Научная статья на тему 'НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерыгина Виктория Ивановна

В статье рассматриваются особенности одной из форм общественного контроля в Российской Федерации - народной экспертизы. Автором на основе сравнения выделяются сходства и различия между общественной и народной экспертизой, которая не получила еще ни доктринального, ни законодательного закрепления. На примере реализации онлайн-портала «Народная экспертиза» в Белгородской области выявлены основные виды народной экспертизы, цель ее внедрения, порядок организации, контроля. Показан опыт аналогичных цифровых проектов «Народной экспертизы» в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, при этом определены преимущества белгородской модели. В результате проведенного исследования автором сделаны выводы о том, что наиболее перспективной формой сотрудничества власти и народа является сочетание профессиональной и народной экспертиз, а также одновременное сочетание онлайн и офлайн-площадок для более широкого обсуждения общезначимых вопросов. По мнению автора, целесообразно законодательно закрепить народную экспертизу как отдельную форму общественного контроля в федеральном законодательстве. И предложено авторское определение народной экспертизы как мониторинга, оценки и внесения инициатив граждан по вопросам состояния объектов жизнеобеспечения, уровня благосостояния граждан, качества оказываемых услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования с целью совершенствования федерального, регионального правотворчества, государственного управления в целом, качества жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Ерыгина Виктория Ивановна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента общего и профессионального образования Белгородского института развития образования, преподаватель Инжинирингового колледжа Белгородского государственного национального исследовательского университета

Erygina Victoria Ivanovna

candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management of General and Vocational Education of the Belgorod Institute of Education Development, teacher of the Engineering College of Belgorod State National Research University

E-mail: erygina@list.ru

Народная экспертиза как фактор совершенствования механизма регионального правотворчества и государственного управления

National expertise as a factor in improving the mechanism of regional law-making and public administration

Аннотация. В статье рассматриваются особенности одной из форм общественного контроля в Российской Федерации - народной экспертизы. Автором на основе сравнения выделяются сходства и различия между общественной и народной экспертизой, которая не получила еще ни доктринального, ни законодательного закрепления. На примере реализации онлайн-портала «Народная экспертиза» в Белгородской области выявлены основные виды народной экспертизы, цель ее внедрения, порядок организации, контроля. Показан опыт аналогичных цифровых проектов «Народной экспертизы» в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, при этом определены преимущества белгородской модели. В результате проведенного исследования автором сделаны выводы о том, что наиболее перспективной формой сотрудничества власти и народа является сочетание профессиональной и народной экспертиз, а также одновременное сочетание онлайн и офлайн-площадок для более широкого обсуждения общезначимых вопросов. По мнению автора, целесообразно законодательно закрепить народную экспертизу как отдельную форму общественного контроля в федеральном законодательстве. И предложено авторское определение народной экспертизы как мониторинга, оценки и внесения инициатив граждан по вопросам состояния объектов жизнеобеспечения, уровня благосостояния граждан, качества оказываемых услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования с целью совершенствования федерального, регионального правотворчества, государственного управления в целом, качества жизни граждан.

Ключевые слова: народная экспертиза, общественный контроль, государственное управление, правотворчество, общественная экспертиза, цифровая платформа, онлайн-портал, интернет-ресурсы.

Abstract. The article examines the features of one of the forms of public control in the Russian Federation - people's expertise. On the basis of comparison, the author highlights the similarities and differences between public and popular expertise, which has not yet received either doctrinal or legislative consolidation. On the example of the implementation of the online portal "People's Expertise" in the Belgorod region, the main types of people's expertise, the purpose of its implementation, the procedure for organizing and controlling were identified. The experience of similar digital projects of "People's Expertise" in the Leningrad Region and St. Petersburg is shown, while the advantages of the Belgorod model are identified. As a result of the study, the author concluded that the most promising form of cooperation between the authorities and the people is a combination of professional and popular expertise, as well as a simultaneous combination of online and offline platforms for a broader discussion of generally significant issues. According to the author, it is advisable to legislate the people's expertise as a separate form of public control in federal legislation. And proposed the author's definition of people's expertise as monitoring, assessing and submitting citizens' initiatives on the state of life support facilities, the level of well-being of citizens, the quality of services provided by organizations in the field of culture, social services, health care, education in order to improve federal, regional lawmaking, public administration in overall, the quality of life of citizens.

