Научная статья на тему 'Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты'

Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3157
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАИВНОЕ ИСКУССТВО / БЕЛАРУСЬ / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / NAïVE ART / FOLK ART / APPLIED ART / FINE ART / BELARUS / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шауро Григорий Федорович

Материал посвящен проблеме развития народного искусства в контексте культуры XX - начала XXI вв. Анализируются основные его разновидности: традиционное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство. Автор выделяет приоритетные направления исследования народного искусства учеными и специалистами гуманитарных наук второй половины ХХ столетия, применяющих искусствоведческий, культурологический, философский, социальный и психологический анализ. Прослеживаются некоторые особенности научных подходов белорусских исследователей в определении социокультурных смыслов и закономерностей художественной системы наивного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты»

Григорий Фёдорович Шауро

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Материал посвящен проблеме развития народного искусства в контексте культуры XX - начала XXI вв. Анализируются основные его разновидности: традиционное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство. Автор выделяет приоритетные направления исследования народного искусства учеными и специалистами гуманитарных наук второй половины ХХ столетия, применяющих искусствоведческий, культурологический, философский, социальный и психологический анализ. Прослеживаются некоторые особенности научных подходов белорусских исследователей в определении социокультурных смыслов и закономерностей художественной системы наивного искусства.

Ключевые слова: народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, наивное искусство, Беларусь, искусствоведение.

The article is devoted to the problem of folk art development in cultural context at the end of XX beginning ofXXI centuries. The article analyses its main kinds including traditional applied and fine arts in different historical periods of its development. The author stresses the most preferable directions of folk art research carried out by different scientists and experts of humanities in the second half of XX century from the position of the art historical, cultural, philosophical, social and psychological approach and understanding. The author also analyses some peculiarities of scientific approaches by some Byelorussian researchers in determining naive art artistic system socio-cultural meanings and regularities Key words: folk art, applied art, fine art, naive art, Belarus, art history.

Народное искусство - это древний пласт культуры, в котором аккумулирован духовный опыт народа, его художественные идеи, нравственные и мировоззренческие основы. Еще в первой половине прошедшего столетия М. Горький писал: «Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии на земле и величайшую из них - историю всемирной культуры» [4, с. 48].

Народное изобразительное искусство представляет собой сокровищницу духовной культуры народа. Теоретическое осмысление его специфики, истории развития и современного состояния дает возможность определить его место в системе культуры, а также выявить функции, роль и значение в культурном и воспитательном процессе современного общества.

Из истории известно, что в Беларуси во все времена ценилось искусство мастеров резьбы по дереву, соломоплетения и

ткачества, гончарных изделий, которые пользовались огромным спросом как на собственной территории, так и за ее пределами. Известно, что белорусские резчики по дереву еще в XVII в. украшали дворцы и храмы Москвы. На международном уровне высокую оценку получили белорусские изразцы. Значительные заказы на их изготовление поступали из России и государств Западной Европы.

На всех исторических этапах развития общества одним из вершителей литературных, музыкальных, песенных, художественных произведений являлся народ, который через коллективную форму идейнообразного и эстетического осмысления реальной действительности всегда не только высказывал свое отношение к мирским проблемам, но и в духовной сфере являлся создателем и транслятором глубочайшей жизненной философии с ее гуманистической, мировоззренческой направленностью. Народное искусство рождалось, складывалось, видоизменялось на протяжении веков. Многочисленные его образцы выкристаллизовывались на длительном отрезке вре-

мени и передавались из поколения в поколение, сохраняя основной, устойчивый стержень миропредставления, тот коллективный духовный опыт, из которого постоянно выбирались художественные и жизненные традиции. И даже в наши дни народное искусство - это не застывшее повторение отработанных художественных канонов и образцов, а живой творческий процесс, тесно связанный с культурными пластами истории народа, с обычаями, обрядами, природой. Образ в народном искусстве отображает не только разумение жизни его создателем, но и общенародное, общечеловеческое сознание, закрепленное многовековым опытом.

С позиции искусствоведческого осмысления, народное искусство можно условно разделить на две разновидности -декоративно-прикладное (утилитарнофункциональное) и изобразительное, не связанное или мало связанное с жизненно важными предметами функционального назначения. Традиционное утилитарнофункциональное народное искусство характеризуется определенными устойчивыми признаками в передаче художественных традиций и коллективного опыта через школы, художественные каноны и образцы, которые сохраняются и переходят из поколения в поколение в процессе межпоколен-ных связей и являются выразителем общечеловеческих эстетических, нравственных и мировоззренческих интенций.

