Научная статья на тему 'Народные предприятия в формировании эффективного собственника в сельском хозяйстве региона'

Народные предприятия в формировании эффективного собственника в сельском хозяйстве региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные предприятия в формировании эффективного собственника в сельском хозяйстве региона»

НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОБСТВЕННИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА

С.Г. АБДУЛМАНАПОВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН

Наиболее распространенной формой собственности в мировой практике в настоящее время является акционерная собственность, которой присущи определенные противоречия. Углубление дифференциации доходов работников внутри корпорации, оторванность управления от производственного процесса, рост значимости знаний для повышения эффективности работы корпорации способствовали поиску альтернативных вариантов управления. Одним из таких вариантов, зарекомендовавших себя за последние тридцать лет во многих странах мира, является форма самоуправления корпорацией. Кроме того, демократизация общества предполагает демократизацию отношений на производстве. В российском законодательстве такая форма управления предусматривается в акционерных обществах работников (народных предприятиях).

Предприятия, находящиеся в собственности работников, существуют в США, Англии, Аргентине, Испании и других странах. В настоящее время в США 12 тыс. фирм применяют модель создания акционерной собственности работников (в собственности работников там находится от 5 до 100 % капитала). В этих фирмах занято 13 % рабочей силы страны. Их активы составляют 120 млрд долл. В странах Европы насчитывается свыше 14 тыс. компаний, целиком перешедших в собственность персонала. На них работают более 0,5 млн. рабочих и служащих [1].

Несмотря на достаточно богатый опыт зарубежных стран, в России народные предприятия не получили должного развития. В настоящее время в РФ насчитывается всего 127 народных предприятий, из которых 80 находятся в Кабардино-Балкарии. Одними из первых и успешно функционирующих в России народных предприятий стали закрытые акционерные общества работников (ЗАОр): ЗАОр «Уралалмаз» (Пермская обл.), ЗАОр

«Рудоуправление» (Челябинская обл.), ЗАОр «Завод Искож» (Республика Марий-Эл), ЗАОр «Конфил» (г. Волгоград), ЗАОр «Черемновский сахарный завод» (Алтайский край), ЗАОр «Автотранс» (Смоленская обл.), ЗАОр «Комбинат хлебопродуктов» (Владимирская обл.), ЗАОр «Кимрская фабрика им. А. М. Горького», ЗАОр «Картонно-бумажный комбинат» (Набережные Челны) и др. В Кабардино-Балкарии большинство народных предприятий создано в 2003—2004 гг. на базе сельскохозяйственных кооперативов, чтобы ограничить оборот земель сельскохозяйственного назначения и тем самым предотвратить образование в республике латифундистского землевладения.

Что же такое «народное предприятие» и каковы преимущества данной организационно-правовой формы по сравнению с другими? Народное предприятие представляет собой закрытое АО, акции которого распределены среди работников пропорционально их оплате труда. Если АО является объединением капитала, то АО работников — это объединение наемных работников, основанное на их трудовом участии. В АО определяющим является обладание акциями, поскольку голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос», в АО работников преобладающим является принцип «один акционер — один голос».

Кроме того, определяющими отношениями на народных предприятиях являются трудовые отношения. Наемный работник-акционер обладает определенным количеством акций народного предприятия, которыми он наделяется пропорционально сумме оплаты его труда, иными словами, количество акций пропорционально трудовому участию. При этом работник-акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 % его уставного капитала. Номинальная стои-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

49

мость одной акции в соответствии с Законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» не может быть более 20 % минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом [2]. Трудовые отношения определяют и управление народным предприятием. Общее собрание акционеров является, по сути, общим собранием работников. Работники-неакционеры также могут участвовать в работе общего собрания акционеров, но с правом совещательного голоса.

Есть специфика и в создании народного предприятия — народное предприятие не может быть создано путем учреждения, оно создается только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО, в которых работникам принадлежит менее 49 % уставного капитала. При этом создание народного предприятия иным способом не допускается. Участники (акционеры) существующей коммерческой организации могут принять решение о преобразовании ее в народное предприятие. Но определяющим будет являться не их решение, а согласие работников этой коммерческой организации, принятое не менее чем 3/4 голосов от их списочной численности. При получении такого согласия участники коммерческой организации, принявшие решение о преобразовании, и наемные работники заключают договор о создании народного предприятия.

Говоря о народных предприятиях, следует отметить и те особенности, которые отличают их от иных акционерных обществ:

1) на народных предприятиях полностью отдается приоритет защите интересов акционеров-работников предприятия;

2) закон о народных предприятиях ориентирует народные предприятия на регулярный выпуск дополнительных акций при реальном увеличении его активов. Такой способ увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных акций будет, в принципе, способствовать росту экономического, а значит, и финансового потенциала народного предприятия, обеспечивающего высокий курс его акций.

