Научная статья на тему '«НАРРАТИВИЗАЦИЯ ОПЫТА VS БЕССЮ-ЖЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА»: О РАБОТЕ СЕКЦИИ МЕЖДУНА-РОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «FABULA / ФАБУЛА: СЛОВО И ПОНЯТИЕ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУ-РЫ», ИНИОН РАН, 17–18 октября 2023 г. (Обзорная статья)'

«НАРРАТИВИЗАЦИЯ ОПЫТА VS БЕССЮ-ЖЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА»: О РАБОТЕ СЕКЦИИ МЕЖДУНА-РОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «FABULA / ФАБУЛА: СЛОВО И ПОНЯТИЕ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУ-РЫ», ИНИОН РАН, 17–18 октября 2023 г. (Обзорная статья) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарративные стратегии / формы субъектно-сти / «фабула дела» / нарративизация травматического опыта / немецкая литература XX–XXI вв. / narrative strategies / forms of subjectivity / a plot of a court case / narrativization of traumatic experience / the twentieth–twenty first centuries German literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Елизавета Всеволодовна

В обзорной статье представлены доклады участников секции «Нарративизация опыта vs бессюжетная литература», организованной Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) в рамках Международной научной конференции «Fabula / фабула: слово и понятие в истории литературы и культуры», проходившей в Москве, в Институте научной информации по общественным наукам 17–18 октября 2023 г. В ходе работы секции была высвечена связь между формами субъектности и нарративными стратегиями, были выявлены некоторые особенности нарративизации травматического опыта – индивидуального и коллективного, у разных народов в разных культурах, в том числе островных (Сардиния, Япония). Одно заседание было целиком посвящено нарративным практикам в поэзии и прозе Германии (после 1945 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Narrativization of experience vs plotless literature” : on the work of the International conference “Fabula : word and concept in the history of literature and culture”, INION RAN, October 17–18, 2023. (Review article)

The review article highlights and summarizes all the messages of participants of the section “Narrativization of experience vs plotless literature”, organized by the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication of the Southern Federal University (Rostov-on-Don) as a part of the International scientific conference “Fabula / fabula: word and concept in the history of literature and culture”, held in Moscow, at the Institute of Scientific Information for Social Sciences on October 17–18, 2023. During the work of the section, some important connections between narrative strategies and different forms of subjectivity were highlighted, as well as some features of narrativization of traumatic experience – individual or collective, – by different peoples in different cultures, including island ones (Sardinia, Japan). The last session was entirely devoted to narrative practices in poetry and prose in Germany after 1945.

Текст научной работы на тему ««НАРРАТИВИЗАЦИЯ ОПЫТА VS БЕССЮ-ЖЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА»: О РАБОТЕ СЕКЦИИ МЕЖДУНА-РОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «FABULA / ФАБУЛА: СЛОВО И ПОНЯТИЕ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУ-РЫ», ИНИОН РАН, 17–18 октября 2023 г. (Обзорная статья)»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 82.09; 821.111/112.2 DOI: 10.31249/lit/2024.01.01

СОКОЛОВА ЕВ.1 «НАРРАТИВИЗАЦИЯ ОПЫТА VS БЕССЮЖЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА» : О РАБОТЕ СЕКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «FABULA / ФАБУЛА: СЛОВО И ПОНЯТИЕ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ», ИНИОН РАН, 17-18 октября 2023 г. (Обзорная статья)

Аннотация. В обзорной статье представлены доклады участников секции «Нарративизация опыта vs бессюжетная литература», организованной Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) в рамках Международной научной конференции «Fabula / фабула: слово и понятие в истории литературы и культуры», проходившей в Москве, в Институте научной информации по общественным наукам 17-18 октября 2023 г. В ходе работы секции была высвечена связь между формами субъектности и нарративными стратегиями, были выявлены некоторые особенности нарративизации травматического опыта - индивидуального и коллективного, у разных народов в разных культурах, в том числе островных (Сардиния, Япония). Одно заседание было целиком

1 Соколова Елизавета Всеволодовна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом литературоведения ИНИОН РАН; e.v.sokolova@inion.ru

посвящено нарративным практикам в поэзии и прозе Германии (после 1945 г.).

Ключевые слова: нарративные стратегии; формы субъектно-сти; «фабула дела»; нарративизация травматического опыта; немецкая литература XX-XXI вв.

