Научная статья на тему 'Народные воинские формирования периода бакумацу (1854–1867) и разработка доктрины японских вооруженных сил'

Народные воинские формирования периода бакумацу (1854–1867) и разработка доктрины японских вооруженных сил Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
891
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОХЭЙ / МИМПЭЙ / «НАРОДНАЯ АРМИЯ» / ВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ОМУРА МАСУДЗИРО / “PEOPLE’S ARMY” / NOHEI / MIMPEI / MILITARY FORCES / OMURA MASUJIRO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Евгений Магомедович

Статья посвящена малоизвестным аспектам политической, социальной и военной истории Японии в период бакумацу (1854–1867). Создаваемые в наиболее прогрессивных княжествах юго-западной Японии военные формирования комплектовались из представителей различных социальных слоев, зачастую на добровольной основе, что для Японии эпохи Токугава являлось абсолютно новым явлением. Лежащие в основе организации отрядов принципы после событий мэйдзи исин (1867–1868) были реализованы в качестве военной доктрины Японии, на базе которой создавались централизованные вооруженные силы империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People’s military units of bakumatsu period (1854–1867) and the creation of a doctrine of the Japanese armed forces

The article is devoted to some unknown aspects of political, social and military history of Japan during the bakumatsu period (1854–1867), namely to an absolutely new phenomenon for Tokugawa Japan: creating military units by recruiting from different social strata, often on a voluntary basis, that was a particular feature of the most progressive south-western Japanese regions.The development of Nohei theory features several important stages and was practically realized in the form of people’s army (mimpei). So, at first peasants were recruited forcibly, but from 50s of XIX century in the south-western Japanese regions troops started to be recruited on a voluntary basis. A period of 1860s was very useful for creation of these units as it was a time when a real encounter with aliens started and internal political struggle took a radical form. Thus, it was revolutionary for the-then era to adopt voluntary approach which created the conditions for professional implementation of advanced Western military art, and, ultimately, allowed to defeat the units which fought on the Bakufu side.The principles of organization of the units after the events of the Meiji Ishin (1867–68) were implemented as a base of military doctrine in Japan, which became fundamental for the Great Japan armed forces.

Текст научной работы на тему «Народные воинские формирования периода бакумацу (1854–1867) и разработка доктрины японских вооруженных сил»

УДК 94(520).02

Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2013. Вып. 1

Е. М. Османов

НАРОДНЫЕ ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРИОДА БАКУМАЦУ1 (1854-1867) И РАЗРАБОТКА ДОКТРИНЫ ЯПОНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Подписание коммодором американского ВМФ Мэттью Колбрейтом Перри2 31 марта 1854 г. «Японо-американского договора о дружбе» — Нитибэй васин дзёяку (В^^ПШ^Ш), положившего конец более чем 200-летней изоляции Японии и ставшего первым шагом в деле заключения так называемых ансэйских договоров3, открыло новую страницу в японской истории. Безусловно, данное событие в значительной степени способствовало приближению краха режима бакуфу, расчищало пути для развития капиталистических отношений, сдерживаемых режимом Токугава, и ставило вопрос о включении Японии в региональные и мировые политические и экономические отношения. Появление в Японии огромного числа иностранцев привело к развитию движения, известного в японской историографии под термином «изгнание варваров» — «дзёи» (М^) и ставшего по сути основой нараставшего в отдельных княжествах сепаратизма, приведшего в конечном счете к свержению бакуфу и передаче политической власти императору4. Вместе с тем в 50-е годы XIX столетия происходит качественное изменение целей народных формирований — нохэй Ж^5.

Османов Евгений Магомедович — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: osmanov1979@mail.ru

1 «Конец бакуфу» (^Ж) — период от открытия страны до свержения бакуфу. Датировка у разных исследователей варьируется. Некоторые японские историки началом этого периода считают конец XVIII в., когда обострились противоречия феодального общества; другие — 50-е годы XIX столетия, когда Япония оказалась под гнетом неравноправных договоров.

2 Мэттью Колбрейт Перри (1794-1858), военный и политический деятель США, офицер американского военно-морского флота. Возглавлял дипломатическую миссию в Японию в 1852-1854 гг., угрозой применения военной силы заставил японские власти подписать так называемый Канагавский договор, ставший первым соглашением между проводившей политику изоляции Японией и США. В западной, в том числе российской, историографии традиционно рассматривается как лицо, открывшее Японию Западному миру.

3 Неравноправные договоры, заключенные в годы Ансэй (1854-1858) США и другими державами с Японией. Данные договора устанавливали свободу внешнеторговых отношений, включали Японию в мировые хозяйственные связи, предоставляли иностранцам право экстерриториальности и консульской юрисдикции, лишали Японию таможенной автономии. По сути, борьбой за отмену этих соглашений и диктовалась в Японии необходимость создания сильных вооруженных сил европейского типа.

4 Политическая и социальная сторона данных событий, завершившихся отречением в ноябре 1867 г. последнего сегуна из династии Токугава и восстановлением 5 января 1868 г. прямого императорского правления и известных в историографии под термином «обновление или реставрация Мэйдзи» — «Мэйдзи исин» (Щ'ШШ), достаточно хорошо изучена. В качестве работ, подробно излагающих вышеуказанные события, можно рекомендовать труды [1; 2, перевод этой работы на русский язык: 3].

