Научная статья на тему 'НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ИНФОРМАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА'

НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ИНФОРМАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННОМОНИТОРИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косолапова Наталья Алексеевна, Папушенко Максим Валерьевич, Пономарева Марина Анатольевна

В статье предпринята попытка на теоретико-концептуальном и эмпирическом уровне обосновать определяющую и направляющую роль промышленного сектора региона в формировании кратко - и долгосрочных сценариев социально-экономического развития территории в рамках концептов информатизации, цифровизации и циркулярности. Обоснована важность объективного и актуального информационномониторингового сопровождения процесса сценарного моделирования кратко- и среднесрочных индикаторов социально-экономического развития территорий с позиционированием в данных сценариях ключевой роли промышленности как драйвера импортозамещения и роста региональной экономики. С данных методологических позиций, сформированных в результате совместного использования системносинергетического, ресурсно-результативного и целевого подходов, рассчитаны основные целевые индикаторы и сценарии развития промышленности РФ и Ростовской области на 2023-2025 гг. Разработка сценариев осуществилась в соответствии с концептом ценологической вложенности региональных и федеральных директивных документов. В процессе исследования получен методологически и практически значимый вывод о том, что целеполагание в рамках управления развитием промышленности на федеральном и региональном уровнях соответствует потребностям устойчивого развития как собственно промышленного сектора, так и экономики Ростовской области в целом. В сценарных моделях цели описываются комплексом показателей, значения которых устанавливаются соответствующими программными документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косолапова Наталья Алексеевна, Папушенко Максим Валерьевич, Пономарева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GUIDING ROLE OF INDUSTRY IN THE DEVELOPMENT OF SCENARIOS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: INFORMATION AND MONITORING SUPPORT

The article attempts to substantiate at the theoretical, conceptual and empirical level the determining and guiding role of the industrial sector of the region in the formation of short- and long-term scenarios of socioeconomic development of the territory within the concepts of informatization, digitalization and circularity. The importance of objective and up-to-date information and monitoring support of the process of scenario modeling of short- and medium-term indicators of socio-economic development of territories with positioning in these scenarios of the key role of industry as a driver of import substitution and growth of the regional economy is substantiated. From these methodological positions, formed as a result of the joint use of system-synergistic, resource-efficient and targeted approaches, the main target indicators and scenarios for the development of industry in the Russian Federation and the Rostov Region for 2023-2025 are calculated.. The scenarios were developed in accordance with the concept of cenological nesting of regional and federal policy documents. In the course of the research, a methodologically and practically significant conclusion was obtained that goal-setting within the framework of industrial development management at the federal and regional levels meets the needs of sustainable development of both the industrial sector itself and the economy of the Rostov region as a whole. In scenario models, goals are described by a set of indicators, the values of which are set by the corresponding program documents.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ИНФОРМАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА»

www.hjournal.ru

Journal of Economic Regulation, 2023, 14(2): 18-32 DOI: 10.17835/2078-5429.2023.14.2.018-032

НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ИНФОРМАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА

КОСОЛАПОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: nakosolapova@sfedu.ru;

ПАПУШЕНКО МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: mpapushenko@sfedu.ru;

ПОНОМАРЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

Министерство экономического развития Ростовской области,

Ростов-на-Дону, Россия, _e-mail: yuma@list.ru

Цитирование: Косолапова Н.А., Папушенко М.В., Пономарева М.А. (2023). Направляющая роль промышленности в разработке сценариев социально-экономического развития региона: информационно-мониторинговая поддержка. Journal of Economic Regulation 14(2): 18-32 DOI: 10.17835/2078-5429.2023.14.2.018-032

В статье предпринята попытка на теоретико-концептуальном и эмпирическом уровне обосновать определяющую и направляющую роль промышленного сектора региона в формировании кратко - и долгосрочных сценариев социально-экономического развития территории в рамках концептов информатизации, цифровизации и циркулярности. Обоснована важность объективного и актуального информационно-мониторингового сопровождения процесса сценарного моделирования кратко- и среднесрочных индикаторов социально-экономического развития территорий с позиционированием в данных сценариях ключевой роли промышленности как драйвера импортозамещения и роста региональной экономики. С данных методологических позиций, сформированных в результате совместного использования системно-синергетического, ресурсно-результативного и целевого подходов, рассчитаны основные целевые индикаторы и сценарии развития промышленности РФ и Ростовской области на 2023-2025 гг. Разработка сценариев осуществилась в соответствии с концептом ценологической вложенности региональных и федеральных директивных документов. В процессе исследования получен методологически и практически значимый вывод о том, что целеполагание в рамках управления развитием промышленности на федеральном и региональном уровнях соответствует потребностям устойчивого развития как собственно промышленного сектора, так и экономики Ростовской области в целом. В сценарных моделях цели описываются комплексом показателей, значения которых устанавливаются соответствующими программными документами.

