Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ВАЙНАХСКОГО ЭТНОСА (ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ)'

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ВАЙНАХСКОГО ЭТНОСА (ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
756
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ВАЙНАХИ / ЧЕЧЕНЦЫ / ИНГУШИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / АРАБСКАЯ МЕДИЦИНА / FOLK (TRADITIONAL) MEDICINE / VAINAKHS / CHECHENS / INGUSH / NORTH CAUCASUS / АRAB MEDICINE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гантамиров Т.Т.

Данная статья посвящена анализу народной медицины вайнахского этноса. Исследованы исторические истоки ее возникновения и развития. Изучен генезис народной медицины чеченцев и ингушей с глубокой древности до второй половины XIX века. Рассмотрены основные приемы и способы народного врачевания вайнахов. Выделены основные направления данной деятельности: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое, магическое (психотерапевтическое). Раскрыта взаимосвязь народной медицины вайнахского этноса с искусством врачевания других народов Северного Кавказа, а также с арабской медициной, существенно повлиявшей на ее становление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Гантамиров Т.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MEDICINE OF VAYNAH ETHNOS (CHECHENS AND INGUSH)

This article is devoted to the analysis of traditional medicine of the Vainakh ethnos. The historical sources of its occurrence and development are investigated. The genesis of folk medicine of Chechens and Ingush from ancient times to the second half of the XIX century is studied. The basic techniques and methods of folk healing of Vainakhs are considered. The main directions of this activity are identified: phytotherapeutic (conservative), surgical, magic (psychotherapeutic). The interrelation of traditional medicine of the Vainakh ethnic group with the art of healing other peoples of the North Caucasus, as well as with Arab medicine, which significantly influenced its formation and development, is revealed.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ВАЙНАХСКОГО ЭТНОСА (ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ)»

76

Медицинские науки

УДК 615.89 (470.66)

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ВАЙНАХСКОГО ЗТНОСА (ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ)

Гантамиров Т. Т., кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных, естественнонаучных и социальных дисциплин Медицинского института, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный E-mail: timur-bk86@mail.ru

Данная статья посвящена анализу народной медицины вайнахского этноса. Исследованы исторические истоки ее возникновения и развития. Изучен генезис народной медицины чеченцев и ингушей с глубокой древности до второй половины XIX века. Рассмотрены основные приемы и способы народного врачевания вайнахов. Выделены основные направления данной деятельности: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое, магическое (психотерапевтическое). Раскрыта взаимосвязь народной медицины вайнахского этноса с искусством врачевания других народов Северного Кавказа, а также с арабской медициной, существенно повлиявшей на ее становление и развитие.

Ключевые слова: народная медицина, вайнахи, чеченцы, ингуши, Северный Кавказ, арабская медицина.

FOLK MEDIcINE OF VAYNAH ETHNOS (CHECHENS AND INGUSH)

Gantamirov T. T., candidate of Political Sciences, docent of the Department of Humanitarian, Scientific and social disciplines of the Medical Institute FSBEI He «Chechen State University», city of Grozny E-mail: timur-bk86@mail.ru

This article is devoted to the analysis of traditional medicine of the Vainakh ethnos. The historical sources of its occurrence and development are investigated. The genesis of folk medicine of Chechens and Ingush from ancient times to the second half of the XIX century is studied. The basic techniques and methods of folk healing of Vainakhs are considered. The main directions of this activity are identified: phytotherapeutic (conservative), surgical, magic (psychotherapeutic). The interrelation of traditional medicine of the Vainakh ethnic group with the art of healing other peoples of the North Caucasus, as well as with Arab medicine, which significantly influenced its formation and development, is revealed.

Key words: folk (traditional) medicine, Vainakhs, ^echens, Ingush, North Caucasus, аrab medicine.

Народная (традиционная) медицина возникла из реакций первобытного человека или его отношения к природным явлениям. На самых ранних этапах исторического развития общества она была представлена в форме магии и колдовства. Большую роль в ее формировании играли также религиозные верования различных этносов. Неслучайно во многих древних обществах функции врачевателей выполняли знахари, а также жрецы, осуществлявшие специальные таинства и ритуалы. Являясь неотъемлемым составным элементом народной культуры, народное врачевание стало предметом повышенного на-

учно-исследовательского интереса различных гуманитарных, естественнонаучных и социальных дисциплин: антропологии, социологии, фармакологии, этнологии.

