Научная статья на тему 'Народные традиции в настоящее время (на примере этнокультурных процессов у коми-пермяков)'

Народные традиции в настоящее время (на примере этнокультурных процессов у коми-пермяков) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
792
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРЯДОВ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Голева Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена проблеме динамики народных традиций коми-пермяков в современности. Процессы модернизации и глобализации повлияли на все стороны жизни народа и обусловили сужение сферы бытования традиционной культуры. В настоящее время вместе с естественными процессами модификации традиций наблюдается активное развитие новых форм репрезентации традиционного наследия. Автор характеризует современные процессы и роли в них отдельных субъектов, общественных и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TRADITIONS IN NOWADAYS (ON THE EXAMPLE OF ETHNO-CULTURAL PROCESSES AMONG THE KOMI-PERMYAKS)

The article is devoted to the problem of the dynamics of folk KomiPermian traditions in nowadays. The processes of modernization and globalization have affected all aspects of people's life and have led to a narrowing of traditional culture. Currently, there are processes of loss and modification of traditions. At the same time, the support of traditions and the representation of the Komi-Permian traditional heritage take new forms of realization. The author of the article gives an overview of the most obvious processes, gives examples of transformation of folk customs and reconstruction of old rituals. In recent years, folk traditions have been included in the education system, in cultural activities; scientists and the media are interested in them. Some measures to preserve folk traditions have the financial support of the authorities. Traditions remain an important ideological basis and an example of the expression of national identity for the development of the Komi-Permian national culture. Any appeal to tradition outside of its "living" existence also becomes part of ethno-cultural processes and to some extent forms a new format of its development. In the conclusion of the article generalizations are made about the main features and characteristics of traditions that continue to exist among the people and which are in demand in the cultural and educational environment.

Текст научной работы на тему «Народные традиции в настоящее время (на примере этнокультурных процессов у коми-пермяков)»

УДК 39:316.733(470.531) Б01: 10.36945/2658-3852-2020-1-32-41

Т. Г. Голева

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ У КОМИ-ПЕРМЯКОВ)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-31-00008 «Этнокультурное пространство Урала: идентичность, культура, взаимодействие»).

Этнические традиции в настоящее время остаются объектами внимания не только научного, но и общественного обсуждения. В медийной, просветительской и образовательной сферах, на уровне государственных проектов звучат слова о сохранении и поддержании народных традиций. Но что собой представляет традиция сегодня? Попробуем коснуться данного вопроса и определить, какие процессы происходят в настоящее время, основываясь на наблюдениях и этнографическом изучении коми-пермяцкой культуры.

Народные традиции являются частью этнической культуры. Следует отметить ее роль в формировании идентичности отдельных людей, в способствовании единению граждан, в возможности выражения в ее рамках своих позиций и интересов, а также в развитии диалога между разными социальными и культурными сообществами.

В российской этнологии понятие «традиция» определяется как явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. Нововведенные элементы принято называть инновацией. В случае, если инновация сохраняется и передается другим поколениям, она становится традицией [Итс, 1991, с. 62-63]. В доиндустриальном обществе этнические традиции были устойчивыми и изменялись медленно. В настоящее же время многие из них забыты или подвергаются значительным трансформациям.

Вопрос о традициях в наше время поднимался многими исследователями. Важные теоретические идеи по данной проблеме были выдвинуты еще в последней четверти XX в. Например, Э. С. Маркарян выделял среди культурных традиций опыт «общий» и «локальный» и отмечал постепенное расширение элементов первого из них: «Массивы общечеловеческой культуры становятся обширнее, хотя и имеют тенденцию к относительной системной автономизации» [Маркарян, 1983, с. 195-196]. К. В. Чистов предложил выделять «первичные» или «традиционные»

© Голева Т. Г., 2020 г.

формы культуры и «вторичные» - «находящиеся в более сложных отношениях с традицией или вовсе с ней не связанные, но в чем-то сходные с "первичными"»; одной из их особенностей является то, что они создаются «не в бытовой сфере и не путем развития локальных традиций» [Чистов, 1986, с. 45, 54]. Ко вторичным формам К. В. Чистов относит среди прочих процессы стилизации под народную культуру и развитие профессиональной культурной среды (литературы, театра, ансамблей песни и пляски и др.) [Чистов, 1986, с. 52-54]. Э. Хобсбаум и Т. Ренджер ввели понятие «изобретенная традиция» - «совокупность общественных практик ритуального и символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью ее является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели - повторение» [Хобсбаум, 2000, с. 48]. В числе процессов «изобретения традиции» Э. Хобсбаум называет «использование старинных материалов для того, чтобы сконструировать изобретенную традицию нового типа, служащую новым целям» [Хобсбаум. 2000, с. 52].

