Научная статья на тему 'Нарратив путешествия в мифологической культуре'

Нарратив путешествия в мифологической культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ДОФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД / ОДИССЕЯ / ИЛИАДА / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / JOURNEY / PRE-PHILOSOPHICAL PERIOD / ODYSSEY / ILIAD / ANCIENT GREECE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусенова Джамиля Адамкадиевна

В статье даётся анализ поэтических произведений авторов, относящихся к дофилософскому периоду и отражающих особенности мифологической культуры, на предмет рассмотрения общей философской линии представлений о путешествии, его целях, истоках, причинах, отражённых в самих произведениях. Опираясь на предыдущие свои исследования, мы исходим из той мысли, что для домонотеистической религии, содержание которой отчасти отражено в указанных произведениях и монотеистической религии (например, ислам) путешествие в религиозно-философском плане актуализирует проявления божественной воли, рассматривается верованиями в качестве своего рода наказания за вероотступничество, и, в то же время, отражает общие деистические представления о свободе воли и необходимости в религиозных представлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narrative of a journey in the mythological culture

The article analyzes the poetic works of the authors related to the pre-philosophical period and reflecting the features of mythological culture, to consider the General philosophical line of ideas about the journey, its goals, origins, reasons reflected in the works themselves. Based on our previous research, we proceed from the idea that for the domonotheistic religion, the content of which is partly reflected in these works and the monotheistic religion (for example, Islam), the journey in the religious and philosophical plan actualizes the manifestations of the divine will, is considered by beliefs as a kind of punishment for apostasy, and, at the same time, reflects the General deist ideas about the freedom of will and the need for religious beliefs.

Текст научной работы на тему «Нарратив путешествия в мифологической культуре»

Двоякость социальной направленности (противостояние и интеграция) одних и тех же факторов серьезно осложняют не только их оценку, но и определение организационных мер по созданию и развитию конструктивной образовательной среды в вузе, принятие управленческих решений по снижению латентной дезинтеграции в студенческом сообществе, по созданию оптимальных условий для успешной адаптации студентов-мигрантов в новом образовательном пространстве. Нельзя не согласиться сточкой зрения одного из экспертов, утверждающего, что "человек с классической высшей образованностью по определению не конфликтен и не ксенофоб". Следовательно, надо акцентировать внимание участников образовательной сферы не на противостоянии социокультурных различий, а на противостоянии образованности и

необразованности, которое можно преодолеть через создание эффективной образовательной системы, обеспечивающей приоритетность конструктивных бесконфликтных отношений в студенческом сообществе, снижение дезинтеграционной и усиление интеграционной направленности факторов, формирующих взаимодействие студентов разных социокультурных групп.

Примечания:

1. Экспансия кавказцев в сопредельные регионы // Человек и закон. 2013. 17 декабря. URL: https:// za kon.tema retik.com/253 936304483 993 700/ ekspansiya-kavkaztsev-v-sopredelnye-regiony/ (дата обращения: 20.02.2018).

2. Редько Л Л., Л обей ко Ю.И. Особенности организации психолого-педагогической поддержки студентов первокурсников в адаптационный период // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. -№11.-С. 83-88.

NARRATIVE OF A JOURNEY IN THE MYTHOLOGICAL CULTURE

Gusenova Dzhamilya Adamkadievna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Social-Political Sciences, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article analyzes the poetic works of the authors related to the pre-philosophical period and reflecting the features of mythological culture, to consider the General philosophical line of ideas about the journey, its goals, origins, reasons reflected in the works themselves. Based on our previous research, we proceed from the idea that for the domonotheistic religion, the content of which is partly reflected in these works and the monotheistic religion (for example, Islam), the journey in the religious and philosophical plan actualizes the manifestations of the divine will, is considered by beliefs as a kind of punishment for apostasy, and, at the same time, reflects the General deist ideas about the freedom of will and the need for religious beliefs.

