Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Одним из способов защиты этих нематериальных благ является возможность требования возмещения убытков и морального вреда, при этом, следует обратить особое внимание на то, что правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Таким , , , -щиты деловой репутации юридических лиц, является компенсация морального вреда. Сама возможность взыскания морального вреда, причинённого репутации юридического лица, до сих пор остаётся дискуссионной. Так, в соответствии со ст.151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые может испытывать только физическое лицо, и данные категории применимы к нему. Способно ли юридическое лицо испытывать физические и нравственные страдания? Ответ на данный вопрос нашёл своё отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.12.1998 № 813/98, согласно которому моральный вред юридическому лицу не компенсируется, и в данном постановлении Президиум ВАС РФ отметил: “Поскольку юридическое лицо не может испытывать физических и нравственных страданий, ему невозможно причинить моральный вред”.
В отличие от арбитражных судов, суды общей юрисдикции основываются на возможности применения по аналогии норм о компенсации морального вреда по отношению к организациям. Данный подход отражён в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3, где указано, что "правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репу,
отношении юридического лица". Таким образом, в решении проблемы возмещения юридическим лицам морального вреда сложилась противоречивая ситуация. Без, -сти применения положений о компенсации морального вреда к юридическим ли, ,
,
.
ББК 67.0.73
Н.Ф. Земченков
НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НА МЕСТНОМ УРОВНЕ*
, ,
« ». , ,
, , « ». -чем, это можно сказать и без кавычек: сейчас и партия правящая есть, и генеральная линия есть, поэтому и неугодные законы есть. Последние годы идет интенсивная правка законов, принятых Государственной Думой первого и второго созывов, так как их состав существенно отличался от состава действующей Думы. Тем более, удивительна судьба Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля
*
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - в рамках проекта № 05-03-03395а. 44
Секция гражданского права
1998 г. №115. Вполне рыночный закон не востребован, видимо, по идеологическим соображениям, так как является не вполне частнособственническим. В народном предприятии исключается доминирующее положение отдельных собственников, а иностранный капитал не может быть акционером народного предприятия.
В то же время объективно в форму народного предприятия могли бы преобразоваться многочисленные государственные и муниципальные учреждения, особенно образования и здравоохранения. Прописанные упомянутым законом формы управления и хозяйственной деятельности настолько демократичны и прозрачны, что позволяют работать народному предприятию как исключительно конкуренто-
. , -чески приемлема для бюджетных организаций, так как сохраняет некоторые черты коллективизма и корпоративности. К примеру, знаменитая в своё время клиника С.Фёдорова является по форме именно народным предприятием. Важно и то, что , , -тельность погоне за прибылью. Особенности организации обязывают его выполнять и другие социальные задачи.
Управление народным предприятием является демократичным, насколько это возможно в условиях рыночной экономики. Работники народного предприятия имеют реальные права на участие в управлении предприятием, что в смысле демократичности выгодно отличает их статус от положения мелкого акционера в АО. Но существенным препятствием на пути развития этой формы предпринимательства является громоздкий механизм создания народного предприятия, что выглядит как дискриминационная мера со стороны законодателя.
ББК 67.0.73
..
О НЕОБХОДИМОСТИ УТОЧНЕНИЯ ПОРЯДКА ЗАЧИСЛЕНИЯ ШТРАФОВ В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ В РАМКАХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ*
Согласно статье 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к собственным доходам местных бюджетов относятся штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Представляется необходимым привести
46 .
46 ,
подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или долж-, , -смотрено данным кодексом и иными законодательными актами РФ. Кроме того, 1 46 -
нодательных актах РФ иного порядка зачисления штрафов в местные бюджеты. Например, иной порядок зачисления штрафов предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 46 , 38 " ". -
, -, , -
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - в рамках проекта № 05-03-03395а.