Для цитирования: Соколова Е.В. «Нарративизация опыта vs бессюжетная литература» : о работе секции Международной научной конференции «Fabula / фабула: слово и понятие в истории литературы и культуры», ИНИОН РАН, 17-18 октября 2023 г. (Обзорная статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. - 2024. - № 1. - С. 9-24. -DOI: 10.31249/lit/2024.01.01

SOKOLOVA E.V.1 "Narrativization of experience vs plotless literature" : on the work of the International conference "Fabula : word and concept in the history of literature and culture", INION RAN, October 17-18, 2023. (Review article)

Abstract. The review article highlights and summarizes all the messages of participants of the section "Narrativization of experience vs plotless literature", organized by the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication of the Southern Federal University (Rostov-on-Don) as a part of the International scientific conference "Fabula / fabula: word and concept in the history of literature and culture", held in Moscow, at the Institute of Scientific Information for Social Sciences on October 17-18, 2023. During the work of the section, some important connections between narrative strategies and different forms of subjectivity were highlighted, as well as some features of narrativization of traumatic experience - individual or collective, - by different peoples in different cultures, including island ones (Sardinia, Japan). The last session was entirely devoted to narrative practices in poetry and prose in Germany after 1945.

Keywords: narrative strategies; forms of subjectivity; a plot of a court case; narrativization of traumatic experience; the twentieth-twenty first centuries German literature.

1 Sokolova Elizaveta Vsevolodovna - Candidate in Philology, Leading researcher, head of Department of Literary Studies of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of Russian Academy of Sciences; e.v.sokolova@inion.ru

To cite this article: Sokolova, Elizaveta V. '"Narrativization of experience vs plotless literature' : on the work of the International conference 'Fabula : word and concept in the history of literature and culture', INION RAN, October 17-18, 2023. (Review article)", Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 7: Literary studies, no. 1, 2024, pp. 924. DOI: 10.31249/lit/2024.01.01 (In Russian)

Работа секции «Нарративизация опыта vs бессюжетная литература», организованной представителями Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) в рамках посвященной памяти А.Е. Махова (1959-2021) Международной научной конференции1, которая проходила в очно-заочном формате в Институте научной информации по общественным наукам (Москва) 17 и 18 октября 2023 г., началась с неожиданного для литературоведческого контекста доклада. Соискатель ученой степени из Южного федерального университета Анна Александровна Бондарева обратилась к «фабуле дела» как ключевому элементу судебного разбирательства2. В судебном дискурсе распространено представление, что изложение фабулы дела - т.е. краткое изложение обстоятельств и фактов, лежащих в основе предъявляемого обвинения, - предельно формализованный этап, не предполагающий интерпретации событий. Однако использование приемов риторического представления «фабулы дела» в суде, которое может быть как «случайным», так и намеренным, с неизбежностью приводит к тому, что лежащие в ее основе факты выстраиваются в систему, далеко не свободную от смысловых акцентов, даже если формальная организация текста остается в установленных уголовно-процессуальным кодексом рамках. Тем самым формируется нарратив, соответствующий скрытой коммуникативной цели говорящего - в том числе цели воздействовать на судью. Докладчица подчеркнула, что в условиях суда присяжных, когда каждая из сторон - за-

1 Программу конференции см. на сайте ИНИОН РАН. URL: http://inion.ru/ ru/about/news/mezMunarodnaia-nauchnaia-konferentciia-pamiati-a.e-makhova-1959-2021 -fabula-fabula-slovo-i-poniatie-v-istorii-literatury-i-kul/ (дата обращения: 28.10.2023).

2 Бондарева А.А. Доклад «Фабула дела и проблема нарративизации фактов в судебном дискурсе».

щиты и обвинения - представляет свое высказывание с учетом конкретной аудитории, «фабула дела» подвергается еще и вторичной нарративизации. При помощи риторических приемов она нередко все точнее нацеливается на создание нужного оратору восприятия лежащих в основе дела событий, подталкивая слушателей к соответствующей оценке представленных фактов. И хотя даже в условиях судебного разбирательства нарративизацию фактической стороны дела - фабулы - следует рассматривать прежде всего как естественный процесс, нельзя тем не менее игнорировать теснейшую ее связь с проблемой убеждения, особенно актуальной в случае суда присяжных. Для не проходившей специальную подготовку аудитории, каковой представляется докладчице группа присяжных, определенная нарративизация фактической стороны дела может серьезно затруднить объективный анализ его обстоятельств и подтолкнуть к принятию решения на основе эмоций, пробужденных заинтересованными в определенном воздействии ораторами.

