Научная статья на тему 'Нарушение интеллектуальных прав субъектами избирательного процесса'

Нарушение интеллектуальных прав субъектами избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормы избирательного права / привлечение к ответственности субъекта избирательного процесса / нарушение интеллектуальных прав в предвыборных кампаниях / изображение в агитационных материалах / norms of the electoral law / bringing to the responsibility of the subject of the election process / violation of intellectual rights in the election campaigns / images in campaign materials

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишов Андрей Борисович, Цитович Л. В.

В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушение интеллектуальных прав в избирательных кампаниях. По мнению авторов, меры конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства об интеллектуальных правах должны применяться только тогда, когда такое нарушение совершается с целью побудить голосовать за кандидата или против всех кандидатов. При этом суду необходимо учитывать, в частности, продолжительность использования результата интеллектуальной деятельности и масштаб распространения агитационного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никишов Андрей Борисович, Цитович Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATION OF INTELLECTUAL RIGHTS IN ELECTION CAMPAIGNS

The article deals with the issues of responsibility for violation of intellectual rights in election campaigns. In the opinion of the authors, the measures of constitutional and legal responsibility for violating the law on intellectual rights should be applied only when such a violation is committed in order to induce voting for a candidate or against all candidates. In this case, the court must take into account, in particular, the duration of use of the result of intellectual activity and the scale of distribution of campaign material.

Текст научной работы на тему «Нарушение интеллектуальных прав субъектами избирательного процесса»

 Нарушение интеллектуальных прав субъектами избирательного процесса

А.Б. Никишов преподаватель кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, аспирант кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности (г. Москва) Л.В. Цитович доцент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук (г. Москва)

Андрей Борисович Никишов, an.nikishov@mail.ru

Российское законодательство о выборах постоянно претерпевает различные изменения, связанные с совершенствованием избирательного законодательства, в том числе в части соблюдения участниками избирательного процесса законодательства о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Однако в настоящее время в научной литературе немного публикаций на эту тему. В качестве примеров можно назвать кандидатскую диссертацию Д.В. Коваля [1] и ряд статей О.А. Рузаковой о нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности в избирательных компаниях (см. [3, 4]).

В целом, проблема нарушения интеллектуальных прав в рамках избирательной компании недостаточно изучена, существует множество спорных вопросов, но в наше время она актуальна с учетом того, что ежегодно по всей стране проходят выборы на различных уровнях (например, только в 2018 году прошли выборы Президента Российской Федерации и намечаются выборы мэра Москвы).

Так, в пункте 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон

№ 67) закреплен запрет на использование в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума объектов интеллектуальной собственности с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Эта норма не является новой для российского законодательства, она была введена в 2006 году Федеральным законом № 225 (см. [6]) как вполне оправданная реакция на принятие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

Избирательное законодательство вводит конституционно-правовую ответственность за нарушение интеллектуальных прав в избирательных кампаниях. Проявляется она в отказе регистрации или отмены регистрации кандидата или списка кандидатов, исключении из списка кандидатов. Основания такой ответственности указаны в Законе № 67 (см. подп. «к» п. 24, подп. «и» п. 25, подп. «в» п. 26 ст. 38; подп. «д» п. 7, подп. «д» п. 8 ст. 76).

В теории как конституционного, так и гражданского права многими специалистами высказывалась относительно неопределенная точка зрения о конституционно-правовой ответственности, которая не соответствует характеру защищаемых прав.

На наш взгляд, конституционно-правовая ответственность как вид юридической от-

ветственности за нарушение прав интеллектуальной собственности необходима ввиду особой значимости реализации человеком и гражданином своих активных избирательных прав посредством проведения избирательной кампании, в том числе конституционного права человека и гражданина на свободу творчества. Интеллектуальные права являются составной частью конституционного права на свободу творчества, поскольку любой человек при создании любого объекта творчества должен руководствоваться правами, предоставляемыми на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, созданные ранее другими лицами [2, с. 43].

Предвыборная агитация, представляющая собой одну из стадий избирательного процесса, призвана побуждать избирателей к голосованию за того или иного кандидата. Агитация осуществляется за счет распространения различной информации о кандидате и его деятельности, направлена на создание положительного или отрицательного отношения к кандидату, а использование в предвыборной кампании результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, смежных прав) и приравненных к ним средств индивидуализации (товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и коммерческих обозначений) играет большую роль в формировании общественного мнения о кандидате.

Следует отметить, что при нарушении интеллектуальных прав или угрозе такого нарушения авторы и правообладатели могут обратиться к различным способам защиты своих прав. В современной России наиболее распространенным способом является судебная защита. Однако, несмотря на положительно сложившуюся практику по рассмотрению споров о нарушении интеллектуальных прав, зачастую решение по таким категориям дел выносится позднее, чем заканчивается избирательная компания и проходят выборы или референдум.

