УДК 94 ББК 63
DOI: 10.53315/1995-0713-2022-54-2-6-13
С.Г. Батырева, Е.В. Бембеев, К.П. Батырева
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ОЙРАТОВ МОНГОЛИИ И КАЛМЫКОВ РОССИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья написана при поддержке гранта РФФИ №19-512-44002/19
«Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе»
Ойраты, пришедшие в степи Прикаспия из Западной Монголии в начале XVII столетия, дали начало образованию калмыцкого этноса в пределах России. В процессе адаптации культуры монголоязычных номадов к иному природному и этнокультурному ландшафту некоторые традиции утрачиваются, усваиваются новации. В системе трансформируемой культуры сложилось калмыцкое декоративно-прикладное искусство, обусловленное укладом жизни и ведением скотоводческого хозяйства кочевников.
В исследовании выявлено его локальное своеобразие, приобретенное в процессе исторического этногенеза калмыков. Реализовано в сравнительно-сопоставительном анализе и установлении общего и особенного в прикладном искусстве ойратов и калмыков, ранее не предпринимавшемся в сфере монголоведения. Культура ойратов Монголии рассмотрена исходной базой в выстраивании междисциплинарной методики изучения художественных традиций калмыков. В обозначенной тематике состоит востребованность изучения традиционного наследия в современном обществе России и Монголии. Актуальное изучение прикладного искусства позволяет обобщить, определить и уточнить наработанное учеными Монголии и России в области традиций культуры. Исследование отличается новизной междисциплинарного подхода в осмыслении этнической культуры, рассматриваемой в динамике развития. Ожидаемым результатом явится коллективная монография российских и монгольских ученых «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».
Ключевые слова: ойраты, калмыки, культурное наследие, народное декоративно-прикладное искусство, традиции, новации.
S.G. Batyreva, E.V. Bembeev, K.P. Batyreva
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
FOLK ARTS AND CRAFTS OF THE OIRATS OF MONGOLIA AND THEKALMYKS OF RUSSIA: PRELIMINARY RESEARCH RESULTS
The article is written with the financial support of grant №19-512-44002/19 "Folk arts and crafts of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: general and special features in a comparative analysis"
The article is devoted to the study ofculture of the Oirats and the Kalmyks. The Oirats who came to the steppes of the Caspian Sea from Western Mongolia at the beginning of the 17th century gave rise to the formation of the Kalmyk ethnos within Russia. In the process of adapting the culture of Mongolian-speaking nomads to a different natural and ethno-cultural landscape some traditions were lost and innovations are adapted. Kalmyk arts and crafts were developedin the system of transformable culture and conditioned by the way of life and pastoralism of the nomads. The study revealed its local
identity acquired in the process of historical ethnogenesis of the Kalmyks. The authors implemented a comparative analysis and determined general and special features in the applied art of the Oirats and Kalmyks which was not previously undertaken in the field ofMongolian studies. The culture of the Oirats of Mongolia is considered as the starting point for building an interdisciplinary methodology for studying the artistic traditions of the Kalmyks. The designated topic is the demand for the study of traditional heritage in the modern society of Russia and Mongolia. The actual study of applied art makes it possible to generalize, define and clarify what has been developed by the scientists of Mongolia and Russia in the field of cultural traditions. The study is distinguished by the novelty of an interdisciplinary approach to understanding ethnic culture, considered in the dynamics of development. The expected result will be a collective monograph of Russian and Mongolian scientists "Folk arts and crafts of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: general and special features in a comparative analysis".
Key words: theOirats, the Kalmyks, cultural heritage, folk arts and crafts, traditions, innovations.
Введение. Историко-культурный очерк декоративно-прикладного искусство номадов. Постановка проблемы: обзор литературы. Исследование традиционного наследия посвящено декоративно-прикладному искусству монголоязычных народов -ойратов Монголии и калмыков России. Последние, являясь потомками пришедших в Россию ойратов в начале XVII столетия, сложились как этническая общность «калмыки» в степях Прикаспия. В процессе адаптации кочевников к иным природным, этнокультурным условиям и историческим обстоятельствам сложилась художественная культура Калмыкии и в ее системе - народное декоративно-прикладное искусство. В новой среде некоторые традиции утрачиваются и усваиваются новации, становясь впоследствии традициями, формирующими локальное своеобразие искусства. Во многом явление трансформации обусловлено адаптивными свойствами традиционной культуры номадов. Выявление общего и особенного ставится основной задачей сравнительно-сопоставительного изучения народного декоративно-прикладного искусства ойратов Монголии и калмыков России, впервые реализуемого в сфере монголоведения.
