Научная статья на тему 'Нарративы в действии: опыт организации информационно-образовательного проекта в Республике Дагестан'

Нарративы в действии: опыт организации информационно-образовательного проекта в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / АНТИТЕРРОРИЗМ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COUNTERACTION TO IDEOLOGY OF TERRORISM / PREVENTION IN YOUTH ENVIRONMENT / ANTITERRORISM / MODELS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорошенко Елена Игоревна

Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в информационной среде сегодня не теряет своей актуальности. Несмотря на безусловные военные успехи сирийской армии при поддержке российских ВКС, давление на медийное пространство со стороны ИГ (здесь и далее имеется в виду запрещённая в РФ террористическая организация прим. авт.) и прочих подобных группировок сохраняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narratives in action: the experience of organizing an information and educational project in the Republic of Dagestan

Counteracting the ideology of terrorism and extremism in the information environment today does not lose its relevance. Despite the unconditional military successes of the Syrian army with the support of the Russian VKS, the pressure on the media space from the IG (here and further refers to the banned terrorist organization in Russia approx. ed.) and other similar groups persists.

Текст научной работы на тему «Нарративы в действии: опыт организации информационно-образовательного проекта в Республике Дагестан»

Нарративы в действии: опыт организации информационно-образовательного проекта в Республике Дагестан

Дорошенко Елена Игоревна - выпускающий редактор МИА «Россия сегодня», кандидат филологических наук, г. Москва

Главные идеи легли в основу дистан ционного онлайнового курса, который в марте апреле 2018 года был организо ван Министерством печати и информа ции Республики Дагестан для местных журналистов. По окончании планирова лось создание рабочей группы для сбора информации и подготовки и публикации материалов контртеррористической направленности

Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в информационной среде сегодня не теряет своей актуальности. Несмотря на безусловные военные успехи сирийской армии при поддержке российских ВКС, давление на медийное пространство со стороны ИГ (здесь и далее имеется в виду запрещённая в РФ террористическая организация - прим. авт.) и прочих подобных группировок сохраняется. В связи с этим возрастает необходимость, с одной стороны, про-

водить соответствующую подготовку среди работников СМИ, а с другой - корректно выстраивать стратегию взаимодействия с общественностью по тематике безопасности.

С учётом этих факторов в рамках проекта, о котором будет подробно рассказано ниже, были определены три общих направления работы:

1) анализ роли СМИ в информационном противодействии экстремизму и терроризму (прежде всего, в интернете);

2) применение подхода с использованием нарративов, кон-трнарративов и альтернативных установок при написании материалов контртеррористической тематики;

3) обучение журналистов.

В 2017 году было опубликовано несколько книг: мини-руководство для работников СМИ «Как не превратить теракт в информационный взрыв» (в двух версиях) и Памятка, его сокращённый вариант.

Е. И. ДорОиЛккО

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ ТЕРАКТ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ

^м* .V" жт^юостсо г» т«« юстрт *ч>*.*д

И ПрОТУОМСУСТвИ» ТСррСрГ

Как и предполагает название, в книге рассказывается о том, что нужно делать работникам СМИ во избежание неадекватного освещения ряда таких «чувствительных» тем, как теракты, сложности межнациональных и межконфессиональных отношений, а также каким образом следует реагировать на пропаганду террористических группировок (в частности, ИГ) и как ей противостоять.

Главные идеи легли в основу дистанционного онлайнового курса, который в марте-апреле 2018 года был организован Министерством печати и информации Республики Дагестан для местных журналистов. По окончании планировалось создание рабочей группы для сбора информации и подготовки и публикации материалов контртеррористической направленности.

Курс состоял из трёх лекционных занятий продолжитель-

ностью 45 минут каждое, про- Обучающие материалы водившихся дистанционно, т.е. д™Ра6отник°в СМИ в форме вебинаров раз в неделю. Итоговое задание предполагало написание статьи на основе присланных материалов и с опорой на полученные знания. По результатам его выполнения принималось решение об успешном (или неуспешном) прохождении курса и выдавался сертификат.

Такая форма проведения занятий, как вебинары была выбрана неслучайно, поскольку позволяла достаточно легко справляться с проблемой расстояний (по крайней мере, снимался вопрос об организации выезда слушателей из отдалённых регионов в центральный), а также обеспечивала массовый охват.

