Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКОВ И КАЗАХОВ: ПАРАЛЛЕЛИ И СЕМАНТИКА'

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКОВ И КАЗАХОВ: ПАРАЛЛЕЛИ И СЕМАНТИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / КАЗАХСТАН / НАРОД / ИСКУССТВО / РЕМЕСЛЕННИК / ОРНАМЕНТ / ИЗДЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ашурмадова Т.

Наиболее крепкие контакты между таджикскими и казахскими мастерами существовали в XV-XVIII вв. Многие изделия торевтики, вышивки, лоскутного шитья мастериц двух народов нередко были тождественны друг другу не только по своей форме, но и семантике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ART OF THE TAJIKS AND KAZAKHS: PARALLELS AND SEMANTIC

The most donse contacts between Tajik and Kazakh masters took place during the 15th - 18th centuries. Many metal works, embroidery, patchwork (quroq) of the masters of two peoples were often identical to each other, not only in their forms but also in semantics.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКОВ И КАЗАХОВ: ПАРАЛЛЕЛИ И СЕМАНТИКА»

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКОВ И КАЗАХОВ: ПАРАЛЛЕЛИ И СЕМАНТИКА

Т. АШУРМАДОВА

заведующая Музеем этнографии Академии наук Республики Таджикистан тел.+9922278751, E-mail: niso.111980@mail.ru

Наиболее крепкие контакты между таджикскими и казахскими мастерами существовали в XV-XVIII вв. Многие изделия торевтики, вышивки, лоскутного шитья мастериц двух народов нередко были тождественны друг другу не только по своей форме, но и семантике.

Ключевые слова: Таджикистан, Казахстан, народ, искусство, ремесленник, орнамент, изделия.

На протяжении столетий каждый обрядовый комплекс, как у таджиков, так и у казахов, сопровождался преподнесением даров, которыми в основном выступали изделия ремесленного производства. В этих рукотворных творениях были отражены космогонические, магические, религиозные представления предшествующих исторических эпох, через которые прошла обрядность.

Наиболее прочные контакты между таджикскими и казахскими мастерами происходили в XV-XVIII вв., когда в политической жизни среднеазиатского региона активизируются казахские ханы. Многие изделия торевтики, вышивки, лоскутного шитья мастериц двух народов нередко были тождественны друг другу не только по своей форме, но и семантике.1

Одним из широко распространенных видов народного искусства таджиков и казахов было курокдузи ^лоскутное шитье). Эта техника использует лоскутки (кусочки) разноцветных тканей или вязаных элементов геометрических форм для соединения в разного вида изделий (покрывале, сумке, наволочке, коврике настенных панно и т.д.), представляя собой тканевые мозаичные изделия.

Время появления этого вида ремесла относится к раннему историческому периоду (первое тысячелетие до н.э.), о чем свидетельствуют находки предметов одежды, выполненных методом лоскутного шитья и генетически относящихся к культуре ранних кочевников (изделия из курганов Горного Алтая и Семиречья, VI - V вв. до н. э.). Известные таджикские этнографы А.Писарчик и М. Хами-джанова считали, что «ближайшими передатчиками таджикам обычая шить лоскутные изделия были тюркоязычные народы и в част-

ности казахи». Возможно, с массовыми передвижениями кочевников лоскутная технология стала распространяться в разных странах, находившихся на путях этих миграций.2

Существует два основных способа сшивания лоскутов: мозаичный и аппликативный. В крупных изделиях сначала готовится законченный по композиции блок, затем несколько блоков собираются в цельное полотно. В композиции изделий чаще используют геометрические фигуры: треугольники, квадраты, ромбы, шестиугольники, шести - и восьмиугольные звезды, крестообразные мотивы, ступенчатые и зубчатые медальоны, прямые полосы, зигзаги, мотивы косого креста, зубчатых прямоугольников, восьмиугольные звезды, цепочки из треугольников, вписанные друг в друга, многоугольники, а также «квадрат в квадрате», рогообраз-ные элементы.