Keywords: journey; pre-philosophical period; Odyssey; Iliad; Ancient Greece.

НАРРАТИВ ПУТЕШЕСТВИЯ В МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье даётся анализ поэтических произведений авторов, относящихся к дофилософскому периоду и отражающих особенности мифологической культуры, на предмет рассмотрения общей философской линии представлений о путешествии, его целях, истоках, причинах, отражённых в самих произведениях. Опираясь на предыдущие свои исследования, мы исходим из той мысли, что для домонотеистической религии, содержание которой отчасти отражено в указанных произведениях и монотеистической религии (например, ислам) путешествие в религиозно-философском плане актуализирует проявления божественной воли, рассматривается верованиями в качестве своего рода наказания за вероотступничество, и, в то же время, отражает общие деистические представления о свободе воли и необходимости в религиозных представлениях.

Ключевые слова: путешествие;дофилософскийпериод; Одиссея; Илиада;Древняя Греция.

УДК 159.9.015 ВАК РФ 09.00.14

© Гусенова Д. А., 2018

Сложно представить, когда впервые человек отправился в своё первое путешествие, если только не упомянуть вынужденное переселение Адама и Евы из рая на землю, или плаванье Ноя на ковчеге во время Всемирного потопа. В библейских сюжетах подобные путешествия несут в себе не только бремя "божественного наказания", но и являются для человека "средством его преображения и духов-

ГУСЕНОВА Джамиля Адамкадиевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан

ного развития" [3,9], направленным на "спасение" души, тела, общества, Вселенной. Схожие представления мы обнаруживаем и в исламе. В частности, некоторые положения Корана демонстрируют особый статус путников, подкреплённый рядом послаблений в отношении самих путешествующих. Так же, как и в христианстве, в исламе в Священном Писании, путешествие рассматривается как божье наказание за отречение от Всевышнего и Его посланника и примыкание к многобожникам. Коран взывает к таким вероотступникам путешествовать для искупления греха и "очищения" души, чтобы те убедились в ошибочности своих убеждений: "Отречение от Аллаха и Его посланника -к тем из многобожников, с кем вы заключили союз. Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Аллаха..." [8]. Подробно об этом мы уже писали в своих предыдущих исследованиях. Исходя из этого мы выводим гипотезу, что путешествие в религиозно-философском плане является интегральным элементом различных монотеистических религий, сущностные корни которого сопряжены со стремлением человека познать окружающий мир, различные культуры, народы, верования, достижения архитектуры, и др. Выявление общих и особенных черт религиозной коннотации путешествия, его нарратива, позволит в современных условиях грамотно выстроить систему социальных отношений в туризме, обеспечивающих максимальный эффект от реализуемой деятельности.

Как известно, возникновению монотеистических верований предшествовала предфило-софская (или дофилософская) традиция, заложившая в последующие периоды основы философского поиска и осмысления человека в мире. Размышляя об историчности феноменологии путешествия, И.В. Зорин подметил, что "В разные эпохи феномен путешествия раскрывается по-своему" [7, 13]. Обозначенный нами период выделяется данным автором на основе "мифологии путешествия", когда "появляется множество мифов, где герои путешествуют", демонстрируя "преимущества рода-племени и его богов" [7,13]. И действительно, относящиеся к этому периоду труды Аполлония Родосского "Аргонавтика", а также эпические сочинения Гомера (VIII в. до н.э.) "Илиада" и "Одиссея", демонстрируют образ героя, устремившегося в некоем направлении, подспудно знакомя читателя с религиозными представлениями того периода.

