Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ'

НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Стовбур Андрей Петрович, Федоров Андрей Владимирович, Крутой Александр Николаевич

В статье изложены результаты, полученные на основании факторного анализа специального набора тестов, характеризующих отдельные стороны моторики военнослужащих, а также двигательные задания для оценки этих сторон, которые могут быть положены в основу содержания комплексного упражнения для военнослужащих войск связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Стовбур Андрей Петрович, Федоров Андрей Владимирович, Крутой Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION OF THE CONTENTOF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF THE SIGNAL FORCES

The article presents the results obtained on the basis of a factor analysis of a special set of tests that characterize certain aspects of the motor skills of military personnel, as well as motor tasks for evaluating these aspects, which can be used as the basis for the content of a complex exercise for military personnel of the signal forces.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫ

МАТЕРИАЛЫ

EXPERIMENTAL MATERIALS

УДК 796 ББК 75

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16409

НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ

В. И. Авраменко1, А. П. Стовбур2, А. В. Федоров2, А. Н. Крутой3

1 Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург, Россия 2 Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного,

Санкт-Петербург, Россия 3 Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург, Россия

В статье изложены результаты, полученные на основании факторного анализа специального набора тестов, характеризующих отдельные стороны моторики военнослужащих, а также двигательные задания для оценки этих сторон, которые могут быть положены в основу содержания комплексного упражнения для военнослужащих войск связи.

Ключевые слова: профессионально важные двигательные качества, двигательные качества, физическая подготовка военнослужащих войск связи.

На данный момент в современной системе физической подготовки войск выделяется одно из главных направлений, которое предполагает развитие определённых военных прикладных двигательных навыков, необходимых военнослужащим для выполнения задач по предназначению. По мнению большинства специалистов (а также разработчиков проекта нового Наставления), разработка комплексного упражнения для каждой воинской специальности позволит задействовать и тренировать именно те физические качества, которые используются военнослужащими в повседневной деятельности и при выполнении учебно-боевых задач.

Отметим, что содержание в системе физической подготовки определяют специфичность и эффективность процесса физического совершенствования военнослужащих. Оно зависит от цели, задач этапов и находит своё выражение в использовании различных средств и форм физической подготовки.

При обосновании организационной структуры физической подготовки нам, прежде всего, необ-

ходимо было решить вопрос о выборе оптимальных форм её проведения. Анализ характера и условий военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск связи свидетельствует о том, что повышение эффекта физической подготовки может быть достигнуто лишь в результате проведения её в основной форме — учебные занятия в сетке расписания.

В качестве объекта исследования были взяты результаты физической подготовленности, функционального состояния, физического развития, военно-профессиональные приёмы и действия курсантов Военной академии связи, СПб 2—3 курсов (всего более 150 человек).

Для повышения тренировочного эффекта при проведении комплексных занятиях нами применялся метод круговой тренировки [4]. При круговом методе тренировки учебная группа разбивалась на 3—5 подгрупп, которые одновременно выполняли разнохарактерные упражнения.

Физические упражнения, применяемые в качестве основных средств, распределялись на различные группы, т. е. классифицировались.

В основе этого использовалось влияние упражнений на развитие определённых физических и профессиональных двигательных качеств. В связи с этим в опытную программу включены упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые способности обычно делят на два вида силовых способностей: динамическая сила и амортизационная сила. При воспитании динамической силы форма проявления — быстрые движения, а при воспитании амортизационной силы — уступающие движения.

Прыжковые упражнения: прыжки с места в длину, прыжки в длину с разбега, прыжки через скамейку, прыжки через скамейку в приседе, прыжки через скамейку с отягощениями.

Упражнения на перекладине: подтягивание, подъём переворотом, подъём силой, поднимание прямых ног к перекладине, разведение и сведение ног в положении угол в висе, размахивание и соскок махом вперёд и назад.

Упражнения на брусьях: сгибание и разгибание рук в упоре, сгибание и разгибание рук в размахивании на концах жердей, подъём силой на концах жердей.

Упражнения со штангой с весами 25, 50, 75 %. от максимального.

Эстафеты: с переноской тяжестей, эстафета «всадников», эстафета с попутным выполнением силовых упражнений.

