Научная статья на тему 'Народные духовые музыкальные инструменты курского края'

Народные духовые музыкальные инструменты курского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2564
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН / КРАЕВЕДЕНИЕ / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ АНСАМБЛИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еремин Н. С.

Статья посвящена анализу истории появления и распространения народных духовых музыкальных инструментов на территории Курской области: от раскопок археологов, работ краеведов до информации из статей периодической печати разных веков, в которых упоминаются факты их бытования в повседневной жизни крестьян. Особое внимание уделяется специфической традиции народных ансамблей, а также анализируется история уникального духового инструмента кугиклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные духовые музыкальные инструменты курского края»

УДК 93/94

НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

КУРСКОГО КРАЯ

©2018 Н. С. Еремин

аспирант третьего года обучения e-mail: master-nik8@„mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу истории появления и распространения народных духовых музыкальных инструментов на территории Курской области: от раскопок археологов, работ краеведов до информации из статей периодической печати разных веков, в которых упоминаются факты их бытования в повседневной жизни крестьян. Особое внимание уделяется специфической традиции народных ансамблей, а также анализируется история уникального духового инструмента - кугиклов.

Ключевые слова: народные духовые музыкальные инструменты, повседневная жизнь крестьян, краеведение, народная музыка, народные духовые ансамбли.

Интерес к духовым музыкальным инструментам, наблюдаемый в наши дни, инициирует обращение к истории их зарождения и бытования. Возраст старейших из них датирован по результатам археологических раскопок, по итогам которых делаются выводы: «Их ранние предки обнаружены в раскопках древне-каменного века -палеолита» [Левин 1973: 3], - читаем в монографии советского музыковеда С.Я. Левина; «Люди впервые начали играть на музыкальных инструментах более 40 тысяч лет назад» [Археологи...], - узнаем из сообщения о раскопках на юге Германии о возрасте дудочек, сделанных из костей животных.

Самый ранний духовой инструмент, найденный на территории Курской области, как сообщает заведующий научно-экспозиционным отделом Курского государственного областного музея археологии А.Г. Шпилёв, был найден при раскопках в Октябрьском районе: «Авдеевская верхнепалеолитическая стоянка, расположенная в 28 км от Курска на берегу р. Рогозны, существовала около 22-23 000 лет назад. Кость использовали в качестве материала для изготовления музыкальных инструментов, подобно обнаруженному при раскопках 30-сантиметровому обломку флейты из лебединой кости» [Шпилёв 2006]. Просверленные в кости отверстия говорят том, что уже в глубокой древности на курской земле руками человека создавались музыкальные инструменты.

Археологические раскопки показали, что духовые инструменты на территории Курской области звучали и в период Древней Руси. Так, в районе реки Большой Курицы, впадающей в реку Сейм, при раскопках были обнаружены различные музыкальные инструменты. Сообщил об этом 4 августа 1906 г. на заседании общего собрания Курской ученой архивной комиссии В.П. Каньшин. Докладывая о результатах раскопок городищ, датируемых VIII-IX вв., он отмечал, что население раскопанных городищ «пользуется украшениями, украшает свою посуду орнаментами, лепит фигурки из глины, имеет в своем распоряжении и музыкальные инструменты» [Каньшин 1907: 66].

Основываясь на данных раскопок на территории Курской области, русский публицист и исторический писатель XX в. Б.П. Юркевич пишет, что «в Курском крае были широко распространены кугиклы, так называемые флейты Пана» [Юркевич 1940].

Впервые начались раскопки и проявился интерес к этнографии и народным музыкальным инструментам в Курском крае в 60-70 гг. XIX в. Первым курским этнографом-фольклористом был рыльский археолог А.И. Дмитрюков (1795-1868), а продолжателем его дела стал выдающийся курский этнограф А.С. Машкин (1816-1904). Они собирали песни, пословицы, изучали духовые народные музыкальные инструменты.

По мнению доктора исторических наук, профессора С.П. Щавелева, А.И. Дмитрюков - «один из первых в России представителей гуманитарного и естественнонаучного краеведения <...> Перед нами первый краевед Курской земли, чьи публикации приблизились к эмпирическому уровню научного исследования и сохраняют значение для современных историков, археологов, этнографов и экологов» [Щавелёв 1992]. А.И. Дмитрюков, родившийся в городе Судже, всю жизнь посвятил родным местам, преподавая подрастающему поколению, проводя раскопки и сопоставляя результаты раскопок с данными летописей.

