современные тренды и перспективы исследования»: сборник материалов конференции (30 сентября 2011 г.). - Краснодар, 2011. - 196 с.
4. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н.А. Кузьмина; Уральский государственный университет им. А.М. Горького. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - Омск: Омский государственный университет, 1999. -268 с. - Текст: непосредственный.
5. Меламедова, Е.А. Паратекстовые элементы в англоязычной научной и научно-популярной литературе: специальность 10.02.04 «Германские языки» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Меламедова Екатерина Андреевна; Самара, 2009. - 23 с. - Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. - Текст: непосредственный.
6. Олизько, Н.С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе: специальность 10.02.19 «Теория языка» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Олизько Наталья Сергеевна; Челябинский государственный университет. - Челябинск, 2009. -44 с. - Место защиты: ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». - Текст: непосредственный.
7. Шмелева, Т.В. Паратекст медийного текста / Структурно-семантические параметры единиц языка и речи: сборник научных трудов. - Мурманск, МГПУ, 2009. - С. 145-149. -Текст: непосредственный.
УДК 76.01
НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В КНИГЕ ХУДОЖНИКА: СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОПЫТА
Мазова Екатерина Валерьевна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры графического искусства и коммуникативного дизайна Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Полиенко Дарья Борисовна, студент
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена исследованию стратегий повествования в особой художественно-конструктивной форме - книге художника. Визуальные образы в рамках исследования рассматриваются как элементы внутреннего психологического пространства, построенного на основе визуализации жизненного опыта автора и его трансформаций. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценить взаимосвязь конструктивной организации книжной формы с характером выстраивания и прочтения структурированного визуального нарратива.
Ключевые слова: книга художника, нарратив, рефлексия, нелинейность, авторская графика.
Аnnotation. As the title implies that the article describes the storytelling strategies in a special artistic and constructive form - the artist's book. Within the topic, visual images are considered to be elements of the internal psychological space, which is built on the basis of visualization of the author's life experience and these transformations. As a research task, an attempt was determined to assess the interaction of the constructive organization of the book form with the feature of building and reading a structured visual narrative.
Key words: artist's book, narrative, reflection, nonlinearity (indirect narration), author's graphics.
Постановка проблемы. Исследование принципов построения повествования в книге художника производится в настоящей статье с позиции визуально-графической рефлексии визуального опыта автора-художника. Индивидуальность автора не только полноценно проявлена в книге художника (как особой жанровой форме искусства), но выступает её смысло- и формообразующим фактором. Актуализации проблематики самоценной личности и ее индивидуально формирующих социокультурных обстоятельств в современном гуманитарном знании во многом способствовал повышенный интерес к авторам и их самобытным творениям с точки зрения уникальности их внутренней духовной составляющей, её роли в процессе становления содержательной и художественной базы произведения. Духовный «состав» автора может быть представлен как пространство, первоначально формируемое впечатлениями, воспоминаниями и опытом детства, ранних этапов взросления, и впоследствии трансформируемое в процессе становления личности. Т. Быковская в статье, посвященной исследованию внутреннего пространства человека, называет это пространство «домом», и объясняет это тем, что «человек никогда не ограничивается восприятием внешнего мира, а строит свою собственную внутреннюю форму - образ. В психологии понятие «образ» толкуется неоднозначно: его можно «видеть», хранить в памяти, воспроизвести, вообразить, т.е. он обнаруживает разные психические глубины и, следовательно, бывает различным» [3].
Так возникает вопрос, как и через какие средства естественное, самоструктурирующееся пространство жизненного опыта подлежит повествовательной визуализации? Настоящая статья имеет целью рассмотрение избранных вариантов построения авторского визуального повествования в предметном поле книги художника. К задачам работы относятся проведение аналитического исследования формальных и семантических аспектов книжных проектов с разными типами построения повествования, а также выявление и характеристика авторских нарративных стратегий в связи с конструктивными параметрами книги художника. Предметом исследования выступают нарративные стратегии в книге художника как метод структурирования визуального опыта автора с их последующим конструктивно-графическим воплощением, объектом исследования - образцы современной книги художника (Artist's Book) как сложноструктурной книжной формы.
