Научная статья на тему 'Нарративы в информационном противодействии идеологическим установкам терроризма и экстремизма (на примере иг*)'

Нарративы в информационном противодействии идеологическим установкам терроризма и экстремизма (на примере иг*) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
582
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / NARRATIVE / PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорошенко Елена Игоревна

Сегодня термин «нарратив» устойчиво присутствует в информационном пространстве. И западные, и российские эксперты в своих выступлениях зачастую употребляют его в значении «истолкование», «интерпретация», «версия событий», хотя в исходном, научном смысле нарратив это «повествование», «история», «рассказ». В области исследований проблем безопасности понятие «нарратив» также присутствует: здесь это установка, при помощи которой на аудиторию может быть оказано значительное информационно-психологическое воздействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The narratives in the information countering ideological assumptions of terrorism and extremism (ISIS*)

Today, the term "narrative" is stably present in the information space. Western and Russian experts in their speeches often use it to mean "interpretation", "interpretation", "version", although in the original, scientific sense, narrative is "the narrative", "story", "story". In the field of security studies the concept of "narrative" is also present: here is the installation with which the audience can be provided with significant information and psychological impact.

Текст научной работы на тему «Нарративы в информационном противодействии идеологическим установкам терроризма и экстремизма (на примере иг*)»

Нарративы в информационном противодействии идеологическим установкам терроризма и экстремизма (на примере ИГ*)

Дорошенко Елена Игоревна - выпускающий редактор отдела общественно-политических программ Дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня», кандидат филологических наук

Сегодня термин «нарратив» устой чиво присутствует в информаци онном пространстве. И западные, и российские эксперты в своих высту плениях зачастую употребляют его в значении «истолкование», «интер претация», «версия событий», хотя в исходном, научном смысле нарра тив это «повествование», «история», «рассказ». В области исследований проблем безопасности понятие «нар ратив» также присутствует: здесь это установка, при помощи которой на ау диторию может быть оказано значи тельное информационно психологи ческое воздействие.

Нарративы являются движущей силой многих пропагандистских кам паний, например, предваряющих во енные действия. Они могут использоваться, если возникает необходимость объяснить военное вмешательство. Внимание к нарративам со стороны военных специалистов, в частности, западных, неслучайно. В первую оче редь оно обусловлено способностью нарративов привлекать внимание зри телей и читателей, заинтересовывать аудитории и, в перспективе, влиять

* запрещенная в России организация

на общественное мнение. В 2006 году термин «нарратив» был официально включен [1] в военную доктрину США, а в 2011 году Агентство по перспективным оборонным научно исследова тельским разработкам США (БАКРА) объявило об открытии программы [2] по исследованию нарративов и оцен ке их влияния на психику человека. В описании указано, что «нарративы способны усиливать функцию памяти, формировать эмоции, обнаруживать ... предвзятость в суждениях, а также влиять на межгрупповые различия» [3].

Привлекательность нарративов за ключена в их оригинальности, эмоци ональной яркости, даже предвзятости. Они ориентированы на выражение, прежде всего, субъективной позиции говорящего, его авторского мнения, а не на донесение объективной информации. Формирование нарративов, ко нечно, не исключает использование фактов и апелляций к реальным собы тиям, однако при этом объективные данные получают заметную оценоч ную окраску. Это происходит, во пер вых, за счёт прямого авторского комментирования (расстановка акцентов,

Логическая структура основного нарратива, используемого экстремистами

(идеологическая основа - извращённая версия ислама «халифат»)

(искусственно создаются путём нарочитого осуществления пророчеств)

(воспроизведение одной и той же социально-политической

модели на всех захваченных территориях, предполагает смену режима и разрушение исторически сложившейся государственности)

деление на «хорошо-плохо», «свой-чу-жой»), а во-вторых, за счёт такого выстраивания исходно нейтральной информации, чтобы читатель мог с лёгкостью восполнить «недосказан ное» и прийти к вполне однозначным выводам. То есть, нарративы интерес ны аудитории именно потому, что они нестандартны и оригинальны, а не по тому, что содержат в себе объективные данные. К тому же, нарративы пси хологически хорошо воспринимаются, поскольку содержат уже готовые те зисы и переработанную информацию.

