Научная статья на тему '«Народная экспертиза» как форма общественного контроля на территории Белгородской области'

«Народная экспертиза» как форма общественного контроля на территории Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Т. М.

В данной статье автор затрагивает проблему обеспечения общественного контроля, как необходимого условия развития гражданского общества и модернизации государственного управления. Особое внимание при этом уделяется опыту реализации в Белгородской области проекта «Формирование региональной модели государственного уп­равления посредством народной экспертизы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Народная экспертиза» как форма общественного контроля на территории Белгородской области»

«НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА» КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Лукьянова Т.М.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В данной статье автор затрагивает проблему обеспечения общественного контроля, как необходимого условия развития гражданского общества и модернизации государственного управления. Особое внимание при этом уделяется опыту реализации в Белгородской области проекта «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы».

Ключевые слова: общественный контроль, государственное управление, власть, гражданское общество, народная экспертиза.

В России в настоящее время в связи с потребностями модернизации государственного управления, повышения качества оказания государственных услуг и реализации государственных функций, значительно возрастает роль общественного контроля, как одного из способов обеспечения законности и эффективности деятельности государственных органов.

В Конституции Российской Федерации прямо провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональных народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через государственные органы и органы местного самоуправления [1].

Контроль за деятельностью этих органов, осуществляемый отдельными гражданами, проявляется в форме права граждан на обращения лично, а также в направлении индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления [2].

Однако в полной мере использовать имеющие возможности для осуществления общественного контроля в современной России не представляется возможным в силу:

- низкой степени вовлечённости населения в процессы управления как на государственном, так и на муниципальном уровне;

- недостаточной доли граждан, активно участвующих в принятии общественно-политических решений;

- недостаточной сформированности механизма выдвижения и дальнейшей реализации гражданских инициатив;

* Магистрант кафедры Социальных технологий Института государственного и муниципального управления.

- отсутствия четкой модели партнерского взаимодействия органов власти и гражданского общества;

- отсутствия независимой системы оценки деятельности органов исполнительной власти на муниципальном и региональном уровнях.

К сожалению приходится констатировать, что схожая ситуация сложилась сегодня и не территории Белгородской области [3], где продолжаются демократические преобразования, основным проводником которых выступает государство в лице органов исполнительной власти. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится развитие новых механизмов взаимодействия граждан и государства.

Одним из таких механизмов сегодня, безусловно, является реализация на территории Белгородской области проекта «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы».

Заметим, что технологии «народной экспертизы» применяются уже сейчас в ряде регионов Российской Федерации, например, в Архангельской, Ульяновской, Московской и Пензенской областях. Однако, реализуемый в Белгородской области подход отличается рядом особенностей, главной из которых является обеспечение доступа каждого жителя региона, независимо от места проживания и наличия личных информационных ресурсов к выдвижению перспективных нестандартных идей в решении проблем, связанных с социально-экономическим развитием территории; реализация гражданских инициатив в рамках проектного управления.

Данная особенность отражена в миссии проекта, которой является консолидация усилий граждан Белгородской области для разработки, обсуждения и принятия управленческих решений по комплексному развитию региона.

В результате реализации проекта планируется сформировать новую коммуникационную модель взаимодействия власти и общества, позволяющую привлечь население Белгородской области к формированию и обсуждению ключевых вопросов развития региона.

Существуют некоторые условия, которые необходимо выполнить для достижения результата данного проекта. К ним относятся:

- привлечение не менее 10 тысяч жителей области к принятию управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях;

- формирование группы экспертов онлайн-платформы в количестве не менее 10 человек, с перспективой их включения в кадровые резервы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- организация мест сбора инициатив граждан в количестве 350 ед.;

- закрепление ответственных в 22 муниципальных образованиях за организацию работы офлайн-платформ;

- принятие управленческих решений в отношении 10 лучших инициатив (каждые 3 месяца в течение года);

- проведение форумов по обсуждению перспектив развития территорий в 22 муниципальных образованиях и итогового форума;

- внедрение гражданской системы оценки деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

Работы по реализации проекта выполняются в пять этапов.

