УДК 159.9
Д. А. Лизунова, О. М. Савинцева
НАРУШЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
В статье представлены результаты исследования влияния детско-родительских отношений на возникновение риска употребления наркотических веществ. Для развития наркомании как заболевания существует множество обстоятельств, которыми могут выступать биологическая недостаточность или некомфортный социально-психологический климат, в котором развивается ребенок. Полученные нами данные свидетельствуют, что нарушение детско-родительских отношений (гипо- и гиперпротекция, игнорирование чувств и потребностей ребенка, физические наказания, отсутствие похвалы, поддержки, неустойчивый стиль воспитания) способствует формированию психологической готовности к употреблению наркотиков у детей и создает основу для будущего аддиктивного поведения.
Ключевые слова: детско-родительские отношения; факторы риска; группы риска; наркотическая зависимость; аддиктивное поведение.
Для цитирования: Лизунова Д. А., Савинцева О. М. Нарушение детско-родительских отношений как фактор риска формирования наркозависимости учреждения // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 62-67.
D. A. Lizunova, O. M. Savintseva
VIOLATION OF THE PARENT-CHILD RELATIONSHIP AS A RISK FACTOR FOR THE FORMATION OF DRUG ADDICTION
The article presents the results of a study of the influence ofparent-child relationships on the risk of drug use. There are many circumstances for the development of drug addiction as a disease, which may be biological insufficiency or an uncomfortable socio-psychological climate in which a child develops. Our findings indicate that violation of parent-child relationships (hypo- and hyper-protection, ignoring the feelings and needs of the child, physical punishment, lack ofpraise, support, unstable parenting style) contributes to the formation of psychological readiness for drug use in children and creates the basis for future addictive behavior.
© Лизунова Д. А., Савинцева О. М., 2022 © Lizunova D. A., Savintseva O. M., 2022
значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
Keywords: parent-child relationship; risk factors; risk groups; drug addiction; addictive behavior.
For citation: Lizunova D. A., Savintseva O. M. Violation of parent-child relationships as a risk factor for the formation of drug addiction. Teoriya i praktika sociogu-manitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 62-67.
Распространение наркотической зависимости среди молодых людей является чрезвычайно важной проблемой всего современного общества. Сейчас потребление наркотиков в мире характеризуется огромными цифрами, более 4 тыс. человек в России ежегодно умирают от употребления психоактивных веществ. Социальные проблемы наркомании среди подростков и молодежи раскрываются в работах Н. Барановского, И. Батку, В. Битенского, Н. Гринченко, А. Гришко, К. Добрина, Д. Еникеева, Л. Журавлевой, Т. Ивановой, Л. Казакова, Е. Казаковой, Г. Лукачера, Н. Сердюковой, Л. Шипи-циной и др. Проводятся различные исследования с целью выявления факторов, способствующих формированию наркозависимого поведения. Особенно актуальна данная проблематика в отношении молодежи. Средний возраст наркозависимых находится в диапазоне 15-19 лет. Среди них: 20 % — школьники 9-14 лет; 60 % — молодежь 16-24 лет; 20 % — 2530 лет и старше.
Сегодня в России просматриваются следующие особенности и тенденции молодежной наркомании:
- рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
высокий темп роста детской и подростковой наркомании;
полинаркомания;
- феминизация;
- неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;
- опасность распространения ВИЧ-инфекции.
Так как основы личности ребенка закладываются прежде всего в семье, мы считаем необходимым изучение детско-родительских отношений как фактора риска употребления наркотических веществ.
Процесс приобщения к наркотикам каждого молодого человека индивидуален, но существуют общие причины наркомании, тесно связанные с социально-экономическим кризисом в нашей стране. Нестабильная экономическая ситуация приводит к состоянию так называемой «социальной депрессии», отсутствию чувства личной перспективы и значимости, уменьшению роли семьи как главенствующего социального института. Совокупность всех этих аспектов превращает наркоманию из единичных случаев заболевания в массовое явление.
Для развития наркомании как заболевания существует множество обстоятельств — факторов риска. Факторы рис-
ка не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная почва. Чаще всего такой почвой является биологическая недостаточность или некомфортный социально-психологический климат, в котором развивается ребенок.
К биологическим факторам относятся: патология беременности и осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников, генетическая предрасположенность человека к употреблению психоактивных веществ.
Но чаще всего к наркотической зависимости приводят социально-психологические факторы.