5 Смысл, вкладываемый в понятие «нохэй», менялся в зависимости от исторических этапов развития Японии. В XI-XVI вв. под нохэй подразумевались «крестьянские армии» — вооруженные крестьянские формирования, выступавшие против экономического гнета со стороны феодалов. В период Тогугава (1600(3)-1867) этим термином стали обозначать систему «земледелец-воин», существовавшую в VII-VIII в. и означавшую, что в мирное время воины занимались сельским хозяйством, были по сути рядовыми крестьянами, а в случае необходимости брались за оружие. В конце периода Токугава этим понятием стали обозначать «народную милицию» — крестьянские отряды или народные дружины, действовавшие в ряде княжеств юго-западной Японии и заложившие основы новой системы комплектования вооруженных сил. Учитывая стоящие перед нами конкретные задачи, под понятием нохэй в работе будет подразумеваться либо система «земледелец-воин», либо (чаще) «народные дружины».

© Е. М. Османов, 2013

Это уже не просто отряды, задействованные в обороне берегов Японии, а мощные движения, создаваемые во многих княжествах как для борьбы с иностранцами, так и для свержения режима Токугава. Таким образом, нохэй начинают ассоциироваться с антиправительственными движениями, выступают за передачу власти императору и в конечном счете становятся основой вооруженных сил новой Японии.

Большое влияние на практическое воплощение философии нохэй6 безусловно оказали труды китайских ученых. В деле изучения Запада можно назвать имена таких ученых, как Линь Цзэсюй (1785-1850), Вэй Юань ШМ (1794-1856), Лян Тиннань ^ЙШ (1796-1861), начавших собирать подлинные сведения о различных западных странах. Хотя работы вышеназванных авторов в большей степени затрагивали географические аспекты, они, выдвигая идеи возрождения былой мощи государства на основе достижений европейцев, положили начало пути постижения внешнего мира, самопознания и модернизации, а постепенное расширение горизонтов познания привело к пониманию необходимости учиться у «варваров». В заключительный период правления Токугава произведения китайских ученых оказали существенное влияние на поколение японцев, которые стремились дать отпор внешней экспансии и преобразовать внутреннюю политику и государственное устройство, т. е. стимулировали развитие общественной мысли Японии в направлении реформ Мэйдзи [5, с. 83].

Известный сторонник открытия страны — Сакума Сёдзан (1811-

1864) справедливо отмечал: «Когда англичане закончат свои дела в Китае, они захотят послать военные корабли в Нагасаки или даже в Эдо» [6, р. 269]. «Западные страны проводят тщательные научные исследования, поэтому они могучие и процветающие... не здесь ли кроется причина того, что они грабят государство Конфуция?» [7, с. 218]. Более того, Сёдзан настаивал на необходимости не просто изучать западные страны, но и отправлять туда для обучения молодых людей из княжеств. Он писал: «Если мы не знаем ни противника, ни своих собственных сил, мы, несомненно, проиграем любое сражение. Но даже если мы знаем врага и свои силы, в существующей ситуации мы еще не можем говорить о сопротивлении. Только после того, как мы искусно овладеем всем тем, что блестяще использует враг, мы сможем говорить о победе над ним» [8, р. 77]. Подобные идеи, выдвигаемые в период открытия страны японскими учеными, несомненно, находили и практическое воплощение.

В 1850-е годы на авансцену политической и социально-экономической жизни Японии выходят княжества, расположенные на юго-западе Японии. Это Сацума (Ш Ш), Тёсю Хидзэн (!Е^), Кии (¡2^) и Тоса Вследствие относительной

удаленности от столицы, с одной стороны, и близости к материку — с другой, эти княжества даже в первой половине периода Токугава занимали особое место. Неслучайно в период бурных исторических событий середины XIX в. они первыми приступают к модернизации своей военной системы, прилагают усилия к укреплению обороноспособности, создают первые предприятия европейского типа по выпуску оружия. Для ведения боевых действий против войск бакуфу в княжествах формируются многочисленные подразделения, во главе которых встают представители низших слоев саму-райства. Свержение режима Токугава и передача власти императору руками выходцев из этих княжеств в политическом и военном плане означала, что представители Сацу-ма, Тёсю и других княжеств юго-западной Японии получают ключевые посты в новой

6 Подробнее об идеях о «народной армии» см.: [4].

государственной системе и встают у истоков создания вооруженных сил на основе всеобщей воинской повинности.

Осенью 1854 г. в княжестве Тоса были сформированы народные милицейские отряды — мимпэй (КЙ). В отличие от отрядов нохэй, формировавшихся в основном из представителей определенных кругов крестьянского сословия, отряды мимпэй, как следует из их названия, апеллировали к более широким слоям населения. В этом смысле формирование отрядов мимпэй, распространившееся вскоре и на другие княжества, было, несомненно, очередным этапом развития нохэй. Но на начальном этапе своего существования мимпэй княжества Тёсю еще не были лишены сословных ограничений. Рядовой состав отрядов комплектовался исключительно из крестьянского сословия — служившие в отрядах охотники и рыболовы по существовавшей сословной системе также считались крестьянами. Представители городского населения — тёнин (НТА), принадлежавшие по большей части к сословию торговцев, могли вступать в мимпэй лишь при условии их изначальной принадлежности к крестьянскому сословию. Командный состав мимпэй состоял из низкоранговых самураев, ронин (^А)7, представителей сельской администрации и госи Характерной особенностью мимпэй Тоса является то, что в отличие от подобных формирований в других княжествах эти отряды создавались исключительно в целях защиты от иностранцев и изначально не преследовали цель свержения режима Токугава.