Для развития быстроты применялся повторный метод. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость [5]. Использовались следующие спринтерские дистанции бега: на 50, 100, 200 метров, челночный бег 10^10, 100^4, бег 20—50 м с ускорением, бег на 400 м. При повторном выполнении скоростных упражнений использовался отдых, что позволяло поддерживать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне [2]. Средствами активного отдыха использовались упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении [1].

Чтобы достичь оптимального состояния возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью, мы скоростные упражнения в занятии стремились располагать ближе к его началу.

Для развития скоростной выносливости применялся также повторный метод с той лишь разницей, что повторение выполнения скоростных упражнений проводилось на фоне утомления, что

способствовало развитию скоростной выносливости.

Развитие силовой выносливости проводилось по методу повторных усилий, при котором число повторений в одном подходе увеличивали до 20— 50 (работа с малыми сопротивлениями, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине и т. д.).

Для развития общей физической подготовленности использовались упражнения из различных разделов физической подготовки (ускоренного передвижения и лёгкой атлетики, гимнастики и атлетической подготовки, рукопашного боя, спортивных игр).

С целью развития выносливости применялись следующие методы тренировки: равномерный, переменный, повторный и другие. Интенсивность тренировки ЧСС 140—180 уд/мин после нагрузки, в силовых упражнениях — увеличением количества серий и подходов в сериях.

В конце периода обучения по результатам вторичного исследования той же группы военнослужащих был проведён повторный факторный анализ (табл. 1).

Факторный анализ [3] позволил верифицировать исследованный комплекс тестов-заданий на 2-м этапе следующим образом:

Первый фактор даёт высокие и средние взаимосвязанные факторные веса почти по всем показателям.

Определились упражнения, характеризующие уровень развития силовых и скоростных возможностей испытуемых.

В группе силовых упражнений наибольший факторный вес имеет упражнение подтягивание на перекладине (717). Умеренно высокий коэффициент факторного веса имеет упражнение сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (662). Эти два схожие упражнения характеризуют развитие силы рук, в частности сгибателей и разгибателей мышц плеча и предплечья. Упражнение № 2 НФП-2009 (наклон туловища вперёд) имеет средний факторный коэффициент (492), указывающий на развитие силы мышц брюшного пресса и спины.

В этой группе тест рывок гири 16 кг в течение 2 минут не обнаружил достоверной факторной информативности. Видимо, данный факт говорит о том, что упражнение характеризует общую силовую подготовленность.

Группа беговых заданий 5, 6, 7, 8, 9, характеризующих ряд таких качеств, как скорость, скоростная выносливость и общая выносливость имеет

Таблица 1

Факторный анализ

Номер теста и его содержание Факторы

1 2 3 4

1. Подтягивание 717 -330 196 -172

2. Рывок гири 16 кг в течение 2 минут 103 56 681 249

3. Наклон туловища вперёд 492 88 81 70

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 662 -175 251 -70

5. Бег 50 м 480 4 536 -122

6. Бег 100 м 691 147 236 -86

7. Бег 400 м 535 -16 273 195

8. Бег 3 км 573 -86 236 -147

9. Челночный бег 543 -93 417 96

10. Комплексное акробатическое упражнение № 16 (НФП-2001) 706 -127 276 17

11. Прыжки в длину с места 559 28 303 134

12. СКУ № 33 (НФП-2009) 336 512 116 -155

13. Степ-тест 482 63 -329 -14

14. Проба Штанге 305 -139 -326 356

15. Проба Генча 36 -132 -66 54

16. Вес -59 63 193 842

17. Рост -93 -65 315 802

18. ЖЕЛ -1 581 -110 119

19. ЧСС 586 184 -113 64

20. Динамометрия кисти 74 444 481 141

21. Динамометрия становая 155 261 543 234

22. Кратковременная зрительная память 268 697 147 -12

23. Переключение и распределение внимания 555 390 76 63

24. Тест простых поручений 760 96 19 7

25. Память на слова 724 308 30 107

26. Обеспечение связи экипажем КАС П-240 И 452 256 -14 -94

27. Комплексная работа на радиостанциях малой мощности 482 613 -103 -88

28. Стрельба из АК (1 УУС) -60 613 80 6

29. Снаряжение магазина АК (спец. норматив № 15) 831 268 -152 -7

30. Неполная разборка АК (спец. норматив № 15) 843 285 -90 166

31. Метание гранаты 600 г на дальность 783 383 -235 171

32. Метание гранаты 600 г на точность 691 533 7 181

Вклад фактора в % 54 19 14 12

не очень высокие, приблизительно одинаковые по величине факторные веса (от 480 до 691).

