УДК 39(470.53)
Исследуется история этнографического изучения Пермского Прикамья и сопредельных территорий сотрудниками сектора этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра на современном этапе, анализируются направления и тематика проведенных исследований и их результаты, определяются перспективные направления научного поиска.
Ключевые слова: народы Урала, традиционная культура, этнические процессы, историография, Пермское Прикамье, Пермский научный центр.
Пермское Прикамье, как и другие сопредельные территории Урала и Поволжья, - регион полиэтничный, здесь в прошлом и настоящем переплелись исторические судьбы многих народов. Этническая история и этнокультурные комплексы народов региона представляют интерес для специалистов разных областей -историков, археологов, этнографов, лингвистов, антропологов. Решение исторических и этногенетических проблем Пермского Прикамья позволяет ответить на многие вопросы относительно этнокультурных процессов Евразии.
Этнографическое изучение Пермского Прикамья имеет богатые традиции. Народы края попали в поле зрения исследователей уже в XVIII в., когда появились и первые обобщающие труды, дающие
представления об этническом многообразии края. В последующем этнографические исследования велись на территории Прикамья как научными учреждениями Перми, так и другими научными центрами России - Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Ижевска, Уфы, Йошкар-Олы, Сыктывкара, зарубежными исследователями из Германии, Венгрии, Финляндии, Эстонии, США, Канады.
Создание академических гуманитарных структур в Пермском крае, Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН в 2003 г., а затем и формирование на основе филиала Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН в 2013 г. активизировало этнографические исследования в регионе, расширило диапазон тематики, позво-
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-01-00072 «Этнокультурные процессы у народов Урала в конце XIX - начале XXI в.».
лило подготовить молодых специалистов.
Одним из направлений научного этнографического поиска явилось целенаправленное и системное полевое изучение Пермского Прикамья и сопредельных территорий Урала и Поволжья. Экспедиции разных лет работали в Пермском крае и других регионах Поволжья и Урала - Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Кировской, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областях. Сбор материала проводился среди разных народов и этнических групп - русских, татар, башкир, удмуртов, марийцев, коми-пермяков, немцев, эстонцев, латышей, мордвы, белорусов, чувашей, таджиков, китайцев, корейцев, цыган и других народов. Часть экспедиционных исследований проводилась совместно с Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург), Российским государственным гуманитарным университетом (г. Москва), научными и музейными учреждениями уральского региона. Кроме этнографов в экспедициях работали этномузыковеды, фольклористы, лингвисты, антропологи, историки.
При разработке планов и программ экспедиционной работы руководители основывались на принципе комплексности в сборе материала: традиционная культура рассматривалась как целостная система, в совокупности всех ее проявлений, что требовало полной фиксации всех исторических, этнографических, фольклорных текстов, явлений современной культуры, имеющих научное значение, активное комплектование предметов материальной культуры для музейных собраний Пермского края. Собранный материал по этой причине, особенно по тем районам, где проводилось длительное стационарное исследование, представляет собой срез сохранившихся явлений традиционной культуры на начало XXI в.
Многолетние комплексные экспедиции проводились среди небольших этнических групп удмуртов и марийцев Пермского края. В течение 2003-2015 гг. проводится изучение быта цыган г. Перми. Длительность и относительная постоянность ис-
следования позволила наблюдать хозяйственные занятия и бытовую жизнь табора в разные сезоны, в различных жизненных ситуациях. В ходе полевой работы удалось побывать на всех праздниках календарного цикла (Рождество, Пасха, Троица, Петров день, Успение), семейных обрядах (свадьба, крещение ребенка). Активное бытование многих элементов традиционной культуры как никогда увеличило значимость личных наблюдений исследовательского коллектива. Длительность полевой работы и глубина доверительных отношений позволили собрать значительный материал, раскрывающий почти все аспекты традиционной культуры, ее прошлого и современного бытования. Часть результатов полевых исследований этнографии цыган Пермского края обобщена и опубликована [18, 49, 51, 60, 67], хотя полевые исследования в таборе продолжаются.
При полевом изучении этнографии коми-пермяцкого народа была поставлена задача сплошного обследования территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края и ареала проживания коми-пермяков в Афанасьевском районе Кировской области. В течение 2003-2015 гг. проведено более 30 экспедиционных выездов, однако исследовательская работа по данной теме продолжается и в настоящее время.