Keywords: people's expertise, public control, public administration, lawmaking, public expertise, digital platform, online portal, Internet resources.

Актуальность темы исследования теории и практики народной экспертизы обусловлена поиском способов вовлечения граждан в правотворческий процесс, что, с одной стороны, важно для реализации их возможностей участвовать в управлении делами государства, а, с другой стороны, развитию доктрины о народном представительстве, общественном контроле и демократизации государственного управления.

Объектом исследования являются как конкретные институты общественного контроля и проверки действующих нормативных правовых актов на региональном уровне и практика их реализации, так и работы специалистов в области правотворчества и государственного управления.

Предметом исследования выступает технология народной экспертизы, анализ ее влияния на региональное правотворчество и государственное управление, практика краудсорсинга.

Российская Федерации является лидером в мире по числу законов и иных нормативных правовых актов, которые нарастают с каждым годом как снежный ком. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отчитывается ежегодно, сколько законов она приняла. Однако никто не задает вопрос: а лучше ли стало народу жить от множества новых законов? Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда законы имеют антинародный характер, ограничивают или свертывают права граждан ради общего блага, или интересов государства. Например, в связи с пандемией коронавируса региональным властям предоставлена самостоятельность в регулировании вопросов эпидемиологической безопасности и благополучия граждан, что неизбежно приводит к ограничению таких личных конституционных прав граждан, как право на передвижение, выезда заграницу (ст. 27 Конституции РФ), свобода труда (ст. 37), пользования достижениями культуры и других. Но тем не менее уровень доверия к российской медицине падает среди населения из-за невозможности получения качественного и своевременного лечения. Государственное, региональное и муниципальное управление здравоохранением в период всплеска пандемии COVID-19 дезорганизовано, перестает быть бесплатным, цены на лекарства стремительно растут, в больницах не хватает койко-мест, в поликлиниках мало квалифицированных врачей общей практики и специалистов, медицинских сестер. Смертность намного превышает рождаемость, что ведет к сокращению численности населения. Все это вызывает массовое недовольство у граждан Российской Федерации. И в решении этих вопросов одних правовых средств недостаточно, надо активно привлекать общество на помощь государству, используя для этого все имеющиеся цифровые площадки, волонтерское движение, учитывать общественное мнение при публичном обсуждении важнейших проблем.

Правотворчеством занимается как законодательная, так и исполнительная власти, при этом законодатель создает лишь общие правила поведения в виде законов, регулирующих наиболее часто повторяющиеся устойчивые общественные отношения широкого круга лиц, а административные органы регламентируют повседневную жизнь как отдельных граждан, так и конкретных социальных групп. На данный момент государство регулирует все сферы общественных отношений: экономическую, политическую, социальную, культурную. Его интересы преобладают над всеми другими интересами: общества, граждан, отдельных сообществ. Усиление роли государства в общественной жизни - такова общая тенденция развития современных государств в мире, к какой бы форме правления они не относились. Однако демократическая форма правления хотя бы на доктринальном уровне предполагает учет мнения народа при принятии решений и контроль за деятельностью государства. Во многих конституциях демократических стран, в том числе в Конституции Российской Федерации, закреплено, что источником власти является народ. Следовательно, все государственные органы, которым передано народом право на власть, должны принимать решения в интересах народа ради его благосостояния. Народ же имеет право общественного контроля за правильностью ее отправления. Особенно важен контроль за органами исполнительной власти, в собственности которых находятся основные средства производства: капиталы, предприятия, дороги, больницы, школы, детские сады. Отсутствие народного контроля за исполнительной властью приводит к произволу и бюрократии, которые в свою очередь ведут к ослаблению и краху самого государства. Профессор В.В. Гриб вполне справедливо характеризует бюрократию, как группу, которая меньше всего стремится к экономии общественных средств, меньше других зависит от избирателей, а ее благосостояние зависит от обслуживания различных «групп влияния» и от реализации дорогостоящих программ и проектов национального масштаба1. В условиях бесконтрольности развивается безответственность власти, коррупция, в результате которых ущемляются права граждан, растет социальное неравенство.