Вероятно, можно заключить, что фактор, выделившийся первым, отражает способность к скоростно-силовым проявлениям или, иначе, характеризует скоростно-силовые возможности военнослужащих.

Однако следует указать, что данный фактор даёт значительно высокие (831, 843, 783, 691) и средние (452, 482) факторные коэффициенты к показателям, характеризующим точностные военно-профессиональные действия.

Кроме того, тесты, характеризующие такие психические качества, как память на слова, тест простых поручений и переключение и распределение внимания даёт умеренно высокие факторные

коэффициенты (724, 760 и 555). И, наконец, на этом факторе выделилось упражнение, характеризующее ловкость (КАУ), с довольно высоким факторным весом (706). Таким образом, из исследованного набора тестов в 1-м факторе |выдели-лись задания, характеризующие развитие разных сторон моторики военнослужащих.

Следует отметить, что в исследованиях, проведенных на спортсменах с использованием факторного анализа был выделен генеральный фактор, получивший название «общая тренированность».

Вероятно, исходя из данных настоящего эксперимента, выявленный наш фактор можно идентифицировать как «общая двигательная подготовленность». Действительно, общий результат по всему комплексу предложенных двигательных

заданий, вероятно, будет зависеть от успешности выполнения конкретных движений из групп упражнений на силу, быстроту, прыжки, скоростную выносливость и т. п. Тестами, наилучшим образом характеризующими выполнение этих заданий, будут упражнения, имеющие наибольшие факторные веса среди каждой группы проверочных упражнений (табл. 2).

Второй фактор не характеризуется коэффициентами с высокими факторными весами.

Умеренные коэффициенты имеют: спирометрия испытуемых (331) и двигательное задание 12, характеризующее скоростную выносливость (512).

В этом факторе психологический тест — кратковременная зрительная память имеет самый высокий факторный коэффициент (697). Тест 19, характеризующий силу кисти, имеет умеренную факторную нагрузку (444).

Таким образом, ряд тестов, характеризующих скоростные профессиональные качества, имеет средние факторные коэффициенты (613, 613, 533). Вероятнее всего, это фактор «скоростной выносливости».

Третий фактор даёт значительную положительную связь с упражнениями, характеризующими общую силовую подготовленность военнослужащих: динамометрия становая (543), рывок гири 16 кг в течение 2-х минут (681). Кистевая динамометрия в этом факторе выделена умеренным факторным коэффициентом (481).

Из беговых заданий упражнение бег 50 м имеет существенный факторный вес (536). Остальные беговые тесты не обнаружили достаточного факторного коэффициента.

И последний наименьший факторный коэффициент в третьем факторе обнаруживает челночный бег 10^10 (417). Возможно, что в данном факторе наблюдается связь в преодолении коротких отрезков дистанции от 10 до 50 м.

Можно сделать вывод, что если не учитывать два теста, определяющих быстроту (быстрота наиболее полно представлена в I факторе), то третий фактор следует идентифицировать как фактор «силы».

В четвёртом факторе с наибольшими факторными коэффициентами выделились два теста: упражнения 16 и 17, характеризующие физическое развитие. Значительно низким факторным коэффициентом выделилось задание 14 (356) — задержка дыхания на высоте вдоха.

Этот фактор назван как фактор «физического развития».

Таким образом, структуру физической подготовленности военнослужащих составляют «ско-ростно-силовые возможности и специальная выносливость».