Обосновывая данный период в качестве нашего исследовательского поля уместным

представляется мнение В.В. Соколова, указывавшего на роль мифологических образов в преобразовании представлений об сверхъестественных силах в "состояние веры" [11,51], и "фактора речи" [11, 53], предопределившего рождение духовности. Не маловажным является и то, что именно в этот период происходит, как пишет П. Шишкоедов, систематизация отрывочных мифов, их художественное оформление, а также делается попытка придать богам, "прежде аморфным существам, индивидуальные черты характера [7]. Кроме того, произведения данного периода дают пусть и архаические, но всё же представления "о географическом пространстве" [10, 73] того времени, что немало важно с точки зрения понимания уровня освоения окружающего пространства. Как пишет A.B. Подосинов, герои этих сказаний совершали "практически кругосветные путешествия, охватывающие страны и материки, моря и океаны. Поэтому именно в описаниях этих путешествий отразились основные элементы географических представлений античных авторов" [10, 108]. Автор даёт подробное описание вероятного маршрута Одиссея, разделив всех исследователей, изучающих странствие этого мифического героя на несколько групп. Это: "скептики-гиперкритики, которые отрицают всякую возможность извлечь из описаний Гомера какую-либо реальную географическую информацию, поскольку все плавание Одиссея представляло собой, по их мнению, сказочное путешествие" [10,108]. Уточним, что эпосу отказывают в исторической достоверности, в том числе в виду изобилия "анахронистических деталей", и "жанровой особенности композиций" [15.119], несмотря на запечатление в "Илиаде" и "Одиссее" эпохальных событий древнегреческого общества: Микенский период, Троянская война, и ионийское переселение в Малую Азию.

Вторая группа авторов, которых выделяет A.B. Подосинов, "романтики-реалисты" уверенные в реальность путешествия Одиссея", и что "стоит только использовать правильную методику, исследовать направления ветров, течений, указания на расстояния и топографические особенности описываемых местностей и сравнить их с сегодняшними географическими приметами, как можно реконструировать все путешествие" [10,108]. Третья группа авторов рассматривают данные произведения с точки зрения их философского содержания, то есть, как пишет A.B. Подосинов, исследуют "черты картины мира, которая существовала в

головах поэта и его слушателей" [10,109], называя их "зрелым философским учением" [2, 21], поднимающем философские проблемы диалектики, космологии, проблемы свободы и необходимости. В контексте этого, в ряде случаев указывается на историософский характер произведений, содержащий главный посыл истории - о неотвратимости "наказания и возмездия за нравственные преступления, избежать которого никто не в состоянии" [12, 49]. Для нас же важно, религиозно-философское наполнение работ дофилософского периода, которые к тому же явились прологом к созданию такого литературного жанра, как траве-лога, в котором важнейшая цель странствия -"душевная доблесть", нацеленная на месть за содеянное, покуда "не отметит за печаль и за тайные слезы Елены" [5, 355]. Р.Г. Апресян называет "гомеровское общество" воинским, в котором война - это "основной материальный ресурс, главное поприще деятельности" [1], а главное действующее лицо, отправляющееся в опасное путешествие - воин, который эмоционально привязывает к себе, не оставляя места для равнодушия к своей персоне.

Итак, написание Гомером и Гесиодом своих произведений совпало по времени с Великой греческой колонизацией\/111-\/1 века до н.э., в процессе которой благодаря морским экспедициям были освоены обширные территории, вдоль побережий Средиземного и Черного морей. В.И. Шубин предположил, что технически это могло быть осуществимым, если "греки к ее началу обладали минимально-достаточным опытом организации далеких заморских экспедиций" [14,197], которые в последующем у древнегреческих поэтов стали "прообразами для Троянской войны "Илиады", или для путешествия Одиссея - героя одноименной поэмы" [14,197].