В научной среде можно обнаружить разные точки зрения на место традиций в современности. Например, по мнению Э. Шилза, традиция как продукт прошлого необходима для настоящего, так как она является потенциалом ценностно-дискурсивных возможностей человека (цит. по: [Михайлова, 2017, с. 5253]). Н. В. Шмелева и А. Н. Спасский пишут, что «в условиях развития современной культуры традиция теряет свое устойчивое положение как ядро культуры, становясь ее уникальной особенностью» [Шмелева, Спасский, 2018, с. 75]. Е. С. Власова и Е. Г. Ланкин выделяют культурно-смысловой тип как духовное зерно традиции, структура которого остается неизменной, и именно он определяет «рождение смыслов культуры и позволяет сохранить ее уникальность и идентичность в динамике истории» [Власова, Ланкин, 2018, с. 143]. Исследователи (Т. Х. Эриксон, М. Салинс, Э. Шанклин) отмечают, что в настоящее время традиция становится частью коммерческой сферы, «маркером "золотого века", противопоставляемого "современному упадку"», инструментом идентификации людей с единым наследием [Мельникова, 2016, с. 7].

Традиция в народной культуре коми-пермяков начала XX в. охватывала все сферы жизни: хозяйственную деятельность, материальную культуру, народное творчество, нравственные устои. В начале XXI в. наблюдаются существенные перемены. В течение столетия кардинально преобразились условия быта и материальная культура, изменилась роль традиционного хозяйства и ремесла, многие представители народа сейчас не владеют родным языком. Данные изменения происходили постепенно и отличались по степени интенсивности среди локальных групп народа. При изучении народных традиций исследователи в настоящее время, как правило, обращаются к опыту старшего поколения, которое воспринимало обычаи своих предков либо было свидетелем бытования «живой» традиции.

Какие же этнические традиции можно наблюдать сегодня? Являются ли современные поколения их носителями? Эти вопросы требуют глубокого и подробного обследования разных сфер жизни народа, поэтому мы остановимся лишь на отдельных примерах.

Без сомнения можно выделить следующие процессы, которые происходят с традициями в настоящее время, это: 1) утрата (забвение), 2) сохранение и трансформация элементов традиций, 3) возрождение и поддержание старых традиций, которые были забыты или от которых приходилось отказываться вследствие разных причин.

Причины утраты традиций достаточно понятны и, как отмечалось выше, они носят масштабный характер. Процессы сохранения и возрождения необходимо рассмотреть более подробно.

Основываясь на наших наблюдениях и опросах среди населения, мы можем сказать, что часть элементов народной культуры пока сохраняется среди современных поколений коми-пермяков почти в неизменном виде. В обрядовой сфере важную роль имеют отдельные носители культуры, которые по обычаю продолжают следовать традициям и могут объединить вокруг себя местное сообщество [Голева, 2009, с. 307-314]. При уходе таких людей из жизни нередко отмечается постепенная утрата той или иной традиционной практики. Вместе с тем ряд традиций остается востребованным среди более молодых поколений. Например, молодежь во время святочного периода часто гадает точно так же, как это делали старшие поколения. Вместе со старшими родственниками молодые люди посещают кладбища в поминальные дни. От людей среднего и младшего возраста можно услышать фольклорные тексты с традиционными для коми-пермяков сюжетами (ПМА). При этом многие сохранившие актуальность народные традиции в большей или меньшей степени преобразуются. Процессы преобразования различаются по изменяемому компоненту: содержание, функции, технологии, сочетание с другими элементами, предназначенность определенной возрастной среде. Опишем некоторые из них.

Значимым в хозяйственной деятельности для коми-пермяков остается сбор дикоросов (травы, ягоды, грибы). Дикорастущие растения продолжают использоваться в народной кухне, что обусловлено сохранением вкусовых предпочтений и невозможностью заменить собираемые продукты покупными. Кроме этого, сбор грибов и ягод приобрел в последние годы коммерческую направленность. В условиях слабого развития рынка труда сбор дикоросов в летний сезон становится важным источником дохода, помогает некоторым коми-пермякам поддерживать семейный бюджет (ПМА) (см. также: [В Коми округе разворачивается грибной и ягодный бизнес, 2009]).

