5. Litvinova T. N., Mel'nikova E. D., Solov'eva M. V. Iz opyta sostavleniya programmy dlya mediko-biologicheskih klassov // Himiya v shkole. 2008. № 1. S. 39-47.
6. Myznikova A. V., Gavronskaya Yu. Yu. Individualizaciya samostoyatel'noj raboty po himii kursantov medicinskih special'nostej voennogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015.-№ 2. Rezhim dostupa: URL: http://www.science-education.ru/129-22033 (data obrashcheniya: 07.10.2015)
7. Naronova N. A. Ctrukturno-funkcionaTnaya model' formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii u stu-dentov medicinskoj akademii v processe izucheniya uchebnoj discipliny «himiya» // Izvestiya Rossi-jskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2013. № 161. S. 186-191.
8. Popkov V. A., Golovin N. V. Sovremennye tendencii razvitiya innovacionnogo podhoda k problemam pedagogicheskih aspektov obrazovaniya pri izuchenii integrirovannogo kursa himii v medicinskih vuzah // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2012. № 4. S. 63-71.
9. Saushkina E. A., Gribakina L. V. Analiz i korrekciya bazisnyh znanij po himii na pervom kurse medicinskogo vuza // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2012. № 4. S. 210-212.
10. Urusova Z. M. Lichnostno-orientirovannyj podhod kak strategiya sovremennogo obrazovatel'nogo processa // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. № 2. S.132-137.
О. В. Рудыхина
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУБъЕКТНОСТИ
В данной работе представлено исследование субъектности студентов в связи с особенностями их когнитивно-стилевой и ценностно-мотивационной сфер. Обнаружены особенности проявления субъектности у студентов с гуманитарным и естественнонаучным профилями обучения. Полученные результаты свидетельствуют о специфике субъектного потенциала у студентов педагогического вуза в связи с их профилем обучения.
Ключевые слова: субъектность, субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, интеллектуальные стили, типы ценностей.
O. В. Rudykhina
INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL PROFILE AT STUDENTS OF PEDAGOGICA L HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH DIFFERENT INDICATORS OF SUBJECTIVITY
In this work research of subjectivity of students in connection with features of their cognitive and style and valuable and motivational spheres is presented. Features of manifestation of subjectivity are found in students with humanitarian and natural-science profiles of training. The received results testify to specifics of subject potential at students ofpedagogical higher education institution in connection with their profile of training.
Keywords: subjectivity, the subject — object orientations in life situations, intellectual styles, types of values.
В образовательном пространстве современного вуза происходят существенные преобразования, затрагивающие все уровни — от
изменения образовательных стандартов до организации процесса обучения студентов. В связи с этим возрастает необходимость
определения психологических факторов, способствующих адаптации к данным изменениям и продуктивной реализации личностного потенциала студентов в данных условиях.
Целесообразным является обращение к субъектному подходу, в котором человек рассматривается в качестве активного участника собственной жизни [2; 4; 6]. Так, Е. Ю. Кор-жова обосновала, что способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности, то есть быть ее субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности [4]. Ею введено, теоретически и эмпирически обосновано понятие «субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях», характеризующее базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций.
Для продуктивной реализации принципов субъектного подхода в вузе необходимо определить психологические особенности, способствующие развитию субъектности. В качестве таковых можно рассматривать ценности, поскольку они характеризуют избирательное отношение к окружающей действительности и детерминируют процесс познания человеком социального мира [5], и интеллектуальные стили, отражающие индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации и способы ее разрешения, характеризующие не только специфику познавательных процессов, но и отражающие содержательные психологические особенности [7].
Рассматриваемая проблема приобретает особую актуальность в вузе с разными профилями обучения, специфику которых также важно учитывать с целью более глубокого понимания факторов актуализации и развития субъектной позиции.
Итак, цель данного исследования — определить различия в показателях интеллектуальных стилей и типах ценностей у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения с разной степенью субъ-ектности.