Отдельным направлением полевых исследований было изучение компактных ареалов расселения белорусов, эстонцев, немцев, латышей, чувашей, мордвы в Пермском крае и сопредельных территориях Среднего Урала.
Особое внимание при планировании программ полевой работы было уделено территориям активного межэтнического взаимодействия, там, где в непосредственной близости, в том числе в одних поселениях проживают представители разных народов.
В итоге многолетней экспедиционной работы собран значительный и уникальный архив полевых материалов, содержащий текстовые, аудио- и видеозаписи фольклорных текстов, интервью на различные исследовательские темы, видеофиксацию традиционных праздников и
обрядов, фотографии. Записи сделаны на русском, татарском, коми-пермяцком, удмуртском, марийском, немецком языках. Тематика собранных материалов чрезвычайно обширна, это и история заселения региона, исторические предания, география края, топонимические сведения, статистические материалы по этническому, социальному составу населения, демографическим процессам, описание особенностей материальной культуры: поселений, усадеб, жилища, утвари, традиционного костюма, промыслов и ремесел края, хозяйственной деятельности населения, календарных праздников и обрядов, семейных традиций и обрядов, этических норм, а также фольклорные тексты и многое другое. Уже представленный перечень тем сбора позволяет говорить об уникальности собранных материалов, возможности их использования в качестве источника специалистами разных направлений: историками, этнографами, фольклористами, лингвистами. К настоящему времени архив полевых материалов является основной источниковой базой для этнографических исследований, активно используется для подготовки диссертаций, научных статей, монографий, сборников материалов. Уже сегодня к собранным записям обращаются не только этнографы, но и диалектологи, историки, фольклористы.
Среди приоритетной тематики исследований - этнокультурные комплексы традиционно проживающих в крае народов - русских, коми-пермяков, татар, башкир, удмуртов, марийцев. Данная тематика является основной среди исследований последнего времени. Одним из исследуемых явлений традиционной культуры русского населения региона стали календарные праздники и обряды, которым посвящено три монографических исследования под общим названием «Русский народный календарь в Прикамье» [53-56]. Две монографии цикла посвящены изучению обрядового комплекса летнего и зимнего полугодия народного календаря. В третьем исследовании представлен словарь хрононимов, бытующих в диалектной лексике русского населения
Пермского Прикамья. В четвертом томе рассмотрены местные праздники в русской традиции региона. К числу наиболее важных выводов относятся положения о высокой адаптивной способности представлений о времени и календарной обрядности русских, что способствовало трансляции общерусских традиций на всем евразийском пространстве при освоении новых регионов. В монографиях выявлены механизмы и особенности проявления специфики народного календаря в региональных и локальных традициях в контексте истории формирования населения, межэтнического взаимодействия, при учете социальных и конфессиональных факторов. Путем сравнения исходных и переселенческих традиций выявлены особенности и анализируются механизмы адаптации календарной обрядности, степени сохранения традиций, их эволюции и инноваций. По материалам календарной обрядности определено место региона в контексте всей территории проживания русского этноса. При изучении календарных праздников и обрядов русского населения региона показана относительность конкретных календарных дат, в противовес первостепенной важности представлений и обрядности, связываемой с целым сезоном. В исследовании предложен анализ структуры календарной обрядности, в которой в рамках сезона года рассматриваются основные компоненты народного календаря, связанные с осмыслением фенологических изменений в природе, ориентированные на хозяйственные циклы, а также основные обрядовые циклы. Этот подход позволяет систематизировать и вскрыть мировоззренческие представления, лежащие в основе календарных обычаев и обрядов.
Данные исследования и публикации нашли высокую оценку в научном сообществе. Рецензия на монографии опубликована в журнале «Этнографическое обозрение» [47]. При опросе об итогах академической жизни в 2008 г. журналом «Антропологический форум» монографии «Русский народный календарь в Прикамье» несколькими экспертами отмечены
среди наиболее значимых исследований по традиционной культуре [39].
