Научная статья на тему '2011. 02. 056. Иэтика ёсики. Союзу Сацума и Тёсю придаётся слишком большое значение. Иэтика ёсики. Саттё: до:мэй-ва кадайси сарэтэ ИРУ // ТЮ:о:-ко:рон. - Токио, 2010. - Т. 125, n 10. - С. 34-43. - на Яп. Яз'

2011. 02. 056. Иэтика ёсики. Союзу Сацума и Тёсю придаётся слишком большое значение. Иэтика ёсики. Саттё: до:мэй-ва кадайси сарэтэ ИРУ // ТЮ:о:-ко:рон. - Токио, 2010. - Т. 125, n 10. - С. 34-43. - на Яп. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 056. Иэтика ёсики. Союзу Сацума и Тёсю придаётся слишком большое значение. Иэтика ёсики. Саттё: до:мэй-ва кадайси сарэтэ ИРУ // ТЮ:о:-ко:рон. - Токио, 2010. - Т. 125, n 10. - С. 34-43. - на Яп. Яз»

порах те дают решительный отпор. В девятом лунном месяце неожиданно умирает сёгун, и бакуфу вынуждено срочно подписать перемирие, которое фактически было победой Тёсю.

В это время Синсаку страдает от тяжелой болезни и не участвует в наиболее значимых операциях Кихэйтай. Новый император восстанавливает клан Тёсю во всех правах и объявляет «врагом двора», напротив, сторонников сёгуна. В 1868 г. в местечке Тоба-Фусими возле Киото начинается гражданская война, бои быстро распространяются на регион Канто и Хоккайдо. В этих боях отряды из Тёсю, в первую очередь Кихэйтай, сражались в первых рядах, и около 5000 человек получили награды. Однако после возвращения домой герои сражений не получили ожидаемой награды. Уже в 1869 г. войска были распущены кланом, который оставил только 2000 человек, большинство из которых были из числа привилегированных вассалов. Таким образом, большинство участников ополчения получили только памятные награды.

История отряда Кихэйтай получает трагическую развязку. В 1869 г. восстают распущенные части Кихэйтай, из 1800 участников восстания 1300 происходили из крестьян и купечества (с. 33). Большинство восставших были младшими сыновьями крестьянских домов, которые по возвращении домой обнаружили, что лишены земельного надела. Восстание было подавлено с исключительной жестокостью, число приговоренных к смерти превысило 100 человек (с. 33).

Об этом восстании принято умалчивать в учебной и специальной литературе. У самого автора был негативный опыт публикации статьи о Кихэйтай, из нее были полностью удалены последние части о восстании отряда, чтобы «не портить» героический образ эпохи.

А.А. Лисицына

2011.02.056. ИЭТИКА ЁСИКИ. СОЮЗУ САЦУМА И ТЁСЮ ПРИДАЁТСЯ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ИЭТИКА ЁСИКИ. Саттё: до:мэй-ва кадайси сарэтэ иру // Тю:о:-ко:рон. - Токио, 2010. - Т. 125, N 10. - С. 34-43. - На яп. яз.

Профессор Осакского университета экономики характеризует значение заключения союза между княжествами Сацума и Тёсю в истории Японии.

Традиционно заключенному в начале 1866 г. союзу Сацума и Тёсю приписывается значение этапа в истории реставрации Мэйд-зи. Считается, что после этого стали возможны согласованные действия княжеств, до этого враждовавших, направленные на свержение сёгуната и восстановление власти императора. При этом, однако, не учитываются условия заключения союза.

После открытия страны в 1854 г. отношения между бакуфу и императорским двором стремительно ухудшаются. Это дает повод сильным княжествам: Сацума, Тёсю - под предлогом восстановления этих отношений усилить влияние при дворе. Вскоре отношения между этими кланами становятся конфронтационными, и в соперничестве за влияние на императора одолевает Сацума, а Тёсю оказывается насильственно изгнан из Киото. Однако самураи княжества Сацума (в первую очередь, Сайго Такамори) осознают необходимость ради свержения сёгуната союза с Тёсю, который они заключают при посредничестве нескольких представителей клана Тоса (Сакамото Рёма, Нисиока Синтаро).

Сайго Такамори вызывает в Киото из Тёсю Кидо Такаёси (также известен как Кацура Когоро), с которым как с представителем княжества в результате долгих переговоров и был заключен союз. Встает вопрос, почему Сайго, нарушая запрет сёгуната, вызвал представителя Тёсю в столицу, а когда тот прибыл, не стал сразу предлагать ему союз с Сацума.