Народная медицина сформировалась в традиционных обществах, а накопленная ею информация о способах и методах лечения болезней передается из поколения в поколение. Она глубоко гармонирует с культурными составляющими. Сформированные народной медициной знания, умения и навыки составляют одну из основ этнической культуры.

В большинстве случаев пациент либо выздоравливает, либо умирает. Если он выздоравливает, считается, что используемый метод лечения был действенным, и этот метод становится постоянным. Однако смерть пациента не означает, что метод лечения был неподходящим, она свидетельствует только о том, что пациент вышел за его рамки.

Основное различие между научной и народной медициной заключается в объяснении причин заболеваний. В то время как научная медицина пытается объяснить их с помощью теории микробов, традиционная медицина, которая также принимает их существование, объясняет болезнь магическими и сверхъестественными явлениями.

Традиционная медицина, все еще развивающаяся сегодня, представляет собой систему диагноза и лечения, к которой люди прибегают в слаборазвитых или развивающихся странах, где современные медицинские учреждения не прогрессируют из-за их религиозных убеждений. Основная причина приемлемости традиционной медицины может быть объяснена тем фактом, что убеждения меняются очень медленно. В консервативных обществах мы все еще можем увидеть примеры традиционной медицины. Люди изучают методы лечения у своих родителей и пытаются вылечиться от болезни, используя свои собственные лекарства на основе животных, растительных и минеральных продуктов. Большинство из них применяют данное лечение в своих собственных домах, в то время как некоторые народные целители лечат пациентов в специальных заведениях, которые можно считать «народными лечебницами». Народные целители используют растения для своих лекарств. Эти лекарственные растения и травы широко используются в различных регионах. Определенные их виды очень популярны среди людей и часто используются дома. Было проведено глубокое исследование этих лекарственных растений, их полезных свойств, и большое количество публикаций о них изданы на факультетах фармакологии.

Формы и сроки лечения в народной и научной медицине порой весьма схожи. Например, аспирин, используемый в качестве болеутоляющего средства, появился как результат разработки хинина и кокаина, которые долгое время использовались народной медициной. Таким же образом исследования доказали, что некоторые

травы, используемые в народной медицине, действительно эффективны при лечении различных болезней.

Традиционного врача или народного целителя можно определить, как человека, признанного обществом, в котором он живет, компетентным специалистом по оказанию медицинской помощи, использующего с этой целью лекарственные средства на растительной, животной и минеральной основе. Способы и методы его лечения основаны на социальном, культурном и религиозном опыте. Кроме того, он обладает знаниями, умениями и навыками по защите физического и психического здоровья, обеспечению социального благополучия, а также выявлению причин болезни и разработке методов ее профилактики и лечения. Народные целители использовали лекарственные формулы из различных природных веществ (животных, растительных и минеральных). Они обладают обширными знаниями об использовании растений и трав в лечебных и пищевых целях.

Традиционная и научная медицина тесно и неразрывно взаимосвязаны между собой. Например, некоторые фармакологические препараты производятся на растительной основе. В настоящее время многие люди не доверяют современной медицине, особенно относительно таких состояний, как «сглаз» или «одержимость». В то же время народная медицина способна предложить целый ряд лекарственных средств от астмы и проблем с сердцем. Другие заболевания, которые требуют хирургического вмешательства, относятся к компетенции научной медицины.

В результате вышеуказанных обстоятельств в консервативных регионах отношение жителей к болезням определяется культурными факторами. Исследования показывают, что на это влияет не только уровень образования, но и экономическое положение людей. Жизнь в крупных городах и наличие транспорта также усиливают тенденцию развития современной медицины, которая чаще всего проявляется в среде молодежи. Будь то образованные или нет, богатые или бедные, некоторые люди все еще используют народную медицину для лечения определенных заболеваний, и даже в настоящее время можно наблюдать активное использование народных методов борьбы с переломами или вывихами. Несмотря на это, исследователи отмечают, что скорость развития данной тенденции зависит от социально-культурного и экономического профиля региона.