Большая роль в деле формирования этих отрядов принадлежала самураю Ёсида Тоё (1816-1862). Являясь сторонником союза бакуфу и императора — «ко-

бугаттай» целью которого было создание единого управления страной

для ее защиты от возможной агрессии со стороны Запада, он занимал должность «наблюдателя за побережьем» — фунатэгасира (Ш^Щ). Прибытие эскадры Перри и вызванная этим суматоха заставили его обратиться к главе княжества — Ямаути Тоёсигэ (1827-1872) с предложением об усилении обороны побережья. Тоёсигэ счел предложения разумными и своевременными и отдал приказ о создании мимпэй. При этом предложение Тоё о принятии в эти формирования всех желающих, независимо от их сословного статуса, было отвергнуто [9, с. 80]. Отряды мимпэй дежурили на побережье и должны были незамедлительно сообщать о появлении у берегов княжества иностранных судов. Поскольку служба в мимпэй позволяла определенным категориям лиц получать привилегии, которые они не могли получить иным образом (право на ношение меча и фамилию), эти отряды пользовались большой популярностью у тёнин и мелких госи. При этом минимальный срок службы, необходимый для получения госи статуса настоящего самурая-воина — буси (Й^), был определен в 10 лет [10, с. 252]. Для службы в мимпэй существовали и возрастные ограничения. Нижняя планка по возрасту была установлена в 17, верхняя — в 50 лет [10, с. 81]. С начала 1860-х годов деятельность мимпэй стала приобретать все более выраженную антиправительственную окраску. К 1867 г. численность этих отрядов достигла 1500 человек, что сравнимо с численностью существовавших в княжестве самурайских формирований9.

7 Ронин — «блуждающие волны», «странник» — воин, потерявший покровительство своего сюзерена либо не сумевший уберечь своего хозяина от гибели. Иногда — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин.

8 «Сельский воин» — низшая категория мелкопоместного дворянства в Японии.

9 Наиболее известными отрядами, состоящими исключительно из самураев и ронин, в княжестве Тоса являются созданный в 1865 г. Сакамото Рёма ШФШ® (1836-1867) «отряд морской поддержки» — кай-

Широкую известность в японской историографии получил отряд «Небесные мстители» — Тэнтюгуми (^а^Ж), сформированный в княжестве Кии летом 1863 г. бывшим деревенским старостой в княжестве Тоса Ёсимура Торатаро (1837-1863)

и придворным аристократом Накаяма Тадамицу ФШЙ^ (1845-1864). 13 августа 1863 г. император Комэй ФШ (1831-1867) объявил о намерении посетить могилу легендарного императора Дзимму 1ФЙ, считающегося основоположником японской императорской династии, в провинции Ямато для совершения молебна о разрешении ситуации, связанной с «изгнанием варваров». Этим решил воспользоваться Торатаро. В храме Хокодзи ^^^ в Киото он встретился с Тадамицу, выступавшим против сторонников кобугаттай и за концентрацию всей власти в руках императора, и договорился с ним о совместном выступлении. 17 августа отряд из 30 самураев, ронин и госи в возрасте от 13 до 46 лет [11, с. 74] под руководством Торатаро захватил административное управление района Годзё провинции Ямато и объявил себя новой местной властью. К отряду стали присоединяться крестьяне из окрестных селений, с помощью которых удалось захватить замок Такатори йЖ. Максимальная численность отряда составила свыше 1000 человек. Однако вскоре внутри его начались распри, вызванные разным социальным статусом его членов, и отряд лишился поддержки окрестных крестьян. 19 сентября 1863 г. под ударами высланных бакуфу карательных войск Тадамицу издал указ о роспуске отряда. Торатаро и Тадамицу укрылись в княжестве Тёсю. В японской историографии деятельность Тэнтюгуми считается «бикфордовым шнуром», поджегшим «пороховую бочку» событий Мэйдзи исин [12, с. 5]. Действительно, структура, классовый состав и финансирование этого отряда во многом совпадают с системой, существовавшей во время событий мэйдзи исин. Следует добавить, что одновременно с Тэнтюгуми в той же провинции действовал отряд под названием Тоцукава симпэй 11 Щ^), состоявший из госи деревни Тоцукава и насчитывавший около 150 человек.

Интерес представляет и созданное для обеспечения порядка в Нагасаки охранно-полицейское формирование — кэйэйтай (ШШШ). Появление отряда относится к августу 1864 г. Основой отряда стали дети местных чиновников, ронин, госи окрестных деревень. Изначально отряд насчитывал 150 человек, но уже в 1867 г. увеличился до 35010. Инструкторами отряда стали представители Великобритании, добившиеся от отряда хороших боевых качеств. В июле 1867 г. отряд на стороне императорских формирований участвовал в битве за Акита (|^Ш), в сентябре — за Мориока (^И), в декабре вошел в Киото, получил одобрение своих боевых успехов от императора, и затем из порта Кобэ на российском судне «Корея» отправился в Нагасаки. В 1867 г. название отряда было изменено на «югэкитай» (ШЩШ-).