Как отмечают этнологи, кулинарные традиции у многих народов сохраняются дольше, чем остальные [Арутюнов, Воронина, 2017, с. 6]. Коми-пермяки

также, несмотря на существенные изменения культуры питания, продолжают готовить ряд традиционных блюд: окрошку с редькой, шаньги и пироги, грибную икру, паренки и другие. Основываясь на традиционных рецептах, хозяйки часто пробуют дополнить их новыми ингредиентами или используют новые способы их приготовления. Например, когда варят традиционное пиво (сур), экспериментируют с вкусовыми добавками, добавляя в замес разные травы, ягоды, чагу; весенние побеги пикана теперь не только отваривают, едят с квасом, но и готовят из них салаты, варят супы и т. д. (ПМА, 2018-2019 гг., см. также: [В Прикамье начался сезон пистиков, 2019]).

Коми-пермяцкая традиционная одежда постепенно менялась с начала XX в. Были периоды, когда из самотканых льняных холстов шили костюмы-парочки и платья, а сарафаны кроили из покупных тканей, или когда в одежде сочетали традиционные элементы и новые, воспринятые из городской культуры. В последние десятилетия XX в. еще можно было встретить пожилых женщин, которые носили в обыденной жизни одежду, сшитую по традиционному крою. Но все же во второй половине XX в. традиционный костюм среди старших поколений в отдельных местностях сохранялся как праздничная одежда. В это же время в среде фольклорных коллективов он приобретает статус сценического костюма, а у молодежи нередко становится атрибутом ряженья, то есть своеобразным маскарадным костюмом [Голева, 2017, с. 50-58]. Эти функции традиционный костюм сохраняет и в настоящее время.

Праздничная культура народа за последнее столетие тоже существенно преобразилась. Приведем пример, иллюстрирующий изменение содержания народного праздника. Одним из повсеместно отмечаемых коми-пермяками дней была Троица. В начале XXI столетия в отдельных деревнях Троица продолжает отмечаться по народным традициям с проведением молебнов или гуляний вокруг березки. Совсем другое значение приобрел праздник для жителей исчезнувшей д. Ванькина Кудымкарского района. Ежегодно они собираются в день Троицы на том месте, где в прошлом располагалась их деревня. Во время встречи собравшиеся разводят костер, накрывают стол, поют песни, вспоминают о своем детстве и прежних жителях деревни. Иногда они проводят и Троицкие обряды, но главным для них всё же является встреча с однодеревенцами и память о своей малой родине (ПМА, 2019 г.).

Приведенные примеры показывают, что отдельные традиции остаются важной частью жизни коми-пермяков, вместе с тем они неизбежно трансформируются, чтобы соответствовать современным условиям жизни и потребностям.

К числу возрождающихся традиций можно отнести посещение коми-пермяками церквей и совершение религиозных ритуалов. Нельзя сказать, что эта традиция исчезала в советское время. На территории Коми-Пермяцкого округа с 1946 г. действовала одна церковь в с. Ёгва, многие верующие коми-пермяки

бывали в ней во время праздников, венчались и крестили детей [Голева, 2016, с. 129-131]. С 1990-х гг. наблюдается возрождение храмов, строительство часовен и усиление интереса местного населения к религиозному культу, что можно охарактеризовать как возврат к религиозным традициям.

Наряду с естественными процессами возрождения отдельных обычаев, в России происходят процессы искусственного поддержания традиций, «конструирования», в том числе реконструкция.

Процессами конструирования в российской фольклористике и этнологии называют культурные проекты как одну из составляющих культурной политики государства (см.: [Каргин, 2012, с. 5-6; Рудиченко, 2013, с. 24-25]). Данные процессы соотносимы с понятием «Культурное строительство» и являются его частью. По определению Э. С. Маркаряна, «Культурное строительство в широком значении представляет собой единый, целостный процесс совершенствования культуры общества, направленный на приведение ее в соответствие с преобразованием общественной жизни» [Маркарян, 1983, с. 213]. Помимо культурных проектов, поддерживаемых государственными структурами, процессами конструирования мы называем также специальные усилия, прилагаемые общественными объединениями для поддержания элементов традиционной культуры. На наш взгляд, конструируемые процессы отличаются от происходящих в народном быту прежде всего своими целями, хотя в отдельных случаях цели могут совпадать.