Алексей Иванович был первым, кто оставил нам упоминание о таком широко распространённом в Курской губернии народном духовом инструменте, как кугиклы. Найти его можно в написанном в 1828 г. «Статистическом описании г. Суджи и Суджанского уезда», где подробно описывается образ жизни курских крестьян начала XIX в., их быт, инструментальные и песенные традиции. Сравнивая народные танцы малороссийских и русских крестьянок, живших на территории Курской губернии, он, в частности, пишет, что русские девушки «с звуками гудка, а иногда с аккомпаньеманом, сделанным из тростника, разной длины, дудочек, называемых здесь кувичками, пляшут медленно и тихо» [Дмитрюков 1831: 266]. И если у русских всё проходило «медленно и тихо», то малорусские крестьяне веселились так пышно, как могли. К примеру, А.И. Дмитрюков описывая их самобытные свадебные обряды, говорит о том, что целую неделю после бракосочетания «собираются мужчины, а преимущественно женщины, в дом к новобрачным, где, напившись до пьяна, с неистовым криком песен, одеваются в разные гадкие наряды, ходят и ездят по городу или по деревне в сопровождении музыкантов ко всем тем, кто участвовал в свадьбе» [Дмитрюков 1831а: 363].

Музыкальный духовой инструмент кугиклы состоит из пяти ничем не скрепляемых трубок, одна короче другой, нижняя часть которых закрыта. «Чтобы играть на них, верхние концы всех дудочек приставляют ко рту, дуют в отверстия и вместе с тем с искусством вторят голосам звукам, происходящим от кувичек; те и другие звуки, сливаясь вместе, выражают "куви-куви"» [Машкин 1862: 101-102], сообщает А.С. Машкин в статье 1862 г. «Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда». На кугиклах играли, как правило, женщины и девушки, при этом мелодию на них исполнить было нельзя, а только аккомпанировать другим народным духовым инструментам - дудкам и свирелям.

Об этом инструменте также упоминали в своих работах те, кто тщательно изучал обильный фольклорный материал Курского края в XIX в., - учитель из Старого Оскола Ф. Солодовников и уроженец Курского уезда А. Мордвинов. Исследование последнего было опубликовано в столичном журнале «Всемирная иллюстрация» от 17 апреля 1871 г., где автор, в частности, пишет: «В Курской губернии, по низменным берегам реки Реута, живописно раскинуты села; избы тонут в зелени ольхи и ракиты, растущих по улицам и на огородах, расположенных по берегу реки. Почти нигде вы не услышите звуков "кувички", этого народного духового инструмента, кроме этой местности» [Мордвинов 1871: 258]. Помимо текста автор также разместил фотографию двух «куряков», мужчины и женщины, играющих на дудке и кувичках.

О кугиклах продолжают писать и в XXI в. К примеру, в статье кандидата искусствоведения Т.А. Старостиной в Большой российской энциклопедии говорится о

том, что духовой инструмент «кувички», или кугиклы, является родственником одного из самых древних музыкальных инструментов - многоствольной флейты, и он «сохранился под разными названиями в традиц. фольклорном музицировании в Курской, Брянской, Калужской, Смоленской, Тверской областях [...] Изготавливается из сухих зрелых стеблей камыша (курская традиция) либо из полых стеблей любых зонтичных растений» [Старостина 2010: 247].

Особый интерес в исследованиях XIX в. представляет информация о том, что, когда в городе Курске уже играли хорошо слаженные духовые оркестры, в сельской глубинке люди продолжали собираться в музыкальные ансамбли, используя духовые инструменты, дошедшие до них от далёких предков.