Для реализации поставленной цели была разработана программа исследования, в рамках которой использованы следующие методики: «Опросник жизненных ориентацию» для определения показателей и типов субъект-объектных ориентацию в жизненных ситуациях (Е. Ю. Коржова) [4]; опросник «Стиль мышления» для диагностики интеллектуальных стилей (А. Харрисон и Р. Брэмсон, в адаптации А. А. Алексеева и Л. А. Громовой) [1]; методика «Опросник ценностей» для диагностики типов ценностей (Ш. Шварц, в адаптации В. Н. Каран-дашева) [3].
В исследовании приняли участие студенты РГПУ им. А. И. Герцена факультетов философии, социальных наук, филологии, коррек-ционной педагогики (n = 154) и факультетов физики, безопасности жизнедеятельности (n = 97), в возрасте от 17 до 22 лет.
Для обработки эмпирических данных был использован t - критерий Стьюдента для независимых выборок, реализованный с помощью программы STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Exel в среде Windows 7.
Рассмотрим результаты исследования.
В первую очередь проанализируем индивидуально-психологические особенности студентов с объектной и субъектной ориентациями в группах с гуманитарным и естественнонаучным профилями обучения.
В группе с гуманитарным профилем обнаружены значимые различия в показателях интеллектуальных стилей у студентов с объектной и субъектной ориентациями. Выявленные различия показывают, что субъектно-ориентированные студенты гуманитарного профиля отличаются выраженностью синтетического стиля, для которого характерен интегративный подход при решении проблемы, и идеалистического стиля, отражающего стремление к широкому взгляду на проблему (табл. 1). В сравнении с ними объектно-ориентированные студенты характеризуются достоверно высокими показателями реалистического стиля, проявляющегося в ориентации на учет фактов и полу-
чение практически значимого результата при решении проблемы. Данные связи можно объяснить тем, что субъектная ориентация проявляется в активной жизненной позиции,
сущности которой близки ориентации синтетического и идеалистического стилей на обсуждение и преобразование проблемной ситуации.
Таблица 1
Значимые различия в средних значениях интеллектуальных стилей между группами с объектной и субъектной ориентациями у студентов гуманитарного профиля
Наименование интеллектуального стиля а, с в группе с объектной ориентацией (п = 10) а, с в группе с субъектной ориентацией (п = 61) Значимые различия (эмпирическое значение критерия t — Стьюдента)
Синтетиче ский 45,60 ± 5,39 52,21 ± 6,15 t = 3,19; р < 0,01 эмп ' ' Г — '
Иде алистиче ский 51,60 ± 8,07 55,90 ± 5,62 t = 2,10; р < 0,05 эмп ' ' Г — '
Реалистический 62,40 ± 4,59 54,80 ± 6,84 t = - 3,38; р < 0,001 эмп
Условные обозначения. Здесь и далее в таблицах:
а — среднее значение показателя; о — стандартное отклонение показателя.
Также были установлены особенности типов ценностей у студентов гуманитарного профиля с разными показателями субъектности (табл. 2).
Таблица 2
Значимые различия в средних значениях типов ценностей между группами с объектной и субъектной ориентациями у студентов гуманитарного профиля
Наименование типа ценностей а, с в группе с объектной ориентацией (п = 10) а, с в группе с субъектной ориентацией (п = 61) Значимые различия (эмпирическое значение критерия t — Стьюдента)
«Само стоятельно сть» 20,60 ± 3,53 24,08 ± 4,24 t = 2,45; р < 0,05 эмп ' ' * — '
«Стимуляция» 7,60 ± 3,69 10,80 ± 4,55 t = 2,11; р < 0,05 эмп ' ' Г — '
«Гедонизм» 12,20 ± 3,94 8,80 ± 4,84 t = - 2,11; р < 0,05 эмп ' ' Г — '
«Власть» 13,70 ± 6,27 9,75 ± 5,71 t = - 1,99; р < 0,05 эмп
Представленный результат свидетельствует, что для студентов гуманитарного профиля с высокими показателями субъектности высоко значимыми являются ценности, отражающие стремление к новому, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Студенты данного профиля с низкими показателями субъектности в значимо большей степени ориентированы на получение удовольствия, достижения статуса, общественного признания.