Основными формами общественного контроля являются общественный мониторинг, общественная проверка, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания, общественная экспертиза. Все эти формы предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и по сути раскрывают механизм взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти. Остановимся более подробно на одной из указанных форм - общественной экспертизе. В указанном законе под общественной экспертизой понимают при-

1 Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3 - 13.

влечение специалистов для анализа и оценки актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, на общественных началах, а также проверка соответствия таких актов требованиям законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общественных объединений и иных организаций. В результате проведения общественной экспертизы должны быть получены объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов или экспертной комиссии, общественная оценка социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия тех актов и решений, в отношении которых проводилась экспертиза, а также предложения и рекомендации по их со-вершенствованию1.

Главными признаками общественной экспертизы являются: во-первых, общественных характер ее осуществления, то есть гражданами, обладающими определенными познаниями и опытом; во-вторых, безвозмездность, так как ее участники не получают за это вознаграждение; в-третьих, публичность, означающая оценку и принятие решения в интересах общества, региона, государства, а также инициирование подобных действий не частными лицами, а коллективными субъектами государственного или муниципального управления и самоуправления, уполномоченными по правам человека, общественными палатами и иными субъектами общественного контроля. Общественная экспертиза - это единственная форма общественного контроля, которая осуществляется лицами, к которым предъявляются требования о наличии у них образования, опыта, специальных навыков. Хотя, по мнению А.И. Авдеевой, «вопросы о соответствии деятельности органов государственной власти субъектов РФ общественным интересам решаются субъектами общественного контроля на основе их собственного понимания и собственной оценки такой деятельности, основанных на личном опыте и убеждениях, а итоги проведения контроля не обязательно должны быть аргументированы с точки зрения права, специальных знаний и опыта»2. Однако данной позиции противоречит характеристика эксперта, данная Т.Н. Михеевой, как лица, не наделенного правом на особое мнение в итоговом документе3. Тем не менее квалификация эксперта должна быть такова, чтобы он смог самостоятельно дать независимое заключение по результатам проведенной экспертизы. Этот итоговый документ должен содержать объективные, достоверные и аргументированные выводы, оценку возможных последствий в случае принятия или реализации нормативного правового акта, а также предложения и рекомендации по совершенствованию документа.

Общественные эксперты преследуют публичный интерес при рассмотрении актов и внесении своих предложений, формулировании выводов. Под публичным интересом в данном случае понимаются интересы государства как публичного института, «воплощаемых в таких конституционно-значимых целях, как защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение обороны страны и безопасности государства»4.

В научной литературе под общественной экспертизой понимается «оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах»5. В.В. Путин подчеркивал, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое нулевое чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества»6.

Предметом общественной экспертизы могут быть:

- нормативно-правовой акт, затрагивающий интересы больших или малых групп граждан, их права и свободы;

- существенные социально-экономические решения органов государственной власти и местного самоуправления;

- проекты нормативных правовых актов;

- программы развития отраслей хозяйства, промышленности, социальной сферы, а также иная практика реализации государственной политики7.

На федеральном уровне существует практика рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская обществен-

1 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ : ред. от 27.12.2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения 23.10.2021)

2 Авдеева А.И. Правовое регулирование общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации: диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М., 2017. С. 186.