Народное врачевание является историческим достоянием любого этноса. Оно отражает уровень общественного развития. На его характер оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы: этнические и религиозные аспекты, экологические и географические особенности этноса, физико-географическое положение, региональная флора и фауна, соседние этносы. Народное врачевание является составной частью самобытной традиционной культуры. Не является исключением и народная медицина вайнахского этноса (чеченцев и ингушей), уникальность которой обусловлена особенностями исторического развития народов Северного Кавказа.

Она испытала на себе сильное влияние общественных катаклизмов. Нашествие врагов и завоевательные войны способствовали трансформации этнокультуры и народной медицины. Большую роль для ее развития играли торговые связи чеченцев и ингушей с другими этносами Северного Кавказа, а также с соседними народами. В данном регионе на протяжении столетий осуществлялось глубокое взаимопроникновение региональной медицины Востока и Запада. Огромное влияние на формирование и развитие народной медицины вайнахов оказали древние цивилизации, в частности, такие государства, как Армения и Грузия.

До XVI века у чеченцев отсутствовала письменность. Поэтому источником знаний об их народной медицине являются данные археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что чеченская народная медицина зародилась в глубокой древности. «...народную медицину чеченцев можно соотнести с так называемой тройственной медициной, которая появилась в эпоху зороастризма в древней Персии» [1, с. 10], так как в священной книге зороастризма Авесте упоминаются 3 категории методов исцеления:

1) молитвы и религиозные обряды;

2) диета и травы;

3) специальные инструменты.

Значительное влияние на формирование народной медицины вайнахского этноса оказала ираноязычная культура. Ее принесли на Северный Кавказ кочевники: скифы и сарматы. Об этом свидетельствует скифский «звериный стиль» в искусстве вайнахов. Но данное влияние охватило не только сферу искусства, но и народное врачевание. Широкое распространение у чеченцев и ингушей получили лекарства растительного, животного и минерального происхождения. Активно

использовались магические приемы врачевания. Эмпиризм и религиозно-мистические представления у вайнахов сохранились до XVI века. «Чеченская народная медицина была представлена двумя основными направлениями: эмпирическим и магическим, которые в реальной жизни часто переплетались» [5]. Знания передавались из поколения в поколение в устной форме. По причине отсутствия письменности не сложилась единая система знаний, чем обусловлен рост авторитета знахарей и народных целителей. Широкое распространение получили следующие виды магии: контагиозная (сохранение последа, пуповины), имитативная (лечение «желтухи», «рожистого» воспаления).

Вайнахи активно практиковали жертвоприношения, заклинания, молитвы, заговоры, а также кровопускание, целью которого являлось очищение крови. Для этого использовался специальный металлический топорик «пхъа». Причины болезней делились на видимые и невидимые. Среди них важную роль играли физические и духовные факторы («дурной глаз», колдовство, воздействие джиннов). В то же время среди чеченцев и ингушей были распространены и рациональные представления о причинах болезней (некачественная пища, травмы, ожоги, ранения). Известно, что столетия назад они делали детям прививки от оспы. Активно практиковали метод вариоляции: делали насечки на руке ребенка специальным инструментом после его обработки оспенным гноем.

Вайнахи придерживались космогонических взглядов. Они считали, что причина болезней может заключаться в смещении внутренних органов. Для сохранения и укрепления здоровья человека важны единство тела и мирового пространства. Нарушение данной гармонии приводит к возникновению болезни. Поэтому необходимо принимать своевременные меры по восстановлению анатомического порядка путем сдавливания головы. Чеченцы и ингуши глубоко верили во взаимосвязь души и крови, а также в то, что душа человека находится в сердце.