Ключевые слова: регион; промышленность; целеполагание; сценарный подход; информационно-мониторинговое сопровождение; индикаторы социально-экономического развития

© Косолапова Н.А., Папушенко М.В., Пономарева М.А., 2023

THE GUIDING ROLE OF INDUSTRY IN THE DEVELOPMENT OF SCENARIOS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: INFORMATION AND MONITORING SUPPORT

NATALIA A. KOSOLAPOVA,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: nakosolapova@sfedu.ru;

MAXIM V. PAPUSHENKO,

Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia, e-mail: mpapushenko@sfedu.ru;

MARINA A. PONOMAREVA,

Ministry of Economic Development Rostov region,

Rostov-on-Don, Russia e-mail: yuma@list.ru

Citation: Kosolapova N.A., Papushenko M.V., Ponomareva M.A. (2023). The guiding role of industry in the development of scenarios for the socio-economic development of the region: Information and monitoring support. Journal of Economic Regulation 14(2): 18-32 (in Russian). DOI: 10.17835/2078-5429.2023.14.2.018-032

The article attempts to substantiate at the theoretical, conceptual and empirical level the determining and guiding role of the industrial sector of the region in the formation of short- and long-term scenarios of socioeconomic development of the territory within the concepts of informatization, digitalization and circularity. The importance of objective and up-to-date information and monitoring support of the process of scenario modeling of short- and medium-term indicators of socio-economic development of territories with positioning in these scenarios of the key role of industry as a driver of import substitution and growth of the regional economy is substantiated. From these methodological positions, formed as a result of the joint use of system-synergistic, resource-efficient and targeted approaches, the main target indicators and scenarios for the development of industry in the Russian Federation and the Rostov Region for 2023-2025 are calculated.. The scenarios were developed in accordance with the concept of cenological nesting of regional and federal policy documents. In the course of the research, a methodologically and practically significant conclusion was obtained that goal-setting within the framework of industrial development management at the federal and regional levels meets the needs of sustainable development of both the industrial sector itself and the economy of the Rostov region as a whole. In scenario models, goals are described by a set of indicators, the values of which are set by the corresponding program documents.

Keywords: region; industry; goal setting; scenario approach; information and monitoring support; indicators of socio-economic development

JEL: A14, B52, Z1

Постановка проблемы

Период кардинальных необратимых перемен в мировом экономическом, геополитическом и информационном пространстве, которые объективным образом имплементируются в экономику России и ее регионов, дополнительно усиливают роль системообразующих составляющих социально-экономического развития территорий, в числе которых — индустриальная сфера. Существовавшая и ранее ценологическая вложенность стратегий промышленной модернизации на основе инноваций в программы перспективного развития региональной экономики в условиях текущих вызовов приобретает особое значение и усиливает направляющую роль промышленности

в формировании адаптивных кратко- и среднесрочных сценариев социально-экономического развития территорий.

В данном контексте, а также учитывая масштаб и интенсивность процессов информатизации и цифровизации, важным условием высокой обоснованности и объективности формируемых сценариев является информационная составляющая. Это фактически означает необходимость высокого качества информационно-мониторингового сопровождения сценарного моделирования, а также расчет индикаторов — характеристик динамического профиля готовности того или иного региона к цифровизации с учетом его специфики, особенностей и размеров ресурсного в целом и промышленного, в частности, потенциала.

Понятийно-терминологические конструкты и категориальный аппарат исследования определяющей роли промышленности в профилизации региона и стратегическом планировании его социально-экономического развития сформирован достаточно давно, но постоянно уточняется и дополняется под воздействием множества объективных факторов современности. К числу ученых, которые внесли заметный вклад в формирование теоретико-методологического и концептуального контекста проблематики статьи относятся: С.В. Дорошенко, Ю.А. Дорошенко, И.Н. Дубина, Г.Б. Клейнер, О.В. Кожевина, Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева, В.М. Полтерович, Ю.В. Развадовская, И.В. Сомина, О.С. Сухарев, А.А. Чуб, И.К. Шевченко.

Концептуализация понятия и экономическое содержание определяющей роли промышленности в устойчивом развитии региона

В текущих условиях геополитических и геоэкономических вызовов функционирования российской экономики и ее регионов, когда по-новому формируется конъюнктурный потенциал социально-экономического развития, «происходит значительная трансформация парадигмы развития российской экономики в части активизации инновационных преобразований в промышленности регионов, в особенности в тех ее секторах, которые решают задачи импортозамещения» (Матвеева, 2020: 97). В данном контексте все более актуальным является переход к устойчивому развитию региональной промышленности как основы сбалансированного социально-экономического развития территории, особенно для ресурсо- и энергоемких отраслей. Целый ряд ученых отмечает, что именно отраслевая парадигма 4.0 открывает новые возможности с точки зрения устойчивого развития с учетом всех трех основ резильентости: окружающей среды, экономики и общества, создавая условия для применения устойчивых бизнес-моделей в оперативных сценариях (Дорошенко, Сомина, 2015; Клейнер, 2018; Никитаева, Киселева, 2021; Garcia-Muina et al., 2020; Müller et al., 2021).

