НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
69
УДК 008.009.37
НАРОДНАЯ ПЕСЕННОСТЬ В АСПЕКТЕ ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Л.П. Сараева
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
Переключение в исследованиях музыкального фольклора с объектов познания на субъекты сообщает ему культурологическую направленность. Культурологический подход способствует формированию представлений о народной песенной культуре как сфере проявления целостной природы человека, что подтверждает необходимость совмещения предметных знаний с культурологическими.
Ключевые слова: культура, историко-культурологическое наполнение песенного фольклора, интонационные практики, их эволюционирование в ценностно-смысловом направлении.
Одно из значений понятия культура представляет её как воплощение человеком тех или иных ценностей. С этой точки зрения историко-культурологическое наполнение песенного фольклора рассматривает его особой областью духовной культуры, культуры в целом, в статусе специфического человеческого феномена -антропологического и социального, доказательно проявляя его гуманитарногуманистическую природу. Действительно, интонационная практика восточных славян изначально биосоциальна, но её эволюция осуществлялась в ценностносмысловом направлении, в селектировании этнических, исторических, национальных, художественных особенностей.
Гуманитарная составляющая музыкального фольклора - интонационного ядра народной песенности - проявляет себя в действенности регулятивно-адаптивных и коммуникативных в нём процессов. Например, социозащитную (регулятивноадаптивную) роль в народной песенной культуре задаёт типологический, «охранительный» предел традиции, а все структурные компоненты музыкального фольклора (интонационные, вербальные, мимесисные) обладают
информационностью и коммуникативностью. Собственно, коммуникативность имеет различные уровни проявления. К примеру, тип художественной коммуникации, в аспекте которой обычно и воспринимается народная песенная культура, был сформирован намного позднее, чем тип ритуальной коммуникации. Актуализация либо ритуальной, либо художественной стороны песенной интонации демонстрирует её средством «обобщения и общения в их единстве» и как средство «социального общения, высказывания и понимания»1. Тем самым, интонация отражает как прямую коммуникацию, так и тот социокультурный опыт, составляющий
культурологическую сущность песенного фольклора, доносящего в той или иной интонационной форме явления, воспринятые из прошлого этнического коллектива.
1 Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Издательство Лань, 2000. 320 с. (Мир культуры, истории и философии).
70
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
Они детерминированы архетипами коллективного бессознательного, менталитетом, своеобразной картиной мира, символами, то есть, всем тем, что можно назвать «душой» народа. С этой точки зрения, сфера народной песенной культуры шире осознания её как «художественной». Возникая из реальности и будучи направленной на неё, народная песня предстаёт как явление глубинного историко-культурного пласта, в единстве «культуротранслирующих, культуровоспроизводящих,
культурогенерирующих структур»2.
Её культуротранслирующая специфика сосредотачивается на процессах преемственности и мобильности в интонационном пространстве (мелосе), в многообразии составляющих её элементов: текст, мелодика, лад, ритм, музыкальный синтаксис3. Преемственность основывается не на прямой коммуникации, арифметически увеличивающей информацию, а на ритуальной, когда извне, посредством символов поступает лишь определённая её часть, запуская рост информации внутри сознания получателя, так как символы способны превращать «интимнейшее молчание индивидуальной души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову и могущественнее слова»4, влияя на определённые структуры мозга. При интуитивном восприятии символа в его незамкнутой многозначности активизируется область бессознательного - источник сил, приводящий душу в движение, наполняющий её образами (в том числе -звукообразами). С этой особенностью ритуальной коммуникации связано то, что традиционная песенность не теряет способности быть информационно активной. Наоборот, переходя из поколения в поколение, она обеспечивает психологическую и духовную преемственность, роль которой заключается в передаче специфических (этнических, национальных) качеств той или иной социальной группы. Психосоциальное содержание преемственности сочетается с аккумуляцией социального опыта традицией по направлениям «нормы - ценности/смыслы - символы». Согласно сказанному, например, асемантические припевные слова «лёли», «ладу» и пр. (в частности, в хороводных и плясовых песнях юга России) доносят ценности любви, согласия, процветания, в преемственности славянских обрядовых воспеваний:
Ой, во саду соловей,
Во зелёном молодой.
Ой, лёли, ох, ладо,
Ох, ладо-душа моё.
(село Лучки Прохоровского района Белгородской области)
Культуровоспроизводящая сторона народной песенности объективируется в многообразии её жанров: песенных, хореографических, инструментальных,
обрядовых. Как художественные формы, исторически сложившиеся, они наследуют совокупность определённых тем и мотивов, связанных между собой узнаваемыми чувствами и мыслями. Последние концентрируются в звукообразе: смысловой единице музыки, её интонационном архетипе, наделённом культурогенерирующей энергией.