Исследование «Народное прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе» в структуре анализируемого материала представляет характеристику искусства ойратов Монголии, рассматриваемого культурным наследием Калмыкии. В сравнительно-сопоставительном изучении народного декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков важно выявить этнические особенности мировидения. В исследовании подтверждено: прикладное искусство ойратов рождено первородным сознанием предков монгольских народов. Оно несет символику образного мышления в концептах мифо-воззрения, рассматривающего реальность во взаимообусловленной целостности явлений. Осевую концепцию традиционного мироустройства номадов объясняет этико-философское учение монголов «аргабилиг», трактующее бытие в условиях постоянной борьбы, взаимообусловленного равновесия и единства противоположных начал [15, с. 181].
В исследовательском проекте, взяв за основу положения о единстве и противоречиях мироздания, приходим к уяснению смысловыражения произведений прикладного искусства согласно философии «аргабилиг», рассматривающей мир в системе и параметрах пространства. Последнее позволяет объединить в методологии исследования прикладного искусства номадов принципы семиотики пространства, разработанные европейской наукой. Оригинальность и новизна сочетанного подхода дает возможность анализа смысловыражения произведений прикладного искусства.
Применение принципов семиотики пространства, в частности, учения о «символических формах» Э. Кассирера предусматривает наличие связей между пространством и смыслом, первичность символической (смысловыражающей) функции пространственных объектов и постулирование мифологического пространства, в котором каждый объект (вещь, место, идея, направление движения) обладает своим значением, а пространство - устойчивой системой связей между элементами [13, с. 99-100].
Взаимообусловленности взаимосвязей мироздания находим объяснение в концепте смысловыражения учения 'аргабилиг', концентрирующем призму мировиде-ния номадов. Реализованное в культурном наследии Монголии, видение мира прослеживается в символике народного прикладного творчества и, в частности, тамговой культуры номадов как средства образного выражения информации. Оно объединяет мифопоэтическое пространство традиционного жилища, стеганого войлока, народного костюма, орнамента, проецирует взаимообусловленное единство частей и элементов мироздания [7, с. 238]. Подчеркнем, декоративно-прикладное творчество номадов рассматривается в сравнительно-сопоставительном анализе знаковых художественных явлений культуры: орнаментики, родовых знаков собственности 'тамг' и народного костюма, что составляет оригинальную новизну междисциплинарного подхода исследовательского проекта, посвященного «искусству в системе традиционной культуры».
В методологии исследования важно подчеркнуть обращение к художественному образу произведений как результату отражения реальности. Вместе с тем произведения декоративно-прикладного творчества не являются ее прямым отражением, будучи созданы в призме мифологического видения мира. Оно несет символику образного мышления в концептах мировоззрения предков, воспринимающих реальность во взаимообусловленном бытии пространства и времени, объединяемых мифом.
Традиционное искусство - система изображения, рожденная мифосознанием предков. В анализе и обобщении явлений народного прикладного искусства родовые тамги, печати и знаки Монголии воспринимаются средством образного выражения информации. Родовые истоки тамг дали начало происхождению орнаменту и письменности [9; 11; 14; 16]. Знаковая суть тамговых изображений в народном декоративно-прикладном искусстве наполняет коммуникативную сферу бытия ойратов Западной Монголии. Это одухотворяет смысловыражение произведений, определяя значимое место пластического фольклора в системе традиционной культуры.