При рассмотрении такой категории дел суд в первую очередь устанавливает, имеет ли место незаконное использование интеллектуальных прав, предусмотренных гражданским законодательством, которое, в частности, проявляется в использовании товарного знака без согласия правообладателя. Верховным Судом Российской Федерации был проанализирован огромный массив дел, рассмотренных нижестоящими судами, что помогло выработать единый подход к рассматриваемой проблеме. Так, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Постановление № 5) было установлено, что должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, а именно:

1) использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя;

2) если допускается использование таких результатов без согласия автора или иного правообладателя, несоблюдение условий такого использования.

Представляется интересным тот факт, что в случае неполучения согласия от автора или иного правообладателя результата интеллектуальной деятельности и приравненного к нему средства индивидуализации на использование такого объекта заявление об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов по основаниям, перечисленным в Постановлении № 5, должно быть удовлетворено.

Также важно отметить, что агитационный материал, подготовленный с нарушением требований законодательства об интеллектуальной собственности, но при этом изъятый до начала предвыборной агитации (к примеру, вся партия была уничтожена) не может считаться основанием для привлечения к ответственности.

Не любое нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности может повлечь за собой нарушение норм избирательного права. ГК РФ предусматривает более широкие основания ответственности за нарушение интеллектуальных прав, к которым в том числе относится нарушение условий регистрации объектов интеллектуальной собственности, правил предоставления прав на такие объекты и т. д. Основаниями же для привлечения к ответственности кандидата (кандидатов из списка) является несоблюдение требований об использовании того или иного объекта интеллектуальной собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ответственность за нарушение интеллектуальных прав в предвыборных кампаниях может возникнуть не только на основании норм гражданского законодательства.

Судебная практика по таким делам неоднозначна. Огромное количество рассмотренных дел этой категории касаются именно нарушения авторских прав на литературные и художественные произведения.

16 марта 2016 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил «Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором представлены наиболее интересные дела за 2014-2015 годы. Среди основных нарушений можно выделить именно нарушение авторских прав на литературные и художественные произведения.

Так, некое объединение обратилось с требованием об отмене в регистрации кандидата в депутаты «А» в связи с незаконным использованием фотографии и постера с изображением Эрнесто Че Гевары в своих агитационных материалах. Права на фотографии и постер с изображением принадлежат А. Корда и Д. Фицпатрику, которые впервые их обнародовали. После их смерти права перешли дочери А. Кор-

да, которая использует их в сотрудничестве с Правительством Кубы, и которые в настоящее время защищены товарным знаком, что было установлено судом. Кандидатом не были представлены доказательства согласия авторов или иных правообладателей на использование этих изображений в агитационных материалах, в связи с чем суд пришел к выводу о нарушении законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и отменил регистрацию кандидата.

Использование кандидатом объектов авторских прав в агитационных материалах не всегда свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Приведем примеры.

Некий гражданин обратился в суд с требованием об отмене регистрации кандидата в связи с тем, что им были нарушены авторские права в части использования изображения карты города Москвы. Судом было установлено, что кандидат заключил договор с хозяйствующим субъектом, который выпустил агитационный материл (газету), в которой как фоновая иллюстрация был размещен фрагмент плана города. Материал имел информационный характер, при этом не ставилась цель побудить голосовать за кандидата или против всех. Между правообладателем и кандидатам был заключен договор, по которому были переданы авторское право на изображение. Всестороннее изучив материалы дела, суд отказал в удовлетворении требований заявителя, так как не увидел оснований нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Интересный случай произошел в 2015 году на муниципальных выборах в городе Москве. Самовыдвиженец обратился в суд с заявлением на члена партии «Яблоко», обвинив его в использовании символики своей партии в предвыборной агитации. В ходе судебного заседания истец заявил, что у кандидата нет разрешения на включение символики партии в свои агитационные материалы. В соответствии с российским

законодательством кандидаты обязаны иметь разрешение, полученное в установленном порядке, на использование символики партии. При этом партия «Яблоко» ежегодно в установленном порядке выдает разрешение своим кандидатам на использование своей символики. Истцу в удовлетворении требований было отказано.

Можно обнаружить множество нарушений прав на товарный знак во время выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в 2016 году. Так, например, на агитационном буклете одной из партий «25 справедливых законов» были размещены охраняемые товарные знаки -логотипы популярных социальных сетей (см. [4]).

Нарушения отмечены и во время выборов кандидатов в советы депутатов муниципальных образований и глав субъектов, дополнительных выборов в законодательный (представительный) орган субъекта, которые проводились 10 сентября 2017 года в единый день голосования.

Приведем пример из судебной практики.