Вопрос «каким образом происходит высвобождение данной энергии» обретает ясность с помощью нейропсихологической теории, согласно которой в функциональной ассиметрии полушарий головного мозга человека ведущую роль в осознании музыки играет правое полушарие, заведующее целостным чувственно-
2 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000. 265 с.
3 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. -Л.: Музыка, 1980. 216 с.
4 Антонян Ю.М. Миф и вечность / Ю.М. Антонян. М.: Логос, 2001.- 464 с: ил.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
71
образным восприятием. Левое же полушарие курирует речь и логические операции. Таким образом, интонация предстаёт как невербальный, непонятийный способ выражения, то есть её природа целостна. Поэтому музыкальные проявления (в первую очередь, фольклора) - это особая ступень в эволюции сознания, в высокой степени информационного наполнения и сложности.
В этом отношении, музыкально-поэтический комплекс «весенней» песни транслирует архаичные смыслы, в том числе и через символическую образность:
Ох, там летел павлин,
Там летел павлин Через улицу,
Через улицу.
Он ронил пяро,
Он ронил пяро Серёд улицы,
Серёд улицы.
Да поднял пяро,
Да поднял пяро Добрай молодец,
Добрай молодец.
(село Больше-Быково Красногвардейского района Белгородской области)
Символ птицы в данном тексте связан с сакральным концептом восточных славян, а поэтический образ оброненного пера соотносится с мотивом судьбы. Исходя из этого, воспроизведение символического образа в жанре ранней лирики транслировало «судьбоносный» архетип, генерируя фатальную - роковую -интонацию, характерность которой проявляется в музыкальном фольклоре. В то же время, подобный архетип, но уже в музыкально-поэтическом комплексе щедровки вызывает позитивную заклинательную утверждающую интонацию (в данном случае -«на замужество»):
Г оре-на горе, на крутой горе.
Святый вечер!
Стояло дриво тонка-высока.
Святый вечер!
Тонка-высока, листом широка.
Святый вечер!
На той на древе сидела пава.
Святый вечер!
Сидела пава - перья роняла.
Святый вечер!
(село Заячье Корочанского района Белгородской области)
Следует сказать, что информационно активными могут быть устойчивые словосочетания фольклорного текста и связанные с ними эмоциональные состояния. Например, в следующей протяжной песне фразеологизм «слышу-вижу» в песенном сюжете о разлуке пролонгирует региональную ментальность служилых людей, южнорусских ночных сторожевых отрядов:
Эх, не спится мне,
Эх, да ноченькой,
Ой, да сам не знаю, мальчик,
Ой, да почаму.
72
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
Ой, да слышу-вижу,
Едя милой от меня.
Ой, да не гонися, девка,
Ой, да за мною.
Ой, да потеряешь, девка,
Свой вернай покой.
Ох, да ишшо вернай Любовнай, девка, разговор.
(село Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области) Несомненно, будируя бессознательное, звукообразы, концентрирующиеся в музыкально-поэтических комплексах песенного фольклора, обладают
воздействующим потенциалом, в совокупности культуровоспроизводящей,
культуротранслирующей и культурогенерирующей его функций. Благодаря им, формируются внутренние глубочайшие связи между поколениями, полноценно развивая гуманитарно-гуманистическую природу общества, сохраняя его духовнонравственные основы.
Список литературы
1 Антонян Ю.М. Миф и вечность / Ю.М. Антонян. - М.: Логос, 2001. - 464 с: ил.
2 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
3 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000. - 265 с.
4 Жиров М.С. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района: Учебнометодическое пособие. - Белгород, 2001. - 154 с. - С. 111.
5 Жиров М.С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): моногр./ М.С. Жиров, Л.П. Сараева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 152 с.
6 Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. - СПб.: Издательство Лань, 2000. - 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).
FOLK SONGS IN THE ASPECTS OF HUMANITARIAN-HUMANISTIC INTEGRITY OF SERVICES INTONATION
L.P. Sarayeva
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
Switching to the studies of musical folklore with objects of knowledge on subjects tells him culturological direction. Cultural approach contributes to the formation of ideas about folk songs culture as an integral sphere of manifestation of human nature, which confirms the need to combine domain knowledge with culturological.
Keywords: culture, historical-cultural content of folk songs, intonation practice, their evolution in the value-sense direction.