Нарративы явление, в первую очередь, филологическое, опирающееся на силу слова, поэтому в матери альном плане они выражены языко выми единицами, начиная со слова и заканчивая предложением: «терро рист» — «борец за свободу» (отсюда и известная фраза: «Кому террорист, а кому борец за свободу»), «лидер страны» — «диктатор» (по отношению к главам государств, свергнутым в ходе «арабской весны»). Однако бывают и такие случаи, когда для возникнове ния нарратива достаточно всего лишь одной буквы, что было продемонстрировано в известном фильме 2005 года «V -значит вендетта».

Подобные примеры, безусловно,

встречаются и в реальной жизни. Так, в иракском Мосуле на стенах можно увидеть троекратно повторяющуюся арабскую букву «м»: это говорит о том, что в данном районе действуют так называемые «Батальоны Мосула», сра жающиеся против ИГ [4]. «М» означает «сопротивление», «оппозиция», «противодействие».

Нарративы могут также формироваться из сочетаний вербальных и визуальных средств, т.е. изображений и подписей к ним. Так, в пропагандист ских материалах ИГ фотографии мёрт вых детей сопровождаются комментариями о «зверствах» режима Б. Асада, хотя никаких реальных доказательств причастности к этому именно сирийских военнослужащих не приводится. Цель таких нарративов - вызвать у це левой аудитории желание отомстить силам, которые «угнетают и уничтожают мусульманское население во всём мире», и указать на возможность осуществления этого желания в рядах ИГ.

В техническом плане распростра нение и закрепление нарративов в информационном пространстве может происходить при помощи целого ряда средств - от граффити и листовок до сети Интернет. Это связано, в первую очередь, с лёгкостью формирования

нарративов и их компактностью. Вы живание, закрепление и, по возмож ности, доминирование нарративов в медиасреде, то есть переход от авторской позиции к официально признанной исторической версии события, зависит от широты их распространения в СМИ как в традиционных (радио, те левидение), так и в альтернативных (социальные сети, блоги).

Несмотря на то, что в настоящее время интернет-источники и технологии занимают лидирующие позиции в плане распространения информации, сами по себе они не являются универсальным решением проблем. При том что их социальная значимость как инструментов «демократизации» ме дийного пространства общепризнан на, они не во всех случаях могут быть применены для оказания воздействия на целевую аудиторию. Так, в зонах конфликта население далеко не всегда имеет стабильный доступ к интернету и мобильной связи, поэтому более «осязаемые» средства распространения (листовки и приёмники с фикси рованной частотой) не теряют своей актуальности.

Целесообразность создания, ис пользования и распространения нар ративов в качестве средства инфор мационного противодействия, в частности, террористической группировкой ИГ, обусловлена двумя факторами. Во первых, ИГ придаёт первосте пенное значение своей идеологии (т.е. системе нарративов): для группиров ки это и способ самоидентификации как единого сообщества, и средство вербовки, и инструмент борьбы с про-тестными настроениями. Во вторых, ИГ устойчиво присутствует в инфор мационной среде и активно использует современные медийные технологии для распространения своей пропаган ды (т.е. существует информационная ниша, сегмент, который занимает ИГ).

При этом, как отмечают многие ис следователи [5], по мере утраты кон троля над захваченными территори ями, группировка будет всё активнее «уходить» в сеть Интернет. Уже на копленные пропагандистские мате риалы будут использоваться таким образом, чтобы вызывать у целевой аудитории (т.е. потенциальных рекрутов) чувство ностальгии по утраченному «идеальному государству» - «халифату», стремление сохранить и защитить его идеологические основы и, по возможности, воссоздать его в ближай шем будущем.

Выстраивание информационного ответа ИГ в рамках подхода с исполь зованием нарративов предполагает создание и применение контр нарра тивов и альтернативных установок. Контр нарративы - это тезисы, опро вергающие утверждения ИГ (в том числе и вербовочные), а альтернативные установки - это контрпредложе ния, привлекательность которых пре восходит мобилизационные стимулы группировки.