Доклад был воспринят аудиторией с живым интересом и вызвал дискуссию, в ходе которой автору был, в частности, задан вопрос о воздействии художественной литературы на способы нар-ративизации фабулы дела (В.В. Кириченко). Отрицая наличие примеров такого рода в советской и постсоветской судебной практике, А.А Бондарева тем не менее отметила, что в судебной практике конца XIX - начала ХХ в. подобного рода примеры были весьма распространены, а образцами нарративизации с целью определенного эмоционального воздействия чаще всего становились произведения Ф.М. Достоевского.

Доклад кандидата филологических наук из Санкт-Петербургского отделения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Владислава Владимировича Кириченко представил проблему вымышленного мира в теоретико-философском ключе1. Автор сосредоточился на уточнении и разграничении терминов, обозначающих различные формы художественного диегезиса Поскольку внутреннее пространство художественного произведения, чаще всего находящееся в области фонового внимания читателя, обладает неоднозначной онтологи-

1 Кириченко В.В. Доклад «Проблема вымышленного мира в свете теории возможных миров».

ей, в разных контекстах оно может обозначаться по-разному. Сопоставляя понятия «художественный мир», «вымышленный мир» и «возможный мир» в их теоретических аспектах с учетом современных попыток решения проблемы некритического восприятия миров художественной литературы, автор доклада предложил опираться на значимую в теории литературы (начиная со второй половины ХХ в.) «теорию возможных миров», тем самым отдавая должное попыткам У. Эко, Т. Павела, Л. Долежела, М.-Л. Райан, А. Белл, Ф. Лавока, Р. Сен-Желе и др. по внедрению особой литературоведческой оптики и терминологии для анализа диегезиса художественных произведений и его теоретической проблемати-зации. В.В. Кириченко подчеркнул, что у всех названных теоретиков неизбежно возникал вопрос о сущности «вымысла» как фундаментальной категории искусства, которая определенно обнаруживается в большей части художественных произведений, притом что помимо «вымысла» в них непременно наличествуют и «элементы реальности», «историческое / бытовое правдоподобие». Широкое использование этих и других подобных понятий в современном литературоведении показывает, в частности, что восприятие художественных текстов как сугубо вымышленных / выдуманных в значении «ложных / ненастоящих» не соответствует сущности литературы. Отвечая на вопросы слушателей, автор доклада (вслед за Т. Павелом) предложил сформулировать проблему вымысла, например, так: вымысел ли то, что является фактом в пространстве данного художественного текста?

Кандидат филологических наук из Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) Оксана Сергеевна Мирошниченко обратилась к проблеме событийности в лирике XIX-XXI вв.1 в свете актуальных теоретических представлений - прежде всего, отечественных ученых В.И. Тюпы2 и Н.Д. Тамарченко3.

1 Мирошниченко О.С. Доклад «К проблеме событийности в лирике неканонической эпохи».

2 «В чем же состоит подобное событие? Оно состоит в откровении такой нетривиальной точки зрения, которая выявляет самую сущность созерцаемого процесса (точнее говоря, авторскую версию этой сущности)» [Тюпа, 2007, с. 54].

3 Н.Д. Тамарченко определяет лирическое событие как «совершающееся в сознании говорящего» [Теория литературы, 2004, т. 1, с. 353].

Определяя лирическое событие как «внутреннее» или «ментальное», происходящее в сознании лирического субъекта, исследователи видят в нем «озарение, просветление или даже прозрение, влекущее необратимое изменение мировидения субъекта» [Козлов, Мирошниченко, 2023, с. 39]. Работавшая с «готовым» жанровым словом «лирика канонической эпохи не предполагала возможности качественного изменения состояния лирического субъекта, и потому о лирическом событии в описанном выше смысле можно говорить, начиная только с того момента, когда "готовое слово" разрушается и происходит выход за рамки жанровой нормы» [Козлов, Мирошниченко, 2023, с. 39]. Более того, в свершающемся событии лирического высказывания неканонической эпохи ключевую роль играет именно «борьба» разных лирических жанров за право эстетически завершить художественное целое: лирическое высказывание Х1Х-ХХ1 вв. может сочетать в развитии лирического сюжета различные жанровые элементы. При этом находимое поэтом жанровое решение как способ эстетического «завершения» во многом определяется типом жанрово обусловленного лирического события («событийным кодом» жанра [Козлов, Мирошниченко, 2023, с. 40]), которое совершается внутри художественного мира (см., напр.: [Тюпа, 2012]). Так, жанровая событийность баллады основана на пересечении границы между мирами - земным и потусторонним. Событие оды представляется как прорыв границы повседневности лирическим субъектом, возносящим предмет своего восторга к вершинам миропорядка. В основу «лирического события послания ложится инициированная лирическим субъектом встреча с другим индивидуально-неповторимым сознанием и его системой ценностей» [Козлов, Мирошниченко, 2023, с. 40]. В элегии событийность базируется на нарушающем будничное существование человека экзистенциальном моменте переживания ценностной встречи - всегда через осознание несовпадения - поэтического сознания с «другим», отстоящим во времени (веком, поколением, ценностями предков, личным прошлым, воспоминанием, утраченным и несбывшимся). Идиллическое событие обретается в процессе события лирического высказывания как ценностное слияние, совпадение поэтического сознания с миром (ср. [Тюпа, 2012]). Все перечисленные типы событийности встречаются в пространствах лирических текстов