Классический набор цветовых сочетаний в куроке: красный -белый - черный. Наиболее популярное цветовое сочетание белого с черным наделялось магической способностью оберегать от дурного глаза. Яркие цвета - красный, оранжевый, зеленый, желтый - создавали праздничное настроение. Они олицетворяли собой любовь, доблесть (красный), здоровье, исламские ценности (зеленый), счастье (желтый), небесную благодать (голубой). Для лицевой стороны традиционно использовали ткани без рисунка, так как классику этнического понимания цветовых сочетаний составляет сочетание локальных цветов.3

В целом композиционные особенности традиционных лоскутных изделий зависели от характера их назначения. Для одеял и матрацев, имевших форму вытянутого прямоугольника, применялся ковровый принцип композиции - замкнутое поле, заключенное в неширокую кайму (цоршау). Существовал вариант изделий без каймы, в котором основной упор делался на повторяемость определенного раппорта по горизонтали или вертикали. Наиболее простые композиции состояли из рядов ромбов без каких либо дополнительных узоров. Более сложный вариант был основан на разбивке прямоугольного поля на ряд равнозначных квадратов, каждый из

4

которых заполнялся различными узорами.

Если в более ранних изделиях преобладала сплошная орнаментировка поля, то в более поздних по времени работах доминирует однотонный фон с включением фрагментов лоскутного узора, что можно рассматривать как некоторое снижение качества и медиаторов - передатчиков благости, здоровья, благополучия, носителей лучших качеств, необходимых человеку в жизни. Элементы комбинируются друг с другом в различных сочетаниях, создавая бесчис-

ленное множество узоров. Каждый из них был носителем важных идей, связанных с благопожеланиями и плодородием.5

Важнейшее символическое свойство лоскутных изделий, как у таджиков, так и у казахов, вытекающее из технологии его производства - скреплять семью, соединять в неразрывное целое представителей разных семей. Важным символическим свойством обладали не только сами лоскутные изделия, но и их узоры и композиции. Лоскут как таковой в традиционной культуре многих народов имел определенный семиотический статус, судя по его использованию в свадебном, похоронном, лечебном и прочих действах.

До настоящего времени лоскутные изделия являются обязательной частью приданого таджикской и казахской невесты. Тканевые мозаичные изделия можно разделить на две основные группы: одежда и предметы быта. Обучение лоскутному шитью было обязательным для всех девочек с малолетства. Наличие мозаичных изделий в приданом объяснялось не только их универсальной функциональностью, но и важными сакральными свойствами: с предметами быта, собранными из множества лоскутов, связывалось понятие крепкой, прочной семьи, соединяющей молодых из разных родов в единое целое.6

Узоры в целом выполняли функции оберега, своеобразной кодировки, запрограммированной на пожелания счастья, удачи, добра, здоровья. Именно поэтому лоскутные изделия воспринимались как непременный атрибут любого жилья, гарант благополучной, счастливой и продолжительной жизни.

Лоскутные изделия таджикских и казахских мастериц объединяет сходство приемов шитья (мозаика, аппликация, иногда - элементы вышивки), использование определенных видов тканей, преимущественно бархата, хлопчатобумажных и шелковых, а также композиции и состав узоров, цветовое решение, роль лоскутных изделий в предметно-пространственной среде и обрядах. Различия заключаются в активном использовании таджиками атласных абро-вых тканей в качестве фоновых, адраса, бекасаба, муарового хан-атласа и парчи в деталях, в своеобразной колористической гамме, которая имеет вариации в зависимости от района производства.

Видовой спектр таджикских изделий широк - это покрывала, одеяла, настенные панно, попоны, элементы одежды. Таджикские мастерицы в целом сохраняют архаичную основу декора и колорита, придерживаются традиций. В куроке Таджикистана используются исключительно геометрические формы (квадраты, ромбы, полосы, треугольники). Композиции одеял и матрацев строятся по принципу ковровых - с центральным полем, заполненным декором,

и широкой каймой. При этом кайма может быть сшита из цельного куска однотонной ткани.