Выявленные индивидуально-стилевые и ценностные различия можно рассматривать как согласованные между собой. Субъектно-ориентированным студентам гуманитар-
ного профиля свойственна направленность на познание нового, инициативность, что сочетается с выраженностью синтетического и идеалистического стилей, тесно связанных с интуицией [1] и, как следствие, преобразование проблемных ситуаций. Объектно-ориентированным студентам гуманитарного профиля свойственно стремление к конкретным достижениям (статус, престиж, авторитет) и получение удовольствия в процессе жизнедеятельности, что закономерно сочетается с большей выраженностью у них реалистического стиля, определяющего предпочтение фактов и четкого алгоритма решения проблемных ситуаций.
Далее рассмотрим значимые различия в ориентациями в группе с естественнонауч-индивидуально-психологических особенно- ным профилем (табл. 3, 4). стях у студентов с объектной и субъектной
Таблица 3
Значимые различия в средних значениях интеллектуальных стилей между группами с объектной и субъектной ориентациями у студентов естественнонаучного профиля
Наименование интеллектуального стиля а, с в группе с объектной ориентацией (п = 12) а, с в группе с субъектной ориентацией (п = 36) Значимые различия (эмпирическое значение критерия t — Стьюдента)
Аналитический 52,83 ± 7,37 57,53 ± 6,18 t = 2,17; р < 0,05 эмп ' ' * — '
Обнаруженные различия показывают, что субъектно-ориентированные студенты естественнонаучного профиля характеризуются большей степенью выраженности аналитического стиля, для которого характерен осторожный, тщательный, систематический анализ проблемных ситуаций. Возможно, данная стилевая специфика субъектно-ориентиро-ванных студентов естественнонаучного про-
филя обусловлена их профессиональной направленностью.
Выявленные различия в типах ценностей показывают, что для студентов естественнонаучного профиля с высокими показателями субъектности высоко значимыми являются ценности самостоятельности, инициативности, стремления к новизне (табл. 4).
Таблица 4
Значимые различия в средних значениях типов ценностей между группами с объектной и субъектной ориентациями у студентов естественнонаучного профиля
Наименование типа ценностей а, с в группе с объектной ориентацией (п = 12) а, с в группе с субъектной ориентацией (п = 36) Значимые различия (эмпирическое значение критерия t - Стьюдента)
«Само стоятельно сть» 19,33 ± 3,53 22,06 ± 4,24 t = 2,13; р < 0,05 эмп
«Стимуляция» 7,75 ± 4,33 11,00 ± 4,22 t = 2,29; р < 0,05 эмп
Данный результат согласуется с субъектной позицией, которая проявляется в творческой активности и ориентации на жизненные изменения. Представленные результаты свидетельствуют о специфике взаимосвязи субъ-ектности с индивидуально-психологическими особенностями с учетом профессиональной направленности, особенно ярко проявляющимися на когнитивно-стилевом уровне.
Для более глубокого понимания данных различий проанализируем особенности выраженности показателей субъект-объектных ориентаций у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей с выражен-
ностью субъектной позиции. Установлено, что субъектно-ориентированные студенты гуманитарного профиля отличаются от субъектно-ориентированных студентов естественнонаучного профиля более выраженным стремлением к самоизменению, предпочтению новых жизненных ситуаций, позиции жизненного творчества, а субъектно-ориен-тированные студенты естественнонаучного профиля — достоверно более высоким стремлением контролировать события собственной жизни, уверенностью в собственных силах справляться с жизненными обстоятельствами (табл. 5).
Таблица 5
Значимые различия в средних значениях показателей субъект-объектных ориентаций между студентами гуманитарного и естественнонаучного профиля с высокими показателями субъектности
Наименование показателя субъект-объектной ориентации а, с в группе студентов гуманитарного профиля с субъектной ориентацией (п = 61) а, с в группе студентов естественнонаучного профиля с субъектной ориентацией (п = 36) Значимые различия (эмпирическое значение критерия t — Стьюдента)
«Трансситуационная изменчивость» 5,56 ± 1,07 4,89 ± 1,06 t = 2,97; р < 0,01 эмп ' ' Г — ?