В обзоре родовых тамг отметим этнические группы ойратов современной Монголии: дербеты, баиты, хошуты, захчины, олеты, торгуты, хойты, а также алтайские урянхайцы и мингаты. Известно, что в древности у ойратов, предков калмыков, традиция таврения (нанесения меток на предметы собственности), и в первую очередь, на скот, имела широкое распространение. Сегодня тамговая культура в среде ойратов и калмыков, востребованная в разном качестве и разной степени, мало исследована в сравнительно-сопоставительном анализе. Объясняется тем, что в Калмыкии их первоначальное значение, функции и даже названия в силу исторических обстоятельств уже забыты и носят скорее символический характер, являясь маркером той или иной родовой группы этноса. В среде ойратов Монголии, сохранивших традиционный уклад пастбищного скотоводства, тамги применяются довольно широко, функционально и семантически используются по прямому назначению, представляя собой юридические знаки собственности. Анализ показывает, что каждая этническая группа имеет одну или две основные тамги во множестве вариаций. Например, у дербетов широко распространена тамга сар 'луна, полумесяц' и дэгрээ 'крюк'. У захчинов,
в прошлом являвшихся этносословной группой, в состав которой вошли различные ойратские элементы (дербэты, торгуты, олёты и др.), помимо основной тамги дэгрээ 'крюк', имеется целый ряд других тамговых обозначений, например: хэт 'огниво', хас 'свастика', гулз 'рога' и др. [9, с. 86-97]. В совокупности изобразительных мотивов тамг можно составить самобытную этническую картину мира, представляющую космогонические верования, хозяйственный уклад бытия и в целом культуру предков. Все это дает возможность исследовать тамги как наиболее архаический пласт орнаментальной культуры ойратов и калмыков, а также в качестве маркеров этнических связей в родовом обществе.
Орнаментальные мотивы искусства предков монголов запечатлены в наскальных и пещерных рисунках, погребениях Ноин-Улы, Ордоса, Пазырыка. Скифо-алтайский звериный стиль прикладного искусства подтверждает общность номадической цивилизации, сформировавшей культуру монголов и тюрков. Стеганое искусство художественно оформленного войлока, сохранившись, пришло из древности, представляя архаический пласт культурного наследия номадов. Искусство, возникшее на стыке разных цивилизаций, впитало и сформировало самобытные традиции построения декора. Образной системой мировидения древних выступает орнаментальная трех-частная композиция из центрального медальона 'ор хээ', окруженного по периметру узорами 'онцогбулан', 'зайдбулан', 'буйдбулангийнхээ' и в завершении каймой 'ховоозаххээ'. В декоре используются решетчато-криволинейные узоры, сплетения 'шургуулга', кайма из одинарного меандра 'дан алх' и бинарного меандра 'давха-ралх', представляющего собой молоточный узор, сплетения ленточного меандра 'туузаналх' - символы понятий движение, труд и вечность жизни [2, с. 477].
Для изделий прикладного искусства монголов характерно многообразие мотивов в формировании декора, генерирующего тектонику и конструкцию, художественную форму. Ритм определяет соразмерность мотивов в повторяемости элементов и симметрии композиции, ее цветовую гармонию. Важно подчеркнуть, что многочисленные вариации монгольской орнаментики выражают идею «движения в развитии» в семантике и символике мотивов изображения. И это характерно для мобильной культуры кочевников - ойратов и калмыков. Монгольский орнамент образует систему, дифференцируемую Л. Батчулууном на группы: геометрический ('алхаанхээ', 'тYмэннасан', 'зоосонхээ'), зооморфный (вариаций 'эвэругалз' (рогообразный), 'хамаругалз' (пальметки), 'дврввнхучтэн' (четыре сильных животных). Растительный орнамент составлен мотивами листьев, цветов, древом жизни 'хуй мод'. Пейзажный орнамент обозначает ландшафт и природные явления ('саран хээ' - луну, 'уулынхээ' -облака, 'долгиохээ' - волны). Геральдику представляют сочетанием орнаментальных элементов 'соёмбо', 'восемь сокровищ', ^сгэнхээ'' (буквенный) [10]. Все они в той или иной степени характеризуют войлочный декор, в древних истоках выражающий специфический тип художественного мышления, передающего «структурную первооснову предметов и явлений мира», - отмечает автор труда с обширным иллюстративным рядом [2, с. 479-482].
Искусство, как нельзя более ёмко, выражает орнамент, выявляющий и подчёркивающий самобытные формы материально-художественной культуры. В этом суть узора, неотъемлемого элемента прикладного искусства, системно организованного в ритмической структуре декора. Достоянием ойратов и калмыков является меандр 'алханзег', олицетворяющий вечное движение, жизнь. Линейная выразительность войлочного узора 'зег' в дальнейшем творческом осмыслении древней традиции на ткани несет этноинтегрирующие функции народного искусства калмыков [5, с. 87].