3 Михеева Т.Н. Особенности осуществления общественного контроля // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 64.

4 Бердникова Е.В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. 2016. № 3. С. 29 - 37.

5 Литвинова Ю.М. К вопросу о формах общественного контроля в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3. С. 53 - 60.

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек. № 282.

7 См. подробнее: Литвинова Ю.М. К вопросу о формах общественного контроля в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3. С. 53 - 60.

ная инициатива», получившая одобрение и правовое оформление в Указе Президента РФ1. Положительный опыт использования общественных инициатив для совершенствования регионального законодательства сложился также в субъектах Российской Федерации.

Разделяем точку зрения Д.С. Вечернина о том, что «общественная экспертиза, являясь одним из видов экспертной деятельности, служит одним из основных способов участия граждан и институтов гражданского общества в правотворческой деятельности»2, а также способствует совершенствованию законов и подзаконных актов на федеральном и региональном уровнях. С помощью общественной экспертизы и мониторинга законодательства и правоприменительной практики возможна оценка их регулирующего воздействия на общество и оптимизация государственного управления. Однако мы не согласны с предложением Ю.Г. Арзамасова, что основную организационную роль в общественной экспертизе должно взять на себя государство3, так как будет нарушен принцип независимости экспертной деятельности и ограничена сфера проявления гражданской инициативы.

В научной литературе долгое время обсуждался вопрос: может ли гражданин быть субъектом общественной экспертизы. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» включил граждан в перечень субъектов, по инициативе которых может осуществляться общественная экспертиза. С инициативой проведения экспертизы могут выступить органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, но не отдельный гражданин. В связи с этим интерес представляет проект федерального закона «Об экспертной деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организации», предложенный Д.С. Вечерниным, который будет способствовать реализации конституционного права граждан на участие в качестве эксперта в обсуждении публично-властных решений, формированию общих подходов к законодательному регулированию экспертной деятельности и повышению качества государственного и муниципального управления4.

В субъектах Российской Федерации сложилась собственная база нормативных актов, регулирующих проведение экспертизы региональных и муниципальных нормативных правовых актов5. В региональных актах, посвященных общественному контролю, закрепляется альтернативная общественной народная форма экспертизы.

Наряду с общественной экспертизой существует народная экспертиза, которая является разновидностью социального контроля и формой непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Между этими видами экспертизы есть как сходства, так и различия. Сходство выражается в том, что 1) эти экспертизы осуществляются независимыми от государства людьми, социально активными гражданами; 2) имеют публичные цели или направленность на решение общественно-важных задач, совершенствование правотворческого процесса, системы государственного или муниципального управления в целом, реализацию прав и свобод граждан, законных интересов общественных объединений; 3) они являются выражением степени зрелости общества, мерилом уровня его правовой культуры и гражданской активности, каналом воздействия общества на государство и корректировки его политики.

Различие между общественной и народной экспертизами заключается в субъектном составе, так как общественная экспертиза осуществляется специалистами, а народная экспертиза - всеми гражданами. Содержанием деятельности специалиста является анализ и оценка актов, принятых или готовящихся решений, проверка их на соответствие действующему законодательству, а также соблюдение прав и свобод граждан. Народная же экспертиза проводится в виде мониторинга по вопросам состояния объектов жизнеобеспечения, уровня благосостояния граждан, качества оказываемых услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования. Целями общественной экспертизы является улучшение качества принятых решений, восстановление законности в действиях (бездействии) органов государственной власти, местного самоуправления. Целями же народной экспертизы является не только совершенствование регионального правотворчества, государственного управления в целом, но и качества жизни граждан.

Отдельные виды народной экспертизы совпадают с видами общественного контроля и обусловлены различными сферами жизнедеятельности общества:

- экспертиза в сфере здравоохранения;

1 Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 10. Ст. 1019.