Основные из них:
- неблагоприятные детско-родительские отношения,
- отсутствие жизненных перспектив,
- плохая организация досуга,
- вовлеченность в группу сверстников, употребляющих наркотики,
- антисоциальное поведение.
Эти факторы риска возникают как результат семейного неблагополучия, низкого материального достатка, плохих условий проживания, сильной и постоянной занятости родителей, развода и других обстоятельств социального плана [3].
В корне каждого из перечисленных факторов лежит нарушение детско-родительских отношений как системы разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям [2].
При гармоничных детско-родительских отношениях отсутствуют
внутрисемейные причины приобщения подростка к наркотикам. Благополучная семья имеет высокую устойчивость к внесемейным факторам — например, влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, употребляющих наркотики.
Согласно исследованиям С. В. Березина, К. С. Лисецкого, А. С. Спиваков-ской [1], можно выделить 3 формы нарушения детско-родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотических веществ:
1) жестокость в общении с подростком. Семьи данной категории неоднородны. При враждебной агрессии взрослый проявляет жестокость в самой грубой и неприкрытой форме: непрерывное рукоприкладство, словесные оскорбления и унижения. Агрессивное родительское воспитание может принимать и более завуалированную форму, представляя собой социальную норму поведения в отдельных общественных группах. Примером могут быть семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Семья создает ситуацию постоянного психологического давления на ребенка. Подросток начинает считать, что он и есть «причина всех неудач». Но так как все делать правильно невозможно, чувство вины ребенка только усиливается, создавая желание избежать этой ситуации, например, при помощи наркотиков. Родители лишь формально играют роль воспитателя, фактически не интересуясь жизнью подростка. Ребенок предоставлен самому себе, его потребность в любви и близких отношениях оказывается неудовлетворенной.
Подросток прибегает к наркотикам, так как он вытолкнут из семьи в асоциальную среду или в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.
2)Низкий уровень психологической грамотности родителей, недостаточная информированность о возрастных особенностях ребенка. Общение с подросшими детьми требует от родителей дополнительных психологических знаний, особого терпения и такта. Родители же неспособны психологически правильно реагировать на ситуацию, ограничиваясь наказаниями, обвинениями и морализацией, начинают следить за каждым шагом подростка, не предоставляют ему самостоятельности. Уход в наркотизацию может выступать подростковой реакций протеста.
3) Низкий авторитет родителей. Материальное благополучие в семье, хорошее образование родителей, бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют референтное отношение подростка к родителям. Реальные родители не могут соответствовать идеальному образу, который складывается в сознании ребенка. Такое несоответствие вызывает внутреннее рассогласование, чувство одиночества, отчуждения, отражается на отношениях с родителями, часто в виде агрессивности и непослушания
[5].
В исследовании принимали участие учащиеся 8-х и 10-х классов г. Новокузнецка в количестве 155 человек и клиенты проекта «Профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков г. Новокузнецка», реализуемого НГО КРО ООО «Российский
Красный Крест», люди с психической и физической зависимостью от наркотиков, в количестве 24 человек. Сроки проведения исследования — октябрь-ноябрь 2020 г.
В качестве диагностического инструментария была использована методика «Риск аддиктивного поведения» (РАП) для выявления риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (Б. И. Хасан, И. А. Кухаренко, М. В. Рычкова) [4].
В результате исследования были выявлены группы риска учащихся по вовлечению в наркотизацию:
- Нулевая степень риска — «защищенные» от аддиктивных проб (реализующие возрастное развитие) (117 учащихся 8-х и 10-х классов — 65,4 %);
- 1-я степень риска — «не защищенные» от аддиктивных проб («потенциально готовые» к совершению пробы в силу нечувствительности к ситуациям объективного риска) (23 учащихся 8-х и 10-х классов — 12,8 %);
- 2-я степень риска — совершившие аддиктивную пробу (наркотика) или продолжающие эпизодическое употребление (15 учащихся 8-х и 10-х классов — 8,4 %);
- 3-я степень риска — реализующие аддиктивное поведение (находящиеся на стадии психологической зависимости — 24 клиента проекта «Профилактика ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков г. Новокузнецка», реализуемого НГО КРО ООО «Российский Красный Крест» — 13,4 %) [7].
Параллельно с тестированием было проведено анкетирование для оценки
детско-родительских отношений респондентов.
В результате у нас образовались 3 группы респондентов:
1 группа: учащиеся, не входящие в «группу риска»;
2 группа: учащиеся, входящие в «группу риска» по вовлечению в наркотизацию;
3 группа: наркозависимые.