Народное изобразительное искусство (не утилитарно-функциональное), в основе которого лежит индивидуальная творческая деятельность, имеет свои устойчивые образно-пластические свойства. Они сконцентрированы и проявляются через личностное художественное мировосприятие творца и не связаны с коллективным характером межпо-коленной передачей традиций. Необходимо отметить, что традиционное декоративноприкладное искусство и его изобразительные и декоративные формы сосуществуют и

функционируют в едином социокультурном пространстве, обладают определенными типологическими особенностями и признаками, имеют конкретные механизмы функционирования в обществе, свои исторические и социальные предпосылки.

На протяжении длительного времени на народном искусстве был сфокусирован интерес исследователей в разных областях знаний. Только за последние десятилетия выполнено много теоретических работ по общим вопросам, особенностям развития, в зависимости от исторических и региональных условий бытования. Однако необходимо отметить, что отсутствие в искусствоведческой литературе Беларуси фундаментальных аналитических и обобщающих трудов по народной станковой живописи, графике, скульптуре не позволяет составить целостное и систематизированное представление о глубинных пластах народной художественной культуры, ее историческом прошлом и настоящем состоянии.

На фоне мировых культурных процессов эта проблема становится достаточно злободневной и актуальной. В том числе в связи с тем, что современное профессиональное изобразительное искусство, как утверждает большинство искусствоведов дальнего и ближнего зарубежья, как бы исчерпало свои «ресурсы», оно находится в глубоком кризисе. Теперь особую востребованность в поисках новых художественных ценностей получило народное творчество и, в частности, наивное искусство, аутентичный примитив. К его изучению и научному осмыслению обратились специалисты разных областей науки: философы, культурологи, фольклористы и др., которые пытаются открыть новые горизонты в определении ценностных ориентаций. С историко-искусствоведческой стороны, многие виды и формы народного изобразительного искусства находятся еще как бы в законсервированном состоянии; ждут своего времени открытия богатства, которое

пока спрятано под «покрывалом» прошедших столетий. Сегодня же в культурную скарбницу нашей республики возвращаются давно забытые народные ремесла, такие как узорчатое ткачество, «рябая» и чернолощеная керамика, расписные ковры, глиняная игрушка, бондарство. Возрождаются многочисленные техники и технологии со-ломоплетения, восстанавливаются и получают развитие роспись на стекле, иконописное искусство. И каждый из названных видов имеет глубокую содержательную историю, определяет свою эпоху развития с ее материальным и культурным жизненным укладом в прошлом, с обычаями и мировоззрением людей, их тесной связью с природой и космосом. За последние десятилетия вопросы традиционных форм народного декоративно-прикладного искусства, объемной пластики, декоративной росписи получили освещение в работах Е. М. Сахуты, В. Ф. Шматова, в публикациях М. Ф. Ро-манюка, О. А. Лобачевской, А. К. Леоновой, Л. В. Вакар, Е. Ф. Шунейки, Г Б. Богдановой и др. В них прослеживаются и осмысливаются некоторые особенности развития этих видов и форм во времени и пространстве их существования.

Во второй половине ХХ столетия народное изобразительное искусство развивалось в границах массовой художественной самодеятельности с ее многогранными задачами идейно-нравственного и эстетического воспитания человека. Самодеятельное творчество как культуротворческая система и как социокультурное движение выражало государственную культурную политику. Именно в этот период были достигнуты значительные успехи в области самодеятельного художественного творчества, поскольку данная система объединяла многочисленную армию талантливых творцов, которые не только приобщались к культурному процессу, совершенствовали свое мастерство во всех

направлениях творческой деятельности, но и являлись создателями искусства в широком его смысле.

Народное творчество, как особое и специфическое явление культурной жизни людей, на каждом историческом отрезке времени представляло собой многогранный спектр видов и форм человеческой деятельности в сфере художественно-образного отражения окружающего мира.

Публикации в журналах и научных сборниках по проблемам традиционного народного искусства, самодеятельного и любительского творчества достаточно многочисленны. Они освещают широкий круг вопросов как с эстетической, так и с прикладной стороны, где на конкретных примерах деятельности отдельных промыслов, ремесел, индивидуального творчества народных мастеров выявляются особенности народного искусства как части общей культуры, определяется его место, функции и роль в обществе на разных исторических этапах развития.

Необходимо отметить, что традиционное прикладное искусство во второй половине XIX и начале XX вв. в основном изучалось этнографами, историками, фольклористами и несколько позже стало предметом искусствоведческого исследования. Теоретические положения в области традиционного прикладного искусства развили российские ученые А. В. Бакушинский [1], В. С. Воронов [3, с. 24], А. И. Некрасов [5], В. М. Василенко [2] и др.