Масштаб похода в гомеровской "Илиаде" поистине впечатляет: Агамемнон возглавил самую многочисленную рать из ста кораблей, его брат Менелай - шестьдесят [5, 585]. Караван судов был столь впечатляющ, что растянулся "вдоль по поморью", и окрестности обширной Гелики - древней столицы Ахайи, упоминавшейся ещё Страбоном. Подробно характеризуя личностные качества героев "Илиады", Р.Г. Апресян отмечает, что герои благородны не только на уровне "социальной семантики" - обладают доблестью, богатырской силой, но и социально - принадлежат "аристократии в том, свойственном архаическому обществу, смысле, что он владеет собственностью, статусом и властью по праву рождения"

[1, 32-33]. Социальный статус героя, принимающего во многом вынужденное участие в рискованном путешествии, имеет не маловажное значение. Это касается и героев "второго плана". В "Илиаде" В.И. Шубин подмечает, что дружина формировалась как из зависимых людей и слуг, так и рядовых воинов, попавших в эти ряды, либо не по собственной воле (как, например, Евхенор, отправившийся в поход, во избежание предсказанной ему смертельной болезни), либо по жребию (Гермес, попавший в отряд Ахилла по жребию) [14,199]. Автор сравнивает отдельные эпизоды в "Илиаде" с декретом "Клятвы основателей" - текстами-выдержками эпиграфического источника, т. н. "Стела основателей" (документ IV в. до н. э.), предыстория появления которого изложена у Геродота. По этому поводу В.И. Шубин пишет: ""обязательный" порядок формирования отряда колонистов, приведенный в "Клятве" (от каждого дома по одному сыну) и подтвержденный у Геродота (по одному из двоих братьев), является, на наш взгляд, одним из показательных примеров использования греками архаической поры исторического опыта, накопленного в гомеровский период к началу колонизации" [14, 199]. Кроме того, в число дружины (гетайров), своего рода дружеского союза, объединённого данной клятвой, входили и "свободные мужи", мотивацией для которых, могла быть "надежда на обретение в колонии более высокого материального и социального статуса" [14,198]. Подробное описание дружины даётся и в "Одиссее", и в "Илиаде". Зачастую её костяк формировался из не отягощённых семейными обязательствами или недвижимостью молодых людей, не "привязанных" к земле, способных находиться в продолжительных экспедициях, группируясь либо под командованием военачальника (басилея), либо вокруг инициативного главаря пиратской дружины. Как известно, возникновение первой греческой колонии в Египте (сер.VII в. до н.э.), как и в Западном Средиземноморье увязывается с деятельностью пиратов. Если в эпоху Гомера "морские рейды предпринимались главным образом в военных целях или для захвата добычи", то в архейский период главной их задачей был "поиск и захват территории для последующего постоянного на ней обитания" [14, 203], чему способствовали годами наработанные навыки мореходства, и алгоритм формирования небольших, мобильных отрядов.

В этих эпических произведениях путешествие гармонично встроено в существо героического поступка, в качестве экзистенциональ-

ного условия его совершения. Может ли герой совершать героические поступки в границах родного поселения? Как правило, это исключено. Подвиги рассматриваются как результат самоотверженности, "вплетены в определенные человеческие отношения, совершаются ради какого-то дела, и целью героя является именно осуществление этого дела, а не демонстрация силы, мужества или ловкости" [1, 34]. П.В. Челышев на примере поэм Гомера и Геси-ода, называет в качестве первопричины возникновения военных конфликтов, требующих от главных героев отправления в путь, к местам сражения, "духовно-религиозные и этические факторы" [12, 47]. И действительно, сам Гомер в "Илиаде" называет начало Троянской войны ничем иным как исполнением "Зевсо-вой воли" [6], пожелавшего расстаться с эпическими героями "красиво, дав им возможность прославиться на века...Их наказание становится способом их увековечивания" [12, 47]. Как известно, Троянская война должна была покончить с героями либо у стен Трои, либо на обратном пути. В "Одиссее" Гомер объясняет это нравственным падением людей, переходом в "железный век": "Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами / Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы, / Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога" [6].

Для произведений также ярко выражен деистический подход в отношении провиденциализма и свободы воли. С одной стороны, имеет место быть предопределённость разворачивающихся событий. В "Иллиаде" исход битвы между троянами и данаями решается жребием, брошенным Зевсом на золотые весы: "Жребий троян конеборных и меднооружных данаев; Взял посредине и поднял: данайских сынов преклонился День роковой, данайских сынов до земли многоплодной Жребий спустился, троян же до звездного неба вознесся" [5,105]. Не случайно в древнегреческих мифах одной из богинь, определяющих судьбы (мойры) является богиня Лахесис, "дающая жребий" ещё до рождения человека.

