сделано предположение, что бедность речи и бессвязность связаны с подбором слов из внутренней речи [19].

Таким образом, выстраиваются сложные взаимосвязи, которые составляют с точки зрения патопсихологии ядро патологического процесса, описанного Тихомировым О.К. в 1969 году, включающего 3 звена:

1) нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушению личностного смысла;

2) нарушение личностного смысла приводит к уравниванию стандартных и нестандартных признаков, причем предпочтение может отдаваться последним;

3) происходит расстройство селективности информации в результате нарушения актуализации знаний прошлого опыта.

Из этой схемы видно, что расстройства мышления, приводящие к нарушениям речевой коммуникации, обусловлены дефектом мотивационной сферы. Такие расстройства мышления как разноплановость, соскальзывание, резонерство являются следствием уравнивания стандартных и нестандартных признаков. В таком случае можно говорить о расстройствах соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности в нарушениях взаимодействия сигнальных систем. Под абстрактно-смысловым компонентом в данном случае понимается способность психической деятельности в процессе интериоризации наделять реальные предметы смыслом и объединять их общими признаками; данное качество развивается с освоением социокультурного опыта. Нарушения абстрактно-смыслового компонента в клинике шизофрении проявляется в преобладании опоры на «латентные» признаки в решении мыслительных задач у больных при нарушении селективности информации. Очевидно, что с прогрессированием эндогенного патологического процесса при шизофрении, описанные выше нарушения, усиливаются до полной диссоциации и распада психической деятельности, вследствие чего проявляются такие нарушения мышления и речи как: разорванность, бессвязность, шизофазия и прочие.

Таким образом, даже на ранних этапах заболевания возникают трудности в речевой коммуникации у больных шизофренией, в частности из-за нарушения абстрактно-смыслового компонента и соотнесения его с предметно-конкретным компонентом в мышлении. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека [6]. В связи с этим в социальной жизни больных не сформировано адекватное целеполагание, способность к прогнозированию, к эмпатии, в том числе в плане дифференцировании эмоций других людей. Важно отметить, что трудности в социальной адаптации на ранних этапах заболевания проявляются в невозможности продуктивного социального взаимодействия, что проявляется в жизни больного следующими явлениями: открытыми конфликтами с окружающими людьми, социальной изоляцией больного, непониманием собственного состояния из-за противоречащих тенденций, тревогой и т. д..

Исследование нарушений мышления в рамках абстрактно-смыслового компонента и последующее составление и проведение психологической коррекционной программы, направленной на элиминацию специфических нарушений мотивационной сферы и тренировку способности к обобщению и анализу в мыслительной деятельности проводились на базе Волжского психоневрологического интерната СО ГПВИ ГССУ. Пациенты должны были научиться анализировать эмоции, чувства, поступки других и свои собственные, прогнозировать исход от своих действий, выделять наиболее важные признаки, которыми можно руководствоваться в принятии решения. В программе использовались приемы когнитивно -поведенческой терапии. Коррекционная группа состояла из 8 пациентов, больных параноидной шизофренией от 40 до 50 лет с умеренно выраженным расстройством абстрактно-смыслового компонента и не резко выраженным апато-абулическим синдромом. В результате проведенных занятий психологическое

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

коррекционное воздействие благотворно повлияло на способности к дифференцированию, обобщению, прогнозированию, подготовило почву для эмпатийного взаимодействия с другими людьми.

Несмотря на то, что программа не была направлена на коррекцию речевой коммуникации при заболевании, однако по прохождению нескольких занятий пациенты могли уже самостоятельно правильно выделять эмоциональные состояния других людей, понимать собственные переживания и давать корректное определение эмоции, основываясь на внешних невербальных признаках. Также было замечено, что некоторые пациенты с симптомами соскальзывания и резонерства стали давать более конструктивные решения при предъявлении проблемных ситуаций. В результате проделанной работы выявилась тенденция к улучшению не только корректируемых показателей, но также и эмоциональной и речевой сфер больных. Это позволяет сделать вывод о том, что воздействие на эмоционально-мотивационную сферу приводит к сглаживанию нарушений в мышлении и речевой сферы. Для составления программы могут быть использованы работы Хрящевой Н. Ю. «Психогимнастика в тренинге» [16], Фопеля К. «Создание команды. Психологические игры и упражнения» [15], Ковалец И. В. «Азбука эмоций» [7].

