Научная статья на тему 'Народно-песенный фольклор в художественном образовании как фактор формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру'

Народно-песенный фольклор в художественном образовании как фактор формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / НАРОДНО-ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Пелагея Александровна

В статье рассматриваются возможности трансформации культурологической концепции содержания образования на методику музыкального воспитания и, в частности, на процесс обучения хоровому пению народных песен и на основе этого уточняется содержание художественного образования. Раскрываются подходы различных авторов к проблеме формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, выявляется и формулируется воспитывающий потенциал народно-песенного фольклора, предлагается модель формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Пелагея Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-песенный фольклор в художественном образовании как фактор формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру»

УДК 37.036 ББК 74.266 С 32

П.А.Сергеева

Народно-песенный фольклор в художественном образовании как фактор формирования у школьников эмоционально-ценностного

отношения к миру

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются возможности трансформации культурологической концепции содержания образования на методику музыкального воспитания и, в частности, на процесс обучения хоровому пению народных песен и на основе этого уточняется содержание художественного образования. Раскрываются подходы различных авторов к проблеме формирования у школьников эмоциональноценностного отношения к миру, выявляется и формулируется воспитывающий потенциал народно-песенного фольклора, предлагается модель формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру.

Ключевые слова:

Культурологическая концепция содержания образования, эмоциональноценностное отношение к миру, народно-песенный фольклор, содержание художественного образования.

Поскольку в рамках одной статьи невозможно подробно рассмотреть подходы разных авторов к проблеме эмоционально-ценностного отношения обучаемых к миру, хотя бы кратко остановимся на них, тем более, что некоторые из них взяты нами в качестве теоретико-методологического основания.

Прежде всего, отметим, что разработанная видными учеными В. В. Краевским, И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным культурологическая концепция о составе социального опыта как источнике содержания обучения и образования и способах обеспечения его усвоения, является, с нашей точки зрения, непременным условием развивающего обучения, необходимым условием развития всесторонне и гармонично развитой личности. Причем эмоционально-ценностное отношение к миру трактуется авторами как один из компонентов структуры личности. Структура социального опыта, социальной практики привели к накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения ко всем видам действительности, ее воспроизведению и преобразованию, и она включает знания о мире и способах деятельности, опыт осуществления способов деятельности (умения), опыт творческой деятельности и опыт эмоциональноценностного отношения к миру, которые должны стать компонентами содержания образования.

Проблема формирования у детей ценностного отношения к миру как содержания учебно-воспитательного процесса ярко выражена в трудах многих современных ученых (Ю.Б. Алиев, Д.М. Кабалевский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.С. Макаренко, А.В. Миронов, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, Н.Е. Щуркова и др.). В их трудах красной нитью проходит мысль о том, что отношение - это центральная категория воспитания, придающая воспитательному процессу высочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет одноразовой формы своего проявления. Оно поэтапно набирает силу в эмоциональных реакциях, действиях, поступках,

проявляемых в различных ситуациях воспитания. Поэтому задача педагога (в нашем случае руководителя фольклорного ансамбля) - гармонизировать формируемые отношения, «очертить ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения» [4, с. 504]. Обобщая позиции авторов, можно уточнить, что ценности, ценностные отношения - это определенные смыслы для оценки и выбора объектов, явлений природы и общества, это позиция личности осознать свое поведение, свое место, свою позицию в жизни. Ценности относятся как к отдельным событиям, явлениям, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. Ценности находят свое отражение в произведениях искусства различного жанра (в данном случае народно-песенного), где объектами оценки выступают разнообразные состояния человека и природы, модели поведения людей.

Личностное отношение к истинам, явлениям, к окружающей жизни в целом -это эмоционально-ценностное отношение на определенной духовно-нравственной высоте, это не только умение видеть мир, а жить в нем и, как определяет Б. М. Целковников, ощущать себя его частицей, причем творческой и свободной, воплощать в себе гармонию «внешнего» (объективного) и «внутреннего» (субъективного), а в широком смысле - слияния «личности» с «бытием». При этом автор констатирует возможность поющего ребенка в творческом акте взаимодействия его с художественным образом, а самого творческого процесса с действительностью.