«неканонической эпохи», при этом жанр не предзадан их авторам: именно столкновение различных жанровых элементов может создавать лирическое событие, обеспечивая драматизм. Изменение представлений о событийности лирики автор доклада возводит к изменению взгляда на «трансформируемое^» лирического субъекта и его сознания (в каноническую эпоху считавшегося неизменным) (см. также: [Козлов, Мирошниченко, 2012]).

Александр Юрьевич Колесников, кандидат филологических наук из Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), рассмотрел «производство субъектности» в книге "Drift" (2014) живущей в Великобритании франко-норвежской писательницы Каролин Бергваль (р. 1961)1.

Эта книга - часть более масштабного одноименного проекта, включающего также инсталляцию и серию перформансов. Вообще, Бергваль работает с материалами различных периодов (включая исторические тексты, современные документальные свидетельства о кораблекрушениях в Средиземном море с участием мигрантов, личные дневники и черновики), связывает и картографирует разделенный в пространстве и во времени опыт, выбирая такие формы его выражения, в которых сам язык становится для нее материалом, оставаясь одновременно исследовательским (поэтическим) инструментом.

Такой подход позволяет ей разворачивать в едином коммуникативном поле две субъектные позиции параллельно. Первая связана с идеей архива, вторая - с идеей памяти. Первая проблема-тизируется в качестве трансвременного и транспространственного механизма производства языка-как-архива, в рамках которого язык выходит за рамки инстанции, лишь опосредующей конкретно-исторический опыт, и возвращается к идее коллективной субъектности, причем в качестве не только и не столько инструмента производства интерсубъективного консенсуса, сколько в качестве инстанции транссубъектной «размыкающей» сборки, нестабильной и временной. Вектор второй позиции разворачивается уже не в поле коллективного взаимодействия и, напротив, форсирует индивидуальные режимы чувственного восприятия, открывающие память-

1 Колесников А.Ю. Доклад «Память и архив: производство субъектности в книге Каролин Бергваль "Drift"».

как-язык. Социальная и культурная сложность (современной) субъектности, представленная в книге "Drift", включает и читателя (в качестве индивидуального политического субъекта).

В последовавшей дискуссии была затронута проблема зарождения коллективной субъектности в соотнесенности с четырьмя стадиями развития коллективной ментальности, выделенными В.И. Тюпой [Тюпа, 2009, с. 10-98]. Проводились и аналогии с реализацией мемориальных стратегий в творчестве других европейских писателей второй половины ХХ в. - в том числе немецко-английского писателя В.Г. Зебальда (1944-2001), чье творчество не просто пронизано идеей памяти, но воспроизводит, текстуали-зирует ее структуры и принципы работы (см., напр.: [Schalkwyk, 2010])

Преподаватель Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) кандидат филологических наук Наталья Сергеевна Шуринова сосредоточилась далее на поэтике визуального в автобиографическом тексте французского писателя Жоржа Перека (19361982) «W, или Воспоминание детства» (1975), соотнося свои наблюдения с аналогичными аспектами появившегося несколько позднее романа «Любовник» (1984) его знаменитой соотечественницы Маргерит Дюрас (1914-1996)1.