Принципиально важная особенность народного предприятия в том, что дополнительные акции, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, безвозмездно распределяются между его работниками как акционерами, так и неакционерами в зависимости от величины оплаты

их труда в истекшем финансовом году. Это означает: во-первых, что в зависимости от результатов производственной и хозяйственной деятельности народного предприятия, являющихся итогом их совместного труда, работники-акционеры получают возможность увеличивать свой личный капитал; во-вторых, возрастает значение заработной платы как экономической категории. Она уже не только источник удовлетворения потребностей работников, но также постоянно растущий в течение ряда лет источник дополнительных, весьма значительных средств, получаемых работником единовременно тогда, когда он реализует, продает свои акции; в-третьих, наделение безвозмездно акциями всех работников свидетельствует о том, что на народном предприятии созданы условия, обеспечивающие однородность социально-экономического статуса всех работников. Нет оснований для конфликта интересов работников, так и работников-акционеров;

3) один работник-акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 % его уставного капитала. Ограничение количества акций, которыми может владеть один работник-акционер, способствует закреплению однородности социально-экономического статуса работников;

4) акции народного предприятия обращаются только внутри самого народного предприятия;

5) при принятии общим собранием акционеров народного предприятия решений, затрагивающих интересы всех работников-акционеров (независимо от количества принадлежащих им акций), применяется принцип голосования «один акционер — один голос». Данное положение в законодательстве о народных предприятиях также способствует закреплению социально-экономической однородности работников-акционеров и сбалансированности интересов разных групп акционеров народного предприятия.

Как видим, народные предприятия обладают значительными преимуществами в повышении мотивации работников, в недопущении существенной дифференциации доходов и социальной напряженности в обществе. Все это говорит о наличии серьезных оснований для внедрения такой организационно-правовой формы, как народные предприятия, в экономику Республики Дагестан. В частности, мы полагаем, что идеальным вариантом организационно-правовой формы предприятий в агропромышленном комплексе региона являются именно народные предприятия.

50

региональная экономикА: теория и практика

Особая актуальность и повышенный интерес к реформированию предприятий сельского хозяйства приобретает в связи с проводимой государственной политикой, в соответствии с которой до 2008 г. в государственной и муниципальной собственности должно остаться только незначительное количество предприятий. В настоящее время в республике более 80 предприятий сельского хозяйства являются государственными унитарными предприятиями, которые необходимо преобразовать в иные организационно-правовые формы. Реформирование ГУП и МУП связана и с необходимостью повышения эффективности функционирования за счет усиления стимулов к более эффективной хозяйственной деятельности. Кроме того, здесь реализуется принцип управления, который заключается в том, что государство либо само должно научиться работать, либо вернуть коллективам предприятий право распоряжаться собственностью и полученным результатом. При этом, на наш взгляд, в настоящее время имеются следующие направления реформирования ГУП и МУП в различных отраслях экономики республики:

• преобразование в открытые акционерные общества и продажа акций на аукционах населению (реализация данного направления может привести к нагнетанию социальной обстановки в горной и предгорной частях республики);

• преобразование в закрытые акционерные общества с распределением (продажа или раздача) среди работников преобразуемого ГУП и МУП и населением данного населенного пункта и последующая реорганизация в народное предприятие;

• ликвидация с последующей продажей имущества и земли с аукциона или на конкурсе;

• признание не соответствующим действующим законодательным актам образование на базе совхозов и колхозов государственных унитарных предприятий и передача на безвозмездной основе имущества ГУП и МУП работникам предприятия — это, в основном, в сельском хозяйстве;

• преобразование в открытые акционерные общества и передача 100 % пакета акций муниципальному образованию населенного пункта, в котором расположено реорганизуемое предприятие.

Каждое направление имеет свой алгоритм реализации, преследует определенную цель, задачи и соответственно существенно отличаются конечные результаты, на получение которых направлен процесс реформирования. На наш взгляд, более пред-

почтительным в условиях Республики Дагестан и с учетом специфики функционирования некоторых приоритетных отраслей в регионе является поэтапная реорганизация ГУП и МУП с учреждением в конечном счете на базе данных предприятий закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий).