Рассмотренные выше формирования мимпэй, существовавшие в княжествах Тоса и Кии и в Нагасаки, не только сыграли важную роль в победе сторонников императорского правления, но и оказали значительное влияние на организацию и систему комплектования войск первых годов Мэйдзи.

Однако наибольший интерес представляют отряды мимпэй, созданные в княжествах Сацума и Тюсю, поскольку именно они были основными военными формированиями Японии в 1868-1872 гг., а руководители некоторых из этих отрядов стояли у истоков создания императорских вооруженных сил.

энтай (ШШШ) и созданный в 1867 г. по примеру кайэнтай «отряд сухопутной поддержки» — рикуэнтай (Ш ШШ), возглавлявшийся Накаока Синтаро (1838-1867) и насчитывавший 70 ронинов.

10 В работе Акасэ Хироси максимальная численность отряда определена в 333 человека [13, с. 167], а в книге Тоямы Микио — в 363 человека [14, с. 4].

В разное время с 1863 по 1868 г. в княжестве Тёсю существовало свыше 150 отрядов, выступавших за борьбу с иностранцами и уничтожение бакуфу и варьировавшихся по численности от 11 до 1000 человек [15]. Интересно, что в княжестве был только один отряд, поддерживавший бакуфу, — созданный в 1853 г. и насчитывавший 120 человек сэмпотай (ШШШ), который являлся официальными войсками бакуфу в княжестве и был уничтожен в 60-е годы проимператорскими отрядами.

Созданию различных формирований в княжестве способствовала как внутриполитическая, так и внешнеполитическая обстановка. Реально столкнувшееся с военной силой Запада Тюсю, в отличие от большинства других княжеств, первым осознало необходимость консолидации всех сил, способных оказать сопротивление иностранцам, независимо от сословных рамок.

Для усиления военной системы княжества в июне 1863 г. началось формирование отрядов мимпэй, получивших название кихэйтай11 (ЩЙШ). Существует несколько вариантов перевода этого термина на русский язык. Н. И. Конрад трактует этот термин как «отряд необычных солдат» [17, с. 193]. В русском переводе работы Г. Нормана «ки-хэйтай» рассматриваются как «войска внезапного действия» либо как «неожиданные отряды» [10, с. 256]. Советская историческая энциклопедия также определяет кихэйтай как «отряды необычных воинов» [18, с. 390]. На наш взгляд, более правомочным является вариант Г. Нормана, поскольку эти отряды не были регулярной армией княжества, а представляли собой смесь из бедных и богатых крестьян, горожан, низкоранговых самураев и ронин, наносивших, как следует из нижеприводимых слов организатора формирований, неожиданные удары по вражеским войскам.

Прогрессивность добровольческого отряда кихэйтай заключалась в том, что он нес в себе зачатки новой армии первых годов Мэйдзи, когда было отменено сословное деление общества, установленное Токугава. Поскольку этот отряд сыграл основополагающую роль в деле создания системы комплектования вооруженных сил Японии в первые годы Мэйдзи и заложил основы императорской армии и флота, необходимо рассмотреть его более детально.

Формирование отряда началось после того, как летом 1863 г. самурайские войска отступили под огнем иностранного флота в Симоносэки. Поражение основной боевой силы княжества заставило его главу — Мори Такатика^^УЩЩ (1819-1871) обратиться за помощью к известному уже в то время своими прогрессивными взглядами в области политики и военного дела стороннику свержения бакуфу самураю Такасуги Синсаку (1839-1867). «Создам войска, которые будут сдерживать неприяте-

ля, нанося ему неожиданные удары по наиболее уязвимым местам» [19, р. 141], — заявил Такасуги Синсаку главе княжества, предопределив тем самым название своего формирования. Он говорил: «Получающие стипендию самураи стали нежными и беспечными вследствие многих лет мирной жизни и праздности. Воинская доблесть самураев притупилась, и для возрождения армии необходимо привлекать добровольцев, обладающих здоровым духом, храбростью и мастерством, независимо от их сословной принадлежности, будь то самурай, крестьянин или ремесленник» [10, с. 256]. Вообще для Такасуги Синсаку был характерен крайний радикализм, направленный против самого существования самурайского сословия. Таким образом, в отряды кихэйтай могли вступать практически все желающие, а их опорой стали низшие слои самурайства, ро-

11 Основным источником по данному формированию является [16].

нин, госи, крестьяне и горожане. Кроме того, в составе кихэйтай были представители эта12, что шло вразрез с традиционной социальной системой.

В отряд не просто принимались представители всех сословий, но и внутри отряда устанавливался принцип абсолютного равенства, в основе которого лежал тезис единения — доси (1ч1^). Это было практическим воплощением идей, выдвигаемых теоретиками нохэй в целом, и взглядов, сформулированных Ёсидой Сёином13 ^Ш^ Ш (1830-1859), в частности в труде «Пробуждение народа» — Сомукукки (^^^Й).