В конце эпохи Эдо всей полнотой власти в княжестве Сацума обладал отец номинального главы клана - Симадзу Хисамицу. Хи-самицу выступал в поддержку сёгуната и не ставил задач «изгнания варваров» с расторжением договоров. Незадолго до заключения союза с Тёсю Хисамицу направляет в Киото одного из своих приближенных, Кацура Хисатакэ, с целью надзора за группой молодых самураев его клана (в первую очередь Сайго Такамори, Оку-бо Тосимити), которые, по мнению Хисамицу, ведут себя неподобающим образом, высказываясь против сёгуната.

Сайго и его сподвижники, получив послание Хисамицу, обещают следовать его наставлениям и не совершать действий, противоречащих политике сёгунов Токугава. Вот почему самураи Сацу-ма вели себя нерешительно во время переговоров: они не хотели, с одной стороны, нарушить слова, данного сюзерену, с другой - обидеть посланника Тёсю.

Вероятно, представители Сацума и Тёсю придавали различное значение переговорам. Если Сацума воспринимали их серьёзно, то Тёсю не ощущали себя полномочными представителями клана. Поэтому и не сохранилось протоколов переговоров. Дело не в особой их секретности, если вдуматься, именно по самым секретным (а следовательно, важным) переговорам между княжествами сохранялись наиболее значительные документы. Можно заключить, что переговоры не воспринимались представителями Сацума как важное событие.

Кацура Хисатакэ, внимательно наблюдавший за деятельностью Сайго и его группы, в своем дневнике не оставил упоминаний о подписании какого-либо договора. Более того, в письме, написанном в те дни одному из друзей, он жалуется на «невероятную скуку». Чиновник из Сацума, задачей которого было пресечь подрывную деятельность против сёгуната, фактически не заметил возникновения союза, который, как утверждается, сыграл решающую роль в свержении Токугава.

Заслуживает внимания и план из шести пунктов, который Сайго предъявил Кидо Такаёси и который стал основой соглашения. В записках Такаёси упоминается, что Сайго пытался представить его как исключительно важный документ. Однако в нем не было чего-то радикально нового. Первый пункт говорил о необходимости введения войск в Киото для защиты императорского дворца, чему Сацума и без того следовали. Пункты 2-4 объявляли о намерении поддерживать восстановление влияния Тёсю. Эта стратегия также была определена руководством клана Сацума ранее, поскольку князь Хисамицу и его приближенные рассматривали Тёсю как противовес Токугава и не были заинтересованы в его чрезмерном ослаблении. Пункт 5 говорил о неизбежности конфронтации с Токугава и родственными им кланами. Наконец, пункт 6 выражал совместное стремление восстановить императорскую власть. В целом, документ производит впечатление составленного наспех текста.

Утверждают, что в подтверждение тайного договора княжество Сацума отказалось участвовать в карательной экспедиции против княжества Тёсю. Однако клан Сацума не хотел излишнего усиления Токугава и, ввязываясь в военные действия, расходовать собственный потенциал; этот отказ участвовать был сделан в инте-

2011.02.057-058

ресах, в первую очередь, самого клана Сацума, и лишь в результате стечения обстоятельств эта политика сыграла на руку Тёсю.

Самая большая ошибка, которая допускается при анализе событий тех лет, заключается в том, что говоря о действиях Сайго Такамори и его сподвижников, историки переносят образ влиятельного политика (каким Сайго стал в результате реставрации) на более ранний период, когда он и его друзья были небольшой группой молодых самураев Сацума, не имевших никакой реальной власти в своем клане и чьи идеи не разделяло большинство самураев княжества. Принимая это во внимание, переговоры о союзе между Сацума и Тёсю можно расценивать практически как фальсификацию со стороны Сайго и его соратников, поскольку они не являлись официальными представителями Сацума.

А.А. Лисицына

2011.02.057-058. САМУРАИ В ИСТОРИИ ЯПОНИИ. (Сводный реферат).

2011.02.057. FRIDAY K.F. Samurai, warfare and the state in early medieval Japan. - N.Y.: Routledge, 2004. - XIV, 234 p.

2011.02.058. VAPORIS C.N. Iour of duty: Samurai, military service of Edo and the culture of early modern Japan. - Honolulu: Univ. of Hawaii press, 2008. - XIII, 318 p.

Американский историк-японовед К. Фрайд (057) рассматривает формирование военного сословия самурайства в XII-XIV вв. как эволюционный, а не революционный процесс.

Предшественницей самурайской системы в Японии была система рицуре, импортированная из Китая, но быстро утратившая свою эффективность в японских условиях. С VIII до середины Х в. императорский двор Японии перешел от призывного принципа набора в армию с последующим обучением военному делу к составленной из части обученных, части экипированных наемников-профессионалов.

В это же время происходил процесс формирования провинциальных военных элит, поддерживавших тесные связи с центром и придворной аристократией. Они включали две категории военных: первую составляли те, кто был связан происхождением с местными вождями до периода рицуре, вторая включала потомков боковых ветвей домов центральной аристократии, создавших свои базы в провинции, таких, как Минамото, Фудзивара, Татибана,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.