2 Вечернин Д.С. Правовое регулирование продвижения общественных интересов в органах государственной власти Российской Федерации. М., 2020. С. 38.

3 Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: Теория и методология. М., 2009. С. 92.

4 Вечернин Д.С. Правовое регулирование продвижения общественных интересов в органах государственной власти Российской Федерации. М., 2020. С. 124-127.

5 Авдеева А.И. Правовое регулирование общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации: диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М., 2017. С. 186193; Вечернин Д.С. Правовое регулирование продвижения общественных интересов в органах государственной власти Российской Федерации. М., 2020. С. 99.

- экспертиза в сфере образования;

- экспертиза в сфере ЖКХ;

- экспертиза в экологической сфере;

- экспертиза в потребительской сфере.

С 2012 года в Белгородской области реализуется проект «Народная экспертиза», целью которого является учет мнения белгородцев о состоянии инфраструктуры населенных пунктов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, дорог, экологической ситуации и др.1 Однако за последний год самой актуальной темой стала проблема здравоохранения в связи с распространением короновирусной инфекции, отсутствия надлежащей квалицированной помощи, риски вакцинации и повторного заражения.

Аналогичная цифровая платформа существует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По данным исследования платформ «Наш Санкт-Петербург» и «Народная экспертиза» наиболее проблемный характер имеет ЖКХ, так как большинство обращений к властям встречается именно в этой сфере. Одной из самых популярных тем, обсуждаемых на платформе «Народная экспертиза» в Ленинградской области, является вопрос утилизации, переработки мусора, а также состояние площадок для сбора от-ходов2. Однако граждане не предлагают способов решения проблемы, как выйти из сложившейся ситуации, так как сами не компетентны в данной сфере. При обсуждении политических вопросов представители власти используют бюрократические штампы, апелляции к юридическим процедурам, большие фрагменты нормативных правовых актов, что препятствует качественной коммуникации и заводит дискуссию в тупик3.

На наш взгляд, именно общественный контроль, мониторинг применения нормативных правовых актов в указанных сферах помогут снизить коррупционные риски, уровень злоупотребления служебным положением, вымогательства, взяточничества.

В 2013 г. в рамках кампании борьбы с коррупцией Департаменту внутренней и кадровой политики Белгородской области было поручено разработать методики и проведение социологического опроса населения с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер и оценки эффективности антикоррупционных мер посредством онлайн площадки «Народная экспертиза»4. В результате проведенной им работы на интернет-ресурсе «Народная экспертиза» были созданы следующие разделы: «ЖКХ», «Образование», «Товары и услуги», «Органы власти», «Дороги, транспорт», «Медицина», «Экология», «Социальное обеспечение», «Правопорядок». Целью данного проекта является создание и поддержка социальных инициатив населения по защите прав и законных интересов граждан, улучшения социально-экономического положения региона. Граждане используют данный ресурс для размещения на нем материала, который часто имеет негативный и критический характер, отрицательную информацию о деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц, социально-экономических и политических событиях. Сотрудники администраций каждого района и городского округа ежедневно отслеживают данную информацию и реагируют в соответствии с порядком, установленным распоряжением администрации соответствующего муниципального образования. В результате такого реагирования даются поручения руководителям структурных подразделений администрации по рассмотрению сообщений. А заместителям главы администрации города или района доверяют рассмотрение поступивших общественных идей. Далее дается два дня исполнителям поручений для реагирования на них или мотивированный отказ. Например, срок исполнения поручений руководителя аппарата администрации города Белгорода по рассмотрению сообщений составляет 30 календарных дней. В течении 5 рабочих дней с момента публикации идеи формируется рабочая группа по ее рассмотрению из числа сотрудников администрации, в обязанности которых входит рассмотрение вопросов, относящихся к существу идеи. В случае необходимости по согласованию в рабочую группу могут быть включены представители органов исполнительной власти Белгородской области, ученые и специалисты. В состав рабочей группы в обязательном порядке включаются автор идеи, заместитель начальника управления организационно-аналитической работы - начальник отдела аналитики и мониторинга. Заседание рабочей группы проводится в течение 10 рабочих дней с момента публикации идеи5. Предусмотрен также контроль за свое-

1 О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 511-пп: Постановление Правительства Белгородской области от 13 июня 2017 г. № 220-пп. URL: https://docs.cntd.ru/document/450307978 (дата обращения 24.10.2021).