К числу реконструируемых и специально восстанавливаемых можно отнести некоторые календарные обряды коми-пермяков, например «Быкобой» и «Ту-рун вежан лун» в с. Большая Коче, «Голендуха-курятница» в с. Антипино, которые не проводились долгое время, но благодаря изучению традиций, инициативе местной интеллигенции и поддержке местной власти вновь осуществляются [Пантюхин, 2012, с. 85-101; Обрядовый праздник «Голендуха-курятница», 2017]. Данный вариант конструирования обрядов напрямую связан с деятельностью организаций, занимающихся культурно-просветительской деятельностью (культурно-деловые центры, музеи, библиотеки, фольклорные коллективы).

В Пермском крае реализуются специальные проекты, которые направлены на изучение и восстановление народных традиций. В рамках данных проектов Пермский дом народного творчества «Губерния» осуществляет методическое сопровождение отдельных коллективов: помогает освоить песенные традиции, сшить костюмы в традиционном стиле, возродить промыслы и др. [Санникова, Кожанова, 2018, с. 242-244]. На территории Коми-Пермяцкого округа большой объем работ по изучению и восстановлению традиций проводит Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Коми-Пермяцкий этнокультурный центр». Мероприятия с этнокультурной тематикой организуют Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка, общественная организация

«Общество радетелей коми-пермяцкого языка и культуры «Югор», многие муниципальные организации. Творческие и просветительские проекты реализует автономная некоммерческая организация «Центр поддержки культурных и социальных проектов АРТкад». Среди множества проводимых мероприятий - календарные, кулинарные праздники-фестивали, школа молодых хозяек, фольклорные концерты, арт-проекты, семинары и лектории по разным темам, возрождение и реконструкция народных промыслов и ремесел (см. например: [Набойка пермяцкого края, 2013; В Коми-Пермяцком округе возрождают коми сур, 2014]).

Целенаправленное подержание народной культуры в России явление не новое, но на территории округа оно начинает развиваться на рубеже XX-XXI вв. Его можно обозначить как современный вариант существования традиций, который имеет свои особенности, среди которых следующие: освоение традиций происходит ограниченным числом участников; осваиваются лишь отдельные элементы традиций; наряду с традиционными применяются иные механизмы передачи и освоения обычаев (с помощью литературы, аудио- и видеозаписей); сама традиция презентуется в новых формах (фестивали, конкурсы, мастер-классы и др.). В итоге в рамках данной системы формируется новый тип носителя народной культуры, который не только иначе получает знания, но и имеет иные мотивации к ее воспроизведению.

Похожие процессы происходят в образовательной сфере. Этнокультурное содержания образования является важным средством и методом воспитания личности обучающегося. Вместе с тем, приобщение к традициям в образовательной сфере, как и в культурно-просветительской, лишь отчасти может соответствовать традиционным механизмам передачи народных знаний, когда, к примеру, школьники участвуют в местных обрядах, имеют возможность общаться с носителями традиций в рамках образовательных встреч. Несомненно, воспитание с помощью традиций отражается в нравственных качествах человека и во взрослом возрасте, но осваиваемые элементы народной культуры не обязательно остаются в его повседневной или окказиональной деятельности. Для того чтобы осваиваемые традиции стали обычной практикой человека, необходимо придерживаться ряда условий, среди которых, по нашему мнению, регулярность обращения к традиции, учет ее содержательного потенциала или ее востребованности людьми разных возрастов, наличие возможности ее воспроизведения в современных условиях.

В рамках поддержки традиций существует тенденция восприятия ее в «законсервированной» форме, когда элемент народной культуры, зафиксированный на определенном временном и пространственном отрезке, считается образцом, которого следует придерживаться буквально, тогда как для народной культуры были характерны вариативность, индивидуальность исполнения и изменение традиции в зависимости от внешних факторов. Данные процессы приводят к

появлению фольклоризмов и обобщенных форм вторичной культуры, согласно определениям, введенным К. В. Чистовым [Чистов, 1986, с. 52-53]. Вместе с тем при вторичном воссоздании традиций в некоторых случаях участники стараются учесть их локальную вариативность, иногда допускают включение своего индивидуального видения. Хочется также отметить, что попытки повторения и реконструкции эталона, как бы они ни старались его дублировать, будут иметь неточности в форме, материалах, содержании, что обусловлено изменением быта.