Основываясь на результатах этих экспериментов, можно заключить, что рассмотренные комплексы заданий: физическая подготовленность, функциональное состояние, физическое развитие, психические функции и профессиональная подготовленность — характеризуют следующие стороны моторики профессионально важных двигательных качеств:

а) общая двигательная подготовленность, уровень которой определяется по степени развития скоростно-силовых качеств, быстроты, силовой выносливости и ловкости;

б) общая скоростная выносливость (челночный бег 10х 10м, бег на 100 и 400м);

в) способность к силовым проявлениям в возможно широком круге двигательных заданий. С наибольшими факторными коэффициентами (662, 681, 717) выделились упражнения: рывок гири 16 кг в течение 2-х минут, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и подтягивание на перекладине;

г) физическое развитие, определённое главным образом по величине тотальных размеров тела (вес, рост, данные кистевой и становой динамометрии и спирометрии).

Заключение. Выявленные (на основании факторного анализа специального набора тестов) стороны моторики военнослужащих и двигательные задания для оценки этих сторон могут быть положены в основу содержания комплексного упражнения для военнослужащих войск связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Процентное соотношение средств физической подготовки

Направленность содержания Процент времени на тренировку

Скоростно-силовые упражнения 55

Скоростная выносливость 19

Силовая выносливость 14

ОФП 12

Список литературы

1. Иванов, В. Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры / В. Д. Иванов, О. В. Марандыкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 2. — С. 103—107.

2. Иванов, В. Д. Фитнес-программы в системе занятий по физической культуре в вузе / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 49—59.

Поступила в редакцию 27 мая 2021 г.

3. Лоуди, Д. Н. Факторный анализ как статистический метод / Д. Н. Лоуди, А. Э. Максвелл. — М. : Книга по Требованию, 2013. — 145 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : ФиС, 1991. — 543 с.

5. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. — М. : ФиС, 1970. — 479 с.

Для цитирования: Авраменко, В. И. Направленность содержания физической подготовки военнослужащих войск связи / В. И. Авраменко, А. П. Стовбур, А. В. Федоров, А. Н. Крутой // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 55—60.

Сведения об авторах

Авраменко Валентин Иванович — кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки. Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0002-8268-6397. Author ID: 1110777. E-mail: avramenkovi970@mail.ru

Стовбур Андрей Петрович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0002-5175-8722. Author ID: 1088713. E-mail: stovbur-an@mail.ru

Федоров Андрей Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0002-8456-8685. Author ID: 853861. E-mail: fedoroffT101@yandex.ru

Крутой Александр Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки. Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0002-73456151. Author ID: 998029. E-mail: alekskrutoy0406@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 6, no. 3, pp. 55—60.

Orientation of the content of physical training of military personnel of the signal forces

Avramenko V.I.1, Stovbur A.P.2, Fedorov A.V.3, Krutoy A.N.4

1 The Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev, St. Petersburg, Russia. avramenkovi970@mail.ru

2 The Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St. Petersburg, Russia. stovbur-an@mail.ru

3 The Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St. Petersburg, Russia. fedoroff101@yandex.ru

4 Russian State University of Justice, Saint Petersburg, Russia. alekskrutoy0406@mail.ru

The article presents the results obtained on the basis of a factor analysis of a special set of tests that characterize certain aspects of the motor skills of military personnel, as well as motor tasks for evaluating these aspects, which can be used as the basis for the content of a complex exercise for military personnel of the signal forces.

Keywords: professionally important motor qualities, motor qualities, physical training of military personnel of the signal forces.

References

1. Ivanov V.D., Marandyikina O.V. Korrektsiya psihofizicheskogo sostoyaniya studentov sredstvami fizicheskoy kulturyi [Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture]. Fiziches-kaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2021, vol. 6, no. 2, pp. 103—107. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Salkova N.A. Fitnes-programmyi v sisteme zanyatiy po fizicheskoy kulture v vuze [Fitness programs in the system of physical culture classes at the university]. Fizicheskaya kultura. Sport.

Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation] 2019, vol. 4, no. 2, pp. 49—59. (In Russ.).

3. Loudi D.N., Maksvell A.E. Faktornyiy analiz kak statisticheskiy metod [Factor analysis as a statistical method]. Moscow, 2013. 145 p. (In Russ.).

4. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kulturyi [Theory and methodology of physical culture]. Moscow, 1991. 543 p. (In Russ.).

5. Ozolin N.G. Sovremennaya sistema sportivnoy trenirovki [Modern system of sports training]. Moscow, 1970. 479 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.