Полукружный, треугольный, ромбовидный, зигзагообразный узоры, г- и т-образный меандры, бегущая спираль - все это составляет в вариациях многообразие геометрического орнамента монгольских народов. Их сочетание с растительным в крестовидной форме четырехлепесткового цветка можно видеть в декоре войлока ойратов Монголии из фондов Музея имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН. Каждому орнаменту свойственна семантическая нагрузка. В образной памяти калмыков, наследников центральноазиатских традиций, сохраняются узел счастья 'елзэ', означающий благоденствие и его пожелание, орнамент 'еврзег' в символике процветания и умножения скота как основы жизнедеятельности народа. Заметим, народный орнамент всегда позитивен в своем содержании. К этому выводу приходишь, анализируя сведения, полученные от ойратов-прикладников. Мастера Гээлгийн Хонграа, захчин 1950 г.р., и Баярсайхан Халгаа, урянха 1961 г.р., - ойраты Ховдского аймака Западной Монголии, нарисовав, обозначили узоры обширного орнаментального ряда, выделив геометрический, растительный и зооморфный мотивы узоров: дан алх, гулз, нур-гулг, усанхээ, ундусни, буланугалз, зурхэнхээ, ууланхээ, хананхээ, хасхээ в описании [ПМА 2018; 6, с. 82]. Указана магическая роль орнамента как оберега: меандр 'алханзег' обозначает нить счастья в бордюре войлочных изделий. В зависимости от направленности г-образного узора различают мужской (движение вправо) и женский, устремленный влево, взаимообусловленные в философии аргабилиг. Его разновидность т-образный орнамент выступает символом единства семьи, супружеского долголетия и благополучия.
Декоративное искусство - выразитель эстетики тождества формы, содержания и функции [6, с. 85-91] в культурном подобии макро- и микрокосмоса. В типологической характеристике орнамента выделены основные историко-культурные комплексы монгольских народов [12, с. 374-375], характеризующие исторический этногенез. Искусству ойратов и калмыков свойственны саяно-алтайский и южно-сибирский типы орнамента. Общее типологическое ядро орнамента трансформируется, обрастая инокультурными наслоениями послеойратской истории калмыков России. Орнамент как матричная основа декора ремесленных изделий калмыков транслирует архетипы образного мышления предков, формирующие этническое своеобразие прикладного творчества. Оно сохраняет ритм кочевого бытия, уходящего в архаику мироощущения номадов. Природное начало выражено в образной полноте форм и разновидностей орнаментального декора, объемлющей изображение Человека как органичной части мироздания. Вместе с тем, дополняя и украшая его результатами творчества в создании бытовой среды, человек конструирует мир. Выразительными средствами орнамента гармонизируется воспроизводимая вселенная в центрированной и симметричной композиции, традиционной символике цвета. Систему нанесения декора произведений правомерно рассматривать моделью освоенного, то есть окультуренного пространства бытия выразительными средствами декоративного искусства номадов.
Народный костюм ойратов и калмыков дает возможность рассмотрения прикладного искусства в сравнительном анализе декора ткани. Изобразительный ряд костюма ойратов [1], дополненный сбором полевых материалов (фото, наблюдения, записи информантов в научно-поисковой экспедиции КИГИ РАН и КалмГУ), а также изучением трудов, отечественных и зарубежных, о наследии номадов, обобщен в исследовании прикладного творчества ойратов Монголии и калмыков России.
Мировидение ойратов, обозначаемое цветом и обрядами жизненного цикла, связано с землей и небом, образующими пространство срединного мира человека. Небо - основатель, творец мироздания и всего, что происходит на земле, формирует в системе изображения взаимообусловленную целостность мира. Учение «арга-билиг»
монголов распространяется и на традиционную символику цвета, объемлющую пространство жилища, народный костюм, предметную среду. Здесь находит выражение представление о системе взаимосвязей мира и человека в параметрах пространства и цвета [8, с. 86-95]. Пространственной сферой бытия человека рассматривается костюм в ансамбле атрибутов и деталей. И если мужская одежда ойратов мало чем отличается от общепринятого монгольского халата дээл, то традиционный крой двухслойной женской одежды, состоящей из нижнего тэрлэг и верхнего цэгдэг самобытен, отвечая требованиям хозяйственного уклада и бытия, этико-эстетическим воззрениям общности.