В целом ряде публикаций российских и зарубежных авторов, появившихся в последние годы, особенно в свете тенденций Индустрии 4.0, информатизации, инноватизации и цифровизации (Горелова и др., 2021; Дорошенко, Шеломенцев, 2017; Дубина и др., 2016; Клейнер, 2018; Garcia-Muina et al., 2020; Ivanov et al., 2019), главным аспектом является индустриальная проблематика. При этом специально исследуются вопросы адаптации промышленных предприятий к новым условиям, делается акцент на обосновании подходов и механизмов устойчивого развития промышленности, ее модернизации и инноватизации на базе цифровизации.

Промышленность, как главный катализатор макроэкономических тенденций и стимулятор развития других отраслей, естественным образом испытывает на себе влияние негативных факторов макроэкономической динамики и пандемии, что хорошо видно на рисунке 1. В то же время в 2022 году — сложном адаптационном периоде, перестройки хозяйственных связей, налаживания новых цепочек поставки продукции — вследствие реализации выверенной промышленной политики в январе-марте 2022 года объем промышленного производства сохранял положительные показатели, а в апреле-мае снизился на 2% (см. рис. 1).

12

-8

■ Динамика промпроизводства, % год к году

Рис. 1. Динамика общего объема промышленного производства в России за период с мая 2020 года по май 2022 года Источник: Макропоказатели. Макрообзор — данные за июнь 2022, 2022. (https://bf.arsagera.ru/ makropokazateli/makroobzor_dannye_za_iyun_2022)

Следует отметить, что благодаря росту цен на энергоносители и новым направлениям цепей поставок данных ресурсов в дружественные страны в течение первого полугодия 2022 года в структуре промышленного производства реальной практикой фиксируется ускоренный рост по виду деятельности «электроэнергия, газ и пар» по сравнению с динамикой показателей в других сегментах промышленности (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей ряда секторов промышленного производства в России с января 2022 года по май 2022 года

Период/сегмент Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Электроэнергия, газ и пар Водоснабжение

Январь 2022 +9,1 +10,1 +2,0 +0,4

Февраль 2022 +8,7 +6,9 -4,2 +6,9

Март 2022 +7,8 -0,3 +1,5 +7,2

Апрель 2022 -1,6 -2,1 +2,0 -8,0

Май 2022 -0,8 -3,2 +4,0 -4,4

Январь-май 2022 +4,5 +1,9 +0,8 -0,1

Источник: Макропоказатели. Макрообзор — данные за июнь 2022, 2022. (https://bf.arsagera.ru/ makropokazateli/makroobzor_dannye_za_iyun_2022)

При этом подтверждаемый эмпирическими данными высокий дисбаланс динамики отдельных сегментов промышленного производства свидетельствует в пользу проведения интенсивных мер, направленных на его нивелирование (снижение). Иными словами, необходима целеориентированная реализация планов и мероприятий по структурному реформированию промышленности в рамках общегосударственных императивов.

Последнее напрямую коррелирует с существующей в стране иерархией вложенности и соподчиненности общегосударственной промышленной политики, а также составляющих ее региональных политик и конкретно отраслевых промышленных секторов в контексте императивов

устойчивого стратегического развития национальной экономики, что наглядно показано на рисунке 2.

Формирование адаптационного механизма развития промышленности и ее секторов очевидным образом базируется с учетом ресурсного потенциала и движущих сил (общегосударственных императивов, в том числе структурных изменений национальной экономики и промышленности), а также всей совокупности факторов (как внутренних, так и внешних), определяющих векторы и содержание индустриальных трансформаций.

Непосредственно с задачами реализации политики структурного реформирования промышленности и национальной экономики в целом связаны вопросы усиленной активизации взаимосвязей с открытыми к России странами на восточном направлении, переориентация товарных потоков на динамично развивающиеся рынки, но при этом одновременно сохранение дружественных связей на прежних площадках, доказавших свою эффективность для взаимодействующих сторон.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

(МЕЗОУРОВЕНЬ)

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ

ПОЛИТИКА Политика устойчивого развития

промышленных предприятий региона (микроуровень)

Рис. 2. Иерархическая вложенность и соподчиненность общегосударственной промышленной политики, ее региональных и отраслевых составляющих

Источник: по данным авторов.

С учетом макроэкономических тенденций важно отметить, что решение этих и других задач, нацеленных на реализацию мер адаптационной политики промышленности, ее отраслей и предприятий к внешним шокам и достижение устойчивого индустриального и экономического роста, предполагает масштабную цифровизацию и применение циркулярных технологий, которым по определению свойственны ресурсоэффективность и экологичность — важные факторы устойчивости. Особенно это относится к промышленным объединениям регионов, которые являются примером «взаимодействий драйверов инновационной активности и других участников взаимодействий, образующих модель циркулярной экономики, в том числе за счет инициирования и внедрения инноваций на всех этапах замкнутого цикла» (Матвеева, 2020; 2021).

Динамика развития цифровых платформ в циркулярной экономике показана на рисунке 3.

Органы управления региона могу проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами промышленного кластера как элемента экономического каркаса импортозамещения, а также в урегулировании взаимодействий кластера и других субъектов для повышения его привлекательности как для региона в целом, так и отдельных его участников (см. рис. 4).