«Трансситуационный локус контроля» 2,66 ± 1,50 3,44 ± 1,30 t = - 2,62; р < 0,01 эмп ' ' Г — '
«Трансситуационная подвижность» 4,62 ± 1,28 3,64 ± 1,31 t = 3,62; р < 0,001 эмп ' ' Г — '
«Трансситуационное творчество» 9,10 ± 1,43 7,92 ± 1,50 t = 3,85; р < 0,001 эмп ' ' Г — ?
Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о наличии специфики субъектного потенциала студентов разного профиля обучения. Так, субъектность у студентов с гуманитарным профилем тесно связана с особенностями, отражающими процесс преобразования жизненных ситуаций, — интеллектуальные стили, связанные с интуитивным познанием; ценности, отражающие стремление к интеллектуальной активности и творчеству, что закономерно отражается в ориентации на изменение собственного внутреннего мира, стремлении к новым жизненным ситуациям и преобразованиям. Субъектность у студентов с естественнонаучным профилем более тесно связана с особенностями, отражающими контроль над ситуациями собственной жизни, — аналитический стиль, определяющий
систематический подход к решению проблемных ситуаций; ориентация на ценности инициативности, интеллектуальной активности, преобразования, что закономерно отражается в стремлении контролировать события собственной жизни и уверенности в способности самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
Итак, результаты представленного исследования показывают, что субъектность проявляется на когнитивно-стилевом и цен-ностно-мотивационном уровне и имеет специфику проявления в зависимости от профессиональной направленности. В этой связи данная работа вносит вклад в понимание особенностей субъектного потенциала студентов педагогического вуза с учетом их индивидуально-психологических особенностей и профиля обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Эконом. шк., 1993. 352 с.
2. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
4. Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 43 с.
5. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
7. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
REFERENCES
1. Alekseev A. A., Gromova L. A. Pojmite menja pravil'no, ili Kniga o tom, kak najti svoj stil' mysh-lenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi. SPb.: Jekonom. shk., 1993. 352 s.
2. Brushlinskij A. V. Psihologija sub#ekta / Otv. red. prof. V. V. Znakov. M.: Institut psihologii RAN; SPb.: Aletejja, 2003. 272 s.
3. Karandashev V. N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.
4. Korzhova E. Ju. Psihologicheskoe poznanie cheloveka kak sub#ekta zhiznedejatel'nosti: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2001. 43 s.
5. Mjasishhev V. N. Psihologija otnoshenij; pod red. A. A. Bodaleva / Vstupitel'naja stat'ja A. A. Boda-leva. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODJeK, 2003. 400 s.
6. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii / Sost. A. V. Brushlinskij, K. A. Abul'hanova-Slavska-ja. SPb.: Piter, 2002. 720 s.
7. Holodnaja M. A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma: Ucheb. posobie. M.: PER SJe, 2002. 304 s.
Т. А. Фленина, М. М. Семёнова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ЦЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Выполнено в рамках гранта РГНФ № № 16-06-00914 «Роль научных студенческих объединений в развитии психолого-педагогической науки в первой половине XX века»
В статье представлены результаты теоретического анализа проблем ценности научной деятельности обучающихся для общественного развития, ее особенностей, вклада в развитие психологической науки.
Ключевые слова: научная деятельность как ценность, университетская система образования, студенческие научные объединения, научные кружки, студенческие группы как исследовательские коллективы.
T. A. Flenina, M. M. Semjonova
THE SCIENTIFIC ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE LERNING HOW TO VALUE SOCIAL DEVELOPMENT
The article presents results of a theoretical analysis of the problems of significance of student's scientific activities for social development, its characteristics and contribution to the development of psychological science.
Keywords: scientific activity as a value, the university education system, student scientific associations, science clubs, student groups as the research teams.
Современное состояние отечественного обращения к прошлому опыту становления университетского образования, продолжаю- высшей школы. Эффективное и качественное щаяся модернизация настоятельно требуют образование и подготовку специалистов сле-