О. А. Насонова
НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании образноэмоциональной речи учащихся 1-го класса на уроках обучения грамоте с использованием народно-песенного творчества. Развивая устную речь средствами народно-песенного творчества, мы в значительной степени активизируем и обогащаем не только лексический запас учащихся, но и обогащается синтаксический строй детской речи, который используется для передачи возникших впечатлений в процессе восприятия музыки.
Развитие устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Не случайно, что почти во всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как риторика, актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения и т. д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Вместе с тем в обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государ-
ства, заметно развитие и других тенденций - бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического оскудения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Крайней бедностью отличается язык выступлений на различного рода собраниях, в телевизионных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, откровенно грубых выражений, неверная расстановка ударений). К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы. Иногда даже подобным образом страдает и речь учителей русского языка и литературного чтения, начальных классов.
Формированию речевой культуры подрастающего поколения во многом препятствует пассивное познавание произведений через средства массовой информации, что заменяет и само чтение, и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. Очень важной задачей в начальной школе является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, а также имеет исключительное значение для школьни-
© О.А. Насонова, 2008
ков, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Следовательно, необходимо построить работу по развитию устной речи таким образом, чтобы создать ситуации и условия речевого общения школьников на уроках русского языка, литературы, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний, способствующими обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формированию образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Такую ситуацию, на наш взгляд, может привнести в уроки языкового цикла фольклор. Фольклор (в переводе с английского - "народная мудрость", "народное знание") - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения. (Энциклопедический словарь юного музыканта. М.; Педагогика, с. 323.)
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящее огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь учащихся, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В нашем исследовании мы будем использовать музыкальный фольклор и детский фольклор.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Л.В. Виноградов писал: "У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения, совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой" (Виноградов Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности// Искусство в школе. № 2. 1994. - С. 20 - 26). Поэзия пес-
тования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых - убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга, "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонь-ка, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька-му-рысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании и обучении детей.
При исполнении народного произведения педагог должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас ребенка, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру, развивается не только музыкальный, но и речевой слух.
Речевой слух является важнейшим компонентом всей речевой деятельности школьника, особенно восприятия звуковой стороны речи, ее ме-лодико-интонационного строя, который реализуется в речи системой средств выразительности -ударения, пауз, динамики, темпа, ритма, тембра, мелодики речи. Хорошее развитие слуховых диф-ференцировок обеспечивает понимание речи го-
ворящего, влияет на успешность обучения устной и письменной речи.
Известно, что нарушения письма и чтения у детей в преобладающем большинстве случаев имеют причиной нарушения фонематического восприятия, т. е. способности к слуховому различению звуков речи, а частота графических ошибок коррелирует с количеством ошибок в звуковом составе слова. Прямая связь прослеживается между уровнем развития речевого слуха и звуковой культуры речи.
Существующая известная общность в развитии музыкального и речевого слуха дает возможность интенсифицировать развитие речевого слуха, используя не только речевую практику, но и музыкальную (вокальную). На эту общность указывает в своих работах А. Р. Лурия.
Так, исследуя вопросы слухового восприятия, он приходит к выводу: "Можно с полным основанием утверждать, что человеческий слух в отличие от слуха животных формируется под влиянием музыки и языка" (Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1964, лекция 11 (20-я), с. 1).
Учитывая разностороннее значение слуховой функции, можно развивать у детей способность к слуховому восприятию разнообразного звукового материала, относящегося к области как речевых, так и музыкальных звуков. Это дает возможность идти малоиспользованными путями в развитии речевого слуха детей, их речи, одновременно с детства развивать певческую и речевую функции.
При использовании музыкальных упражнений на уроках по родному языку дети приобретают четкую дикцию, ясность образования звуков в речи, их речь становится более выразительной, звучной. В результате систематических занятий пением происходит более интенсивное развитие слуха, правильного дыхания, подвижности и силы голоса, расширение его диапазона. Особенно благоприятно сказываются занятия пением на развитии звукопроизношения. На это указывал К. С. Станиславский: "Как было бы хорошо, если бы учителя пения преподавали одновременно дикцию, а преподаватели дикции учили бы пению. Но так как это невозможно, пусть оба специалиста работают в близкой связи друг с другом" (Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1951, с. 476).
На тесную связь пения и родного языка, на роль пения в деле эстетического воспитания и воспитания культуры речи указывали также и другие выдающиеся деятели культуры, методисты, ученые: Б. Асафьев, Д. Кабалевский, Ю. Кремлев, Л. Мазель, К. Седлачек, А. Сихра.
В современной педагогической практике музыкальная методика широко используется в логопедии при обучении детей с фонематическим недоразвитием.