Разнообразны в деталях головные уборы ойратов, обязательно имеющие красный верх в виде узла или кисти залаа (зангила). У захчинов головной убор в круглом плане выступает своеобразной этнической картиной мира, продуманной в деталях красочного декора. Дербетская шапочка юYдэн в виде чепца, напоминающая округленные очертания вершин гор Алтая, носится мужчинами и женщинами, распространена также у баитов и котонов. Интересен баитский убор шаазгаймалхай, напоминающий по форме сидящую сороку. Особенностью одежды торгутов выделяем наличие войлочной обуви тооку, используемой в постоянном ношении. В женском костюме волосы ойраток обязательно убираются в черные матерчатые чехлы, а сверху платья одевается белый воротник. В таком парном сочетании белого и черного выражена традиционная символика народного мировидения аргабилиг. Типологической целостностью отмечено убранство одежды, в котором по традиции превалируют украшения из белого серебра и красного коралла. Особенностью мужского туалета является обязательное наличие матерчатого кушака или пояса, одеваемого в традиционном наборе атрибутов из серебра и коралла, рога и кости, дерева, ткани и кожи. Это нож в ножнах, курительная трубка с табакеркой и кисет, трут с огнивом и другие охотничьи принадлежности. Их декор свидетельствует о богатстве традиционных приемов обработки материалов. В целом ансамбль костюма сформирован в условиях традиционного бытия ойратов на западной окраине Монголии.
Рассматривая в сравнении народный костюм ойратов и калмыков, отметим этническое своеобразие одежды и атрибутов последних. Развитый орнаментальный декор единой с ойратами конструкции женского костюма у калмыков сосредоточен в национальной вышивке зег, украшающей и подчеркивающей его формы и детали. Матричная модель одежды сохраняется в женском платье, давшем развитие форм мужского костюма, сменившего монгольский дээл калмыцким бишмуд. Вышитый декор одежды, мужской и женской, в разновидностях сложившегося национального орнамента -этническая особенность культуры калмыков, выступающая кодом традиционного наследия. Появление его обусловлено сменой не только природного, но и этнокультурного ландшафта бытия. В условиях культурного ареала юга России оформляется народный костюм калмыков как знаковая совокупность конструкции, формы, атрибутов и декора, символики цвета, позиционирующая самостоятельную этническую общность. Свидетельством является этноним улан залата хальмгуд, наглядно акцентирующий красный цвет верха головного убора. Знаковая специфика костюма монго-лоязычных калмыков предстает в качестве модели мира, органично сопрягаемой с развитым этническим самосознанием [4]. В междисциплинарном русле современных тенденций истории, искусствознания и музееведения прослежено формирование калмыцкой культуры в самобытном продолжении центральноазиатских истоков наследия. Результатами сравнительного анализа художественных традиций определен научный уровень изучения народного декоративно-прикладного искусства ойратов Монголии и калмыков России.
Изучение наследия во взаимосвязях знаковых комплексов: тамги, орнамента и костюма - актуально в отсутствии трудов о художественной культуре номадов в сравнительно-сопоставительном анализе традиций монгольских народов. Исследования, как правило, имеют характер этнографического описания, без анализа художественных традиций декоративного искусства. На материале прикладного творчества выявлена и подчеркнута знаковая аутентичность культуры номадов как утилитарно-художественного отражения реальности, выявленного в соединении методов философии и семиотики.
Полученные результаты анализа предполагают дальнейшие уточнения и детализацию явлений в завершающей работе над проектом и текстом монографии. В сравнительно-сопоставительном исследовании традиционного наследия ойратов Монголии и калмыков России приходим к предварительным выводам, лежащим в сфере философии культуры, объединяющей наши наблюдения в истории, искусствознании и этнокультурологии:
- культ Вечного Синего Неба ойратов Монголии объемлет пространственную структуру и цветовую символику мироздания в бинарной оппозиции чёрного-белого, осевой в призме учения арга-билиг о взаимообусловленности явлений бытия;
- архаика тенгрианского мировидения Центральной Азии получает развитие в культуре калмыков, красочно обозначившей солярную символику цвета в пространстве жилища и народного костюма как концентрат этнического самосознания в условиях адаптации к евразийскому природно-культурному ландшафту. Этноним улан залата хальмгуд (в образн. Переводе дети Солнца) - наглядное свидетельство развитого цвето-пространственного мировидения народа. Своеобразный код культуры сформирован в преемственности и трансформации художественных традиций ойратов.
- трансграничная культура калмыков, самобытное явление монгольского наследия, позволяет утверждать: новация, со временем становясь традицией, обеспечивает культуре этноса развитие в парадигме от статики вечности культа Неба к солярной символике динамики Жизни в условиях мобильного бытия.