Следует отметить, что и Д. Б. Кабалевский связывал процесс обучения музыке в неразрывное целое с общим процессом развития музыкальной культуры. Он разработал новую программу по музыке, новую систему занятий, цель которых - сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве. Он видел огромную силу музыки в ее способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека. Он видел многообразное богатство эмоций при исполнении народно-песенного фольклора и в своей системе занятий через доступность образного содержания, имеющего привлекательную форму, вводил на занятиях разножанровый репертуар. В этом он видел воспитательную функцию развития национально-эстетических чувств, а через чувства - формирование ценностных ориентиров.

Опираясь на концепцию И. Я. Лернера, Ю. Б. Алиев подчеркивает роль художественного переживания как способа усвоения четвертого компонента содержания образования - «эмоционально-ценностного отношения школьников к миру», и рассматривает содержание художественного образования, его цели и задачи в такой последовательности:

- овладение основами искусствоведческих знаний в области конкретного вида искусства;

- общая подготовка учащихся в практической творческой деятельности;

- учитывая амбивалентность мира (Н.Е. Щуркова), амбивалентность чувств (И.Я. Лернер), приобретать способность вбирать в себя не только лучшие образцы искусства, но и отвергать неприемлемое.

Изучив состояние научной разработанности проблемы эмоциональноценностного отношения к миру, мы пришли к выводу о достаточно высоком уровне ее общетеоретической разработанности. Однако анализ литературы позволил выявить противоречие между наличием достаточно высокой степени общедидактической разработанности проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения детей к миру и низким уровнем ее трансформации в решении частнодидактических задач. Иначе говоря, несмотря на большое количество исследований, вопросы формирования эмоционально-ценностного отношения детей к миру решены не в

полной мере и требуют более детального исследования. Недостаточно раскрыты возможности обучения хоровому пению народных песен в решении поставленной проблемы, ее воспитывающий потенциал, не определены педагогические условия эффективного использования народной песни в формировании эмоциональноценностного отношения детей к миру. Кроме того, анализ посещенных занятий учителей музыки, руководителей фольклорных кружков показывает, что обучение школьников хоровому пению народных песен осуществляется в основном традиционными формами и методами, и формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к миру при этом осуществляется стихийно.

Итак, прежде всего, отметим, что народная песня имеет огромный воспитательный потенциал. Народная песня - это неразделимое создание народного творчества, а народное творчество - это фольклор, изучающий поэтические и художественные стороны жизни народа. Через голосоведение, вольность ритма, подвижность и разнообразие мелодий, многовариантность подголосочности, интерпретацию, импровизацию, мажоро-минорные сопоставления и т.д. народная песня закладывает в сознании, мышлении аксиологические основы национального духа, национальной души.

Символическая образность песен, например, «Сокол - добрый молодец», «Лебедушка - красна девица», горящая свеча или мост (любовное стремление), расплетение девичьей косы (символ замужества), создает глубокий лирический подтекст и одновременно является образной характеристикой внутреннего мира героев. Воплощенные в содержании народных песен жизненные картины, осмысление которых осуществляется целенаправленно и с соответствующим педагогическим инструментарием, будят мысли, трогают душу, вызывают и воспитывают гуманные чувства не только у учащихся-исполнителей, но и у слушателей. Разножанровость символической образности народных песен достигается не только своеобразным тембром голоса, но и развитием восприятия, понимания, мышления, которые не могут, с нашей точки зрения, проявиться достаточно профессионально в практическом действии, если исключить из поля зрения эмоционально-волевую и эмоциональноценностную сферу. Символическая образность несет воспитаннику (в данном случае ученику-исполнителю) целый комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление, что становится наиболее существенным в формировании его личности. Поэтому многожанровый репертуар народных песен через живое хоровое пение должен в полной мере использоваться в содержании музыкальнохудожественного образования как одно из главных его звеньев.