Занятия представляли собой лекции с презентацией (по принципу «голос за кадром»). Чтобы максимально полно до-

нести информацию, т.е. компенсировать возможное временное снижение качества связи и «человеческий фактор» (участники не услышали, не успели, не записали) - после каждого вебинара на их электронную почту высылался расширенный текст лекции с иллюстрациями в формате pdf.

Формирование нарративов часто происходит «на стыке смыслов» изображения и подписи к нему, т.е. за счёт сочетания вер больно-визуальных средств. Например, одни и те же снимки погибших в Сирии могут быть представлены в качестве (1) доказательств преступлений сирийской армии, (2) иллюстраций трагического результата бомбардировки коалиционных сил, или, наконец, (3) свидетельств террористической деятельности ИГ

Помимо лекций основными материалами курса были уже упомянутые мини-руководство и Памятка; итоговое задание выполнялось на основе 4-х переведённых с английского языка отрывков из книги «Дезертиры из ИГ: взгляд изнутри террористического халифата», авторы - Энн Спекхард, Ахмет Яйла.

Рассмотрим содержание курса и проследим развитие исходных установок в итоговых работах слушателей.

Главные тезисы содержательной части курса распределяются на три группы:

1) условия, создающие контекст для работы СМИ, как с точки зрения подачи информации и содержания контента, так и в плане его технического распространения;

2) нарративы и контрнар-ративы как средство информационного противодействия экстремистской и террористической идеологии;

3) основные факторы выстраивания и проведения информационных кампаний с использованием нарративов и контрнарративов.

В рамках первой группы основное внимание уделялось следующим положениям.

Характеризуя первый тезис, следует отметить, что деструктивный потенциал, руководство к действию для террористов и их сторонников в данном случае - это ностальгия, резкий контраст между красивой картинкой в интернете на тему «как хорошо всё было» в псевдохалифате и действительностью, стремление преодолеть, компенсировать эту разницу.

Второй тезис касается особенностей психологического восприятия информации пользователями интернета в условиях, когда сообщения в соцсетях конкурируют по значимости и достоверности с публикациями крупных новостных агентств. Другими словами, любое сообщение теперь может восприниматься пользователями как «новость» и иметь соответствующую зна-

чимость: «наши» разбомбили укрепление террористов в Сирии и «наши» вместе отпраздновали день рождения становятся одинаково ценными. Соответственно, меняется и статус информации в целом: аудитории изначально настроены на то, чтобы воспринимать её как важную и достоверную. С учётом этого нужно особенно тщательно подбирать формулировки и визуальное оформление материалов.

Прежде чем перейти к описанию тезисов второй группы, напрямую относящихся к нар-ративам, привёдем определения, которые использовались в ходе курса.

Формирование нарративов часто происходит «на стыке смыслов» изображения и подписи к нему, т.е. за счёт сочетания вербально-визуальных средств. Например, одни и те же снимки погибших в Сирии могут быть представлены в качестве (1) доказательств преступлений сирийской армии,

(2) иллюстраций трагического результата бомбардировки коалиционных сил, или, наконец,

(3) свидетельств террористической деятельности ИГ. Из этого возникают три обличительных нарратива, в каждом из которых виновный определяется в зависимости от целей, преследуемых той или иной стороной конфликта.

Итак, основными свойствами нарративов являются их универсальность, относительная простота создания, способность работать как в интернете, так и на стенах домов (граффити).

Таким образом, в рамках данного подхода эффект достигается посредством вытеснения террористических установок из информационного пространства, а не путём блокировок сайтов, т.е. на первом месте стоит работа с контентом, а не с техническими возможностями. Соответственно, интернету здесь отводится роль основного инструмента,

Алгоритм проведения обучающего курса

средства распространения позитивных тезисов.

В дополнение к первому тезису нужно отметить, что критическое мышление, владение языком, общая грамотность -это основные требования в каждодневной работе журналистов, а не только во время проведения кампаний. Однако о базовой подготовке приходится говорить постоянно; при этом совершенно очевидно, что в ходе организации и реализации кампаний знания и профессионализм имеют решающее значение.