Цифровые технологии, используемые в циркуляркой экономике

Елоичейи

Искусственный интеллект

Интернет вещей

□ Уже используется

□ Пилотные проееты

□ Изучается О Нет планов

100%

Источник; Сэялзл 2020

Рис. 3. Динамика развития цифровых платформ в циркулярной экономике Источник: (Бобылев, Соловьева, 2020).

Рис. 4. Структурное представление экономического каркаса импортозамещения с ключевой ролью промышленных кластеров Источник: (Региональные кластеры импортозамещения, 2016: 121).

Как видно на рисунке 4, устойчивость и сбалансированность экономического каркаса импортозамещения в регионе обусловлены:

• соотношением внутренних компонентов региональной системы, определяемых рациональными пропорциями развития промышленных предприятий сырьевого и несырьевого секторов экономики;

• институциональной, инвестиционной и информационной инфраструктурой, в координатах которой функционируют кластеры;

• императивами и целевыми установками развития национальной и региональной экономик в условиях внешних и внутренних вызовов.

Ввиду этого особую актуальность приобретают вопросы разработки адаптивного инструментария поддержки принятия решений в сфере рационального использования ресурсов модернизации промышленности с позиции выполнения государственного императива ресурсоэффективности. Такой инструментарий применим в процессе «сценарного моделирования возможного развития ситуаций, что позволяет прогнозировать различные процессы в сложной системе, возникающие под воздействием внутренних, внешних и управляющих факторов» (Gorelova, 2020: 620).

Разработка сценариев и эмпирический анализ целевых индикаторов развития промышленности РФ и Ростовской области

Научно обоснованное целеполагание — это один из основных этапов управления социально-экономическими системами и их подсистемами в системе разных временных параметров — кратко-, средне- и долгосрочных. Учитывая высокую турбулентность внешнего окружения, неослабевающее негативное санкционное давление на Россию со стороны недружественных стран, представляется целесообразным разрабатывать параметры развития промышленности в кратко- и среднесрочном периодах.

В данном контексте отметим, что цели развития российской промышленности на федеральном и региональном уровнях определены в государственных программах РФ и ее субъектов. Как отмечалось выше, в процессе прогноза важно структурировать и дифференцировать динамические силы промышленности, а также связать их с макроэкономическими императивами. В России утверждена и действует государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»1. В Ростовской области действует государственная программа «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»2.

В мероприятиях госпрограммы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»3 предусматривается взаимодействие с регионами в рамках поддержки реализации региональных программ развития промышленности и предоставления субсидий регионам на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий.

«В федеральную госпрограмму развития промышленности заложен принцип инновационного и социально ориентированного пути развития, предусмотренный еще Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года»4.

Диверсификация промышленности, ее модернизация, системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса, а также формирование перспективных территориально-производственных кластеров рассматриваются в госпрограмме в качестве приоритетного направления экономического развития регионов в целом.

Исходя из программных документов, к 2030 году предполагается достижение ряда целевых индикаторов развития промышленности Российской Федерации в целом и Ростовской области, в частности (табл. 2).

1 См. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"».

2 См. Постановление Правительства Ростовской области от 29.11.2018 № 760 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»».

3 См. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»».

4 См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Таблица 2

Основные целевые индикаторы развития промышленности Российской Федерации и Ростовской области в соответствии с государственными программами

Наименование показателя 2021 2022 2023 2024 2025 2030 2030 к 2021

Показатели (индикаторы) государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», % к предыдущему году 101,2 102,5 104,6 104,5 104,5 103,6 142,9

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», % к предыдущему году 104 106,2 106,3 106,4 106 105,2 164,1

Объем экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров, млрд долл. США 126,1 130,7 136,2 146 152 205 в 1,6 раза

Соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, % 21 23 25 25 25 26 рост на 4 п.п.

Соотношение импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, % 46,5 46 45,5 45 45 42,5 снижение на 4 п.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные показатели государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» и ее подпрограмм

Индекс промпроизводства Ростовской области, % к предыдущему году 103,1 104,4 104,7 105,5 105,5 108,3 169,6

Индекс производства Ростовской области по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», % к предыдущему году 103,0 104,4 104,7 105,0 105,6 105,0 153,5

Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», % к предыдущему году 103,6 104,0 104,5 104,7 105,0 106,0 156,4

Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции 3,335 3,502 3,677 3,861 3,899 4,098 в 1,23 раза

Источник: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»»; Постановление Правительства Ростовской области от 29.11.2018 № 760 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»».

Как видно из данных, представленных в таблице 2, в целом по стране реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» приведет к ежегодному наращиванию объемов обрабатывающих производств.

В среднем каждый год планируется обеспечить рост объемов предприятий обрабатывающих отраслей порядка 4,0-4,5% к предыдущему году (в сопоставимых ценах). При этом за весь период объем обрабатывающих производств увеличится почти на 43% (2030 год к 2021 году). Увеличение объемов производства данных предприятий в РФ в плановом периоде будет обеспечивается привлечением в этот сектор инвестиций (в основной капитал) опережающими темпами: ежегодный рост последних составит порядка 5-6 % (индекс физического объема), а за период - более чем на 60%.