Компаративный анализ двух названных текстов позволил проявить потенциал визуальных элементов (описания фотографий, фрагменты кинофильмов, графические символы, передача средствами литературного языка воображаемых образов и картин) в конструировании повествования о личном опыте в автофикцио-нальном тексте. В обоих романах очень важны фотографии. При этом и у Дюрас, и у Перека они не являются «надежными свидетельствами»: подчеркивается невозможность выйти за их пределы и восстановить прошлое, а отсутствующие фотографии легко имитируются воображением. Визуальные картины и образы в названных романах показаны средствами преодоления детских травм и создания «фантазмической идентичности». Но если для Дюрас зыбкость собственного визуального образа-портрета иллюстрирует невозможность исчерпывающего рассказа о своей судьбе и, со-

1 Шуринова Н.С. Доклад «Поэтика визуального в автобиографических романах или Воспоминание детства" Ж. Перека и "Любовник" М. Дюрас».

16

ответственно, принятие «обреченности на непонимание», то у Пе-река визуальный образ представляется прежде всего отправной точкой для создания фантазмов, которые помогают преодолеть болезненность утраты и, напротив, способствуют утверждению сформированного травмой «я».

Второе заседание секции вечером 17 октября открыл доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии РАН Оксаны Давидовны Фаис-Леутской о том, как особенности нарративизации повседневности жителями острова Сардиния отражают специфику их социокультурного бытия и влияют на формирование культурного наследия и исторической памяти у населяющих остров народов1.

Как преимущественно сельский регион остров Сардиния в масштабах Европы представляет собой один из уникальных «этнографических заповедников», который и в наши дни остается средоточием архаичных паттернов специфических традиционных культур - устоев, норм поведения, стандартов мировидения. Полевые исследования (в первую очередь, в горах) позволяют выявить отчетливую историческую память на фоне очевидного преобладания устных каналов консервации культурной информации и совокупность многочисленных устных корпусов фольклора, отличающегося бессюжетным (или, точнее, микросюжетным) характером, - результатом нарративизации событий повседневности многими поколениями в рамках отдельно взятой деревни. Каждый деревенский коллектив на протяжении веков фиксировал и сохранял преимущественно события «местного масштаба» и бытового характера, лишь фрагментарно вплетая в локальные своды воспоминаний мифологические фабулы и сюжеты, также локального распространения, играющие к тому же второстепенную роль. Невзирая на кажущийся «приземленный» характер подобных «корпусов памяти», они позволяют реконструировать интересные традиционные социокультурные институты и практики прошлого, сегодня отчасти ушедшие в небытие (например, кровную месть или осуществ-

1 Фаис-Леутская О.Д. Доклад «Нарративизация повседневности как отражение специфики социокультурного бытия населения Сардинии: опыт формирования культурного наследия и исторической памяти».

ление эвтаназии силами специальных деревенских «мастериц», называемых аккабадорами, и т.д.). Как показывают полевые исследования, приоритетное внимание жителей к событиям бытовой повседневности было во многом обусловлено изоляцией деревень, существованием жесткого внутридеревенского социального контроля и подавляемой экспрессивностью эмоциональных проявлений каждого жителя (во избежание возникновения внутридеревенских и междеревенских конфликтов), что отчасти и «компенсировалось» повышенным вниманием к проживаемой повседневности (см. также: [Фаис-Леутская, 2021; Фаис-Леутская, 2023]).

В ходе последовавшей дискуссии автор доклада назвала главной особенностью исторической памяти, сформировавшейся у жителей Сардинии, «мозаичность»: она состоит из отдельных фольклорных нарративов, возникавших на уровне отдельных деревень (в рамках острова). Эти нарративы, в свою очередь, отчетливо иллюстрируют цикличность воспринимаемого времени и отсутствие четкого разграничения между реальностью и непредсказуемо вторгающимся в нее мифологическим планом.

Тему этнографических особенностей нарративизации опыта продолжила кандидат филологических наук, сотрудница кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Анастасия Сергеевна Борисова, обратившись к японской литературе - рассказам Мэйсэй Гото (1932-1999) «Мужчина, который возвратился домой» и Акиры Абэ (1934-1989) «Персики»1.

Характерными чертами японских писателей «поколения интровертов», чей литературный дебют пришелся на конец 1960-х -начало 1970-х годов, докладчица назвала интроспективную манеру изложения (при отсутствии четкой структуры сюжета), во многом восходящую к «Я-роману» предыдущих десятилетий, а также -взгляд на жизнь через призму повседневного опыта и воспоминаний. Рассказы «Человек, который возвратился домой» и «Персики» объединяет, по ее мнению, общий композиционный принцип -выстраивание писателями длинных ассоциативных рядов на осно-

1 Борисова А.С. Доклад «Особенности нарративизации личного и поко-ленческого опыта в рассказах "Мужчина, который возвратился домой" Гото Мэйсэй и "Персики" Абэ Акиры».