Из «группы риска» 94,7 % опрошенных учащихся и 100 % наркозависимых опрошенных отметили частые конфликты в семье. 58,1 % респондентов, не входящих в «группу риска», также отметили конфликты в семьях. О наказаниях в семье говорят 76,3 % респондентов «группы риска». 83,3 % наркозависимых также отмечают принятые в их семьях наказания, причем 70,8 % наркозависимых указывают на физические наказания в их прошлом. На наказания в семьях из 1 группы респондентов нашего исследования указали 50,4 %, отметив, что в основном это были ограничения на использование компьютера и смартфона. Возникало чувство, что родители ими недовольны у 59 % респондентов 1 группы, у 81,6 % респондентов 2 группы и у 100 % респондентов 3 группы.
Ответы на данные вопросы демонстрируют наличие в семьях первой формы семейного неблагополучия: жестокости в общении с ребенком, психологического давления, конфликтной ситуации, что может стать прямой причиной приобщения детей к наркотикам.
Косвенной причиной начала употребления наркотических веществ может стать вторая форма семейного неблагополучия, непонимание родителями возрастных особенностей ребенка: похвалу и
внимание к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей отмечают лишь 18,4 % и 39,5 % опрошенных учащихся «группы риска». Респонденты из числа наркозависимых — 8,3 % и 12,5 % соответственно. Респонденты 1 группы отмечают похвалу и внимание в 65,8 % и 89,7 % случаях. Совместное времяпрепровождение отметили 15,8 % учащихся «группы риска» и 16,7 % наркозависимых респондентов. 83,8 % опрошенных 1 группы проводят время вместе с родителями.
На вопрос «Считаете ли вы своих родителей примером для подражания» положительно ответили 21,1 % учащихся «группы риска», 20,8 % наркозависимых и 82,9 % респондентов 1 группы. Это указывает на низкий авторитет родителей (третья форма неблагополучия), недостаточную способность воспитывать своих детей, в результате чего подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.
По результатам проведенного исследования определяется существенные нарушения детско-родительских отношений. Полученные нами данные характеризуют семьи наркозависимых и учащихся «группы риска» как семьи со значительным преобладанием следующих отклонений: гипо- и гиперпротекция, игнорирование чувств и потребностей ребенка, физические наказания, отсутствие похвалы, поддержки, неустойчивый стиль воспитания.
Таким образом, нарушение детско-родительских отношений способствует формированию психологической готовности к употреблению наркотиков у детей и создает основу для будущего ад-диктивного поведения.
Литература
1. Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Подростковый наркотизм : семейные предпосылки.
— Самара : Издательство «Самарский университет», 2001. — 50 с. — ISBN 586465-229-6. — Текст : электронный.
2. Данилин, А., Данилина, И. Как спасти детей от наркотиков. — Москва : ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. — 348 с. — ISBN 5-227-00708-Х. — Текст : непосредственный.
3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учебное пособие / Э. М. Казин. — Кемерово : Издательство КРИПКиПРО, 2009. — 347 с. — ISBN: 978-5-370-02904-2. — Текст : непосредственный.
4. Методика «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости) : Органиазционно-методическое пособие / Б. И. Хасан, И. А. Кухаренко, М. В. Рычкова. — Красноярск, 2008 — 24 с. — Текст : непосредственный.
5. Родительский всеобуч : Чтобы подросток не вырос подранком. Социальная адаптация, воспитание стрессоустойчивости, профилактика наркомании. — Новосибирск: Издательство «Эфлакс», 2003. — 64 с. — Текст : непосредственный.
6. Романова, О. Л., Тимакина, Е. Н. 127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков. — Москва, 2001. — 23 с. — Текст : непосредственный.
7. Хасан, Б. И. Образование в области профилактики наркозависимости и других ад-дикций : организационно-методическое пособие / Б. И. Хасан, Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко. — Красноярск : Краснояр. государственный университет, 2003.
— 335 с. — ISBN 5-94723-557-9. — Текст : непосредственный.
Сведения об авторах
Диана Александровна Лизунова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры психологии и общей педагогики. E-mail: [email protected]
Ольга Михайловна Савинцева: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры психологии и общей педагогики. E-mail: [email protected]
Information about authors
Diana A. Lizunova: Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of the Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Psychology and General Pedagogics. E-mail: [email protected]
Olga M. Savintseva: Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of the Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Psychology and General Pedagogics. E-mail: [email protected]