Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ'

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина О.В.

В статье проанализировано понятие направленности как интегральной характеристики личности и актуальность его изучения в контексте социокультурных изменений в системе современного высшего образования. На основе изучения структурной взаимосвязи субъект-объектных, ценностных ориентаций и типологических характеристик, выделенных в теории К. Г. Юнга, выявлены факторы, получившие обозначение различных видов направленности личности. В результате сравнительного анализа установлена специфика профиля направленности у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудыхина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION OF THE PERSONALITY: STRUCTURAL COMPONENTS AND SUBSTANTIAL DIFFERENCES AT STUDENTS OF DIFFERENT PROFILES OF TRAINING

In article the concept of an orientation as integrated characteristic of the personality and relevance of its studying in the context of sociocultural changes in system of modern higher education is analysed. On the basis of studying of structural interrelation of the subject - the object, valuable orientations and K. G. Jung’s typological characteristics the factors designated of different types of an orientation of the personality are revealed. As a result of the comparative analysis specifics of a profile of an orientation at students of a human and natural-science profile of training are established.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

О. В. РУДЫХИНА, кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) olga.rudykhina @yandex. ru

В статье проанализировано понятие направленности как интегральной характеристики личности и актуальность его изучения в контексте социокультурных изменений в системе современного высшего образования. На основе изучения структурной взаимосвязи субъект-объектных, ценностных ориента-ций и типологических характеристик, выделенных в теории К. Г. Юнга, выявлены факторы, получившие обозначение различных видов направленности личности. В результате сравнительного анализа установлена специфика профиля направленности у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения.

In article the concept of an orientation as integrated characteristic of the personality and relevance of its studying in the context of sociocultural changes in system of modern higher education is analysed. On the basis of studying of structural interrelation of the subject — the object, valuable orientations and K. G. Jung's typological characteristics the factors designated of different types of an orientation of the personality are revealed. As a result of the comparative analysis specifics of a profile of an orientation at students of a human and natural-science profile of training are established.

Ключевые слова: субъектный подход, субъект-объектные ориентации, ценностные ориентации, индивидуально-типологические характеристики, направленность, профиль обучения

Key words: subject approach, the subject-object orientations, valuable orientations, individual and typological characteristics, an orientation, a training profile

В современном обществе происходят кардинальные изменения, оказывающие существенное влияние на систему образования. Так, сегодня культивируются ценности свободы, самоопределения, достижения независимости в различных сферах жизнедеятельности. На фоне этих особенностей современной культуры в систему высшего образования вводятся новые образовательные стандарты, вносящие в нее значительные структурные изменения. Однако эти нововведения, оказывая влияние на личностные особенности студентов, не сопровож-

даются преобразованиями подхода педагогов к взаимодействию с ними. Это обусловлено отсутствием учета индивидуально-психологического своеобразия студентов в процессе обучения и отношением к ним как пассивным участникам образовательного процесса, основной задачей которых является получение профессиональных знаний. В этой связи является актуальным исследование интегральных характеристик личности студентов вуза, отражающих особенности их системы отношения к различным предметам и явлениям окружающей действи-

тельности. В качестве данного показателя можно рассматривать направленность как системообразующее свойство личности, характеризующее доминирующее отношение к различным жизненным явлениям и определяющее ее жизненный путь [3].

Исследователями установлено, что направленность объединяет особенности по-требностно-мотивационной сферы, эмоциональные связи человека с действительностью, интересы, убеждения [3; 5]. Однако для понимания сущности данного понятия требуется конкретизация его компонентов, что можно осуществить при обращении к субъектному подходу.

В субъектном подходе человек рассматривается в качестве активного участника процесса собственной жизни [1; 2; 5]. Например, в центре исследований Е. Ю. Коржовой находятся субъективные отношения человека к различным аспектам его жизнедеятельности, раскрывающиеся в показателях субъект-объектных ориентаций как особенностях его субъектного потенциала [1; 2]. Автором введено, а также теоретически и эмпирически обосновано понятие субъект-объектных ориентаций, обозначающее базовые жизненные ориентации, являющиеся «...более интегральным понятием по отношению к ценностным, смысложизненным, жизненным ориентациям» [2, с. 152].

На наш взгляд, в качестве компонентов структуры направленности, кроме показателей субъект-объектных ориентаций, необходимо рассматривать терминальные и инструментальные ценности, конкретизирующие отношение человека к различным социальным явлениям и определяющие его ориентацию на определенные цели и средства достижения этих целей.

