Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДНОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДНОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1697
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОС / НАСЛЕДИЕ / НАЦИЯ И НАРОДНОСТЬ / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Черникова Лидия Федоровна

Данная статья посвящена вопросам взаимодействия народной и элитарной культуры. Рассмотрена роль, значение и функции, которую в обществе выполняет народная и массовая культура, обладающая меньшей художественной ценностью, в отличие от элитарной. Как создавалась народная культура, какие ценности она формирует у человека. Исследуется в статье то, что народная культура создавалась народом, а элитарная - профессионалами и предназначена для узкого круга высокообразованной публики. Проанализировано сходство и отличие культур. Массовая культура часто использует элементы и народной, и элитарной культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДНОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»



НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДНОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Черникова Лидия Федоровна, Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь, Республика Крым

E-mail: Lidia0305@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам взаимодействия народной и элитарной культуры. Рассмотрена роль, значение и функции, которую в обществе выполняет народная и массовая культура, обладающая меньшей художественной ценностью, в отличие от элитарной. Как создавалась народная культура, какие ценности она формирует у человека. Исследуется в статье то, что народная культура создавалась народом, а элитарная -профессионалами и предназначена для узкого круга высокообразованной публики. Проанализировано сходство и отличие культур. Массовая культура часто использует элементы и народной, и элитарной культур.

Ключевые слова: народная культура, этнос, наследие, нация и народность, элитарная культура, межкультурное сотрудничество, музейные экспозиции.

В последние десятилетия в нашей стране активизировался процесс изучения культуры, проявился интерес не только к элитарной культуре, но и к народной, а также выяснению места взаимосвязи элитарной и народной культур. Проблема развития и становления культуры была актуальной в различные времена и эпохи. Данная проблема сегодня особенно актуальна.

Начнем с культуры народной, которая до сегодняшнего времени считается недостаточно изучена и не перестает быть актуальной для многих специалистов: историков, культурологов, этнологов, филологов. Многие ученые и сегодня не перестают спорить о статусе народной культуры, о ее характерных чертах и отличии от массовой и элитарной форм культуры. Общеизвестно, что главный «основатель» данной культуры - народ. Народная культура - это сложное явление, «сплав» различных культурных элементов и практик, который образовывался на протяжении многих веков и тысячелетий, претерпевая множество изменений и преобразований, толкований, вариантных форм и устойчивых проявлений. Многим приходилось слышать фразы - «народная песня», «народный танец», «народная традиция», «народный эпос», «народный

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

промысел», «народная сказка» и др., где ключевое слово - народный.

Русский народ талантлив и изобретателен, в нем нет четких и определенных авторов, многие остаются анонимными. Культура народа - это культура не профессиональная, а само понятие очень объёмно, делящееся на типы по множеству признаков. Например, по национальному признаку культуру можно поделить на русскую, на китайскую или индийскую и т.д.

Народной культуре характерны крайне медленные эволюционирующие нормы, ценности, модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности людей.

В региональном аспекте народная культура широко представлена Крымским этнографическим музеем, который раскрывает народные ценности многонационального региона [6].

На сегодняшний день в Крыму проживает более 150 наций и народностей, каждая из которой представляет свою национальную культуру, свой быт. Последнее пятилетие, после воссоединения Крыма с Россией, особенно возросло количество переселившихся на ПМЖ жителей из различных уголков Российской Федерации, а это, в свою очередь, знакомство с культурой народа различных наций и народностей многонациональной Российской Федерации, а в музее - это обновленные экспозиции различных культур, возможно раннее неизвестные многим крымским жителям. В этом направлении интересную работу проводит Информационно-методический центр межкультурного сотрудничества этнографического музея. Цель и задачи Центра направлены на идеи межкультурного просвещения и сотрудничества различных этнических и конфессиональных групп.

В музейных залах часто проводятся интересные встречи и конференции, «круглые столы», мастер классы с мастерами декоративно-прикладного искусства, театрализованные мероприятия к основным календарным праздникам [6].

В Крыму три основные национальности, как и три государственных языка, представляют наибольший интерес у туристов - это русский, украинский, крымскотатарский.

Эти три названных языка имеют свою культуру народную и культуру элитарную. И каждая по-своему интересна и познаваема.

Народная культура - это непрофессиональная культурная деятельность в устной традиции, проявляющаяся в фольклорном аспекте в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища и пр. [1, с. 142].

В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа,

6

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры. Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Народные сказки, народные былины, легенды, народные игры, поговорки, народный танец, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм и многое другое - неотъемлемая составляющая нашей современной культуры. В детстве слушаем русские народные сказки, позже - знакомимся с русскими народными песнями, в течение жизни сталкиваемся с проявлениями русских народных обычаев. Известные праздники - Коляда, Масленица, Ивана Купала - народные и почитаемы многими, известные своим раздольным весельем, глубоким тематическим содержанием. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т.е. культуру нации, этноса. Культурные тексты народной культуры многообразны - от письменных источников и поэзии до ритуалов и традиционных моделей поведения. Что касается поведенческих моделей, то они сформировались, например, в рамках проведения праздника (с народными песнями и танцами) или, напротив, похорон. Народными являются и нормы поведения человека по отношению к семье и отдельно к детям, женщинам, мужчинам, старикам и пр. Народная культура - это народные символы и приметы, народная одежда и убранство, народная кухня и многое другое. Это особый взгляд на устройство мира, а также своеобразные нормы и ценности жизни. Мало сегодня увидишь людей увлеченно занимающиеся вязанием, вышиванием, чеканкой, резьбой по дереву и другими народными промыслами. А ведь еще в прошлом столетии народных умельцев было куда больше!