Примечательно, что в лексиконе вайнахского этноса насчитываются 400 медицинских терминов. Анатомические знания чеченцы и ингуши получали путем изучения организма животных. Разделывая туши, они соотносили их строение с организмом человека. Вскрытие трупов испокон веков было строжайше запрещено и поэтому ни-

когда не практиковалось. «У чеченцев были свои методы лечения: корта озар (вытяжение головы), гам хьакхар (скобление кости черепа с целью трепанации), хинжабаккхар (эпидермальное иглоукалывание), пондар лакхар (лечение музыкой) и др.» [2, с. 52]. Терапевтическая помощь горских хакимов (врачей) была развита слабо. В большей степени развивалась хирургическая помощь (костоправство), что было обусловлено жизнью вайнахов в суровых горных условиях, а также участием в войнах. В основном лечили боевые (военные) патологии. «Большое количество найденных на территории Северного Кавказа трепанированных черепов, а также срощенных костей, относящихся к разным историческим периодам, свидетельствует об успешной практике хирургических операций в древности» [4, с. 116].

Зарождение Ислама в VII веке способствовало наступлению золотого века научных открытий. Опираясь на мудрость древних цивилизаций, мусульманские врачи расширили границы медицинской науки на новые территории, в том числе на Северный Кавказ.

Принятие чеченцами Ислама в XVI-XVIII вв. стало важнейшим шагом вперед в развитии народной медицины чеченского этноса. «Традиционная медицина горцев формировалась под влиянием практических потребностей и опыта, в котором откладывались крупицы знаний, а также под влиянием арабской медицины, пришедшей сюда вместе с мусульманством» [3, с. 198]. Чеченцы начали практиковать лечение по Корану и Сунне. «Ат-Тыбб аль-Науаби» («Медицина Пророка») содержит 50 рецептов профилактики и исцеления от различных болезней, а также 300 примеров гигиены и правил приема пищи. Среди чеченцев широко распространились амулеты и талисманы, в которые вшивали листки с написанными на них аятами Священного Корана. Их носили от сглаза.

Ранняя мусульманская медицина опиралась на традиционные практики Северного Кавказа и природные средства, такие как мед или оливковое масло, а также присоски (хиджама) для кровопускания, которые активно используются сегодня во многих исламских странах и во всем мире для лечения заболеваний. Они получили широкое распространение и среди вайнахов.

В XVI веке зародилась чеченская письменность с использованием арабской графики. Чеченцы начали активно изучать арабский язык. Важными источниками медицинской информации явля-

лись арабские письменные источники врачевания (карабадины), которые пришли в Чечню из Дагестана и Грузии. По некоторым данным, кабардинцы переняли арабскую медицину, чеченцы и кумыки - персидскую, осетины - турецкую.

В XV-XVI вв. появляются тептары (старинные рукописные летописи чеченцев). Открываются первые исламские учебные заведения - «хьюжар» и медресе, в которых наряду с религиозными науками изучали также медицину. Широко распространились арабские книги-лечебники VII-IX вв., из которых вайнахи черпали медицинские знания.

Народная медицина вайнахского этноса развивалась в тесной связи с медициной других народов Северного Кавказа. Интерес российской общественности к медицине горцев возрос в период Кавказской войны 1817-1864 гг. Знаменитый ученый, основатель военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов писал, что горцы излечивают раненых без ампутации конечностей, так как опираются на арабскую медицину, носящую сберегательный характер. Западная медицина руководствовалась принципом выбора наименьшего из двух зол, для сохранения жизни человека, прибегая к ампутации конечностей.

До начала XX века народная медицина вайнахов носила индивидуальный архаический характер. Лечение осуществлялось в основном на дому. Причем каждый целитель специализировался только на одной болезни. Впоследствии среди чеченцев и ингушей появились «лоры» -лекари-универсалы, способные лечить пациентов от различных заболеваний. Важную роль играли также лекари при войсках, которые неотступно следовали за воинами в походах и лечили их после полученных ранений на поле боя.

В древности врачевание являлось у вайнахов семейной привилегией. Они бережно хранили свои знания в тайне от других людей. Обучаться медицине можно было только в зрелом возрасте. Примечательно, что у чеченцев и ингушей существовал специальный дом для родов, в котором роженица должна была находиться в течение 40 дней после родов.

