КУЛЬТУРОЛОГИЯ
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Копейкина Ю.С.
Копейкина Юлия Сергеевна - студент магистратуры, кафедра музеологии и истории культуры, Гуманитарный институт,
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Аннотация: в статье рассматривается становление и развитие народного образования кубанских казаков. Описано возникновение первых школ и училищ. Ключевые слова: образование, Кубань, кубанские казаки.
Кубанское казачество является одним из наиболее крупных казачеств России, которое сформировалось из Запорожских, Донских, Хоперских, Черноморских казаков, а также переселенцев из различных губерний Российского государства. Кубанское казачье войско было образовано в 1860 году, когда Черноморское казачье войско и часть линейного войска были объединены под этим единым названием. Но старшинство свое кубанцы берут с 1696 года от Хоперских казаков, когда те в составе Донского войска взяли турецкую крепость Азов.
Осваивая новые земли, черноморцы, как наследники запорожцев, уже знали цену школе и грамоте. У истоков народного просвещения в Черномории стоял К.В. Россинский - ученый, поэт и первый просветитель Кубани. Сведения о первой казачьей школе появляются в 1794 году, когда в курене Пластуновском была построена первая хата. О школе известно, лишь то, что в ней «ведали церковные причетники». По мнению кубанского историка Ф.А. Щербины школа была «примитивной, доморощенной». Чтению детей обучали на месте, в курене, а письму в канцелярии. Казачьи канцелярии, особенно войсковая, долго играли роль учебных заведений. «Первоначальная образованность подразумевала наличие элементарных навыков чтения, письма и счета, выполнения казачьих ритуалов в военной и гражданской жизни, а также мировоззрения, основами которого были государственность, служение отчизне и верность православным идеалам» [1, с. 92-102].
Вопреки вышедшему в 1803 году предписанию атамана «О запрещении частным лицам обучать детей в войске Черноморском и принимать в военную службу не окончивших казенных учебных заведений», основная часть родителей не рисковала отпускать своих детей в далекие училища и продолжала приглашать частных учителей.
Несмотря на массовую малограмотность, среди выдающихся деятелей Черноморского казачьего войска были люди довольно образованные. Такими были войсковой судья Антон Головатый, который, по преданию, учился в Киевской духовной академии, и войсковой атаман Ф.Я. Бурсак, учившийся в Киевской духовной семинарии.
При атамане Бурсаке в 1803 году была открыта первая школа в Екатеринодаре [2, с. 66]. Специально для этого из Москвы были выписаны два учителя: студент Иванченко и гимназист Поляков. Школа имела два класса и нижнее отделение при них. Грамоту в ней изучали по букварю, написанному на церковно-славянском языке, читали часослов и псалтырь. Через год, в октябре 1804 года эта школа была преобразована в уездное войсковое училище. В марте 1805 года училищу была передана библиотека, находившаяся при ризнице войскового собора и состоявшая из 49 книг на церковнославянском и 116 - русском языках. 24 декабря 1806 года во главе училища встал выдающийся просветитель Черномории Кирилл Васильевич
Россинский, он совмещал этот пост с педагогической деятельностью. В 1820 году училище было преобразовано в четырехклассную гимназию.
В июле 1805 Ф.Я. Бурсак обратился к жителям с предложением о денежных пожертвованиях на нужды образования. Многие жители Черномории отозвались на это предложение. И благодаря усилиям Ф.Я. Бурсака и К.В. Россинского уже в 1820 году было 11 приходских училищ с 300 учащихся. В то же время в Донском войске, более старом, многочисленном и богатом, сравнительно с только что сложившимся Черноморским войском, было всего три приходских школы [3, с. 107].
В школах первой половины XIX века в основном преподавали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание. Старая кубанская школа стремилась дать своим ученикам не только интеллектуальное, но и религиозное образование. По требованию духовных властей перед уроками и после них необходимо было читать главу из Евангелия.
Иначе складывалось дело народного просвещения в местах, где расселялись донцы-староверы - на Старой и Новой линии. Суровая обстановка на Кавказской линии заставляла казачат уже в 8 лет ловко управлять конем, а в 14 - владеть оружием [4, с. 88]. Исторические условия, склад жизни староверов способствовал тому, что образование здесь не являлось общественной заботой, сводилось лишь к передаче грамотности и письма от поколения к поколению. До 1832 года на Старой линии не было официальных школ.
В 1832 г. с созданием Кавказского линейного казачьего войска возникают и первые его учебные заведения. В 1833 году были открыты две школы -Новомарьевская и Сенгилевская - первые официальные полковые школы. В них дети обучались письму и грамоте, учителями были духовные лица и писари. Далее обучение проходило в канцелярии, где много внимания уделялось военной подготовке. Линейцы не имели единой войсковой школы, что мешало успешному развитию образования. К 1835 году насчитывалось 18 школ, на 50 человек каждая и артиллерийская школа при конно-артиллерийской казачьей бригаде. В 1840-х годах, вследствие распределения казаков на бригады по месту жительства, на обеих линиях - Старой и Новой - появляются бригадные школы. В целях повышения уровня военного образования были открыты полковые школы для подготовки грамотных урядников. В них преподавали: Закон Божий, фронтовое обучение, русскую грамматику, арифметику и чистописание.
В конце 20-х годов XIX века на Кубани возникла необходимость строительства капитальных каменных зданий - храмов, присутственных мест и др. Для этого дела нужны были специалисты, поэтому в 1829 году в Академию художеств в Санкт-Петербург был направлен первый стипендиат Черноморского казачьего войска И.Д. Черник, а в 1836 году, еще двое Е.Д. Черник и П.А. Шамрай. Последние после окончания академии вернулись в Екатеринодар. С 1846 года и до конца своей жизни Елисей Черник был войсковым архитектором Кубанского казачьего войска и украсил свой родной город зданиями Мариинского женского училища, Войскового каменного собора, Всесвятской церкви, которые, к сожалению, не сохранились [5, с. 160].
Таким образом, можно сказать, что в первой половине XIX века происходит зарождение народного образования на Кубани, благодаря таким деятелям как атаман Ф.Я. Бурсак и просветитель К.В. Россинский. Основное же развитие народного образование происходит во второй половине XIX века. В этот период появляются первые высшие учебные заведения, духовные училища, а также первые женские школы.
Список литературы
1. Штурба В.А., Васильев С.С. Развитие образования на Кубани в 1793-1863 гг. и влияние на него культурных традиций Запорожской Сечи // Историческая и социально-образовательная мысль, 2011. № 1-2. С. 92-102.
2. Бардадым В. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара.-Краснодар: Кн. изд-во, 1978. С. 66.
3. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско 1696-1888 г. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1888. С. 107.
4. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/Под ред. Проф. В.Н. Ратушняка.-Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003. С. 88.
5. Недвига Н.Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура. Краснодар, 1997. С. 160.