Контр нарративы, однако, не долж ны быть тематически слишком узки ми, поскольку в этом случае их будет легко нейтрализовать и «заглушить» другими, а уровень дискуссии будет значительно снижен. Альтернативные установки, в частности, предлагающие «изменить мир» более конструктив ным путём, чем это делает ИГ (пригла шение к участию в работе местных органов самоуправления, создание стартап-проектов и НКО), должны быть реалистичными и выполнимыми.

Основной нарратив ИГ складывает ся из нескольких элементов: это религиозное государство, строящееся на извращённой версии ислама в уело виях приближающегося апокалипси са, которое в ближайшей перспективе должно охватить весь мир.

Одна из возможных тактик реаги

рования на такой нарратив - созда ние контр нарративов и альтернатив ных установок, которые выявляют и подчёркивают несоответствие «слов» «делам», т.е. обнаруживают разни цу между тем, что ИГ заявляет в сво их вербовочных материалах и реаль ной ситуацией в псевдохалифате и на «полях сражения». Например, члены группировки заявляют, что строят государство по средневековым законам, но при этом пользуются современными источниками дохода и технологиями нефтедобычи, торгуют разрушен ными «идолами» вместо того, чтобы их уничтожать.

Подобные контр нарративы становятся особенно эффективными, если их распространяют очевидцы - быв шие пленники (заложники) ИГ и те, кто самостоятельно принял решение вый ти из её рядов, т.е. бывшие боевики и прочие члены группировки. Их расска зы располагают к доверию, поскольку это эмоционально окрашенная информация из первых рук. От пленников/ заложников аудитория получает подтверждения того, что ИГ действительно совершает бесчеловечные пре ступления. При этом в ходе беседы обнаруживаются и трагические пси хологические последствия «полити ки» группировки на захваченных тер риториях. Через рассказы бывших боевиков/дезертиров транслируется общая смысловая установка «обма нутых надежд»: выявляется резкий контраст между интернет пропаган дой и реальностью, демонстрируется осознание говорящего, что в ИГ не ислам и не джихад, передаётся ощу щение не героического, а бесславного завершения жизни. Чем очевиднее в таких свидетельствах конфликт меж ду исходным стимулом к вступлению и реальным жизненным опытом, кото рый человек приобрёл в рядах груп пировки, тем выше их ценность. Со

ответственно, содержащиеся в этих рассказах нарративы могут быть ис пользованы как средство противодействия вербовочным установкам ИГ, которые неизбежно попадают в СМИ в связи с актуальностью темы терактов. При этом основная цель передачи та ких, как правило, негативно эмоцио нально окрашенных сообщений широкой аудитории заключается не столько в том, чтобы предоставить зрителям и читателям фактическую информа цию, сколько в том, чтобы дать им почувствовать, какова реальная жизнь в псевдохалифате, который ИГ всеми силами пытается навязать миру.

В завершение следует отметить, что подход с использованием контр нарра тивов - как и любое отдельно взятое средство противодействия - не является панацеей. Наибольший результат даёт сочетание нескольких подходов, способов и средств. Однако присут ствие контр нарративов и контраргу ментов в информационной среде говорит о наличии альтернативной точки зрения, о силах в обществе, которые способны и готовы оказывать сопро тивление, причём не только пассивно (не вступать в ряды группировки), но и активно противодействовать, используя доступные возможности (эффект «антивербовки»).

Ссылки:

1. Paruchbatur G. Understanding and Communicating Through Narratives [Электронный ресурс]// Defense Technical Information Center, 17.05.2012- URL: http:// www.dtic.mil/get-tr-doc/pdf?AD=ADA566587

2. Английское название программы - Narrative Networks.

3. Sanchez J. Narrative Networks [Электронный ресурс] // Defense Advanced Research Projects Agency, 07.10.2011 - http://www.darpa.mil/program/narrative-networks

4. Damon A. M for Muqawama: The secret résistance fighting ISIS with graffiti and guns [Электронный ресурс] // CNN, 26.08.2016 - URL: http://edition.cnn. com/2016/08/25/middleeast/muqawama-mosul-resistance-fighters/index.html

5. См., например, // Washington Post, 19.08.2017 -URL: https://www.washingtonpost.com/world/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.