Комментируя второй тезис данной группы, следует особо подчеркнуть внимание к деталям: нельзя допускать, чтобы логотипы террористических ме-диаисточников и государственных информационных ресурсов одновременно появлялись в кадре. Кроме того, работникам СМИ (особенно тем, кто не владеет арабским языком) надо помнить, что каллиграфические логотипы - это не просто оригинальные картинки, украшающие экран, у каждой из них есть своё значение.

Более того, иногда эмблемы террористических СМИ очень сильно напоминают логотипы арабоязычных новостных агентств.

Вернёмся к третьему тезису группы и остановимся на понятии «персон» и «технологий».

«Персоны» - это очевидцы, те люди, свидетельства которых помогают закладывать основы позитивной дискуссии с

обществом по теме безопасности. Информация «из первых рук» способствует возникновению и развитию эффекта «антивербовки», позитивные нарративы и контрнарративы легче воспринимаются аудиториями благодаря неформальному выражению (интервью, беседа) и неофициальному представлению.

Основная цель «технологий» - расширить охват аудитории. Хотя они и не являются решением сами по себе, необходимо выстраивать пропагандистские кампании с расчётом на уже упомянутые особенности читательского восприятия, сформированные под влиянием новых способов выражения и передачи информации.

При этом нужно помнить и о более ранних методах трансляции сообщений: бывают случаи, когда население, например, целевая аудитория, находящаяся на захваченных территориях, не имеет доступа к интернету или мобильной связи.

Коротко остановимся на том, какое развитие все перечисленные тезисы получили в итоговых работах слушателей курса (серым цветом выделены нарративы, орфография и пунктуация авторов сохранена).

Интересное развитие приобрёл тезис о том, что нельзя поддерживать и укреплять ассоциации между исламом и терроризмом с опорой на свидетельства очевидцев (интервью).

Нарративы и контрнарративы в итоговых:

работах

I. Делегитимизация претензий псевдохалифата на государственность(2)

«После интервью с 24-летним дезертиром из ИГИЛ Абу Валидом, общественность узнала/ что причина вступления в ряды боевиков - бесплатная еда. По словам Абу, после прихода террористов в Ракку люди лишились работы. Низко для государства, которое называет себя единственно правильным, пополнять свои ряды подобным образом, но очевидно, что такой сценарий ими (боевиками) был запланирован».

Наконец, обращает на себя внимание оригинальное использование вспомогательных, учебных тезисов - это яркая иллюстрация заинтересованности авторов работ и творческого подхода.

Приведём основные выводы.

Очевидно, что понятие нар-ративов и подход с их использованием были успешно освоены авторами статей, т.е. эта информация не оказалась для них слишком сложной. Психологически журналисты готовы писать больше, не ограничиваться только сухими фактами, а интерпретировать и пояснять их и делать это адекватно.

Некоторая проблема заключается в том, что в большинстве случаев аргументация выстраивается вокруг исламских тем.

Почему это происходит, понятно: с одной стороны (основываясь на том, что было про-

демонстрировано), ислам в сознании пишущих - эта одна из главных ценностей, которая находится под ударом и которую нужно защитить. Это совершенно естественно, правильно и имеет прекрасный потенциал для реализации в виде нарративов.

Но с другой стороны - и это отмечалось на одной из лекций - этого может оказаться недостаточно для полномасштабной дискуссии с идеологами ИГ, поскольку общая линия выстраивания здравой аргументации им давно и хорошо известна. В их распоряжении уже находятся готовые альтернативные (как правило, извращённые) интерпретации, тезисы и опровержения. К тому же «победа» в дискуссиях на темы, связанные с исламом, может быть использована ими в качестве вербовочного стимула: как мотивация для «пе-

Пример из учебной работы

реубеждения», «раскаяния», «отречения от ереси» и последующего вступления в ИГ.