Изложение основного материала. Книга художника в рамках настоящего исследования представляется единым, цельным, полностью авторским продуктом, но также инструментом, реализующим стремление автора-художника к структурированию визуализированного жизненного опыта. Эта мысль в трудах А. Лаврентьева обозначена так: «авторская книга предполагает создание законченного синтетического продукта, в котором невозможно без ущерба для целостности произведения разъединить содержательную, литературную, сюжетную часть от ее предметно-визуального воплощения» [8]. Как и в классической книжной форме, в книге художника ведется повествование, однако визуальный нарратив в данном случае свободен от рамок линейной последовательности и выстраивается автором как канал визуально-графической коммуникации с читателем.
Тема жизненного опыта, реализованная через конструирование книжной формы и ее внутренней структуры, вариативно представлена в авторских проектах Pascaline Knight «A knight's move» (рис. 1), Elsa Mroziewicz «Cannes 08.09» (рис. 2), Molly Brooks «Shadow factory» (рис. 3). Нарративные стратегии авторов, находящиеся в тесной взаимосвязи с книжной формой, в данном случае можно классифицировать следующим образом: повествование в классическом книжном блоке, повествование в книжке-гармошке и повествование через эффект наложения страниц.
Повествование в брошюре и книжном блоке ведётся через композицию страницы и композицию разворота, а сама последовательность разворотов предрасполагает к линейному, поэтапному прочтению. Так, в имеющей формат дневника книге художника «A knight's move», её автор Pascaline Knight ведет исследование повседневных ситуаций своей жизни и жизни окружающих, представляющихся ему средой личной внутренней катастрофы, которая в конечном итоге приобретает смертельный исход.
Рисунок 1. Pascaline Knight. A knight move, ou, L'émergence. 2011. МТ. 45 х 45 см.
Здесь автобиографические факты активно сливаются с абсурдностью и вымыслом. Через взаимодействие художественных образов автор отражает превратность жизни, двойственность чувств и проблематику причин смерти. Из художественных средств здесь интересен прием письма-рисунка и коллажирования изображений. Типографические и рукописные текстовые фрагменты мастерски включаются в контекст как отдельных иллюстраций, так и изобразительного пространства страниц и разворотов. Как бы случайное, разрозненное их включение является тем, что проявляет спонтанные авторские размышления, вовлекая читателя в центр авторской вселенной. Примечательны и сами иллюстрации. Зачастую они композиционно открыты, порой даже с выходом в пространство читателя, и состоят из фотоматериалов, рисунков поверх аппликативных элементов и текстурных отпечатков. Образы не имеют прямого однозначного прочтения, они усложнены и центрированы, и пространство листа стягивается вокруг них. Еще более сложносочиненный характер имеют композиции, образующиеся наложением друг на друга страниц из полупрозрачной кальки. Во многом и обилие текстур, и разнообразная стилизация образов, и яркие контрастные сочетания цветов, и гротескные композиции, и эффекты наложения - это дань стремлению автора абсурдизировать рутину, но, вместе с тем, всё это позволяет визуализировать сложные событийные и смысловые переплетения внутри этой рутины, её хрупкость. Изложение авторской истории, хотя и разбитой на смысловые, ситуационные фрагменты, остается непрерывным и линейным по характеру: начав с позиционирования автором своей проблемы на первых страницах книги, он приходит к логическому её разрешению (и завершению жизни) в конце.
Повествование в книжке-гармошке ведётся через композицию страницы, разворотов и на протяжении всего печатного листа в целом. В данном случае общность композиции понимается прямо - развернув единую печатную плоскость книжки-гармошки, мы видим цельную художественную линию повествования. В брошюре запечатываемая поверхность и изобразительное наполнение дробится, и, несмотря на то, что каждый её фрагмент (страница или разворот) постепенно развивают повествование, недискретный графический нарратив читателю не доступен. В случае книжки-гармошки характер повествования зависит во многом от структурной сложности издания. Так, гармошка в классическом виде предрасполагает преимущественно к линейному повествованию, а усложненная клапанами и иными ответвлениями в структуре - к нелинейному, как в работе Elsa Mroziewicz «Cannes 08.09».