6 июня 1863 г. Такасуги начинает набор людей в Кихэйтай. За неделю было набрано около 60 человек, а уже к 27 июня отряд насчитывал более 200 человек [23, с. 59]. Во главе его встал сам Такасуги.

Кихэйтай, воины которого изначально были вооружены устаревшими гладкоствольными фитильными ружьями и мечами, понес значительные потери в столкновениях с иностранцами. Интересно, что командующим кихэйтай в этом столкновении был Ямагата Аритомо ШШШ^Ш (1838-1922), будущий автор всей военной системы Японии, включая разработку системы комплектования войск призывниками на основе всеобщей воинской повинности. Ямагата одним их первых бросил клич — «без европейского оружия мы проиграем» [24, р. 172] и приступил к перевооружению и обучению состава кихэйтай принятым в Европе способам ведения боя.

К осени 1863 г. численность отряда составила 375 человек. Это было действительно сильное добровольческое формирование. Солдаты кихэйтай были вооружены новейшим оружием, в том числе винтовками Минье, располагали артиллерией, которую закупали у Великобритании. Хотя отряд и имел меньший опыт ведения боевых действий, чем войска Токугава, он отличался значительно большим мастерством: в его подразделениях активно использовались иностранные консультанты (предводители отрядов первыми осознали, что для борьбы с иностранцами необходимо использовать их передовой военный опыт), была установлена строгая дисциплина.

15 сентября 1863 г. из-за столкновений с проправительственным отрядом сэмпо-тай (ШШШ) Такасуги Синсаку смещают с должности главнокомандующего, а его место занимает Аканэ Такэто (Такэндо) ^ШЙА (1838-1866). В августе 1864 г. он по поручению главы княжества ведет переговоры с представителями иностранных держав, результатом которых становится заключение мирного соглашения, а компенсация за понесенный иностранцами ущерб возлагается не на Тюсю, а на центральное правительство. В это же время бакуфу начинает готовить карательную экспедицию против Тёсю, что оборачивается приходом к власти сторонников сотрудничества с бакуфу. Такасуги вынужден покинуть княжество. Победа реакции нашла отражение в издан-

12 «Отверженные» (Ш^) — парии. Категория населения, замыкавшая социальную структуру японского общества периода Токугава. Исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с разделкой туш, выделкой кожи, уборкой нечистот и т. д. Подробнее см.: [20-22].

13 Известный теоретик и идеолог реставрации Мэйдзи, ученик Сакумы Сёдзана. В 1848 г. был назначен на должность военного инспектора княжества Тёсю и начал реформу системы береговой охраны. После прибытия в 1853 г. американской эскадры пытался выехать для изучения военного дела за границу, для чего перебрался в Нагасаки и старался проникнуть на судно российской миссии. За повторную попытку, предпринятую в 1854 г., приговорен к тюремному заключению. В 1856 г. выходит из тюрьмы и получает от властей Тёсю разрешение на открытие частной школы, через которую прошли многие будущие видные политические деятели Японии. В 1858 г. за подготовку убийства ответственного за подписание торгового договора с США чиновника бакуфу Ёсида Сёин вновь оказался за решеткой. Казнен по приказу бакуфу в 1859 г.

ном в декабре 1863 г. указе о кихэйтай. Этот указ не только запрещал вступать в отряд княжеским воинам и их старших сыновьям, но и говорил о том, что «крестьян или горожан, желающих вступить в отряд, можно брать только в том случае, если на время службы они смогут найти людей, которые их заменят в сельском хозяйстве или торговле. Беглые крестьяне и находящиеся на грани разорения торговцы должны удаляться из отрядов» [16, т. 2, с. 48].

Однако уже в ноябре 1864 г. Такасуги возвращается в Тёсю. Он обращается к Ака-нэ Такэто с требованием поднять отряд кихэйтай для борьбы с реакционерами. Однако командир отряда, считая, что 400 человек не в состоянии противостоять войскам княжества, за спиной которых 150-тысячная армия бакуфу, не поддерживает Такасуги. Тогда он обращается ко всем отрядам мимпэй, предлагая поднять восстание, центром которого станет Симоносэки. В декабре туда начинают стекаться сторонники Такасу-ги, в числе которых были представители отряда борцов сумо — рикиситай (^¿Ш) во главе с известным политическим деятелем, будущим премьер-министром Японии Ито Хиробуми (1841-1909). Начатое в начале января восстание, в котором

участвовало свыше 3000 человек, включая отряд кихэйтай, окончилось победой сторонников Такасуги Синсаку. Одержанная победа внесла значительный вклад в дело изменения политики княжества, которое твердо взяло курс на уничтожение бакуфу и передачу власти императору. В марте 1865 г. администрация Тёсю официально признала все существующие формирования войсками княжества. При этом предполагалось, что общая численность отрядов составит 1500 человек, а их содержание и вооружение будет производиться за счет княжества [19, р. 132]. Такасуги развивает активную деятельность по реорганизации и обучению кихэйтай, закупает у Великобритании оружие, приглашает иностранных военных инструкторов. В итоге боевая мощь кихэйтай значительно увеличивается, что позволило одержать победу над войсками бакуфу в 1866 г.