2 Быков И.А. Цифровые платформы государственного управления в системе национальных публичных коммуникаций // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. № 2. С. 49.

3 Там же. С. 52.

4 Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в Белгородской области на 2013 год: Постановление Губернатора Белгородской области от 21 мая 2013 г. № 57. URL: https://belregion.ru/activity/anti_corruption/ regionaljegislation.php (дата обращения 21.10.2021).

5 Об утверждении порядка работы с негативными и критическими материалами в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, поступающими на рассмотрение в администрацию города: Распоряжение администрации города Белгорода от 14 января 2014 г. № 16 // ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/525491/#ixzz7BM 39I7CQ; Распоряжение администрации города Белгорода от 16 апреля 2020 г. № 317. URL: https://www.beladm.ru/ deyatelnost/16478.html (дата обращения 25.10.2021).

временным исполнением, качественной подготовкой информации об исполнении поручений по представлению руководителя аппарата администрации города глава администрации города Белгорода принимает решение о мере взыскания в отношении виновных лиц по итогам работы за месяц1.

Анализ распоряжений глав администраций муниципальных образований Белгородской области, посвященных использованию платформы «Народная экспертиза», позволяет сделать вывод о том, что административные органы искусственно стимулируют гражданскую активность для достижения ими же самими поставленных целей. В частности, администрация Краснояружского района Белгородской области утвердила своим распоряжением план реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества Краснояружского района» на 2012 - 2025 годы. План предусматривает конкретные мероприятия, направленные на удовлетворенность населения межличностными отношениями в месте проживания, удовлетворенность населения семейными отношениями, реализацией принципа социальной справедливости, информационной открытостью органов местного самоуправления, безопасностью жизни, действиями власти, уровень доверия органам местного самоуправления2.

Технологии «Народной экспертизы» в настоящий момент получили свое распространение в разных субъектах Российской Федерации: Архангельской, Ульяновской, Ленинградской, Московской и Пензенской областях3. Реализация проекта в Белгородской области предполагает прохождение определенных стадий, результатом которых должны быть созданы информационно-коммуникативные площадки для общения между властью и обществом. Актуальность общественных инициатив оценивают граждане путем голосования (общественной экспертизы). В результате данного проекта на онлайн-площадке должно сформироваться сообщество, состоящее из профессиональных и народных экспертов4.

Реализация аналогичного проекта в Ленинградской области показала, что большинство вопросов адресовано органам местного самоуправления, поэтому органы государственной власти Ленинградской области указывают гражданину на необходимость обращения в соответствующие органы муниципальных образований для решения их проблем, что весьма неудобно для граждан. Поэтому исследовавший данный проект А.А. Васецкий пришел к выводу, что такое переадресование вопросов, по которым обращаются граждане, препятствует эффективному функционированию портала «Народная экспертиза». Органы же местного самоуправления не могут быть в обязательном порядке привлечены к решению этих проблем, так как не входят в систему органов государственной власти. По этой же причине невозможно привлечь органы местного самоуправления к ответственности за нарушение требований к порядку рассмотрения обращений на портале. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно представителям органов государственной власти Ленинградской области, ответственным за проект «Народная экспертиза», обратиться к положительному опыту Белгородской области, где районными и городскими муниципальными образованиями были подготовлены правовые основы (порядки, инструкции) работы с сообщениями, идеями, размещенными на портале «Народная экспертиза». Определены должностные лица, ответственные за общий контроль за исполнением поручений по негативным и критическим материалам в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, поступающими на рассмотрение в администрации городских округов и районов. В частности, ежедневный мониторинг сообщений, идей, размещенных на интернет-портале «Народная экспертиза», осуществляет ответственный администратор.