Рисунок 2. Elsa Mroziewicz. Cannes 08.09. 2010. S. 13 х 17,5 см.
Повествование о путешествии на побережье Канн ведется по двум сюжетным линиям: основной (она рассказывает о встречах с разными людьми в течение месяца) и второстепенной (составленной путевыми заметками и описанием маршрута). Кроме того, собственная повествовательная линия есть у клапанов, содержащих дополнительные детальные описания персонажей и их высказываний. Дизайн книги решен так, что при раскрытии её форма напоминает улицы городка с презентацией персонажей в его контексте. Каждый персонаж является самоценным, обладающим своей историей, при этом гармонично встроенным в общий с другими персонажами и средой повествовательный ряд. Такой прием позволяет читателю как получить опыт последовательного знакомства с историей, так и самостоятельного формирования нарратива путем сопоставления разных частей книги или рассматривания полностью раскрытого поля. Благодаря этому читатель имеет возможность взаимодействовать с произведением через выстраивание его структурно. Книга, имея объемную конструкцию с открытой композицией, как бы вторгающейся в пространство читателя, располагает к этому. В книге присутствует и «тактильный интерес»: печатным материалом является крафт-бумага, а иллюстрации отпечатаны вручную методом шелкографии. Сдержанность цветовой палитры отражает художественную самобытность книги, как бы ограничивая повествование потускневшими образами воспоминаний, а не фантазий. Сдержанность проявляется и в композиции иллюстраций, фон неактивный и развивается вокруг центральных персонажей, дополняя их (исключением являются сцены, в которых основную смысловую нагрузку несет окружение). Таким образом достигается баланс ритма книги и изложения истории в различных способах её прочтения.
Под повествованием, выстраиваемым посредством наложения страниц блока друг на друга, подразумеваются достаточно сложные механизмы взаимодействия внутри художественных образов. Повествование может раскрываться через композицию отдельной страницы, общую композицию наложения одной страницы на другую, композицию разворота, композицию наложения разворота на предыдущую и последующую страницы, а также как сквозная композиция блока (если книга содержит сквозные или прозрачные элементы на протяжении всего блока). Зачастую таким книгам свойствен пространственный характер композиций: к примеру, в имеющей форму двусторонней гармошки работе Molly Brooks «Shadow factory» разнообразные сквозные композиции выстраиваются посредством взаимодействия накладывающихся друг на друга иллюстраций со сквозными элементами.
Рисунок 3. Molly Brooks. Shadow factory. 2012. R1. 11,5 х 14 см.
Такой характер повествования является наилучшим решением для раскрытия авторской темы психологического дискомфорта, испытываемого в обществе других людей. Каждому аллегорическому образу или взаимодействующей паре, группе отведено по странице, развороту. В иллюстрациях главенствующая роль отдана именно этому образу, фоном здесь является только локальный цвет бумаги. При этом основной цвет фона подобран в соответствии с его смысловой нагрузкой. Добавление в композицию цвета, фактур, деталей, вероятнее всего, разрушило бы атмосферу звенящей пустоты как пространства внутренних переживаний автора, создав навязчивый визуальный шум. Отсылая скорее к внешним психологическим проблемам, этот шум препятствовал бы раскрытию композиции в пространственной перспективе, отвлекая на себя внимание читателя. Линейная эстетика рисунка тушью также предрасполагает к исключению фона. Становится возможным сконцентрировать внимание как на отдельном витиеватом образе, выделяя его из общего контекста, так и на общей картине переплетающихся между собой визуальных знаков, обозначающих многогранность проблемы. Собственно, в работе «Shadow factory» возможна как линейная последовательность прочтения по разворотам, так как мы можем видеть предыдущие и последующие иллюстрации, так и составление собственных композиций. В последнем случае также задействованы сквозные элементы конструкции и возникающий благодаря им эффект наложения изображений, однако общая композиция воспринимается не при раскрытии всего печатного листа, а через пространственное взаимодействие всех элементов книги.
