«НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА» КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© Лукьянова Т.М.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В данной статье автор затрагивает проблему обеспечения общественного контроля, как необходимого условия развития гражданского общества и модернизации государственного управления. Особое внимание при этом уделяется опыту реализации в Белгородской области проекта «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы».
Ключевые слова: общественный контроль, государственное управление, власть, гражданское общество, народная экспертиза.
В России в настоящее время в связи с потребностями модернизации государственного управления, повышения качества оказания государственных услуг и реализации государственных функций, значительно возрастает роль общественного контроля, как одного из способов обеспечения законности и эффективности деятельности государственных органов.
В Конституции Российской Федерации прямо провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональных народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через государственные органы и органы местного самоуправления [1].
Контроль за деятельностью этих органов, осуществляемый отдельными гражданами, проявляется в форме права граждан на обращения лично, а также в направлении индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления [2].
Однако в полной мере использовать имеющие возможности для осуществления общественного контроля в современной России не представляется возможным в силу:
- низкой степени вовлечённости населения в процессы управления как на государственном, так и на муниципальном уровне;
- недостаточной доли граждан, активно участвующих в принятии общественно-политических решений;
- недостаточной сформированности механизма выдвижения и дальнейшей реализации гражданских инициатив;
* Магистрант кафедры Социальных технологий Института государственного и муниципального управления.
- отсутствия четкой модели партнерского взаимодействия органов власти и гражданского общества;
- отсутствия независимой системы оценки деятельности органов исполнительной власти на муниципальном и региональном уровнях.
К сожалению приходится констатировать, что схожая ситуация сложилась сегодня и не территории Белгородской области [3], где продолжаются демократические преобразования, основным проводником которых выступает государство в лице органов исполнительной власти. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится развитие новых механизмов взаимодействия граждан и государства.
Одним из таких механизмов сегодня, безусловно, является реализация на территории Белгородской области проекта «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы».
Заметим, что технологии «народной экспертизы» применяются уже сейчас в ряде регионов Российской Федерации, например, в Архангельской, Ульяновской, Московской и Пензенской областях. Однако, реализуемый в Белгородской области подход отличается рядом особенностей, главной из которых является обеспечение доступа каждого жителя региона, независимо от места проживания и наличия личных информационных ресурсов к выдвижению перспективных нестандартных идей в решении проблем, связанных с социально-экономическим развитием территории; реализация гражданских инициатив в рамках проектного управления.
Данная особенность отражена в миссии проекта, которой является консолидация усилий граждан Белгородской области для разработки, обсуждения и принятия управленческих решений по комплексному развитию региона.
В результате реализации проекта планируется сформировать новую коммуникационную модель взаимодействия власти и общества, позволяющую привлечь население Белгородской области к формированию и обсуждению ключевых вопросов развития региона.
Существуют некоторые условия, которые необходимо выполнить для достижения результата данного проекта. К ним относятся:
- привлечение не менее 10 тысяч жителей области к принятию управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях;
- формирование группы экспертов онлайн-платформы в количестве не менее 10 человек, с перспективой их включения в кадровые резервы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- организация мест сбора инициатив граждан в количестве 350 ед.;
- закрепление ответственных в 22 муниципальных образованиях за организацию работы офлайн-платформ;
- принятие управленческих решений в отношении 10 лучших инициатив (каждые 3 месяца в течение года);
- проведение форумов по обсуждению перспектив развития территорий в 22 муниципальных образованиях и итогового форума;
- внедрение гражданской системы оценки деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.
Работы по реализации проекта выполняются в пять этапов.
Первый этап предполагает разработку и нормативное закрепление механизма принятия управленческих решений. Он включает в себя:
- формирование «активных» идей (посредством функционирования онлайн и офлайн-площадок);
- первичную обработку и ранжирование поступившей информации. При этом происходит передача жалоб в отдел писем и приема граждан управления организационно-контрольной работы Администрации Губернатора области, инициатив - в отраслевые департаменты области;
- оценку экспертными комиссиями отраслевых департаментов возможности реализации идеи в рамках проектного управления;
- представление проектов на заседании Правительства области;
- организацию встреч руководства региона с инициаторами самых интересных и перспективных идей.