Подтверждает коллективное духовое музицирование в Курской области А. Мордвинов, который описывает, как во второй половине XIX в. в селе Высокое Медвенского района Курской области во время гуляний на светлой неделе Пасхи куряне собирались в хороводы: «В золотых высоких кокошниках, обвязанных красными платками, ткаными золотом, в синих шерстяных сарафанах, обшитых галунами, идут молодицы, а девушки, повязанные такими же платками, с выпущенными косами, в которых вплетены яркие ленты, в цветных сарафанах, спешат на улицу, где давно уже скрипят круглые качели, парни играют в дудки и празднующий люд веселится Собрались девушки и молодухи, взялись за руки и стали в круг - водить хоровод. В середине хоровода поместились музыканты, парни с дудками, а женщины и девушки с "кувичками" <...> Звуки нельзя описать, а нужно их слышать, чтоб ценить; если много дудок и кувичек, то их приятно слышать, особенно в весенний вечер» [Мордвинов 1871: 258].

Интересен и тот факт, что фотография из статьи А. Мордвинова приведена как наглядный образец особенностей музицирования в Курской губернии Н.Ф. Финдейзеном в его фундаментальном труде «Очерки по истории музыки в России: С древнейших времен до конца XVIII века», основанном на первоисточниках [Финдейзен 1928: 207, рис. 89]. Этот пример стал показательным для истории русской музыкальной культуры как образец изображения народной многоствольной флейты, по мнению автора «Очерков», к началу ХХ в. исчезавшей из практики музицирования. Однако курские кувички продолжали звучать в народных ансамблях еще многие десятилетия, вплоть до наших дней.

То, что никакое празднование в Курской глубинке XIX в. не обходилось без народных духовых инструментов, было запечатлено и на полотнах художников. Это можно увидеть на картине 1860 г., хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, - «Хоровод в Курской губернии», русского художника курского происхождения К.А. Трутовского (1826-1893), представляющего реалистическое направление в русском и украинском искусстве, посвятившего целый ряд картин повседневной жизни малороссийский и курских крестьян. На картине изображено, как люди в национальной одежде собираются, танцуя, в хоровод, а сопровождают их мужчины, играющие на дудочках. Интересно, что именно за эту картину К.А. Трутовский получил звание академика Императорской Академии художеств в 1861 г.: «Позднее это произведение с большим успехом экспонировалось на Всемирной выставке в Лондоне» [Шаров 2007: 397], - пишет кандидат исторических наук И.Ф. Шаров. И это неудивительно, ведь его картины - это не просто размышление на тему жизни крестьян. Он сам в 1849 г. уехал навсегда из столицы жить в родовое имение в сельской местности, где, вдохновляясь традициями и укладом жизни простых людей, изображал всё увиденное на картинах.

В последующие десятилетия простой народ и не думал отходить от своих традиций духового народного исполнительства, о чем говорится в статье «Из курского

уезда» корреспондента «Курских губернских ведомостей» П. Деревенского, написанной в 1902 г. (полстолетия спустя после сообщения А. Мордвинова). В частности, он пишет: «У нас ещё в большом употреблении игра на дудках, много дудят, то там, то сям заливаются резкие звуки дудки для общего увеселения, и иногда выходит очень хорошо, а иногда не того... впрочем, в дудках, несомненно, звучит то настроение, которое и подобает сельщине - деревенщине. Утешают себя и прибаутками <...> Под эти прибаутки обыкновенно "скачут", а "скакать совсем не то, что плясать"» [Деревенский 1902: 2].

По свидетельству этнографа Н.И. Привалова (1868-1928), дудки в начале XX в. в Курской области были распространены «больше, чем в других местах, и превосходят по качеству жалейки и пыжатки» [Привалов 1908]. Кроме того, дудка была первым духовым инструментом, на котором начинали обучаться дети.

Надо также сказать и о том, что в работах доктора искусствоведения А.В. Рудневой, занимавшейся экспедиционной и аналитической работой по накоплению народного фольклора в Курской области, можно найти упоминания о том, что еще пять десятилетий спустя, в середине XX в., в глубинных сёлах Курской области не прекратилась традиция ансамблевого исполнительства на народных духовых инструментах. Курский фольклор составил основу фундаментального диссертационного труда, за который Анне Васильевне в 1965 г. была присвоена степень доктора искусствоведения. В частности, А.В. Руднева сообщает, что «музыкальный фольклор Курской области привлек внимание советских фольклористов следующими неизученными пока неповторимыми особенностями: 1) бытованием редкого музыкального духового инструмента - кугикл (флейты Пана); 2) наличием ансамбля дударей с многовековой традицией совместной игры (кугиклы, дудка, пыжатка, жалейка)» [Руднева 1975: 3].