В заключении хотелось бы отметить, что для изучения расстройств речевой коммуникации при шизофрении и последующего составления психологической коррекционной программы необходимо использовать качественный анализ всех структурных компонентов психической деятельности, подверженных эндогенному патологическому процессу, и комплексный подход, включающий фармакотерапевтическое лечение совместно с тренировкой продуктивного взаимодействия всех сфер психической деятельности.

Список использованной литературы

1. Алфимова, М. В., Уварова, Л. Г., Трубников, В. И. Психологические и мозговые механизмы нарушений речевых ассоциативных процессов при шизофрении // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. Т. 11. № 1. С. 67-74.

2. Бомов, П. О. Нейрокогнитивные расстройства у больных шизофренией с поздним дебютом и апато-абулическим типом дефекта личности //Альманах молодой науки. Оренбургская государственная медицинская академия. - 2013. № 1. С. 34-39.

3. Голенков, А. В. Нарушения мышления и речи у больных шизофренией с дефицитарными проявлениями // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2008. № 4. С. 8-17.

4. Гуревич, М. О. Учебник психиатрии // Государственное издательство. - 1928.

5. Жигэу, Е. И. Особенности смысловой переработки информации у подростков, больных шизофренией. -М., 2004.

6. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. - 287 с.

7. Ковалец, И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М.: Владос. - 2013. - 129 с.

8. Критская, В. П. Особенности восприятия речи больными шизофренией // психол. наук. - М. 1966.

9. Критская, В. П., Мелешко, Т. К., Поляков, Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М.:МГУ, 1991. 256 с.

10. Лебединский, М. С. К вопросу о речевых расстройствах у шизофреников // Советская психоневрология. -1938. №3. С. 56-64.

11. Леонтьев, А.А., Рохлин, Л.Л., Савицкая, Л.Б., Шахнарович, А.М. Клинико-психолингвистическое исследование разорванности речи у больных параноидной формой шизофрении//Ж.. невропатол. и психиатр. - 1973. - Т. 73. - Вып. 12. - С. 1858-1863.

12. Савицкая, А. Б.Расстройства речи у больных параноидной формой шизофрении. - М., 1975. 34 с.

13. Случевский, Ф. И. Атактическое мышление и шизофазия. Л.: Медицина. - 1975. 160 с.

14. Татаренко, Н. П., Гусов, А. Л., Павловский, С. И. Исследование некоторых физиологических механизмов у больных шизофренией при острых состояниях, ремиссиях и рецидивах // Неврология и психиатрия. - 1978. № 7. С. 70-72.

15. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. - М.: Генезис. - 2003. - 400 с.

16. Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. - Спб. - 1993.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

17. Черниговская, Т. В., Давтян, С. Э., Петрова,Н. Н., Стрельников, К. Н. Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении // Физиология человека. - 2004. Т. 30. № 4. С. 32-39.

18. Чернуха, А. А. О слабоумии при шизофрении // Невропатология и психиатрия. - 1938 . Т. 7. № 1. С. 125144.

19. Allen Heidi A., Peter F. Liddle, Christopher D. Frith. Negative features, retrieval processes and verbal fluency in schizophrenia // The British Journal of Psychiatry. 1993. Vol. 163 (6). P. 769-775. doi. org/10.1192/bjp.163.6.769.

© Туровская Н.Г., Запорожченко Д.С., 2015

УДК 159.923.2

Ф.М. Килоева

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье акцентируется внимание на важности нравственных ориентиров. Предпринимается попытка выявления особенностей, свойств и функций, нравственной ориентации, как вида ценностной ориентации личности.

Ключевые слова

Нравственная ориентация, ценности, ценностная ориентация личности

«Под нравственными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы смысложизненных, мировоззренческих общечеловеческих ценностей и этических норм, сопровождающийся переживаниями совести» [3, с. 320]. Выдающиеся психологи XX в. (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.) исследуя личность, говорили о значении для становления личности смысложизненных и ценностных ориентаций, не обозначая конкретно данного понятия [3, с. 319].

С.Л.Рубинштейн отмечал, что, человек намечая конкретные события планирования своего будущего, планы и цели, исходит, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании.

Ценностная ориентация, проявляясь в различных формах, выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане красоты или безобразия, добра и зла, допустимого или запретного, правды или лжи, справедливого или несправедливого.

«Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» [4, с. 40].

Ценность в свою очередь - это базовые представления о том, что определённые цели, идеи, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим [2, с. 15].

Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество» [6, с.51]. Следует согласиться с тем, А.А. Семеновым в том, что включение ценностных ориентаций в структуру нравственного сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.