Также немаловажным для понимания структуры направленности является анализ характеристик, отражающих психологические установки человека по отноше-

Исследователями установлено, что направленность объединяет особенности потребностно-мотиваци-онной сферы, эмоциональные связи человека с действительностью, интересы, убеждения.

нию к окружающей действительности и критерии, которые он использует при восприятии социальных объектов и принятии решений в жизненных ситуациях. В данном аспекте интересны индивидуально-типологические особенности, выделенные в теории К. Г. Юнга, которые не только характеризуют особенности познавательной позиции личности по отношению к объектам окружающего мира [7], но и обнаруживают связь с ценностно-моти-вационными особенностями личности [4].

Наряду с изучением компонентов направленности личности важно определить специфику этой общей структуры у студентов разной профессиональной направленности, чтобы эффективно реализовать индивидуальный подход в образовательном пространстве вуза.

Итак, целью данного исследования стало определение структуры взаимосвязи показателей субъект-объектных ори-ентаций с индивидуально-типологическими характеристиками и особенностями ценностных ориентаций, а также установление различий в направленности у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей.

Были использованы следующие методики: опросник жизненных ориентаций для определения показателей и типов субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (Е. Ю. Коржова) [1]; опросник «Психологический портрет» для определения индивидуально-типологических характеристик, выделенных в теории К. Г. Юнга (Д. Кейрси, в адаптации Б. В. Овчинникова, И. М. Владимировой, К. В. Павлова) [4], методика «Ценностные ориентации» для изучения ценностей М. Рокича (в адаптации А. Гоштау-таса, А. А. Семенова, В. А. Ядова).

В исследовании приняли участие студенты РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, в возрасте от 17 до 22 лет (всего 310 человек).

Для обработки эмпирических данных были использованы: сравнительный анализ ^-критерий Стьюдента для независи-

мых выборок), процедура factor scores (определение нагрузок испытуемых по каждому из факторов), факторный анализ с помощью метода главных компонент (вращение — нормализованный ва-римакс), реализованные с помощью стандартизированного пакета программ STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Exel в среде Windows 7.

Рассмотрим результаты исследования.

В процессе обработки данных по методике М. Рокича нами была проведена факторизация терминальных и инструментальных ценностей с целью определения структуры взаимосвязанных между собой ценностей и, как следствие, более интегрированного описания ценностных предпочтений исследуемой выборки. На выборке из 310 человек была получена пятифакторная модель терминальных ценностей и пятифакторная модель инструментальных ценностей, подробное описание которых представлено в ранее проведенном нами исследовании [6].

Факторный анализ показал, что факторная структура терминальных ценностей испытуемых определяется пятью факторами, объясняющими 50,91 % общей дисперсии:

3 «Стремление к близким межличностным отношениям» (информативность 12,17 %);

3 «Стремление к достижениям в материальной сфере» (10,64 %);

3 «Стремление к стабильности и самосохранению» (10,99 %);

3 «Стремление к свободе и необременительному времяпрепровождению» (8,44 %);

3 «Стремление к достижениям во внешнем мире» (8,67 %).

Факторная структура инструментальных ценностей испытуемых определяется пятью факторами, объясняющими 48,67 % общей дисперсии:

3 «Стремление к осторожным действиям» (12,18 %);

3 «Стремление учитывать чувства и взгляды других людей» (9,79 %);

3 «Стремление к высоким притязаниям и требовательности» (9,93 %);

3 «Стремление к самодисциплине и продуктивности» (9,15 %);

3 «Стремление к рациональным действиям» (7,61 %).

Для определения соотношения показателей субъект-объектных ориентаций, ценностных предпочтений и типологических особенностей, выделенных в теории К. Г. Юнга, как компонентов направленности, был проведен факторный анализ. В результате были определены пять факторов, объясняющих 58,72 % общей дисперсии (см. таблицу 1).

Факторная структура разных видов направленности (n = 310)

Таблица 1

№ п/п Фактор Вес фактора Доля объяснимой дисперсии (в %) Переменная, входящая в состав фактора Факторная нагрузка переменной

1 Направленность на самоорганизацию собственной жизнедеятельности 4,17 17,37 «Б» 0,620

«N1» -0,620

«т» 0,686

«Р» -0,686

«и» 0,845

«Р» -0,845

«°л» 0,571

Стремление к самодисциплине и продуктивности2 0,420

Окончание табл. 1

№ п/п Фактор Вес фактора Доля объяснимой дисперсии (в %) Переменная, входящая в состав фактора Факторная нагрузка переменной

2 Направленность на самоизменение, самосовершенствование и творчество 3,95 16,47 «Б» -0,449