А.В. Руднева, проведя анализ исполняемого в середине ХХ в. репертуара, выделяет танцевальные пьесы как доминирующие над остальными. Кроме них исполнялись также лирические, свадебные, трудовые, календарные песни и мелодии. Но основу репертуара всё же составляли весёлые, плясовые произведения, такие как «Тимоня», «Камаринская», «Чабатуха», «Полоса» и т. д. Видимо в этом сказывалось военное прошлое населения, которое в танцах под радостную музыку духовых народных инструментов находило утешение.

Важно отметить, что Анна Васильевна подтверждает уже приводимую ранее информацию о том, что «ансамблевая игра в Курской области не случайное явление, а многовековая традиция» [Там же, 138]. Но насколько давно начала формироваться эта традиция, вопрос очень сложный. Если ориентироваться на письменные источники, то это будет конец XVII в. Однако раскопки показали, что духовые инструменты присутствовали в культуре племен, живших на территории Курской области, начиная с VIII в. Поэтому можно сказать, что ансамблевая игра на народных духовых инструментах в Курском крае - это традиция, которая формировалась с времён Древней Руси и достигла апогея своего развития с конца XIX по середину XX в.

В отдельных сёлах число исполнителей на духовых инструментах в одном ансамбле, называемом местными «хор дударей», доходило до пятнадцати. Хотя в разных деревнях и поселках разные традиции инструментального состава, «однако все сходятся на том, что для полного "хора дударей" достаточно собрать четыре пары кугикл, три-пять дудок, два-три рожка, одну-две пыжатки» [Там же: 192].

Интерес также представляют фотографии, размещенные Анной Васильевной в работе «Курские танки и карагоды», сделанные в середине XX века. Так, на фото «Карагод в с. Долженково Обоянского р-на» [Там же: рис. 15] мы видим, как 12 девушек в сарафанах водят хоровод вокруг 4 молодых парней, играющих на дудках.

Данная сцена почти полностью повторяет описание хоровода, сделанное за 100 лет до этого А. Мордвиновым, что еще раз подтверждает древность и крайнюю устойчивость курских традиций, не изменившихся даже после двух революций и двух мировых войн XX в.

Надо отметить, что в советское время курские дудари из разных сёл стали участвовать в смотрах и фестивалях, о чём также читаем в исследовании А.В. Рудневой: «Приезжавшие в Москву на смотр художественной самодеятельности в 1954 году колхозники с. Долженково Обоянского района продемонстрировали нам искусство ансамблевой игры на дудках <...> В 1957 году на VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве выступал танцевальный ансамбль д. Будище, в состав которого входил традиционный инструментальный ансамбль духовых инструментов. Сохранившийся в неизменном виде ансамбль дударей д. Будище Большесолдатского района до сих пор развивает усвоенные от дедов традиции ансамблевой игры» [Руднева 1975: 195].

Волынка - еще один духовой музыкальный инструмент, который был распространен в Курской губернии. Первое упоминание об использовании волынки в Курском крае, можно найти в грамоте 1673 г. митрополита Белгородского и Обоянского Михаила: «Ко Архимандритам, и ко Игуменам, и к Протопопам, и к Старостам поповским и к Попам послать наши грамоты. И как к вам наша грамота придет, и вы бы в Курске в воскресные и в торговые во многие дни, не однажды только, Курчанам всяких чинов людям сию нашу грамоту велели читать вслух <. > чтобы в городе и на посаде, в слободах и уезде всяких чинов мирские люди, и жены их <...> от безмерного пьянства уклонялись, и скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми <...> в дома к себе не призывали, и на улицах и на полях и на свадьбах богомерзских и скверных песен не пели, и не плясали, и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали» [Полевой 1833: 29-30].