Результаты научного исследования получены в работе, проведенной в форс-мажорных обстоятельствах закрытия государственных границ в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В опоре на архивные и музейные источники, научные труды отечественных и монгольских ученых, обобщении материалов комплексной поисково-исследовательской экспедиции в Западную Монголию КИГИ РАН и КалмГУ (2007) представлены предварительные результаты реализации проекта «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе». Доработка рукописного материала в целостной структуре и деталях исследования будет осуществлена в дополнении материалов экспедиции в западную Монголию, планируемой к проведению в 2022 году.
Список литературы
1. Амгалан Мишиг доржийн. Баруун монголчуудын эдийн соелын дурсгалт зуйлс. -Улаан Баатар: «Монсудар» хэвлэлийн газраас эрхлэнгаргав. 2000. - 212 с.
2. Батчулуун Лунтенгийн. Монгол эсгийширмэлийн урлаг. - Улаанбаатар хот: Интерпресс, 1999. - 499 с.
3. Батырева К.П., Батчулуун С. Народный костюм калмыков России и ойратов Западной Монголии: к проблеме изучения // Вестник Калмыцкого университета. Элиста, 2020. № 3 (47). - С. 6-13.
4. Батырева К.П., Батырева С.Г. Этническая картина мира как культурное наследие калмыков. В сб. научных статей: Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. Мин-во культуры РФ; Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Южный филиал; Отв. ред. И. И. Горлова. 2015. - С. 345-356.
5. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX-начала ХХ вв. - Элиста: АОр "НИИ "Джангар", 2006. - 160 с.: ил.
6. Батырева С.Г. Путевые заметки искусствоведа: по материалам экспедиции в Западную Монголию (25 июля-30 августа 2007 года) // Музеи Российской академии наук. Альманах. Выпуск 9. - М., 2012. С. 82-95; ПМА 2018, 15 мая.
7. Батырева С.Г. Концепт пространства в призме мировидения номадов (на примере традиционного жилища калмыков) // Материалы Международной научно-методической конференции «XIII Оразбаевские чтения» на тему: «Историко-культурное наследие древних и традиционных обществ Центральной Азии: новые открытия и междисциплинарные исследования» // Алматы «Казакуниверситеп», 2021. - C. 237-241.
8. Батырева С.Г., ДамдинГантулга. Цвет и пространство в традиционной культуре ойратов Монголии и калмыков России // SecretaArtis. 2021. Т.4. № 2. - С. 86-95.
9. Бембеев Е.В., Дулам Сэндэнжавын, Есенова Т.С. К вопросу о тамговой культуре ойратов Западной Монголии // Вестник Калмыцкого университета 2021. №3. - С. 86-97.
10. Большой академический монгольско-русский словарь. В 4-х тт.: / ред. Лув-сандэндэв А., Июрбеев Г. Ц., Цэдэндамба Ц. Т.1. А-Г. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 520 с.; Т.2. Д-О. Отв. ред. Г. Ц. Июрбеев. М.: Academia, 2001. 536 с.; Т.3. е-Ф. Отв. ред. Г. Ц. Июрбеев. М.: Academia, 2001. 440 с.; Т.4. Х-Я. Отв. ред. Г. Ц. Июрбеев. - М.: Academia, 2002. - 532с.
11. Гедеева Д. Б., Гантулга Д. Буддийская символика в системе калмыцкихтамг // Монголоведение. 2020. № 1. - С. 142-153. DOI: 10.22162/2500-1523- 2020-1-142-153.
12. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX вв.)/Народы Сибири и Дальнего Востока. - М.-Л.: АН СССР. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия, т. 81. М.-Л.: Наука, 1963. - С.374-375.
13. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. - М.; СИб.: Университетская книга, 2002. - C. 99-100.
14. Умирбек Б. Формы тамговых знаков на территории Баян-Ульгийского аймака Монголии // Искусство Евразии. - 2016. - № 2(3). - С. 28-44. DOI: 10.25712/ ASTU.2518-7767.2016.02.003 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/575921/10/
15. Учение «аргабилиг» как ось монгольской культуры: монография /под общ.ред. М.Ю. Шишина. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. - 181 с.
16. Ядамжав Ц. Орнаменты / Ц. Ядамжав ; пер. Ю. Н. Кручкин; ред. пер. Д. Санж-сурэн. Альбом. - Улан-Батор: [б. и.], 2009. - 162 с.: ил.