«N1» 0,449

«О» 0,887

«°и» 0,783

«ОО» 0,555

«ОП» 0,725

«ОТ» 0,949

3 Направленность на освоение внутреннего мира 2,41 10,03 «Б» -0,948

«I» 0,948

«ОО» 0,515

4 Направленность на пассивное времяпрепровождение 1,71 7,12 Стремление к достижениям в материальной сфере1 -0,400

Стремление к стабильности и самосохранению1 0,575

Стремление к достижениям во внешнем мире1 -0,430

Стремление к высоким притязаниям и требовательности2 -0,793

5 Направленность на достижение независимости в суждении и поведении 1,85 7,72 «Т» 0,512

«Б» -0,512

Стремление к близким межличностным отношениям1 -0,430

Стремление к свободе и необременительному времяпрепровождению1 0,553

Стремление учитывать чувства и взгляды других людей2 -0,678

Условные обозначения

Типологические характеристики:

«Б» — экстраверсия; «I» — интроверсия; «Б» — ощущение; «N1» — интуиция;

«Т» — мышление; «Б» — чувство; «и» — рациональность; «Р» — иррациональность.

Показатели субъект-объектных ориентаций:

«О»—общий показатель субъект-объектных ориентаций; «Ои» — показатель трансситуационной изменчивости; «Ол» — показатель трансситуационного локуса контроля; «ОО» — показатель трансситуационной направленности освоения мира; «Оп» — показатель трансситуационной подвижности; «От» — показатель трансситуационного творчества.

1—обозначение факторных оценок, вычисленных в результате факторного анализа терминальных ценностей; 2 — обозначение факторных оценок, вычисленных в результате факторного анализа инструментальных ценностей по методике М. Рокича.

Первый фактор «Направленность на самоорганизацию собственной жизнедеятельности» (17,37 %) характеризует выраженное стремление к планированию, контролю, рациональной организации сво-

ей жизни, ориентацию на реальные события.

Второй фактор «Направленность на самоизменение, самосовершенствование и творчество» (16,47 %) обозначает ори-

ентацию на создание целостной картины происходящего, стремление к самоизменению, внутреннему росту, предпочтению новых жизненных ситуаций и в целом активной жизненной позиции.

Третий фактор «Направленность на освоение внутреннего мира» (10,03 %) отражает интерес к внутреннему миру, стремление к его освоению, самосовершенствованию и маловыраженное стремление к самоосуществлению во внешнем мире.

Четвертый фактор «Направленность на пассивное времяпрепровождение» (7,12 %) характеризует ориентацию на сохранение своего физического и духовного потенциала в процессе жизнедеятельности и отсутствие стремления к самореализации и достижениям.

Пятый фактор «Направленность на достижение независимости в суждении и поведении» (7,72 %) характеризует ориентацию на познание объективной информации и стремление к независимому поведению.

Таким образом, исходя из полученной факторной структуры, можно выделить разные виды направленности, каждый из которых отражает разную меру взаимосвязи показателей субъектного потенциала, ценностных и типологических характеристик. Кроме того, анализ данной факторной структуры позволяет выделить направленность, характеризующую наиболее высокий уровень нравственно-ценностного развития личности. В частности, во втором факторе выраженность функции «интуиция» в структуре психологического типа связана с проявлением субъектной позиции по отношению к собственной жизни, стремлением к самоизменениям и самосовершенствованию, предпочтением новых жизненных ситуаций, творческой жизненной позиции. Отсюда следует, что выраженность этого вида направленности характеризует проявление интереса к познанию и развитию своего внутреннего мира, опору на интуитивный способ восприятия и проявле-

ние творчества в созидании собственной жизни.

Проанализируем специфику выявленных видов направленности применительно к студентам разного профиля обучения (см. диаграмму и таблицу 2 на с. 74).

Профиль видов направленности у студентов разных профилей обучения

0,20 0,15 0,10 0,05 0,00 -0,05 -0,10 -0,15 -0,20

-0,25

Гуманитарный профиль обучения: студенты факультетов социальных наук, философии, филологии (п = 120)

Естественнонаучный профиль обучения: студенты факультетов физики, безопасности жизнедеятельности (п = 95)

Условные обозначения:

1 — «Направленность на самоорганизацию собственной жизнедеятельности» ;

2—«Направленность на самоизменение, самосовершенствование и творчество»;

3—«Направленность на освоение внутреннего мира»;

4—«Направленность на пассивное времяпрепровождение»;

5—«Направленность на достижение независимости в суждении и поведении».