В связи с этим укажем, что объекты, к которым формируется эмоциональноценностное отношение, являются универсальными на каждом этапе обучения и воспитания. А определенные отношения, формируемые у детей в процессе познания окружающего мира через художественные образы народно-песенного фольклора проявляются в следующих взаимодействиях: «поющий ребенок - песня», «поющий ребенок - педагог», «поющий ребенок - поющий ребенок», « поющий ребенок -природа», «поющий ребенок - общество», «поющий ребенок - национальный герой» и т. д. «Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «Человек», «Жизнь», «Общество», «Труд», «Познание»^, это и совокупность общепринятых, выбранных культурой отношений, а также ценностей, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»..., когда отношение выступает в качестве ценности.» [4, с. 505].

Отметим, что опыт эмоционально-ценностного отношения к миру специфичен, так как он на базе знаний, умений и творческих процедур формирует оценочноэмоциональное отношение к миру (природе, человеку, обществу, деятельности,

учению, знаниям). Этот элемент расширяет сферу художественно-мотивационной деятельности, и в этом огромный воспитательный потенциал имеет народная песня и обучение её хоровому пению. Эффект развития этой деятельности создает предпосылки не только основательного освоения знаний, умений, творческих процедур, но и культуры человеческих отношений, культуры деятельности. И как отмечает И. Я. Лернер, он обусловливает волевую (т. е. степень напряженности эмоций), моральную, эстетическую реакции на окружающую индивида действительность и его собственные проявления [2, с.57].

Как показывает наше исследование, уровни формирования отношения позволяют последовательно и целенаправленно моделировать это отношение, логически переходить из одного состояния отношений в качественно другое. При этом мы исходим из методологического положения философии о том, что развитие идет от простого к сложному - согласно закону диалектики, закону отрицания отрицания. Учитывая, что отрицание понимается как такой момент развития в природе, обществе и человеческом мышлении, когда устаревшие свойства или признаки, характерные для данного состояния, преодолеваются или заменяются новыми, более совершенными, что отрицание - это «замена» одной низшей ступени развития другой, более высокой, с сохранением ценного, необходимого, что образовалось на предыдущих этапах развития» [3, с. 39], в нашем исследовании развитие детей было ориентировано на:

а) новое состояние отношений руководителя фольклорного кружка и поющего ребенка;

б) новое состояние отношения школьника к песенному репертуару;

в) новое состояние отношений «поющий ребенок - поющий ребенок»;

г) новое состояние отношения к миру в целом (в том числе к учению) через художественный образ народно-песенного фольклора.

Опираясь на предложенное А.А. Кирсановым и Ж.А. Зайцевой блочное построение модели процесса обучения, которое нам представляется достаточно продуктивным, мы разработали дидактическую модель формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, включающую: логико-

методологический аспект, определяющий стратегию и теоретические основания моделируемого процесса и носящий в модели сквозной характер; психологопедагогический аспект, включающий систему принципов обучения в целом и принципов формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, в частности, проект учебного процесса, описывающий целевой, критериальный, содержательный, процессуально-методический компоненты; технологический аспект, обеспечивающий организацию и реализацию моделируемого процесса и эффективное функционирование педагогического инструментария.

В своем исследовании мы доказываем, что в обучении хоровому пению народных песен момент переживания играет определяющую роль. Выражая себя в контексте культуры через художественный образ (в данном случае в исполнении народных песен) учащиеся через свою чувственную сферу воссоздают художественные ценности, ведущим компонентом которых является образное видение мира. Кроме того, обучение детей хоровому пению народных песен способствует формированию художественной культуры детей, что, в свою очередь, будет в будущем способствовать установлению социальных, личностных связей между людьми, между культурами. Высокий уровень воспитанности этикета через художественные образы народных песен, воспевающих традиции и обряды - это не только красивое отношение одного народа к другому, выражающееся на языке искусства (в нашем случае в вокальнохоровом жанре), но и выражение особых, внутренне-содержательных, прекрасных качеств Достойного человека.

Основываясь на лучших гуманистических позициях, развивая внутренний духовный мир ребенка через явления жизни, природы, общества, отображаемые в народных песнях, можно и должно способствовать созидающим общественноисторическим преобразованиям, развитию национального сознания и самосознания, но это возможно лишь при условии формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к миру.

Примечания:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2002. 608 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

3. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования. Майкоп: Изд-во АГУ. 2003. 268 с.

4. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория - практике / Под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. С. 231, 288.

5. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. М., 1999. 231 с.

6. Кирсанов А.А., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. С. 19-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.