Научная статья на тему 'Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов'

Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / GRADUATOR'S COMPETITIVENESS / HEALTH / ORIENTATION ON A HEALTHY WAY OF LIFE / STUDENTS OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченок Юлия Викторовна

Направленность на здоровый образ жизни студентов-экономистов рассматривается как составляющая их будущей конкурентоспособности на рынке труда. Значимость направленности на здоровый образ жизни для конкурентоспособности обоснована теоретическими и эмпирическими методами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION ON A HEALTHY WAY OF LIFE AS A CONSTITUENT PART OF FUTURE ECONOMISTS' COMPETITIVENESS

Future economists' orientation on a healthy way of life is viewed as a constituent part of their future competitiveness on a labour market. Significance of orientation on a healthy way of life for competitiveness is substantiated by theoretical and empirical methods.

Текст научной работы на тему «Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов»

УДК 378,037 ББК 4510+4481.35

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Ю.В. Казаченок

Южно-Уральский государственный университет

ORIENTATION ON A HEALTHY WAY OF LIFE AS A CONSTITUENT PART OF FUTURE ECONOMISTS’ COMPETITIVENESS

Yu. Kazachenok South Ural State University

Направленность на здоровый образ жизни студентов-экономистов рассматривается как составляющая их будущей конкурентоспособности на рынке труда. Значимость направленности на здоровый образ жизни для конкурентоспособности обоснована теоретическими и эмпирическими методами исследования.

Ключевые слова: здоровье, направленность на здоровый образ жизни, студенты экономических специальностей, конкурентоспособность выпускника вуза.

Future economists’ orientation on a healthy way of life is viewed as a constituent part of their future competitiveness on a labour market. Significance of orientation on a healthy way of life for competitiveness is substantiated by theoretical and empirical methods.

Keywords: health, orientation on a healthy way of life, students of economics, graduator’s competitiveness.

Неопределенность и нестабильность российского общества выдвигают новые требования к процессу профессиональной подготовки студентов в условиях вуза. Одним из главных структурных компонентов компетентности выпускников является конкурентоспособность. Реализация выпускниками вузов своего потенциала на рынке труда зависит от многих личностных характеристик. Ряд современных авторов в своих исследованиях неоднократно обращаются к отдельным качествам личности, которые косвенно являлись составляющими конкурентоспособности и характеризовали ее с различных сторон. К ним относятся: саморазвитие, самоопределение, самоактуализация, высокая мотивация достижения, адаптация к изменяющимся условиям, социализация, эмоциональная компетентность и рефлексия, поведенческая гибкость, толерантность, сотрудничество, целеустремленность и целеполагание, способность к принятию решений, активность, мобильность, настойчивость и др.

Соглашаясь с мнением В.И. Шаповалова, мы считаем, что конкурентоспособность включает в себя все указанные качества, каждое из которых отражает определенную значимую сторону изучаемого понятия, но при этом к ним не сводится [7, с. 21].

На процесс формирования данной способности влияет множество показателей. Одним из значимых факторов и составляющих конкурентоспособности специалиста является, на наш взгляд, направленность личности на здоровый образ жизни. С.И. Жданов в своих исследованиях указывает, что сочетание беспрецедентных темпов социальных трансформаций с развитием технико-технологиче-ский достижений оказывает сильнейший прессинг на человека, вызывая стрессы и увеличивая объем общих и специфических заболеваний. Разделяя мнение Б.Г. Ананьева, он считает, что социальная психическая напряженность детерминирует систематическое неэкономичное использование резервов организма человека и приводит, в конечном счете,

к тотальному снижению его психофизиологического потенциала и выводит проблему здоровья на уровень задачи общества [4, с. 4].

Исследования В.З. Кучеренко и Н.М. Агаркова показывают: чем ниже уровень мотивации здоровья среди населения, тем ниже показатели здоровья и уровень благосостояния. Они указывают, что в современных условиях болезнь является причиной 75 % невыходов на работу. Следовательно, у больных больше шансов стать безработными, чем у здоровых. Поэтому гораздо выгодней работодателю принимать на работу здоровых лиц, чем больных с низким уровнем здоровья. Население должно понять, что здоровье - это бесценное социальное качество, которое нужно формировать, развивать и преумножать [6].