Итогом дальнейших исследования календарных праздников и обрядов народов Урала - русских, немцев, марийцев, эстонцев, коми-пермяков стала и серия статей, опубликованная в журнале «Традиционная культура» в специальном разделе «Пермский край: календарные традиции полиэтнического региона» [12, 20, 57, 59, 61]. В серии статей анализируются отдельные праздничные и обрядовые циклы у народов Урала, выделяется их специфика, сравниваются исходные и региональные варианты у переселенческих групп немцев и эстонцев Урала. Календарные праздники и обряды народов Урала рассмотрены и в других публикациях сотрудников сектора, серия статей подготовлена по календарной обрядности немцев Урала [9-11, 13-17].
Несмотря на то, что тематике календарных праздников и обрядов уже посвящено значительное число исследований пермских этнографов, изучение их продолжается. В настоящее время ведется работа над несколькими монографиями. В цикле «Русский народный календарь в Прикамье» готовится монография, которая будет посвящена обрядовому фольклору русского населения Пермского края. Отдельное монографическое исследование подготовлено по традициям народного календаря немецкого населения Урала Д.И. Вайманом.
Совместным проектом с Центром этнолингвистики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета стало изучение русских Коми-Пермяцкого округа. Интерес к данной группе русского населения края обусловлен тем, что, находясь в длительном иноэтническом окружении в условиях интенсивных контактов с финно-угорским коми-пермяцким населением, данная группа испытала значительное влияние со стороны традиций соседнего народа. С другой стороны, традиционная культура русских именно этих районов Пермского края отличается архаизацией многих явлений и комплексов, а также высокой степенью сохранности
этнокультурных комплексов.
Итогом многолетних исследований в данном районе стала публикация диалектного словаря русских говоров Коми-Пермяцкого округа и двух монографических исследований [6, 7, 33].
Главными результатами, к которым пришли авторы после изучения данной группы русских, стали выводы об итогах русско-коми-пермяцкого взаимодействия в данном районе. В результате длительного исторического взаимодействия в регионе сложился уникальный единый этнокультурный комплекс материальной культуры, значительная общность и единство в духовной культуре, что, как и в других зонах активных межэтнических контактов, привело к тому, что главная роль в этнической идентификации населения принадлежала лишь этническому самосознанию и родному языку. Однако и они часто были весьма условны. Активные и интенсивные брачные контакты между русскими и коми-пермяками приводили как к билингвизму, так и подвижности и условности этнического самосознания. Длительность и глубина этого взаимодействия привели к тому, что в некоторых случаях невозможно провести явную культурную границу между двумя народами: русскими и коми-пермяками. Коми-пермяцкое влияние и заимствования в русской культуре наибольшими были в нескольких сферах: в приемах и способах освоения окружающей среды (охота и рыбная ловля, система питания), в магической практике, способах сакрального освоения пространства, демонологических представлениях [25]. Целый ряд не только лексических, но и фонетических заимствований характеризует говоры русских Прикамья, соседствующие с коми-пермяками [7]. Наибольшее влияние, не только в указанных сферах, вплоть до усвоения коми-пермяцкого языка, испытали некоторые малые группы русских, оказавшиеся в окружении коми-пермяков на данной территории.
Исследовательский интерес пермских этнографов направлен и на традиционную культуру коми-пермяков. Пермский край является основной территорией про-
живания этноса. Кроме задачи сплошного экспедиционного обследования Коми-Пермяцкого округа, по экспедиционным материалам уже подготовлено несколько исследований. В первую очередь в поле внимания этнографов - явления духовной культуры народа, менее всего исследованные предшественниками. В 2008 г. аспирант Института истории и археологии Т.Г. Голева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков», на основе которой была подготовлена монография [22]. По мнению автора работы, мифологические персонажи являются одним из ключевых составляющих миропорядка в верованиях коми-пермяков. Их роли в системе мира отражают, прежде всего, представления о пространстве и времени, ритуалы, связанные с рождением и смертью человека. Демонические персонажи не причисляются к высшим божествам и предкам, они занимают промежуточное положение между ними и людьми. Появление их обычно определено условиями пограничности, переходности. Мир духов имеет свою структуру и систему связей, положение их обусловливается функциональной значимостью, пространственным и временным распределением. Мифологические персонажи несут ответственность за существование природных стихий и явлений всего мира, отвечают за стойкость микрокосмов, создаваемых человеком, как связующее звено они проецируют внешние условия на жизнь людей [21].
