Научная статья на тему 'Нарушение иных прав потребителей (статья 14. 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации)'

Нарушение иных прав потребителей (статья 14. 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Засова С.В.

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение иных прав потребителей (статья 14. 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации)»

3. Обобщение судебной практики Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан за 2009 год по административным делам, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://meleuzovsky.bkr.sudrf.ru/ modules.php?name=docum_sud&id=69.

4. Обзор судебной практики Красноярского краевого суда по делам об административных правонарушениях за третий квартал 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraevoy.krk.sudrf.ru/modules.php? name=docum_sud&id= 153.

5. Закон Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 04.01.2014).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 04.01.2014).

7. Новиков В.П. Физические и юридические лица как потерпевшие по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2004.

8. Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Свердловской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, за 12 месяцев 2007 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php? srazd=2&id= 19&page= 1.

НАРУШЕНИЕ ИНЫХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (СТАТЬЯ 14.8 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

© Засова С.В.*

Межрайонная ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан, г. Уфа

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает

* Специалист 1 разряда правового отдела.

вопрос об обеспечении гарантий зашиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежашим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка [6].

Статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение иных прав потребителей [2].

Рассмотрим состав правонарушения, указанного в изучаемой норме.

Объектом правонарушения по данной статье являются права и интересы граждан на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Правилами торговли.

Объективная сторона правонарушения, сформулированная диспозицией статьи, и характеризуется нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации: о реализуемом товаре (работе, услуге); об изготовителе; о режиме их работы и выражается в несоблюдении изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанностей по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации (ч. 1 ст. 14.8); включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8); непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8).

Правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной: должностное лицо знает, осознает, что нарушает права потребителя, но при этом не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе, о режиме работы, включает в договор условия, не предусмотренные законом, не предоставляет потребителю льгот и преимуществ. Формы вины не влияют на санкцию.

Субъектами правонарушения выступают физические лица, должностные лица, юридические лица, осуществляющие торговлю и услуги.

Разберем каждую составную часть указанной нормы более подробно.

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем являются гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие права потребителя:

1. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7 Закона о защите прав потребителя);

2. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товаре (работе, услуге) (статья 8 Закона о защите прав потребителей);

3. Право на замену товара в случае обнаружения в нем недостатков или на отказ от сделки (статья 18 Закона о защите прав потребителей);

4. Право на замену товара надлежащего качества (статья 25 Закона о защите прав потребителей);

5. Право на компенсацию морального вреда[3].

Первой частью указанной статьи предусматривается защита такого права потребителя как право на информацию о товаре, услуге, работе, его изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы.

В статье 8 Закона о защите прав потребителей указано, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Такого рода информация должна быть доведена в наглядной и доступной форме до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Форма доведения информации подбирается продавцом (изготовителем, исполнителем), однако условие доступности этой информации непреложно.

Статья 9 конкретизирует состав сведений о продавце (изготовителе, исполнителе), которые должны быть доведены до потребителя.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, а также в случае, если исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных документов, а также информация об органе, выдавшем эти документы.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По

отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации [3].

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

1. наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

2. сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации. К таким товарам Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 481 относит биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья), пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, про-пелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки, Пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы [4].

3. цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму,

подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

4. гарантийный срок, если он установлен;

5. правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

6. информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

7. срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

8. адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

9. информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

10. информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

11. указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

12. указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» режим работы - это время, в течение которого потребитель может рассчитывать на обслуживание той или иной организацией. Как следует из данного определения, режим работы устанавливается в зависимости от собственника имущества [3].

Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Как известно, исполнительная власть - это одна из трех ветвей государственной власти, которая практически организует жизнь каждого народа. Органами исполнительной власти, к примеру, являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

В свою очередь, органы местного самоуправления - система органов, решающая проблемы местного значения на определенной территории. К числу вопросов местного значения относятся: порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местные финансы и бюджет, содержание жилищного фонда, организация учреждений образования и здравоохранения и многое другое.

Режим работы продавца, организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

Режим работы должен включать:

- выходные дни;

- время начала и окончания работы;

- время обеденного и иных перерывов в работе.

Режим работы доводится до сведения потребителей на вывеске.

Продавец доводит до потребителя сведения о режиме работы посредством выведения этой информации на доступное каждому место. Такие сведения могут располагаться на табличках, быть написаны непосредственно на стекле входной двери, написаны на бумаге и прикреплены на видном месте и т.п. Сведения о режиме работы должны быть достоверными, т.е. соответствовать действительности [6].