ве образов их собственного прошлого. В обоих случаях внутренний монолог протагонистов постепенно раскрывает все больше деталей, которые тянут за собой на свет другие детали (в духе традиционной эссеистики дзуйхицу), постепенно превращая описание личного опыта в нарративизацию поколенческих конфликтов и стереотипов. Намеренная размытость воспоминаний, с одной стороны, подчеркивает субъективный характер воспоминаний, с другой - оставляет читателю возможность «заполнять пробелы» в соответствии с его собственным личным опытом.

Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета Марфа Максимовна Русанова рассмотрела некоторые механизмы беллетризации в дневниках русской интеллигенции в контексте рецепции романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в 1917 г.1 Она сосредоточила внимание на повторяющейся в дневниках словесной модели репрезентации революционной действительности, в рамках которой политики и общественные классы сравниваются с персонажами «Бесов», а наступивший в реальности хаос описывается с помощью мотивов, отсылающих к роману. В ходе анализа выяснилось, что роман Достоевского, его персонажи и мотивы воспринимаются авторами выбранных восьми дневниковых документов либо как «пророчество» о будущем, либо как отражение современной писателю действительности XIX в. При этом первый способ понимания текста остается в риторической плоскости, второй же в ходе рассуждений авторов дневников вбирает в себя функции символизации или аллегоризации событий 1917 г. Таким образом, наряду с очевидным влиянием традиции реалистической критики на рецепцию романа «Бесы», отраженную в дневниках, нельзя не отметить в них параллельное оформление другого - «аллегорического» и «символического» - способа осмысления реальности и литературы.

Содержание доклада, завершившего вечернее заседание секции 17 октября - в день 50-й годовщины смерти австрийской пи-

1 Русанова М.М. Доклад «"Бесы" Ф.М. Достоевского в 1917 году: механизмы беллетризации в дневниках русских интеллигентов (от мотива к сюжету)».

19

сательницы Ингеборг Бахман (1926-1973)1, - отражено в статьях [Соколова, 2023 а; Соколова, 2023 б].

Дневное заседание следующего дня открыла кандидат филологических наук сотрудник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Анна Сергеевна Фролова докладом о формах субъектности в поэтических практиках современных немецкоязычных поэтов (в первую очередь, Евгения Брейгера)2

В поэзии Евгения Брейгера (р. 1989) - А.С. Фролова обращалась в основном к недавнему его сборнику «Ворованный воздух» (Gestohlene Luft, 2020), в силу особой значимости в нем мотива рождения (субъектности?) и мотива катастрофы, - биографический опыт поэта и феноменологическая перспектива лирического субъекта конституируются в неразличимом единстве с происходящими изменениями окружающей среды (климатическая катастрофа, физические и химические процессы трансформации и мутации различных форм живого). Немецкоязычные исследователи нередко «размещают» поэзию Брейгера где-то между «травмой» (das Trauma) и «мечтой», «сновидением» (der Traum). Исчезновение границы между природными и искусственными объектами, субъектами человеческой и нечеловеческой природы (и их опытом) формирует в его случае поэтический язык, противопоставленный референциальной функции, считает А.С. Фролова.

Доктор филологических наук, профессор Тольяттинского государственного университета Татьяна Николаевна Андреюшки-на предложила обратиться к весьма специфической разновидности немецкоязычного поэтического текста - стихотворению с союзом "als" (в значении «когда», «в то время как» при употреблении для ввода придаточного предложения)3 и впервые в отечественном литературоведении рассмотрела разные варианты организации в таких текстах лирического повествования, одновременно показав,

1 Соколова Е.В. Доклад «Юнгианские архетипы и нарративизация травмы ("Малина" Ингеборг Бахман)».

2 Фролова А.С. Доклад «"Что это будет за жизнь?": субъектность опыта в поэтических практиках Верены Штауффер и Евгения Брейгера».

3 Андреюшкина Т.Н. Доклад «Стихотворения с союзом "als" как способ организации лирического сюжета».

что сам союз "als" выступает в них структурообразующим компонентом.