В культурологии принято народную культуру относить к одной из трех форм. Чтобы определить характерные черты народной культуры необходимо рассмотреть ее в сравнении с двумя другими формами - массовой культурой и духовной культурой.

Культуры связаны между собой, они как бы проникают одна в другую, представляя определенную народно-культурную диффузию. Например, массовая культура часто «подпитывается» тематикой элитарной и народной культур, популяризирует и делает их достояния более простыми и доступными для широких масс. Правда, при этом они теряют свойственную им эстетику и глубину. С другой стороны, народная культура, благодаря неисчерпаемости накопленных текстов (эпизодов, мотивов, узоров, форм, выражений, сюжетов) представляет собой тот резервуар, который востребован элитарной и массовой культурой. Так, в произведениях элитарной культуры (например, классическая музыка или литература) нередко присутствуют образы народной культуры, которые раскрывают характер героев или глубину философской проблемы [3, с. 211].

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. -избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель

7

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои, группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры.

Группы, сообщества "лучших" избранных выделяются также и по другим признакам. Так, что же такое элитарная культура, каковы ее признаки и особенности? Элита - это, прежде всего, личности высокой культуры, которая может проявляться не только в научно-творческом потенциале. Разве можно назвать человека-представителем элитарной культуры, который не придерживается норм современного русского литературного языка? Элитами могут быть талантливые художники, ученые, философы, литераторы, лингвисты - словом, личности, несколько отличающиеся от представителей культуры народной и др. Но эти две культуры, взаимодействуют, дополняют и, в то же время, противоречат одна другой [4, с. 87].

Общаясь с человеком, можно легко определить уровень его речевой культуры. Понятно, что разговорная речь призвана служить для неформального общения. Это неофициальная обстановка, когда можно поделиться с собеседником своими мыслями, чувствами, решить множество вопросов бытового или личного характера, где используется разговорная и просторечная лексика и реализовывается в форме диалога. Мало кто задумывается об отборе языкового материала. Разговорный стиль - это частое использование эмоциональных слов и выражений, жаргонизмов, профессионализмов, диалектных слов, ненормативной лексики, инвективы и др. Литературный язык, используемый элитой, может иметь определенные отличия в общении собеседников. Литературный язык изобилует определенными нормами. Что касается языка литературного, то я бы сказала словами его основоположника -А.С. Пушкина, что литературный язык - это «чистейшей прелести, чистейший образец!»

Не чужд элитарной культуре и этикет, означающее манеру поведения в коллективе, в социуме. Современный этикет - это наследие обычаев всех народов от далекой древности до наших дней. Меняются условия жизни человека, получающий достойное образование и культура понимается в другом аспекте, соответственно одни правила поведения сменяются другими. Культурный человек обязан знать, соблюдать основные нормы этикета и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Правила вежливости любого народа - это сплетение национальных традиций, обычаев, национального этикета. Три дружественные нации Крыма стремятся сохранить все лучшее, что есть в культуре, языке, обычаях, традициях. Мы уважаем и чтим традиции, обряды многонационального Крыма, мы уважаем три государственных языка и языки национальных меньшинств, как часть культуры народа. Ведь это их достояние, передающееся из поколения в поколения, показывая, тем самым, прекрасный пример молодому поколению. Крымский народ дружный, готов подать руку помощи своим землякам, на каком бы языке они не обращались. Язык народа - это язык национальной культуры, язык дружбы, который понятен всем крымчанам [5, с. 196].

8

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Мы с уверенностью полагаем, что язык - основной фактор национальной идентификации человека. И чем богаче, насыщеннее, разнообразнее язык, тем значимее будет потенциал интеллектуального развития его носителей.

Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга. Усиление социально-культурного расслоения способствовало формированию необходимости теоретически обосновать социально-культурное неравенство.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

Элитарная и народная культуры соприкасаются в процессах переживания национальной истории, в исторической памяти народа, этноса. В начале XX века взаимодействие народной и элитарной культур было основано на заимствованиях элитарной культурой специфической форм, идей и смыслов народной культуры. Это во многом объяснялось завершающимися процессами формирования буржуазных наций. Этот период характеризовался модой на этническую специфику европейских культур. В настоящее время также сохраняется интерес к этнической составляющей культур, но это связано, скорее, с коммерческой стороной, которая актуализируется в результате повышенного интереса туристов к этнической экзотике.

Литература:

1. Астафьева О.Н. Культурология: теория культуры: учебное пособие / О.Н. Астафьева. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 487 с.

2. Багновская Н.М. Культурология: учебник / Н.М. Багновская. - М.: Дашков и К., 2012. - 419 с.

3. Дианова В.М. История культурологии / В.М. Дианова. - М.: ЮРАИТ, 2012. -461 с.

4. Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: идеи, концепции, методы исследования / А.В. Костина. - М.: URSS, 2009. - 284 с.

5. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 410 с.

6. Официальный сайт Крымского этнографического музея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ethnocrimea.ru

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.