Портал «Народная экспертиза» (https://narod-expert.ru/) действует в Белгородской области уже на протяжении 9 лет. По словам руководитель аппарата общественной палаты Белгородской области Дмитрия Ермолаева, «зарегистрированные на портале пользователи - это действительно реальные люди. Регистрация проходит через ЕСИА или социальные сети. Спектр проблем и предложений, которые рассматриваются на этой онлайн-площадке, очень широкие. Портал действительной пользуется популярностью у жителей области». Почти 100 000 пользователей из Белгородской области зарегистрировано на портале. Более 10 000 критических сообщений жителей в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов, содержания автомобильных дорог, здравоохранения и других вопросов рассмотрено органами исполнительной власти и местного самоуправления. Контроль за устранением выявленных проблем осуществляют сами белгородцы, они могут опровергнуть ответы и отправить сообщение на доработку. Свыше 170 онлайн-опросов проведено на портале, участие в которых дает жителя области возможность участвовать в принятии управленческих решений органами власти. Для голосования размещены более 160 идей, направленных на решение общих проблем, на улуч-

1 О внесении изменений в распоряжение администрации города Белгорода от 14 января 2014 года № 16: Распоряжение администрации города Белгорода от 23 января 2017 г. № 36. URL: http://base.garant.ru/42714996/ (дата обращения 27.10.2021).

2 Об утверждении плана работы по реализации Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2015 год: Распоряжение Администрации Краснояружского района Белгородской области от 27 мая 2015 г. № 265

3 Лукьянова Т.М. «Народная экспертиза» как форма общественного контроля на территории Белгородской области // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 9. С. 78-82. С. 79.

4 Лукьянова Т.М. «Народная экспертиза» как форма общественного контроля на территории Белгородской области // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 9. С. 78-82. С. 81.

шение качества жизни и повышение благосостояния белгородцев. Из них 20 идей уже были рассмотрены экспертными комиссиями и приняты к реализации органами власти.

На данный момент портал совершенствуется, в него добавляются новые функции для удобства граждан, в частности, если проблема не может быть решена в 30-дневный срок, она попадает в раздел «Запланировано». На данном портале можно не только познакомится с ходом реализации национальных проектов как в России, так и Белгородской области, но и оценить качество их выполнения1. На сайте «Народная экспертиза» находятся разделы для поиска необходимой информации: «Власть реагирует» о работе офлайн-площадок; «Независимая оценка» содержит оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги; в разделе «Предложить решение» обсуждаются наиболее актуальные проблемные вопросы; в разделе «Опрос» проводятся социологические опросы; в «Черном списке» пользователи сайта имеют возможность разместить информацию об организациях и их представителях, которые не исполняют свои обязанности должным образом2. В «Белый список» пользователи могут внести организации, их представителей или обычных граждан, заслуживающих благодарности.

В разделе «Избиратель» можно:

- ознакомиться с территориальным составом избирательных округов;

- описать проблемы, имеющиеся на территории избирательного округа. В дальнейшем данная информация будет использована для определения первоочередных направлений работы органов местного самоуправления по улучшению качества жизни белгородцев;

- ознакомиться с информацией о зарегистрированных кандидатах в депутаты Белгородской областной Думы 6 созыва, предвыборными программами кандидатов.

В «Дорожном разделе» пользователи сайта имеют возможность разместить информацию, которая, по их мнению, будет способствовать совершенствованию системы организации дорожного движения на территории области. В разделе «Экология» участники проекта имеют возможность размещать сообщения о нарушениях в сфере природопользования и охраны окружающей среды3.