Невозможно добиться желаемого результата при помощи того, что аудиториям читать неинтересно. Поэтому, чтобы сделать информационно-профилактические меры более эффективными, в медиасреду необходимо вводить нарратив (или контр-нарратив), т.е. эмоциональный элемент повествования, описания, «рассказа»

Способ преодоления этой ситуации - не сужать дискуссию, не ограничивать её только вопросами ислама, а подключать к ней как можно больше разнообразных социально значимых тем и примеров из повседневной жизни, на которых демонстрировались бы противоречия между обещаниями приверженцев псевдохалифата и реальностью. Такие примеры понятны и тем, кто не владеет достаточными религиозными знаниями, в том числе новообращённым, которые могут оказаться более уязвимыми перед псевдорелигиозной пропагандой. Кроме того, существенные расхождения между пропагандистскими утверждениями и тем, что происходит в действительности, могут использоваться в качестве мощных антивербовочных аргументов, ориентированных как

на профилактику (предотвращение вступления в ИГ), так и на самостоятельное принятие решения о выходе из группировки.

В дальнейшем запланировано неоднократное повторение курса; возможно также расширение используемых материалов - в частности, задействование в учебном процессе большего количества интервью из книги Э. Спекхард и А. Яйлы.

В заключение следует подчеркнуть следующее.

Во-первых, подобные курсы позволяют решать некоторые важные проблемы. С одной стороны, элементарный ликбез необходим: всегда полезно узнавать что-то новое, чтобы писать грамотно. С другой стороны, зачастую происходит так, что даже если журналисты и знают правила освещения «проблемных» тем и применяют их с учётом специфики региона, им не хватает импульса к тому, чтобы творчески и вместе с тем последовательно выстраивать свои материалы по теме безопасности, терроризма и экстремизма».

Во-вторых, к сожалению, обстановка на сегодняшний день такова, что к сводкам, т.е. нейтральному и краткому изложению фактов о терактах, аудитории успели привыкнуть. Необходима грамотно выстроенная широкая дискуссия с обществом, в рамках которой могут быть реализованы меры по противодействию.

Часть такой дискуссии -объёмные аналитические материалы по теме безопасности, где предполагается авторская оценка с опорой на факты (т.е. нарративы) и где решались бы многие задачи. В частности, формировалось бы стойкое неприятие экстремизма и терроризма в обществе, и закладывались бы основы психологической устойчивости к вербовочным стимулам («ответ» на основные террористические тезисы).

Невозможно добиться желаемого результата при помощи того, что аудиториям читать неинтересно. Поэтому, чтобы сделать информационно-профилактические меры более эффективными, в меди-асреду необходимо вводить нарратив (или контрнарра-тив), т.е. эмоциональный элемент повествования, описания, «рассказа». Делать это, безусловно, нужно грамотно и взвешенно, но не забывать при этом, что сегодняшняя медийная реальность требует совершенно новый продукт, и, чем более широким инструментарием будут владеть журналисты, тем эффективнее они смогут его создавать.

Литература:

1. Сундиев И.Ю., Смирнов A.A., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. М.: В. Полиграф-Книга, 2014. 237 с.

2. Дорошенко Е.И. Как не превратить теракт в информационный взрыв: мини-руководство для журналистов по теме терроризма, экстремизма и противодействия террору. М.: РУДН, 2017. 60 с.

3. Дорошенко Е.И. Памятка для работников СМИ по теме терроризма, экстремизма и противодействия террору. Махачкала: изд. дом «Дагестан», 2017. 8 с.

4. Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создаёт ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединённых Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой // Организация Объединённых Наций, Совет Безопасности, 2016. URL: http://www.refworld.org.ru/ publisher, UNSC,„56b844c84,0, html (дата обращения: 05.07.2018).

5. Speckhard, A., Yayla, A. ISIS Defetors: Inside Stories of the Terrorist Caliphate. MCLean, VA: Advanced Press LLC, 2016. 372 p.

6. Paruchbatur, G. Understanding and Communicating Through Narratives // Defense Technical Information Center, 2012. URL: http://www.dtic.mil/get-tr-doc/ pdf?AD=ADA566587 (дата обращения: 15.12.2017).

7. Reading,s G., Brandon, J., Phelps, P. Islamism and language: How Using the Wrong Words Reinforces Islamist Narratives // Quilliam Foundation, 2010. URL: https://d3n8a8pro7vhmx. cloudfront.net/nmcve/pages/85/ attachments/or iginal/1514353145/ Focus_Group_Quilliam_Publication_ on_Terminology.pdf71514 353145 (дата обращения: 15.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.