Одним из самых излюбленных мотивов таджикских и казахских мастеров является орнамент спаренных рогов - кушкорак, кушкор-ча, мавочхав, кучкорак. Первоосновой всех подобных орнаментов, считается орнамент рога - шох. Он был эмблемой божественной силы и творения и символизировал плодородие, изобилие, богатство, процветание, Солнце, жизненную силу, активность, энергию. Изображения животных и их фрагментов играли роль оберегов и воплощали в себе добрые и злые космические силы, наполнявшие мир, влиявшие на судьбу человека, как при жизни, так и в загробном мире. Козлы и бараны являлись тотемами (животное, считающееся родоначальником племени) далеких предков иранских племен и были связаны с тотемистическими пережитками. Головы барана или козла в сочетании с кольцом символизировали небо, имели значение солярного символа.

Наличие рогов в конкретном пространстве определяет его связь с Космосом и его поддержку. Два рога, исходящие из одного корня, символизируют и Мировой корень - Древо жизни. Столбили колонна с рогами, представлявшими Мировой столб, олицетворяли универсальную ось, вершина которого уходит в небо. С эпохи бронзы эти религиозные символы были широко распространены во всем древнем мире, но как навершие сакральных мест (мазаров) они сохранились только на Памире, а также в орнаменте вышивок оседлого таджикского и кочевого населения Средней Азии, прежде всего, казахов.8

Орнаменты типа кушкорак, кучкорак бывают крупными и очень мелкими. Последние используются таджикскими и казахскими мастерами в украшении ювелирных изделий, рисунках вышивок, изделиях из дерева и кости, а крупные - в элементах одежды, ковроткачестве, архитектурном декоре.

Бараньими головками украшали рукоятки кинжалов, застежки поясных блях, их носили на груди и у пояса в виде бронзовых булавок. Орнамент кушкорак, кучкорак изображался на разных предметах: на сосудах, деталях одежды, стенах зданий, намогильных памятниках и во всех материалах в бронзе, керамике, резьбе по камню и дереву, в шитье.

Параллели в таджикском и казахском народном искусстве многочисленны и свидетельствуют о плодотворном, творческом взаимодействии мастеров двух народов, как в прошлом, так и в настоящем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тохтабаева Ш.Н. Серебряный путь казахских матсеров. - Алма-ты,2005. - С. 319-325.

2. Писарчик А.К., Хамиджанова М.А. Узорные изделия из кусочков материи (курома или курак) // Таджики Каратегина и Дарваза. -Душанбе, 1970. вып. 2. - С. 204

3. Джексембаева А. М. Лоскутная технология: история появления и пути развития // Вестник, КАЗНУ им. Аль-Фараби, серия Историческая.- Алматы, 2008. - №2 (49). - С. 137.

4. Там же. - С. 135.

5. Ибраев Б. Космогонические представления наших предков // Декоративное искусство СССР. №8. - М., 1980. - С. 42.

6. Джексембаева А. М.Ук.соч. - М. 135.

7. Там же. - С. 146.

8. Народное искусство Памира/Общ.ред.Р.Масов, ред. Л. Додхудо-ева. Авторы-составители: Р.Масов, Н. Юнусова, Л. Додхудоева. - Душанбе: 2009. - С.68.

FOLK ART OF THE TAJIKS AND KAZAKHS: PARALLELS AND SEMANTIC

Tutiniso Ashurmadova

Head of Ethnographic museum of the Academy of sciences of Tajikistan phone +9922278751, Email: niso.111980@ mail.ru

The most donse contacts between Tajik and Kazakh masters took place during the 15th - 18th centuries. Many metal works, embroidery, patchwork (quroq) of the masters of two peoples were often identical to each other, not only in their forms but also in semantics.

Key words: Tajikistan, Kazakhstan, people, art, artisan, ornament, item.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.