В дополнение к подтверждению значимости обрабатывающей промышленности в российской экономике отметим, что на национальном уровне одним из приоритетов развития промышленного сектора является отмеченное выше значение импортозамещения, проявляющееся в наращивании экспорта и снижении влияния импортозависимости экономики страны. В соответствии с этим императивом объем экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров к 2030 году по сравнению с 2021 годом вырастет примерно в 1,6 раза. А соотношение инвестиций в основной капитал и импорта продукции с валовой добавленной стоимостью обрабатывающих производств вырастет и снизится на 4 п.п. соответственно.

В Ростовской области в целом приоритеты развития промышленного сектора соответствуют федеральным трендам, однако с более высокими темпами, что обусловлено структурными и качественными характеристиками промышленности и экономики области в целом. Так, ежегодные темпы роста обрабатывающих отраслей промышленности планируется чуть более высокими, чем по России — порядка 4,5—5,5%. За период 2022—2030 гг. обрабатывающая промышленность увеличится более чем в 1,5 раза (на 53,5%). Объем инвестиций, привлеченных в обработку, вырастет несколько выше (за весь рассматриваемый период) — на 56,4%. Предполагается также расширение экспорта конкурентоспособной промышленной продукции — более чем на 20%.

Таким образом, целеполагание в рамках управления развитием промышленности, как на федеральном, так и региональном уровнях, в целом соответствуют потребностям устойчивого развития как собственно промышленного сектора, так и экономики Ростовской области в целом. Отметим в данном контексте, что целевые установки промышленного развития описываются комплексом показателей, а целевые значения данных показателей устанавливаются соответствующими программными документами.

Агрегированными «числовыми» документами, включающими все основные макропоказатели социально-экономического развития региона, являются среднесрочные и долгосрочные прогнозы.

Прогнозирование является еще одним этапом общего управленческого цикла и логически связано с действующей в регионе и на федеральном уровне экономической политикой, и с этапом принятия решений — сколько и куда выделять бюджетных средств и каких, как привлекать внебюджетные средства и создавать благоприятную среду для населения и бизнеса и т.п.

Прогнозы описывают научно-обоснованное предвидение будущих тенденций развития региона с учетом всех мер социально-экономической, в том числе промышленной, политики, реализуемой в регионе, которые включаются в Стратегию социально-экономического развития региона и госпрограммы. В последних жестко увязаны конкретные мероприятия, объемы и сроки их финансирования. В случае изменения условий достижения поставленных в Стратегии целей и задач, запланированные мероприятия, выделяемые на них бюджетные средства и сроки реализации мероприятий могут быть пересмотрены. Это обеспечивает определенную гибкость форсайта и возможность достижения поставленных стратегических целей при изменяющихся внешних условиях.

В общем виде схема сбора информации для разработки регионального прогноза (на примере среднесрочного прогноза) может быть представлена следующим образом (см. рис. 5).

В процессе прогнозирования укрупненно по годам утверждаются прогнозные значения показателей социально-экономического развития региона. Фактически они являются не просто прогнозными значениями, а служат ориентирами как целевые значения для всех подсистем регионального хозяйства, в том числе промышленного сектора. При этом при определении таких значений на практике в органах власти используются не только чисто расчетные и экстраполяционные методы, но и достаточно широко — экспертные. Экспертами выступают сотрудники и руководители муниципальных и региональных органов власти, владеющие ситуацией в конкретной отрасли, сфере или территории более глубоко, а также взаимодействующие с субъектами реального сектора экономики в рамках своих компетенций.

планируемых объемах инвестиций, уровне заработной платы и др.

V

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования

Рис. 5. Общая схема сбора и источники информации при разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития региона Источник: по данным авторов.

При этом, как это ни парадоксально, органы власти, разрабатывающие прогнозы, не имеют прямого доступа к первоисточникам информации, в первую очередь, о состоянии дел на предприятиях. Учитывая, что именно от качества, количества и объективности этой информации зависит реальное состояние отдельных отраслей и экономики региона в целом, а также выбор тех или иных оперативных мер поддержки экономики в условиях влияния внешних стресс-факторов, сбор информации от хозяйствующих субъектов осуществляется преимущественно опосредованно (через муниципальные и отраслевые органы власти), а также непосредственно от хозяйствующих субъектов на добровольной основе.

Учет всего массива весьма разнородного и многообразного набора реализуемых в регионе мер (заложенных в Стратегии и госпрограммах) и имеющейся в различных источниках информации при разработке прогнозных значений показателей осуществляется с помощью следующих способов: • предварительной разработкой муниципальных прогнозов и сбора информации от муниципальных образований области — здесь происходит сбор информации «с земли». Муниципальные органы власти при разработке своих прогнозов также опираются как на расчетные методы, так и на экспертные — с учетом планируемых в реализации мер по строительству тех или иных социальных и инфраструктурных объектов, жилья, работе по привлечению инвесторов, мерам поддержки субъектов МСП, планов наиболее значимых предприятий по развитию и т.п. Данная информация специалистами муниципальных образований области накапливается на соответствующем уровне и закладывается в основу прогнозов. Затем данная информация агрегируется по всем муниципалитетам области

по сопоставимым региональным макропоказателям. Однако полностью ориентироваться только на полученные таким образом данные в реальной практике на уровне региона нецелесообразно.