Обязанность продавца по предоставлению информации покупателю предусмотрена не только Законом о защите прав потребителей, но Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 495 ГК РФ) [1].

Эта обязанность существует еще до момента заключения соответствующего договора и вытекает из публичного характера розничной купли-продажи. Корреспондирующее ей право покупателя возникает в момент, когда он выразил намерение приобрести тот или иной товар.

По общему правилу, покупатель до заключения договора может осмотреть товар и (или) потребовать проверки его свойств (демонстрации), что также охватывается обязанностью продавца информировать покупателя о товаре.

Неисполнение продавцом указанной обязанности признается необоснованным уклонением его от заключения договора розничной купли-продажи и дает покупателю право требовать возмещения убытков. Если договор все-таки был заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой ин-

формации о товаре, он вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и взыскать с продавца убытки (п. 3 ст. 495 ГК) [9].

Под договором по смыслу ч. 2 статьи 14.8 подразумевается договор купли-продажи, его отдельные разновидности, определенные п. 5 ст. 454 ГК. Использование потребителем товара для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно по договору имущественного найма, договору проката и другим гражданско-правовым договорам.

Следует иметь в виду, что договоры с участием гражданина-потребителя являются, как правило, договорами присоединения, когда потребитель не имеет возможности повлиять на содержание договора. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. 427, 432, 454, 455, 492 и др.). Закон о защите прав потребителя (п. 1 ст. 16) устанавливает, что условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Специфика несправедливых условий договора состоит в том, что они внешне не противоречат закону, но в конкретной ситуации могут, с одной стороны, лишать потребителя его прав, а с другой стороны, исключать или ограничивать ответственность его контрагента [10].

В последние годы вопрос о включении в договор условий, ущемляющих права потребителя, особую остроту приобрел в банковской и иных финансовых сферах. Многочисленные банки, пользуясь своим, по сути, монопольным правом на предоставление кредитов, включают в кредитный договор многочисленные условия, ущемляющие права потребителей, такие как: выплата различных необоснованных комиссий за предоставление кредита; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту, выбор подсудности по месту нахождения банка и другие [11].

Закон не дает исчерпывающих указаний по поводу того, какие условия договоров могут быть расценены в качестве «ущемляющих» права потребителей.

В качестве одного из наиболее распространенных на практике случаев ущемления прав потребителей, которое влечет недействительность договорных условий, выступает попытка обусловить приобретение потребителем одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Имеется в виду навязывание потребителю товаров «в наборе», «заказе» или услуг «в комплексе» [13].

В судебной практике прослеживаются также такие условия, ущемляющие права потребителей, как условие договора, согласно которому потребитель при отказе от договора должен возместить продавцу какие-либо расходы, понесенные последним в связи с выполнением своих обязательств, кроме

расходов по доставке товара от потребителя, ущемляет права потребителей, а также Условие договора, согласно которому при отказе от договора внесенные потребителем денежные средства возвращаются ему исходя из процентного соотношения со стоимостью товара, а не за вычетом только фактически понесенных продавцом расходов, ущемляет права потребителей [8].

Квалификация условий договора в качестве несправедливых - процесс достаточно сложный, предполагающий выявление и оценку обычной деловой практики, сложившейся по тому или иному вопросу. Невыгодное и обременительное на первый взгляд условие суд может признать вполне приемлемым, если им обеспечиваются определенные хозяйственные или деловые цели.

Учитывая эту особенность несправедливых условий (их неочевидный характер), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей регулярно разрабатывает рекомендации по вопросам защиты прав потребителей при заключении отдельных видов договоров, в частности: договоров об оказании туристских услуг, платных образовательных услуг и платных медицинских услуг, договора об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг и пр. [7].

Анализ арбитражной практики по применению ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ позволяет говорить о достаточно высоком проценте судебных решений, вынесенных в пользу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей [8].

Обязанность продавца, изготовителя товара, исполнителя (работ, услуг) предоставить потребителю льготы и преимущества обусловлена правами потребителя, определенными Законом РФ «О защите прав потребителей». Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение продавцом или изготовителем при продаже товаров потребителям прав потребителя, установленных ст. 1825 Закона РФ «О защите прав потребителей», либо несоблюдение, ненадлежащее соблюдение лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги), прав потребителей, установленных ст. 28-36 названного Закона, квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи. Административная ответственность в указанных случаях является следствием нарушения продавцом условий договора купли-продажи, а исполнителем - правил возмездного договора, определенных гражданским законодательством [3].