Примером комплексного изучения традиционной культуры является исследование «Лупьинцы: история, культура, язык» [23], авторами которого стали коми-пермяцкие и русские диалектологи, этнографы. По материалам полевых исследований у самой северной группы коми-пермяков, проживающей на границе Пермского края и Республики Коми, изучаются особенности диалекта коми-пермяцкого языка, специфика русской речи коми-пермяков, этнические и конфессио-
нальные процессы, самосознание. Данное монографическое исследование - первое комплексное описание одной из этнографических групп коми-пермяцкого народа.
Первой книгой по традиционному фольклору коми-пермяков стал сборник «Красный круг по небу катается», на русском и коми-пермяцком языках [31], в которой был собран весь корпус коми-пермяцких загадок, выявленный как в ходе полевых исследований, так и архивных и опубликованных материалов. Кроме текстов загадок, в предисловии к сборнику раскрываются история изучения и публикации данного жанра фольклора, особенности лексики и поэтики, комплекс мировоззренческих представлений, являющийся основой символического языка загадки. В настоящее время завершается работа над очередным фольклорным сборником, посвященным детскому фольклору коми-пермяков.
Результаты исследований отражены и в ряде статей, в которых рассматриваются отдельные комплексы обрядности, народного мировоззрения и другие проблемы этнографии коми-пермяков [24, 48, 52, 58]. В 2014 г. Отделом совместно с Институтом языка, истории и традиционной культуры коми-пермяков1 был подготовлен отдельный «Коми-пермяцкий этнографический сборник», включивший статьи по этнографии, этнолингвистике, современным этническим процессам [32].
В 2013 г. подготовкой монографического исследования о марийцах Пермского края завершилось многолетнее полевое и архивное изучение этнической группы. В одиннадцати главах монографии рассмотрены особенности формирования, комплексы традиционной материальной и духовной культуры, современные этнические процессы и общественное движение [64]. В рецензии на книгу марийский этнограф Т.Л. Молотова (г. Йошкар-Ола) отметила: «Авторы этого замечательного издания своим огромным трудом сохранят на века для следующих поколений самобытную яркую духовную и материальную
1 При Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
культуру пермских марийцев...» [35].
Одним из исследовательских направлений и экспедиционных проектов стало изучение этнодисперсных групп народов Урала - немцев, поляков, эстонцев, китайцев, белорусов, чувашей, латышей, украинцев. Формирование этнических групп названных народов относится к периоду XIX - начала XX в. (хотя немцы появляются в регионе и в XVIII в.), что отличает их от «старожильческих» этнических общностей и более поздних мигрантов. Эти народы достаточно давно в исторической перспективе, в отличие от современных мигрантов и старожильческого населения, освоили Пермский край, прошли процессы адаптации и аккультурации, их традиционная культура показывает уже результаты пройденных процессов развития на новой территории и межэтнического взаимодействия, что крайне важно для выявления закономерностей этнокультурных процессов.
Этническая история и традиционная культура поляков, немцев, белорусов, эстонцев, чувашей, латышей Прикамья показывает разные формы самоорганизации этнической группы: от компактного расселения в условиях небольшой замкнутой группы в сельской местности, так и до дисперсного расселения в условиях городской среды, на основе чего можно выявить не только разные формы самоорганизации, но и факторы, способствующие их проявлению, степень и характер сохранения этнического самосознания, языка, традиционной культуры, воспроизводства этнической культуры в разных условиях. На основе анализа и сравнения культуры исследуемых сообществ с соседними сообществами выявляется характер, формы, направления и результаты межэтнического взаимодействия. Для каждого из народов характерны свои особенности этнического самосознания, его этнический, региональный уровень, соотношение с этническим самосознанием метрополии. Традиционная культура каждого из народов приобрела специфику в связи с процессами адаптации к новым природно-климатическим, социально-экономическим и этно-
культурным условиям региона.
Этническая история связана с общемировыми, общенациональными и локальными историческими событиями. Анализ миграций каждой отдельной этнической группы позволяет выявить ряд общих миграционных волн - ограниченных по времени этнических миграций, возникающих в ходе различных социально-экономических преобразований. Для слабозаселенных территорий, находящихся в стадии хозяйственного освоения, миграции являлись важным фактором развития территории. В истории Прикамья именно миграции уже сложившихся этнических культур часто играли решающую роль. В этой связи анализ этнической составляющей миграций для изучения общей истории региона представляется актуальным.