Как отмечал теоретик и практик авторской книги М. Погарский, «книга художника способна и должна в равной степени опираться как на интуицию, так и на логику. При создании Книги художника возникшая идея должна быть подкреплена практическими навыками, логическим построением конструкции, продумыванием взаимосвязей между отдельными частями. И только в неразрывном единстве строгой логики и яркой интуиции рождаются на свет настоящие шедевры Книги художника», т.е. для структурирования визуального опыта важность стратегии повествовании неопровержима [9].
Выводы. Несмотря на формальную разницу структурных форм рассмотренных примеров книги художника, их общая черта состоит во фрагментарном прочитывании, предрасполагающем к конечному полному восприятию всего визуального пространства книги. Так каждая авторская стратегия в контексте структурирования визуального опыта наделена собственной художественной сложностью, и ни одна из конструктивных форм не является маркером ценности произведения. Для каждой авторской темы найден свой, наиболее подходящий вариант воплощения, и это не только вопрос структурной формы, но также художественных решений изобразительных элементов и сложности визуально-
образной презентации темы. Вследствие того, что авторская «история», как и любое повествование, может иметь вариативный характер, задача книги художника заключена в выборе наиболее аутентичной для автора и наиболее репрезентативной для читателя стратегии авторского рассказа.
Список литературы:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - Москва: Прогресс, 1974. - 416 с.
2. Богдановская А.Б. Проявление личностных особенностей рассказчика в нарративе ранних детских воспоминаний [Электронный ресурс] // ПСР РГПУ им. А.И. Герцена. -Режим доступа к статье: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-lichnostnyh-osobennostey-rasskazchika-v-narrative-rannih-detskih-vospominaniy
3. Быковская Т.В. Поэтика дома: Образы внутреннего пространства человека [Электронный ресурс] // Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова. - Режим доступа к статье: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9819
4. Кандинский В.В. О духовном в искусстве [Текст] / В.В. Кандинский. - Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.
5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности. Системный взгляд [Текст] // В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 160 с.
6. Кузьмина Н. Интермедиальность современной авторской книги стихов: Книга поэта и Книга художника [Электронный ресурс] // Slavia Orientalis - Режим доступа к статье: https://journals.pan.pl/dlibra/publication/96399/edition/83147/content
7. Куриленко Е.Е. Переживание впечатления и его влияние на жизнь личности [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - Режим доступа к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41359052
8. Лаврентьев А.Н. Феномен «книги художника» как единство слова, графики и личности художника [Электронный ресурс] // МГХПА им. С.Г. Строганова. - Режим доступа к статье: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16383459&
9. Погарский М.В. Феномен книги художника [Текст] / М.В. Погарский. - Москва: Cherry Pie, 2014. - 240 с.
10. Чернышев О.В. Формальная Композиция. Творческий Практикум [Текст] / О.В. Чернышев. - Минск: Харвест, 1999. - 312 с.
УДК 070
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА «ДОН»
Муха Анжела Викторовна,
старший преподаватель
Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. В статье дается характеристика литературно-художественного журнала «Дон». Рассмотрены рубрикация, оформление, жанровая структура, авторский состав издания. В заключении делается вывод о том, что издание соответствует типологическим характеристикам данного типа изданий, а также о важности литературно-художественных изданий как хранителя традиций и истории региона.
Ключевые слова: литературно-художественный журнал, художественно-публицистические жанры, эссе, зарисовка, статья, типология.
Annotation. The article describes the literary and artistic magazine "Don". The rubrication, design, genre structure, author's composition of the publication are considered. In conclusion, it is concluded that the publication corresponds to the typological characteristics of this type of publications, as well as the importance of literary and artistic publications as a guardian of the traditions and history of the region.
Key words: literary and art magazine, artistic and journalistic genres, essay, sketch, article, typology.