Предопределённость судьбы распространяется не только на людей, но и на богов, за исключением Зевса, которому, по словам Пав-сания, "предопределение и судьба повинуются" [9]. О предопределённости навлекаемых испытаний в виде продолжительного опасного странствия говорится и в "Одиссее": "Но когда, наконец, обращеньем времен приведен был / Год, в который ему возвратиться назначили боги/В дом свой, в Итаку (но где и в объя-

тиях верных друзей он / Всё не избег от тревог), преисполнились жалостью боги / Все; Посейдон лишь единый упорствовал гнать Одиссея" [6]. Представление о том, что уход из дома и длительное скитание героя является своего рода мерой наказания со стороны высших сил, некой безысходностью, с которой вынужден смириться изгнанник, прослеживается, как мы уже выше писали, тонкой нитью в последующем в монотеистических религиях. Как правило, в произведениях всячески акцентируется внимание и на том, что герой испытывает страдания, находясь в дали от дома: "Тяжкой своею судьбой Одиссей хитроумный; давно он / Страждет, в разлуке с своими, на острове, вол-нообъятом" [6].

С другой стороны, за человеком оставляется право выбора в отдельных случаях. В "Одиссее" на собрании богов Зевс размышляет: "Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют! / Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто / Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?" [6]. Порой герой отправляется в путешествие по наставлению или совету богов, как, например, Телемах в "Одиссее" по совету Афины: "Также усердно советую, если совет мой ты примешь: /Прочный корабль сдвадцатью снарядивши гребцами, отправься / Сам за своим отдаленным отцом, чтоб проведать, какая / В людях молва про него, иль услышать о нем прорицанье" [6].

Исполнение мифологическими героями задуманной цели, находит одобрительную поддержку со стороны богов, которая, как правило, выражается в виде погодных условий, благоприятствующих возвращению домой: "В путь поднялися обратный к широкому стану ахейцы. С места попутный им ветер послал Аполлон сребролукий", или "Мачту поставили, парусы белые все распустили; Средний немедленно ветер надул, и, поплывшему судну" [6]. И, напротив, возвращение домой без исполнения героической миссии влечёт за собой некоторые трудности, в том числе природного характера, с которыми сталкиваются войны по дороге домой: "Путник, и месяц один нахо-дяся вдали от супруги, Сетует близ корабля, снаряженного в путь, но который Держат и зимние вьюги, и волны мятежного моря" [6]. В "Трудах и днях" Гесиод, на основе собственного опыта и впечатлений от мореплавания, предостерегает от не желательных погодных явлений, связанных с активностью греческих Богов: "...воротиться обратно старайся как можно скорее: не дожидайся вина молодого и ливней осенних, / И наступленья зимы, и дыха-

нья ужасного Нота. Яро вздымает он волны и Зевсовым их поливает / Частым осенним дождем и тягостным делает море" [4].

Таким образом, отметим общий нарратив путешествия в рамках которого феномен путешествия, рассматривается в качестве проявления божественной воли,а также своего рода наказания героя за вероотступничество, и, в то же время, отражает деистические представления о свободе воли и необходимости в религиозных представлениях в дофилософский период. Как мы и писали, схожие идеи нами были обнаружены и в исламе в рамках наших предыдущих исследований, что, как нам представляется, подтверждает нашу гипотезу об общекультурном характере путешествия в религиозно-философском плане.

Примечания:

1. Апресян Р.Г. Динамика образа героя в "Илиаде" Гомера. // Философский журнал. - 2015. - Т. 8. - № 4. - С. 34.