Появление кихэйтай вызвало в княжестве волну организации14 подобных добровольческих формирований, основой которых, помимо самураев, становились бедные и зажиточные крестьяне, охотники и рыболовы, горожане, священнослужители, представители эта и другие слои населения.

В качестве примеров таких формирований можно отметить созданный в 1863 г. из представителей синтоистского и буддийского духовенства артиллерийский отряд сядзотай (ЙИШ), насчитывавший 160 человек; сформированный в том же году из го-си и населения города Огоори отряд дзирикитай (¡!ЛШ), состоявший из 200 человек; состоящий из 200 охотников отряд мимпэй под названием согэкитай (ЙЯШ). К августу 1864 г. относится появление в княжестве формирования митатэтай (®ШШ), насчитывавшего 230 человек, которое возглавлял Ота Итиносин ЖШШ^Ш (18411871).

Широкую известность получила деятельность отряда, сформированного в феврале 1865 г., в основе которого лежало созданное в июне 1864 г. Акира Ютаро (1841-1905) формирование симбутай (МЙШ). Поскольку отряд действовал в южной части княжества, он, в отличие от действовавшего в западной части отряда кихэйтай, получил название второго кихэйтай — дайникихэйтай (Ш—ЩЙШ), или южного кихэйтай — Минами кихэйтай (ШЩЙШ). Во главе отряда стояли бывший командую-

14 Всего их было сформировано около 100.

щий кихэйтай Сираи КосукэЙ^'ЬЙ (1826-1902) и бывший секретарь кихэйтай — Сэра Сюдзо ШйШШ (1835-1868). В составе насчитывавшего 300 человек отряда были крестьяне, буддийские монахи и синтоистские священнослужители, ронин, низкоранговые самураи. В 1865 г. численность отряда была сокращена до 125 человек [25, с. 254].

Соратник Такасуги Синсаку (1839-1867), низкоранговый самурай Ёсида

Тосимаро (1841-1864) сформировал из представителей эта отряд Исиндан

куда вошли наиболее сильные мужчины из района Ямагути и Какиноути. Кроме того, были созданы такие отряды народного ополчения, как состоящий из торговцев отряд «Асаититай» ($Л—Ш), из борцов сумо — «Рикиситай», из плотников — «Сэнъэйтай» (ШШ), и десятки других.

В целом количество отрядов, членов которых объединяли общие цели и надежды, к 1866 г. достигло 20015, а общее число воинов этих отрядов приближалось к 100 000.

Но, при всей прогрессивности кихэйтай и других подобных формирований, необходимо учитывать, что эти отряды не были народной армией современного типа. У руля отрядов стояло низкоранговое самурайство, а существовавшая система набора безотносительно сословной принадлежности базировалась исключительно на стремлении изменить сложившуюся политическую ситуацию и никоим образом не предусматривала полное ниспровержение традиционного устоя общественных отношений — сословной системы. Более того, представители крестьянского сословия, оказавшиеся в рядах мимпэй, отрывались от своих односельчан и начинали воспринимать себя в качестве избранных, приблизившихся по своему статусу к представителям самурайского сословия. Руководители отрядов, стремясь не допустить крупномасштабных крестьянских выступлений, путем различных привилегий и ограничений способствовали такого рода расслоению, не допуская массового вооружения крестьян. В то же время ряд руководителей мимпэй использовал возникавшие народные волнения для достижения собственных целей.

Поднимая восстание в начале 1865 г., Такасуги Синсаку так отзывался об Аканэ Такэндо: «...он всего лишь крестьянин... а я дворянин... Разве можно меня равнять с мужиком» [3, с. 162]. Данный факт явно свидетельствует о том, что глава самого прогрессивного в Японии отряда мимпэй не помышлял о полном упразднении сословных рамок и не выходил в этом за пределы основ феодальной системы. Привлечение в свои отряды представителей всех сословий диктовалось исключительно стратегической необходимостью.

Таким образом, отряды мимпэй, включая кихэйтай, были лишены основного элемента, присущего подлинно народным армиям, — связи с широкими народными массами. Учитывая все это, мы не можем согласиться с утверждением Г. Нормана о том, что «кихэйтай носили антифеодальный характер. и представляли собой своеобразное крестьянское восстание» [10, с. 258]. Для многих представителей низов самурайского сословия, включая Ямагата Аритомо и Ито Хиробуми, руководство кихэйтай было путем к политической и военной карьере.

Тем не менее рассмотренные примеры мимпэй представляют собой абсолютно новый тип войск с особой системой комплектования. Эти войска стали переходным этапом от основанных на классовой системе самурайских формирований периода То-кугава к лишенным сословных рамок вооруженных силам мэйдзийской Японии.

15 Некоторые из отрядов представлены в [3, с. 155-156].