На наш взгляд, в процессе реформирования предприятий агропромышленного комплекса необходимо учитывать специфические факторы, которые влияют на процесс функционирования этих предприятий:

1) привязанность производственно-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса к определенным населенным пунктам;

2) ограничение купли-продажи сельскохозяйственной земли в республике и условия малоземелья;

3) сильная зависимость социальной стабильности в селе от правильного распределения прав собственности на средства производства и результаты труда;

4) сильная зависимость производительности труда работников предприятий АПК от индивидуально-личностных ощущений совладения произведенной продукцией;

5) сохранение исторических названий земельных участков, на которых расположены сады, виноградники, сенокосы и т. д. При этом следует учесть тот факт, что в Дагестане исторически названия земельных участков были связаны с определенными семьями и родами, которые веками владели ими, и продажа или передача в аренду представителям других семей, родов или другим людям может вызвать конфликт, а такая акция в массовом порядке может на долгие годы дестабилизировать обстановку в селе и свести на нет любую хозяйственную деятельность на этих земельных участках;

6) зависимость эффективности сельскохозяйственного производства от масштабов производства. Масштаб производства позволяет механизировать производственный процесс и использовать имеющуюся технику и технические средства более полно и эффективно;

7) сильная зависимость условий и объемов кредитования от стоимости производственных фондов предприятия, что предполагает необходимость сохранения реформируемых предприятий как единого имущественного комплекса;

8) зависимость возможности и уровня контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

РБгионАльнАя экономикА: теория и практика

51

сельхозпредприятий от степени сопричастности работников к управлению и хозяйственной деятельности предприятия.

Учесть все специфические свойства и факторы в сельском хозяйстве региона и избежать социальных потрясений позволяет реорганизация ГУП и МУП в данной отрасли в народные предприятия. Находясь в собственности работников, народное предприятие позволяет последовательно реализовать коренные интересы трудящихся по следующим основным причинам:

• долевая форма собственности с равным для всех работников-акционеров участием в управлении народным предприятием в наиболее полной мере реализует принцип «предприятия тем, кто на них работает»;

• такая форма собственности гарантирует трудящимся право распоряжаться результатами своего труда;

• позволяет обеспечить социальную справедливость — оплату и участие в распределении собственности по труду;

• обеспечивается коллективная заинтересованность в сохранении и умножении собственности, основанная на личной ответственности каждого из собственников народного предприятия за судьбу своей доли имущества, риска ее лишиться;

• позволяет реализовать коллективное мнение, использовать коллективный опыт, избегая негативных последствий некомпетентных решений одного человека или группы лиц;

• создает возможности для каждого работника-акционера самостоятельно решать свои материальные проблемы после ухода на пенсию за счет средств, полученных от продажи его акций.

В связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ реорганизация ГУП и МУП в народные предприятия запрещена, мы считаем необходимым в процессе предлагаемой реорганизации ГУП и МУП в народные предприятия использовать следующие два алгоритма.

Первый. Сначала унитарное предприятие акционируется с предоставлением льгот на приобретение акций своего предприятия. Одним из условий предоставления льгот трудовому коллективу можно установить необходимость выкупа работниками преобразуемого предприятия более 51 % акций предприятия. Впоследствии можно путем ведения активной пропагандистской работы среди работников инициировать реорганизацию в народное предприятие.

Второй. Первоначально можно ликвидировать унитарное предприятие с последующей передачей всего имущества ликвидируемого предприятия в аренду с правом последовательного выкупа коммерческому предприятию, в состав которого обязательно должны войти все работники ликвидируемого предприятия. В договоре на аренду можно оговорить одним из условий предоставления в аренду имущества ликвидируемого унитарного предприятия необходимость в течение года после полного выкупа реорганизации в народное предприятие. При этом аренду с последовательным выкупом можно предоставить на 5-7 лет, с возможностью досрочного выкупа, но без изменения условий по последующей реорганизации в народное предприятие.

Характерной чертой народных предприятий является интеграция непосредственного труда, собственности и управления, что способствует преодолению отчуждения работника и от собственности, и от управления, более эффективно стимулирует его трудовую и предпринимательскую активность. Особое значение приобретает данная форма хозяйствования в деятельности градообразующих предприятиях (в селах, поселках, городах), в частности, при угрозе их ликвидации в результате банкротства, а также как следствие возникающих финансовых и других трудностей, с которыми их номинальный собственник (будь то государство, АО или индивидуальный хозяин) не может или не желает справиться. Во всех таких случаях трудовой коллектив может принять решение о выкупе предприятия в установленном порядке на льготных условиях и самостоятельной организации производства. При этом сохраняются рабочие места, трудовая занятость, благосостояние работников. Очевидно, этим органам государственной власти республики и местным органам самоуправления следует приоритетное внимание уделять становлению и развитию народных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://lektor5.narod. ru/mp/predp4.htm.

2. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (с изменениями от 21 марта 2002 г. )

3. Реестр государственной собственности Министерства имущественных отношений РД.

4. http://www. idioma. ru.

5. http://hr. sitek. net.

52

региональная экономикА: теория и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.