Одним из первых ученых-искусство-ведов, известных в 1920-1930-е гг. ХХ столетия как теоретик и практик эстетического воспитания, критик и активный художественный организатор народных промыслов, был А. В. Бакушинский. Главным предметом его научных исследований являлось влияние искусства на эстетическое развитие и

52

духовное формирование личности. Данная тема стала центральной для ряда его статей по проблеме психологии восприятия искусства. Исследователь внес большой вклад в развитие науки по народному искусству, он является автором многочисленных научных трудов. Вместе с общими вопросами теории народного искусства А. В. Бакушин-ский обращался к проблеме детского творчества и примитивного искусства. Именно его идеи, научные взгляды стали отправной точкой в дальнейших исследованиях народного искусства, которые осуществлялись его последователями в процессе художественного и философского осмысления этого феномена культуры.

У истоков разработки теоретических вопросов народного искусства, одновременно с А. В. Бакушинским, стояли такие исследователи, как В. С. Воронов и

А. И. Некрасов. Основное внимание в своих научных поисках они обращали на развитие народных промыслов, однако, ввиду того что в тот период теоретически не были выделены направления развития декоративного искусства, многие их теоретические выводы и заключения выглядят спорными. Например, согласно концепции этих авторов, развитие народного искусства предполагалось как по промышленному пути, так и по пути индивидуализации творчества, однако данные прогнозы в дальнейшем не подтвердились жизненной практикой. Вместе с тем, исследователями был заложен прочный фундамент теории народного искусства. Их последователи - В. М. Василенко, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Т. С. Семенова установили закономерности, выявили особенности существования народного искусства наряду с другими видами и формами творчества.

Несколько позже, с конца 1960-х гг., народное творчество, в частности его изобразительные и декоративно-прикладные формы, стали объектом исследования не только искусствоведов, но и представителей других наук: философии, культурологии, истории.

К дискуссии по проблеме особенностей традиционного, любительского и самодеятельного искусства, их сосуществования и развития, развернувшейся на страницах союзных журналов «Декоративное искусство СССР», «Художник», «Народное творчество», «Художественная самодеятельность» и др., присоединились многочисленные теоретики и практики, методисты и организаторы. Активными участниками таких дискуссий являлись Н. С. Шкаровская, О. Д. Балдина, К. Г. Богемская, Г. К. Вагнер, Т. М. Разина, В. А. Помещиков, Т. С. Семенова, К. И. Рождественский, И. Я. Богуславская, Л. Я. Супрун, Ю. Г. Аксенов, Р. М. Закин, А. С. Кан-цедикас, Т. А. Зубова, Н. Н. Пунин и др.

С середины 1960-х гг. творчеству ху-дожников-самоучек стали придавать особое значение зарубежные исследователи, в частности Отто Бихали-Мерин, Штефан Ткач и др. С 1966 г. в Братиславе при поддержке международной организации ЮНЕСКО регулярно проводятся международные выставки-триеннале наивного искусства. Выставки обратили на себя внимание не только зрителей, но и специалистов в других областях - искусствоведении, психологии, философии, креативной педагогики. Результатом проведения международных выставок инситного искусства стала «Всемирная энциклопедия наивного искусства» [9], издание которой было посвящено юбилею первой выставки примитивного искусства в лице Анри Руссо, проходившей в Салоне Независимых в Париже в 1886 г. Энциклопедия содержит 800 отдельных материалов о творчестве художников-примити-вистов из 48-ми стран мира и является фундаментальным каталожным и научнопопулярным материалом по наивному искусству.

Вопросам развития традиционного народного и наивного искусства значительное внимание в этот период уделялось на научных конференциях и семинарах. Так, в

53

первой половине 1990-х гг. в Беларуси был проведен ряд научно-практических конференций по проблемам народного и инсит-ного искусства: «Язеп Дроздович. Личность. Творчество» (Витебск, 1993), «Современные проблемы инситного искусства. Теория. Практика. Опыт» (Минск, 1994), «Народное искусство: прошлое и современность» (Минск, 1999), «Инситное искусство Беларуси, соотношение с народной культурой, современность. Тенденции развития» (Витебск, 2000). На конференциях обсуждались теоретические проблемы и вопросы практической деятельности, методического руководства в сфере народного и инситного творчества. Приуроченные к конференции выставки творческих работ художников-примитивистов стали лабораторией, где ученые и исследователи искали ответы на многочисленные вопросы теоретического осмысления данного явления в искусстве.