Это объясняется следующим: во-первых, суммированная муниципальная информация может не включать определенную региональную составляющую того или иного показателя. Во-вторых, она частично построена на информации, предоставляемой предприятиями, но не проверенной соответствующими официальными структурами (например, налоговыми и/или таможенными органами). Региональные органы власти, разрабатывающие прогноз, напрямую из налоговых или таможенных структур информацию не получают, так как она является закрытой. В совокупности это приводит к определенной доле вероятности получения недостоверной исходной информации, особенно в части лет прогнозируемого периода. Например, предприятия могут в силу ряда объективных причин в последующие годы изменить свои инвестиционные решения и планы по развитию. В связи с этим информация из муниципальных источников служит только одним из ориентиров при разработке региональных прогнозов;

• получением исходной информации и согласованием прогнозных значений показателей с отраслевыми органами власти: достижение прогнозных значений таких агрегированных показателей, как валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, объем инвестиций возможно только в результате совместной работы многих отраслевых министерств региона. Поэтому проведение расчетов по ним всегда сопровождается запросом соответствующей информации у представителей той или иной отрасли. При предоставлении информации они учитывают, в том числе, имеющиеся ресурсы для достижения тех или иных прогнозных значений показателей. Впоследствии прогноз в целом согласовывается со всеми задействованными органами власти;

• сверкой сопоставимости значений целевых показателей, заложенных в Стратегии и госпрограммах, в других стратегических документах, с прогнозными значениями показателей. Такая сверка обеспечивает учет, в том числе, и федеральных мер, реализуемых в регионах, по различным направлениям национальной экономической политики.

Таким образом, в итоговом прогнозном документе укрупненно по годам (сроки синхронизированы и гармонизированы со стратегией и госпрограммам - см. рис. 2) утверждаются числовые значения показателей.

На региональном уровне наиболее «рабочим» документом является среднесрочный прогноз социально-экономического развития. Он обычно разрабатывается на последующие три года (в соответствии с трехлетним бюджетным планированием) и включает в себя наиболее общие макроэкономические показатели.

В Ростовской области в состав среднесрочного прогноза включено более 20-ти основных показателей социально-экономического развития региона, и 16 показателей - в долгосрочный прогноз. Отбор показателей для включения в прогноз обусловлен необходимостью охвата основных отраслей и направлений социально-экономического развития региона, их универсальностью и доступностью с точки зрения статистического учета и наличия оперативной фактической отчетности по показателю в течение года, а также наличием у региона тех или иных целевых установок, достижение которых можно проследить по указанным показателям.

В результате такого подхода ретроспективный анализ динамики основных показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области позволяет увидеть общую картину изменения состояния экономики и промышленной сферы региона за последние годы.

С точки зрения принятия эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и промышленности региона, наибольшее значение в среднесрочном прогнозе имеют оценки показателей текущего и следующего за ним года.

Так как среднесрочные прогнозы разрабатываются каждый год новые (и уточняются осенью текущего года), соответственно корректируются и оценки показателей текущего года, и прогноз на

следующий год. Таким образом достигается более точное понимание происходящих в экономике, в том числе в промышленном секторе, процессов, их динамики, отслеживается реакция хозяйствующих субъектов, отраслей промышленности, отраслевых рынков на предпринятые оперативные меры поддержки.

Например, в начале 2023 года разработка среднесрочного прогноза Ростовской области осуществлялась в условиях высокой неопределенности, обусловленной введением новых внешних санкций и неоднозначностью реакции на них страны и регионов, в том числе Ростовской области.

Как отмечается в сценарных условиях, разработанных Минэкономразвития России, «...с конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора. Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции (до 17,8% в апреле в годовом выражении)» (Основные параметры сценарных условий прогноза., 2022: 2).

В мае 2022 года в соответствии со сценарными условиями Российской Федерации, доведенными до регионов, на федеральном уровне прогнозировалось существенное падение практически по всем основным показателям (см. табл. 3), что может отразиться и на прогнозных значениях аналогичных показателей по регионам.

Таблица 3

Оценки 2022 года и прогнозные значения на 2023 год основных показателей сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2023-2025 гг. и утвержденного прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2022-2025 гг.