Кандидат в губернаторы Среднего Урала гражданин «А» обратился в Свердловский областной суд с требованием снять с выборов своего оппонента гражданина «В» в связи с нарушением им законодательства об интеллектуальной собственности в ходе агитации. По версии истца после дебатов на одном телеканале показали ролик гражданина «В», в котором он прочел строки из стихотворения «Клеветникам России», которое принадлежит некоему поэту, однако автором стихотворения был указан А.С. Пушкин. В суде представители гражданина «В» смогли представить доказательства, подтверждающие, что их доверитель заключил договор об использовании отрывка из стихотворения с его правообладателями. В результате Свердловский областной суд принял решение не отменять регистрацию гражданина «В». В последующем Верховный Суд Российской Федерации в качестве суда апелляционной ин-

станции оставил решение Свердловского областного суда в силе.

Резюмируя сказанное, отметим, что традиционно выделяются две категории объектов интеллектуальной собственности, подверженные нарушениям в рамках избирательных кампаний, - объекты авторского права и товарные знаки.

Меры конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальных правах должны применяться только тогда, когда такое нарушение совершается с целью побудить голосовать за кандидата или против всех кандидатов. При этом суду необходимо учитывать следующие факторы:

• продолжительность использования результата интеллектуальной деятельности и приравненного к нему средства индивидуализации;

• масштаб распространения агитационного материала и согласие (несогласие) автора или правообладателя на использование такого объекта.

Таким образом, во многих случаях поводы для обращения в суд за защитой интеллектуальных прав являются недостаточно обоснованными, а факты нарушения (ненарушения) интеллектуальных прав подлежат тщательному доказыванию.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Коваль Д. В. Нарушения законодательства об интеллектуальной собственности в период предвыборной агитации в контексте конституционно-правовой ответственности : дис. ... канд. юрид. наук. и^: https://istina.msu.ru/dissertations/39256377/ (дата обращения: 10 сентября 2017 года).

2. Никишов А. Б. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества и механизм его реализации в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 8.

3. Рузакова О. А. Судебная практика о нарушениях законодательства об интел-

лектуальной собственности в избирательных кампаниях // Российское правосудие. 2017. № 5 (133).

4. Рузакова О. А. Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности в избирательных компаниях // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016 № 11.

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 1 2 июня 2002 года № 67-ФЗ : в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ : в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года. Доступ из справочной правовой системы

«КонсультантПлюс».

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года (с изменениями и дополнениям от 1 января 2017 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 : в редакции постановления от 9 февраля 2012 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : [сайт Верховного Суда Российской Федерации]. и^: http://vsrf.ru/ Show_pdf.php?Id=10735 (дата обращения: 18 августа 2017 года).

Окончание. Начало на с. 49

просто спроектировать и сдать бетонные коробки - жильцы домов первой очереди тоже должны пользоваться полноценной инфраструктурой с момента переезда. Именно поэтому покупателя сегодня интересует еще только на моменте поиска и выбора новой квартиры не только сам конкретный проект, но и то, что будет вокруг него в горизонте 10-15 лет. Самые продвинутые компании сегодня именно так проектируют свои кварталы - создавая инфраструктуру, которая будет важна и с точки зрения развития города в целом.

Наибольшей популярностью у покупателей пользуются жилые кварталы с концепцией «семейный проект», с качественными школами и детсадами в шаговой доступности, с безопасными дворами и собственными спортивными объектами, при этом «обернутыми» в определенную идею. Это то, что, на мой взгляд, отсутствует в домах, которые будут возводиться в рамках программы реновации. Там акцент сделан на работе с архитекторами, которые могут предложить разные виды фасадов, но не способны разработать «смысл жизни», концепт проекта. Поэтому кварталы по реновации - по крайней мере, в данный момент - выглядят максимально обезличенными, и люди там едва ли смогут создать добрососедские сообщества. К тому же, часть соседей неминуемо будет переселена в эти дома добровольно-принудительно (для включения в программу реновации достаточно было собрать более двух третей голосов жильцов), что тоже сказывается на общей атмосфере проживания и взаимодействия между людьми.

В этом смысле я уверен, что продукт, предлагаемый коммерческим девелопментом, все равно будет выигрывать у «социального» жилья. Застройщики эту проблематику видят и вкладывают в это деньги: над разработкой концепций проводится серьезная работа консультантов и маркетологов.

Таким образом, в 2018 году компании сделают ставку на строительство концептуальных кварталов с максимальным количеством инфраструктурных объектов в шаговой доступности. А покупателям поможет ипотека: в течение года ожидается дальнейшее снижение ставок по жилищным кредитам вплоть до 6% годовых.

Информация предоставлена пресс-службой компании «<ТОП Идея» (http://top-idea.top/)

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.