В княжестве Сацума в отличие от Тёсю теория нохэй не была реализована на практике, однако его рассмотрение представляется необходимым в связи с ролью, которую играли княжество и его представители в создании военной системы Японии исследуемого периода. Несмотря на то, что Сацума одним из первых в Японии приступило к модернизации своей военной системы и промышленности, его руководство сохраняло традиционную ориентацию на жесткое разграничение воинов и земледельцев. Таким образом, в отличие от Тёсю, где крестьянское сословие находилось под меньшим гнетом и пользовалось большей экономической самостоятельностью, в Сацума не сложилось предпосылок для формирования отрядов мимпэй, а сторонники создания таких отрядов либо подвергались преследованию, либо были вынуждены действовать за пределами княжества. Существовавший в княжестве консерватизм не позволял расширить социальную базу военной системы, основой которой оставались самурайские войска. Поэтому далеко не случаен факт, что ареной вспыхнувшего в 1877 г. крупнейшего в японской истории самурайского восстания, известного под названием Юго-западной войны — Сэйнансэнсо (ШШШ^)16, стала именно территория Сацума.

Иностранная угроза начала 1860-х годов заставила главу княжества Симадзу Та-даёси (1840-1897) издать приказ о создании морского отряда — суйгунтай

(?КШШ). Сформированный из низкоранговых самураев в июне 1863 г., отряд состоял из 12 судов и насчитывал 120 человек личного состава. Таким образом, на каждое судно, являвшееся, по сути, небольшим кораблем для транспортировки товаров, приходилось по 10 человек. Отряд принимал участие в боях в заливе Кагосима в августе 1863 г., но неудачно. Потеря судов в этом столкновении привела к тому, что отряд был переформирован в сухопутный артиллерийский корпус, а его личный состав после соответствующей подготовки был распределен по различным княжествам [26, с. 212]. С большой долей уверенности можно утверждать, что существование в княжестве данного отряда, вкупе с тесным сотрудничеством Сацума с Великобританией, позволило представителям Сацума после реставрации Мэйдзи занять ключевые посты в военно-морской сфере и строить военно-морской флот империи по английскому образцу.

В заключившем в 1867 г. союз с Тёсю и Сацума княжестве Хиросима в период с 1863 по 1868 г. существовало 29 отрядов, 15 из которых включали представителей крестьянского сословия либо полностью из них состояли. Формирование этих отрядов пришлось на годы правления одиннадцатого главы княжества — Асано Нагамити ^ (1812-1872), прилагавшего большие усилия к восстановлению экономического благосостояния княжества. Нагамити инициировал серию реформ, в числе которых были и преобразования существовавшей в княжестве военной системы. Поскольку географически Хиросима граничило с Тёсю, это обстоятельство во многом и предопределило его дальнейшую историю. Во время первой и второй карательных экспедиций против Тёсю территория княжества служила местом дислокации войск бакуфу. Однако само Хиросима выступило против войны и пыталось взять на себя роль посредника в конфликте. Поражение войск бакуфу в 1866 г. заставило Нагамити пойти на сближение с Сацума и Тёсю. В том же 1866 г. для борьбы с бакуфу были сформированы отряд сёсинтай (Й1ФШ) численностью 60 человек и состоящий из 300 госи и ронин отряд сюготай (Ш^Ш). В следующем году к ним добавились состоящий из крестьян

16 Крупнейшее и последнее в японской истории выступление упраздненного самурайского сословия, недовольного политикой нового руководства страны. Во главе охватившего юго-западную часть острова Кюсю восстания стоял Сайго Такамори ЩЯШШ (1827(8)-1877).

и горожан дозорный отряд кэнрикитай (ШЛШ) численностью 300 человек и насчитывавший 150 человек отряд соютай (ШШШ), выполнявший полицейские функции [27].

В последние годы существования бакуфу в военной системе Японии произошли существенные изменения. В противовес традиционной системе комплектования, базировавшейся на самурайских формированиях, монополизировавших военное дело в стране, появляется абсолютно новый и, безусловно, прогрессивный для токугавского общества подход, основанный на введении системы набора безотносительно сословных рамок. И если ряд рассмотренных формирований мимпэй изначально апеллировал к зажиточной части крестьянского сословия, то затем, когда в руководстве этих отрядов появляются «патриоты» — «сиси» ставившие своей задачей защиту

страны от внешней опасности, доступ к оружию получают и низшие слои крестьянства, и даже представители эта. Особенно ярко этот подход виден на примере деятельности отрядов, вступавших в прямые военные столкновения с иностранцами (Тёсю). Хотя нужно отметить, что в подвергшемся иностранным атакам княжестве Сацума вследствие консерватизма его управителей таких отрядов сформировано не было. Еще одной важной особенностью мимпэй периода бакумацу следует считать появление двойственного подхода к набору в формирования. Если изначально при наборе в мимпэй использовался принудительный принцип, безотносительно возможностей и желания призывников, то затем многие из этих формирований начинают комплектоваться добровольцами. Новый подход к формированию отрядов отразился и на их боевых качествах. Об этом свидетельствуют как провал второй карательной экспедиции против Тюсю в 1866 г., так и последовавшие за этим события, завершившиеся полным разгромом самурайских формирований, выступавших на стороне бакуфу и придерживавшихся по большей части традиционных сословных рамок. Таким образом, можно констатировать, что деятельность мимпэй, развивавшая теорию нохэй, носила прогрессивный характер и оказала непосредственное влияние на формирование новой военной доктрины Японии.