Показатели 2022 (оценка) 2023(прогноз)

Сценарные условия РФ на 2023-2025 гг. Прогноз на 2022-2025 гг. РО Сценарные условия РФ на 2023-2025 гг. Прогноз на 20222025 гг. РО

Индекс потребительских цен, год к году, % 116,5 116,5 109,0 109,0

ВВП / ВРП, % к предыдущему году, в сопоставимом виде 92,2 99,1 99,3 102,0

Индекс физического объема промышленного производства, % к предыдущему году 95,8 100,7 100,4 103,8

в том числе по видам деятельности:

добыча полезных ископаемых - 93,4 - 100,8

обрабатывающие производства - 100,8 - 104,8

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 101,2 - 98,5

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 101,8 - 104,4

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году, в сопоставимом виде 80,6 87,8 100,3 98,9

Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году, в сопоставимом виде 91,3 92,9 102,5 102,5

Объем платных услуг населению, в % к предыдущему году, в сопоставимом виде 92,1 100,0 102,9 103,0

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, % к предыдущему году 112,1 112,1 109,9 109,9

Источник: Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Однако, исходя из информации, поступающей от официальных представителей государственной власти в последнее время, по большинству национальных проектов уровень их реализации на конец первого квартала 2023 года составляет почти 100%, растет внешнеторговый оборот страны, внутренний спрос вышел на траекторию устойчивого роста. Эти и другие данные дают основание для получения новых, более оптимистичных оценок по Российской Федерации, а это означает, что будущие темпы роста основных макроэкономических показателей по Ростовской области также будут пересмотрены при корректировке прогноза.

В дополнение к этому для повышения качества прогнозных сценариев следует выявить и устранить наиболее «узкие места» в процедуре сбора информации в действующей схеме их разработки при принятии решений на основе прогнозов. К ним относятся: опосредованный сбор информации о планах по развитию предприятий, сложности получения оперативной статистической информации (длинный временной лаг) о состоянии промышленности и экономики региона, сложности в оценке влияния предпринятых мер на состояние отдельных отраслей и предприятий в регионе и другие.

Эти локальные меры в сопряжении с общегосударственной стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов являются важным базисом совершенствования промышленной политики на федеральном и региональном уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Бобылев С.Н., Соловьева С.В. (2020). Циркулярная экономика и ее индикаторы для России. Мир новой экономики 14(2): 63-72. [Bobylev S.N., Solovyova S.V. (2020). Circular Economy and its indicators for Russia. The world of the new economy 14(2): 63-72. (In Russian).]

Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. (2017). Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях. Журнал экономической теории (4): 212-221. [Doroshenko, S.V., Shelomentsev, A.G. (2017). The entrepreneurial ecosystem in modern socio-economic research. Journal of Economic Theory (4): 212-221. (In Russian).]

Дорошенко Ю.А., Сомина И.В. (2015). Оценка трендов и структурных гармоний инвестиционного обеспечения инновационной деятельности предприятий России. Креативная экономика 9(4): 461-472. [Doroshenko, Yu.A., Somina, I.V. (2015). Assessment of trends and structural harmonies of investment support of innovative activity of Russian enterprises. Creative Economy 9(4): 461-472. (In Russian).]

Дубина И.Н., Кожевина О.В., Чуб А.А. (2016). Инновационно- предпринимательские экосистемы как фактор устойчивости регионального развития. Экономический анализ: теория и практика (4): 4-19. [Dubina, I.N., Kozhevina, O.V., Chub, A.A. (2016). Innovative and entrepreneurial ecosystems as a factor of sustainability of regional development. Economic analysis: Theory and practice (4): 4-19. (In Russian).]

Каплюк Е.В., Низов Н.В. (2022). Бизнес-модели циркулярной экономики и цифровые технологии в инновационном развитии промышленности. Вестник академии знаний (3): 127-134. [Kaplyuk, E.V., Nizov, N.V. (2022). Business models of the circular economy and digital technologies in the innovative development of industry. Bulletin of the Academy of Knowledge (3): 127-134. (In Russian).]

Клейнер Г.Б. (2018). Промышленные экосистемы: взгляд в будущее. Экономическое возрождение России (2): 53-62. [Kleiner, G.B. (2018). Industrial ecosystems: a look into the future. The economic revival of Russia (2): 53-62. (In Russian).]

Косолапова Н.А. и др. (2022). Модели циркулярной экономики в ресурсообеспечении индустриального развития регионов. Terra Economicus 20(3): 116-132. [Kosolapova, N.A. et al. (2022). Models of circular economy in the resource supply of industrial development of regions. Terra Economicus 20(3): 116-132. (In Russian).]

Косолапова Н.А., Низов Н.В. (2022). Инновационно-инвестиционные модели циркулярного типа в гидроэнергетике как промышленной сфере особого статуса. Естественно-гуманитарные

исследования (4): 141-149. [Kosolapova, N.A., Nizov, N.V. (2022). Circular-type innovation and investment models in hydropower as an industrial sphere of special status. Natural sciences and humanities research (4): 141-149. (In Russian).]

Матвеева Л.Г. (2020). Промышленные ядра экономического каркаса инноватизации регионов юга России. Региональная экономика. Юг России 8(4): 87-98. [Matveeva, L.G. (2020). Industrial cores of the economic framework of innovatization of the regions of the South of Russia. Regional economy. The South of Russia 8(4): 87-98. (In Russian).]

Матвеева Л.Г. (2021). Инновационные бизнес-модели потребления водных ресурсов в промышленности: влияние циркулярной экономики. Естественно-гуманитарные исследования (5): 190-197. [Matveeva, L.G. (2021). Innovative business models of water consumption in industry: the impact of the circular economy. Natural-humanitarian studies (5): 190-197. (In Russian).]