Позднее волынка встречается в «Материалах для описания Курской губернии», опубликованных в 1851 г. в нескольких выпусках «Курских губернских ведомостей». В разделе «О препровождении досужного времени», в частности, подробно описывается строение и особенности этого инструмента, называемого малороссийскими крестьянами «коза»: «Духовой инструмент, состоящий из кожаного цельного мешка, снятого с козленка. К одной ножке меха приделана трубка, с помощью которой надувается мех, а к другим двум ножкам приделаны дудочки - бас и дискант. Играющий, надув мех, кладет его себе под левую мышку и, придавливая понемногу, перебирает пальцами на одной дудочке и, таким образом, разыгрывает разные песни» [О препровождении. 1851]. Из описания видно, что в строение волынки в Курской губернии ничего нового привнесено не было. Да и трудно привнести что-то новое в инструмент, возраст которого насчитывает около 4000 лет.

Единственной характерной особенностью было использование кожи козлёнка, что было характерно для украинской традиции изготовления инструмента, в то время как в России было принято использовать баранью или воловью кожу. Именно близость к Украине и широкое распространение малороссийских крестьян в Курской губернии сказалось на высокой популярности волынки на нашей земле. Да и сам этот музыкальный инструмент пришел в Россию из Украины, откуда и происходит его русское название - волынка от Волынь (область на северо-западе современной Украины).

Не только волынка имела в курских сёлах специфическое название, но и жалейка, которая если делалась из коровьего рога, звучавшего высоко, называлась «рожок», а если из бычьего, звучащего низко, - «гудило». Также и одноствольная

флейта была названа курянами «пыжаткой», так как в верхнее отверстие этого духового инструмента забивался деревянный пыж.

Таким образом, все приведенные факты вкупе позволяют нам говорить о широкой востребованности у жителей Курской области специфической и практически больше нигде не встречающейся музыки народных духовых инструментов и духовых ансамблей, которая звучала в самых разных моментах их жизни на протяжении многих столетий. На протяжении столетий музыка духовых инструментов наполняла собой все стороны повседневной жизни курян: торжества, свадьбы, похороны, пиры, языческие праздники и христианские светлые недели, сопровождая события веселыми, а порой и грустными мелодиями народных духовых музыкальных инструментов.

Библиографический список

Археологи раскопали самые древние музыкальные инструменты [Сайт]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=806194 (дата обращения: 10.03.2018).

Деревенский П. Из курского уезда // Курские губернские ведомости. 1902. 8 сент. № 169. С 2.

Дмитрюков А.И. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде // Московский телеграф. 1831. Ч. 39. № 9. С. 255-271.

Дмитрюков А.И. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде // Московский телеграф. 1831а. Ч. 39. № 11. С. 359-377.

Каньшин В.П. Археологические памятники в области реки Большой Курицы, впадающей в Сейм // Курский сборник. Издание Курского губернского статистического комитета / под ред. секретаря комитета Н.И. Златоверховникова. Вып. VI. Курск: Тип. Губ. правл., 1907. С. 65-68.

Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: в 2 ч. Л.: Музыка, 1973. Ч. 1. 264 с.

Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда // Этнографической сборник. Вып. 5. СПб., 1862. С. 101-102.

Мордвинов А. Весна в Курской губернии // Всемирная иллюстрация. 1871. Т. 5. 17 апр. № 120. С 258.

О препровождении досужного времени. Материалы для описания Курской губернии // Курские губернские ведомости. 1851. 17 нояб. № 46.

Полевой H.A. Русская вивлиофика, или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы. Т. 1. М.: Тип. Августа Семена, 1833. 427 с.

Привалов Н.И. Музыкальные духовые инструменты русского народа. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. 149 с.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975. 309 с.

Старостина Т.А. Кугиклы // Большая российская энциклопедия: в 30 т. Т. 16. Крещение Господне - Ласточковые. М., 2010. С. 247.

Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России: С древнейших времен до начала XVIII века. Т. 1. Вып. 2. М. Л.: Музыкальный сектор, 1928. С. 104-236.

Шаров И.Ф., Толстоухов А.В. Художники Украины: 100 выдающихся имен. Киев: АртЕк, 2007. 480 с.

Шпилёв А.Г. Страницы Курской истории. Курск: Курск. гос. обл. музей археологии, 2006.

Щавелёв С.П. А.И. Дмитрюков - первый курский археолог и этнограф // Архивная находка. Вып. 1. Курск, 1992 [Сайт]. URL: http://old-kursk.ru/book/historian/dmitr.html (дата обращения: 10.09.2018).

Юркевич Б.П. О флейте пана и незаслуженно забытом искусстве // Курская правда. 1940. 25 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.