Подобное комплексное исследование этнической истории и этнокультурных комплексов названных этнических групп Пермского Прикамья проводится впервые. Однако аналогичные исследования, посвященные отдельным дисперсно расселенным региональным этническим общностям активно предпринимаются в последние несколько лет с позиций концепции этнической истории и этнических диаспорных групп, согласно концепциям современных этнологов, которые представляют часть этноса, оторванную от своей исторической родины, рассматриваются как единый этносоциальный организм, обладающий собственными принципами становления и развития [3, 45].
Для наименования подобных этнических групп в этнографической литературе используется несколько терминов, в том числе «этническая группа», «малая этническая группа», «национальная группа», «диаспора», «диаспорная группа», «этно-дисперсная группа» [44]. Дискуссии по использованию того или иного термина продолжаются в отечественной этнологии. Нам представляется наиболее удачным и приемлемым для нашего исследования использовать термины «этнодисперсная группа» и «диаспорная группа». Актуальность исследования в данном направлении неоднократно подчеркивалась исследова-
телями, отмечавшими, что перед современными историей и этнографией «встает задача исследования путей и специфики этнического развития групп, оторванных от своего этноса и оказавшихся в иноэт-ничном окружении, а также факторов, определяющих это развитие» [34, 44]. Сегодня можно назвать целый ряд исследований по этническим процессам в переселенческих группах некоренного населения Сибири, Урала, центральных и южных регионов России [8, 26, 30, 34, 42, 66]. Концепция этнодисперсных групп уже легла в основу исследования нескольких народов Среднего Урала [19, 27, 28, 41, 62, 63, 65]. В рамках данной концепции авторами исследуются характер становления и миграционных процессов; причины приезда и численность; социально-демографические характеристики; адаптационные процессы; особенности этнокультурных комплексов, вклад в развитие территории.
К настоящему времени значительная часть собранного материала проанализирована и опубликована. В свет вышли 7 монографий по проекту. Исследование было поддержано грантами Президента РФ для поддержки молодых ученых, Российским гуманитарным научным фондом, Министерством регионального развития РФ. Исследовательский коллектив включал молодых пермских ученых, историков и этнологов. Итогом работы по данному направлению стала и тематика диссертационных исследований молодых ученых М.С. Каменского, Д.И. Ваймана.
Этнологический материал сегодня активно востребован обществом, поэтому и решать прикладные задачи развития этнокультурного образования, национальной политики, культурных приоритетов сложно без привлечения специалистов в данной области. Взаимодействие с органами власти, общественными институтами в решении проблем общества, популяризация наследия народов Урала, адекватная реакция на происходящие современные этнические процессы - также одна из задач исследователей-этнографов. Пермские этнографы участвуют в разработке и реализации национальных программ
Пермского края, А.В. Черных является членом координационного совета по национальным вопросам при губернаторе Пермского края, заместителем председателя экспертного совета по развитию промыслов и ремесел при Министерстве культуры Пермского края. М.С. Каменских - член Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской думе.
Часть научных исследований по изучению миграционных сообществ цыган, коми-пермяков, татар и башкир проводилась по заказу и на средства Департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края, администрации г. Перми, муниципальных районов региона.
Среди итогов научного поиска материалы научно-практических семинаров и конференций последних лет [2, 29, 40], словари-справочники [36, 38], коллективные монографии [43, 46]. Следует назвать и два тома иллюстрированной энциклопедии «Народы Пермского края: история и этнография» [37, 50], серию компакт-дисков «Золотой фонд Пермского края: антология традиционного фольклора народов Пермского края», в шести томах которой впервые опубликованы музыкальные произведения традиционного фольклора народов региона, а также завершающий проект сборник текстов [1]. К научно-популярным изданиям следует отнести и серию путеводителей по городам и районам Пермского края, большей частью национальных и сельских, этнографическая составляющая в которых является важным компонентом исторического и культурного наследия - Кудымкар, Юсьва, Барда, Чайковский, Чернушка, Куеда [5].