Первый этап предполагает разработку и нормативное закрепление механизма принятия управленческих решений. Он включает в себя:

- формирование «активных» идей (посредством функционирования онлайн и офлайн-площадок);

- первичную обработку и ранжирование поступившей информации. При этом происходит передача жалоб в отдел писем и приема граждан управления организационно-контрольной работы Администрации Губернатора области, инициатив - в отраслевые департаменты области;

- оценку экспертными комиссиями отраслевых департаментов возможности реализации идеи в рамках проектного управления;

- представление проектов на заседании Правительства области;

- организацию встреч руководства региона с инициаторами самых интересных и перспективных идей.

Второй и третий этап работ предполагают мероприятия, направленные на запуск информационно-коммуникационных площадок.

Онлайн-площадка - это специализированный веб-ресурс (сайт), на котором собираются, сортируются и отбираются лучшие инициативы граждан. Обслуживание онлайн-площадки осуществляют модераторы, которые имеют возможность удаления комментариев, нарушающих законодательство; осуществляющих пояснения гражданам, в случае наличия уже имеющегося решения и др.

Функционирование площадки осуществляется по следующей схеме: пользователь проходит процедуру регистрации и после может опубликовать инициативу, проголосовать за актуальность темы, которую он считает наиболее важной и значимой, оценить качество работы отраслевых департаментов области и органов местного самоуправления по реализации идей, выдвинутых им.

Инициативы граждан структурируются как по ведомственным категориям, так и по территориальной принадлежности. Идеи формируются в течение определённого промежутка времени - 3 месяца, а их актуальность оценивают посетители сайта посредством голосования (общественной экспертизы).

В результате работы онлайн-площадки сформируется профессиональное сообщество граждан, выдвигающих перспективные нестандартные идеи, -так называемый пул экспертов. Рейтинг экспертов и их идей зависит от количества и качества выдвинутых инициатив. Главным критерием деятель-

ности экспертов должна стать конструктивность и практическая польза от предложенных ими идей для области. Лучшие участники проекта будут рекомендованы для включения в кадровый резерв области на муниципальном и региональном уровнях.

Подобный механизм используется и в режиме действия офлайн-пло-щадки.

Четвертый этап проекта предполагает применение комплексного подхода к обсуждению социально-экономического развития территорий посредством проведения форумов в муниципальных образованиях. Форумы должны стать «точкой входа» - коммуникационной площадкой для принятия управленческих решений населением региона. «Точкой выхода» станет итоговая резолюция, включающая предложения различных инициативных граждан.

Пятый этап предполагает информационное сопровождение проекта, главной задачей которого станет донесение полной и достоверной информации о проекте и этапах его реализации.

Информационная кампания будет включать подготовку тематических видеороликов, распространение информации с помощью средств наружной рекламы, а также Интернет-ресурсов о возможностях проектах.

Проект носит межведомственный характер и предполагает участие всех органов исполнительной власти, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Таким образом, активное внедрение новой коммуникационной модели в систему общественно-политических отношений приведет к следующим эффектам:

- содействие в продвижении демократических принципов в регионе и повышение эффективности государственного управления;

- достижение качественно иного уровня осуществления гражданами их властных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

- стимулирование творчески мыслящих граждан посредством их включения в резерв органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- укрепление связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности.

В настоящее время идея всенародного обсуждения развития региона вызвала горячий отклик у белгородцев - за полгода было получено больше четырех с половиной тысяч предложений со всей области, и они продолжают поступать. Наиболее актуальные идеи обсудили 18 января 2013 года в Белгороде, в зале молодежного культурного центра БелГУ Участие в форуме общественного обсуждения развития территории региона приняли делегаты из всех муниципальных образований области: представители общественности, власти, депутаты, бизнес-сообщество. Подобные форумы уже про-

водились в некоторых муниципальных образованиях области: в Прохоров-ском, Чернянском, Новооскольском и других районах. В результате работы офлайн и онлайн-площадок в настоящее время от граждан получено более 4,5 тысяч предложений.

Таким образом, проект «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы» позволит гражданами превратиться из сторонних наблюдателей и пассивного объекта процессов управления в деятельных, творчески мыслящих и эффективных партнёров власти и государства, обладающих широким спектром полномочий по разработке и претворению в жизнь решений, направленных на благо общества. Это и есть важный элемент достижения подлинного верховенства власти народа, закреплённого Конституцией России; средство построения регионального солидарного общества, которое активно создаётся сегодня на Белгородчине.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru.

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. Управление по работе с обращениями граждан и организаций. - Режим доступа: http://letters.kremlin.rU/acts/2.

3. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования «Оценка эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления». - Белгород: Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора Белгородской области, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.