Матвеева Л.Г., Каплюк Е.В., Низов Н.В. (2021). Пути снижения технологической зависимости промышленности России от импорта в императивах импортозамещения. Вестник академии знаний (4): 184-191. [Matveeva, L.G., Kaplyuk, E.V., Nizov, N.V. (2021). Ways to reduce the technological dependence of Russian industry on imports in import substitution imperatives. Bulletin of the Academy of Knowledge (4): 184-191. (In Russian).]

Никитаева А.Ю., Киселева Н.Н. (2021). Реконфигурация бизнес-моделей промышленных предприятий: векторы повышения устойчивости в новых реалиях. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика 23(1): 110-120. [Nikitaeva, A.Yu., Kiseleva, N.N. (2021). Reconfiguration of business models of industrial enterprises: vectors of increasing sustainability in new realities. Bulletin of the Volgograd State University. Economics 23(1): 110-120. (In Russian).]

Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. (https://www.economy. gov.ru/material/file/c56d9cd0365715292055fe5930854d59/scenarnye_usloviya_2023.pdf). [The main parameters of the scenario conditions of the forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025. (In Russian).]

Полтерович В.М. (2010). Стратегия модернизации российской экономики. М.: Алетейя. [Polterovich, V.M. (2010). Strategy of modernization of the Russian economy, Moscow: Aleteya. (In Russian).]

Региональные кластеры импортозамещения: теория и современность (2016). Коллективная монография. Таганрог: Изд-во Южного федерального университета. [Regional import substitution clusters: Theory and Modernity (2016). Collective monograph. Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University. 250 p . (In Russian).]

Руднева К.С. (2021). Модернизация промышленного сектора экономики: ключевые характеристики, подходы и этапы. Вектор экономики (3). [Rudneva, K.S. (2021). Modernization of the industrial sector of the economy: key characteristics, approaches and stages. Vector of Economics (3). (In Russian).]

Сухарев О.С. (2022). Промышленный рост и технологическая перспектива. Journal of New Economy 23(1): 6-23. [Sukharev, O.S. (2022). Industrial growth and technological perspective. Journal of New Economy 23(1): 6-23. (In Russian).]

Тамбовцев В.Л. (2022). Предпринимательские сети как объект эмпирического нарративного анализа. Journal of institutional studies 14(1): 6-24. [Tambovtsev, V.L. (2022). Entrepreneurial networks as an object of empirical narrative analysis. Journal of institutional studies 14(1): 6-24 . (In Russian).]

Шевченко И.К., Развадовская Ю.В, Каплюк Е.В., Руднева К.С. (2020). Разработка показателей оценки динамических способностей предприятий промышленности. Terra economicus 18(1): 121139. [Shevchenko, I.K., Razvadovskaya, Yu.V, Kaplyuk, E.V., Rudneva, K.S. (2020). Development of indicators for assessing the dynamic capabilities of industrial enterprises. Terra economicus 18(1): 121-139. (In Russian).]

Шевченко И.К., Развадовская Ю.В, Руднева К.С. (2020). Кластер как институт новой индустриализации. Инновации (8): 41-48. [Shevchenko, I.K., Razvadovskaya, Yu.V., Rudneva, K.S. (2020). Cluster as an institute of new industrialization. Innovations (8): 41-48. (In Russian).]

Audretsch, D.B., Link, A.N., Lehmann, E.E. (2020). Introduction: Entrepreneurship and Industrial Organization. Review of Industrial Organization 57: 515-518.

Bacovis, M.M.C., Borchardt, M. (2021). Assessing the Influence of Circular Economy Practices in Companies that Orchestrate an Ecosystem of a Brazilian Industrial Cluster. Industrial Engineering and Operations Management. (https://www.semanticscholar.org/author/Marcia-M.-C.-Bacovis/2037747140 -Дата обращения: 15.12.2022).

García-Muiña, F.E., Medina-Salgado, M.S., Ferrari, A.M. (2020). Sustainability transition in industry 4.0 and smart manufacturing with the triple-layered business model canvas.

Ching, N.T., Ghobakhloo, M., Iranmanesh, M., Maroufkhani, P., Asadi, S. (2021). Industry 4.0 applications for sustainable manufacturing: A systematic literature review and a roadmap to sustainable development. Journal of Cleaner Production 334(1): 130133.

Gorelova, G.V. (2020) Intellectual Cognitive Technologies for Cyber-Physical Systems (Book Chapter). Lecture Notes in Networks and Systems 95: 617-631.

Kuijeva et al. (2022). Paradigma de negocio circular en soluciones innovadoras de ecosistemas industriales de regiones. Nexo Revista Cientifica 35(01): 199-211.

Müller, J.M., Buliga, O., Voig, K. (2021). The role of absorptive capacity and innovation strategy in the design of industry 4.0 business Models - A comparison between SMEs and large enterprises.

Tseng, M-L., Negash, Ye.T., Nagypál, N.C., Iranmanesh, M., Tan, R.R. (2021). A causal eco-industrial park hierarchical transition model with qualitative information: Policy and regulatory framework leads to collaboration among firms. Journal of environmental management 292. (https:// doi.org/10.1016/ j.jenvman.2021.112735 - Дата обращения: 15.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.