В августе 2013 г. произошла реорганизация Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН, согласно решению Президиума УрО РАН, филиал был передан в структуру Пермского научного центра УрО РАН и на его основе создан Отдел истории, археологии и этнографии, расширена штатная структура. Среди перспектив развития Отдела - расширение этнографических исследований
на Урале. По-видимому, в ближайшей зультатов изучения этнической истории и перспективе следует ожидать новых ре- традиционной культуры народов Урала.
Библиографический список
1. Антология традиционного фольклора народов Прикамья / ПРОО «Камва», сост. и вступ. ст. А.В. Черных. - Пермь: Тип. «Зебра», 2013. - 352 с.
2. Апотропейные функции материальной культуры народов Урала и Беларуси: Материалы междунар. науч. семинара, 7-9 октября 2012 г., г. Минск. - Пермь: Изд-во «От и до», 2012. - 156 с.
3. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2. - С. 74-78.
4. Базылев Л. Поляки в Петербурге. - СПб., 2003.
5. Барда. Путеводитель. СПб.: Изд-во «Маматов», 2009; Чернушка. Путеводитель. СПб.: Изд-во «Маматов», 2010; Куеда. Путеводитель. СПб.: Изд-во «Маматов», 2011; Чайковский. Путеводитель. СПб.: Изд-во «Маматов», 2012. и др.
6. Бахматов А.А., Голева Т.Г., Подюков И.А., Черных А.В. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор: материалы и исследования. - Пермь: Изд-во «От и до», 2008. - 502 с.
7. Бахматов А.А., Подюков И.А., Черных А.В., Хоробрых С.В. Юрлинский край: традиционная культура русских конца XIX - ХХ вв. - Кудымкар: Коми-пермяцкое кн. изд-во, 2003.
8. Боголюбов А.А. Поляки на Северном Кавказе в XIX-XX в. - Краснодар, 2008.
9. Вайман Д.И. Обычаи и представления, связанные с пасхальными яйцами, в традициях немцев Урала // Современные проблемы культурной и языковой регионалистики: сб. материалов межвуз. науч. конф. - Пермь, 2012. - С. 29-35.
10. Вайман Д.И. Особенности взаимодействия немецкого населения Урала с другими этносами (конец XIX - первая треть XX в.) // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 16. Лингвокультурная ситуация и билингвизм в Пермском крае: Материалы регион. междисциплинарного науч. совещания 10 марта 2012 г. - Пермь, 2012. - С. 36-41.
11. Вайман Д.И. Пасхальная обрядность немцев Прикамья: традиции и новации // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2009. - № 1 (23). - С. 539-544.
12. Вайман Д.И. Пасхальные обходы в календарной обрядности немцев Урала // Традиционная культура. - 2012. - №1. - С. 46-50.
13. Вайман Д.И. Праздники и обряды Пятидесятницы (Pfingsten) в календарной обрядности немцев Урала // Вестник Пермского научного центра. - 2013. - № 4. С. 10-20.
14. Вайман Д.И. Предпасхальный период в календарной обрядности немцев Урала // В мире научных открытий. - 2011. - № 11.1 (23) - C. 411-418.
15. Вайман Д.И. Природные явления и народный календарь в традициях немцев Урала» // Национальные культуры Урала. Этническая и культурная идентичность: Материалы всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2012. - C. 161-169.
16. Вайман Д.И. Рождественское ряженье в календарной обрядности немцев Урала // «Апотропейные функции материальной культуры народов Урала и Беларуси (конец XV-XXI вв.)»: материалы междунар. семинара (Минск, 7-8 октября 2012 г.). - Пермь, 2012. - С. 124-137.
17. Вайман Д.И. Структура и содержание народного календаря немцев Урала // Вестник Пермского научного центра. - 2014. - № 4. - С. 62-70.
18. Вайман Д.И., Черных А.В. Некоторые особенности полевого исследования в цыганском таборе // Этнографический источник: материалы третьих Санкт-Петербургских Этнографических чтений. -СПб., 2004. - С. 69-73.
19. Вайман Д.И., Черных А.В. Немецкие хутора Прикамья: история и традиционная культура (XX -начало XXI в.). - СПб.: Изд-во «Маматов», 2008. - 224 с.
20. Голева Т.Г. Егорьев день в локальных традициях коми-пермяков // Традиционная культура. -2012. - №1. - С. 37-46.
21. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков: автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2008. - С. 23.
22. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. - 272 с.
23. Голева Т.Г., Подюков И.А., Пономарева Л.А., Черных А.В. Лупьинцы: история, культура, язык. Этнолингвистический сб. - Пермь: Типография купца Тарасова, 2011. - 244 с.
24. Голева Т.Г., Черных А.В. «Стояние на воде» - «Ваын сулавны» - в календарной традиции коми-пермяков // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2009. - №1 (23). - С. 544-551.
25. Жуланова Н.И. Юрлинцы: русский остров или контактная зона? (О музыкальном фольклоре и традиционной культуре русского населения Коми-Пермяцкого автономного округа) // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: русский фольклор в инокультурном окружении. - 1995. - Вып. 6. - С. 85-86.
26. Засецкая М.Л. Система социализации у эстонцев-переселенцев Санкт-Петербургской губернии (вторая половина XIX - начало XX в.). Из истории Петербургской губернии. Новое в гуманитарных исследованиях. - СПб., 1997.
27. Каменских М.С. Китайцы на Среднем Урале в конце XIX - начале XXI в. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2011. - 352 с.
28. Каменских М.С. Корейцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2014. - 192 с.
29. Китайские рабочие в СССР: опыт антропологического осмысления: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14-15 мая 2015 г.) / отв. ред. М.С. Каменских. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2015. - 136 с.
30. Колоткин М.Н. Балтийская диаспора Сибири: Опыт исторического анализа. - Новосибирск, 1994.
31. Коми-пермяцкие загадки: сб. фольклорных текстов и комментарии. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2010. - 144 с.
32. Коми-пермяцкий этнографический сборник / под. ред. А.В. Черных, А.С. Лобановой (Тр. Ин-та языка, ист. и трад. культуры коми-перм. народа. Вып. X). - СПб.: Изд-во «Маматов», 2014. - 256 с.
33. Копытов Н.И., Подюков И.А., Черных А.В. Словарь русских говоров Коми-Пермяцкого округа. -Пермь: Изд-во Перм. обл. науч.-исслед. центра авитальности, 2006. - 272 с.
34. Коровушкин Д.Г., Лоткин И.В., Смирнова Т.Б. Неславянские этнодисперсные группы в Западной Сибири (формирование и этнокультурная адаптация). - Новосибирск, 2003. - С. 3.
35. Молотова Т. Рецензия: Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. - Пермь: изд-во «От и до», 2013. // Финно-угроведение. - 2014. -№1. - С. 78.
36. Народы Пермского края: Истоки. Становление. Развитие : науч.-попул. энциклопедия / А.В. Черных, Т.Г. Голева, Д.И. Вайман, М. С. Каменских и др. - Пермь : изд-во «От и до», 2010. - 140 с.
37. Народы Пермского края: история и этнография / А.В. Черных, М.С. Каменских, Т.Г. Голева, Д.И. Вайман, С. А. Шевырин. Ч.2. - Пермь: Изд-во «Пушка», 2014. - 424 с.
38. Народы Пермского края: этническая история и современное этнокультурное развитие. Словарь-справочник / под ред. А.В. Черных, М.С. Каменских, А.А. Субботиной, С.В. Неганова. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2014. - 416 с.
39. Опрос // Антропологический форум №11. Online. C.38, 59 [электронный ресурс]: anthropologie.kunstkamera.ru>files/pdf/011online/
40. Поляки в истории и культуре Урала: Материалы междунар. науч-практ. конф. (Пермь, 25-27 сентября 2012 г.) / ред. кол. А.В. Черных, М.В. Старцева, Л.А. Обухов. - Пермь: Форвард-С, 2014. - 252 с.
41. Поляки в Пермском крае: очерки истории и этнографии / Кол. авторов. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2009. - 304 с.
42. Селицкий А.И. Поляки на Кубани: Исторические очерки. - Краснодар, 2008.
43. Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII - начало XXI века) / Е.Ф Фурсова, А.Б. Пермиловская, А.В. Черных и др. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2014. - 296 с.
44. Смирнова Т.Б. Немцы Сибири: этнические процессы. - Омск, 2002. - С. 3.
45. Тишков В.А. Антропология российских трансформаций // Этнографическое обозрение. - 2000. -№2. - С. 3-18.