Теория нохэй в своем развитии прошла ряд важных этапов. Апеллирующие к прошлому философские построения мыслителей эпохи Токугава были практически реализованы во многих княжествах Японии в виде народной армии — мимпэй. При этом если изначально к службе по охране побережья крестьяне привлекались в принудительном порядке, то уже с 50-х годов XIX в. в юго-западных княжествах начинают появляться отряды, комплектовавшиеся на добровольной основе. Особенно много таких отрядов появляется в 1860-е годы, когда начинаются реальные столкновения с иностранцами, а усилившаяся внутриполитическая борьба приобретает радикальные формы. Таким образом, именно революционный для своей эпохи добровольческий подход, постепенно лишенный рамок сословных ограничений, создал условия для профессионального овладения передовым военным опытом Запада и в конечном счете позволил нанести поражение формированиям, сражавшимся на стороне бакуфу. Безусловно, положительные стороны, имевшиеся в народных формированиях, были в полной мере положены в основу доктрины новой системы комплектования, складывавшейся в 1868-1872 гг. Этому явлению способствовало и то обстоятельство, что лица, ответственные за создание новой государственной военной системы, по большей части были командирами и участниками этих смешанных формирований.

Литература

1. Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2006. 735 с.

2. Тояма Сигэки. Мэйдзи исин. Иванамидзэнсё, 1973.

3. Тояма Сигэки Мэйдзи исин (Крушение феодализма в Японии) / пер. с яп. В. П. Алексеева и др. М.: Изд-во иностр. литературы, 1959. 364 с.

4. Османов Е. М. Философия «нохэй» и первые попытки ее практической реализации в XVII — середине XIX столетия // «Модернизация и традиции»: XXVI международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. СПб.: СПбГУ, 2011. 480 с.

5. Врадий С. Ю. Влияние китайских ученых на развитие общественной мысли Японии накануне Мэйдзи // Вестник ДВО РАН. 2005. № 4. С. 80-84.

6. Sansom G. B. The Western World and Japan. London: Cresset Press, 1950. xvi, 543 p.

7. Иноуэ Киёси. Нихон киндайси. Мэйдзи исин (История Японии нового времени. Мэйдзи исин). Токио, 1955. 250 с.

8. Brown D. M. Nationalism in Japan. An Introductory Historical Analysis. Berkeley: Univ. of California Press, 1955. 278 p.

9. Хирао Митио. Котихан но мимпэй сэйдо (Система мимпэй княжества Коти) // Тоса сидан (Беседы об истории княжества Тоса). Тоса сиданкай, 1935. № 35. С. 44-57.

10. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии / пер. с англ. П. П. Топеха. М.: Восточная литература, 1961. 296 с.

11. Сакамото Инуносукэ. Тэнтюгуми // Рэкиси гундзо (Памятники истории). 2006. № 12. С. 141-166.

12. Оока Сёхэй. Тэнтюгуми. Коданся, 1992. 454 с.

13. Акасэ Хироси. «Кабусики гайся» Нагасаки дэдзима («Корпорации» на Дэдзима в Нагасаки). Коданся, 2005. 321 с.

14. Тояма Микио. Нагасаки рэкиси но таби (Путешествие по истории Нагасаки). Асахисимбунся, 1990.

199 с.

15. Бакумацу эйкэцу року (Записи о героях периода бакумацу) [Электронный документ]. URL: http:// www.bakusin.com/eiketu/ (дата обращения: 22.11.2010).

16. Кихэйтай никки (Дневники кихэйтай). Т. 1-4. Кёдайгакусюппанкай, 1971. 2054 с.

17. Конрад Н. И. Столетие японской революции // Конрад Н. И. Избранные труды. История. М.: Наука, 1974. C. 188-199.

18. Кихэйтай // Советская историческая энциклопедия. М., 1965. Т. 7. С. 390.

19. Craig Albert. Choshu in the Meiji restoration. Lexington Books, 2000. 456 p.

20. Харада Томохико. Хисабэцу бураку но рэкиси (История дискриминируемых жителей бураку). Аса-хисимбунся, 1973. 246 с.

21. Emily A. Su-lan Reber. Buraku mondai in Japan. Historical and Modern Perspectives and Directions for the Future // Harvard Human Rights Journal. 1999. N 12. P. 297-360.

22. Ханин З. Я. Парии в японском обществе. М.: Наука, 1980. 250 с.

23. Хоя Тору. Гумби дзидзё ни миру бакумацу сёхан (Княжества периода бакумацу в состоянии их вооруженных сил) // Рэкиси токухон (Историческая хрестоматия). Ноябрь, 2003.

24. Thomas M. Huber. The Revolutionary Origins of Modern Japan. Stanford University Press, 1981. 272 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Дзэнкоку бакумацу исин дзимбуцу дзитэн (Словарь деятелей Японии периодов бакумацу и Мэйд-зи исин). Гакусюкэнкюся, 2010.

26. Харагути Идзуми. Кагосимакэн но рэкиси (История префектуры Кагосима). Ямагавасюппанся,

1999.

27. Бакумацу исин сётай иккан (Обзор отрядов периода бакумацу и Мэйдзи исин) ШЖШШ^Ш—Ж: [Электронный документ]. URL: http://homepage1.nifty.com/kitabatake/rekishi26.html. (дата обращения: 25.12. 2010).

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.