С.А. Батрымбетова в своих исследованиях констатирует, что неудовлетворительное питание, нарушение в режиме обучения, высокие учебные нагрузки, недостатки в организации физкультурно-оздоровительной работы, низкий уровень гигиенических знаний у учащихся, интенсификация учебного процесса, нарастание объема информации, гиподинамия, пассивные формы отдыха, повышение требований к качеству подготовки молодого специалиста, практически полное прекращение финансирования профилактического направления в здравоохранении привели к росту заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дезадаптации учащейся молодежи и, в частности, студентов учреждений высшего профессионального образования [1, с. 15].

Ориентированность на поддержание высокого уровня всех функциональных систем организма, регулярные занятия физической культурой позволят выпускникам сохранить активную позицию в профессиональной деятельности, на рынке труда, а также в повседневной жизни. Студентам экономических специальностей в первую очередь необходимо осознание ценности здоровья. Их будущая профессиональная деятельность предполагает высокую и длительную концентрацию внимания, значительный объем работы с документами и оргтехникой, т. е. в целом малоактивный образ жизни и перманентное мышечное напряжение.

Направленность на здоровый образ жизни может быть раскрыта содержательно при помощи родового (направленность) и видовых признаков (на здоровый образ жизни). Под «направленностью» Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко понимают устойчивую устремленность

мыслей, чувств, желаний, поступков человека, которая является следствием доминирования ведущих мотиваций [6, с. 239]. При условии внутреннего принятия ценности здоровья, ориентации на поддержание физического и эмоционального благополучия студент может достичь необходимого духовного баланса. Эмоциональное равновесие, в свою очередь, неразрывно связано с адекватностью и устойчивостью самооценки личности. Следовательно, уверенность в собственных силах, четкое осознание имеющихся возможностей позволит студенту быть конкурентоспособным, успешно реализовываться, постоянно развиваться.

К сожалению, как показывают многочисленные исследования, высшее образование было ориентировано на профессиональную подготовку в ущерб здоровью личности, результатом чего явился крайне низкий уровень здоровья студента, высокий уровень хронической патологии, включая скрытый характер заболеваемости, распространенность состояний дезадаптации и функционального напряжения на отягощающем фоне саморазрушительного поведения - табакокурения, алкоголизации, наркотизации, беспорядочных незащищенных половых связей [4, с. 5]. При этом в настоящее время большинство студентов пренебрежительно относятся к диагностике состояния здоровья, профилактическим мерам и поддержанию его высокого уровня.

Соглашаясь с мнением Е.И. Глебовой, мы считаем, что в настоящий момент теория и практика здоровьесберегающего образования находится на начальном этапе своего становления. Решение вопросов здоровьесбережения участников образовательного процесса вызывает значительные затруднения как у педагогов, так и у студентов. Это связано с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки, отсутствием непрерывного и последовательного обучения сохранению здоровья. Крайне важным является переход от восстановления утраченного здоровья к его сбережению, созданию и сотворению собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровьетворче-ства [3, с. 4].

Несмотря на отсутствие единой трактовки понятия «здоровье», ученые едины во мнении что, современному обществу характерны: 1) низкая культура здоровья; 2) отсутствие единой системы формирования культуры здо-

Теория и методика профессионального образования

ровья в здравоохранении и образовании: так, главной задачей здравоохранения является лечение больных; школа основной целью ставит предметное обучение, при этом недостаточно уделяет внимание овладению навыками культуры здоровья; 3) отсутствие знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья; 4) недостаточно глубоко определен уровень предварительных знаний студентов в области культуры здоровья [2, с. 4].

Для изучения направленности личности студентов на здоровый образ жизни нами был проведен опрос. Студентам-экономистам второго курса дневного отделения Южно-Ураль-ского государственного университета факультета «Права и финансов» был предложен ряд вопросов относительно диагностики, применяемых профилактических мер и поддержания имеющегося уровня здоровья. По итогам опроса были получены следующие данные.

Абсолютное большинство студентов (81,7 %) считают значимой диагностику уровня здоровья; 18,3 % полагают, что диагностика не имеет особого значения. Опрошенных, утверждающих, что процедура диагностики неважна, зафиксировано не было.

Также основная масса студентов-эконо-мистов (73,4 %) уверены, что необходима пропаганда здорового образа жизни, и лишь 26,6 % опрашиваемых с этим не согласны.