Вайнахи всегда соблюдали правила народной гигиены. Об этом свидетельствует обустройство их традиционного жилища. Строили их в той местности, где было яркое солнечное освещение. Ежедневно проводили уборку помещений. Белили стены. В доме хранили травы от блох и мух (например, полынь). В качестве благовония ис-

пользовался пажитник. Для разных членов семьи (родители, дети) и гостей отводились отдельные комнаты. Дома строили из глины. Хозяйственные постройки располагались за пределами жилых помещений.

О соблюдении правил гигиены свидетельствуют и данные археологических раскопок, в ходе которых найдены женские косметические предметы: гребни, ногтечистки, щеточки для лица. Белая глина и травяные настои использовались в качестве мыла. Умывались сывороткой, дождевой водой, укрепляли волосы хной. Зубы протирали творогом, затем втирали в десны поваренную соль. О здоровом образе жизни свидетельствует и национальная кухня вайнахского этноса. Чеченцы и ингуши традиционно употребляли в пищу овощи и фрукты, пили кисломолочные продукты (например, айран, кефир).

Широкое распространение у вайнахов получили лекарственные средства животного происхождения. Принимали мясную пищу, готовили бульоны, которыми поили больных и раненых. Они обеспечивали баланс кальция в организме. Излюбленным напитком являлся куриный бульон. Самыми любимыми блюдами национальной кухни являлись «жижиг галнаш» (галушки с мясом и чесночным соусом), «чепалгаш» (лепешки с творогом и луком), «хингалш» (лепешки с тыквой), «то берам» (творог со сметаной), «сискал» (чурек из кукурузной муки), «цу» (толокно из зерен ячменя). Легочные заболевания лечили пчелиным медом, а также растирали больного жиром барсука и медведя. Пили горячее молоко, в которое добавляли барсучий, козий и медвежий жир. При вывихах обжаривали овечью шерсть, затем накладывали ее на поврежденное место и перевязывали его. Подогретый мед помогал при заболеваниях уха.

Высоким спросом пользовались буйволиное молоко и масло. Употребляли в пищу «думи» (курдюк), лечебные свойства которого признаются и в настоящее время. При различных заболеваниях нарезали его тонким слоем и клали на голову. Курдюк с медом считались излюбленными целебными средствами.

О здоровом образе жизни вайнахов свидетельствуют также их личностные и социальные качества. После принятия Ислама они отказались от курения и алкоголя, с детства занимались гимнастикой и верховой ездой, вели аскетический образ жизни, ежедневно совершали омовение и пятикратную молитву-намаз, соблюдали пост в священный месяц Рамадан. Сохранению и укреплению здоровья чеченцев способствовал и

вайнахский этикет, одним из важнейших правил которого является неторопливый умеренный прием пищи. Горские адаты укрепляли устои традиционного многовекового семейного уклада жизни чеченцев и ингушей. Об этом свидетельствовали большие семьи и отсутствие разводов.

Лекарственные растения и полученные из них препараты из растений на Северном Кавказе долгое время использовались для лечения и профилактики практически всех человеческих недугов. Даже сегодня различные страны и жители данного региона продолжают испытывать и использовать растения в медицинских целях. Действительно, изучение и применение лекарственных растений и растительных экстрактов сформировали основу для лечения целого ряда заболеваний. Исследования показали, что многие растения синтезируют и накапливают природные компоненты, которые имеют активное физиологическое и психологическое воздействие на организм человека. Количество растительных экстрактов, которые были использованы в качестве лекарств на протяжении сотен лет, входят в состав большинства современных рецептурных препаратов. Горные массивы и окружающая среда способствовали формированию разнообразной флоры с целым ассортиментом лечебных свойств. Поэтому многие растения Северного Кавказа продолжают использоваться в народной медицине до настоящего времени.

Лекарственные растения являются важным источником лекарств для использования в традиционных растительных лекарственных средствах и в разработке современных лекарственных препаратов. В течение последних 30 лет состав ряда растений был использован при промышленной разработке химиотерапевтических препаратов для лечения человека от таких недугов, как сердечно-сосудистые, респираторные, желудочно-кишечные заболевания. Действительно, примерно 25 % лекарств, используемых в медицине, произведены из растений.