Высокий лечебно-педагогический эффект дает применение пения в работе с заикающимися
детьми. Систематические упражнения детей в пении активизируют дыхание, нормализуют нарушенные темп и ритм речи и позволяют в ряде случаев сократить срок пребывания детей в специальном речевом учреждении.
Музыкальное и речевое развитие идет по одному пути, так как имеет одну материальную основу - голосовой и артикуляционный аппарат. Речевой и певческий аппарат имеет общее анатомическое и морфологическое строение. Корковый слуховой анализатор во взаимодействии с речедвигательным контролирует и в речи, и в пении акустические свойства произносимых и пропеваемых звуков.
Исходя из указанной общности пения и речи, используя правильные методические приемы и опираясь на результаты исследований Н. Г. Борисовой, мы разработали систему музыкальных упражнений, которая помогает интенсифицировать слуховое развитие при обучении школьников родному языку и способствует развитию образноэмоциональной речи.
Упражнения, применяемые в этом случае, предполагают развитие звуковысотных, ритмических, динамических и тембровых дифференциро-вок.
Особое значение придается звуковысотным различиям, так как если вокально-моторное звено не включается в процесс восприятия высоты звуков, то это ведет, как указывает А. Н. Леонтьев, к явлению "тональной глухоты", что резко снижает возможности обучения языку. И наоборот, налаживание процесса интонирования звуков приводит к повышению слуховой чувствительности, слуховых различений.
Рекомендуемые упражнения используются на каждом уроке обучения грамоте, русского языка, литературного чтения (в течение 5 - 6 минут). В таких упражнениях особенно нуждаются дети, испытывающие фонетико-фонематические трудности, а также трудности при письме.
Вторая серия упражнений направлена на более прочную автоматизацию произносительных (моторных) навыков. Применение вокально-артикуляционных упражнений приводит к устойчивому и точному овладению системой артикуляторных навыков родного языка, а также ведет к преодолению некоторых дефектов звукопроизношения, не требующих специального вмешательства. (Статистика последнего времени показывает, что количество детей указанной категории постоянно увеличивается.)
Итак, специально подобранные песни и вокальные упражнения используются при обучении родному языку в целях активизации сенсорных и моторных процессов освоения речи.
При отборе методического материала (песни, вокальные упражнения) мы руководствовались следующими принципами, ориентируясь на первые классы школы.
Важно, чтобы песни были в удобной для детей этого возраста тесситуре (от ми первой октавы до второй октавы). Мелодии песен должны быть просты и легко запоминаться. В тексте песни необходимо такое соотношение гласных и согласных звуков, которое помогает выработать хорошую артикуляцию, четкую дикцию. Очень полезны упражнения, вырабатывающие подвижность языка. К ним относятся песни со слогами та-та-та, ля-ля-ля, тру-ту-ту и др. На начальном этапе следует использовать песни, состоящие из коротких слов и фраз, удобных для дыхания. Позже можно включать песни со все более удлиняющимися музыкальными фразами. В песнях должен быть простой ритмический рисунок. Все перечисленные условия использования музыкального материала
на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения несет в себе фольклор. Как уже отмечалось выше, использование фольклора, в частности народно - пенного творчества, открывает новые возможности, т. к. у русских народных песен интонационный строй близок к речевому интонированию. Так, часто встречающиеся в русской народной песне квартовые и квинтовые ходы берут свое начало от вопросительной и восклицательной интонации русской речи.
Отметим, что в результате такого обучения дети показывали неизменно более высокий уровень речевого развития, владение образно - эмоциональной речью, отзывчивостью на высказывания по сравнению с контрольными классами, где такого обучения не проводилось.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виноградов Л. В. Раскрыть музыку в ее целостности// Искусство в школе. № 2. - 1994. - С. 20 - 26.
2. Лурия А. Р Курс общей психологии. - М., 1964, лекция 11 (20-я), с. 1 - 5.
3. Станиславский К. С. Работа актера над собой. - М., 1951. С. 476.
4. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., Педагогика, 1985. С. 323.
O. A. Nassonova
AMATEUR AND SONG ARTS AT READING AND WRITING OF THE RUSSIAN LANGUAGE EDUCATION
LESSONS AS MEANS OF SPEECH VIVIDNESS INCREASE
The present paper deals with the question of the first grade students' figuratively-emotional speech forming at reading and writing of the Russian language education lessons, amateur and song arts assisted. While developing oral speech by means of amateur and song arts we liven up the work of pupils' vocabulary, enrich not only it but the syntactic system of children's speech as well. The latter is used for impressions' transmission that appeared during perception of music.