Для некоторых потребителей государство устанавливает льготы и преимущества при приобретении товаров, выполнении работ и оказании услуг. Как правило, эти «скидки» касаются внеочередного обслуживания и сокращения стоимости товара или услуги. К таким потребителям, в частности, относятся: Герои РФ, СССР и полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда; ветераны; инвалиды.

Если фирма не предоставит потребителю установленные законом льготы и преимущества, ее вправе оштрафовать ее на сумму от 5000 до 10 000 руб., а должностных лиц - на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ) [12].

Оштрафовать по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ можно только если потребителю не предоставлены льготы, установленные законом. Если компания нарушила другие нормативные акты (указы, постановления и т.д.), наказать по этой статье нельзя [5].

Тема защиты прав потребителей в последнее время является одной из актуальных. Интерес к ней не угасает ни у теоретиков, ни у практиков. Причина такого перманентного внимания юристов и общества в целом заключается в динамичном развитии рынка товаров и услуг и, как следствие, в выявлении их недостатков. Проблема защиты прав потребителей от незаконных действий их контрагентов по-прежнему остра, и нуждается как в исследовательской деятельности правоведов, так и в более тщательном и подробном законодательном регулировании.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) (в ред. от 23.07.2013 №134-ФЗ) // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (в ред. от 02.11.2013 № 305-ФЗ) // СЗ РФ. - 01.07.2002. - № 1. - Ст. 1.

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // «Российская газета». - 07.04.1992.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // СЗ РФ. - 28.04.1997. - N 17. - Ст. 2020.

5. Постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2009 г. N Ф09-9726/09-С1 по делу N А50-15541/2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/^ase.consultant.ш/rons/cgi/onИne.cgi?req=doc;base=AUR;n=99902. -Загл. с экрана.

6. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. - М.: Деловой двор, 2012.

7. Алексеевская Е.И. О некоторых вопросах судебной защиты прав потребителей банковских услуг. - М.: Юридическая литература, 2012.

8. Бугаенко Н.В., Кратенко М.В. Судебная практика по гражданским делам: споры о защите прав потребителей. Научно-практическое пособие. -М.: Юстицинформ, 2013.

9. Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.] Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. С.А. Степанова. - М.: «Проспект»; Екатеринбург: «Институт частного права», 2010.

10. Жаданова Е.И. Административная ответственность юридических лиц за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей // Административное право и процесс. - 2012. - № 5.

11. Кратенко М.В. Несправедливые условия кредитного договора: тенденции судебной практики и новеллы законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 5.

12. На защите прав потребителей // Расчет. - 2012. - № 10.

13. Ситдикова Л.Б., Сахарова Ю.В. Способы самозащиты гражданских прав заемщиков в договоре потребительского кредитования // Юридический мир. - 2010. - N 4.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

© Назарова Ю.С.*, Кошелева Д.В.*, Инкин А.А.*

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы «Колледж полиции», г. Москва

В статье дается анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: делинквентное поведение, криминальное поведение, преступление, подростковая преступность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую тревогу сегодня вызывает рост преступности среди детей и молодежи, снижение возрастного порога совершения правонарушений. Одной из наиболее важных и актуальных проблем всего общества является преступность среди несовершеннолетних. Почти каждое двадцать первое расследованное преступление (4,8 %) совершено несовершеннолетними или при их соучастии (по состоянию на 2013 г.)

Каждый из нас сталкивается с нежелательным поведением личности -агрессией, вредными привычками, действиями, которые противоречат закону. Термин «отклоняющееся поведение» многозначно, это внутренне присущее каждому человеку противоречие между потребностью в личной свободе и ограничениями, которые установлены в обществе [1, с. 1].

В специальной литературе рассматриваемый термин «отклоняющееся поведение» имеет название - делинквентное и используется в различных значениях. Личко А.Е. ввел в практику подростковой психиатрии понятия «де-линквентность», но при этом под данным понятием он рассматривал лишь мелкие антиобщественные действия, влекущие мелкое хулиганство [2, с. 52]. В то же время, В.В. Ковалев возразил против такой трактовки делинквент-

* Курсант.

* Начальник учебного отдела, преподаватель. " Начальник 4 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.