Представленные результаты свидетельствуют о том, что между студентами разных профилей обучения имеются значимые различия в направленности. Так, для студентов гуманитарного профиля, в отличие от студентов естественнонаучного профиля, в большей степени характерна активная жизненная позиция, проявляющаяся в ориентации на самопознание, проявление творчества и самореализацию в новых жизненных ситуациях. Студенты естественнонаучного профиля, наоборот, большее значение придают внешним событиям собственной жизни, стремятся к освоению практической деятельности.

Данные различия показывают, что студенты гуманитарного профиля стремятся максимально реализовать свои потенциальные возможности и в большей сте-

Таблица 2

Различия в видах направленности у студентов разных профилей обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид направленности а, а в группе с гуманитарным профилем (п = 120) а, а в группе с естественнонаучным профилем (п = 95) Значимые различия

Направленность на самоорганизацию собственной жизнедеятельности -0,097 ± 1,02 0,051 ± 1,02 —

Направленность на самоизменение, самосовершенствование и творчество 0,136 ± 1,11 -0,154 ±0,88 t = 2,08; р < 0,05 ЭМП. ' ' 1 '

Направленность на освоение внутреннего мира 0,113 ± 1,04 -0,187 ± 0,96 ? = 2,17; р< 0,05 ЭМП.

Направленность на пассивное времяпрепровождение -0,092 ± 1,04 0,171 ± 0,82 ? = -2,02; р < 0,05 ЭМП.

Направленность на достижение независимости в суждении и поведении 0,025 ± 1,05 0,065 ± 0,97 —

Условные обозначения:

а — среднее значение показателя вида направленности;

а — стандартное отклонение показателя вида направленности;

^мп— эмпирическое значение критерия ?-Стьюдента для независимых выборок.

пени достичь актуализации в нематериальных формах, а для студентов естественнонаучного профиля характерны стремление к стабильности в своей жизни и ориентация на сохранение своего личностного потенциала. Отсюда следует, что психологические особенности студентов взаимосвязаны со спецификой обучения и характеризуют глубинные уровни психологической структуры их личности, связанные с системой их отношения к различным жизненным явлениям и ситуациям.

Таким образом, представленное исследование не только вносит вклад в изучение структурных и содержательных

компонентов направленности и ее классификации, но и показывает необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза программ, ориентированных на формирование вида направленности, интегрирующего особенности субъектного потенциала, ценностные ориентации и индивидуально-типологические особенности личности. Это будет способствовать формированию активной и созидательной ценностно-нравственной позиции студентов вуза по отношению к различным социальным явлениям и развитию у них субъектной позиции, в том числе в сфере профессиональной реализации.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Е. Ю. Коржова. — СПб., 2001. — 43 с.

2. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Изд-во РХГА, 2006. — 384 с.

3. Ломов, Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности / Б. Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб. : Питер, 2002. — С. 105—110.

4. Овчинников, Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников, И. М. Владимирова, К. В. Павлов. — СПб. : Речь, 2003. — 288 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; сост. : А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.

6. Рудыхина, О. В. Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей : дис. ... канд. психол. наук / О. В. Рудыхина. — СПб., 2013. — 212 с.

7. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг ; пер. с нем. — М. : АСТ ; АСТ Москва ; Хранитель, 2008. — 761 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е. Л. КАРАМАН, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Луганского национального университета им. Тараса Шевченко pk-lnpu@mail.ru

В статье представлен профессиональный портрет социального педагога пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних, основными компонентами которого являются: научно-теоретические знания (по истории, нормативно-правовой основе, теории и практике социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными); практические умения (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные); психофизиологические качества (сформированность психических процессов, уравновешенность эмоционально-волевых проявлений, нервно-психическая подвижность и физическая активность); психологические качества (развитость потенциалов личности на всех сферах).

The article defines the professional portrait of the social pedagogue of a peniteniary establishment for the juvenile, whose main structural content is presented by scientific and theoretical knowledge (of history, regulatory foundations, theory, technology and practice of social and pedagogical work with juvenile criminals); practical skills (gnostic, project, constructive, organizational, and communicative); psychophysiological qualities (integrity of psychic processes, balance of emotional and determination manifestations, nervous and psychic mobility, and physical activity); psychological qualities (development of personality potentials in all spheres).

Ключевые слова: профессиональный портрет, социальный педагог, научно-теоретические знания, практические умения, психофизиологические и психологические качества

Key words: professional portrait, social pedagogue, scientific and theoretical knowledge, practical skills, psychophysiological and psychological qualities

Одним из ведущих средств достижения цели пенитенциарного процесса — ресоциализации осужденных— Уголовно-исполнительным кодексом

(УИК) Украины определена социально-воспитательная (социально-педагогическая) работа. Следовательно, ключевой фигурой в достижении заявленной цели яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.