В настоящее время сохранение и поддержание традиций связано не только с деятельностью самого народа, но и отдельных общественных и государственных структур. Можно отметить роль исследователей, так как результаты их изысканий становятся основой при реконструкции народных обычаев. Кроме того, интерес исследователей к традициям побуждает представителей народа относиться к ним более внимательно. Выбор элементов традиций, которые будут поддерживаться, осуществляют организаторы мероприятий и проектных конкурсов. Решающими в отдельных случаях становятся мнения, высказанные в средствах массовой информации и даже в социальных сетях. Так, негативные высказывания в интернете и СМИ об обряде «Быкобой» в 2018 г. (см.: [Морозова, 2018; Наговицын, Сущек, 2018]) привели к отказу от его совершения.

Следует также отметить, что отдельные элементы народных традиций становятся базой для развития коми-пермяцкой профессиональной культуры. Влияние народного наследия прослеживается в литературе, театральном и художественном искусстве, в вокальном и декоративно-прикладном творчестве (см.: [Павлова, 2000, с. 259; Мальцева, 2007, с. 215-216; Мехоношина, 2010, с. 172-179]). Произведения деятелей коми-пермяцкой культуры можно назвать своеобразной формой развития и сохранения народных традиций. Авторы через свои произведения передают особенности этнического мышления и менталитета, знания, накопленные многими поколениями, совершенствуют народные промыслы, помогают «вписать» традицию в современные условия. В профессиональной среде обращение к традициям может происходить как естественным путем, когда человек был воспитан на них или глубоко ими интересовался, так и искусственным, когда он целенаправленно включает народное наследие в свою деятельность.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что в настоящее время в области традиционной народной культуры коми-пермяков происходят довольно сложные процессы естественной модификации, искусственного поддержания, конструирования и репрезентации элементов традиций, «перетекания» отдельных их компонентов в сферу профессионального творчества. Наряду с традицией, которая включена в обычную жизнь этноса как основа мировоззрения и как жизненная необходимость, в настоящее время складывается новый формат существования элементов народной культуры, который в первую очередь способствует поддержанию этнической идентичности, выражению самобытности

и формированию исторической связи с прошлыми поколениями. Если сохраняющиеся в народном сознании и быту традиции адаптируются к современным условиям и преобразуются, то в культурно-просветительской, образовательной и иных сферах часто за основу берутся утраченные и «застывшие» в развитии элементы, для которых создаются новые формы репрезентации (фестивали, выставки, мастер-классы и т. п.). Естественным путем сохраняются элементы тех аутентичных традиций, которые существуют как необходимое или как привычное явление, зачастую они предполагают включенность только узкого круга носителей своей культуры, поэтому меньше подвержены воздействию процессов глобализации. В числе традиций специально поддерживаемых и включенных в образовательную и профессиональную творческую сферы оказываются те, что наиболее показательны, выразительны, могут заинтересовать широкий круг людей и вписаться в современные культурные и образовательные мероприятия. В последние годы выделились отдельные лица и учреждения, которые способны повлиять на дальнейший ход развития традиций или на определение их роли и значимости для современных поколений. В их числе как представители старшего поколения - носители традиций, так и творческая интеллигенция, исследователи, культурно-просветительские и образовательные организации, структуры местной власти, средства массовой информации. Несомненно, для составления полной картины воздействия разных структур на развитие народных традиций и особенностей современного их бытования требуется дальнейшее изучение этнокультурных процессов, их более подробное описание и определение характерных для них черт. Остается много малоизученных вопросов, например: особенности современных механизмов передачи традиций, влияние вторичного воспроизведения культуры на аутентичные обычаи, степень зависимости практик поддержания традиций от финансирования.

Библиография

В Коми округе разворачивается грибной и ягодный бизнес [электронный ресурс] // ГТРК Пермь. - 2009. - 12 августа. - URL: http://t7-inform.ru/s/ vide-onews/20090812203800 (дата обращения: 10.01.2020).

В Коми-Пермяцком округе возрождают коми сур [электронный ресурс] // Finugor. - 2014. - 30 октября. - URL: http://finugor.ru/v-komi-permyatskom-okruge-vozrozhdayut-komi-sur (дата обращения: 10.01.2020).