Флора Северного Кавказа очень разнообразна: она насчитывает более 6000 известных видов растений, в том числе множество эндемиков. Среди этих растительных материалов, по разным оценкам, 1000 видов имеют лекарственное применение. Около 180 из них используются в научной медицине. Это подснежники Борткевича и прицветники мака, кавказская черника. Среди деревьев и кустарников встречаются кизил, шипы, дикая вишня, алыча, облепиха, граб, сосны, малиновая буковица, розовые ромашки. В данном

регионе также произрастают ценные виды лекарственных растений: марена и таврическая полынь. Из-за большого количества видов растений и биоразнообразия созданы природные заповедники, парки и экологические зоны. Некоторые растительные компоненты применяются для производства коммерческих фармацевтических препаратов.

Растения с лекарственным применением широко распространены по всему Северному Кавказу в лесах, степях, лугах, скалах, садах, на полях ферм. Несомненно, богатство природной среды в данном регионе привело к разнообразию различных видов растений, более 600 из которых принадлежат дикой природе и около 300 активно используются в современной медицине.

Некоторые растения и растительные экстракты Северного Кавказа активно применяются в народной медицине Китая, Индии, Кореи, Тибета и других странах. Эти народные лекарства остаются популярными благодаря своим лечебным свойствам, семейным традициям и отсутствию собственных доступных лекарственных препаратов. Они используются в домашней, ветеринарной практике, а также выступают в качестве гомеопатических препаратов.

До наших дней дошли имена известных вай-нахских лекарей-травников: Талхиговы из села Шали, Евкуровы из села Ольгетты (Ингушетия). Из лекарственных растений чеченцы и ингуши готовили потогонные и отхаркивающие отвары. Для лечения суставных болезней использовалась настойка из каштана и белой акации. От кожных заболеваний помогали травяные ванны, а также

лечебная грязь и минеральные воды. Отвары на растительной основе готовились из зверобоя, подорожника, тысячелистника. Они использовались для исцеления от желудочных заболеваний. От чесотки применяли зольную и серную мазь. От кожной сыпи помогали ванны из чабреца и душицы. При простуде пили настой мяты и шиповника, а также делали ингаляции над паром вареного картофеля. Практиковали лечение пиявками и массаж головы.

Таким образом, в ходе сложного и длительного процесса исторического развития у вайнахов сформировались следующие направления медицинской деятельности: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое, магическое (психотерапевтическое). Значительную роль в сохранении и укреплении здоровья играли богатые национальные традиции, связанные с медико-гигиеническими представлениями чеченцев и ингушей. В сфере врачевания они успешно синтезировали эмпирические, рациональные и религиозно-магические методы лечения, активно используя растительный и животный мир. Особое место в народной медицине вайнахского этноса занимала народная хирургия, что обусловлено жизнью чеченцев и ингушей в суровых горных условиях, а также участием в войнах. Динамика ее развития представляет собой сложный и длительный процесс накопления анатомо-физиологи-ческих знаний. Многие народные методы лечения не утратили своей ценности и актуальности до сегодняшнего дня. Многовековой ценный опыт наших предков может использоваться научной медициной для профилактики и лечения различных заболеваний современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадов Т. З. Здравоохранение Чечни: очерки истории. Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2010. -270 с.

2 Ахмадов Т. З. Истоки народной медицины чеченцев // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 4. С. 51-54.

3. Василенко В. Г., Ктиторова О. В., Хлудова Л. Н., Цыбульникова А. А. Использование народной медицины для оказания помощи населению Северного Кавказа в дореволюционный период // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 196-198.

4. Манышев С. Б. Военная медицина народов Северного Кавказа в первой половине XIX в. // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 116-129.

5. ХасбулатоваЗ. И. Традиционные народные приемы и способы лечения и охраны здоровья ребенка у чеченцев в XIX - начале XX в. (по этнографическим материалам) [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». №4 (20). 2018. Режим доступа: https://alley-science.ru/ (дата обращения: 24.03. 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.