Со второй половины 1990-х гг. вопросы народного традиционного искусства и особенно «наивного» творчества стали предметом активного обсуждения на международных научных конференциях и в научных изданиях. Глубокие по содержанию материалы в последнее время опубликованы в научном сборнике «Примитив в изобразительном искусстве» [6] по материалам научной конференции, которая прошла под патронажем Третьяковской картинной галереи в 1995 г., а также в сборнике статей «Философия наивности» [8], изданном Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова. Искусствоведы снова вернулись к специфическому и не до конца изученному пласту народной художественной культуры - искусству примитива. Ученые обратили свой взгляд на это явление в культуре общества, попытались выявить его гносеологические основы и те особенности, которые являются общими или отличают наивное искусство от традиционного народного, профессионального и

самодеятельного. Значительные историкотеоретические исследования проблемы примитива осуществили известные специалисты в области искусствоведения К. Г. Богемская, В. Д. Балдина, А. В. Лебедев, И. А. Маразов, А. С. Мигунов, В. В. Ме-тальникова и др. Их исследования, выводы и утверждения по широте охваченных вопросов существования и функционирования примитива дополнили классификацию, систематизацию и оценку маргинальной (по определению некоторых российских искусствоведов) художественной культуры.

С начала 2000-х гг. Московский муниципальный музей наивного искусства провел две международные научные конференции, на которых обсуждались теоретические вопросы народного примитива в его современном искусствоведческом измерении. В 2004 г. прошла Международная научная конференция «Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы» (Москва), где приняли участие ведущие специалисты России, Беларуси, Украины, Польши, Литвы, Франции, Швеции. Изданный по материалам конференции сборник докладов [7] объединил широкий диапазон исследований, которые глубоко и всесторонне освещают вопросы сущности, специфики и эстетических особенностей наивного искусства с точки зрения новых оценочных подходов. Ученые и специалисты сконцентрировали внимание на искусствоведческих, культурологических, социологических и психологических аспектах наива в изобразительном творчестве.

Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство еще недостаточно исследованы и в белорусском искусствоведении. Традиционным формам, таким как гончарство и керамика, ткачество, бытовая деревянная резьба, народный костюм, соломплетение, внутреннее и наружное украшение жилья, посвящены исследования Е. М. Сахуты, М. Ф. Раманюка,

В. Ф. Шматова, М. С. Кацера, О. А. Лобачевской, А. К. Леоновой и др. Однако сегодня требуется более глубокое, систематизированное и теоретически обоснованное исследование каждого из этих видов, выявление теоретических подходов, концептуальных позиций, методов их структурирования в общем течении культурного процесса. Что касается многочисленных разновидностей народного творчества, развивающихся вне сферы бытового и прикладного характера, в частности станковой и монументальной живописи, графики и объемной пластики, то эти области до настоящего времени остаются еще почти неразработанными. Здесь имеется широкое поле деятельности для белорусских искусствоведов - исследователей национальной художественной культуры.

Необходимо отметить, что важной задачей в развитии традиционного народного

и современного любительского искусства Беларуси стала подготовка специалистов со среднеспециальным и высшим образованием. Училища культуры и искусств, лицеи, колледжи и гимназии, а также вузы художественно-творческого, культурологического и художественно-педагогического профиля сегодня целенаправленно обеспечивают всю систему народного творчества профессиональными кадрами, которые в своей деятельности осуществляют учебновоспитательную, организационно-методическую и творческую работу в сфере народного искусства. Это дает гарантии тому, что обеспечивать развитие народной художественной культуры и в дальнейшем будут подготовленные специалисты, способные решить актуальные проблемы народного искусства на профессиональной, научнотворческой основе.

1. Бакушинский, А. В. Художественная культура национальностей СССР и примитивное искусство / А. В. Бакушинский // Искусство народов СССР: сборник. - Вып. ГАХН. - М., 1927.

2. Василенко, В. М. Народное искусство // Избранные труды / В. М. Василенко. - М.: Совет. художник, 1974. - 294 с.

3. Воронов, В. С. «Чистое» и «прикладное» искусство / В. С. Воронов // Искусство в производстве. -1921. - № 1.

4. Горький, М. О литературе / М. Горький. - М.: Совет. писатель, 1953.

5. Некрасов, А. И. Русское народное искусство / А. И. Некрасов. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 212 с.

6. Примитив в изобразительном искусстве: материалы науч. конф. (Москва, 1995). - М.: Гос. Третьяков. галерея, 1977. - 182 с.

7. Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 16-17 нояб. 2004 г.). - М., 2004. - 239 с.

8. Философия наивности: сб. науч. материалов / сост. А. С. Мигунов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 335 с.

9. Bihalji-Merm, О. World Encjclopedia of Naive Art / О. Bihalji-Merm. - Belgrade, 1984. - 368 s.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.