На вопрос «Считаете ли вы, что направленность личности на здоровый образ жизни повышает ее конкурентоспособность на рынке труда?», большинство студентов (56,5 %) дали положительный ответ; 34,7 % считают этот фактор не имеющим особенного значения, и 8,8 % - полагают, что направленность личности на ЗОЖ и конкурентоспособность не связаны.

На вопрос «Связаны ли между собой состояние здоровья человека и уровень его благосостояния?», мнения студентов разделились. Хотя большинство опрашиваемых (47,2 %) дали положительный ответ; 16,4 % затрудняются ответить и 36,4 % полагают, что состояние здоровья человека и уровень его благосостояния не связаны.

Постоянно и систематически диагностируют функциональное состояние всех систем организма 6,3% обучаемых, выполняют данную процедуру нерегулярно 93,7%. Также по данному вопросу были получены многочисленные комментарии: студенты считали, что отсутствие информации о состоянии здоровья позволяет сохранять адекватный уровень тре-

вожности и беспокоиться только в случае крайней необходимости.

Студентов, игнорирующих данную процедуру в полном объеме, выявлено не было. На наш взгляд, последний факт связан с тем, что в вузе введено обязательное профессиональное медицинское освидетельствование в период сессии, таким образом, каждый студент имеет возможность диагностировать состояние здоровья у нескольких специалистов.

Постоянно прибегают к профилактике заболеваний 7,8 % студентов, нерегулярно проводят профилактические мероприятия 43,5 %, не прибегают к профилактическим мероприятиям 48,7 % опрошенных.

' Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что будущие экономисты осознают связь конкурентоспособности специалиста с состоянием его здоровья. При этом теоретически они осознают необходимость диагностики состояния здоровья, проведения профилактических мер по его оптимизации. На практике же выявляется незрелое отношение к данной ситуации, восприятие здоровья как неизменной природной данности, что подтверждается результатами проведенного опроса.

Таким образом, направленность, ориентированность мыслительных процессов, поступков и доминирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов присутствует только на уровне осознания необходимости таковой. На практический же уровень диагностики состояния здоровья и проведения профилактических мероприятий студенты не выходят совсем или делают это фрагментарно и бессистемно.

Будущие экономисты лишь теоретически осознают негативное влияние гиподинамии, неизбежно сопровождающей их профессиональную деятельность. Практический же уровень по ряду причин будущими экономистами не достигается. Одним из приемов формирования направленности на здоровый образ жизни, влияющей на конкурентоспособность студентов экономических специальностей, может быть личный пример преподавателя, а также авторитетных для студенческой среды личностей, достигших успеха в данной области. Поддержание физической и эмоциональной активности оказывает влияние, в свою очередь, и на социальную активность субъектов образовательного процесса. Следовательно, одной из важных задач педагога является формирование направленности обучаемых на

здоровый образ жизни, являющейся одним из главных факторов конкурентоспособности выпускника вуза. Обобщая вышесказанное, мы считаем, что переломить сложившуюся ситуацию можно только с помощью «здраво-созидающей», «здоровьетворящей» педагогики, а именно - путем формирования у подрастающего поколения устойчивой направленности на здоровый образ жизни. Бесспорно, одной из важных задач профессионального образования должно стать формирование у студента активной субъектной позиции оздоровительной направленности, основанной на осознании самим студентом непреходящей ценности здоровья и овладении технологиями здоровьесохранения.

Литература

1. Батрымбетова, С.А. Медико-социальная характеристика студентов и научное обоснование концепции охраны здоровья: дис.... канд. мед. наук / С.А. Батрымбетова. -М.: Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН, 2008. - 302 с.

2. Борисова, Л.П. Формирование культуры здоровья студентов педагогического вуза при освоении образовательной программы

«Безопасность жизнедеятельности»): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук /Л.П. Борисова. -СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена,

2007.-20 с.

3. Глебова, Е.И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Глебова. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. - 182 с.

4. Жданов, С.И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности: дис. ... канд. пед. наук/ С.И. Жданов. - Оренбург: Уральский гос. ун-т физкультуры, 2009. -179 с.

5. Кучеренко, В.З. Физиологические основы здорового образа жизни / В.З. Кучеренко, Н.М. Агарков. - http://www.it-med.ru/library/f/ fiziologicheskie. htm

6. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.

7. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Шаповалов. - Ярославль: Изд-во Ярославского гос. педагогич. ун-та,

2008. - 42 с.

Поступила в редакцию 25 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.