В Прикамье начался сезон пистиков [электронный ресурс] // 59.ru. -2019. - 11 мая. - URL: https://59.ru/text/food/66083860/ (дата обращения: 10.01.2020).

Морозова, О. На праздник в Пермском крае принесут в жертву быка и омоются в его крови с одобрения Минкульта [электронный ресурс] // Сноб. - 2018. -3 августа. - URL: https://snob.ru/news/164145/ (дата обращения: 10.01.2020).

Набойка пермяцкого края [электронный ресурс] // Uralistica. - 2013. -19 октября. URL: http://finugor.ru/news/v-kudymkare-vozrozhdayut-zabytoe-remeslo-naboyki (дата обращения: 10.01.2020).

Наговицын, Г. Сущек, Г. Быкобой, мы с тобой. Особенности национального праздника [электронный ресурс] // Звезда. - 2018. - 24 августа. - URL: http://zvzda.ru/articles/b145add6c6e9(дата обращения: 10.01.2020).

Обрядовый праздник «Голендуха-курятница» [электронный ресурс] // Сайт Администрации Юсьвинского муниципального района. - 2017. - 12 октября. -URL: http://uswa-ok.ru/?p=361 (дата обращения: 10.01.2020).

ПМА - Полевые материалы автора. Наблюдения и материалы экспедиций в Коми-пермяцком округе, 2000 - 2019 гг.

Арутюнов, С. А., Воронина, Т. А. Предисловие // Праздничная и обрядовая пища народов мира. - Москва: Наука, 2017. - С. 5-20.

Власова, Е. С., Ланкин, Е. Г. Основания и проблемы воссоздания национальной культурной традиции как фактора антропологической идентичности в современном российском обществе // Вестник науки Сибири. - 2018. - № 4. -С. 130-146.

Голева, Т. Г. Одежда коми-пермяков в середине - второй половине XX в. по фотографиям и воспоминаниям населения // Национальные культуры Урала. -Екатеринбург, 2017. - С. 50-66.

Голева, Т. Г. Религиозная жизнь коми-пермяков в советский период // Уральский исторический вестник. - 2016. - № 4. - С. 127-135.

Голева, Т. Г. Читальщицы в религиозной обрядности северных коми-пермяков // Сибирь на перекрестке мировых религий : материалы 4-й межрегио-нал. науч.-практич. конф. - Новосибирск, 2009. - С. 307-314.

Итс, Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 168 с.

Каргин, А. С. О некоторых проблемах современной теории и практики фольклора: между идеей возрождения и этнокультурным бизнесом // Традиционная культура. - 2012. - № 1. - С. 4-13.

Мальцева, Н. А. В. В. Климов кывбуррезын коми мортл0н веж0р // Иньва: литературно-художественный сборник на коми-перм. и русском языках. - Ку-дымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2007. - С. 215-216.

Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - Москва: Мысль, 1983. - 284 с.

Мельникова, Е. А. От редактора // Этнографическое обозрение. - 2016. -№ 6. - С. 5-10.

Мехоношина, В. Он приоткрыл нам тайны Пармы (о художнике В. Н. Онькове) // Арт. - 2010. - № 2. - С. 172-179.

Михайлова, Е. Е. Преемственность культурной традиции в свете воззрений современных отечественных и зарубежных теоретиков // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». - 2017. - № 3. - С. 48-54.

Павлова, В. В. Глина... в яблоках // Наш край. - Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2000. - С. 257-260.

Пантюхин, Д. А. Коми-пермяцкий праздник Проллавер с обрядом Быкобой // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 1. - С. 85-101.

Рудиченко, Т. С. Традиционная музыкальная культура в современном мире // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2. - С. 23-28.

Санникова, Т. М., Кожанова, Н. Г. К вопросу актуализации нематериального культурного наследия в деятельности учреждений культуры // Традиционная культура. - 2018. - № 5. - С. 237-251.

Хобсбаум, Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. - 2000. - № 1. -С. 47-62.

Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. - Ленинград: Изд-во «Наука», Ленинградское отд-е, 1986. - 304 с.

Шмелева, Н. В., Спасский А. Н. Место и роль традиции в современной культуре // Общество. Среда. Развитие. - 2018. - № 2. - С. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.