Наряду с онлайн-версией действует офлайн-площадка «Народная экспертиза» при отсутствии Интернета. Реализуется эта форма народной экспертизы в виде информационного ящика, расположенного в различных административных зданиях муниципальных образований, включая малонаселенные пункты Белгородской области. Рядом с ящиками расположены анкеты для того, чтобы в них белгородцы заносили свои идеи и предложения. С целью вовлечения населения в процесс принятия управленческих решений во всех муниципальных образованиях проводятся форумы, на которых население вместе с профессиональными экспертами обсуждает насущные вопросы, и таким образом складывается смешанная форма экспертизы специалистов, представляющих интересы власти, и граждан, неравнодушных к судьбе своего края и благополучию его жителей.

Таким образом, общественный контроль за действиями, решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления приобрел современные электронные формы в виде онлайн-площадки «Народная экспертиза». Данная разновидность экспертизы имеет как свои достоинства, так и недостатки. К положительным сторонам народной экспертизы можно отнести ее доступность, широкий охват граждан, желающих высказать свою позицию, идею, инициативу и критику. С помощью этого портала можно вести независимый мониторинг, давать оценку выполнению принятых властью обещаний, реализации национальных проектов и конкретных мер по улучшению благосостояния граждан. К негативным сторонам данного вида контроля можно отнести по-прежнему бюрократический характер рассмотрения народных инициатив, непрозрачный порядок отбора инициатив к реализации, отсутствие информации о финансовых инструментах решения насущных вопросов. Недопустимо превалирование интересов отдельных групп граждан и лиц и ущемление прав и интересов других групп и лиц. На наш взгляд, наиболее перспективной формой сотрудничества власти и народа видится в сочетании профессиональной и народной экспертиз, а также одновременное сочетание онлайн и офлайн-площадок для более широкого обсуждения общезначимых вопросов.

В целом, цифровые платформы направлены на создание электронных ресурсов, используя при этом практику краудсорсинга, которая позволяет привлекать к решению тех или иных публичных задач значительное число граждан, использовать их интеллектуальный, творческий потенциал на добровольных началах на основе информационных технологий. Цифровые платформы используются для нужд государственного управления, демонстрации легитимации власти, позитивного к ней отношения со стороны населения и наоборот публичности ее деятельности, открытости власти для коммуникации и критики.

1 Подведены итоги работы портала «Народная экспертиза» в течение 3 лет. URL: https://belregion.ru/press/news/index. php?ID=45180 (дата обращения 26.10.2021).

2 О внесении изменений в распоряжение администрации города Белгорода от 14 января 2014 года № 16 «Об утверждении порядка работы с негативными и критическими материалами в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, поступающими на рассмотрение в администрацию города» : Распоряжение администрации города Белгорода от 3 июля 2015 г. № 731. URL: https://docs.cntd.ru/document/432886672 (дата обращения 24.10.2021).

3 Народная экспертиза. URL: http://www.irkp31.ru/institute/structure/narodnaya_ekspertiza.php/ (дата обращения 26.10.2021).

Необходимо дальнейшее развитие народной экспертизы, которая способствует борьбе с коррупцией, выявляет дефекты нормативных правовых актов, вскрывает язвы в механизме государственного управления, а также в реальной картине благосостояния российских граждан. Вместе с тем реальный потенциал общества и новых цифровых технологий снижен недостатками в организации процедур рассмотрения инициатив граждан и результатов их применения, рекомендательным характером предложений, высказанных экспертами. До сих пор термин «народная экспертиза» не введен в научный оборот и не легализован на законодательном уровне. Поэтому считаем целесообразным законодательно закрепить данную форму общественного контроля в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» или в новом законе «Об экспертной деятельности в Российской Федерации». Под народной экспертизой понимается мониторинг, оценивание и внесение инициатив граждан по вопросам состояния объектов жизнеобеспечения, уровня благосостояния граждан, качества оказываемых услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования с целью совершенствования федерального, регионального правотворчества, государственного управления в целом, качества жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.