Отметив, что подобные стихотворения можно встретить в самых разных жанрах - песня, сонет, элегия, шпрух, ода, притча и др., - докладчица подчеркнула их присутствие в немецкой поэзии начиная со Средневековья. Позднее, в эпохи барокко и Просвещения, распространенность их только росла, и в стихах поэтов-реалистов» XIX-XX вв. они встречаются регулярно. Среди авторов, писавших такого рода тексты, были названы Брокес, Гёте, Гейне, Брехт, а основными их лирическими сюжетами - рассказы о детстве, о становлении героя, любовных коллизиях, светских и политических событиях, снах и необыкновенных происшествиях.

В поэзии после 1945 г. развивается уже особая «жанровая разновидность» - стихотворение с союзом "als", в котором события биографии лирического героя сопрягаются с историческими процессами и датами. Среди авторов наиболее показательных примеров названы Вольфганг Борхерт, Рудольф Отто Вимер, Хельга Новак. Для них характерно, в частности, вынесение союза "als" в заглавия стихотворений (практика, восходящая к барочной традиции передачи в заглавии краткого содержания текста). Т.Н. Андреюшкина подробно остановилась на стихотворении Вольфганга Борхерта (1921-1947), которое начинается так: «Жили однажды два человека. / Когда им было два года... » (Es waren mal zwei Menschen. / Als sie waren zwei Jahre alt.), в котором увидела пророчество о жизни его поколения, выходящее далеко за пределы времени жизни безвременно ушедшего поэта. Надолго переживший его представитель предыдущего поколения Рудольф Отто Вимер (1905-1998) позднее представил собственную, «обновленную», версию этого борхертовского текста - «Когда нам было шесть лет.», - в которой субъект «мы» также указывает на западных немцев его поколения. Смещение акцентов может достигаться перестановкой, как, например, у Владимира Вертлиба: «Когда по нашим улицам ходили люди со свастикой, мне было пять лет...» - далее в тексте строки сохраняют аналогичное построение. В тот же ряд поставлено и стихотворение «Биография» (1962) Хельги Новак (р. 1943), хотя в нем вообще нет союза "als". Однако, уверена докладчица, его следует отнести к той же «жанровой

разновидности» - именно в силу описанных выше особенностей «поколенческой» субъектности.

Доцент Балтийского федерального университета им. И. Канта кандидат филологических наук Марина Сергеевна Потёмина сосредоточилась на нарративных особенностях прозы современного немецкого писателя Райнхарда Йиргля р. 1953)1. Творчество Йиргля, который будто намеренно затрудняет для читателя процесс восприятия своей прозы, - расставляя знаки препинания в соответствии с изобретенной им самим (сложной и продуманной) системой, насыщая текст ребусами и шифрами (чтобы «включить», вовлечь в игру интеллект читателя), - как нельзя лучше иллюстрирует, каким образом немецкоязычная проза XXI в. вынуждает своего читателя уделять все больше внимания анализу способов конструирования и (де)конструирования смыслов, экстралингвистическому контексту, выявлению взаимозависимости между языковыми и социальными смыслами, перформатив-ными и нарративными аспектами высказываний. Р. Йиргль, в частности, широко использует принцип интернет--ссылок, линков, которые размещает прямо посреди текста, тем самым предоставляя читателю возможность формировать собственное «читательское меню». Используемые им эстетические средства функционируют по ризоморфному принципу Жиля Делёза / Феликса Гваттари, согласно которому из любой формы могут развиться непредсказуемые комбинации образов и смыслов, кодов. Таким образом, на примере текстов Йиргля была сделана попытка проследить трансформацию немецкого языка в ситуации адаптационной коммуникации - между восточными и западными немцами в дискурсе Объединения как неотъемлемой составляющей их самоидентификации и способов обоюдной социализации.

В завершившем работу секции докладе кандидат филологических наук, независимый исследователь Степан Александрович Кузнецов рассмотрел нарративные стратегии немецкой автобиографической прозы XXI в.2 Опираясь на представления В.И. Тюпы

1 Потёмина М.С. Доклад «Перформативный нарратив Райнхарда Йиргля».

2 Кузнецов С.А. Доклад «Нарративные стратегии немецких автобиографических произведений XXI века: Герта Мюллер "Служащий сказал", Михаэль Ша-де "Нерегулярные дни", Изабель Лен "Пробуждение весны"».