2. Бакина В.И. Философское учение в творчестве Гомера // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 9. - С. 21-29. С. 21. DOI: 10.24158/ fik.2017.9.4

3. Беккер И. Л. Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского. - 2009. - № 11 (15). - С. 7-11. - С.9.

4. Гесиод Труды и дни./В кн.: Эллинские поэты VN-III вв. до н.э.Эпос.Элегия.Ямбы. Мелика/отв. ред. М. Л. Гаспаров.- М.: Ладомир, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. URL: http:// ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407002

5. Гомер. Илиада. Одиссея. - М.: Худ. Литература, 1967. - 767 с.

6. Гомер. Одиссея. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. ИНр://онлайн-читать.рф/ % D 0 % В 3 % D 0 % В Е % D 0 % В С % D 0 % В 5 % D1 % 8 0-ЖСШШЖтхЖВЖЭШ1Ж)Ш1ЖО№Ж>1<М:/

Загл. с эк. Онлайн библиотека русской классической литературы.

7. Зорин И.В. Путешествие как феномен и феноменология путешествия// Вестник РМАТ. - 2011. -№ 1. - С. 13.

8. Коран / пер.и коммент. И.Ю. Крачковского. - 2-е изд. -М.: Наука, 1986.

9. Павсаний. Описание Эллады. - Т. 1. - М., 1938. -С. 100.

Ю.Подосинов A.B. Куда плавал Одиссей? О географических представлениях греков в связи с путешествиями аргонавтов, Геракла и Одиссея // Аристей. Aristeas: вестник классической филологии и античной истории. - 2012.-Т. 5. - №5.- С. 72113.

П.Соколов В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий // Философия и общество. - 1998. - № 5. - С. 50-103. 12.Челышев П.В. Духовно-нравственные начала истории в свете античной мифологии (на примере эпических поэм Гесиода и Гомера)// Вестник Костромского государственного университета. -2017. - № 1. - С. 46-50.-С. 47.

13.Шишкоедов П.Н. Философия античности. Е-book. Издательство: Издательские решения,2011. -415 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. URL: https://www.libfox.ru/636762-pavel-shishkoedov-filosofiya-antichnosti.html

14. Шубин В.И. Гомеровская традиция в греческой колонизационной практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2009. -№2.-С. 197-203.-С. 198.

15.Coldstream J. М. Geometric Greece 900-700 В. С. London, 1977. P. 18.; 5 Snodgrass A. M. A Historical Homeric Society? //JHS. 1974. Vol. 94. P. 114-125.

PROBLEMS OF DEMOCRA CYFORMA TION IN RUSSIA IN THE WORKS OF RUSSIAN PHILOSOPHERS OFXIX-XX CENTURY Zolotarev Sergey Petrovich, DSc of Philosophy, Associate Professor Kurchev Vladimir Ismailovich, Associate Professor

Department of Philosophy and History, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The concepts of Russian liberals and their criticism of Western liberalism in their understanding of the political sphere are considered. The concept of freedom as a spiritual aspect of personality and the influence of culture of society on the formation of man is given. The article defines the principles of Western liberalism and considers the category of "formal" democracy. The category of "creative" democracy in Russian liberalism is defined on the example of creativity of the Russian philosopher i. iiyin. The main reasons for the emergence and influence of the basic principles of Russian liberalism on the management of civil society, as weii as the formation of spirituality and national unity in society with the direct participation of the cultural elite of the representatives of the Russian state. The conclusions are made about the need for the formation of new principles in the dynamic development of modern state construction and society.

Keywords: Russian liberalism; national culture; spiritual essence of the state; formal democracy; creative democracy.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯДЕМОКРА ТИИ В РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XIX-XX ВЕКА

Рассмотрены концепции русских либералов и их критика западного либерализма в их понимании политической сферы. Дано понятие свободы как духовный аспект личности и влияние культуры общества на формирование челове-

УДК 87.6 ВАК РФ 09.00.11

©Золотарев СЛ., 2018 © Курчев В.И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.