Второй и третий этап работ предполагают мероприятия, направленные на запуск информационно-коммуникационных площадок.
Онлайн-площадка - это специализированный веб-ресурс (сайт), на котором собираются, сортируются и отбираются лучшие инициативы граждан. Обслуживание онлайн-площадки осуществляют модераторы, которые имеют возможность удаления комментариев, нарушающих законодательство; осуществляющих пояснения гражданам, в случае наличия уже имеющегося решения и др.
Функционирование площадки осуществляется по следующей схеме: пользователь проходит процедуру регистрации и после может опубликовать инициативу, проголосовать за актуальность темы, которую он считает наиболее важной и значимой, оценить качество работы отраслевых департаментов области и органов местного самоуправления по реализации идей, выдвинутых им.
Инициативы граждан структурируются как по ведомственным категориям, так и по территориальной принадлежности. Идеи формируются в течение определённого промежутка времени - 3 месяца, а их актуальность оценивают посетители сайта посредством голосования (общественной экспертизы).
В результате работы онлайн-площадки сформируется профессиональное сообщество граждан, выдвигающих перспективные нестандартные идеи, -так называемый пул экспертов. Рейтинг экспертов и их идей зависит от количества и качества выдвинутых инициатив. Главным критерием деятель-
ности экспертов должна стать конструктивность и практическая польза от предложенных ими идей для области. Лучшие участники проекта будут рекомендованы для включения в кадровый резерв области на муниципальном и региональном уровнях.
Подобный механизм используется и в режиме действия офлайн-пло-щадки.
Четвертый этап проекта предполагает применение комплексного подхода к обсуждению социально-экономического развития территорий посредством проведения форумов в муниципальных образованиях. Форумы должны стать «точкой входа» - коммуникационной площадкой для принятия управленческих решений населением региона. «Точкой выхода» станет итоговая резолюция, включающая предложения различных инициативных граждан.
Пятый этап предполагает информационное сопровождение проекта, главной задачей которого станет донесение полной и достоверной информации о проекте и этапах его реализации.
Информационная кампания будет включать подготовку тематических видеороликов, распространение информации с помощью средств наружной рекламы, а также Интернет-ресурсов о возможностях проектах.
Проект носит межведомственный характер и предполагает участие всех органов исполнительной власти, как на региональном, так и на муниципальном уровне.
Таким образом, активное внедрение новой коммуникационной модели в систему общественно-политических отношений приведет к следующим эффектам:
- содействие в продвижении демократических принципов в регионе и повышение эффективности государственного управления;
- достижение качественно иного уровня осуществления гражданами их властных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- стимулирование творчески мыслящих граждан посредством их включения в резерв органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- укрепление связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности.
В настоящее время идея всенародного обсуждения развития региона вызвала горячий отклик у белгородцев - за полгода было получено больше четырех с половиной тысяч предложений со всей области, и они продолжают поступать. Наиболее актуальные идеи обсудили 18 января 2013 года в Белгороде, в зале молодежного культурного центра БелГУ Участие в форуме общественного обсуждения развития территории региона приняли делегаты из всех муниципальных образований области: представители общественности, власти, депутаты, бизнес-сообщество. Подобные форумы уже про-
водились в некоторых муниципальных образованиях области: в Прохоров-ском, Чернянском, Новооскольском и других районах. В результате работы офлайн и онлайн-площадок в настоящее время от граждан получено более 4,5 тысяч предложений.
Таким образом, проект «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы» позволит гражданами превратиться из сторонних наблюдателей и пассивного объекта процессов управления в деятельных, творчески мыслящих и эффективных партнёров власти и государства, обладающих широким спектром полномочий по разработке и претворению в жизнь решений, направленных на благо общества. Это и есть важный элемент достижения подлинного верховенства власти народа, закреплённого Конституцией России; средство построения регионального солидарного общества, которое активно создаётся сегодня на Белгородчине.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru.
2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. Управление по работе с обращениями граждан и организаций. - Режим доступа: http://letters.kremlin.rU/acts/2.
3. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования «Оценка эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления». - Белгород: Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора Белгородской области, 2011.