22

[Тюпа, 2010], в частности о том, что в современном романе может быть реализована не одна, а целый комплекс нарративных стратегий в разных сочетаниях, а писатели могут иметь самые разные взгляды на них, докладчик сфокусировался на творчестве трех немецких писателей, рожденных в разные десятилетия ХХ в., -лауреата Нобелевской премии по литературе (2009) Герты Мюллер (р. 1953), малоизвестного автора Михаэля Шаде (1965-2004) и относительно молодой немецкой писательницы Изабель Лен (р. 1979).

В случае Герты Мюллер С.А. Кузнецов считает ведущей стратегию отрицания «права» нарративных стратегий быть главными инструментами затрагивающей травматический опыт художественной коммуникации. И хотя в романе «Служащий сказал», по его мнению, обнаруживаются все выделенные В.И. Тюпой нарративные стратегии (кроме прескриптивной), в самом тексте они оспариваются (наиболее ярко в сценах допроса), что (наряду с внутренним лиризмом текста и акцентуацией визуального) подтверждает известную (в частности, по ее интервью) убежденность Мюллер в невербализуемости личного опыта.

У Михаэля Шаде выявляется многоуровневая архитектоника, за счет чего выстроена «двойная кодировка», каждый элемент которой прочитывается в своей стратегии: прескриптивной, императивной, окказиональной. Заключительный текст «Нерегулярных дней» дает толчок к смещению целостной оптики и позволяет увидеть во всех предыдущих эпизодах стратегию интерсубъективного понимания. «Пробуждение весны» Изабель Лен реализует в первую очередь окказиональную стратегию, которая, с одной стороны, наилучшим образом подходит для самоописания современного субъекта в постоянном поиске идентичности, с другой - нуждается в пересмотре, в силу тяготения современного автобиографического романа к «новой искренности». Эту дилемму писательница разрешает через метафикционализацию: повествуя в романе о том, как пишется роман, нарратор становится «искренним» хотя бы в своей «ненадежности», и адресату предлагаются сразу две точки зрения на «мерцающего» субъекта автобиографии.

Таким образом, в ходе работы секции участникам удалось продуктивное обсуждение различных стратегий нарративизации индивидуального и коллективного опыта в художественном тексте во взаимосвязи с широким спектром других феноменов культуры

(включая особенности посттравматической самоидентификации коллективного и индивидуального субъектов, условия изолированной, тем или иным образом, культурной реальности).

Список литературы

1. Козлов В.И., Мирошниченко О.С. Жанровое мышление поэта Юрия Живаго // Новый филологический вестник. - 2012. - № 4(23). - С. 19-57.

2. КозловВ.И., Мирошниченко О.С. Обретение событийности в русской неканонической идиллии // Практики и интерпретации : журнал филологических, образовательных и культурных исследований. - 2023. - № 1(8) - С. 36-52

3. Соколова Е.В. Ингеборг Бахман и ее роман «Малина» : (К 50-й годовщине со дня смерти писательницы) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. - 2023 а. - № 3. -С. 9-28. D01:10.31249/lit/2023.03.01

4. Соколова Е.В. Загадки центральной пары романа «Малина» (50 лет со дня смерти Ингеборг Бахман) // Человек : образ и сущность. - 2023 б. - № 3(55). -С. 168-187. DOI: 10.31249/chel/2023.03.09

5. Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Тамарчен-ко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - Москва : Academia, 2004. - 512 c.

6. Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2012. - № 4. - С. 8-31.

7. Тюпа В.И. Дискурсные формации : очерки по компаративной риторике. -Москва : Языки славянской культуры, 2010. - 320 с.

8. Тюпа В.И. Литература и ментальность : монография. - Москва : Вест-консалтинг, 2009. - 276 с.

9. Тюпа В.И. Стихотворение в прозе : проблема жанровой идентичности // Филологический журнал. - 2007. - № 2(5). - С. 49-57.

10. Фаис-Леутская О.Д. «Карнавал» в Сардинии в контексте современности // Традиционная культура. - 2021. - № 3(21). - С. 110-122. DOI: 10.26158/TK. 2021.22.3.009

11. Фаис-Леутская О.Д. Бестиарий Сардинии: звериные / зооморфные персонажи карнавала Барбаджи // Этнография. - 2023. - № 2(20). - С. 26-47. DOI: 10.31250/2618-8600-2023-2(20)-26-47

12. SchalkwykD. Wittgenstein and Sebald: The Place of Home and the Grammer of Memory // From ontos verlag : Publications of the Austrian Ludwig Wittgenstein Society (New Series). - Hessen, 2010. - Vol. 15. - P. 319-336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.