46. Традиционная кукла народов Пермского края. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2013. - 128 с.
47. Тульцева Л.А. Солнце на веточках: три книги по народному календарю русских Прикамья // Этнографическое обозрение. - 2012. - №4. - С. 170-179.
48. Черных А.В. Верхнекамские коми-пермяки: проблемы современного этнокультурного развития // Национальные языки России: Региональный аспект: Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Пермь, 2005. - С. 277-281.
49. Черных А.В. Комара - хозяйка золота и хранительница кладов в традиционной культуре и фольклоре цыган-кэлдэраров // Традиционная культура. - 2012. - №3. - С. 120-128.
50. Черных А.В. Народы Пермского края: история и этнография. - Пермь: Изд-во «Пушка», 2007; 2-е изд. - Пермь, 2011. - 296 с.
51. Черных А.В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыганского табора. - Пермь: Перм. ун-т, 2003. - 60 с.
52. Черных А.В. Ритуал «чуддезос тальны» (чудов топтать) в календарной обрядности коми-пермяков // Коми-пермяки и финно-угорский мир: материалы межрегион. науч.-практ. конф. -Кудымкар, 2005. - С. 170-173.
53. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды конца XIX -середины XX в. Ч.1. Весна, лето, осень. - Пермь: Пушка, 2006. - 368 с.
54. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды конца XIX -середины XX в. Ч.2. Зима. - Пермь: Изд-во «Пушка», 2008. - 368 с.
55. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Ч.3. Словарь обрядовой терминологии. -Пермь: Изд-во «Пушка», 2009. - 280 с.
56. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды конца XIX -середины XX в. Ч.4. Местные праздники. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2014. - 280 с.
57. Черных А.В. Состав и особенности распределения престольных праздников у русских Прикамья // Традиционная культура. - 2012. - №1. - С. 28-36.
58. Черных А.В. Традиционная культура коми-пермяков. Фотоколлекция А.Ф. Теплоухова по этнографии Урала начала XX в. из собрания Пермского краевого музея // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2010. - №2. - С. 128-140.
59. Черных А.В., Вайман Д.И. Сурем ужо в календарной обрядности пермских марийцев // Традиционная культура. - 2012. - №1. - С. 58-62.
60. Черных А.В., Вайман Д.И., Имайкина Е.А. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе (по результатам этносоциологического исследования цыган Пермской области). - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005. - 52 с.
61. Черных А.В., Голева Т.Г. Календарные праздники и обряды эстонцев Пермского края // Традиционная культура. - 2012. - №1. - С. 51-57.
62. Черных А.В., Голева Т.Г., Каменских М.С., Шевырин С.А. Белорусы в Пермском крае: очерки истории и этнографии. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2013. - 288 с.
63. Черных А.В., Голева Т.Г., Шевырин С.А. Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2010. - 244 с.
64. Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. -Пермь: изд-во «От и до», 2013. - 520 с.
65. Черных А.В., Каменских М.С. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2014. - 240 с.
66. Шостакович Б.С. История поляков в Сибири (XVII-XIX в.): учеб. пособие. - Иркутск, 1995.
67. Chernykh A. Calendar feasts and rites of the Kalderash Roma in Russia: Easter // Romani-5. Papers from the Annual Meeting of the Gypsy Lore Society. Graz 2011. Graz 2013. - Р. 105-112.
AN ETHNOGRAPHIC STUDY OF THE PERM PRIKAMYE AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: EXPEDITIONARY, RESEARCH AND PUBLISHING PROJECTS
A.V. Chernikh
Perm scientific center RAS UD
A history of the ethnographic study of the Perm Prikamye and the adjacent territories is investigated by employees of the Sector of Ethnological Studies of the Department of History, Archaeology and Ethnography of the Perm Scientific Centre in the modern period. The directions and theme of the carried out research and their results are analyzed, some promising areas of scientific research are defined.
Keywords: peoples of Ural, traditional culture, ethnic processes, historiography, the Perm Prikamye, Perm Scientific Centre.
Сведения об авторе
Черных Александр Васильевич, доктор исторических наук, заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии, Пермский научный центр УрО РАН (ПНЦ УрО РАН), 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 13А; e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.10.2015 г.